е. выборных начальников и поповских старост (благочинных), деятельность которых сообщила службе духовенства стройность и правильную преемственность в отношении влияния на религиозно-нравственную жизнь приходов. Наконец, митрополит Игнатий, упорядочивший управление делами Православной Церкви в Сибири, прославился еще как деятельный увещатель раскольников и оставил в обличение раскола «Три окружных послания», 287 которые хранятся в рукописях в Академии наук. Вся деятельность его была проникнута духом патриотического завещания предпоследнего Патриарха Иоакима, который в 1690 году заповедал: «Несть убо добро еретику неправославну сушу христианы православными в благочестивой царской державе володети и начальствовати, и судити тыя». Во дни митрополита Игнатия русские силы под начальством первого анадырского коменданта Владимира Атласова проникли на Камчатский полуостров и уже в 1700 году «поклонились царю Петру Камчаткою». Девятый архипастырь Сибири Святитель Дмитрий (Туптало), Ростовский Чудотворец, был хиротонисан в митрополиты Сибирские 23 марта 1701 года, но по случаю болезни остался в России, и поэтому сибирскою паствою более двух лет управлял епископ Вятский Дионисий. Десятым архипастырем Сибири был митрополит Филофей (Лещинский) – воспитанник Киевской духовной академии, из архимандритов Брянского Свенского монастыря – с 4 января 1702 года, скончавшийся 31 мая 1727 года в Тюменском Троицком монастыре схимонахом под именем Феодора. Немедленно по вступлении на кафедру он созвал первый и последний собор сибирского духовенства для выяснения церковных нужд. На этом соборе были составлены на основании указных статей Патриарха Адриана пятьдесят одно правило в руководство духовенству и, кроме того, была выработана особая записка о двадцати пяти нуждах Православия в Сибири, поданная царю Петру I при челобитной от 31 декабря 1702 года, в которой была, между прочим, выражена первая мысль о посылке в Китайскую миссию архиерея. Однако многое из того, о чем писал царю Петру митрополит Филофей и о чем потом не раз возобновлял ходатайства, осталось неудовлетворенным, благодаря немецким влияниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В Нижнем Поволжье слово Божие проповедовалось буддистам-калмыкам. Уже в 1700 г. на реке Терешке выросло целое поселение крещеных калмыков. Калмыцкий хан Аюка разорил это селение, и тогда правительство стало отсылать крещеных калмыков на жительство в Киев и Чугуев, приписывая их там к казакам. После смерти Аюки святое крещение принял его внук Тайшин, кочевавший со своей ордой близ Астрахани. Восприемником Тайшина был сам царь, и в крещении хана нарекли Петром. Проповедь Евангелия сибирским инородцам связана с именами двух тобольских святителей: Филофея (Лещинского) и Иоанна (Максимовича) . Митрополит Филофей родился в 1650 г. в Малороссии в дворянской семье. Образование получил в Киево-Могилянской коллегии, потом священствовал, а овдовев, принял постриг в Киево-Печерской лавре. В обители он исполнял должность эконома. Потом его назначили наместником приписанного к лавре Брянского Свенского монастыря. В 1702 г. архимандрита Филофея возвели в сан митрополита Тобольского на место не выехавшего в Сибирь по болезни святителя Димитрия. Из Тобольска святитель писал Петру I: «Пришед в Сибирские страны, в церквах Божиих обрел великое нестроение… А чинится то за великою простотою (священников) и нищетой». Архиерейский дом стоял в развалинах, церквей не хватало; некоторые поселения находились в сотнях верст от приходского храма. Духовенство было сплошь малограмотное. За время пребывания на кафедре митрополита Филофея в епархии было построено 288 церквей. Для подготовки священников устраивались школы, где обучались дети «духовного звания», и содержались они на средства архиерейского дома. Святитель добился от властей выдачи жалования городским священникам, а сельских священнослужителей, по его ходатайствам, стали наделять землей. В 1708 г. митрополит Филофей тяжко занемог и принял схиму с именем Феодора в Тюменском Троицком монастыре. Он мечтал вернуться в родную Киевскую лавру и умереть там. Но Бог судил иначе. Когда он неожиданно для себя поправился, губернатор Сибири князь Гагарин предложил ему отправиться миссионером к остякам и вогулам (хантам и манси). И святитель увидел в этом предложении волю Божию. Он взял с собой гребцов, переводчиков, казаков для охраны и отправился на малом судне вниз по Иртышу и потом по Оби в селения