3Ин.1:4 .  Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. 3Ин.1:5 .  Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. 3Ин.1:6 .  Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, 3Ин.1:7 .  ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. Выражение μειζοτραν не согласно с изяществом греческого языка; ибо к сравнительной степени ( μεζονα) прибавлен еще один суффикс сравнительной степени (- τερ). 3Ин.1:8 .  Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине. 3Ин.1:9 .  Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. «Принимать» употреблено вместо «занимать», «захватывать». Этим апостол научает нас не выжидать прихода к нам нуждающихся, но самим бежать к ним навстречу и упрашивать их к себе, как поступали Авраам и Лот ( Быт. 18,2–3, 19:1–2 ). 3Ин.1:10 .  Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, по­нося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не при­нимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Если запрещено воздавать злом за зло ( Рим. 12,17 ), то как объяснить настоящую угрозу апостола? Отвечаем: заповедь говорит о невоздаянии злом за зло тому, кто грешит против нас, а когда грех против нас причиняет вред и вере, то совершающего такой грех должно наказывать, как и Павел навел зло на Елиму, совращавшего с путей Господних ( Деян. 13,8–11 ). 3Ин.1:11 .  Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. Так как нет ничего общего у света с тьмой, никакого согласия между Христом и Велиаром ( 2Кор. 6,14–15 ); то просвещенный познанием Христа не должен чрез подражание нечестивым сливаться с тьмой, то есть с гнусными делами их. Ибо как тот, кто делает добро, от Бога и усовершил мысленное око свое светом познания Его, почему весь стал светом, видит истинный свет, Бога, и бывает для других светилом в мире, содержащим слово жизни ( Фил. 2,16 ), так и тот, кто делает злое, ходя во тьме, ни сам не может видеть Бога, то есть делать угодное Богу, ни для других быть руководителем, но ненавистен и отвратителен для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Какое утраченное одеяние? Все то, что похитил у тебя в раю змей: равноангельскую жизнь, райское наслаждение, одежду бессмертия. 2 . Но возвратимся к началу рассказа. «Поутру же», – говорит евангелист, – Иисус, «возвращаясь в город, взалкал». Утром – после того, как прошла ночь заблуждения и Христос – утро – возблистал миру свет воскресения; ведь Христос и есть утро, по словам пророка: «как утренняя заря – явление Его» ( Ос. 6:3 ). «Поутру же, возвращаясь в город». Утром – после того, как мракообразная смерть была уничтожена светом славы Христовой и в сердца омраченных людей проникли золотые лучи Солнца правды; утром – после того, как теплые лучи Божества разлились повсюду и согрели умерщвленные дьяволом души, – потому что «ничто не укрыто от теплоты его» ( Пс. 18:7 ). Сильнейшим холодом греха умертвил дьявол сердца людей, почему пророк и молится такими словами: «расплавь внутренности мои и сердце мое» ( Пс. 25:2 ). Холодом нечестия оковано было все человечество. Поэтому все пророки единодушно молились Богу, говоря: «возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень» ( Пс. 125:4 ), т.е., как теплый южный ветер, пахнув, возвращает замерзшую воду в ее прежнее обычное состояние, так точно и нас, умерщвленных грехом от дьявола, теплый южный ветер пусть обновит своим дуновением в прежнем состоянии нетления. Это теплое дуновение юга призывает и невеста Христова – Церковь в Песни Песней, говоря: «Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его!» ( Песн.4:16 ). «Поутру же, – говорит евангелист, – возвращаясь». Хорошо сказано – «возвращаясь», чтобы показать, что удаленного из рая Адама Господь наш опять возвращает в то же самое место. »Поутру же«, Иисус, «возвращаясь в город, взалкал». При упоминании о городе не смотри вниз, но взирай к горнему Иерусалиму, к небесной стране. «Наше же жительство – на небесах» ( Фил. 3:20 ). »Поутру же " , Иисус, «возвращаясь в город, взалкал»: не пищи людской захотел Он, но жизни людей: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» ( Иоан.4:34 ) Отца, – чтобы люди уверовали в Того, Которого Он послал, потому что «и всякий...