Местные народы в значительной мере жили промыслом морского зверя, поэтому, согласно шаманским верованиям, объектом почитания и обрядов на праздниках алеутов, азиатских эскимосов, приморских чукчей и коряков были морские животные. У эскимосов, приморских чукчей, отчасти у береговых коряков прежде всего почитался кит, которого «встречали» как дорогого гостя, «кормили», перед ним танцевали, пели, устраивали «проводы домой» и просили его приводить с собой в следующий раз своих сородичей. Праздновали также «Спуск байдары на воду», «Укладывание байдары на зимний период», «Праздник морских животных» и т. п. Особое место в обрядности оседлого населения занимали осенние благодарственные обряды, которые проводились после окончания  промыслового  сезона в течение нескольких дней. Основной целью церемоний было — отблагодарить морских животных за прошедший промысловый сезон и попросить промысловой удачи на будущий. Русские казаки появились на этой земле в середине XVII в. Постепенно местные народы учились у  них оседлому  образу жизни, возделыванию земли, выращиванию овощей и хлеба. От них же туземцы узнавали о православии. Первым миссионером на Камчатке считается архим. Мартиниан, посланный митр. Филофеем (Лещинским) в 1705 г. Он проповедовал среди камчадалов, но в 1718 г. был убит во время вооруженной стычки камчадалов со сборщиками ясака. При нем на Камчатке начал подвизаться казак Иван Козыревский, известный сначала буйным поведением и разбоем, а затем — героическим морским путешествием вдоль Курильских островов и присоединением южных островов к Российской империи и, наконец, резким изменением разгульной жизни на иноческое житие с именем Игнатий. Вблизи Ключевской сопки, у р. Камчатки, он построил монашескую келью, а затем основал пустынь. Первая монашеская пустынь опекала калек и престарелых и просвещала камчадалов светом Христовым. После восемнадцати лет подвижничества, в 1732 г., по доносу, иеромонаха Игнатия вызвали в Москву, в Тайную канцелярию; в процессе следствия он был лишен сана, и более сведений о нем не сохранилось. Монашеская обитель вскоре была разорена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Но на деле вышло не так. Ламы поглощают только Тибетскую мудрость, отуманивая свои и бурятские головы, и служат на непонятном для народа Тибетском языке. Монгольской грамоты не знают. Немного у них и своих переводов на Монгольский язык. Библия была напечатана Монгольским шрифтом. Очевидно, она была немногим доступна и читать её без комментариев было трудно, чтобы разуметь истинный смысл Писания. Взгляд на ламаитов в то время тоже еще не установился. Сперанский думал, что «люди сии (буддисты), говоря вообще, не имеют ни фанатизма, ни упрямства в своих мнениях, и, кажется, скорее других могут придти к истине». По идее – так, но на деле – ламы полнейшие материалисты, оставившие всякий аскетизм, тучнеющие в тунеядстве и праздности, поставившие себе правилом жизни: да ямы и пием, утре бо умрем. Интересен взгляд Сперанского на характер обращения бурят в христианство, в русскую веру. Он говорит, что вообще между бурятами креститься значит сделаться «русским», т. е. остричь косу, носить русское платье и вместо юрты жить в крестьянском доме… У бурят, действительно есть способность к обрусению; русский быт и вся хозяйственная обстановка русских им вполне нравится. Этою способностью к развитию гражданственности можно с успехом воспользоваться русской администрации. Зная это ламы нарочно держат бурят в грязи кочевой жизни. Перешедшие же в Православие первым долгом считают поселиться под сенью св. храмов Божиих, чтобы усвоить себе правила христианской жизни, поучаясь из Слова Божия разуму и благочестию. Этой системы веропроповедничества держался в Бозе почивший архиепископ Иркутский Вениамин (1862–1892), основатель Забайкальской духовной миссии. Практичность его системы доказана опытом. Под его воздействием обращено в христианство до 40 тысяч инородцев. Только митрополит Тобольский Филофей Лещинский в простое, старое время достиг такого успеха в деле христианской проповеди. Переводы священного писания на Монгольский язык, появившиеся при Сперанском, конечно, порадовали и нашу миссию.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

