В настоящем году исполнилась четырехсотлетняя годовщина со времени казни Савонаролы, знаменитого флорентийского проповедника. Несмотря на то, что прошли уже целые столетия с этого печального события, до сих пор едва ли еще найдется в истории столь загадочная личность, о которой были бы столь до противоположности различные мнения. Недаром папа Пий VII сказал, что на небе «он желал бы найти разъяснение трех великих тайн – непорочного зачатия, закрытия ордена иезуитов и смерти Савонаролы». Борьба мнений происходила вокруг Савонаролы в течение всей его жизни, и она никогда не прекращалась и после его смерти. Его считали святым, схизматиком, еретиком, невежественным вандалом, христианским художником, пророком, шарлатаном, поборником римской церкви, провозвестником освобожденной Италии, и никто еще не мог решить, кто же такой в действительности был Савонарола. Савонарола был сожжен, говорит Петавий, 1 «за упорные и коварные речи»; Поджио 2 написал трактат против «безумцев», которые отрицали, что этот доминиканец осужден ritè et justè; Полито Катерини утверждает, что он заслужил смерть; Растрелли 3 нападал на него почти с фанатической яростью: Брюше, 4 стараясь обелить личность папы Александра VI, утверждает, что Савонарола был наказан справедливо. Протестантские богословы, от Лютера 5 до Рейсса, 6 считали его пионером реформации, и Германия 7 отвела ему место на статуе, воздвигнутой Лютеру в Вормсе. С другой стороны, у него много было и сторонников. Доминиканцы, как Бенивиени, 8 Бенедетто, 9 Бурламакки, 10 Бартоли, 11 Кетиф, 12 Турон, 13 Маркезе, 14 Байонн 15 – все доказывали благочестие и правоту этого «Domini canis». Пико делла Мирандола написал его «Жизнь», «Апологию» и «Защиту», которые все можно найти в «Собраниях» Кетифа. Св.Филипп Нери постоянно молился перед изображением этого Campione ammirabile, св.Екатерина Риччи 16 приписывала ему свое чудесное исцеление, а Папебрукк 17 вносит его в число самых знаменитых лиц, какие только выступают в Acta Sanctorum. Сам папа Александр VI 18 говорил, что он не поколебался бы занести великого доминиканца в число римских святых; Павел IV 19 издал в 1556г. декрет, в котором заявлялось, что творения Савонаролы не содержат в себе, «ничего еретического, схизматического или ошибочного»; Бенедикт XIV, в 1751 году, в своем рассуждении «Об ублажении рабов Божиих» включает его в число служителей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/ieroni...

(в русском переводе) Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день: вменихомся якоже овцы заколения. Но во всех сих препобеждаем за Возлюбльшаго ны. Рим. 8:35–37 . Сказания о святых апостолах Память их – 30 июня. I. Св. Ипполита, епископа, 1 священномученика († 253 г.) 2 Петр, проповедав Евангелие в Понте, Галатии, Каппадокии, Вифинии, Италии и Азии, распят был потом в Риме от Нерона, головою вниз, как сам просил, чтобы так распяли его. Андрей, после проповеди скифам и фракийцам, распят в ахайском городе Патрах, в прямом положении, на масличном дереве, и погребен там же. Иоанн был заточен царем Домитианом на остров Патмос, где и Евангелие написал и Откровение видел, а почил в Ефесе при Траяне. Останки его искали, но не обрели. Иаков, брат его, проповедавший в Иудее, усечен мечем от Ирода четверовластника и погребен там же. Филипп, проповедавший в Фригии, распят при Домитиане в Иераполе, головою вниз, и погребен там же. Варфоломей, после проповеди индийцам, коим изложил Евангелие от Матфея, распят головою вниз и погребен в Алване, городе великой Армении. Матфей, написав Евангелие на еврейском языке, обнародовал его в Иерусалиме, и почил в Иерее, городе парфском. Фома, после проповеди парфянам, мидянам, персам, ирканам, бактрийцам, маргийцам, был рассечен еловым копьем на четыре части в индийском городе Каламине и здесь же погребен. Иаков Алфеев, проповедавший в Иерусалиме, побит был камнями от иудеев и там же погребен близ храма. Иуда, называющийся и Леввеем, после проповеди жителям Едеса и всей Месопотамии, почил в Вирите и погребен там же. Симон кананит, сын Клеопы, называющийся также Иудою, был иерусалимским епископом после Иакова праведного. Он почил и погребен там же, прожив 120 лет. Матфий сопричислен к одиннадцати апостолам из числа семидесяти. Он, после проповеди в Иерусалиме, там же почил и погребен. Павел, вступивший в служение апостольское чрез год по вознесении Господа, в продолжении тридцати пяти лет, начав с Иерусалима, прошел с проповедью евангельскою даже до Иллирика, Италии и Испании. Он при Нероне усечен во главу в Риме и там же погребен. II. Преп. Иеронима, пресвитера († 419 г.) стридонского 3

