После многократных прошений албазинцев только в начале 1713 г. митр. Тобольский Иоанн (Максимович) утвердил следующий состав миссии: начальник миссии — архим. Иларион (Лежайский), — родом из Чернигова, воспитанник Киевской духовной академии, хорошо знакомый митр. Иоанну и митр. Филофею (Лещинскому), свящ. Лаврентий, который в сане диакона уже бывал в Пекине, диак. Филимон и шесть учеников. Первой миссии были даны иконы, ризница, богослужебные книги и содержание. Она выехала с караваном из Тобольска в феврале 1715 г. и прибыла в Пекин в начале 1716 г. Миссию приняли с почетом — император пожаловал архимандрита должностью мандарина 104  5-й степени, священника с диаконом — мандаринами 7-й степени, а учеников причислил к сословию солдат, дал им казенные квартиры, а также соответствующие их должностям пособия. Но в 1718 г. архим. Иларион скоропостижно скончался. Когда тобольскому митр. Филофею (Лещинскому) пришла весть о кончине о. Илариона, он предложил Петру I открыть в Китае епископскую кафедру и увеличить штат миссии. Император полностью одобрил проект и избрал на это служение иером. Иннокентия (Кульчицкого). В марте 1721 г. Иннокентий (Кульчицкий) был рукоположен во епископа Переяславского и направился в Иркутск с тем, чтобы ехать дальше в Пекин. Однако иезуиты, узнав о намерениях российского правительства и опасаясь встретить в лице православного епископа опасного соперника, посоветовали китайским министрам не допускать преосв. Иннокентия в Пекин. Несколько лет владыка жил в Иркутске без епископского довольствия, в монастыре, и ожидал разрешения ехать в Пекин. Однако иезуиты очень тонко вели интригу и, как и предполагал Петр I , святителя в Пекин не допустили. В результате была учреждена Иркутская кафедра и пре-осв. Иннокентий был назначен епископом Иркутским 105 . Вопрос о православном епископе в Китае, таким образом, был закрыт и разрешился лишь в начале XX в. В 1723 г. скончался император Канси и начались гонения на католиков. Преследования не распространялись на Российскую духовную миссию, так как миссионеры не вмешивались в политическую жизнь Китая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Миссия среди сибирских инородцев в XVIII в. значительно увеличила число храмов в Азиатской России. Иначе не могло быть. Особым наказом, данным при указе на имя м. Филофея в 1706 г., сибирским миссионерам предлагалось ехать к остякам и вогуличам с евангельской проповедью, жечь и истреблять все кумиры и кумирницы и на месте их строить церкви, часовни и ставить иконы, давая льготы крещеным инородцам по отбыванию государственных повинностей. 440 Миссионеры, по мере возможности, старались точно выполнять этот наказ, о чем можно заключать из краткого обзора миссионерской деятельности митрополита Филофея и его сотрудников. Сам схимонах Феодор строил до десяти храмов в каждую из своих миссионерских поездок. В 1731 г. 7 апреля тобольский митрополит Антоний докладывал Св. Синоду, что «тщанием и трудами бывшего Сибирского преосвященного схимонаха Феодора Лещинского из обретающихся в Сибирской губернии ясачных иноверцев-татар, вогулов, остяков призвано в православную христианскую веру окрещено душ 40 000 и в волостях их по высочайшим указам построено из казны Его Величества 37 церквей». Из той же казны для новых церквей выдавались воск, ладан и вино, книги, утварь и пр., а священно- и церковнослужителям хлебное и денежное жалованье. 441 Сотрудник Филофея архим. Сильвестр на местах своей проповеди поставил 10 крестов и разрешил постройку 12 часовен: 7 крестов и 10 часовен в Кошуцких и Пелымских волостях, 3 креста и 2 часовни в Верхотурском уезде – одну часовню – Покровскую в Фоминском приходе, Конинской волости, другую в Низ-Чусовской Хариной деревне. В 1722 году другой помощник м. Филофея миссионер о. Михаил Степанов построил в Верхне-Пелымской волости (ныне село Туринского уезда) церковь во имя Всемилостивого Спаса. В 1725 г. построена Воскресенская церковь в Енисейске. 442 Камчатские и приморские храмы и часовни были построены по докладам сибирских архиереев и радетелей миссии. Первоначально возникали часовни, которые затем переделывались в храмы. Камчатка сравнительно долго оставалась без храмов, будучи приписана к Якутску.