А за которыми церквами ни каких данных вотчин и угодей и пашен и приходских дворов нет, и пропитатца, кроме жалованья, не чем, и чтоб церквам не запустеть, тем ружникам Наше, Великаго Государя, жалованье деньги и хлеб и соль давать по прежнему, кто чем пожалованы, а для ведома о том же Преосвященному Игнатию, Митрополиту Сибирскому и Тобольскому, Наша, Великаго Государя, грамота ж послана ж. Да в прошлом 1702 году Декабря в 31-й день бил челом Нам, Великому Государю, Богомолец Наш, Преосвященный Филофей, Митрополит Сибирский и Тобольский, в Софейском, де, домовом поведении, после пожару, осталось малое число, и до церкви Божией, и до его, Богомольца Нашего, дому надлежат церковные и домовые нужды не малые, а какие нужды, к тому он прислал к Нам под челобитною своею просительныя статьи; и Нам, Великому Государю, пожаловать бы ево, Богомольца Нашего, велеть по тем статьям, о подлежащих церквах и домовых нуждах Наш, Великаго Государя, Указ учинить, а в статьях написано: в Сибирской Епархии к церквам Божиим на пропитание Священником Нашего, Великаго Государя, жалованья данных земеле нет, чтоб к тем церквам, чем Священникам питаться, где возможно, дать под пашню земли и сенных покосов против Московских и Всероссийских церквей; а у которых есть прихожане, чтоб те прихожане Священником с причетники церковными давали ругу; а где места беспашенные и прихожан у церквей нет, и к тем церквам Священником с причетники, также и Софейскому Собору Протопопу с братьею и звонцами и сторожам, давать бы годовая руга, деньги и хлеб и соль по окладам их, для Софейской домовой скудости и пожарнаго раззорения, а за соборянами, де, земель и ни каких угодий и приходских дворов к той Соборной церкви нет; а церковные требы, вино церковное, воск, ладан, для отдачи по церквам присылать бы к нему, Богомольцу Нашему, для того: кто те церквы требы из Тобольску, из Приказныя Палаты раздает, теряют, и в служении бывают негодны. Да в прошлых же годех бывали, де, в посылке из Софейскаго дому к Ямышу озеру по соль про Софейской домовой обиход по дощанику и по два, а в прошлом, де, 1701-м году тот соляной промысел велено промышлять на Нас, Великаго Государя, чтоб про Софейской домовой и монастырские обиходы ему, Богомольцу Нашему, к Ямышеву озеру по соль посылать по прежнему; для Софейскаго ж дому, для расходов и скудости, ежегод посылать дощаник вниз по Иртышу на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Помета. Которые иноземцы похотят волею своею креститься в Православную Христианскую веру, и их крестить, а не волею ни каких иноземцов не крестить, и ясак с них нескладывать, только их спрашивать, какой ради причины приходят ко Святому крещению и вере Православной, велеть им учинить исповедь; которые Татара, или иные иноземцы, поиманы в смертных винах, и похотят креститься на том, чтоб быть им живым, и таких, буде с верою совершенною приступают, окрестя и дав им время довольное на покаяние, потом учинить по Уложению и по Градским Законам, да всякия беззакония истребятся; а которые языка, ниже веры сведомы, и тех скоро не крестить, да не будет вере Православной от них наруганий, делать в том со многим опасьством и разсмотрением, испытуя вины, чего ради которой иноземец крещения пожелает, внимали б словесы Спасителевы, реченные: «сице кто верует и крестится, спасен будет». 39 9-я. Церковных раскольщиков, отступивших от Святыя Церкви и в упрямстве необратно стоявших, истребляти, а прочих церковных же раскольщиков, где явятся, всякими наставленьями приводить до соединения Святыя Церкви, а не покоряющихся, домы их разграбляти на Великаго Государя, а их смерти предавати. 