1 января В. М. Васнецов. Богоматерь с Младенцем. Мозаика в храме К 1901 году — В Русской Православной Церкви насчитывалось 64 епархии: Епархии и викариатства Русской Православной Церкви в начале XX в. 1 – Архангельская, 2 – Астраханская, 3 – Варшавская, 4 – Владикавказская, 5 – Владимирская, 6 – Вологодская, 7 – Волынская, 8 – Воронежская, 9 – Вятская, 10 – Гродненская, 11 – Донская, 12 – Екатеринославская, 13 – Казанская, 14 – Калужская, 15 – Киевская, 16 – Кишиневская, 17 – Костромская, 18 – Курская, 19 – Литовская, 20 – Минская, 21 – Могилевская, 22 – Московская, 23 – Нижегородская, 24 – Новгородская, 25 – Олонецкая, 26 – Орловская, 27 – Пензенская, 28 – Пермская, 29 – Подольская, 30 – Полоцкая, 31 – Полтавская, 32 – Псковская, 33 – Рижская, 34 – Рязанская, 35 – Самарская, 36 – С. Петербургская, 37 – Саратовская, 38 – Симбирская, 39 – Смоленская, 40 – Ставропольская, 41 – Таврическая, 42 – Тамбовская, 43 – Тверская, 44 – Тульская, 45 – Уфимская, 46 – Финляндская, 47 – Харьковская, 48 – Херсонская, 49 – Холмская и, Люблинская, 50 – Черниговская, 51 – Ярославская. Грузинский Экзархат: 52 – Грузинская, 52-1– Бакинское вик., 52-2– Эриванское вик., 53 – Гурийско-Мингрельская, 54 – Имеретинская, 55 – Сухумская. Грузинский Экзархат — митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Флавиан (Городецкий). Духовные миссии: в Иерусалиме — архимандрит Александр (Головин); в Китае — епископ Иннокентий (Фигуровский); в Японии — архиепископ Николай (Касаткин; будущий равноапостольный); в Персии (Урмии) — епископ Мар-Ионас. 1919 год – Петлюровцы провозгласили автокефалию Украинской Церкви. Петлюровская Директория издала закон, которым объявила автокефалию Украинской Церкви. Была сформирована «Украинская высшая освященная церковная рада» из приверженцев идеи автокефалии во главе со сторонником Петлюры – архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Владыка Агапит запретил поминовение за богослужением святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и митрополита Киевского Антония (Храповицкого), за что был запрещен в служении Юго-Восточным Высшим Церковным Управлением под председательством митрополита Киевского Антония. На Украине был также сформирован «священный синод», куда вошли наиболее активные борцы за автокефалию – священник Василий Липковский и другие.

http://pravoslavie.ru/5313.html

Архив Пн В Издательстве ПСТГУ вышла книга о секретаре Патриарха Тихона преподобномученике Неофите (Осипове) 12 ноября 2019 г. 10:37 В Издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета вышла в свет книга « " Авво мой родной! " : Жизнеописание, избранные труды и переписка преподобномученика Неофита (Осипова)». Публикация издания приурочена к 9 октября — дню памяти прославления Святейшего Патриарха Тихона. В 1918-22 годах отец Неофит, будучи в сане архимандрита, был личным секретарем Святейшего Патриарха. Заглавием книги стала строчка, которой начинались письма к отцу Неофиту священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского. В первой части книги освещаются деятельность преподобномученика Неофита на учебном поприще, его пребывание в тюрьмах, ссылках и лагере, взаимоотношения с выдающимися иерархами XX века, претерпевшими гонения за веру Христову и прославленными в лике святых, — исповедником Святейшим Патриархом Тихоном , священномучениками Кириллом Казанским, Серафимом Угличским и священноисповедником Афанасием Ковровским. Вторую часть книги составляют библейско-богословские труды отца Неофита — «Мысли об имени» и «Мысли о стыде» (публикуется впервые), предваряемые его статьей по богословию. Третья часть содержит переписку с единомышленниками, некоторые письма публикуются впервые. Святейший Патриарх Тихон избрал скромного ученого монаха своим секретарем, поскольку был с ним хорошо знаком: в 1891-97 годах будущий архимандрит Неофит, в то время семинарист Николай Осипов, учился в Холмской духовной семинарии, в которой будущий Патриарх был сначала инспектором, затем ректором. Услышав в августе 1900 года о пострижении в монашество своего воспитанника, в то время уже студента Санкт-Петербургской академии , владыка Тихон написал архиепископу Флавиану (Городецкому): «За Осипова можно порадоваться; он скромный, дал бы только Бог устоять ему». Испытав себя на миссионерском поприще в Китае в 1902-03 годах, отец Неофит трудился в духовных учебных заведениях: был смотрителем Тихвинского духовного училища, ректором Самарской, затем Волынской духовных семинарий.

