Закрыть itemscope itemtype="" > Империя и Церковные Соборы " Собор Державный " Главы из книги 01.05.2001 476 Время на чтение 14 минут В распространенности и устойчивости соборной практики до первой четверти четвертого века, то есть до Первого Вселенского Собора, сомневаться не приходится. Только среди подручной литературы, среди настольных книг, не вдаваясь в специальное исследование на тему о древних Церковных Соборах, которое бы только отвлекло от основной цели нашей работы, мы обнаружили сведения более чем о тридцати Поместных Соборах, которые созывались до Собора в Никее. - в 160-170 годы. По свидетельству А.П.Лебедева (без конкретных указаний), были поместные соборы по вопросам времени празднования Пасхи и против ереси Монтана (17) . - 170-е годы. Собор в Иераполе Фригийском 26 епископов под председательством епископа Аполлинария против монтанистов и лжепророков (18) . - 190-192 годы. Поместные Соборы - Римский (под председательством Виктора), Александрийский, Палестинский (под председательством Феофила Кесарийского и Наркиса Иерусалимского), Осроинский, Понтийский (под председательством Пальмы), Коринфский (под председательством Вакхила Коринфского), Галльский (под председательством Иринея Лионского) и Эфесский (под председательством Поликрата). Все по поводу времени празднования Пасхи (19) . - около 196 года. Под председательством Феофила, епископа Кесарийского Палестинский собор греческих епископов о времени праздновании Пасхи (20) . - около 220 года. Карфагенский собор из 70 епископов африканских под председательством Агрипина Карфагенского (21) . - около 230 года. Иконийский собор (22). - около 230 года. Синадский собор (23). - середина 3-го века. Ежегодные поместные соборы в Кесарии Каппадокийской по председательством Фирмилиана Кесарийского (24) . - между 247-264 годами . Арсинойский собор в Египте под председательством Дионисия Александрийского против ереси хилиазма (25) . - между 250-253 годами . Римский собор под председательством Корнилия против ереси катаров (26) .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТИОХИЙСКИЕ СОБОРЫ (III-VI вв.). В период становления Вселенской Церкви и затем во время арианских споров Церковь Антиохии (см. Антиохийская Православная Церковь ) сыграла большую роль в становлении института Собора как высшего церковного органа. Поскольку Антиохия являлась главным городом всей азиат. части Римской империи в III-IV вв., Соборы епископов Вост. Церкви здесь проводились наиболее часто. 264 г. На Соборе стоял вопрос о неправославии Антиохийского еп. Павла Самосатского , учившего, что Слово Божие не ипостасно Само по Себе и Оно не воплощалось во Христе, Христос - человек, к-рый может быть назван Сыном Божиим и даже Богом, но не по естеству, а по нравственному качеству Своей природы, достигшей уподобления Богу также по причине особенного присутствия в Нем Духа Божия. По сообщению Евсевия Кесарийского ( Hist. VII 27-28), в Соборе приняли участие Фирмилиан , еп. Кесарии Каппадокийской, свт. Григорий Чудотворец , еп. Неокесарии, его брат Афинодор Понтийский , Елен Тарсский, Никомас Иконийский, Именей Иерусалимский, Феотекн, еп. Кесарии Палестинской и др. Свт. Дионисий I Александрийский, к-рый не смог по состоянию здоровья присутствовать на Соборе, прислал послание. Однако Павлу Самосатскому удалось избежать осуждения, скрыв суть своего учения и заявив, что он изменил образ своих мыслей ( Болотов. Лекции. Т. 2. С. 332). В последующие 4 года состоялся еще 1 ( Спасский. С. 160; Поснов. С. 150) или 2 ( Болотов. Лекции. Т. 2. С. 332) Собора по этому поводу, но из-за тонкой изворотливости еретика они остались безрезультатными. 