40 А по справке в Сибирском Приказе, в прошлых годах по Указу Великаго Государя и по грамотам, которые церковные раскольщики явятся, и тех раскольщиков Митрополиту разговаривать всякими мерами накрепко, чтоб они от такого дела престали, и буде те раскольщики придут в повиновение Соборной Церкви, и их, для исправления, посылать в монастыри под начал; а которые раскольщики на покаяние не придут, и тех с Митрополья двора отсылать к розыску в Приказную Палату, и чинить им Указ по прежним Государевым Указом, а иных казнить смертию, жечь. Помета. Учинить непокаянным раскольщикам по прежним Великаго Государя Указом, только того смотреть, чтоб ложными и своими лесными покаяньями, избыв смерти, не учали (не начали) тайно которых простых и не утвержденных людей в свои прелести привлекать, или ушед и в пустынные места, собираясь, по прежнему, людей льстить и зажигать; а которые раскольщики, собрав людей, сожигали, а сами уходили, и таким ворам, 41 по истинному свидетельству, хотя и покаются, самих, без всякой пощады, во страх иным, таким же ворам, сжечь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Хотелось бы узнать: кто оплачивает гонорары тюменским экспертам вместе с И.Бобровым, которые, обслуживая это «нашествие», оказались готовы переписать историю своей Родины? Г-н Бобров утверждает, что средства на подготовку этого одиозного издания поступили от частных лиц и некоей общественной организации. От кого конкретно? И кто «рекомендовал», как заявлено в книге, ее «научным работникам, преподавателям вузов и школ, студентам, работникам органов государственной власти, всем интересующимся вопросами истории, современной жизни религиозных организаций и становления гражданского общества в России»? Вторая книга, изданная в прошлом году по инициативе отдела по делам религий, «Государственно-конфессиональные отношения и религиозные объединения в Тюменской области», составлена почти тем же авторским коллективом, но в этот раз на средства Правительства Тюменской области. В этом справочнике продолжает развитие та же, первоначальная, линия. Снова умалчивается особая роль православия и религий, «составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России», зато новоявленные организации, в том числе адвентисты и пятидесятники, оказываются впереди традиционных – ислама и иудаизма. И это называется авторским коллективом «принципом объективности». Доцент М. Агапов в «Очерке истории православия в России» приходит к таким ошеломляющим умозаключениям, что просто диву даешься. Например: «Элементы двоеверия сохраняются и в современной православной культуре, когда индивид, считающий себя православным христианином, полагает возможным прибегать к «помощи» магии или языческих обрядных практик, что совершенно недопустимо по церковному вероучению». Здесь молодой историк противоречит сам себе. Указывая на несознательного «индивида» (а кто ему, бедному, объяснит об опасности занятия магией и языческими обрядами, которые так агрессивно насаждаются в нашем обществе повсеместно?), он сам же уточняет, что это «совершенно недопустимо по церковному вероучению», а значит, и не может являться составляющей частью «современной христианской культуры». И таких «ляпов» хватает, не говоря уже о фактических ошибках. Автор умалчивает и о святых заступниках Земли Тюменской – Святителях Иоанне Тобольском, Филофее Лещинском, Священномученике Гермогене, которыми гордятся православные, с благоговением почитают их святые мощи и с надеждой обращаются за помощью в трудную минуту. И весь этот подтасованный «труд», подготовленный с единственной целью – подтвердить и упрочить положение пятидесятничества в качестве протестантизма, в ранге «исконной религии» для России, рекомендует к печати Ученый совет Института проблем освоения Севера СО РАН.

