На ксилографии мастера иерея Прокопия в цикле гравюр для 1-го издания Киево-Печерского патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 630; Кн. 4. С. 763-764) К. и прп. Пимен представлены стоящими по сторонам однокупольного храма. К.- с молитвенно воздетыми к небу руками, в мантии, епитрахили, клобук лежит на плечах. В нижнем левом клейме изображен сюжет усекновения главы К. и его ученика. Над коленопреклоненным К. заносит меч человек в шляпе и кафтане; на заднем плане - комплекс монастырских построек. Леонтий Тарасевич , автор иллюстраций Патерика 1702 г., немного изменил композицию: К. и прп. Пимен показаны на фоне пейзажа, за ними - входы в пещеры. Жесты рук преподобных указывают на духовное собеседование. Существуют разные варианты изображения К. в иконописи: с непокрытой головой или в схимническом куколе, как правило, в возрасте средовека. Икона над ракой со св. мощами К. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры исполнена в 40-х гг. XIX в. (под записью кон. ХХ в.) в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха . Священномученик представлен в мантии и красной епитрахили с непокрытой головой, у него каштановые волосы до плеч и небольшая окладистая борода. Взор К. обращен к небу, левая рука поднята в молении, в правой - 4-конечный крест с удлиненной вертикальной перекладиной и пальмовая ветвь, на запястье четки. Существовали списки и хромолитографии этого образа (1895, мастерская И. Д. Сытина в Москве, РГБ). На единоличной иконе 1-й пол. XIX в. (НКПИКЗ) К. показан фронтально и поколенно, в мантии и куколе, с негустой рыжевато-коричневой бородой, обеими руками держит 4-конечный деревянный крест. На оборотной стороне изображен пейзаж с возвышенным берегом реки и ансамблем монастырских построек за стеной. Напротив ворот с надвратной башней в отдалении на коленях стоит К. в монашеской рясе со связанными за спиной руками. Воин в латах заносит меч над его обнаженной головой. Иконы К. нередко заказывали в Киево-Печерской лавре для церквей в местах особого почитания святого или в связи с юбилейными датами его памяти. Так, в 1895 г. в Мценск для братства во имя К., а немного позднее в Болхов были написаны изображения священномученика. В 1903 г. по благословению митр. Киевского Флавиана (Городецкого) на средства брянского купца А. Н. Комарова в Киево-Печерской лавре была изготовлена и освящена икона К. с вложенной частицей св. мощей и передана в Преображенский (Новопокровский) собор Брянска (Орловские ЕВ. 1903. 35. С. 741-743).

http://pravenc.ru/text/2462223.html

Некоторые муллы активно способствовали торговле «живым товаром», рекрутировавшимся из числа татарок-мусульманок, осуществляя «религиозное оформление» вступления «правоверных» клиентов во временную связь с проститутками. «Существовали специфические практики «вывоза» на Макарьевскую ярмарку проституток-татарок, - отмечала, в частности, С.Ю.Малышева. - Один такой способ описан в художественном произведении татарского писателя Тимерши Соловьёва «Биби-Казан». Героиню повести и ещё одну «секретную» проститутку сводня повезла на ярмарку, предварительно «записав их в книгу» у подкупленного муллы, как жён едущего с ней на ярмарку знакомого мужчины. То есть, чтобы избежать неприятностей с полицией и необходимости официальной регистрации женщин в качестве проституток, были заключены фиктивные мусульманские браки. А по возвращении с ярмарки с помощью того же муллы «в книгу записали талак», то есть развод».(8) Что же касается представителей православного духовенства, то они, хотя до подобной «религиозной практики» и не опускались, но иногда сами становились фигурантами громких «сексуальных» и пьяных скандалов. Так, 22 ноября 1907 г. известный правый общественный и религиозный деятель, почётный член Казанского отдела РС и КОТ, архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (А.П.Храповицкий) (1863 - 1936), бывший в конце XIX века ректором Казанской духовной академии, писал, в частности, в письме митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану (Н.Н.Городецкому) (1841 - 1915): «Академии так низко пали за эти 3 года, так далеко отошли от своей задачи, что хоть архангела Гавриила посылай туда ректором - всё равно толку не будет».(9) В качестве одного из подтверждений этого вывода он приводил в письме 28 ноября 1907 г. следующее: «Всё, что я написал о Киевской академии, знаю от верных свидетелей, как и то, что учащиеся в академиях попы целыми месяцами не ходят в церковь, а штатских студентов во всех академиях на воскресных обеднях бывает 7 - 10 человек. Попы едят перед служениями колбасу с водкой (утром) демонстративно, гурьбами ходят в публичные дома, так что, например, в Казани один из таковых известен всем извозчикам под названием «поповский б.», и так их и называют вслух. На сходках бывает по нескольку попов в крайней левой, а в левой большинство: это во всех четырёх академиях. В Казанской вдовые попы пригласили весной 1907 г. женатых с жёнами; один вдовец начал целовать и мять чужую попадью, получил от мужа по морде, дал сдачи, тот снова, и пошла поповская драка с десятками участников, на полу остались клочья волос, кровь и зубы, а затем студенты объявили попам выговор за поведение, закончив его стихами, коих последняя строфа:

