Президиум Межсоборного присутствия предлагает увековечения памяти новомучеников и пострадавших в годы гонений 17 декабря, 2010. Редакция " Правмира " Авторы текста призывают помнить как всех жертв политических репрессий, так и то, что богоборчество наравне с идеей социальной ненависти, являлось движущей силой репрессий, и именно этому греху, а не конкретному режиму, необходимо противостоять «Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников российских, утверждая их особый вклад во вселенское Православие, а также в развитие духовной и интеллектуальной культуры. Благодаря их свидетельству о Христе «даже до смерти» (Фил. 2, 6-8), в современном Православии был возрожден подвиг мученичества, на котором возрастала христианская Церковь в первые века своего существования. Сегодня необходимо, чтобы духовные плоды этого подвига были приложены к текущей жизни нашего общества», – говорится в одном из проектов документов, принятых президиумом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. При этом авторы текста призывают помнить как всех жертв политических репрессий, так и то, что богоборчество наравне с идеей социальной ненависти, являлось движущей силой репрессий, и именно этому греху, а не конкретному режиму, необходимо противостоять. Для увековечивания памяти новомученников и исповедников составители документа призывают освятить храмы и часовни в честь новомучеников, особенно там, где они служили или подвизались; регулярно проводить во всех епархиях церковно-общественные мероприятия в память о новомучениках; в сотрудничестве с государством и историками участвовать в создании памятников, мемориальных досок и музеев в местах заключения и массовых расстрелов. Также в проекте рекомендуется уделять особое внимание подвигу новомучеников в церковных СМИ, во исполнение чего Синодальному информационному отделу и Синодальной комиссии по канонизации святых рекомендуется совместно проработать предложения по использованию различных конкурсов и грантов. «Целесообразно сформулировать предложения об объективном отражении темы новомучеников в современных учебниках истории. Не менее полезно проведение экскурсий школьников, студентов, общественности к мемориалам жертв репрессий, в профильные музеи и научно-просветительские центры», – говорится в документе.

http://pravmir.ru/prezidium-mezhsobornog...

Проект документа «Предложения Церкви, государству и обществу относительно увековечения памяти новомучеников и пострадавших в годы гонений» 16 декабря 2010 г. 20:20 16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект документа «Предложения Церкви, государству и обществу относительно увековечения памяти новомучеников и пострадавших в годы гонений», направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия. На портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии. За прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о людях, пострадавших в гонениях за веру в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того времени, подвести ее исторический итог. Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников российских, утверждая их особый вклад во вселенское Православие, а также в развитие духовной и интеллектуальной культуры. Благодаря их свидетельству о Христе «даже до смерти» (Фил. 2, 6-8), в современном Православии был возрожден подвиг мученичества, на котором возрастала христианская Церковь в первые века своего существования. Сегодня необходимо, чтобы духовные плоды этого подвига были приложены к текущей жизни нашего общества. В то же время Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех жертв политических репрессий, призывая все общество сохранить память об этих трагических страницах истории. Русская Православная Церковь считает необходимым неустанно напоминать, что богоборчество, наравне с идеей социальной ненависти, являлось движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, гражданской войны и в последующий период существования советского государства. Подвиг новомучеников и исповедников свидетельствует о необходимости противостоять именно богоборчеству и греху общественной ненависти, а не конкретному государству или политическому режиму как таковому. Опираясь на опыт своих святых, Церковь не перестает напоминать о том, что гонения на верующих в годы репрессий были вызваны прежде всего исповеданием веры, верностью Господу Иисусу Христу, а не антигосударственной деятельностью.

http://patriarchia.ru/db/text/1343139.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Общение — взаимные отношения между людьми, связывающие их между собой узами любви, (либо) дружбы, (либо) товарищества, (либо) партнерства и т. п. Посредством общения и в общении достигается усвоение человека Богу , то есть спасение : «о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом … Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:3, 6–7 ), «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ). Но есть общение и во зле – в грехе, в падшем духе. Так Библия говорит о «совете нечестивых», о «теле блудницы», о «сборище сатанинском». «Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему» ( Сир.13:1–2 ). Состоянию общения противопоставляется состояние не-общения, разрыва связи духовных существ между собой. Резко и бескомпромиссно обозначается граница: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор. 6:14 ), «Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника – с благочестивым» ( Сир.13:21 ), «мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение» ( Притч.3:32 ). Многообразны формы общения соединенных во Христе братий: «…наслажусь общением с вами» ( Рим.15:24 ), «…подали мне и Варнаве руку общения» ( Гал.2:9 ). Это есть «общение духа» ( Фил.2:1 ), «общение веры» ( Флм.1:6 ). Апостол Павел наставляет: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» ( Евр.13:16 ). Словарь Стронга под 2842 дает такое разъяснение этому слову: (koinvnia) – «(взаимо)отношения, (со)участие, общение, общительность, подаяние, пожертвование». Блаженный Феофилакт Болгарский толкует эти слова апостола: «Где оправдывающиеся бедностью и потому не подающие милостыни? Пусть послушают, что Павел убеждает беднейших, разграбленных, не забывать милостыни. Ее же он называет «общительностью»… Жертвы благодарения и благотворения. Ибо ясно, что благодарный – и щедр, так как он знает, каких удостоится благ» 1 .

