14 мая 1898 г. отец Гермоген был возведен в сан архимандрита, а 18 июля того же года назначен ректором Тифлисской Духовной семинарии, председателем Комитета Братства святого апостола Андрея Первозванного при Тифлисской Духовной семинарии и членом Общества восстановления православного христианства на Кавказе[ ]. Инспектором семинарии был назначен иеромонах Димитрий (Абашидзе). О них писал епископ Серафим (Мещеряков): «Святые отцы Гермоген и Димитрий совсем замолили учеников семинарии. Что-то будет. Я издали им рукоплещу и буду очень рад, если придется услышать, что это их воздействие не прошло бесследно »[ ]. 14 января 1901 г. в Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялась хиротония архимандрита Гермогена во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. Чин хиротонии возглавил митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский). Осенью 1902 г. епископ Саратовский Иоанн (Кратиров) был вызван в Санкт-Петербург для участия в заседаниях Св. Синода. В марте 1903 г. по невозможности управлять епархией по состоянию здоровья, он был уволен с Саратовской кафедры и назначен членом Московской Синодальной конторы и управляющим Московским Симоновым монастырем. 21 марта 1903 г. Преосвященный Гермоген был назначен епископом Саратовским и Царицынским. Довольно хорошо знавший его епископ Серафим (Мещеряков), не вполне сочувствовавший его аскетическому настроению и таким его качествам, как предпочтение церковного всему житейскому, но вполне отражавший общее умонастроение деятелей Высшего церковного управления, когда обязанностью архиерея виделась в основном административная деятельность, а его подвиг во образ великих святителей и учителей вселенских – исключительных аскетов, преобразивших свою душу с помощью Божией, – отходил, как незначительный, на второй план, – насмешливо писал об этом назначении митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану (Городецкому): «Гермоген – Саратовским; это ему за усердные молитвы. Достанется саратовским батюшкам; они такого фанатика религиозного еще не видели и не слыхали. Он им покажет, что значит архиерей-аскет!»[ ]

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

16 июня 1879 г. в связи с появлением в Баку большого числа православных работников на нефтепромыслах государь утвердил повсеместную подписку для сбора пожертвований на сооружение там храма. 17 марта 1886 г. был учрежден строительный комитет и главноначальствующим гражданской частью на Кавказе кн. А. М. Дондуковым-Корсаковым была выбрана площадь для постройки храма на возвышенном месте. 8 окт. 1888 г. закладку собора совершил экзарх Грузии архиеп. Палладий (Раев) в присутствии императора с семьей. На строительство из государственного казначейства было ассигновано 360 тыс. р. Надзор за ходом строительства осуществляли Д. Д. Буйнов и И. В. Гославский (с 1892), ученик М. Собор представлял собой гигантское (высота 81 м, длина 55,5 м, ширина 44 м, высота до купола 36 м), устремленное вверх центричное шатровое ярусное сооружение, рассчитанное на 1700 чел. План храма был близок к греческому кресту, на уровне 1-го яруса его окружала галерея с шатриками по углам, угловые части 2-го яруса завершались луковичными главками, над 3-м ярусом возвышался барабан с высоким мощным декоративным шатром, крытым железом, увенчанным медной золоченой луковичной главкой. С запада в храм вело открытое крыльцо под шатриком, над галереей по центральной оси поднималась невысокая звонница с шатровым верхом, в боковые приделы можно было пройти через крыльца под боковыми шатрами, их алтари находились под луковичными главками 2-го яруса. В постройке был использован местный черный и белый шемахинский камень. Богатый пластичный кирпичный декор включал наборные 3-частные наличники с навершием в виде тройного килевидного кокошника, кокошники и столбики различной формы, ширинки, бусины. Наиболее богато были декорированы барабан и основание шатра с полуциркульными проемами-слухами. Храм был украшен снаружи иконами и надписями. Внутри собора сложную систему сводов поддерживали 4 диагонально расположенных мощных угловых пилона. Главный 2-ярусный иконостас, как и боковые, был выполнен из кутаисского и других сортов мрамора и в центральной части увенчан мраморным шатром с золоченой главкой, напоминавшим силуэт собора. Расписывали собор художники М. М. Яровой и В. В. Шокорев. Колокола были отлиты на заводе П. Н. Финляндского в Москве. Строительство завершилось в 1898 г. Главный престол собора был освящен во имя св. Александра Невского экзархом архиеп. Флавианом (Городецким) 8 окт. 1898 г., боковые приделы были посвящены свт. Николаю и покровителю края ап. Варфоломею. Собор, получивший местное название «золоченая церковь», являлся главной городской доминантой. Уничтожен в 1936 г., на его месте построены 2 школы.