http://patriarchia.ru/db/text/5529959.ht...

Русская Православная Церковь ХХ век 4 апреля Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) 1905 год – Члены Святейшего Синода подтвердили приверженность идее созыва Собора. Документ, который обсуждали на заседании Синода 17 марта (30 марта по нов. ст.), подписали семь членов Синода – три митрополита: Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Финляндский Николай (Налимов) и епископы Волынский Антоний (Храповицкий), Владимирский Никон (Софийский), Винницкий Климент (Верниковский). Примечательно, что замещавший К. П. Победоносцева в заседаниях в. К. Саблер не только встал на сторону митрополита Антония и других приверженцев реформы, но также принял на себя редакцию текста всеподданнейшего доклада. Священномученик Илия Громогласов 1919 год – Органы Высшего Церковного Управления отвергли идею создания политических партий в церковной среде. С анализом устава Христианско-социалистической рабоче-крестьянской партии священника С. Калиновского на совместном заседании Синода и Высшего Церковного Совета под председательством Святейшего Патриарха выступил профессор И. М. Громогласов . Отметив «полную приемлемость ближайших религиозно-общественных задач партии», он в то же время сделал следующее заключение: «Ввиду того, что партия является не религиозной только, но и политической и... что церковная программа партии, намечаемая ее уставом, вызывает ряд недоумений... устав партии не может быть одобрен православной церковной властью, т. к. Православная Церковь стоит вне политических партий и преследует не государственные, а исключительно церковные цели; равным образом не может быть разрешено распространение по церквам книг и сочинений, издаваемых партией, ранее удостоверения в согласии их с учением Православной Церкви». Принятое ВЦУ постановление по рассмотренному вопросу отражало сделанные И. М. Громогласовым выводы. Митрополит Вениамин (Федченков) 1920 год – Образован новый состав Временного Высшего Церковного Управления Юго-Востока России.