http://azbyka.ru/obshhenie

Праздник Обрезания Господня Обрезание Господне. Сверху образ свт. Василия Великого, память которого празднуется 14 января (н.с.) На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17,10-14; Лев.12,3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк.1,31-33; Лк.2,21). По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол.2,11-12). Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом. Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6 Деян. 3, 16; Фил. 2, 9-10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и " обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым " (Кол. 2, 11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом. Стихира празднику Обрезания Господня Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас. Тропарь празднику Обрезания Господня, глас 1-й На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.

http://pravoslavie.ru/2040.html

Почему праздник Вознесения Господня так важен для нашей веры и надежды? Потому что Христос возносится на небо, чтобы приготовить нам место на небесах. Вознесение Господне. Византийская икона XII в. Синай, монастырь св.Екатерины      Небо в Священном Писании означает как физическое небо, которое мы видим над нашими головами, с которого льется дождь или идет снег, так и небо духовное – место пребывания Бога, ангелов и святых. Это двойное употребление связано с тем, что люди Библии (и многие поколения верующих после них) видели в физическом мире икону мира духовного: небо над головой, с облаками днем и звездами ночью, напоминало о вездеприсутствии Божием. Поэтому совершенно естественно, что Господь возносится – а не просто удаляется. Его скрывает из вида Облако – библейский символ присутствия Божия. На небе духовном пребывают ангелы, и оттуда они посещают землю (см., напр.: Лк. 2: 15). На небе пребывают спасенные души (см., напр.: Откр. 18: 20). Но самое главное – на небе пребывает Бог. Он есть «Отец, сущий на небесах», как нам заповедано молиться. Нередко в Писании слово «Небо» служит заменой для слова «Бог» – потому что люди опасались произнести имя Божие напрасно. Небо – это измерение реальности, в котором присутствие Бога явно; туда отправляются души благочестивых христиан после смерти. Как говорит апостол: «Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы ходим верою, а не видением, – то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5: 6–8). Здесь, на земле, мы «устранены от Господа» – в том смысле, что Его бытие для нас является предметом веры, а не очевидности; здесь мы можем унывать или испытывать сомнения. Но наши испытания кончатся, когда, переместившись на небо, мы окажемся в Его несомненном и явном присутствии. Как еще говорит апостол: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1: 23). Это пребывание во свете лица Божия является для спасенных источником бесконечной радости и утешения. Им еще предстоит общее воскресение – но они уже дома, они прибыли на место.

http://pravoslavie.ru/71068.html

Христос и Адам На иконах Христос и Адам часто изображены со сходством лиц-ликов. Но то же сходство прослеживается и на других иконах, изображающих тайну Нового Адама и радость сыновей Адама ветхого. 17 марта, 2013 На иконах Христос и Адам часто изображены со сходством лиц-ликов. Но то же сходство прослеживается и на других иконах, изображающих тайну Нового Адама и радость сыновей Адама ветхого. Христос – Новый Адам. Мы часто слышим это, мы привыкли и не замечаем трагизма этого выражения. Но вдумаемся: то, что мы называем Сына Божия, Слова Божия Воплощенного и Распятого «Новым Адамом» означает и то, что Адам, первый человек, сотворенный Словом Божиим, не стал Христом. Сотворение Адама Нет, стать Сыном Божиим, Вторым Лицом Троицы, человеку невозможно – но «христами», «помазанниками», «мессиями» назывались простые смертные цари Израилевы, начиная с Давида. Например, в псалме 17-ом говорится о Боге: « Величаяй спасение царево и творяй милость христу (помазаннику) своему Давиду и семени его до века» (Пс. 17:51). Такое имя было словно прообраз именования каждого из нас в том грядущем Царстве Христа, Сына Божия, в которое Он вводит каждого смертного и изуродованного смертью потомка Адама. Он делает нас братьями Своими и не стыдится нас  (Евр. 2:11). Он делит с нами всё, что имеем мы, и потом, Воскресший вопреки всему, делится с нами тем, что имеет только Он Сам, и никто иной (Фил. 2:6-11). Он делится «просто и без упреков» (Иак. 1:5) с тем, кто совершил непоправимую ошибку и изуродовал свою жизнь, сделав ее нечеловеческой, превратив ее в длительное умирание. На иконах Христос и Адам часто изображены со сходством лиц-ликов. Но то же сходство прослеживается и на других иконах, изображающих тайну Нового Адама и радость сыновей Адама ветхого. Порой становится страшно – уж не Христос ли, лишенный славы, лежит, избитый до полусмерти разбойниками на иконе, повествующей, подобно Евангельской притче в красках, о Добром Самарянине? Нет, это человек, просто человек, поруганный и обнаженный, изуродованный образ Христов, неудавшийся «христос», тот, который не нашел в себе сил противостоять разбойникам, кто слаб, одинок и брошен… Он – неудачник. А кому нужны неудачники?

