Каброль считает тексты Иринея и Фирмилиана молитвами " евхаристического освящения вообще " ( " prieres de consecration eucharistique en general " ) То же повторяют и Варэн и Раушен Мы приводили, говоря о литургии святого Иустина Философа, мнения разных ученых о значении его слов " пища, над которой совершено благодарение через молитву слова Его (Христа)... " Одни в этом видели установительные слова (Харнак, Маркович, Шерман, Мерк, Шикк, Шване, Раушен-Алтанер), другие — весь евхаристический канон (Катанский, Барденхэвер, Зееберг, Варэн, Герхард Раушен, Салавиль). Вунзен в этом видел Молитву Господню " Отче наш " . Ваттерих — эпиклезу. Мы высказали выше свое мнение: эпиклеза не упомянута как таковая в этом повествовании, но она напрашивается всем контекстом молитв и всего рассказа, особенно если литургию Иустина привести в зависимость от литургии " Апостольского предания " , как это сделал в свое время Пауль Древс. Возможность эпиклезы у Иустина в связи с известной ему молитвой " анамнезы " признает и Салавиль, хотя и оговаривается, что эта молитва вряд ли была тождественна с современной нам молитвой призывания Jugie. «Theologia dogmatica christ. orient.», t. III, cap. IV, art. V, p. 256. «Lecons sur la Messe», p. 259; cf.: F. Cabrol. «Epiclese» in: DACL. T. V, col. 168. L. A. Molien. «La priere de l’Eglise», p. 351. A. Naegle. «Die Eucharistielehre des hl. Joh. Chrysostomus». Strassburg, 1900, S. 144. F.Varaine, op. cit., p. 79. Holler, op. cit., p. 78. «Eucharistie», passim; Cabrol. «Epiclese», col. 172. «Les fondements scripturaires de l’Epiclese» in: «Ech. D’Or.», 1909, p. 5; in: «Revue Augustinienne " , N 8, p. 303. Brinktrine, op. cit., p. 25. «Eucharistie», p. 303. «Epicl. euchar.», col. 204-205. Ibid., col. 222. M. P. Gr. T. 32, col. 188. «O Evkaristiji», str. 197-199. «Eucharistie», p. 396. «Lecons sur la Messe», p. 259. «La Messe», p. 530. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

О необходимости причащения для спасения христиан ясно сказано в евангельской беседе Спасителя о Хлебе Жизни: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:53–54 ). Спасительные плоды или действия причащения таковы: оставление грехов (см.: Мф.26:28 ); теснейшее соединение с Господом (см.: Ин.6:55–56 ); возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (см.: Ин.6:57 ); даруемый залог будущего воскресения и вечной жизни (см.: Ин.6:58 ). Впрочем, все это справедливо только по отношению к тем, кто приступают к причащению подготовленными: с благоговением и покаянным чувством; недостойным причащение приносит великое осуждение (см.: 1Кор.11:29 ). Глава 4. Прочие таинства 4.1. Таинство покаяния «Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом» 1299 . Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. До Своего Воскресения Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ; также см.: Мф.16:19 ). По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им власть отпускать людям грехи силою и действием Святого Духа, сказав: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ). Таинство покаяния совершалось в Церкви с древнейших времен, о чем свидетельствуют Апостольские правила 1300 и церковные писатели первых веков христианской эры (сщмч. Ириней Лионский , Тертуллиан , Лактанций , Ориген , Фирмилиан Кесарийский, сщмч. Киприан Карфагенский и др.) 1301 . Чинопоследование таинства покаяния состоит из двух основных действий, составляющих его видимую сторону: а) исповедание перед священнослужителем своих грехов лицом, приходящим к таинству;

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