http://pravenc.ru/text/2562516.html

216 Погребен в первом этаже колокольни Андреевского собора г. Ставрополя. Могила в настоящее время утрачена.   Арсений (Смоленец Александр Иванович ; 1873–1937), епископ Приазовский и Таганрогский, – на Соборе председатель II отдела – «О приходе», член отдела «О церковной дисциплине», член ВВЦУ Юга России, кандидат богословия, кандидат права. Родился в Варшаве, в католической интеллигентской семье, в юности перешел в православие. Окончил варшавскую гимназию и в 1896 г. юридический факультет Варшавского Императорского университета со степенью кандидата права. Назначен младшим кандидатом на судебные должности при Тверском окружном суде. В 1897 г. по прошению переведен на родину и определен кандидатом на судебные должности при Ломжинском окружном суде, в 1898 г. назначен младшим контролером 1-го округа Варшавского акцизного управления, затем переведен на ту же должность в 7-й округ. В 1899 г. поступил вольнослушателем в Казанскую духовную академию, в 1900 г. зачислен студентом и, как имевший высшее образование, получил право пройти полный академический курс за два года, окончил академию со степенью кандидата богословия в 1902 г. В том же году епископом Чистопольским Алексием (Молчановым) пострижен в мантию, рукоположен во иеродиакона, затем в иеромонаха. С 1902 г. преподавал Священную историю, был помощником смотрителя Клеванского духовного училища Волынской епархии. С 1903 г. – инспектор Киевской духовной семинарии, включен в состав братии Киево-Печерской Лавры. С 1905 г. – ректор Александровской (Ардонской) миссионерской Духовной семинарии (Терская область), архимандрит. С 1907 г. – настоятель Белыничского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Могилевской епархии. 22 октября 1910 г. в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония во епископа Пятигорского, викария Владикавказской епархии, при участии митрополита Флавиана (Городецкого), архиепископа Тихона (Белавина) , архиепископа Ставропольского Агафодора, архиепископа Варшавского Николая и других святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

† Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Приближаются наши праздники, и в эти дни вспоминается особенно Ваш светлый образ. Грустно становится, что Вас нет в Холме. А Господу угодно было и усугубить нынче мою грусть: сегодня О. Гошовский 2 получил письмо от Пр. Маркелла 3 с известием, что Пр. Николая Алеутского 4 назначают в Симферополь, а в Америку – меня! На мое место в Холм – о. Германа 5 . Владыка Иероним 6 сими вестями поражен и недоволен. Думаю, что и Вы не порадуетесь за меня. Впрочем, да будет воля Божия! Помолитесь, Владыко Святый, о мне недостойном, немощном и малоопытном! С сыновним почтением и преданностью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 5 Сент Холм РГИА. ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 19–19об. Письмо Экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 23 Сентября 1898 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Когда письмо моё достигнет Кавказских гор, вероятно, я уже буду иметь указ о своём переводе в Америку. Владыка Иероним, несмотря на всё своё желание, не мог отстоять меня: он свиделся с Вл. Карл 7 , в Лесне 11 вечером, а доклад обо мне пошёл к Государю ещё 9 Сент. Владимир Карл, чрез Высокопреосвященного вызывал меня в Лесну, куда я и прибыл 13 утром; ему хотелось переговорить со мною, так как прямо из Лесны он поехал за границу на месяц для отдохновения и лечения. Говорил он больше о деятелях в Америке, чем о самом деле. «Пр. Владимир 8 был человек нервный, а Пр. Николай 9 – нервный и неровный, и кроме сего пламенно желал уйти из Америки, грозил даже, что уйдёт на покой». Мне, по обычаю, наговорил много комплиментов. Конечно, перевод мой – его дело. Первенствующий 10 , впрочем, изрёк, когда мою кандидатуру выставили в Синоде, что и он «сам так думал». По поводу моего перемещения общее неудовольствие и у Архиепископа, и у духовенства, и у Холмичей. Это ещё более усугубляет мою скорбь... Но конечно, я покоряюсь воле Божией и Начальства. Придётся скоро готовиться к отъезду.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А Вы вот не были в Почаевской Лавре, ни в Житомире, а если бы пожаловали, то были бы встречены с любовью. Говорят о моем вызове в Синод, хотя я вовсе не желаю служить духу праздности и уныния, в чем именно и заключается присутствование там. Но если придется ехать не с экстерностью (у меня в Новгородской епархии весьма больна мать 70 лет), то воспользуюсь Вашим братским приглашением. Сейчас пишу ночью, возвратившись с обеда – ужина у губернатора в честь министра Глазова. Видимо это хороший господин, но едва ли хороший руководитель школьного просвещения. Посылаю Вам номер «Китайского вестника» с замечательной и весьма симпатичною передовицей епископа Иннокентия [Фигуровского]. Прошу святительских молитв и остаюсь Вашего Преосвященства преданный во Христе собрат епископ Антоний 26 октября 1904 года 23 Друже и святителю! Выход Владимира Карловича [Саблера] из Духовного Ведомства и замена его Ширинским-Шихматовым есть факт. Крайне недружелюбное отношение Константина Петровича [Победоносцева], побудившего Владимира Карловича подать в отставку 7-го апреля. Меня и Никона [Рождественского] Константин Петрович вымарал из заготовленного по его же указанию наградного списка (архиепископа), — на что я бы с… хотел, — а вообще, почти никто из архиереев награды не получил, хотя черед был и трем митрополитам и Наследник родился и они его крестили. Вызываются (это секрет) Гурий [Охотин] Новгородский, Лаврентий [Некрасов] и Вениамин [Муратовский] Калужский — аховые ребята — два. Мы с киевскими святителем [Флавианом (Городецким)] поедем вероятно 22-го — раньше не пускают Никона 15, а Никон завтра — после общего съезда у митрополита Антония [Вадковского]. Здесь Преосвященный Димитрий (Абашидзе), Алексий [Баженов] Таврический, ожидается 6-го епископ Платон [Рождественский] ( барыши из Ялты). Преосвященный Алексий с Преосвященным Димитрием были за последние полгода в русско-японских отношениях. Саша М. был у меня: зубрит и тает от умиления. К великой радости моей на стороне патриаршества оказался и протопресвитер Янышев: Господь да будет милостив к нему. Ваш ректор новый получил орден 2-й степени, а отец Алексий — крест. Поздравляю их. Прошу Ваших святых молитв, благодарю за гостеприимство, ожидаю Вас в Почаевскую Лавру, где пробуду 24 мая — 8 июня и 13 августа — 26 сентября.