остяков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варлаам (Коссовский), митр. Смоленский. Портрет. Нач. XVIII в. (РГИА) (Коссовский [Косовский]; ок. 1654, Киев - 4/5.05.1721, Смоленск), митр. Смоленский и Дорогобужский. Род. в семье купца. Обучался в Киево-Могилянской коллегии одновременно с будущими митрополитами св. Димитрием (Туптало) , Филофеем (Лещинским) , Иоасафом (Кроковским) , а также в зарубежных иезуитских школах. В 1690 г. принял монашеский постриг в Межигорском в честь Преображения Господня мон-ре. Был келарем и наместником Николаевского Пустынного мон-ря в Киеве. В 1702 г. приехал в Тобольск по вызову митр. Филофея (Лещинского), исполнял обязанности проповедника и учителя в открытой митрополитом школе при тобольском архиерейском доме. Затем назначен архимандритом туруханского Мангазейского во имя Св. Троицы монастыря . По ходатайству митр. Филофея 15 дек. 1706 г. хиротонисан во епископа Иркутского, викария Тобольской епархии. В 1710 г. В. самовольно уехал в Москву, где ок. 3 лет провел не у дел, числясь при этом еп. Иркутским. При отъезде из Иркутска забрал с собой ризницу архиерейского дома. Пользовался сочувствием митр. Стефана (Яворского) , к-рый в 1711 г. предлагал Петру I поставить В. на Тверскую кафедру, а в янв. 1714 г.- на Крутицкую митрополию. 21 янв. 1714 г. В. был назначен Тверским епископом. Застал епархию в состоянии сильного оскудения, принял ряд мер для улучшения положения. На собственные средства обновил нижний ряд иконостаса кафедрального собора, устроил новую раку для мощей св. кн. Михаила Ярославича . В июле 1718 г. просил у Петра I разрешения употреблять собираемые с оброчных крестьян деньги в размере 600 р. на церковные и домовые постройки, а деньги, предназначенные на лазареты, предлагал использовать на сооружение странноприимницы для убогих. 31 дек. 1719 г. последовала просьба В. о приписке к архиерейскому дому нек-рых вотчин Новоиерусалимского истринского в честь Воскресения Господня и Иосифова волоколамского Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рей. Обе просьбы, несмотря на поддержку их кабинет-секретарем А. В. Макаровым, остались без последствий. В февр. 1720 г. В. вместе с еще 5 епископами присутствовал в Сенате при утверждении «Духовного Регламента» .

http://pravenc.ru/text/154191.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 По указу царя Петра I от 1 марта 1703 года, митрополитом Филофеем (Лещинским) было открыто первое за Уралом учебное заведение - Тобольская архиерейская славяно-русская школа . В 1743 году митрополитом Антонием (Нарожницким) школа была преобразована в духовную семинарию, положившую начало делу духовного образования в Сибири . 12 марта того же года митрополит разослал по всем заказам строгий указ, повелевающий, чтобы все дети священно- и церковнослужителей в возрасте от 8 до 18 лет были " предоставлены " для прохождения обучения в Тобольскую семинарию. В августе начались первые занятия, которые проводились учителем Василием Русановичем . Помещалась семинария долгое время при архиерейском доме в разных служебных помещениях, а с 1770 года - в Тобольском Знаменском монастыре . Первоначально действовали только низшие классы: аналогия, или фара, инфима, грамматика и синтаксима. Со временем владыка Антоний вызвал из Киева учителей, выстроил для семинарии новое помещение. В 1745 году был открыт класс пиитики, в 1748 году - класс риторики. Класс философии был открыт во 2-й половине 1758 года, высший же класс - богословский - появляется в Тобольской семинарии только в 1764 году. Эти классы носили наименование ординарных, кроме них были и экстраординарные классы: исторический, географический, греческий, татарский, высшего красноречия, математический, немецкий, французский. Экстраординарные классы действовали только при наличии учителей, при отсутствии наставников нередко закрывались. Обучение проводилось исключительно на латинском языке. Ректором Илией (Шумилевичем) было издано т.н. " Мнение " , описывающее необходимые правила для ведения успешного учебно-воспитательного процесса в духовной семинарии. Согласно этому документы проиходило управление Тобольской семинарией вплоть до начала XIX века. В начале XIX века были открыты русские классы (или русская школа) при семинарии, целью которых была подготовка церковнослужителей из семинаристов, неспособных к латинскому обучению. Эти русские классы были прототипом основанного в Тобольске после принятия новых уставов уездного духовного училища .