http://pravoslavie.ru/38088.html

В лице святителя Филофея Лещинского, Макария Глухарева, архимандрита Хотунцевского, святителя Иннокентия II Неруновича, протоиерея Григория Слепцова, священника Петра Суворова и многих других тамошних миссионеров, мы видели немало апостольской ревности к делу проповеди Евангелия и даже миссионерского такта. Причины такого явления, как мы уже отчасти выше высказывались, кроются прежде всего в особенных условиях Сибири и её обитателей. Население Сибири чрезвычайно разноплеменно и при этом разные, отдельные племена не объединились, не образовали одного какого-либо типа. Каждое племя там жило и живет само по себе, болтает своим собственным наречием. Не объединившись, сибирские инородцы не выработали у себя никакой гражданственности. Быт, образ жизни, нравы, обычаи и религиозные верования – все это свидетельствовало об их первобытном, даже диком состоянии, в котором поддерживали и поддерживают народные массы их духовные руководители – шаманы, ламы и муллы. При таких условиях миссионерам, помимо проповеди Евангелия, приходилось насаждать у тамошних инородцев и начатки просвещения чрез открытие школ и начало письменности чрез переводы и устроять их жизнь, изменяя кочевой и бродячий образ жизни на оседло-европейский и чрез то пролагать первые пути к развитию среди них гражданственности. Все это составляло такую задачу, которая могла быть осуществима лишь веками. Церковная задача, смешиваясь с другими, чисто государственными и культурными задачами, чрезвычайно осложнялась и требовала для своего выполнения упорного труда многих лиц и поколений. Немаловажным тормозом для успехов миссионерства служат также неблагоприятные физические условия Сибири. По статистическим данным, инородцы этого края составляет почти два миллиона населения. Но это население живет на пространстве приблизительно в 12,500,000 квадратных верст. Статистика говорит, что не может быть и речи о сравнении одной восточной Сибири с каким бы то ни было европейским государством. Она более всей Европы на 5,446 квадратных миль. Одна Забайкальская область равняется Австро-Венгрии и гораздо больше Германской империи и Франции. При таких условиях, как справедливо заметил еще в прошлом столетии сибирский митрополит Антоний Стаховский, «аще бы не седмидесятное число проповедников, но от седмисотнаго и боле, всем бы было зде место; жатва многа зело, и наибольший труд, что новокрещенные юрта от юрты далече жительствуют». Удивительно ли после этого то явление, встречаемое нашими миссионерами в Сибири (турханскими, забайкальскими, якутскими, чукотскими и другими), что они часто проезжают целые сотни верст, не встречая жилища, проезжают по малопроходимым хребтам и болотам, а в лесных местах по колодам и пням, не встречая в продолжение нескольких дней никакого приюта. Прибавим к этому еще самый неблагоприятный климат Сибири, суровую зиму и короткое лето, с которыми также приходится считаться нашим миссионерам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.С. Головин отметил важность книгораспространения в сохранении традиций отечественной культуры, а также обратил внимание на ряд изменений в законодательстве, которые направлены на поддержку развития культуры, сохранения русского языка и противодействие засилью иностранной лексики. А.С. Головин обратил внимание на положительные просветительские результаты проведения выставки-форума «Радость Слова», в частности, на увеличение ассортимента заказываемой епархиями литературы. Заместитель председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров) обратил внимание ответственных на просветительские проекты Издательского Совета — открытый конкурс изданий «Просвещение через книгу», новый конкурс молодых писателей «Благое начало», Международный детско-юношеский литературный конкурс имени И.С. Шмелева «Лето Господне», а также призвал к более тесному сотрудничеству с информационным порталом о православной литературе «Правчтение», на котором должны быть представлены все выпускаемые епархиальные издания. Иеромонах Макарий (Комогоров) упомянул о положительном значении региональных писательских конкурсов, которые проводятся в ряде епархий. Среди них епархиальные конкурсы на премию имени святителя Макария, митрополита Алтайского, и премию имени святителя Филофея (Лещинского), епархиальная литературная премия также вручается в Смоленской епархии . Специалист по взаимодействию с епархиями Издательского Совета священник Захарий Савельев подвел итоги прошедшего года, сообщив, что число контрольных проверок точек книгораспространения в 2022 году выросло на треть и составило 1230 проверок. Также священник проинформировал о новых формах коммуникации с ответственными в епархиях, в частности, с помощью специального чата, где специалисты могут ознакомиться со всей необходимой информацией. Священник Захарий Савельев рассказал о совместном проведении с Синодальным отделом по делам молодежи интеллектуальных игр. Этот проект призван содействовать просвещению и приобщению молодых людей к книжной культуре. Важно, чтобы ответственные в епархиях оказывали содействие в информировании молодежных объединений о проведении брейн-рингов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6000497...