перевод Александра Логинова Из житий святых Бог исполняет волю тех, кто Его любит Преподобная Феодора Кесарийская дева была рождена в аристократической, богатой семье. Но родители отдали ее в женский монастырь на воспитание, чтобы затем выдать ее замуж. Феодора же решила навсегда остаться в монастыре и не выходить замуж. В то время в Царьграде царствовал жестокий иконоборец Лев Исаврянин. Он был знаком с родителями Феодоры, которые к этому времени уже умерли, и приказал, чтобы Феодора явилась к нему. Когда эта раба Божья пришла к нему, он вначале ей советовал, а затем, так как Феодора отказывалась, силой заставил ее, чтобы она венчалась с каким-то из его офицеров. Святая Феодора была сильно подавлена и непрестанно молилась Богу, чтобы избавил ее от этой напасти. И Бог услышал теплую молитву своей служанки, и пришел на помощь, когда она уже думала, что все надежды ее пропали. В тот день, когда она насильно была венчана с тем царским офицером, кто мог подумать, что есть еще какая-то надежда, что Феодора и после венчания останется девой и станет монахиней? Но премудрый Господь часто приходит на помощь в последнее мгновение, когда никто и ниоткуда уже не может помочь. И вот что случилось с блаженной Феодорой: Когда ее обвенчали, она стояла, как печальная невеста, в богато украшенном свадебном наряде, и со слезами в сердце смотрела, как веселится свадьба. Наверняка говорила, как распятый Господь на кресте: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Но Бог не опаздывает, а ждет последнее мгновение. В тот самый день вторглись скифы в царство царя Льва, и царь Лев в тот же вечер послал этого офицера, жениха Феодоры, с войском, чтобы защитил царство от диких скифов. И этот офицер простился со своей невестой и с царем, ушел... и сразу же погиб. А блаженная Феодора дева убежала в свой монастырь и сразу приняла монашеский постриг. И предала себя без сожаления тяжелейшим подвигам (даже на свое тело под рубаху надевала цепи). И прожила она долго, и для всех сестер в монастыре была светом и радостью, и, наконец, упокоилась в глубокой старости, вся украшенная добродетелями, и отправилась к своему бессмертному жениху – Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Эти египтяне провожали исповедников на рудники в Киликию. На обратном пути они подошли к воротам Кесарии и были схвачены стражниками за то, что исповедовали себя христианами. Через неск. дней новый префект Фирмилиан приказал привести на суд П. и др. заключенных с ним. Сначала правитель допросил египтян. Фирмилиан попытался узнать имена египтян, но вместо своих настоящих имен те назвались именами ветхозаветных пророков: Самуил, Илия, Даниил, Иеремия, Исаия. Когда правитель хотел узнать у одного из египтян, откуда он родом, тот ответил, что его отечество - Иерусалим, куда могут войти только христиане. Тогда Фирмилиан заподозрил, что христиане собрались в каком-то городе, чтобы организовать заговор против рим. властей. Поэтому он приказал пытать египтян, а затем отрубить им головы. П., Валента и Павла Фирмилиан также приговорил к усечению головы. Отрок Порфирий, слуга П., получивший от него воспитание и образование, узнав о приговоре, выкрикнул из толпы просьбу позволить похоронить своего господина и его товарищей. После этого Порфирия привели на допрос, где он исповедал себя христианином. Несмотря на юный возраст Порфирия, Фирмилиан подверг его жесточайшим пыткам, а затем приказал сжечь заживо. И т. о. Порфирий раньше П. принял мученический венец. Воин Селевк происходил из Каппадокии, отличался здоровьем и физической силой, за что снискал почет в рим. войске. Он принял подвиг исповедничества, оставил военную службу, окормлял сирот, вдов, нищих и больных. Когда Селевк как христианин пришел в темницу к П. и рассказал о смерти слуги, воины схватили его и отвели к префекту, который тотчас повелел отсечь Селевку голову. Затем на допрос был доставлен Феодул, который принадлежал к семейству префекта и был уважаем им за старческий возраст. Фирмилиан, узнав, что Феодул исповедует Христа, приказал распять его. Последним пострадал Иулиан. Он был родом из Каппадокии, отличался набожностью. По дороге в Кесарию он увидел тела мучеников, брошенные на съедение зверям, и облобызал их. Слуги Фирмилиана схватили Иулиана, привели к префекту, который приговорил его к сожжению заживо.