http://drevo-info.ru/articles/21960.html

Ямало-Ненецкий автономный округ Материал из Азбука паломники Храм в честь свт. Николая архиепископа Мир Ликийского в г. Тарко-Сале Ямало-Ненецкий автономный округ - субъект Российской Федерации. Входит в состав Тюменской области, но является равноправным субъектом Российской Федерации. Входит в состав Уральского федерального округа. Административный центр округа — город Салехард . Образован 10 декабря 1930 года. Содержание Православие в Ямало-Ненецком автономном округе [ править править код ] Православие на территории нынешнего Ямало-Ненецкого автономного округа появилось благодаря русским переселенцам. В начале XVIII века сибирский митрополит Филофей Лещинский неоднократно совершал миссионерские поездки по многим селениям коренных народов Севера, расположенных в бассейнах Иртыша и Оби, внеся значительный вклад в распространение в их среде православия. Однако, после его смерти в 1727 году, миссионерская деятельность на территории Ямала долгое время не носила систематического характера, и, чаще всего не получала заметного отклика у его коренного населения. После образования Обдорской миссии (Обдорском назывался Салехард) миссии в 1853 году, рядом служивших в ней миссионеров была предпринята большая просветительская работа с местными жителями. Прослуживший более 20 лет в Обдорской миссии священник Пётр Попов совершал многочисленные миссионерские поездки на оленях по тундре, хорошо изучив нравы и обычаи северных народов. Большой вклад в развитие Обдорской миссии внес игумен Иринарх (Шемановский). Во время его настоятельства были построены каменная церковь Петра и Павла, приют, богадельня. В Обдорске была организована библиотека с читальней и этнографической коллекцией, положившие впоследствии начало городскому музею. 30 мая 2011 года решением Священного Синода в пределах Ямало-Ненецкого автономного округа была образована Салехардская епархия с выделением её из состава Тобольско-Тюменской епархии. Епископом Салехардским и Ново-Уренгойским назначен епископ Звенигородский Николай (Чашин), викарий Московской епархии. 5 июня прибыл в епархию. Одна из главнейших проблем новой епархии — нехватка священнослужителей. Населённые пункты [ править править код ] Святыни Ямало-Ненецкого автономного округа [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ямало-Ненецкий...

Благовещенский храм (Тюмень) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Благовещенский храм - православный храм в Тюмени. Построен вместо Благовещенского собора - первого каменного храма в Тюмени, разрушенного в советское время. Содержание История [ править править код ] Первый собор [ править править код ] Первый каменный храм Тюмени, до 1913 года - соборный храм города. Располагался на высоком берегу Туры напротив здания Городской думы. Строительство собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы началось в Тюмени, по указу Петра I, 31 мая 1700 года, осуществлялось за казенный счет под руководством святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского. Благовещенский собор до разрушения Основное строительство было завершено в 1704 году. В этом же году митрополитом Филофеем был освящен главный придел собора. Стройка замерла из-за нехватки железа: как раз в это время Петр I вел войну со шведами, и в России не хватало металла. Дата завершения строительства Благовещенского собора не сохранилась, предположительно это произошло в 1708 году, когда в Тюмень доставили железо с Урала. В 1886 году при соборе была открыта женская церковная школа, помещавшаяся в наемном доме. В 1897 году в ней обучалось - 38 человек, в 1901 - 36 человек, в 1903 - 41 человек. На 1913 год при храме действовала также и церковно-приходская школа, помещавшаяся в собственном доме. По штату в причте было положено состоять настоятелю в сане протоиерея, диакону и двум псаломщикам. В приходе числилось две деревни. С 1850 до 1914 года городскими властями неоднократно обсуждалась опасность от оползания берега реки Туры. Тогда же велись дебаты о строительстве нового городского соборного храма по улице Царской (ныне - ул. Республики), напротив церкви во имя Симеона Богоприимца. 8 сентября 1913 года утратил статус соборного храма Тюмени, который был присвоен Знаменскому храму. 11 декабря 1929 года храм был закрыт и передан окружному краеведческому музею. В нем устроили музей истории религий и атеизма, а в ночь с 13 на 14 июня 1932 года взорвали, объяснив, что здание церкви могло скоро обрушиться в реку. Разрушить с первого раза храм не удалось, некоторые стены сохранились почти целиком. Спустя два года собор был окончательно обращен в груду камней. Кирпич был отдан для строительства дома отдыха, а остатки сброшены с обрыва в Туру. Двенадцать христиан, вставших на защиту храма, были убиты.