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Христианская вера не набор идей, а деятельное участие (койнония) в жизни, страданиях и смерти Христа, дарующих вечную жизнь Троицы. Догматика — лишь выражение опыта этого участия (поэтому мы не выделяем веру в отдельную рубрику: койнонически понимаемая вера от жизни неотделима). Церковь есть братство-товарищество, претерпевающее, например, потерю имущества ради «имущества лучшего и непреходящего». И другой аспект общей жизни: во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара, ни мужчины, ни женщины, ни раба, ни свободного. Во Христе аннигилируют религиозные, национальные, гендерные, классовые различия, аннигилируются мирские общности, разобщающие людей: в христианскую общность призваны все. Койнония есть реальность, уничтожающая все разделения. И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы   участвуете   (κοινωνο) как в страданиях наших, так и в утешении (2 Кор 1:7). Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших   товарищами   (κοινωνο) Симону (Лк 5:10). Что касается до Тита, это — мой   товарищ   (κοινων) (2 Кор 8:23). [О христианах из язычников] если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал   общником   (συγκοινωνς) корня и сока маслины. (Рим 11:17). Дабы   общение   (κοινωνα) веры [общность в вере — в пер. А. С. Десницкого] твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе (Фил 1:6). Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая   участие   (κοινωνο) в других, находившихся в таком же состоянии; ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее (Евр 10:33). Деньги. Койнония, будучи понятием богословским, экклезиологическим, жизненным, крайне конкретно-практично: оно денежно. Общность жизни предполагает общность денег. Койнония схватывает определенное качество жизни: совместной, общей, жизни-братства, жизни-товарищества, опознаваемой, проявляемой в щедрости, в даре. Деньги — нечто кардинально разделяющее людей. В христианской койнонии, преодолевающей все разделения, сами деньги должны быть общими, не разделяющими, а соединяющими.

http://blog.predanie.ru/article/ekonomik...

При этом не нужно забывать тот факт, что белое, т.е. женатое духовенство не может следовать примеру апостола Павла просто потому, что Павел не имел семьи и детей. Священнику нужно не только печься о собственном пропитании, но и о том, чем кормить семью, и это в условиях постсоветской церковной разрухи, когда большинство приходов требуют максимального внимания и сил священнослужителя. Нередка следующая картина, которую застаёт среднестатистический батюшка, приехав на свой приход: храм, требующий ремонта (варианты: храм полуразрушен/разрушен/храма нет совсем — его священник сам должен будет построить); весьма малочисленные прихожане, чьи познания в Православии сводятся к набору псевдоцерковных примет и суеверий; отсутствие людей, знающих устав и способных петь-читать на клиросе; засилие сект или откровенного язычества и т.д. Если священник в таких условиях будет «плести палатки», чтобы прокормить семью, кто будет заниматься миссионерством? Кто будет искать благодетелей для строительства разрушенных храмов и восстанавливать эти храмы? Кто будет посещать людей на дому? Кто будет вырывать заблудших из рук сектантов, наводнивших наши города и сёла? Св.Писание неоднократно подчёркивает право благовествователей питаться от пожертвований. «Трудящийся достоин награды за труды», — говорит Спаситель, посылая апостолов на проповедь (Лук.10:7). «Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне», — пишет ап.Павел филиппийским христианам, присылающим ему пожертвования для продолжения его миссионерских трудов (Фил.4:10). Сам Апостол, не имевший жены и детей, и возможно именно по этой причине не всегда пользовавшийся своим правом «питаться от святилища» (1 Кор.9:13), в отличие от о.Андрея, отстаивает это право для других священнослужителей. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» — даёт ап.Павел последние наставления Тимофею незадолго до своей казни (1Тим.5:17,18). Он призывает Тимофея, не смущаясь, принимать материальную помощь общины (комментарий Брюссельской Библии на 2 Тим.2:4-6).

http://pravmir.ru/trudyashhijsya-dostoin...