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/15/...

Особенно торжественно было чествование в 1909 году, посвященное 200-летию Полтавского сражения, когда из деревни Каплуновка крестным ходом несли чудотворный образ в Полтаву, на поле битвы почти десять дней. Сюда же крестным ходом была принесена из села Жукова другая знаменитая икона, которую шведские воины обратили в шахматную доску. Слившиеся с крестными ходами из Полтавы во главе с преосвященным Иоанном (Смирновым) и 200 священниками в золоченых ризах и из села Горбиневка, при звоне колоколов Самсониевского храма и громе пушечных выстрелов, торжественная процессия вышла на поле брани. Здесь в присутствии императора, войска, духовенства и сонма народа с крестами, иконами и хоругвями митрополитом Киевским Флавианом (Городецким) были отслужены благодарственный молебен, а позже, на следующий день, торжественная панихида. Никогда Полтава со дня ее основания не видела более величественной картины. Ныне храм восстановлен стараниями удивительной женщины – библиотекаря Александры Ивановны Гук. Долгие годы она собирала свидетельства об иконе и добивалась разрешения восстановить церковь. 29 декабря 1999 года бывшая церковная сторожка, превращенная в храм, открыла свои двери для верующих. Церковь расписала дочь Александры Гук – художница Валентина Василенко. Священник Василий Иванович Громов служит в ней со дня ее открытия. Небольшое село, прославленное иконой Божией Матери, связано и с некоторыми другими историческими персонажами. В нем проживали родители Григория Чухрая, известного кинорежиссера, а Павел Григорьевич Чухрай, достойный восприемник отцовской профессии, провел в нем детские годы, живя с бабушкой и дедушкой. Здесь родился Герой Советского Союза Григорий Евдокимович Гапон – командир танкового взвода 87-го отдельного Житомирского Краснознаменного танкового полка 7-й гвардейской Житомирской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого кавалерийской дивизии 1-го гвардейского кавалерийского корпуса 1-го Украинского фронта. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29), – напоминает нам Евангелие.