268 г. Собор осудил Павла Самосатского за исповедание ереси монархиан . В нем участвовало, по разным источникам, 70 (свт. Афанасий Великий ) или 80 (свт. Иларий Пиктавийский ) епископов из Сирии, Палестины и М. Азии, в т. ч. Елен Тарсский, председательствовавший на Соборе, Именей Иерусалимский, Феотекн Кесарие-Палестинский; в сохранившемся варианте соборного послания 16 поименных подписей ( Euseb. Hist. VII 30). Упоминание о 180 отцах Собора в актах Всел. III Собора (431) не находит подтверждения. В числе наиболее деятельных обвинителей Павла Самосатского был пресв. Малхион, возглавлявший в Антиохии философское уч-ще. Записи спора Малхиона с Павлом были известны Евсевию Кесарийскому, до наст. времени дошли во фрагментах, причем не всегда достоверных. Доказав неправославие и отлучив от Церкви Павла Самосатского, Собор поставил на Антиохийскую кафедру свт. Домна и отправил о том послания Римскому еп. Дионисию и Александрийскому еп. Максиму ( Euseb. Hist. VII 29-30; Болотов. Лекции. Т. 2. С. 332-333, 336; Simonetti. P. 48). 324 или 325 г.

http://pravenc.ru/text/115774.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕННАФА, ВАЛЕНТИНА И ПАВЛА [греч. Ενναθ, Οαλεντνη (Γαλεντνα), Παλη] († 308), мученицы Кесарие-Палестинские (пам. 10 февр.). Е. была родом из Газы , В.- из предместья Кесарии Палестинской. Обе пострадали при имп. Галерии (305-311) по приказу правителя Фирмилиана за исповедание христианства и отказ принести жертву языческим богам. После различных пыток мученицы были обезглавлены. Согласно тексту Мученичества, такая же судьба постигла и П., однако, по всей видимости, здесь имеет место ошибка. Проложные и синаксарные сказания о Е., В. и П. восходят к 8-й гл. соч. «О палестинских мучениках» Евсевия Кесарийского, где наряду с Е. и В. значится мч. Павел. Как отмечал еще архиеп. Сергий (Спасский) ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 65), в слав. памятниках рус. происхождения жен. имя Павла появляется ошибочно вместо муж. Павел, к-рое стоит в греч. как рукописных, так и совр. печатных синаксарях и Минеях. Впрочем, данная ошибка, вкравшаяся по вине переписчика, повторяется и в нек-рых визант. синаксарях, напр. в Петровом 1249 г. (Там же. Т. 2. С. 39). Дата памяти Е., В. и П., принятая в РПЦ, восходит к слав. проложной заметке из ВМЧ митр. Макария, откуда она была заимствована свт. Димитрием Ростовским. В ряде визант. синаксарей память Е., В. и П. закреплена за 15, 16 или 18 июля (напр., в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) - под 15 июля; в синаксарях семейства B (по классификации И. Делеэ) - под 16 июля), в других синаксарях приводится 2 даты празднования - февральская и июльская. Дата 18 июля закрепилась в печатных греч. Минеях. Февральское и июльское сказания немного различаются между собой; это объясняется тем, что составители Мученичества для 10 февр. и для 15 (16, 18) июля по-разному группировали почерпнутый из сочинения Евсевия материал. В июльских сказаниях, следующих тексту Евсевия, перед рассказом о Е., В. и П. идет преамбула о егип. мучениках - христианах, доставленных в Палестину, где каждому из них по приказу правителя Фирмилиана в г. Диокесария отрезали левую ногу и выкололи правый глаз. Некоторые детали этого рассказа были перенесены в следующее за ним Мученичество Е., В. и П.