http://pravoslavie.ru/5541.html

был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый И. В. Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект. На конкурс были представлены эскизы пяти академиков архитектуры. В конкурсе на разработку проекта храма участвовали архитекторы Григорий Котов, Александр Померанцев, Михаил Преображенский, Леонтий Бенуа. Накануне Высочайшего рассмотрения представленных эскизов, 6 января 1894 г. И. В. Гурко письменно обратился к президенту Академии художеств Великому князю Владимиру Александровичу с такими словами: «По мысли моей и действительной потребности новый храм этот, по своим размерам и величественному виду, должен служить не только удовлетворению религиозно-духовных потребностей многочисленного русского населения в Варшаве … но и представить собою видимый величественный и вековечный памятник бесповоротного упрочения в католической Польше русской государственной власти и главенствующей в государстве русской православной веры». Далее он отмечает: «В отношении изящества, цельности впечатления и величия концепции, заслуживает особенного внимания проект академика-художника Бенуа». 13 января 1894 г. Александром III был признан лучшим и утвержден проект профессора академии художеств, архитектора Высочайшего Двора Леонтия Николаевича Бенуа. Ему, как архитектору, было поручено подобрать место для нового собора, и академик остановил свой выбор на Саксонской площади. Это возвышенное место на левом берегу Вислы, самый центр Варшавы. 2 июня 1894 г. архиепископ Холмский и Варшавский Флавиан (Городецкий), бывший в последствии митрополитом Киевским и Галицким освятил место под строительство собора. Он же, 30 августа 1894 г., в праздник св. Александра Невского и именины государя, возглавил торжество закладки храма, которое происходило в присутствии генерал-губернатора Иосифа Гурко, при большом количестве духовенства и мирян. Непосредственное участие в закладке варшавского собора принял протоиерей Иоанн Сергиев (святой праведный Иоанн Кронштадский). Он собственноручно заложил в основание храма капсулу с посланием императора всероссийского Александра III с обращением к потомкам.