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Весною 1715 г. Филофей Лещинский предпринял пятое миссионерское путешествие и направил свой путь к вогулам кондинским, остававшимся еще в язычестве. По прибытии в нахрачевские чумы, миссионеры увидели много собравшихся вогулов во главе со своим шаманом Нахрачею. Вогулы, приготовленные им, с ожесточением встретили миссионерское судно и закричали: «Знаем, что ты пришел отвратить нас от древней веры; напрасно трудишься, ни над одним из нас не дадим совершить крещения». Но и здесь миссионерский такт Филофея взял верх над язычниками, и проповедь евангелия восторжествовала над ними. Один из старшин, по имени Посижух, несколько дней внимательно слушавший слово Божие, первый изъявил желание креститься. Пример подействовал и на других. В конце концов и Нахрача, повинуясь общему течению, крестился вместе со своим сыном. На пути сюда миссионеры еще имели некоторый успех: они обратили в христианство нескольких язычников вогулов. Но достигнув сатыгинских чумов, миссия увидела до 600 вооруженных вогулов во главе со своим князем. Кротко приветствовав князька и все собрание неустрашимый Филофей объявил им, что он исполняет волю Государя, который желает, чтобы все подданные его исповедовали истинную христианскую веру. Язычники и здесь очень долго не соглашались оставить свою веру, но, наконец, после долгих увещаний и колебаний, все они приняли крещение. Миссионеры от радости при победе воспели благодарственную песнь Богу и заложили в сатыгинских чумах храм во имя Сретения Господня. В начале июня 1715 г. Филофей возвратился в Тобольск. Тогда же скончался и Тобольский митрополит Иоанн Максимович , после которого тобольская паства снова вверена была для управления Филофею Лещинскому (1715–1720 гг.). Вступив вторично в управление тобольскою паствою, ревностный и неутомимо-деятельный Филофей не оставил и теперь своих забот об инородцах язычниках и новокрещенных и по-прежнему оставался во главе миссионерского дела. Он определил особых миссионеров для обращения инородцев западной Сибири и в то же время сам предпринимал поездки по своей епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сегодня в Тюмени откроют памятник митрополиту Филофею (Лещинскому), просветителю Сибири 27 июля 2007 г. 12:17 Сегодня, 27 июля, в сквере Свято-Троицкого монастыря состоится торжественное открытие памятника митрополиту Тобольскому и всея Сибири Филофею (Лещинскому), сообщили корреспонденту ИА Regnum в пресс-службе главы города. Идея поставить памятник митрополиту Филофею возникла около года назад. Был проведен конкурс, на который было представлено шесть работ. Победителем стала композиция Екатеринбургского художественного фонда. Образ святителя продумывался до мельчайших деталей, в соответствии с историческими фактами. Митрополит Филофей — центральная фигура в композиции, в руках он держит крест. Он пришел в Сибирь с миссией распространять и укреплять среди инородцев христианскую веру. К нему тянется народ — представители разных национальностей: казак, ханты и манси. «Святитель Сибирский митрополит Филофей (Лещинский) был одним из достойнейших архипастырей Тобольских, — рассказал корреспонденту ИА Regnum архимандрит Тихон. — Поставленный на Сибирскую митрополию в самом начале XVIII века, святитель Филофей оказался владыкой обширнейшей епархии, простиравшейся от Урала до Тихого океана. За 25 лет своей архипастырской и миссионерской деятельности он сумел добиться исключительных результатов на ниве духовного просвещения населения сурового и дикого края. В его бытность было построено около 300 церквей. В памяти потомков митрополит Филофей останется как великий просветитель страны Сибирской, приведший за пять северных экспедиций ко Христу до 40 тысяч инородцев, как основоположник духовного просвещения в Сибирской епархии и как талантливый гимнограф, составлявший церковные песнопения сибирским святым. Перед смертью, приняв великую схиму, святитель завещал похоронить его у стен Свято-Троицкого монастыря, который был построен при его непосредственном участии». Во времена советской власти имя митрополита Филофея (Лещинского) было предано забвению, и только в августе 2006 года после долгих поисков были найдены мощи святителя. Теперь они хранятся в Свято-Троицком монастыре. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/274267.htm...