http://pravenc.ru/text/189975.html

16-го числа Святых 12-ти мучеников: Памфила пресвитера, Валента диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии и Исаии Св. Памфил, уроженец гор. Берита, знаменитый по роду и богатству родителей, окончил блистательно свое образование в Александрии. Возвратясь в Палестину и избрав деятельность на духовном поприще, Памфил был поставлен пресвитером и, как видно из писем св. Василия Великого , достиг звания архиепископа Кесарийского и посвящал впоследствии архиепископов в Армении. Памфил занимался учеными трудами, много потрудился над исправлением текста св. Писания. При нем уже в исправленный Оригеном текст 70-тй толковников вкрались ошибки переписчиков, и св. Памфил исправил их, дополнив краткими объяснениями. Этот исправленный текст, по словам блаженного Иеронима , был столько уважаем, что его употребляли во всех церквах, находившихся между Александрией и Антиохией, и снимали с него списки и для других церквей. В 303 году, по желанию императора Константина, этот текст – в числе 50-ти списков – был доставлен и для созданного им нового города, в котором распространялось число христиан. В Кесарии устроена была св. Памфилом библиотека, состоявшая между прочим из творений отцов, которые отчасти переписывал он сам, отчасти приобретал, где мог. Рукописи его почитались такою драгоценностию, что блаженный Иероним , достав одну из них: «толкование Оригена на 12 пророков», считал себя Крезом... Но и кроме библиотеки, св. Памфил наделял своими рукописями неимущих и деятельно распространял христианское образование. При этом он отличался делами милосердия и делил с бедными все, что имел. Во время гонения от Диоклитиана, св. Памфил подвергся истязаниям за веру и был заключен в темницу по повелению игемона Урвана – вместе с престарелым диаконом Елийской Церкви Валентом и Павлом, уроженцем Иамнии, пострадавшими за веру уже и прежде того от раскаленного железа. Здесь пробыли они два года, по прошествии которых место Урвана занял Фирмилиан, который, узнав о нахождении их в темнице, приказал обезглавить их всех трех – вместе с пятью братьями Египтянами: Самуилом, Илиею, Даниилом, Иеремиею и Исаиею, задержанными и потерпевшими мучения в Кесарии, на возвратном пути их из Киликии, куда они ходили провожать 130 исповедников, также пострадавших в это время в Египте 288 и сосланных на тяжкую работу в Киликийские рудники.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ, ПРОМ (ПРОВ) И АРИС [греч. Ηλας, Πρμος (Πρβος) κα Αρης] († 308), мученики Египетские (пам. 19 дек.). Сведения о И., П. и А. содержатся в сочинении Евсевия , еп. Кесарийского, «О палестинских мучениках». Христиане из Египта отправились для оказания помощи единоверцам, сосланным в Киликию при имп. Максимине Дайе (305-313). Они прибыли к городским воротам Аскалона (ныне Ашкелон) в 14-й день месяца Апеллая (дек.), по мнению большинства ученых, в 308 или в 309 г., как считает Э. Шварц, издатель критического текста трудов Евсевия. Христиане открыто исповедали свою веру, и многим из них, по обычаю установленному правителем Фирмилианом, перерезали сухожилия на левой ноге, вырвали правый глаз, а затем отправили на рудники. Др. христиане из Египта были приговорены к смертной казни: А. был сожжен, И. и П. отрубили головы. Свт. Иоанн Златоуст составил Похвальное слово Египетским мученикам ( Ioan. Chrysost. In Martyres Aegyptios//PG. 50. Col. 693-697). Святитель прославляет христиан, сосланных на работы в рудники, однако имена И., П. и А. не упоминаются, поскольку, вероятно, в то время (кон. IV - нач. V в.) они были хорошо известны. Служба в честь И., П. и А. совершалась в к-польской ц. мч. Филимона в Стратигии ( Janin. Églises et monastères. P. 492). В ряде визант. синаксарей XII-XIII вв. (Mess. gr. 103; Paris. gr. 1571) Пром назван Провом, память мучеников отмечена 18 дек. Архиеп. Сергий (Спасский) отождествляет П. и И. с мучениками Промом и Иларием (Иларионом), память к-рых под 16 дек. содержится в Типиконе Великой ц. IX-X вв. и в нек-рых греч. стишных синаксарях ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 132; ГИМ. Син. греч. 391(355), XV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 530). Ист.: BHG, N 1193; BHO, N 98; Euseb. De mart. Palaest. 10; Eusebius of Caesarea. History of the Martyrs in Palestine/Éd., trad. W. Cureton. L.; P., 1861. P. 34; Ioan. Chrysost. In Martyres Aegyptios//PG. 50. Col 693-697 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвала египетским мученикам//Творения: В 12 т. СПб., 1898-1906. М., 1991-1998р. Т. 2. Кн. 2. С. 741-745); PG. 117. Col. 213-214 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 327; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 357-358; ЖСв. Дек. С. 546.