http://sobory.ru/article/?object=21434

Был создан школьный хор, певший за богослужениями, проводились воскресные чтения для жителей села. В 1908-1917 гг. в школе с. Чашникова служил учителем Георгий Николаевич Беляев (в монашестве Никон , прмч.), который состоял в переписке с Н. до его смерти. По просьбе Георгия Николаевича Н. высылал духовно-просветительские книги и брошюры для созданного в Чашникове при Троицкой ц. Троице-Алексиевского братства трезвости и миссионерского кружка при нем. 14 марта 1904 г. в Александро-Невской лавре митрополиты С.-Петербургский Антоний (Вадковский) , Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) , Киевский Флавиан (Городецкий) и др. архиереи совершили хиротонию Н. во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. 8 нояб. того же года Н. назначен епископом Серпуховским, викарием Московской епархии и наместником Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря . В письме Московскому и Коломенскому митр. Владимиру Н. просил поручить ему «не столько официальные дела управления, сколько дела наблюдения за школами всякого рода, беседами и вообще тем всем, что ведет к оживлению церковной и религиозной жизни». Во время служения в Московской епархии Н. сблизился с московскими лидерами правомонархического движения В. А. Грингмутом, Б. В. Никольским и др. В проповедях и публикациях Н. много внимания уделял церковно-общественной жизни России, обличал отступление народа от Православия - веры отцов, отстаивая принципы монархии. Архиеп. Токийский равноап. Николай (Касаткин) сравнивал обличительные статьи Н. с пророчествами прор. Иеремии и называл их иеремиадами. Революцию 1905-1907 гг. Н. встретил резко негативно. Составленное им слово «Что нам делать в эти тревожные дни?» по благословению митр. Владимира (Богоявленского) читалось во всех московских храмах ( Разуваева Н. Н. Подвиг веры: Начало гонений на РПЦ. Уфа, 2014. С. 163) и было опубликовано в газ. «Московские ведомости» 16 окт. 1905 г. В этом обращении Н. прямо призывал русских людей сплотиться и «дать отпор врагам царя и отечества».

http://pravenc.ru/text/2577559.html

В 1899 г. начал работу Комитет по историко-статистическому описанию Орловской епархии, в состав к-рого вошли ректор Орловской ДС прот. В. А. Сахаров и преподаватели. В том же году вышел труд Г. М. Пясецкого «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей». В кон. XIX - нач. XX в. из Орловской епархии в Синод поступали ходатайства о перенесении мощей сщмч. Кукши из Киево-Печерской лавры в Орловскую епархию; эти просьбы Синод отклонял. Но в 1895 г. по просьбе Орловского еп. Мисаила (Крылова) и по благословению Киевского митр. Иоанникия (Руднева) в Орловскую епархию доставили икону сщмч. Кукши с частью его мощей, икона была написана в Киево-Печерской лавре (утрачена в советский период). Позднее такая же икона была привезена в Болхов. Резолюцией Орловского еп. сщмч. Кириона (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) ) от 25 апр. 1905 г. и указом Синода от 13 авг. того же года в Орловской епархии было установлено торжественное празднование памяти сщмч. Кукши 27 авг. и поминовение его на богослужебных отпустах в храмах епархии (Орловские ЕВ. 1905. Отд. офиц. 32. С. 331-332; 34. С. 355). В кон. авг. 1913 г. в епархии торжественно отмечалось 800-летие со дня мученической кончины сщмч. Кукши. На торжествах присутствовали вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , Киевский митр. Флавиан (Городецкий) , духовник Марфо-Мариинской московской женской обители милосердия прот. Митрофан (впосл. схиархим. преподобноисп. Сергий (Сребрянский) ) и др. почетные гости. С момента возникновения до нач. XX в. в Орловской губ. было построено или полностью перестроено ок. 1 тыс. церквей, в т. ч. 42 в Орле: кафедральный Ахтырский собор, 15 приходских, 5 кладбищенских, 12 домовых, 5 церквей при архиерейском доме, 4 церкви в орловском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре. В 1905 г. насчитывалось 2 060 795 прихожан, 915 приходов, 771 каменная церковь, 271 деревянная, 872 приходские, 44 кладбищенские, 15 церквей при казенных заведениях, 18 домовых, 36 приписных и 1 единоверческая церковь, 16 богаделен (в к-рых жили 256 чел.), 766 церковных и 22 благочиннические б-ки, 9 муж. мон-рей (насельники - 214 монахов и 106 послушников); 6 жен. мон-рей (насельницы - 557 монахинь и 1142 послушницы). В 1906-1937 гг. существовало Елецкое викариатство Орловской епархии . Духовное образование и просвещение, миссионерская деятельность до 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

