Филофей, святитель, митрополит Сибирский и Тобольский (Лещинский) (в схиме Феодор) † 1727; память 31 мая/13 июня, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых Родился в 1650 году в Малороссии. Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киево-Могилянской коллегии, ставшей впоследствии Киевской духовной академией. Получив высшее, по тому времени, духовное образование, Филофей (мирское имя его осталось неизвестным) стал служить приходским священником. Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество. С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы. Через некоторое время братия избрала его экономом лавры. Впоследствии он был возведён на должность строителя Брянского Свенского Успенского монастыря, приписанного тогда к Киево-Печерской лавре. Пётр I уделял особое внимание развитию Сибири, и в частности распространению Православия в этом крае. В 1700 году специальным указом он повелел митрополиту Киевскому Варлааму (Ясинскому; † 1707) «поискать в малороссийских городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков человека не только добраго и благаго непорочнаго жития, но и учёного, дабы он, будучи митрополитом в Тобольске, мог Божией помощию исподволь, в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истиннаго Бога». Первый кандидат – святитель Димитрий (Туптало; † 1709), впоследствии митрополит Ростовский, не смог отправиться в Сибирь, и выбор Киевского митрополита пал на архимандрита Филофея (Лещинского). 4 января 1702 года в Москве, при участии местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского ; † 1722), митрополита Димитрия (Туптало) и митрополита Азовского Парфения (Небозы; † 1704), архимандрит Филофей был посвящён в сан митрополита Сибирского и Тобольского. 4 апреля 1702 года владыка Филофей прибыл в Тобольск. О своём впечатлении о состоянии приходов в епархии митрополит Филофей в грамоте архимандриту Троицкого Селенгинского монастыря Мисаилу писал: «Извещаем же братолюбию вашему и сие, что грядущим нам из царствующаго града Москвы во град наш напрестольный видехом во церквах безчиние великое, еже и писанию предати не хощем».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Апостольская миссия Русской Православной Церкви К оглавлению Период XVIII — начало XX в. ознаменовался активизацией миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Господь призывал Своих деятелей на новые, невозделанные нивы. Нивы эти простирались от Урала до берегов Тихого океана. С возделыванием их связана новая страница в истории Русской Церкви. В XVIII в. духовным и административным центром Сибири был г. Тобольск. С 1702 по 1710 г. и с 1715 по 1721 г. на Тобольской кафедре был митрополит Филофей (Лещинский). «Если справедливо святую равноапостольную Нину называть просветительницей Грузии, святого Григория — просветителем Армении, Патрикия — Ирландии, Виллиброрда — Голландии и Ансгария — Швеции и Дании, то с неменьшею справедливостью митрополита Филофея можно назвать просветителем Сибири». Петр I хотел иметь в Тобольске митрополитом мужа не только благочестивого, но и ученого, способного пребывавших в Китае и Сибири «в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить к познанию Истинного Бога». И когда первый кандидат — будущий святитель Ростовский Димитрий (Туптало) — не смог по состоянию здоровья поехать в Сибирь, выбор пал на эконома Киево-Печерской Лавры иеромонаха Филофея (Лещинского). 4 апреля 1702 г. в сопровождении нескольких ученых монахов из Киева митрополит Филофей прибыл в столицу Сибири — Тобольск. В декабре 1702 г. в Тобольске состоялся Собор по вопросам нестроений в Сибирской епархии и нужд ее. В конце 1702 — начале 1703 г. при архиерейском доме была открыта первая в Сибири и вторая в России провинциальная школа для обучения детей священнослужителей. В школе обучались также и дети новокрещенных хантов и ненцев. Впоследствии эта школа была преобразована в семинарию. В 1705 г. митрополит Филофей отправил группу миссионеров во главе с архимандритом Мартинианом на Камчатку, где была устроена Успенская пустынь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436402/