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Кафедральный собор Воскресения Христова (Ханты-Мансийск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воскресения Христова — православный кафедральный собор в городе Ханты-Мансийск. Содержание История [ править править код ] В 1988 году — в год 1000-летия Крещения Руси — епископом Тобольским и Тюменским Антонием было выбрано место под строительство храмового комплекса и позднее здесь был установлен крест, где в дальнейшем служились молебны и проходили крестные ходы. 10 декабря 1999 года Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский, освятил закладной камень с надписью «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Основася сия церковь в честь Воскресения Христова при Патриархе Московском и Всея Руси Алексие II при святительстве архиепископа Димитрия, при губернаторстве А. В. Филипенко в ознаменование 2000-летия Рождества Христова в лета от Рождества Христова 1999 год, декабрь месяц, в 10 день» на месте строительства будущего комплекса. 12 августа 2001 год место строительства храмового комплекса посетил Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. 24 мая 2005 года архиепископ Димитрий Тобольский и Тюменский освятил часовню в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия строящегося храмового комплекса в честь Воскресения Христова. 25 июня 2005 года впервые в строящемся храме в честь Воскресения Христова Его Высокопреосвященством Димитрием, архиепископом Тобольским и Тюменским, отслужен молебен. Современное состояние [ править править код ] В храмовый комплекс входит соборный храм Воскресения Христова, увенчанный золотыми куполами с крестами. С северной стороны храмового комплекса находится «Православный парк». В летнее время в парке работают фонтаны. В середине аллеи стоит Распятие и памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию — просветителям славян. За храмом находится воскресная школа и православная гимназия. Справа от гимназии — храм в честь святого великого князя Владимира. Перед входом в конференц-зал стоят памятники Сибирским святым Филофею Лещинскому, нетленные мощи которого были обретены в 2006 году и находятся в Тюменском Свято-Троицком монастыре, и Святителю Иоанну Тобольскому, нетленные мощи которого находятся в Покровском храме Тобольского кремля. Престольные праздники [ править править код ] Воскресение Христово (Пасха) - Переходящая дата Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 628011, Тюменская область, ХМАО-Югра, г.Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 9. Тел.: 8 (3467) 35-02-75 Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Закрыть Главная роль Татьяны Дорониной К юбилею великой актрисы 13.09.2023 4113 Время на чтение 11 минут В день памяти св.блгв.кн.Александра Невского отмечает юбилей великая русская актриса Татьяна Васильевна Доронина . В честь этого события републикуем давнюю статью о ее творчестве и гастролях возглавляемого ею театра в Санкт-Петербурге. В спектакле «Васса Железнова», о котором идет речь в материале, Т.Доронина выходила на сцену еще в начале 2019 года. Чуть раньше она путем подлых и лживых манипуляций, конечной целью которых был рейдерский захват театра, была фактически устранена от руководства созданного ею в 1987 году МХАТа им.М.Горького, одного из немногих сохранявших лицо традиционного русского театра. Т.В.Доронина в этих родных стенах с тех пор не появлялась. …Увы, за прошедшие пять лет усилиями безнравственных людей театр разорен, уничтожены репертуар, большая часть декораций, многие артисты покинули труппу. Сама Т.В.Доронина находится в информационной изоляции в пансионате, который старшему поколению привычнее (и это честнее) называть домом престарелых. Недавно театр лишился исторического названия, став безликим «Агт-тнеатге»… То, что не удалось совершить в начале 1990-х, сделали в наше время. Простите нас, Татьяна Васильевна… Но ваш вклад в величие русского культуры никто отнять не в силах. С юбилеем вас, Божией помощи, всего доброго и прекрасного. Трудно писать верующему о театре... Известно, что первые семь веков своего существования Церковь Христова отвергала публичные зрелища, именуя их не иначе, как " позорище " . И это можно понять, зная, что в те времена театр сохранял содержание, атрибуты, все признаки языческого искусства. А с девятого века театр допустили в храм, появился жанр литургической драмы, переросшей со временем в мистерии - постановки на библейские сюжеты. Известный русский духовный просветитель, автор многотомного собрания " Житий святых " - святитель Димитрий Ростовский был автором духовных пьес, ратовал за создание православного духовного театра. Позднее эту идею альтернативы мирскому лицедейству осуществил в Тобольской Духовной семинарии митрополит Филофей (Лещинский). По мнению владыки Филофея, постановки семинаристов способствовали их духовному раскрепощению, что в свою очередь, благотворно влияло на занятия гомилетикой - искусством проповеди.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/14/...