http://pravoslavie.ru/31123.html

Первые годы преподавания – очень непростые для молодого преемника, блестящего ученого и лектора – задержали переработку кандидатского сочинения до уровня магистерской диссертации. Но все же осенью 1911 г. о. Василий представил в Совет завершенную рукопись, которая была признана удовлетворительной для степени магистра, через год рукопись была издана в виде монографии 6 . Наконец, в декабре 1912 г. иерей Василий защитил магистерскую диссертацию 7 , а указами Святейшего Синода от 14 и 16 февраля 1913 г. был утвержден Синодом в степени магистра и должности экстраординарного профессора 8 . 16 сентября 1914 г. иерей Василий был временно назначен настоятелем Спасо-Преображенского единоверческого храма на ул. Обсерваторной 9 . Выбор митрополита Киевского Флавиана (Городецкого) был вполне понятен: место служения было непростое, молодой энергичный священник, любивший старинное богослужение и при своих посещениях Москвы нередко ходивший на службы в Никольский единоверческий мужской монастырь, был в этой ситуации находкой. Так как митрополит Флавиан относился с большим уважением к А.А. Дмитриевскому и нередко спрашивал его совета в литургических вопросах, прислушивался к мнению опытного профессора и при решении иных проблем, можно предположить, что этот выбор был сделан не без совета последнего. Отметим лишь, что выбор был, видимо, удачен. На Всероссийском съезде православных старообрядцев (единоверцев), который состоялся в июле 1917 г. в Нижнем Новгороде, предполагалось создание Киевского единоверческого округа, причем в качестве наиболее удачной кандидатуры для епископа этого округа рассматривался о. Василий. Еще одной яркой страницей в жизни о. Василия Прилуцкого был Поместный Собор 1917–1918 гг., где о. Василий участвовал в работе нескольких отделов, но, разумеется, наиболее активно – в работе Отдела о богослужении, проповедничестве и церковном искусстве, и его подотделах. О. Василием было сделано нескольких докладов – по истории Типикона, о непорядках в современной богослужебной практике и др.; он активнейшим образом участвовал в дискуссиях, радикально не принимая предложений о переводе богослужения на русский язык и введении в православное богослужение органа, был одним из 4-х соавторов итогового доклада Отдела о богослужении, проповедничестве и храме «Об упорядочении богослужения», представленного Совещанию епископов 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