После кончины И. кит. правительство направило иеродиак. Филимона и Григория Смагина в Россию сообщить сибир. ген.-губернатору М. П. Гагарину о кончине главы миссии. Оставшимся 4 членам миссии пришлось испытать все тяготы кит. жизни вплоть до приезда новых миссионеров из России в 1729 г. Тобольский и Сибирский митр. Филофей (Лещинский), узнав о кончине И., писал весной 1719 г. ген.-губернатору Гагарину, что «есть надежда на прославление имени Божия среди китайцев... доложите его царскому величеству, и, избрав доброго и мудрого человека, туда в царство китайское пошлите не замедляя» ( Николай (Адоратский), иером. Правосл. миссия в Китае за 200 лет ее существования//ПС. 1887. 4. С. 480). Лит.: Ripa M. Memoirs of Father Ripa: During 13 Years " Residence at the Court of Peking in the Service of the Emperor of China/Transl. F. Prandi. N. Y., 1846; Бантыш-Каменский Н. Н. Дипломатическое собр. дел между Рос. и Кит. государствами с 1619 по 1792 г. Каз., 1882; Pavlovsky M. N. Chinese-Russian Relations. N. Y., 1949; Петров В. П. Албазинцы в Китае. Вашингтон, 1956; он же. Российская духовная миссия в Китае. Вашингтон, 1968; Иманиси Сюнцзю. Ко тю: «И-юй лу». Тенри, 1964 (на япон. яз.); Widmer E. The Russian Ecclesiastic Mission in Peking: During the 18th Cent. Camb. (Mass.); L., 1976; Скачков П. Е. Очерки истории рус. китаеведения. М., 1977; Русско-кит. отношения в XVIII в.: Мат-лы и док-ты. М., 1978. Т. 1: 1700-1725; 1990. Т. 2: 1725-1727; Цюаньго маньвэнь тушу цзыляо ляньхэ мулу (Сводный кат. маньчжурских док-тов, хранящихся в Китае). Пекин, 1991 (на кит. яз.); Пан Т. А. Нек-рые даты биографии главы первой Пекинской духовной миссии//25-я науч. конф. «Общество и государство в Китае»: Тез. и докл. М., 1994. С. 60-64; она же (Pang). The «Russian Company» in the Manchu Banner Organization//Central Asiatic J. Wiesbaden, 1999. Vol. 43. N 1. P. 132-139; она же. Архим. Иларион (Лежайский) и первая Пекинская духовная миссия (1717-1729)//Ист. вестн. 2000. 2(6). С. 196-202; Николай (Адоратский), иером. История Пекинской духовной миссии в 1-й период ее деятельности (1685-1745)//История Рос. духовной миссии в Китае. М., 1997. С. 14-164.