http://pravenc.ru/text/389419.html

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранная Господом для свидетельства истинныя веры, мужественно поправшая языческое нечестие и за своя страдания нетленным венцем от Жениха Христа увенчанная, святая мученице Валентино, ныне ублажаем святую память твою. Ты же, яко имущая дерзновение ко Господу, молися за ны, прославляющих тя и с верою вопиющих: Радуйся, святая мученице Валентино, силу любви своея к Богу явившая. Икос 1 Ангельскую чистоту в земном житии своем непорочно сохранила еси, святая мученице Валентино, ныне же в чертозе Жениха Твоего со Ангелы вкупе воспеваеши Богу Трисвятую песнь на небеси. Мы же, чистоту жития твоего девственнаго прославляюще, хвалебное пение приносим ти сице: Радуйся, нескверная и чистая дево. Радуйся, Господу верность сохраньшая. Радуйся, Его паче всего возлюбившая. Радуйся, во благочестии пожившая. Радуйся, тем Христу угодившая. Радуйся, в страсе Божием пребывшая. Радуйся, мир суетный победившая. Радуйся, мучением своим веру во Христа засвидетельствовавшая. Радуйся, жизнь вечную унаследовавшая. Радуйся, в рай Божий всельшаяся. Радуйся, венцем нетленным увенчанная. Радуйся, в Царствие Небесное вшедшая. Радуйся, святая мученице Валентино, силу любви своея к Богу явившая. Кондак 2 Видя Господь душу твою силою дивною исполнену, яви тя, достохвальная Валентино, адаманта твердейшу, да мужественно исповедаеши веру истинную во Христа Иисуса вкупе со святыми девами Еннафою и Павлою, воспевая Ему: Аллилуиа. Икос 2 Разумом своим, просвещенным от Бога, познала еси, святая мученице Валентино, яко идоли не можаху спасти души твоея. Егда же наста час испытания твоего, предана была еси на судище неверных, идеже правитель Фирмилиан в непочитании языческих богов обвини тя. Ты же, приведенная в языческий храм для поклонения идолом, отвергше тыя, камень дерзостно в жертвенник идольский вергла еси, воскликнувши: “Токмо Христос спасе душу мою!” Темже, прославляя велию веру твою, вопием: Радуйся, славная дщерь Кесарии. Радуйся, подвигом своим земное отечество твое прославльшая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-muc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕЛИЙ И НИЛ Мученики Египетские Пелий, Нил и др. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 51) Мученики Египетские Пелий, Нил и др. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 51) [греч. Πηλες κα Νελος; лат. Peleus, Nilus] († ок. 310), священномученики, епископы Египетские, и 154 мученика (пам. 17 сент.; пам. греч. 17 сент.; пам. зап. 19 сент.). Сведения о святых содержатся в соч. Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках» ( Euseb. De mart. Palaest. 13. 1-2), где говорится, что на исходе 7-го года гонений на христиан имп. Диоклетиана (309-310) положение христиан постепенно стало улучшаться. В Палестине около рудников собралось множество исповедников, которые настолько осмелели, что начали перестраивать дома в церкви. Префект провинции Фирмилиан, узнав об образе жизни тамошних христиан, донес на них имп. Максимину II Дайе . Вскоре после этого смотритель рудников по приказу императора разделил исповедников: одних он отправил на Кипр, других - в Ливан, а прочих разослал по разным областям Палестины. При этом на всех были наложены тяжелые трудовые повинности. Кроме того, смотритель выбрал 4 наиболее уважаемых исповедников - 2 епископов Египта П. и Н., пресвитера, не названного по имени, и мирянина