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

В церковной исторической науке и патристике существует давно и прочно укоренившееся представление о том, что свт. Лев Великий , епископ Римский (440–461), сформулировал в своем учении идеи, которые легли в основание института папской власти в том виде, в котором оно существует в Римско-Католической Церкви. «Не может быть сомнений, – пишет автор раздела о свт. Льве из известного католического учебного пособия по патрологии – что Лев получил титул » Великий» в большей степени за тот вклад, который он внес как в теории, так и в практике, в развитие первенства Римской кафедры. Восприняв идеи и формулы своих предшественников, он несомненно привел доктрину первенства Рима к ее совершенству». 1 Изображение свт. Льва последовательным апологетом идеи монархической власти Римского епископа во Вселенской Церкви является совершенно естественным для католических авторов, потому что суждения всякого церковного историка или богослова – пусть в большей или меньшей степени – определяются его личной вероисповедной принадлежностью. В качестве образца такой «субъективно-конфессиональной» оценки учения и деятельности свт. Льва можно указать книгу В. С. Соловьева «Россия и Вселенская Церковь », написанную им на французском языке и изданную впервые в Париже в 1889 г 2 . Соловьев, как известно, имевший про-католические религиозные убеждения, пытался доказать, что принципы доктрины о папской власти в той интерпретации, в которой они были изложены на Первом Ватиканском соборе, прямо вытекают из идей св. Льва. «В писаниях и деяниях Льва I перед нами уже не зачаток державного папства, а само это папство во всей широте его прав и задач. Чтобы указать только на наиболее важное, за четырнадцать веков до Пия IX-ro учение о непогрешимости ex cathedra было уже провозглашено». 3 Протестантские историки также склонны видеть в лице св. Льва «паписта». Автор наиболее известной биографической книги о св. Льве в Великобритании, англиканский епископ Чарльз Гор утверждал, что «Правило, которым управлялось поведение Льва, как папы, было очень простое – использовать любую возможность, чтобы утверждать и усиливать власть (authority) его престола» 4 . Филипп Шафф считал, что св. Лев «предвосхитил все догматические доводы, с помощью которых утверждалась власть пап» 5 . Сравнивая св. Льва со св. Григорием Двоесловом , Шафф утверждал: «Лев мыслил и действовал как абсолютный монарх, а Григорий–как первый из патриархов. Но оба они были убеждены, что они наследники св. Петра». 6

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pr...

Вопрос: Здравствуйте Батюшка! В «Александрии», жизнеописании Александра Македонского, описывается событие, когда пророк Иеремия благословляет Александра Македонского на битву с Дарием и другие события, свидетельствующие о благочестии Александра. Жития Александра Невского и Дмитрия Донского сравнивают святых князей с царем Константином, св. князьями Борисом и Глебом, с ветхозаветными мужами и с Александром Македонским. Как объяснить такую связь македонского царя, являющегося, по сути, носителем языческой культуры, с культурой православной? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Сравнение святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского с Александром Македонским относится к военным победам, одержанным великим полководцем древности и не касается религиозной жизни. Что касается книги Александрия (или Александрида), то она не содержит историческое жизнеописание знаменитого царя и завоевателя. Это одна из версий романа об Александре Македонском, созданного в 3 или 2 веке до Р.Х. на греческом языке. Приписывается Александрия Каллисфену, греческому историку, племяннику и ученику Аристотеля. Он сопровождал Александра Македонского во время похода в Индию. Будучи строгих нравов, нелицеприятно говорил Александру, который заковал его в цепи, в которых он умер в 328 году. Однако исследователи решительно отрицают принадлежность ему данного произведения. Поэтому имя неизвестного автора условное – псевдо-Каллисфен. У славянских народов имеется две редакции: у болгар, сербов и русских в основу легли византийская версия; у поляков и чехов – латинские или западноевропейские. Славянские рукописи не являются простым переводом. В них много добавлений, соответствующих народному сознанию своей эпохи. В рукописях имеются мифологические элементы. Книга начинается с рассказа о том, что отцом Александра был не царь Филипп, а «Нектанафа царь египетский». Речь идет о последнем фараоне Египта Нектанебе II. Он бежал в Эфиопию после победы персов во главе с Артаксерксом III. В Александрии рассказывается о том, что он прибыл в «Филипустъ Македонский град» и явился к «Алимпияде» «в образе бога Аммона» (Амона-Ра). Такое начало явно указывает на то, что произведение это появилось в дохристианском Египте. Нет необходимости упоминать и другие мифологические сюжеты.