После 5 Окт. предполагаю съездить в Варшаву проститься. 11 Окт., вероятно, буду служить последний раз в Холме и в тот же день уеду чрез Брест, Псков в Торопец (на несколько дней), а оттуда в Петербург; из Петербурга за границу и чрез Атлантический океан в Нью-Йорк и С. Франциско. Приходится спешить ввиду того, что Преосвящ. Николаю сообщено, чтобы он не выезжал из Америки до моего прибытия туда (Таврич. епархиею временно управляет Пр. Никон 11 ). Посему, вероятно, не придётся и побывать на Кавказе, и Бог знает, придется ли когда-либо и видеть Вас. В Тамбов Вл. К. предполагал Пр. Георгия Забайкальского 12 , а обо мне изрёк, что если бы меня не перевели в Америку, то, пожалуй, к началу года назначили бы на вновь открывающуюся Владивостокскую кафедру. Тоже – утешение! Прошу Ваших св. молитв. С сыновним почтением и преданностью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 23 Сент 1898 г Холм РГИА. ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752. л. 20–21 об. Письмо Экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 31 Октября 1898 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Простите, что до сих пор не собрался написать Вам за Холмскими проводами, поездкой в Торопец, визитами в Петербурге и ознакомлением с целыми тюками Американских «дел». Почти два месяца, как нахожусь в смятении, беспокойстве и тумане, и когда «почию», – и сам не знаю: вероятно, не скоро, не скоро! Ради одного послушания еду в Америку, и лишь одно успокаивает меня, – это то, что сего я не искал и не желал, и если оно пришло, то не без воли Божией, и посему, думаю, Господь и не оставит меня без Своей помощи! В Америку предполагали послать Пр. Аркадия Туркестанского 13 , Петра Сумского 14 , но остановились на мне. Пр. Николаю повелено ожидать моего приезда, хотя он и рвется из Америки. В начале Ноября я, вероятно, выеду туда; впрочем о сем сообщу Вам своевременно вместе с своим адресом. В Петербург я приехал 26 Окт. утром, и на другой день был принят Владыкою Митрополитом, – принят отечески и сердечно; Владыка сидел в постели, но был одет сполна: в рясу, клобук, панагию, звезды; разговаривал вполне складно, и пробыл я у него минут 15, хотя он удерживал и дольше; делами, конечно, он не занимается (ведает Пр. Иоанн 15 ) и редко кого принимает. Опасность теперь миновала (он три дня был без сознания, но после соборования пришел в себя), но все же едва ли особенно долго он протянется 16 . Кандидатами в Спб. указывают Преосвященных Экзарха Грузии и Финляндского; поговаривают также о Московском Митр. 17 , и тогда Экзарх будет в Москве. Буди и буди!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Преданный сердечно епископ Антоний 1905 24 Друже и святителю! Вчера я водворился во святой Лавре и так проникся ее красотами, духовными и видимыми, что спешу пригласить Вас сюда для созерцания их. Я здесь до Духова дня, а вторично приеду пред Успением и пробуду до Покрова. Когда Вам сравнительно свободно? Наипаче наблюдай 28 августа. Тогда обнесение мощей преподобного Иова вокруг церкви и может быть я приглашу киевского святителя [Флавиана (Городецкого)]. Новости последних заседаний Синода: открывают Уральское викариатство и Холмскую епархию делают самостоятельною. Вероятно, что Иркутский ректор отец Никон [Бессонов] переведен в Тифлисскую семинарию, а иеромонах Арсений ректором в Иркутск (бывший инспектор Киевский). Прошу молиться за преданного сердечно собрата Антония 1905 25 Друже и святителю! И Вас взаимно благодарю за посещение, за молитву, за братскую студенчески-искреннюю беседу и за дружеские чувства. Взаимно прошу считать меня неизменно преданным. Жаль, что поспешили отъездом. Завтра приедет Преосвященный Евлогий [Георгиевский] и Димитрий (Абашидзе), а 29-го пятый святитель Феодосий [Олтаржевский], уже записанный в братство Бизюкова монастыря, в виду его отказа от викариатства, уже Высочайше утвержденный. Конечно сия опала продолжится вероятно недолго. Преосвященный Димитрий [Абашидзе] Вам кланяется, а архимандриты и другие мои гости просят благословения. Народу нынче менее прошлогоднего: забыли оповестить заблаговременно. Если епископ Феодосий [Олтаржевский]согласится погостить у меня до 8 сентября, то я получу возможность съездить в Холм и на открытие епархии; ожидается там и митрополит Флавиан [Городецкий]. По одним ректором в Казань назначен доцент Иннокентий (Ястребов), а по другим епископ Алексий [Дородницын]. Прошу святых молитв за любящего собрата во Христе епископ Антоний. 26 августа 1905 года 26 Друже и владыко! С радостью ожидаю Вас на 20 августа в Лавру, накануне или за день прошу предупредить телеграммой. Надо ехать Вам на Ровно по скорому поезду «Санкт-Петербург – Юг», который вечером (7 часов 15 минут ?) выходит из Санкт-Петербурга. Билет берите на Рудно Почаевскую. Первая и единственная пересадка будет в Здобунове (первая станция после Ровно); выехав на утренней заре 19 августа, Вы 20 в 10 часов утра будете на Рудне, где Вас будет ожидать карета и чрез два с половиной часа привезет в Лавру. Было бы приятнее, если бы Вы пожаловали в пятницу 19-го, 20-го же после поздней (по субботам всегда) отчитали бы акафист пред иконой Почаевской, 20-го вечером вышли бы на литию, а 21-го совершили бы литургию. Если 21-го вечером поедете из Лавры, то 23-го рано утром будете во Пскове.