В табл. 1 представлены краткие характеристики Всероссийских миссионерских съездов по внутренней миссии конца XIX – начала XX вв. Таблица 1 Краткие сведения об исследуемых миссионерских съездах Наименование съезда Время проведения Место проведения Число присутствующих Председательствующий Цель съезда Примечание Первый Всероссийский миссионерский съезд. 29 июня – 13 июля 1887 г. Москва, Никольский единоверческий монастырь. 64 чел., приглашались все желающие, кроме представителей прессы. Архим. Павел (Леднев) Прусский, настоятель Никольского монастыря, известный миссионер. Выработка позиции в отношении старообрядчества и возвращение отпадших в лоно Православной Церкви, постановка задачи борьбы с сектами как общественно-государственной проблемы. Ведущей была роль Казанской миссионерской школы. Второй Всероссийский миссионерский съезд. 29 июня – 15 июля 1891 г. Москва, Никольский единоверческий монастырь. 157 чел. Архим. Павел (Леднев) Прусский, настоятель Никольского монастыря. Обострение вопроса о борьбе с сектами, уяснение степени их опасности и вреда для Церкви и государства, выработка мер ограждения от них православных верующих, концентрация внимания на внутренней миссии. Присутствовал управляющий канцелярией Св Синода Саблер В.К.; особое внимание уделялось роли монастырей, как образцов для жизни приходов. Третий Всероссийский миссионерский съезд. 22 июля – 06 августа 1897 г. г. Казань, на базе Казанской Духовной академии. 196 чел. Сплочение православного духовенства и всего верующего народа для защиты православия, миссия среди русского народа. Использовалась практическая демонстрация приемов миссионерской полемики путем проведения публичных собеседований со старообрядцами. Ходатайство о законодательном ограничении деятельности сект. Травля РПЦ и ее миссионеров в прессе. Четвертый Всероссийский миссионерский съезд. 12–26 июля 1908 г. г. Киев, зал Киевского религиозно-просветительского общества. 617 (по другим источникам: 626 или 650) чел. Почетный Председатель – митр. Киевский Флавиан (Городецкий), Председатель – архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) , оба – правящие архиереи.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

Интересен следующий случай из истории обители. Поскольку для ремонта монастыря требовались большие средства, сестры жили в большой нужде, часто им не хватало средств даже на необходимую провизию. В один из таких моментов они пошли помолиться в храм о ниспослании им помощи свыше. К их общему удивлению, сразу же после этого вернувшаяся только что с почты сестра принесла игуменье повестку на 200 рублей. Их благодетелем оказался не кто иной, как отец Иоанн Кронштадский, который написал при этом матушке: «Приимите, посылаю, родная, на крайние нужды 200 рублей». Все это было тем более неожиданно, что до этого игуменья Ювеналия лично с Кронштадтским пастырем знакома не была. В свою ближайшую поездку в Петербург матушка захотела лично встретиться с отцом Иоанном, чтобы поблагодарить его за оказанное столь своевременно благодеяние. В поездку она взяла и свою келейницу Тамару. Их встреча с Иоанном Кронштадтским состоялась в Воскресенском монастыре и произвела огромное впечатление на Тамару, о чем она затем рассказала в своих воспоминаниях. Так, например, когда батюшка благословлял послушницу, он сказал: «Тамара-Тамара, благую часть избрала». Затем, в ходе встречи, он как бы шутя стал снимать три игуменские креста с игуменьи Ювеналии и надел их на Тамару, при этом шутливо говоря: «Вот какая ты у меня игуменья – посмотрите на нее!» Неслучайно отец Иоанн надел на Тамару три креста, этим он ей предсказал три креста, которые та должна будет понести в жизни Многие сестры потом говорили, что неслучайно отец Иоанн надел на Тамару три креста, этим он ей, очевидно, предсказал три креста, которые та должна будет понести в жизни. Тогда еще Бодбийская послушница даже не думала, что ей самой доведется быть настоятельницей трех обителей, которые и станут для нее теми тремя тяжелыми крестами, предсказанными прозорливым батюшкой. Игуменья Бодбийского монастыря Послушницей в Бодбийском монастыре Тамара пробыла около 9 лет. Наконец, 24 октября 1899 года состоялся ее постриг в мантию. Причем пострижение совершал сам Экзарх Грузии, архиепископ Флавиан (Городецкий), а восприемницей стала матушка игуменья. Имя новопостриженная монахиня получила такое же, как и у ее восприемницы – Ювеналия. В начале монашеского пути духовником ее был архимандрит Гермоген (Долганев), ректор Тифлисской духовной семинарии.

http://pravoslavie.ru/132083.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010