Патермуфия, к-рый был известен всем своей заботой о ближних, и отправил их к начальнику расположившихся там войск. За отказ совершить жертвоприношение начальник войск приказал сжечь 4 христиан заживо. В пространной редакции соч. «О палестинских мучениках», сохранившейся в сир. переводе, указано, что вместе с П., Н. и Патермуфием пострадал Илия, к-рый, однако, здесь не назван пресвитером; христиане были казнены в Фени (Θανοι) в 9-й день месяца элула (19 сент.). Епископские кафедры, возглавляемые П. и Н., неизвестны. Согласно свт. Епифанию Кипрскому, П. был сторонником Мелетия, еп. Ликопольского, и его спутником в изгнании ( Epiph. Adv. haer. 68. 2). Мч. Патермуфий упоминается в «Библиотеке» патриарха Фотия среди исповедников, к-рым сщмч. Памфил и Евсевий Кесарийский, находясь в заключении, отправили «Апологию Оригена» ( Phot. Bibl. 118//PG. 103. Col. 397).

http://pravenc.ru/text/2579930.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ [Лат. Symbolum Apostolorum], Символ веры, наряду с Никео-Константинопольским принятый Римско-католической Церковью. Провозглашая значимость для постижения «веры всех времен» исторически возникавших Символов веры ( Афанасиев, исповедания веры нек-рых Соборов и пап), католич. Церковь выделяет из них 2, ставя на 1-е место А. С. в., «называемый так потому, что он обоснованно считается верным изложением апостольской веры. Это древний крещальный Символ Римской Церкви». В то же время она признает за Никео-Константинопольским Символом веры «высокий авторитет в силу того, что он возник в итоге двух первых Вселенских Соборов (325 и 381 гг.)» (ККЦ 194, 195). Понятие Symbolum в смысле исповедания веры впервые появляется в сер. III в. в переписке св. Киприана , еп. Карфагенского, и св. Фирмилиана Кесарийского , где упоминается «Символ Троицы», понимаемый как составная часть последования таинства св. Крещения ( Cypr. Carth. Ep. ad Magnum. 7-8; Ep. Firmiliani ad Cyprianum contra ep. Stephani. 10). Но в целом в первые века христианства Символ обозначался иным образом («правило веры», «учение», «предание» и т. д.). Наименование «Апостольский Символ» зафиксировано в послании Миланского Собора (384) папе Сирицию ( Leclercq. Col. 1761), в к-ром говорится, что этот Символ должен всегда неизменно храниться Римской Церковью. В ср. века в Римско-католической Церкви бытовало предание о том, что в день Пятидесятницы апостолы, будучи вдохновлены действием Св. Духа, составили Символ веры, так что каждый из них стал автором одного из 12 членов Символа. Эта легенда датируется IV в. ( Ps. -Aug. Sermo 240. 1; Pirminius. De singulis libris canonicis scarapsus). Впервые она появляется в проповеди, приписываемой свт. Амвросию Медиоланскому (PL. 21. Col. 671), в к-рой говорится, что Символ был составлен 12 авторами. В то же время и Руфин Аквилейский (Comm. in Symb. Apost. 2) предлагает подробное повествование о составлении Символа, полученное, как он сообщает, от более ранних времен. Руфин, явным образом не приписывая каждому из 12 апостолов авторство одного члена Символа, тем не менее утверждает, что Символ явился результатом совместной работы, происходившей на Пятидесятницу (см. также: Апост. постановл. VI 14). Более того, как полагает Руфин, апостолы решили назвать составленное ими правило веры греч. словом «символ» (σμβολον), к-рое означает, с одной стороны, знак, по к-рому христиане могут узнать друг друга, а с др. - нечто единое, составленное из различных частей.