Храмов в епархии было недостаточно, не хватало и священнослужителей. В некоторых церквах из-за скудости средств и отсутствия необходимой утвари не совершались церковные службы. Усиливалось магометанство, подавляющее большинство коренного населения Сибири оставалось язычниками. Раскольники, расселившиеся в Сибири, вносили смуту в Церковь , предавались самосожжению. Митрополит Филофей глубоко скорбел о них. В одной из своих грамот он писал: «Готови бо есмы всем со любовию учение предлагати от здраваго учения и Божественных писаний, а не от напыщенныя мудрости; покоряем жеся и сами истине, а не самомнению, еже по свидетельству святых отец расколы и раздоры принесе Церкви Божии». Особую тревогу митрополита Филофея вызывало отсутствие школ в Сибири. Вскоре же по прибытии в свой кафедральный город он послал в Киев своего помощника пригласить в Тобольск архимандритов, учителей, певчих и студентов. В 1703 году посланный возвратился с пятью учёными монахами. Из Печерского монастыря он привёз 206 книг, среди них – Псалтири, Служебники, Часословы, акафисты, русские грамматики. 6 декабря 1702 года митрополит Филофей созвал в Тобольске церковный Собор, явившийся одним из самых замечательных событий в истории сибирского Православия. На Соборе были составлены так называемые «соборные статьи», числом 51. касающиеся богослужения, требоисправлений, жизни и быта духовенства и мирян. Руководством к их составлению послужили «Указанные статьи» патриарха Адриана († 1700) от 1697 года. Святитель Филофей в течение всей своей двадцатипятилетней деятельности в Сибири неутомимо трудился на ниве духовного просвещения. При архиерейском доме он основал школу по образцу Киевской и Черниговской духовных школ, было разрешено пригласить учителей из киевских и черниговских монахов и не разрешалось принимать в эту школу лиц не духовного сословия. Тобольская архиерейская школа была второй провинциальной школой в России (первая в Ростове Великом) для подготовки священнослужителей. В Тобольской духовной школе обучались дети ново крещенных остяков (ханты), вогулов (манси) и тунгусов (эвенки).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

- Среди сибирских, да и вообще русских архиереев XVII-XVIII веков очень много выходцев из Малороссии – святители Филофей (Лещинский), Иоанн (Максимович), Димитрий (Туптало), Иннокентий (Кульчицкий) и т.д. Среди современного духовенства в Сибири также много уроженцев Украины. Они обладают теми духовными качествами, которые были у вышеупомянутых личностей? - Я, к сожалению, не знаю современное украинское священство. Но приведенные Вами святые учились в Киево-Могилянской академии по двенадцать лет, знали греческий и латынь, вообще имели потрясающее образование, какое нам и не снилось. Почти все они имели искреннюю дружбу между собою. Есть ли сейчас настолько образованные священники и архиереи на Украине, я не знаю. Надеюсь, что есть и что мы будем свидетелями плодов их просвещения. - Со стороны Украины был какой-либо отклик на издание книги? - Нет, никакого. Написал один украинский дьякон из Йельского университета (США), он занимается переводом трудов украинских святителей на английский. - Святитель Филофей и его последователи крестили всех остяков и вогулов, чем заниматься современным миссионерам сегодня? - Во-первых, святитель Филофей и его соратники крестили только сорок тысяч остяков, самоедов, вогулов и зырян. И во-вторых, после его смерти миссия практически прекратилась и не продолжалась более сорока лет. Так что теперь для миссионерства — самое широкое поле. Хотя многие ханты и манси до сих пор помнят, что их предков крестил «добрый дедушка Филофей». - Со священническим служением все понятно. А как проповедовать мирянину? Поделитесь своим богатым опытом. - Как раз со священническим служением сегодня не совсем все понятно. А мирянин может проповедовать только своим примером. Если, конечно, Господь наделил даром слова и премудростью, то можно помогать настоятелю на приходе: преподавать в детской и взрослой воскресных школах. Можно организовывать общедоступные библейские кружки, катехизические и богословские курсы на предприятиях, вузах, школах, но только с благословения священноначалия. А то «горящий» неофит может наделать непоправимых ошибок.