Жизнь святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев Источник Введение ко 2-му изданию Митрополит Сибирский и Тобольский Филофей, в схиме Феодор, по фамилии Лещинский, был один из самых достойных пастырей Русской Православной Церкви. Справедливо сего архипастыря можно назвать просветителем Сибири, по крайней мере, по отношению к туземному народонаселению. При всем том жизнь и дела святителя Филофея описаны и оценены еще весьма недостаточно. Главный недостаток всех печатных о нем сведений – их краткость и неполнота, а затем есть в них неточности, ошибки, даже явные несправедливости. Предлагается новая, подробнейшая биография преосвященного Филофея, подробнейшая особенно там, где говорится о трудах его в распространения Евангелия между сибирскими инородцами; быть может, эта лепта пригодится будущим историкам Сибири и историкам Русской Церкви, особенно пишущим об иерархии Сибирской; а, быть может, для иных с тем вместе послужит и источником назидания. Источниками для предлагаемой биографии преимущественно служили: а) «Краткое описание остяцкаго народа» Григория Новицкого, рукопись, принадлежащая Тобольскому каф. собору; б) «Летопись Сибирская» Черепанова, рукопись, находящаяся в библиотеке Тобольской семинарии; в) уцелевшие дела консисторского архива и, наконец, г) некоторые собственноручные бумаги преосвященного Филофея и сохранившиеся в Восточной Сибири некоторые из его грамот. Жизнь святителя Филофея Филофей, в схиме Феодор, митрополит Тобольский и Сибирский, родился 1650 г. в Малороссии от небогатых, но благородного происхождения родителей, по прозванию Лещинских. Воспитание он получил в знаменитой тогда Киевской Академии. По окончании курса наук вступил в брак и был несколько лет приходским священником; но, овдовев, поступил в Киево-Печерскую Лавру. Здесь Филофей постригся в монашество, с ревностью предался подвигам благочестия, упражнялся в посте и молитве и был образцом для всех окружавших его. За благочестие и особенную опытность и распорядительность в делах через несколько времени он был избран в экономы Лавры (на должность сколько почетную, столько и трудную), а впоследствии возведен в наместника, в то время зависевшего от Лавры Брянского Свенского монастыря, с званием – по одним сведениям – архимандрита, а по другим строителя, но с оставлением и при прежней должности эконома Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Челобитная митрополита Сибирского и Тобольского, Филофея Лещинского, Петру Великому, и ответ сего государя на нее Источник Митрополит Тобольский, Филофей Лещинский, Челобитная которого представляется теперь любопытству читателей, родился в 1650 году, в Малороссии; образование получил в знаменитой в свое время, Киевской Академии, был несколько времени Священником, но, по вдовстве, вступил в Киевопечерскую Лавру и довольно долгое время был Экономом, а следовательно, и главным управителем обширных имений этой обители, и в то же время Наместником, зависевшего от Лавры, Брянского Свенского монастыря, в сане Архимандрита, а по другим сведениям, в звании Строителя. Избрание Филофея в Митрополита Сибирского не из числа обыкновенных избраний. Петр I возымел мысль просветить светом Евангельского учения Сибирских инородцев и соседственных с Сибирью Китайцев. Для осуществления этой высокой и святой мысли, Указом от 18 Июня 1700 года, повелено было, для занятия кафедры Сибирской Митрополии, в то время праздной, 1 «назначить пастыря, не только доброго и благого непорочного жития, но и ученого, который бы при том, в помощь себе, взял в Сибирь несколько образованных, способных изучить языки Китайский 2 и Сибирских инородцев». Избрать человека, с соответственными такому требованию качествами, поручено было Киевскому Митрополиту, Варлааму Ясинскому, «между Архимандритами, Игуменами, или иными знаменитыми иноками Малороссийских монастырей 3 и городов». Избрание Варлаама Ясинского на первый раз пало на Архимандрита Новгород-Северского Спасского монастыря, Димитрия Туптала (Св. Димитрия Ростовского ), который 23 Марта 1701 года, и был рукоположен в Тобольского Митрополита. Но Св. Димитрий отказался от поездки в Сибирь, потому вскоре и был назначен в Ростов, а Митрополит Киевский, Варлаам, после того указал, как на способного к занятию Сибирской Митрополии, на Эконома Киевопечерской Лавры. Филофей посвящен был в Митрополита Сибирского в Москве 4 Генваря 1702 года, а в Тобольск прибыл того же 1702 года, 4 Апреля. С ним, или в след за ним, приехали в Тобольск и несколько будущих сотрудников его, ученых монахов. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