http://pravenc.ru/text/2578766.html

1137. Срав. P. 1035. 420 В 255 г. первый по вопросу о крещении. См. Patrol. curs. compl. t. 3, p. 1035. Сравни также: Fechtrup, s. 201, Ritsghl, s. 112. Письменный памятник этого собора, по Ричлу, есть письмо 70-е, ad Januarium. 429 Если Киприан знал о раздражительности и злобности Стефана и если он при этом все-таки пытался склонить его к миру, то с этим было бы несообразно, если бы сделалось известным Стефану содержание 73 письма (см., наприм., cap. 13 из Ep. 73). Ritschl, s. 116. 432 О содержании этого письма мы можем судить по 73 письму св. Киприана к Юбаяну, от которого св. Киприан и получил список с указанного анонимного письма и разобрал его в своем ответном письме Юбаяну. См. Patrol. curs. compl. t. 3, p. 1112. 433 Ep. 73, c. 4. Автором этого письма некоторые признают самого Стефана, а поводом к нему упомянутое соборное послание к Стефану. См. Histoire ecclesiast. par l’Abbe Fleury, t. 1, p. 287. 438 Sententiae episcoporum 87 de haereticis baptisandis. Patrol. curs. compl. t. 3, p. 10521053: «non tantum consensit, sed etiam instructum se esse confessus gratias egit». 442 Это письмо не дошло до нас; но указание на него сохранились в посланиях Киприана к Помпею и Фирмилиана к Киприану. 445 «Et tamen non pudet Stephanum… Cyprianum pseudo-christum et pseudo-apostolum et dolosum operarium dicere». Patrol. curs. compl. t. 3, p. 1176. 446 Ep. 74, ad Pompejum. c. 1. Напрасно католические писатели стараются затемнить всю эту историю, желая оправдать Стефана. Одни из них отвергали подлинность послания Фupмuлuaha(Pamrol. curs. compl. t. 3, p. 1153). Другие старались ослабить силу слов Фирмилиана тем, что он писал, будто бы, в раздраженном состоянии духа (Natalis Alexander, Hist. eccl. t. 3, c. 3). Но о письме Фирмилиана упоминает Евсевий (Церк. Ист. 62:5); раздраженность могла привести Фирмилиана только к неосторожным выражениям, но не к извращению истины. 449 Ritschl, s. 121122. Письмо 74 к Помпею написано уже в таком духе, что исключает всякую возможность примирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Городов в этих странах было очень немного. Наиболее значительный, – Кесария Каппадокийская, – был главной квартирой армии, которая сторожила кавказские проходы и Армению, находившуюся в вассальных отношениях к Риму. Кесария, бывшая незначительным городком при древних царях, – тогда она носила название Мазаки, – постепенно обратилась в один из крупнейших городов империи. Ее имя упоминается в истории христианства только с 200 г. приблизительно. Епископом в ней был тогда Александр, ученый муж, получивший свое образование в александрийской школе у Пантена и Климента. Вверженный в тюрьму при Септимии Севере, он очень долго пробыл в заключении. Бежавший из Александрии вследствие гонения Климент с успехом заменил его по управлении церковью. Александр, наконец получил свободу, но, по-видимому, жить в Кесарии ему было уже трудно 550 . Он перебрался в Палестину и кончил тем, что поселился в Иерусалиме при обстоятельствах, о которых будет сказано ниже. В следующем поколении епископская кафедра в Кесарии была занята Фирмилианом, человеком знатного происхождения и, подобно своему предшественнику, находившемуся в большой дружбе с александрийскими учеными. Он уже был епископом в 232 г., когда Ориген , вынужденный покинуть Александрию, поселился в Палестине. Фирмилиан пригласил его в Каппадокию „для блага церквей“, и есть основание думать, что Ориген действительно жил, и довольно долго, в Кесарии во время гонения Максимина 551 , Фирмилиан виделся с ним и в Палестине. Около этого времени обратились в христианство под влиянием, по-видимому, Фирмилиана, но в особенности Оригена , два молодых человека, понтийских уроженца, братья Феодор и Афинодор, отпрыски одного из знатнейших местных родов. Получив тщательное воспитание и познакомившись с латинским языком, они намеревались с помощью его заняться изучением римского права в знаменитой беритской школе, когда их зять получил место советника при правителе Палестины, и они отправились сопровождать сестру в ее новое местожительство. Здесь они встретили Оригена , с которым их познакомил, должно быть, Фирмилиан. Ему удалось направить их на изучение философии и вскоре совсем обратить в христианство. В течение пяти лет (около 240 г.) они занимались под его руководством, а затем вернулись в Понт.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В Румынии митрополитом Олтенским Иринеем был открыт пансионат для пожилых людей 28 июля, 2011. Новостная служба Новый пансионат для пожилых людей был построен в память почитаемого в Румынии митрополита Фирмилиана Крайовского в Румынии (Крайова). 28 июля. ПРАВМИР. Новый пансионат для пожилых людей в память почитаемого в Румынии митрополита Фирмилиана Крайовского в Румынии (Крайова) был открыт 26 июля 2011 года. В церемонии открытия принял участие архиепископ Крайовский и митрополит Олтенский Ириней, который и благословил работу пансионата. Крайовская архиепископия всегда активно участвовала в деле социального служения, и новый проект – это достойный способ почтить память митрополита Фирмилиана. Данный центр строился почти два года, и теперь его работа началась. Также на открытии пансионата присутствовали и представители местных органов власти. В своем слове митрополит Ириней поздравил всех, кто принимал участие в строительстве и модернизации возведенного здания и сказал, что через этот центр мы желаем быть вместе с пожилыми людьми, чтобы вернуть им радость жизни и создать комфорт для их существования. Данный центр является важным свидетельством небезразличия Церкви по отношению к социальной жизни населения, сказал митрополит. Стоит отметить, что известная благотворительная организация «Национальное общество православных румынских женщин» примет непосредственное участие в работе нового учреждения. Пансионат для престарелых является центром дневного ухода и предполагает возможность обслуживания 350 человек. Читайте также: Хочу в дом престарелых? Протоиерей Владислав Свешников: отдавать родителей в дом престарелых — безнравственно Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/v-rumynii-mitropolitom...