http://pravenc.ru/text/75752.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДРИАН И ЕВВУЛ († ок. 308), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта). Известны из рассказа Евсевия Кесарийского . А. и Еввул происходили из мест. Ванея (или Влания). Услышав о страданиях и подвижничестве мучеников в Кесарии Палестинской, они пришли туда, чтобы утешить и ободрить их. Когда об этом стало известно, святых схватили и представили на суд префекта Фирмилиана. После отказа отречься от Христа А. и Еввула били по спине и ребрам, жгли бока и, наконец, бросили львам. Но несмотря на то что даже дикие звери поклонились А. и припали к его стопам, он был усечен мечом. Та же участь постигла и Еввула. Краткое житие мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. включено под 3 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 3-4). Гимнография Память А. и Еввула содержится во многих Месяцесловах: в Типиконе Великой ц. (IX–X вв., Mateos. Typicon. Т. 1. P. 224-225), в Петровом Синаксаре (XI в.) и др. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 32). Служба им неизвестна. В греч. афинской печатной Минее под 3 февр. по 6-й песне канона на утрене помещен ямбический стих (Θεβρουριος. Σ. 44). Иконография На миниатюре Минология Василия II представлена мученическая кончина святых (А. обезглавлен, Еввул - перед палачом), оба святых изображены средовеками, Еввул седовлас (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 368). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., описывает А. молодым человеком с округлой бородой, а Еввула юношей «с бородою, едва показавшеюся» (Ч. 3. § 22. Февраль. 3). Ист.: Eusebii. De martyribus Palestinae, 11//PG. 20. Col. 1511-1512; ActaSS. Martii. 1668. T. 1. P. 364. Лит.: SynCP. P. 440-441; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 10. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 207; Kaster G.//LCI. Bd. 5. Sp. 38. А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/63604.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИН, НИКИФОР И ГЕРМАН [Антоний], [греч. Αντωννος, Γερμανς, Νικηφρος] (нач. IV в.), мученики (пам. 13 нояб., греч. 12 нояб.), пострадали в Кесарии Палестинской. О них рассказывается в соч. Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках». По сведениям Евсевия, мученики пострадали в гонение имп. Максимина (309-313), греч. краткие жития ошибочно относят их кончину ко времени имп. Максимиана (286-305). Старец А. и юноши Н. и Г. были схвачены правителем Палестинской обл. Фирмилианом и за отказ принести жертву идолам обезглавлены. С ними пострадали мч. Зевин и мц. Манефа [Еннафа] из Скифополя. В греч. календарях и зап. мартирологах память палестинских мучеников указывается 13 нояб. В этот день память мучеников содержится в большинстве визант. памятников: Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. P. 100), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 159-160), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 221-222), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 353). В ряде греч. рукописей (напр., Синаксарь. ГИМ. Син. греч. 354. Л. 115, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 525) и печатной Минее (изд. Венеция, 1593) память мучеников зафиксирована под 12 нояб. В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития палестинских мучеников из Минология Василия II, включенный под 13 нояб. в нестишной Пролог (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 170). В 1-й пол. XIV в. краткое житие было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены проложные жития ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 170, 183 (1-я паг.)). Гимнография Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь святым (Μηναον. Νομβριος. Σ. 152). Ист.: BHG, N 1193; Euseb. De Mart. Palaest. IX 4-8; SynCP. Col. 221-222; ЖСв. Ноябрь. С. 371. Лит.: Aigrain R. Antonin (4)//DHGE. T. 3. Col. 851-852; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 964; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 48. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/114036.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010