18 июня 1700 г. указом Петра I митр. Киевскому и Галицкому Варлааму (Ясинскому) было предписано избрать митрополита для Тобольской кафедры с поручением его попечению вопроса об организации миссии в Китае ( Николай (Адоратский). 1887. 4. С. 462-463). В первую очередь речь шла о пастырском попечении о пекинских албазинцах, однако миссионерство также определялось как важное направление деятельности миссии и ее стратегическая задача. Петр I неск. раз повторял свой указ, но власти Цинской империи отклоняли предложения об отправке рус. миссионеров в Пекин. После смерти свящ. Максима просьбы российской стороны были подкреплены встречным ходатайством албазинцев, оставшихся без духовного окормления. В 1712 г., после долгих переговоров, имп. Канси согласился принять миссию в Пекине, передав через рус. комиссара П. Р. Худякова условие, чтобы с миссией в Китай непременно приехал квалифицированный врач, искусный в лечении наружных болезней. Содержание резолюции имп. Канси было передано Петру I, к-рый повелел митр. Тобольскому свт. Иоанну (Максимовичу) сформировать состав П. д. м. По распоряжению митрополита начальником миссии был утвержден архим. Иларион (Лежайский) , воспитанник Киево-Могилянской академии. В состав миссии также были включены свящ. Лаврентий (вероятно, Лаврентий Иванов, бывший в Пекине в 1696), диак. Филимон и 7 церковников, возможно из учеников тобольской славяно-рус. школы, открытой митр. свт. Филофеем (Лещинским) в 1704 г. (см. также: Назначение в Китай свт. Иннокентия//Иркутские ЕВ. 1863. Приб. 15. С. 200). О составе 1-й миссии есть и др. сведения, в частности упоминание о том, что среди миссионеров были архим. Иларион (Лежайский), иеромонахи Иларион и Лаврентий, иеродиаконы Филимон, Иоасаф (Афанасьев), Иларион Якут, Феодор Белка (Колесников), Никанор (Клюсов), Петр Калмык, 4 церковника и 3 служителя ( Бочаров Н. П. Две могилы в Покровском миссионерском мон-ре в Москве: Ист.-биогр. очерки священно-архимандритов о. Филарета и о. Вениамина. М., 1889. С. 142). Посланник папы Римского в Китае сообщал, что в Пекин из России приехали настоятель мон-ря и 12 священников (см.: Пан Т. А. Иларион (Лежайский)//ПЭ. Т. 22. С. 180). 1-я миссия (1715-1729)

http://pravenc.ru/text/2579896.html

57. Учреждение миссий Миссионерская деятельность Русской Церкви в синодальный период с успехом продолжалась главным образом в казанском крае и сопредельных с ним местностях. Из Казанских святителей ревностью к распространению и утверждению веры в особенности отличались митрополиты Тихон, открывший на свои средства школу для инородческих детей, и Лука Конашевич. В настоящее время делом миссионерской проповеди в казанском крае руководит Казанское братство святителя Гурия, открытое в 1867 году. Обширные пространства Сибири, населенные многочисленными племенами, в особенности представляли широкое поле для миссионерской деятельности Церкви в последние века. Вот наиболее замечательные проповедники веры в этом крае. Тобольский митрополит Филофей Лещинский. Он вызвал к себе из Киева ученых иноков и посылал их проповедовать к пограничным с Сибирью монголам. Сам он из конца в конец разъезжал по своей обширной, пребывавшей большей частью еще во мраке язычества епархии. В 1711 году, по тяжкой болезни, он отказался от кафедры и принял схиму с именем Феодор. Почувствовав облегчение, он опять обратился к миссионерским трудам и, не стесняемый делами по управлению епархией, всецело посвятил себя делу христианской проповеди: целыми сотнями крестил татар, остяков, вогулов, назначал им священников, строил церкви. Всего им обращено было к вере до 40 000 инородцев и построено 37 церквей. Почил светитель в 1721 году. Святой Иннокентий, епископ Иркутский, постриженник Киевской Лавры и воспитанник тамошней академии. Император Петр в 1721 году предназначал его в начальники Пекинской миссии в сане епископа, но китайский богдыхан не согласился допустить миссию в свою столицу. Во время тянувшихся переговоров с Китаем Иннокентий жил в Иркутске и впоследствии с 1727 по 1731 год был здесь епископом. Во все это время он много потрудился для проповеди между сибирскими инородцами. При иркутском Вознесенском монастыре на свои средства он устроил школу, где будущие миссионеры обучались монгольскому и китайскому языкам. Апостольские подвиги и святая жизнь его прославлены нетлением мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

В этом году исполняется 300 лет со времени создания в нашей епархии православного Духовного театра. Начало свое он получил в 1705 году, когда по благословению святителя Филофея (Лещинского) в Архиерейской школе в Тобольске открылся Духовный театр, в котором силами учащихся и преподавателей ставились спектакли для духовного просвещения народа. Сегодня Духовный театр возрождается в нашей епархии. Один любитель сибирской старины, но не совсем знакомый с нею, сказал: «Нужно думать, что театр в Сибири существует с давних пор, но известий о нем за старые годы не сохранилось». Вместо этих неопределенных слов сообщаю самые точные известия о театре в Сибири в старые годы. Может быть, они для кого-нибудь со временем пригодятся. Театр в Сибири существует со времен Петра Великого, с самых первых годов XVIII столетия. Начало ему