56. Духовные школы Вместе с распространением святой веры стало распространяться в России и духовное просвещение. Великий князь Владимир приказал собирать детей и учить их, а святой Михаил, митрополит Киевский, дал учителям наставление, как вести это великое дело. Сын Владимира Ярослав открыл в Новгороде училище, в котором обучалось до 300 детей. Были училища и в других городах, преимущественно при кафедрах епископов. В тяжелое время монгольского ига многие из этих училищ были закрыты, с освобождением же России от ига монгольского стали возникать опять. При патриархе Филарете учреждена была в Чудове монастыре греко-латинская школа, просуществовавшая, впрочем, очень недолго. При патриархе Иоакиме открыто в Москве в Заиконо-спасском монастыре училище, получившее наименование академии. Сюда, по приглашению патриарха, прибыли два ученые грека, окончившие курс учения в падуанском университете с докторскими дипломами, иеромонахи Иоанникий и Софроний Лихуды . По удалении Лихудов академия пришла в упадок; император Петр I восстановил ее и вверил руководству просвещенного митрополита Стефана Яворского . Друг Стефана Димитрий, митрополит Ростовский, на свои средства устроил училище в Ростове, митрополит Тобольский Филофей Лещинский – в Тобольске, Черниговский архиепископ Иоанн Максимович – в Чернигове, Иов, митрополит Новгородский, открыл в Новгороде два училища – греко-латинское и славянское, где, по его приглашению, обучали Лихуды, и до 14 грамматических школ в разных местах своей епархии. Со времени учреждения Святейшего Синода стало быстро развиваться школьное дело, и духовное образование получает сословный характер. Школы возникают специально для детей духовенства и имеют целью приготовление учащихся к духовному званию. Содержание школ было поставлено в тесную зависимость от епископских кафедр. Училища были большей частью при архиерейских домах, в монастырях, которым за помещение ничего не платилось. Здесь же помещались большей частью казеннокоштные воспитанники, называвшиеся обыкновенно бурсаками, а корпусы, где они помещались, назывались бурсами. В корпусах жили и наставники – монашествующие и бессемейные. Своекоштные воспитанники жили большей частью на наемных квартирах по несколько человек. Как ни скудны были средства содержания училищ, они умножались в числе, слагались в один определенный тип по образцу южнорусских школ и воспитали многих святителей и лиц замечательных. К концу XVIII века было 36 семинарий, 115 духовных училищ и три академии (Киевская, Московская и Петербургская).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

57. Учреждение миссий Миссионерская деятельность Русской Церкви в синодальный период с успехом продолжалась главным образом в казанском крае и сопредельных с ним местностях. Из Казанских святителей ревностью к распространению и утверждению веры в особенности отличались митрополиты Тихон, открывший на свои средства школу для инородческих детей, и Лука Конашевич. В настоящее время делом миссионерской проповеди в казанском крае руководит Казанское братство святителя Гурия, открытое в 1867 году. Обширные пространства Сибири, населенные многочисленными племенами, в особенности представляли широкое поле для миссионерской деятельности Церкви в последние века. Вот наиболее замечательные проповедники веры в этом крае. Тобольский митрополит Филофей Лещинский. Он вызвал к себе из Киева ученых иноков и посылал их проповедовать к пограничным с Сибирью монголам. Сам он из конца в конец разъезжал по своей обширной, пребывавшей большей частью еще во мраке язычества епархии. В 1711 году, по тяжкой болезни, он отказался от кафедры и принял схиму с именем Феодор. Почувствовав облегчение, он опять обратился к миссионерским трудам и, не стесняемый делами по управлению епархией, всецело посвятил себя делу христианской проповеди: целыми сотнями крестил татар, остяков, вогулов, назначал им священников, строил церкви. Всего им обращено было к вере до 40 000 инородцев и построено 37 церквей. Почил светитель в 1721 году. Святой Иннокентий, епископ Иркутский, постриженник Киевской Лавры и воспитанник тамошней академии. Император Петр в 1721 году предназначал его в начальники Пекинской миссии в сане епископа, но китайский богдыхан не согласился допустить миссию в свою столицу. Во время тянувшихся переговоров с Китаем Иннокентий жил в Иркутске и впоследствии с 1727 по 1731 год был здесь епископом. Во все это время он много потрудился для проповеди между сибирскими инородцами. При иркутском Вознесенском монастыре на свои средства он устроил школу, где будущие миссионеры обучались монгольскому и китайскому языкам. Апостольские подвиги и святая жизнь его прославлены нетлением мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010