http://pravoslavie.ru/98366.html

Для большего укрепления новокрещенных в истинах веры, Филофей заботился и о просвещении их. С этою целью он брал у крещеных инородцев детей и обучал их в Тобольске. После некоторого обучения, одни из инородцев опять возвращались к своим родителям, а другие, продолжив образование в славяно-латинской школе, назначались в причетники, диаконы и священники в места своей родины, где и содействовали, как обращению в христианство, так и утверждению в нем своих сородичей. В сентябре 1721 года митрополит Филофей был снова уволен на покой. Удалившись в Тюменский монастырь, он и теперь, не смотря на свою старость и болезненность, не переставал заботиться о новокрещенных. На этот раз деятельность святителя выразилась в защите последних от обид со стороны неблагонамеренных русских людей – главным образом, сборщиков податей, извлекавших свои выгоды из простоты инородцев. Жизнь митрополита Филофея догорала, но пламя ревности к распространению христианства еще не погасало в нем; – и вот, в конце своей многотрудной и многоплодной жизни, святитель в последний раз (1726 г.) отправился в Обдорск, чтобы проповедать там евангелие остальным остякам. Проезжая по Иртышу и Оби мимо остяцких селений, он обозревал устроенные церкви, заповедовал священником достойно пасти врученное им стадо, беседовал с новокрещенными о началах воспринятой ими веры и т. п. Остяки везде выходили к нему на встречу и приветствовали его, везде принимали его, как благодетеля своего, как человека, посланного от Бога. Наконец, судно митрополита Филофея достигло Обдорска. Но здесь он увидел более сотни вооруженных остяков, которые с бранью кричали, чтобы архиерей не подъезжал к ним, и даже стреляли в него из луков. Сколько ни убеждал их Филофей, сколько ни старался склонить их к принятию христианства, но фанатики не желали и слушать его, не допустив судна к берегу. Тогда незлобивый старец повернул обратно, а 31 мая 1727 года его не стало. Митрополит Филофей Лещинский бесспорно может быть назван апостолом западной Сибири. Сей архиерей, – писал о скончавшемся его преемник по митрополичьей кафедре, Антоний Стаховский, – труды евангельской проповеди отправлял по смерть свою: окрестил в Сибири до 40,000 язычников и построил для них до 37 церквей. Все инородцы призваны им в христианство не принуждением, не страхом, не иными какими-либо прещениями, но «точию евангельскою проповедью и своими трудами». И, действительно, ни прежде, ни после Филофея на Тобольской кафедре не было личности, равной ему по ревности обращения инородцев в православную веру. Он объехал с проповедью о Христе большую часть западной Сибири и даже побывал и восточной. Благодаря его неутомимым трудам, десятки тысяч не знавших имени Христа познали Его и были введены в Его благодатное царство; 37 церквей, среди этих познавших истинную христианскую веру, сделались для них необуреваемым пристанищем; 37 пастырей поставлены были к этим церквам, которые и доканчивали дело обращения язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Димитрий нашел свою епархию в печальном положении, в каком находились тогда все епархии великороссийские и из которого хотел извлечь их Петр посредством образованных архиереев. Духовенство было невежественное, учить своих духовных детей не могло, и духовные дети тем легче увлекались проповедию какого-нибудь раскольничьего старца, который кричал против духовенства, отступившего от правой старой веры. «Окаянное наше время! – говорил Димитрий в одной из своих проповедей. – Окаянное время, в которое так пренебреженно сеяние слова Божия, и не знаю, кого прежде надобно винить, сеятелей или землю, священников или сердца человеческие или тех и других вместе? Сеятель не сеет, а земля не принимает, иереи не брегут, а люди заблуждаются; иереи не учат, а люди невежествуют; иереи слова Божия не проповедуют, а люди не слушают и слушать не хотят. С обеих сторон худо: иереи глупы, а люди неразумны. Иерейские жены и дети многие никогда не причащаются; иерейские сыновья приходят ставиться на отцовские места: мы их спрашиваем, давно ли причащались? И они отвечают, что не помнят, когда причащались. О окаянные иереи, нерадящие о своем доме! Как могут радеть о св. церкви люди, домашних своих к святому причащению не приводящие?» Димитрий должен был увещевать иереев, чтоб они не рассказывали грехи детей своих духовных, открытые на исповеди, должен был внушать, что такой духовник есть Иуда-предатель. Самое действительное средство против подобного состояния духовенства было надлежащее приготовление к священническому сану, и потому Димитрий завел училище при своем архиерейском доме и сам ревностно занимался им, исполняя и учительские обязанности, объясняя ученикам священные книги, а между тем сочинение Четьих-Миней продолжалось безостановочно. На место Димитрия митрополитом сибирским назначен был также малороссиянин Филофей Лещинский, эконом