здесь, по крайней мере, в главном сибирском городе Тобольске, как в Малороссии, в Белоруссии и в Москве, да и во всей России, положено духовенством, и именно митрополитом Тобольским Филофеем Лещинским с учениками его архиерейской школы. Преосвященный Филофей был родом из Малороссии, воспитание получил в Киевской академии; был современником Симеона Полоцкого , св. Дмитрия Ростовского , Феофана Прокоповича и других духовных драматургов семисотых годов и потому, между прочим, был любителем театральных представлений. Сам ли сочинял (это очень вероятно: 1) по замечанию Сибирского летописца, митрополит Филофей «славныя и богатыя комедии делал», при том 2) митрополит Филофей, как мне весьма хорошо известно, такой был охотник писать стихи, что писал их (вероятно, в часы раздумья и вследствие мгновенно возникавшей какой-нибудь особенной мысли) на пробелах деловых бумаг и на поступивших на его имя конвертах) комедии, трагедии и драмы или запасся подобными произведениями в Киеве, учась там и после служа экономом Киево-Печерской лавры, только он вскоре по приезде (4 апреля 1702 года) в Тобольск начал заставлять учеников учрежденной им Славяно-русской школы разучивать и представлять оные при помощи приехавших с ним из Малороссии духовных лиц и ссыльных малороссиян, которых тогда в Сибири обыкновенно называли черкасами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Духовное образование и богословская наука К оглавлению Начало XVIII в. ознаменовало новый этап в истории духовного образования и богословской науки в России. Выдвинувшиеся в то время архиереи-украинцы устраивали школы для подготовки духовенства по образцу Киево-Могилянской Академии, учениками которой они являлись. Так, Местоблюститель Московского Патриаршего престола Митрополит Стефан (Яворский) преобразовал Московскую Славяно-греко-латинскую Академию, которая при нем была в состоянии упадка, и пригласил в нее киевских учителей. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, открыл духовную школу в Ростове, а митрополит Тобольский Филофей (Лещинский) — в Тобольске. Подобные школы были открыты также в Чернигове и Смоленске. В этих школах господствовала латынь, преподавание носило схоластический характер, ибо учителя в преподавании следовали католическим образцам. Ревнитель духовного образования из иерархов-великороссов митрополит Новгородский Иов (1716) организовал в Новгороде Славяно-эллинскую школу, где первое время подвизались основатели Московской Академии иеромонахи Иоаникий и Софроний (Лихуды). Уже сначала в этой школе обучалось около ста человек, а в 1707 г. Петр I велел передать для ее нужд из Москвы типографию монаха Симеона Полоцкого. «Духовный регламент» Петра I предписывал устраивать при архиерейских домах «домы училищные», которые получали название семинарий. Курс обучения в них рассчитан был на 8 лет, а в преподавании также господствовала латынь. Особое внимание при этом уделялось дисциплине. Школы было велено устраивать «образом монастыря», разрешались редкие свидания учеников с родными, строгим было расписание занятий и неусыпным — надзор ректора и префекта. Обучение в семинариях становилось обязательным для детей всего духовенства. Причем назначение в клир теперь также находилось в зависимости от получения образования в духовной школе. Таким образом, указанная система вскоре привела к сословной замкнутости русского духовенства. Правда, открытие семинарий происходило не слишком быстро и к 60-м годам XVIII в. их было открыто всего 26. Причем высший, богословский класс был только в восьми из них. Главные трудности, перед которыми оказывались русские духовные школы в XVIII в., состояли в недостатке отпускаемых на их содержание материальных средств и в нехватке преподавателей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436405/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Лежайский; 1657, Чернигов - 1717, Пекин), архим., начальник 1-й Пекинской духовной миссии. Окончил Киево-Могилянскую академию, служил помощником архиеп. Черниговского свт. Иоанна (Максимовича) , переведенного позднее в Тобольск. В 1702 г. вместе с назначенным на Тобольскую и Сибирскую кафедру митр. Филофеем (Лещинским) переехал в Тобольск и в сане иеромонаха некоторое время служил проповедником или экономом при архиерейском доме. В 1709 г. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем якутского в честь Преображения Господня мон-ря, а также заказчиком (управителем) Киренского и Илимского острогов с уездами. В нач. 1713 г. митр. Тобольский и Сибирский Иоанн (Максимович) избрал И. начальником 1-й Пекинской духовной миссии и направил в Китай вместе с 7 причетниками (Иосифом Дьяконовым, Никанором Клюсовым, Петром Якутовым, Григорием Смагиным, Феодором Колесниковым, Андреем Поповым, Иосифом Афанасьевым), иеродиак. Филимоном, иером. Лаврентием. В российских исторических архивах не сохранилось достаточных сведений о начальном периоде существования Пекинской миссии. Воссоздать историческую картину можно лишь по воспоминаниям членов более поздних миссий или католич. миссионеров, находившихся в то время в Китае. Совр. историки объясняют этот факт тем, что «момент посылки Лежайского относится к середине 10-х гг. XVIII в., когда в России фактически еще не было центрального учреждения, ведавшего церковными делами». Кроме того, «Тобольский митрополит, так же как и сибирский губернатор в гражданских делах, имел огромные права в решении местных церковных вопросов. На то, что вопрос о посылке священника в Пекин мог быть признан в Тобольске местным, указывает практика того времени, когда волей митрополита назначались священники к едущим в Пекин караванам, к посольствам в пограничные районы и деловым посылкам в Ургу и Наун» (Русско-китайские отношения. 1978. Т. 1. С. 31). Среди историков не существует единой т. зр. в вопросе о том, когда миссия прибыла в Пекин. Рус. архивные источники указывают 2 даты: 20 апр. 1715 г. и 11 янв. 1716 г. (Там же. С. 611-612. Примеч. 2). Кит. источники дают только год - «54-й год правления Канси», что соответствует периоду с 4 февр. 1715 по 23 янв. 1716 г. При этом известно, что миссия прибыла в Пекин вместе с кит. посольством Тулишеня, возвращавшимся из поволжских степей от калм. Аюки-хана. В «Записках о чужеземном крае» («И-юй лу») Тулишень пишет, что он вернулся в столицу в 27-й день 3-го месяца 54-го года правления Канси ( Иманиси Сюнцзю. 1964. С. 341). Эта дата соответствует 30 апр. 1715 г. по европ. календарю, и ее можно принять за день приезда И. и членов его миссии в Пекин.

http://pravenc.ru/text/389189.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРКУТСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Иркутской и Ангарской епархии), находится в г. Иркутске. Основан по грамоте, данной в 1689 г. митр. Сибирским и Тобольским Павлом ( 1692). Располагался в версте от Иркутского острога, на правом берегу р. Ангары, в устье р. Иды (Ушаковки). Главным строителем, т. е. организатором и распорядителем всех строительных работ, был иркутский житель Влас Сидоров. К 1693 г. была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». Грамотой митр. Тобольского и Сибирского Филофея (Лещинского) от 25 сент. 1703 г. Влас Сидоров был утвержден в должности церковного старосты Знаменского храма, а 1-й настоятельницей обители поставлена мон. Акилина (впосл. игумения; 24 февр. 1744) (ГА Иркутской обл. Ф. 50. Оп. 1. Д. 11187. Л. 10). По ее челобитной в 1709 г. монастырю были отписаны вотчинные земли по рекам Китою и Ангаре, удобные для хлебопашества, огородничества, скотоводства и рыбной ловли. На них были устроены мельницы и кожевенные заводы. В 1728 г. мон-рю принадлежали 33 дес. пахотной земли, 75 лошадей, 90 голов крупного рогатого скота и 35 овец. К 1730 г. в обители проживали 12 сестер. Приписных крестьян муж. пола (с детьми) насчитывалось 120 чел., кроме них было записано 75 вкладчиков, находившихся под юридической защитой монастырской общины. В нач. 60-х гг. XVIII в. к И. м. была причислена Китойская вотчина со всеми угодьями, отданы сенные покосы по рекам Ушаковке и Ангаре и рыболовные места в верховьях p. Ангары. В 1764 г. И. м. получил статус третьеклассного. В 1768 г. здесь жили 3 насельницы, но обитель не закрылась благодаря энергичной деятельности Иркутского свт. Софрония (Кристалевского) , к-рый добился, чтобы из Центр. России в Иркутск прислали монахинь. К кон. XVIII в. И. м. владел 355 крестьянами. При игум. Акилине И. м. получил от царя Петра I в дар напрестольное Евангелие большого формата (М., 1698). Начиная со 2-го листа Евангелия от Матфея (19-й лист от начала) и на последующих страницах имеется надпись: «Книга, глаголемая Евангелие, от Благочестивейшаго, Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, жалованная в девичий монастырь Знамения Пресвятыя Богородицы, Иркутский, года 1708. Подписана иже аще бы кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити, таковый во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ответ воздаст». Евангелие украшал чеканный оклад из серебра с позолотой весом 3,4 кг, выполненный в 1795 г. иркутскими серебряниками. Оклад был конфискован большевиками в 1922 г., но Евангелие сохранилось и используется священнослужителями во время торжественных служб.

http://pravenc.ru/text/674063.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010