Один из слуг Памфила, по имени Порфирий, юноша лет восемнадцати, очень любимый своим господином, святым пресвитером Памфилом за свое целомудрие и благоразумие, услышав смертный приговор на святых мучеников, громко воскликнул из народа: — Прошу, дайте мне телеса святых, чтобы можно было их предать погребению. С этими словами он вышел из народа и стал пред игемоном. Узнав, что и Порфирий христианин, игемон приказал его повесить нагим на том же месте, на котором мучил и пять святых юношей, и велел жестоко его бить. Нечестивые мучители били его до тех пор, пока всё тело его не было покрыто ранами и уже кусками отпадало на землю, так что можно было видеть даже его кости и внутренности. Но святой Порфирий терпеливо переносил эти мучения; казалось, он ничего не чувствовал: он даже не стонал и не кричал, но молчал, словно мучители наносили раны не ему, а какому либо столпу или стене. Всё это еще более усилило ярость игемона: Фирмилиан приказал терзать его раны колючей и жесткой власяницей, а после этого осудил его на сожжение. Мучители поставили столп, привязали к нему святого мученика, обложили вокруг дровами и зажгли. Когда огонь уже объял его со всех сторон, мученик громко стал взывать, призывая на помощь Иисуса Христа, Сына Божия; потом он умолк и предал Господу свою святую и чистую душу. Итак он пострадал за Господа своего уже после своего господина, но прежде него удостоился получить мученический венец, ибо в то время, когда святой Порфирий, предав на костре свою душу, отошел ко Господу, святой Памфил вместе с другими мучениками еще не был усечен мечем. В то время, когда святого Порфирия сожигали на костре, среди народа находился один благочестивый муж, по имени Селевкий, бывший прежде воином. Когда Порфирий уже предал Господу свою душу, он отправился вслед за святыми мучениками, коих повели на место страданий. Он нашел их еще живыми, так как святые упросили своих мучителей дать им немного времени для молитвы. Селевкий, подойдя к святому Памфилу, рассказал ему все о мучении святого Порфирия, и возрадовался Памфил и стал воссылать благодарение Богу. Здесь Селевкий в последний раз дал целование мученикам, уже готовым преклонить свои головы под мечное усечение. Бывшие тут воины, увидев это и узнав, что Селевкий — христианин, схватили его и привели к игемону. Фирмилиан приказал немедленно и Селевкия казнить мечем. Сей святой происходил из Каппадокии, и был храбрым и славным воином в римских войсках; в начале гонения на христиан, за исповедание Христа его сильно били, лишили воинского звания и чести, и изгнали из полка. Но он ухаживал за больными, лежащими на городских улицах, заботился о нищих и сиротах, а потом, приобщившись к святым мученикам и исповедникам, радуясь, отошел ко Владыке своему Христу Господу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Как, в самом деле, уклониться от внешнего сообщества с теми, с кем продолжает связывать сообщество установлений церковных? Едва ли, опять заметим, противники Августина сами создали ad hoc такой образ понимания необщения, потому что – б) тех же мнений был и сам Августин: принцип справедлив, по его взгляду, но только приложение его должно подчиняться соображениям возможности или невозможности его выполнения и уступать пред возможностью большего вреда для церкви от строгости соблюдения правила, нежели какой может произойти от его нарушения. Если всем приведенным мнениям давать значение свидетельств воззрения церкви, то должно будет признать, что принцип необщения с отлученными в внешней жизни – существовал в христианской церкви, и следовательно – мероприятия церковной дисциплины простирались и на отношения внецерковные. – И так, что же должно заключить об общем духе воззрений церкви на этот предмет? Мы думаем, что возводить необщение во внешней жизни в общий закон церкви по отношению к отлученным – невозможно даже и в виду всего вышеизложенного, – ибо существует много иных фактов, которые представляли бы собой ничем не объяснимое противоречие церкви самой себе, если бы эти иные факты не освещали