http://pravoslavie.ru/5407.html

священномученик Пимен (Белоликов) (17.11.1879–16.09.1918) Нравственно-аскетические труды Слова и речи священномученик Пимен (Белоликов) Епископ Семиреченский и Верненский. Миссионер, проповедник, ректор Пермской ДС. В миру - Пётр Захарьевич Белоликов, родился 5 ноября 1879 года в селе Васильевское, Череповецкого уезда, Новгородской губернии в большой благочестивой семье священника Захария Ивановича и его супруги Марии Ивановны Орнатской — дочери священника Иоанна Михайловича Орнатского (двоюродного племянника епископа Пензенского и Саратовского Амвросия). В 1900 году по окончании Новгородской Духовной семинарии, Пётр продолжил обучение в Киевской Духовной Академии, которую закончил в числе лучших в 1904 году. В его дипломном сочинении «Отношенье Вселенских Соборов к творениям Церковных Писателей» исследовался догматический вклад святоотеческой литературы в деятельности семи Вселенских Соборов. Ещё студентом 7 августа 1903 года он принял монашеский постриг с именем Пимен в честь Киево-Печерского преподобного Пимена Многоболезненного, что в Ближних пещерах. Духовный отец — митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) — благословил его на миссионерские труды. 3 июня 1904 года иеродиакона Пимена рукополагают в иеромонаха с назначением в Урмийскую Православную Духовную миссию на Северо-Западе Персии (в городе Урмия). Перед отъездом в Урмию отец Пимен познакомился в Санкт-Петербурге с бывшим начальником миссии епископом Гдовским Кириллом (Смирновым, память 7 ноября), который пользовался особой любовью и уважением святого праведного Иоанна Кронштадтского. Миссионерскому служению было отдано в общей сложности девять лет из недолгой жизни епископа. Миссионер по призванию, он скоро овладел древнесирийским и новосирийским языками, тюркскими наречиями и проповедовал среди сирийских несториан, перешедших в Православие, защищал их интересы перед персидскими властями, преподавал в училище при миссии, находя время и для научных трудов, переводов раннехристианских сирийских текстов, издавал миссийский журнал «Православная Урмия».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 12.11.1878, с. Пителино Елатомского у. Тамбовской губ.- 1932, с. Сузак, Казахская АССР), исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), еп. Подольский и Брацлавский. Из старинного священнического рода. Окончил Исп. Амвросий (Полянский), еп. Винницкий Исп. Амвросий (Полянский), еп. Винницкий церковноприходскую школу в родном селе, в 9 лет поступил в ДУ в г. Шацке Тамбовской губ. В 1899 г. окончил Тамбовскую ДС, в том же году поступил в КазДА. В 1901 г. пострижен в монашество с именем А. и рукоположен во иеродиакона, в 1902 г.- во иеромонаха. После окончания КазДА в 1903 г. со степенью канд. богословия назначен преподавателем в Киевскую ДС и определен в число братии Киево-Печерской лавры . В 1906 г. назначен ректором Киевской семинарии и возведен в сан архимандрита. Отличался глубоким благочестием и смирением, пользовался уважением как учеников семинарии, так и священноначалия, в частности митр. Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого) . Не раз поднимался вопрос о хиротонии А. в сан епископа, но, ценя его благочестие и труды на поприще подготовки юношей к церковному служению, митр. Флавиан всякий раз в этом случае говорил: «Он мне нужен». 22 окт. 1918 г. А. был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии, с 1922 г. правящий епископ Подольский и Брацлавский. Вскоре обновленческий (см. Обновленчество ) Подольский архиеп. Пимен (Пегов) предложил А. вступить в обновленческую орг-цию. После отказа А. Пимен и товарищ председателя обновленческого ВЦУ подали доклады в ОГПУ, на основании к-рых А. был арестован по ложному обвинению в том, что якобы укрывал бывш. офицеров царской армии, рукополагая их во священников. В 1923 г. А. был выслан из Украины и поселился в Москве, после чего Подольская епархия при поддержке советских властей была совершенно разгромлена обновленцами: в Виннице, напр., не осталось ни одного правосл. храма.