http://pravoslavie.ru/5541.html

с нее снимаются дипломатические обязанности, которые Миссия выполняла на протяжении 150 лет. Постепенно устанавливаются миссионерские связи с епархиями Дальнего Востока России, где имелось китайское, маньчжурское, корейское население, с Русской Духовной Миссией в Японии, куда из Пекина направляются духовные книги в переводе на китайский язык. Православная епископская кафедра была учреждена в Китае лишь в 1902 г., поэтому начальник 16-й миссии архимандрит Флавиан (Николай Николаевич Городецкий; впоследствии митрополит Киевский и Галицкий) для представления к рукоположению на священство Митрофана Цзичуня ездил в 1882 г. в Японию к епископу Николаю (святому равноапостольному Николаю Японскому ), одному из величайших православных подвижников XIX столетия. О. Митрофан, первый священник в Миссии, совершавший службы на китайском языке, принял мученическую смерть 23 июня 1900 г. вместе со многими православными китайцами и албазинцами, погибшими в дни «боксерского» восстания. Автономная Православная Китайская Церковь , учрежденная в 1956 г., чтит память святых православных новомучеников 24 июня. В 1991 г. Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации утвердило республиканскую комплексную научно-исследовательскую программу «Народы России: 1991–1995. Возрождение и развитие». Научным руководителем Программы является доктор экономических наук, профессор С.-Петербургского государственного университета В. Т. Пуляев. Эта Программа в разделе «Религия в духовной культуре общества» содержит тему, озаглавленную «Роль Русской Православной Церкви в установлении и развитии связей со странами Азии и Африки». Данный Сборник публикуется в плане этой темы и на средства, выделенные для его публикации из бюджета Программы, за что здесь приносится благодарность проф. В. Т. Пуляеву и проф. В. Н. Красильникову, проректору СПбГУ по научной работе. Здесь также хочется поблагодарить заведующего кафедрой китайской филологии СПбГУ проф. Е. А. Серебрякова, заведующего кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Третьего апреля 1913 года было проведено расширенное заседание Совещания, на котором состоялось последнее чтение проекта «О высшем церковном управлении», завершившее чреду встреч церковных экспертов 1912–1913 годов, посвященных реформированию высшей власти и управления Российской Церкви. Помимо членов Совещания в заседании приняли участие приглашенные председателем ввиду важности обсуждаемого документа архипастыри: митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Владивостокский Евсевий (Никольский), архиепископ Гродненский Михаил (Ермаков), архиепископ Никон (Рождественский) — бывший Вологодский, епископ Екатеринославский Агапит (Вишневский) и часто бывавший в Петербурге епископ Полоцкий Владимир (Путята). На встрече присутствовал и обер-прокурор Синода В. К. Саблер. Были рассмотрены утвержденные на предыдущих заседаниях изменения, касающиеся существенных вопросов, которые архиепископ Сергий включил в обновленный проект. Совещание признавало принадлежность высшего церковного управления Святейшему Синоду и Патриарху. Для дел же чрезвычайных должен созываться Всероссийский Церковный Собор. Синод, за которым был сохранен прежний титул — «Святейший Правительствующий Синод» 9 , объявлялся правительственным учреждением, подчиненным лишь императору, а потому и синодальные указы должны исполняться как императорские. Лишь собственный императорский указ мог остановить исполнение синодального указа. Предполагалось, что законодательные полномочия Синода позволят ему разъяснять и дополнять действующие церковные законы, а в случаях, не терпящих отлагательства, с соизволения императора издавать новые, вносить изменения в существующие церковные законы, предлагая окончательное решение на усмотрение Всероссийского Церковного Собора. Синод объявлялся высшей церковной судебной инстанцией по всем делам. Единственное исключение делалось для Патриарха, преданного церковному суду. Его должен был судить Собор епископов Российской Церкви. Совещание очертило круг пастырских и административных полномочий Святейшего Синода.

http://e-vestnik.ru/analytics/keleynyy_t...