Киево-Печерского монастыря. Приехавши в Тобольск, Филофей рассмотрел в церквах божиих великое нестроение и обратился к Петру за средствами помочь беде. Филофей писал о необходимости завести в Тобольске школы и учить грамматике славянской и латинской, в ученики понудить от всякого чина детей, завести типографию великого государя казною, печатать буквари, часословы малые и псалтыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Архиепископы Тверские и Кашинские: Ириней Клементьевский 1792–1798 с 1796 года архиепископ Павел Пономарев 1798–1799 с 1799 года архиепископ Павел Зернов 1800–1803 с 1801 года архиепископ Серафим Глаголевский 1814–1819 Филарет Дроздов 1819–1820 Симеон Крылов-Платонов 1820–1821 Иона Павинский 1821–1826 Амвросий Протасов 1826–1831 Григорий Постников 1831–1848 Гавриил Розанов 1848–1857 Филофей Успенский 1857–1876 с 1861 года архиепископ Алексий Ржаницын 1876–1877 Евсевий Ильинский 1877–1879 Савва Тихомиров 1879 с 1880 года архиепископ Тобольская Учреждена в 1620 году. Кафедра в Тобольске. Архиепископы Сибирские и Тобольские: Киприан Старорусенников 1620–1624 Макарий Кучин 1624–1635 Нектарий Телящин 1636–1640 Герасим Кремлев 1640–1650 Симеон 1651–1664 Митрополиты Сибирские и Тобольские: Корнилий 1664–1677 Павел 1678–1692 Игнатий Римский-Корсаков 1692–1701 Димитрий Туптало, святой 1701–1702 Филофей Лещинский 1702–1711 Иоанн Максимович , святой 1712–1715 Филофей (вторично, в схиме Феодор) 1715–1721 Тобольские и всея Сибири: Антоний Стаховский 1721–1740 Никодим Скребницкий назначения не принял Арсений Мациевич 1741–1742 Антоний Нарожницкий 1742–1748 Сильверст Гловатский 1749–1755 Павел Конюскевич 1758–1768 Архиепископы Тобольские и Сибирские: Варлаам Петров 1768–1802 с 1792 года архиепископ Антоний Знаменский 1803–1806 Амвросий Келембет 1806–1822 Амвросий Рождественский 1822–1825 Евгений Казанцев 1825–1831 Павел Павлов (Морев) 1831 Афанасий Протопопов 1832–1842 Владимир Алаувдин, еп. 1842–1845 Георгий Ящуржинский 1845–1852 Евлампий Пятницкий 1852–1856 Феогност Лебедев 1856–1862 с 1862 года архиепископ Варлаам Успенский 1862–1872 Епископы: Ефрем Рязанов 1874–1880 Василий Левитов 1880–1885 Авраамий Летницкий 1885–1889 Иустин Полянский 1890–1893 Агафангел Преображенский, святой 1893 Березовское викариатство Учреждено в 1870 году. Епископы (в Тобольске): Ефрем Рязанов 1871–1874 Томская Учреждена в 1832 году. Кафедра в Томске. Епископы Томские и Енисейские: Агапит 1834–1841 Афанасий Соколов 1841–1853

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1709 году, тяжело заболев, митрополит Филофей принял схиму с именем Феодор и удалился в обновлённый им Тюменский Троицкий монастырь. «Известно тебе буди, – писал он монаху Иоасафу, строителю Усть-Киренского Троицкого монастыря, – что аз по воли Божии, оставя архиерейство, восприях схиму и хощу быти на обещании в Киево-Печерском монастырей. Однако до приезда в Тобольск своего преемника, то есть до середины 1711 года, он продолжал управлять епархией. А с прибытием на кафедру святителя Иоанна (Максимовича ; † 1715, память 10/23 июня), Промысл Божий уготовал схимитрополиту Феодору иной путь: Господь возбудил в нём «древнее его желание – идти с проповедью Евангелия к сибирским народам». Почувствовав себя лучше, он изложил митрополиту Иоанну своё намерение «распространять Православие обращением остяцких народов, в идолопоклонстве заблудившихся». За годы благодатного святительства в Тобольске святого Иоанна (Максимовича) схимитрополит Феодор предпринял шесть благовестнических путешествий по северо-западным районам Сибири и привёл к Церкви тысячи язычников и магометан. Свидетель его славных трудов, воспитанник Киево-Могилянской академии Григорий Новицкий, постоянно сопутствовал великому подвижнику и записывал свои наблюдения. «Удивлению достойная воспомянух ихже и самовидец бых», – пишет Г. Новицкий в предисловии к своему труду. Главной темой «Краткого описания о народе остяцком...» является история обращения этого народа в христианскую веру. Схимитрополита Феодора автор «Описания» называет проповедником, учителем и трудолюбцем. 60-летний подвижник зимой и летом отправлялся по рекам со словом благовестия к сибирским народам и, укрепляемый Божественною благодатью, превозмогал умножаемые старостью труды и болезни. Добрым словом вразумления он отвращал язычников от почитания кумиров. Возмущения язычников он укрощал «тишайшеми словесы», и ежедневная терпеливая проповедь ревностного митрополита смягчала их сердца. В начале 1715 года митрополит Филофей получает новый указ Петра 1 (от 6 декабря 1714 года), в котором ему предписывается «ехать во всю землю Вогульскую и Остяцкую и во все уезды и в татары, и в тунгусы, и в якуты» и всех иноземцев «Божией помощью и своими трудами приводить в христианскую веру». Апостольской ревностью схимника-митрополита множество язычников и магометан было обращено в Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010