http://pravenc.ru/text/114356.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН (Говоров Дмитрий Григорьевич; 8.02.1855, земля Войска Донского - 19.04.1936, София), еп. бывш. Царицынский, архиеп. РПЦЗ. Из семьи священника. По окончании в 1878 г. Екатеринославской ДС назначен преподавателем Симферопольского ДУ, а затем и Симферопольского епархиального жен. уч-ща. 18 янв. 1881 г. рукоположен во иерея и поставлен для служения в ц. Семи Херсонесских священномучеников при Симферопольском ДУ. В сент. 1882 г. переведен в Керчь, назначен настоятелем Захарие-Елисаветинской ц. Преподавал Закон Божий в керченском Кушниковском ин-те, Керченской жен. гимназии, Мариинском детском приюте и в ряде городских училищ. В 1898 г. назначен настоятелем керченского Свято-Троицкого собора и благочинным приходов Керченского округа. В Керчи и в селах округа открыл неск. церковных школ. Особое внимание уделял борьбе с сектантской и атеистической пропагандой, вел активную миссионерскую деятельность среди раскольников. 27 марта 1899 г. возведен в сан протоиерея. 1 окт. 1903 г. назначен настоятелем Александро-Невской ц. в Севастополе. 11 янв. 1905 г. переведен в Харьков настоятелем Петропавловской ц., большинство его прихожан составляли рабочие Харьковского паровозостроительного завода. В период революции 1905-1907 гг. успешно противостоял революционной пропаганде среди своей паствы. Архим. Дамиан (Говоров). Фотография. Нач. ХХ в. Архим. Дамиан (Говоров). Фотография. Нач. ХХ в. В 1907 г. поступил в КДА. В академии вместе с проф. Д. И. Богдашевским организовал патрологический кружок для изучения произведений свт. Иоанна Златоуста. На 1-м курсе обучения овдовел. 22 сент. 1911 г. в Киево-Печерской лавре Киевским и Галицким митр. Флавианом (Городецким) пострижен в монашество с именем Дамиан. 29 нояб. 1911 г. назначен ректором Кишинёвской ДС, 4 дек. того же года в Киево-Печерской лавре возведен Каневским еп. Иннокентием (Ястребовым) в сан архимандрита. Упорядочил в Кишинёвской ДС учебно-воспитательную и хозяйственную работу. В 1913 г. под рук. Д. широко отмечался столетний юбилей семинарии. Был редактором «Кишиневских ЕВ». Избран старшиной Бессарабского церковного историко-археологического об-ва, возглавлял издание его «Трудов».

http://pravenc.ru/text/168778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН Сщмч. Митрофан Цзи (сидит во 2-м ряду 2-й справа) среди участников Токийского Собора. Фотография. 1882 г. Сщмч. Митрофан Цзи (сидит во 2-м ряду 2-й справа) среди участников Токийского Собора. Фотография. 1882 г. (Ян Цзи (Цзи Чун)); 10.12.1855, Пекин - 23.06.1900, там же), сщмч. Китайский (пам. 10 июня), иерей. В детстве лишился отца, воспитывался попечением бабушки Екатерины и матери Марины, к-рая работала учительницей в женской школе Пекинской духовной миссии. Начальник миссии архим. Палладий (Кафаров; † 1878) поручил преподавателю Лун Юаню относиться к М. с особым вниманием, чтобы приготовить того к принятию священства. По свидетельству современников, М. отличался смирением, молчаливостью и миролюбием. Незадолго до своего 20-летия он был назначен на должность катехизатора Пекинской миссии. Согласно «Сказанию о мучениках Китайской Православной Церкви, пострадавших в Пекине в 1900 г.», М. отказывался от принятия священного сана, называл себя «малоспособным и малодобродетельным человеком». Однако по настоянию начальника миссии архим. Флавиана (Городецкого) М. дал согласие на рукоположение, возможно предвидя мученическую кончину. В 1882 г. в Токио еп. Ревельским, викарием Рижской епархии равноап. Николаем (Касаткиным) он был рукоположен во иерея, стал 1-м правосл. священником кит. происхождения. При архим. Флавиане М. помимо священнослужения помогал переводить богослужебные книги на китайский язык и их редактировал. В течение 15 лет неутомимо служил, согласно Житию, «терпя и от своих, и от внешних много обид и оскорблений». В конце жизни, страдая от серьезных нервных расстройств, М. оставил переводческую деятельность и более 3 лет жил вне ограды миссии, получая половину прежнего жалованья. Семья М. состояла из его супруги, Татианы Ли, и 3 сыновей: Исаии, Сергия (впосл. протоиерей) и Иоанна. Житие священномученика отмечает нестяжательность М. и его скромность. 11-14 июня (н. ст.) 1900 г. здания Пекинской миссии были сожжены участниками восстания ихэтуаней (см. Китайские мученики ). В доме М. собрались многие правосл. китайцы, укрывавшиеся от опасности. Среди собравшихся были и прежние недоброжелатели М., к-рым он также дал приют. При этом священномученик укреплял их в вере, говоря, что наступило время неизбежных бедствий. Сам он ежедневно по неск. раз ходил к сожженным храмам миссии и молился на пепелище. 23 июня (н. ст.) того же года ок. 10 часов вечера дом М. был окружен восставшими ихэтуанями. В доме находилось до 70 православных христиан; наиболее сильные убежали, а М. и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались в доме и приняли мученическую кончину, отказавшись отречься от Христа.