несколько иначе, чем с первого раза представляется, и те факты, которые указываются сторонниками теории противоположной. Нечего и говорить, что древнейшее из свидетельств, Тертуллиана , является только тогда важным свидетельством, когда слововыражение употребляемого текста, хотя бы и одним словом (cum), бывает дополняемо. При таком способе обращения с памятниками, как известно, можно мнимо уяснить многое и более важное. Поэтому то, можем быть, не все и пользуются этим свидетельством. Пусть и папа Стефан поступил так, как рассказывает о нем Фирмилиан 192 . Но не ослабляется ли это, уже достоверное, свидетельство о действительном факте той жестокой иронией, почти сарказмом, с которым относился к поведению Стефана сам Фирмилиан? Вот текст письма Фирмилиана в том месте, где заключается известие о папе Стефане: „как прилежно исполнил Стефан спасительные повеления Апостола (имеется в виду Еф.4:1–6 ), поставляя на первом месте смиренномудрие и кротость! Ибо что смиреннее и кротче того, что со столькими епископами со всей вселенной стал разногласить, особым родом раздора нарушая мир с каждым, то с восточными, то с вами – полуденными, легатов которых он принял так терпимо и кротко, что не допустил их даже и на лицо, а при этом – памятуя еще о снисхождении (dilectionis) и любви! – повелел всему братству, чтобы не принимали их в дом« и проч.; „и значит ли это, что он – сохранил единение духа в союзе мира, когда отделился от единения любви и братьям сделал себя во всем чуждым, и когда, вопреки таинству и вере, разногласию противопоставил ярость?» 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

Чтобы принудить исповедника сообщить ему требуемые сведения, Фирмилиан подвергнул его пыткам в новоизобретенных им машинах. Мужественный христианин, нисколько не возмутившись, продолжал говорить таинственно о граде избранных. Фирмилиан же подумал, что напал на след важного открытия и вообразил себе, что у христиан есть город, враждебно соперничествующий Риму, а потому употреблял неимоверные усилия добиться точных показаний о столице христиан; но видя, что не может ничего более выведать, осудил мученика на отсечение головы. Утомившись допросами остальных Египтян и видя, что ничего не может узнать о знаменитом городе, он осудил их всех на отсечение голов. Затем начал расспрашивать Памфила и его сотоварищей. Зная, что пытками не может заставить их отречься веры, он только спросил, хотят ли повиноваться повелениям императоров, и не получив в ответ ничего, кроме исповедания веры, приговорил их в отсечении голов. Выслушав этот приговор, молодой человек, именем Порфирий, принадлежавши к семейству Памфила и слушавший преподавания великого мужа, отважно вышел из толпы просить дозволения погребсти тела осужденных. При этих словах правитель пришел в неистовство, как дикий зверь, и спросил у мужественного юноши, христианин ли он? После утвердительного ответа приказал палачам подвергнуть его самым жестоким пыткам, не обращая внимания на лета. Юный христианин постоянно отказывался от жертвоприношений до того, что все тело его было разорвано, видны были кости и внутренности; а когда все мучения оказались тщетными, то Порфирий был осужден на немедленное сожжение. Улыбаясь выслушал он приговор, надел на плечи философскую мантию и направился к костру. Увидев возгоревшееся пламя, он призвал Иисуса Христа и претерпел смерть с геройским спокойствием, не сказав более ни слова. Прежний воинский сановник, именем Селевк, пришел возвестить Памфилу о мученичестве его юного родственника. Едва он сообщил новость и обнял одного из мучеников, как был схвачен воинами и приведен к правителю, приговорившему его на отсечение головы. Селевк был родом из Каппадокии. Мужественный вид его и искусство в воинских упражнениях доставили ему довольно возвышенное звание. Он оставлял войско в начале гонения, исповедал веру и претерпел за то сечение розгами. Освободившись от воинской службы, посвятил себя на воспомоществование слабым и несчастным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010