2Пет.1:10,11 ); я хорошо бежал, и не напрасно бился, достаточно воздерживался и усмирял тело мое, и проповедуя другим, сам был достойным Христа, потому мне приготовлен у Господа нетленный венец (ср. 1Кор.9:24–27 ); я подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь (ср. 2Тим.4:7–8 ); я исполнил закон Христов – возлюбил Бога превыше своей жизни и ближнего моего как самого себя ( Рим.2:13 ) и т.д. Одним словом, я уверовал в Евангелие, усвоил и исполнил его, и потому я знаю, что спасён». Такая позиция свидетельствует о протестантской духовной наглости, самомнении, похищении суда у Бога и крайне ущербном их понимании спасительной веры. И такое легкомысленное отношение к вере и спасению немыслимо для православного человека, и чуждо духу и букве Евангелия, которое заповедует нам совершать (то есть довершать, как нечто ещё не оконченное) своё спасение «со страхом и трепетом» ( Фил.2:12 ), а не торжествовать и уверять всех, что мы уже спасены. Православному хочется ответить на заявления протестантов словами Апостола: «...не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ), или, если совсем по- простому, русской поговоркой: «не говори « " гоп»», пока не перепрыгнул». Вот если Христос на Страшном Суде поставит вас справа от Себя, тогда мы и увидим, что вы спасены. Православному же человеку как раз свойственно говорить не о своей спасённости, а о своей греховности и недостоинстве, и о том, что вера (в полном и истинном смысле этого слова) и спасение есть только его стремление. Протестанты же, не понимая сути православного мышления, не понимая, по своей легкомысленности, сути Евангелия и главных его понятий – веры, покаяния и пр. – часто смеются или снисходительно сочувствуют православному «маловерию». Но смирение восторжествуют, а не безумное протестантское самомнение и обольщение, ибо «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

При полемике со свидетелями Иеговы по поводу равенства Сына Божия Отцу ими, как правило, приводятся все те места из Писания, где речь идет о человеческой природе Спасителя. Но нам никогда не следует забывать, что Сын Божий, Которым «все сотворено» ( Кол.1:16 ), пришел в свой мир в «образе раба» ( Фил.2:7 ). Во Христе были как человеческая, так и Божественная природа. В качестве примера вспомним места из Евангелия, где Христос как человек прослезился, когда умер Лазарь, но как Бог воскрешает его из мертвых. Как человек Христос возмутился духом и молился о Чаше в ночь взятия под стражу, но как Бог все же идет на страдания ради спасения Своего творения. Итак, следует различать, где во Христе проявилась Его человеческая природа, а где проявилось Его Божество. 3.2. «Отец Мой более Меня» «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ). Ссылаясь на это место, сектанты утверждают, что Иисус Христос ниже по достоинству, чем Отец. Однако Священное Писание нельзя толковать в отрыве от контекста и без учета параллельных мест. Здесь Господь говорит как человек, и как человек по своей человеческой природе Он действительно ниже Бога. Высказывание «Мой Отец более Меня» относится лишь к человеческой природе Христа, но никак не к Его Божественной сущности. Вновь вспомним, что Христос на земле исполнил волю Отца; в ночь ареста Он говорит «но да будет воля Твоя» – то есть здесь на земле, будучи человеком, Спаситель менее Отца, поскольку Он смиренный исполнитель Его воли. Святой Иоанн Дамаскин пишет, что Сын Божий имеет начало в Отце и только потому называет Его большим. Однако нас интересует, какова природа Сына, и то, что Христос имеет ту же Божественную природу, что и Отец – вне сомнения: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего: Я и Отец – одно» ( Ин.10:29–30 ). Отец «больше всех», но если Христос и Отец «Одно», то и Христос больше всех, как Отец. Примечательно, что говорится в Евангелии дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Апостол Павел, служа Богу духом ( Рим.1:9 ), ходил в храм ( Деян.22:17 ; ср. Деян.3:1 ), преклонял колени во время молитвы ( Деян.20:36, 21:5 ; Еф.3:14 ; ср. Деян.9:40 ; 1Кор.14:25 ; Откр.4:10 ). Сектанты между прочим не обращают внимания в повествовании евангелиста о беседе Господа с самарянкою на то, что она спрашивала Его не о месте «молитвы», а – «поклонения». Здесь слово: «поклоняться» (πρоσκυνεν) означает внешнее обнаружение религиозной настроенности, видимое служение Богу, не единичный только акт поклонения (ср. Мф.2:11 ; Мк.5:6 ; Ин 9:38 ; Мф.28:9 ), а целый религиозный культ, целую совокупность обрядов и священнодействий (ср. Ин 12:20 ) «из пришедших на поклонение» – ινα πρоσκυνησωσιν, Деян.8:27, 24:11 ). Господь восемь раз употребил выражение «поклоняться», – «поклонники», ни разу не разъясняя его смысла; следовательно, Он придавал этому слову (поклоняться) то же самое значение, что и самарянка, т.