http://pravenc.ru/text/2563416.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Кукша (Величко). Икона. 1990 г. Иконописец А. В. Мельникова (Величко Косма Кириллович; 12.01.1875, с. Арбузинка Елисаветградского у. Херсонской губ.- 24.12.1964, Одесса), прп. (пам. 11 дек., 16 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), схиархим. Из крестьянской семьи. В 1895 г. вместе с односельчанами отправился в паломничество в Иерусалим, на обратном пути посетил Афон, где принял решение стать монахом. Вернувшись в Россию, посетил киевского старца архим. прп. Иону (Мирошниченко) , который благословил его поступать в монастырь на Афоне. Получив согласие родителей, вновь отправился на Афон и в 1897 г. стал послушником в Русском вмч. Пантелеимона монастыре . При поступлении в мон-рь был назначен на послушание в просфорню. В 1898 г. был отправлен в Иерусалим в порядке очередности нести послушание у Гроба Господня . По возвращении на Афон был назначен гостиником в гостинице для паломников. Вскоре он был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 г.- в мантию с именем Ксенофонт. В 1912-1913 гг. оказался вовлечен в беспорядки среди рус. монашеской братии на Афоне, вызванные спором об имяславии . В июле 1913 г. в числе других сторонников имяславия насильственно вывезен в Россию. Прп. Кукша (Величко). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Прп. Кукша (Величко). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Возвратившись на родину, он в составе большой группы афонских монахов проживал на подворье ц. Феодосия Печерского в Киеве. По разрешению Киевского и Галицкого митр. Флавиана (Городецкого) с кон. сент. 1913 г. был принят на временное послушание в странноприимницу Киево-Печерской лавры . Во время первой мировой войны вместе с другими монахами был направлен братом милосердия на санитарный поезд. В 1917 г. вернулся в Киево-Печерскую лавру, где был принят на испытательный срок. 12 марта 1918 г. зачислен послушником в лаврскую хлебню. 29 окт. 1919 г. переведен в Дальние пещеры сторожем. 4 июня 1922 г. подал прошение в Духовный Собор лавры о признании действительным его афонского пострига; положительное решение было принято 18 июня того же года.