http://pravmir.ru/xristos-i-adam/

Доклад протоиерея Кирилла Каледы, настоятеля храма Свв. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, на IV международной конференции Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» по наследию митрополита Антония Сурожского «Учиться видеть». Протоиерей Кирилл Каледа.    Духовное и богословское наследие приснопамятного митрополита Антония очень разнообразно. Мы черпаем из него наставления о молитве, о предстоянии перед Богом, о построении взаимоотношений с близкими, о труде перенесения болезней и о подготовке к смерти. Темой же настоящего сообщения является видение приснопамятного Владыки святости подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. К подвигу новомучеников Владыка Антоний неоднократно обращался в своих проповедях и выступлениях, и, несомненно, для него самого осознание этого подвига и их молитвенное предстательство имели важное значение. Мученичество Мученики — древнейший сонм святых, прославляемых Церковью. Как в греческом, так и латинском языках мученики обозначаются, соответственно, словами: «μρτυς» (мартис) и «martyr» (мартир), которые при дословном переводе на русский язык соответствует слову «свидетель». Древнецерковная традиция видит в подвиге мученичества в первую очередь подвиг свидетельства о Христе «даже до смерти» (Фил. 2:6–8). Подтверждение этому мы можем найти в многочисленных богослужебных текстах, посвященных мученикам, в том числе и в службе Новомученикам и исповедникам Церкви Русской (см., например, светилен этой службы). При этом в разных текстах, как в богослужебных, так и богословских трактатах, смысл этого свидетельства обозначается по-разному. Это может быть и прямое свидетельство о Христе Иисусе, Свете Истинном, как в упомянутом выше светильне службы Новомучеников, так и свидетельство мучеников о их верности Христу, как это звучит в молитве Новомученикам. Следуя церковной, святоотеческой традиции, митрополит Антоний также видел в подвиге мучеников в первую очередь подвиг свидетельства, но он обратил внимание на особый аспект, особую грань этого свидетельства.

http://pravoslavie.ru/64252.html

Подвиг новомучеников как свидетельство любви Духовное и богословское наследие приснопамятного митрополита Антония Сурожского очень разнообразно. Неоднократно он обращался в своих проповедях и выступлениях к подвигу новомучеников, и, несомненно, для него самого осознание этого подвига и их молитвенное предстательство имели важное значение. 20 сентября, 2013 Духовное и богословское наследие приснопамятного митрополита Антония Сурожского очень разнообразно. Неоднократно он обращался в своих проповедях и выступлениях к подвигу новомучеников, и, несомненно, для него самого осознание этого подвига и их молитвенное предстательство имели важное значение. Доклад протоиерея Кирилла Каледы, настоятеля храма Свв. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, ha IV мeждyhapoдhoй конференции Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» по наследию митрополита Антония Сурожского «Учиться видеть» Протоиерей Кирилл Каледа Духовное и богословское наследие приснопамятного митрополита Антония очень разнообразно. Мы черпаем из него наставления о молитве, о предстоянии перед Богом, о построении взаимоотношений с близкими, о труде перенесения болезней и о подготовке к смерти. Темой же настоящего сообщения является видение приснопамятного Владыки святости подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. К подвигу новомучеников Владыка Антоний неоднократно обращался в своих проповедях и выступлениях, и, несомненно, для него самого осознание этого подвига и их молитвенное предстательство имели важное значение. Мученичество Мученики — древнейший сонм святых, прославляемых Церковью. Как в греческом, так и латинском языках мученики обозначаются, соответственно, словами: «μρτυς» (мартис) и «тагтуг» (мартир), которые при дословном переводе на русский язык соответствует слову «свидетель». Древнецерковная традиция видит в подвиге мученичества в первую очередь подвиг свидетельства о Христе «даже до смерти» (Фил. 2:6–8). Подтверждение этому мы можем найти в многочисленных богослужебных текстах, посвященных мученикам, в том числе и в службе Новомученикам и исповедникам Церкви Русской (см., например, светилен этой службы). При этом в разных текстах, как в богослужебных, так и богословских трактатах, смысл этого свидетельства обозначается по-разному. Это может быть и прямое свидетельство о Христе Иисусе, Свете Истинном, как в упомянутом выше светильне службы Новомучеников, так и свидетельство мучеников о их верности Христу, как это звучит в молитве Новомученикам.

http://pravmir.ru/podvig-novomuchenikov-...