Увеличение числа паломников в Церковщину требовало постройки большого собора. Храм был заложен в июле 1907 г. Киевским митр. Флавианом (Городецким) в сослужении еп. Платона (Рождественского). Первый вариант проекта (1908) предполагал сделать опору зап. части сооружения на постройку с «пещерником» и часовней (к-рые становились «цоколем»), а восточной - на искусственную террасу склона. В 1908 г. был окончен и накрыт временной кровлей 1-й этаж храма; внутри устроена часовня для чтения Псалтири и молитв об усопших. Посвящение нижнего придела свт. Николаю Чудотворцу обусловлено тем, что святитель являлся игум. Мануилу в детстве во сне. Предполагалась надстройка 2-го этажа с приделами во имя прп. Антония Печерского и прп. Серафима Саровского. В 1915 г. был опубликован 2-й вариант проекта храма, предполагавший завершение верхнего этажа массивным «луковичным» пятиглавием вместо шатра с маковками; на иллюстрации изображен примыкающий с севера к 1-му этажу храма 2-этажный корпус (Дополнительный краткий очерк. 1914; ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 874. Д. 79. Л. 8 об.). Но строительство Никольского храма было приостановлено. С 1906 г. скит осуществлял попечительство над памятником Крещения Руси на берегу Днепра, известным также как «Колонна магдебургского права» (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1057. Д. 733; Ф. 168. Оп. 2. Д. 147. Л. 29-29 об.). К 1908 г. в скиту были устроены ремесленные и иконописная мастерские, неск. жилых и хозяйственных построек, сад, огород, скотный двор, проложен водопровод. С 1907 г. по поручению Киевского епархиального управления скит руководил устроением Георгия Победоносца вмч. мон-ря . Эта обитель состояла из 2 отд-ний: Георгиевского скита в урочище Углярки (или Левада) около с. Кочержинцы Уманского у. и Пантелеимоновско-Богородичного подворья с 2-престольным храмом во имя вмч. Пантелеимона и иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (1911-1913) около железнодорожного вокзала г. Умань. К нач. 1919 г. в Кочержинско-Уманском Георгиевском скиту проживали игум. Сильвестр, 2 иеромонаха, 4 иеродиакона, 3 штатных послушника и 80 «бельцов». Решением президиума Уманского ОИК от 1 сент. 1927 г. обители в Умани и Кочержинцах были закрыты, в скитских корпусах разместился приют для беспризорников. В том же году большая часть Кочержинско-Уманских монастырских построек сгорела.

http://pravenc.ru/text/1684573.html

Большей частью проповедовать приходилось крестьянам. Поскольку Миссия не имела достаточного денежного обеспечения из России, то и миссионерские станы действовали только в тех районах, где само население могло их обеспечить. Так, в уезде Мяньян миссионерская школа функционировала за счет православных торговцев Капитона и Евгения Чэнь. Миссионерские школы предоставляли возможность бесплатно обучаться (большинство населения было неграмотным) и в дальнейшем получить работу при Миссии. К 1915 году в миссионерских станах китайскими учителями обучалось более 400 учеников. Часто сами крестьяне просили православного служителя совершить над ними таинство Крещения. Кто-то хотел принять и российское подданство. Однако нашему миссионерскому служению катастрофически не хватало духовенства. Возникший интерес китайского населения к православной вере не смог быть вовремя поддержан. Так, миссионерская школа в Фынкоу спустя 5 лет была закрыта. В 1907 году архимандрит Симон (Виноградов) сетовал, что за долгим отсутствием священника паства постепенно забывала, как полагать на себя крестное знамение. В том же году около 400 человек в провинции Чжили, устав ждать православных священников, крестились у протестантов. Некоторые китайские женщины отказывались от Крещения, стыдясь священников, а в некоторых провинциях они не желали молиться на службе рядом с мужчинами. Кроме того, среди китайского народа существовало немало суеверий. И даже приняв таинство Крещения, некоторые китайцы не могли сразу отказаться от признания Конфуция, а также сохраняли изображения буддистских святых, воскуряли перед православными иконами не церковный ладан, а буддистские благовония… Центром миссионерской деятельности на юге Китая в этот период стал Шанхай. Потрудился в этих районах брат владыки Иннокентия — священник Павел Фигуровский. В 1916 году в районах близ Шанхая проживало около 1000 православных китайцев, примерно 600 человек приняли Крещение. К 1905 году на территории Китая у Миссии было 17 храмов. В 1913 году подворье Миссии было открыто в Москве, рядом проживало много китайцев. Жертвователем на открытие подворья был бывший начальник Миссии — Киевский митрополит Флавиан (Городецкий).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/sijajush...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010