http://pravenc.ru/text/389189.html

«Укоряеши преосвященнаго Стефана – отвечает Мациевич – что будто-бы он не имел доброхотства приводить в веру и крестить магометан и идолопоклонников: а Лютер ваш окрестил ли хотя одного жида? Да и вы, его потомки, чтобы о том рачение имели, отнюдь следа не имеется. Магометанами и идолопоклонниками вас не порицаем, понеже таковых варварских народов толикое, как у нас, множество в ваших государствах не обретается; жидов же премногое множество изыщется, которых вы иногда и во академии свои для обучения принимаете, а к вере их не обращаете. Укоряя же преосвященного Стефана магометанами и идолопоклонниками признаешь, что тогдашний архиерей казанский, по нашему прознанию Тихон преосвященный, представляли всемилостивейшему Государю требование о учреждении училища ради показанных некрещенных народов в веру обращающихся, которое в монастыре свияжском учреждено и поныне пребывает. Не без тщания тако-ж преосвященнаго Стефана в Сибирь избрани и по указу его величества посвящен митрополитом Филофей Лещинский, который довольно крестил и просвещали сибирских некрещенных народов. О раскольниках-же твое сожаление великаго тебе быти не токмо нашей церкви, но и государству являет печальщика и доброхота; надеюся своими государствами таковым образом не будешь доброхотствовать. Не похощеши бо ниже слышать, дабы в ваших государствах таковые злодеи обретались, не только веры государственной хульники и развратители, но и воры изрядные, самосожигатели, к сему лжехристы и беззаконницы в свете неслыханные, детоубийцы, детоубивственною кровию причащающие и волхвующие. А ты, о таковых злодеях сожалея, нашему государству их усердствуеши и дерзавши преосвященнаго Стефана неповинно порицати, будто-бы он их нисколько пожег и за рубеж множество прогнал, а они сами жгутся, или паче лжеучители их, злодеи и воры изрядные, наговоривше и околдуновавше и совсем ограбивше не татар, но нашего народа российскаго, многое множество сожигают; а в скитах своих пустынных, по большей части нам неизвестных, волю и поселение имуще, самовольно по своим прихотям и за рубеж бегают».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

по: История Урала с древнейших времен до конца XIX века. 1998. С. 128-129). Татар. предания подтверждают насильственный характер обращения населения Сибирского ханства в И. Новшеством стало появление в городищах и населенных пунктах Сибирского ханства мечетей и минаретов. По свидетельству русского посла в Китае Н. Спафария, побывавшего в этих местах спустя 94 года после взятия Искера русскими, неподалеку от города находилась мечеть: «Только и сибирские татары для воспоминания нечистой их веры… и ныне обновляют мечеть, в которой по их нечистой вере приходящие действуют» (цит. по: Овчинникова. 1996. С. 106). Воздействию И. подверглись и находившиеся в политической зависимости от Сибирского ханства ханты и манси. Они платили дань хану, неоднократно участвовали в военных походах на его стороне против Москвы. Политическая зависимость сопровождалась тесными культурно-экономическими связями. У обских угров, проживавших в контакте с башкирами и татарами, в отличие от сев. групп манси и хантов были распространены земледелие и скотоводство. Скорее всего, как это часто бывает в зонах контактного проживания, население было двуязычным. Этнокультурные контакты вели к взаимопроникновению различных религиозных традиций. Поэтому по отношению к проживавшим рядом с сибирскими татарами финно-уграм в лит-ре применяется термин «отатарившийся», или «тюркизированный». Татарское влияние выражалось не только в восприятии новых черт хозяйственного уклада, но и в распространении нек-рых элементов ислам. культуры и религии. Об этом свидетельствуют этнонимы и собственные имена, упоминаемые в ясачных книгах XVII в. Кроме того, русские письменные источники XVII-XVIII вв. сообщали о том, что часть вогульских и остяцких племен по течению рек Туры, Тобола и Иртыша «закон Моаметов держат». В этнографическом описании Зап. Сибири и Зауралья, составленном в 1-й четв. XVIII в. сосланным в Сибирь укр. полковником Г. Новицким, к-рый участвовал в миссионерских поездках по Сибири митр. Филофея (Лещинского) , можно найти интересные факты: ханты «начаша себе нарыцати бесурманы… и воздвигоша кличи» ( Главацкая.

http://pravenc.ru/text/674977.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010