http://pravenc.ru/text/2462221.html

Русская Православная Церковь ХХ век 23 мая Председатель Совета министров Российской империи П.А. Столыпин 1906 год – Открылись заседания Государственной думы (10 мая – 21 июля по ст. стилю). 21 июля полномочия I Государственной думы были прекращены. Председателем Совета министров назначен министр внутренних дел П. А. Столыпин. Преподобная Евфросиния Полоцкая В мае 1910 года – Православная Церковь торжественно отпраздновала перенесение св. мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. Св. княгиня преставилась в 1173 г . в Иерусалиме и ранее покоилась в Киеве. В связи с этим государь император Николай II направил специальный рескрипт на имя митрополита Киевского Флавиана (Городецкого), в котором говорилось: «Да пребудет Святяя Княжна для всего Белорусского народа навеки яркою путеводительной звездой, указующей правду Православия». В торжествах приняли участие королева эллинов Ольга Константиновна, великий князь Константин Константинович, великая княгиня Елисавета Феодоровна и некоторые другие члены Дома Романовых. 1918 год – Святейший Патриарх Тихон посетил Петроград (23 мая - 3 июня). Первосвятитель совершил несколько богослужений — в Исаакиевском и Казанском соборах, в Александро-Невской Лавре, участвовал в крестном ходе, посетил Кронштадт. Кронштадт. Богоявленский Морской собор. Фото К. Буллы. 1913 г. Это был настоящее торжество Православия в северной столице. Один только список приветственных адресов, поднесенных патриарху, занимает два тома архивных единиц хранения. Выступая с речью в соборе Александро-Невской лавры, патриарх сказал: «...Град сей давно мне известен. Я знал его, когда учился в здешней Академии, но я всегда привык видеть его несколько иным. И теперь при посещении этого града невольно вспомнились мне слова пророка Иеремии, когда он некогда оплакивал Иерусалим, называя его “вдовицей, видевшей лучшие дни, но испытывающей принижения”». Нельзя не заметить увядание этого града. Вместе со всею матерью-родиной нашей большие терпит он скорби и поношения. Великая Россия, удивлявшая весь мир своими подвигами, теперь лежит беспомощной и терпит унижения... Но я взираю на вас с утешением, потому что вы знаете, в чем заключается наше спасение. Спасение в Церкви Божией, в вере нашей в Бога».

http://pravoslavie.ru/5460.html

Буды. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь построена в новой части села на средства «Товарищества М.С. Кузнецова» (фаянсовый завод) при участии служащих и работников фабрики в память «Священного коронования Их Императорских Величеств» по проекту главного епархиального архитектора Владимира Христиановича Немкина. Храм освящен 13 октября 1902 года, чин освящения совершил архиепископ Харьковский и Ахтырский Флавиан (Городецкий) вместе с епископом сумским Стефаном. При церкви была колокольня, ограды не было. Особой гордостью храма был иконостас. Для его установки в 1902 году из Твери приезжал специалист Николай Шарапов. Иконостас был сделан из розовой и голубой майолики с тонкими украшениями. Росписью храма руководил художник А.И. Залипин. В храме висела люстра на 200 свечей, внутри церковь была украшена лепкой, стены и потолок – росписями, на полу лежала кафельная плитка. Подвал отапливался. Вход в церковь начинался с высокого крыльца, со ступенями на три стороны. На звоннице было 12 малых и 1 большой колокол. Кирпич для церкви изготовляли здесь же, в Будах, на кирпичном заводе Товарищества Кузнецова. В 1904 году в Будах прихожанами церкви были 493 мужчины, 498 женщин, а также насчитывалось более 300 старообрядцев-белокриничников. В 1904 священником храма был студент семинарии Иоанн Торанский, а с 1905 года – Пётр Алексеевич Шебатинский. В 1920-е годы настоятелем был о.Стефан. Храм был закрыт в 1930 году, последним настоятелем был Александр Степанович Назаренко. После закрытия храма со звонницы были сброшены колокола, перевезены на территории Будянского фаянсового завода, а потом сданы в харьковскую контору «Вторцветмет». В помещении церкви открылся клуб имени Карла Маркса. Во время Великой Отечественной войны, во время оккупации Буд немцами и венграми, церковь размещалась в комнате на втором этаже бывшего керамического техникума (потом – заводское общежитие, а с 2004 г. – технологический лицей, ул. Пушкина, 18). В середине 1950-х годов от церкви осталась только сторожка, в которой был открыт продовольственный магазин и дом священника, в котором располагался сельсовет. После реконструкции он потерял аутентичность. Сторожка, находившаяся в аварийном состоянии, в середине 2010-х годов была передана Православной церкви, проведён её ремонт и в ней была открыта часовня Николая Чудотворца. На месте основной церкви планировалось построить школу, однако проект не был воплощен. Долгое время на этом месте был заброшенный недострой из бетонных плит. В настоящее время плиты убраны и на месте бывшей церкви остался лишь котлован. http://www.shukach.com/ru/node/9455 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=54385

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010