е. употребил его в собственном, буквальном смысле. Если бы Господь желал отменить всякое внешнее поклонение Богу, то Он, несомненно употребил бы другое выражение, как, например, молиться (πρоσεχεσθαι – Мф.6:5–6 ), чтить, почитать (σβεσθαι – Μф.15:9; Деян.18:13 ). 4) Иисус Христос учил в храме, а не приходил для молитвы (ср. Мф.21:23 ). Только сектанты могут допускать, что Иисус Христос, называя храм «домом молитвы» для всех народов, ревнуя о его святости, Сам не поклонялся, или не молился в нем. Неужели мог Он одно говорить, а другое делать?! Сам Он свидетельствовал: «кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин.8:46 ). Враги обвинили бы Его в нарушении закона, если бы Он не молился в храме, но «первосвященники и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти и не находили» ( Мар 14:55 ). В беседе с самарянкой Он сказал: «мы знаем, чему кланяемся». – «Между поклоняющимися», – объясняет святой Кирилл Александрийский , – «как человек, ставит Себя Тот, Кто с Богом и Отцом получает поклонение, как от нас, так и от святых ангелов. Поскольку Он облекся в образ раба, то и совершает подобающее рабу служение, не переставая быть Богом и Господом и Поклоняемым, ибо Он пребывает Тем же Самим, хотя и стал человеком, везде и вполне сохраняя образ домостроения со плотию... Каким образом Он был бы «подобным человекам» ( Фил.2:7 ), если бы не совершал подобного тому, что свойственно людям? Α наиболее свойственное людям дело есть богопоклонение, как бы в качестве долга, воздаваемое и приносимое от нас Богу. Итак, поклоняется Он, как человек, когда стал человеком, а получает поклонение всегда с Отцом, так как Он был, есть и будет Бог по природе и Истинный». 322

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Когда он писал христианам: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, угодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1-2), он призывал их следовать тому образу жизни, которому сам следовал (Фил. 3:17; 2 Фес. 3:7; Ев. 13:7).    Итак, если бы мы были совершенно безгрешными, свободными от страстей и недоступными искушениям, если бы мы были всецело духовно настроенными и полными любви к Богу и к ближним, словом, если бы мы были духовно-совершенными, то, очевидно, подвиги были бы для нас излишними, как они излишни для ангелов и святых, достигших Царства Небесного. В данном же поврежденном состоянии – это лишь цель, которую надо достичь с Божией помощью, но и при личном усилии.    Апостол Петр так суммирует содержание христианской жизни: «Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет. 4:1). Здесь преодоление греха поставлено в прямую зависимость от добровольного распятия плоти с ее страстями и похотями (Гал. 5:24).    В сущности, все сводится к элементарной истине, что по причине греховной поврежденности душа и тело человека находятся в конфликте: когда тело пресыщается, тогда духовные силы человека притупляются и слабеют, и наоборот, когда человек добровольным воздержанием ослабляет тело, тогда его духовные силы просыпаются и начинают расцветать. Лучшие мыслители издревле установили, что всякое духовное усилие, всякое добровольное лишение, всякий отказ, жертва немедленно размениваются на духовные богатства внутри нас; чем больше мы теряем, тем больше приобретаем.    Вот почему главной темой Священного Писания является побуждение к подвигу. Сама жизнь христианина уподобляется несению креста вслед Христу: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). На вопрос учеников, многие ли спасутся, Господь ответил: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