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 06.01.2023 23:08:39 Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Ныне, когда Церковь Небесная и земная в соборном единстве прославляет Бога Воплотившегося, сердечно поздравляю всех вас с великим и светозарным праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сегодня мы вновь обращаем наши мысленные взоры к событиям, произошедшим более двух тысяч лет назад в Вифлееме. Мы взираем на кроткого Младенца, лежащего в яслях в окружении Пречистой Матери, праведного Иосифа и пастухов, которым первым была сообщена весть о пришествии на землю Спасителя, и вторим Бесплотным Силам, прославляющим Вышнего Творца, чрез Единородного Сына Своего даровавшего мир и благоволение людям. Святитель Григорий Богослов, раскрывая суть сего праздника, свидетельствовал: торжество наше — о пришествии Бога к человеку, чтобы нам возвратиться к Богу (Слово 38). Ныне воистину приблизилось к нам Царствие Небесное (Мф. 3:2): во исполнение древних пророчеств пришел на землю долгожданный Примиритель (Быт. 49:10), Младенец родился нам — Сын дан нам; и имя Ему: Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9:6). «Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27), — обращается к нам Христос. Чтó же это за мир, который подарил человеку Господь и который воспели ангелы в момент рождения Спасителя? Разве стало с тех пор на земле меньше вражды или конфликтов? Мы отовсюду слышим «мир, мир!», а мира все нет , по слову пророка (Иер. 8:11). Но истинный мир Божий , который снизошел на землю с Рождеством Христовым, превыше всякого ума (Фил. 4:7). Он не зависит от внешних обстоятельств и неподвластен скорбям и лишениям временной жизни. Этот необоримый внутренний мир заключен в Самом Боге, Который, став человеком, во всем подобным нам, кроме греха, уже не просто действует в нашей истории, но зримо в ней присутствует. Ныне Слово стало плотью и обитает с нами, полное благодати и истины (Ин. 1:14). Господь близко, мои дорогие, — не будем никогда забывать об этом и не будем унывать! В Нем — наша сила, наша крепкая надежда и духовное утешение во всех обстоятельствах жизни.

http://radonezh.ru/2023/01/06/rozhdestve...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Звезда Рождества - духовно-поэтическая композиция писателя О.М. Сенина 07.01.2021 20:34 Олег Михайлович Сенин Почти две тысячи лет назад совершилось великое чудодействие: Бог, обитавший во Свете неприступном, из любви к людям родился от Пречистой Девы и стал во всем, кроме греха, подобен нам. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8). Что побудило Сына Божия оставить Славу Неба и прийти на землю, где Ему предстояло пережить немыслимое: скорби и отвержение? Причиной тому – трагедия грехопадения. А как все было до этого? Творец, создавший лучший из миров, наделил человека красотой и совершенством Богоподобия. Замысел был прост и благ. Воспринять благолепие возможно было при условии всецелого доверия к Создателю. Господь надеялся, что люди, сколько бы их не рождалось, из любви и по доброй воле будут послушны Ему. Заметим: не из страха перед авторитетом Бога, а исключительно из чувства благодарной признательности. Именно они могли составить Церковь на безгрешной земле. Но случилось нечто страшное и, казалось бы, непоправимое. Адам и Ева, осчастливленные Творцом, не устояли и поверили падшему ангелу, что они станут как Боги и сами будут решать, что есть добро и зло. Таким образом была разорвана жизнетворная связь, которая, подобно пуповине, соединяла их с Источником жизнью вечной. С того момента грех и смерть вошли в человека, а сам он и все живое вокруг стали подвержены неотвратимому действию увядания, старения, болезней, телесного и нравственного распада. Казалось, как далеки мы от тех роковых перемен. И спрашивается, каким образом они затрагивают нас? Ответ многих изумит. Оказывается, со дня Эдемского искушения в каждом из новорожденных присутствуют предрасположения ко злу, унаследованные от прародителей. Трудно вообразить, что зло совместимо с младенческой чистотой и невинностью. Но, к прискорбию, это так!..

http://radonezh.ru/radio/2021/01/07/20-3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010