Ибо велено тебе «удаляться» не только от любого человека, но и «от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от» апостолов (ср. 2Фес.3:6 ). Сказано: «Не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!» (ср. Ис.52:11 ; Откр.18:14 ). Удаляйся от земных попечений; удаляйся от мирских устремлений, «ибо все, что в мире», по словам Апостола, «не есть от Отца, но от мира сего» (ср. 1Ин.2:16 ). Поэтому когда удалишься от всего этого, посвяти себя Богу, словно первородный теленок; и грех да не действует через тебя, да не наденет на тебя беззаконие ярмо свое. Но отделяйся и удаляйся и, как первородный теленок, употребляйся только для священнического применения. Но отстраняйся и разобщайся и, как священные «кадильницы» и «чаши», используйся только в храме и во время богослужений. Отгораживайся и отсекай себя от всякой скверны греха и заключай себя, словно в священные облачения первосвященника, в храме Божьем. Ибо затворяется и обособляется в храме Божьем тот, кто «размышляет о законе Господа день и ночь» (ср. Пс.1:2 ) и «крепко любит заповеди Его» (ср. Пс.111:1 ). Так будь же «свят, ибо Я, Господь, свят» (ср. Лев.20:7 ). Но что значит «ибо Я свят»? Сказано, что так же, как и Я отстраняюсь и удаляюсь от всего, что почитается и чему поклоняются, будь то на земле или на небе; так же, как Я превосхожу всякое создание и отделяюсь от всего, сотворенного Мною, так и ты отдаляйся от всех, кто не свят и не посвятил себя Богу. Кроме того, мы говорим удаляться не от мест, но от дел, не от областей, но от образа жизни. И, наконец, греческое слово γιος обозначает нечто внеземное. Ибо тот, кто посвящает себя Богу, справедливо считается пребывающим вне земли и вне мира, и потому может сказать: по земле мы ходим, но «жительство наше на небесах» (ср. Фил.3:20 ). И Соломон в Притчах говорит: «Сеть для человека – поспешно освящать что-либо из своего, ибо после обета бывает раскаяние» ( Прит.20:25 ). И так оно и есть, потому что не случайно написано: если, «когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Если же ответить на данное возражение по существу, то кощунство данного обвинения очевидно. Каннибализм – это 1) убийство человека и вкушение его 2) нечистого и 3) мёртвого тела и крови. Потому каннибализм запрещён. В Причастии же верные 1) не убивают Христа (Он однажды добровольно принёс Себя в жертву ради нашего спасения) и вкушают 2) пречистые и 3) не только живые, но и животворящие, духовные, прославленные, воскресшие Тело и Кровь Христа, вместе с Его душой, духом и Божеством... Впрочем, доказывать, что Причастие не есть каннибализм, уже граничит с метанием бисера пред свиньями, ибо ставить такие вопросы могут только люди крайне грубые, и духовно и нравственно. Возражение 7. Написано: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» ( 1Кор.15:50 ). Поэтому, нужно думать о спасении души, а не тела. На данный вопрос отчасти было уже отвечено выше: верные причащаются не тленной человеческой плоти и крови, а животворящей и духовной Плоти и Крови Богочеловека. Царствие же Божие наследует не только душа, но и тело человека, которое преобразится и прославится, как написано: Бог «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Фил.3:21 ) и «мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим.8:23 ). Христиане воскреснут не просто душами, но в новых, духовных телах («оживит и ваши смертные тела» – Рим.8:11 ), подобных Телу Христа после Его воскресения. А что Христос воскрес в Теле (и в этом же Теле вознёсся к Отцу в Царствие Небесное) ясно хотя бы из слов Христа: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк.24:39 ). То есть Христос и после Своего воскресения имел «плоть и кости», только тонкие, духовные, бессмертные, прославленные. Смертные «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия», а воскресшие и ставшие бессмертными духовные тела святых – могут и обязательно наследуют! Причащаться же преображённого и прославленного Тела и Крови Христовых и нужно для того, чтобы и наши тела преобразились, прославились, воскресли и наследовали Царствие Божие со Христом, о чём Господь и учил и многократно повторял в Ин. 6 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010