http://pravoslavie.ru/6971.html

Глава 10 Корнилий сотник, явление ему Ангела и посольство к Петру (1–8). Видение Петрово и встреча с посланными Корнилия (9–22). Путешествие Петра к Корнилию, проповедь в доме его, сошествие Св. Духа на слушателей и крещение (23–48) Деян.10:1 .  В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из по­лка, называемого Италийским, «В Кесарии» – см. Деян.8:40 , прим. «Из полка, называемом Италийским», т.е. полка из природных италийцев, в отличие от воинов, набиравшихся на службу из туземцев. Кесария была резиденцией римских прокураторов Палестины, почему при них и состоял особый полк из природных римлян или италийцев, как людей более надежных и искусных. Вероятно, и Корнилий, сотник этого полка, был тоже природный римлянин или италиец. И во всяком случае, он не был даже иудейским прозелитом, а был просто язычник доброй души и природно-благочестивой настроенности (ср. Деян.10:28, 34 и до Деян.10:11, 1, 18, 15:7 ). Приобщение такого человека к Церкви Христовой, притом непосредственно, без всякого посредства иудейства, хотя бы в виде прозелитизма врат, было событием великой важности, эпохою в истории апостольской Церкви. На эту особую важность события первого обращения ко Христу язычника указывает и то, что оно совершается при посредстве первого Апостола Христова – Петра, нарочито призываемого Богом из другого города, хотя в Кесарии находился в это время известный благовестник и креститель эфиопского вельможи – Филипп. Деян.10:2 .  благо­честивый и боящийся Бога со всем домом сво­им, творив­ший много милостыни народу и всегда молив­шийся Богу. «Боящийся Бога... молившийся Богу». Эти выражения показывают, что Корнилий был почитателем Единого истинного Бога, о Котором, вероятно, узнал из соприкосновения с иудеями и их Богопочтением, но чтил по-своему, как подсказывало ему набожное сердце, самостоятельно и независимо от форм еврейского Богопочитания. Деян.10:3 .  Он в виде­нии ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! «В видении ясно видел...» – εδεν εν ορματι φανερς... – «виде в видении яве...» – очевидно, в бодрственном состоянии, а не во сне (Златоуст). Это было около девятого часа дня (­3 час. пополудни), обычного у евреев часа молитвы, когда и Корнилий молился, постившись до сего часа ( Деян.10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 17 Павел в Фессалонике и Верии (1–14). Павел в Афинах (15–34) Деян.17:1 .  Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они при­шли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. «Амфиполь» – афинская колония, в то время главный город первого округа Македонии, на речке Стримоне, к юго-западу от Филипп. «Аполлония» – небольшой город к юго-западу от Амфиполя, причислявшийся тогда к македонской провинции Мигдонии. «Фессалоника» или Солун(прежде – Фермы) – главный город второго округа Македонии, при Фермейском заливе Эгейского моря, резиденция римского претора, город торговый и густо населенный. Евреев здесь было очень много, имелась и синагога. Деян.17:2 .  Павел, по своему обыкнове­нию, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, «По своему обыкновению». Везде, куда приходил с проповедью Павел, он прежде всего обращался к иудеям, и уже потом к язычникам (ср. Деян.13:46, 14 и др.). «Вошел к ним», – т. е. в синагогу. Деян.17:3 .  открывая и доказывая им, что Христу надлежало по­страдать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я про­поведую вам. «Только сущность беседы изложил писатель, – так он не многоречив и не везде излагает целые речи Павла» (Златоуст). Деян.17:4 .  И некоторые из них уверовали и при­соединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множе­с­т­во, так и из знатных женщин немало. В числе уверовавших, под влиянием проповеди Павла, кроме иудеев, было множество «Еллинов, чтущих» Бога, т. е. прозелитов, к коим, вероятно, принадлежали и упоминаемые тут женщины. Деян.17:5 .  Но неуверовав­шие Иудеи, воз­ревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и воз­мущали город и, при­ступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Кто такой был Иасон, у которого, как видно, имели пребывание апостолы, неизвестно: так как иудеи рассеяния охотно усвояли себе греческие имена, то это мог быть и иудей-еллинист, и чистокровный еллин-прозелит, в обоих случаях уверовавший во Христа, хотя ясно об этом не говорится.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дональд Карсон (баптист) Первое Послание к Фессалоникийцам Введение Фессалоника – один из городов Македонии (на севере современной Греции), который Павел и его сподвижники Силуан и Тимофей посетили во время второго миссионерского путешествия ( Деян. 16–18 ). Этот крупный торговый центр со смешанным населением (в том числе еврейским) располагался на большой дороге «Виа Эгнация» и был столицей римской провинции. Остановившись на недолгое время в Фессалонике после вынужденного ухода из Филипп, Павел обратил здесь несколько человек из числа греков и евреев, посещавших синагогу, и основал церковь . Противодействие иудеев, не откликнувшихся на Благую весть, заставило миссионеров уйти из города раньше намеченного срока ( Деян. 17:1–9 ). Павел направился на юг, в Ахаию, где ненадолго остановился в Афинах, а затем на более продолжительное время – в Коринфе. Находясь в Афинах, Павел отправил Тимофея в Фессалонику ( 1Фес. 3:1–6 ), а послание, адресованное этой церкви, было, вероятно, написано в Коринфе. Таким образом, Первое послание к Фессалоникийцам было написано для воодушевления новообращенных спустя несколько месяцев после их знакомства с Евангелием. О жизни этой церкви в период между ее основанием и написанием послания ничего не известно, если не считать сведений, содержащихся в самом послании. По–видимому, это была церковь , не разделенная на группировки, по–разному трактующие Евангелие (в отличие от галатийской), и добившаяся значительных успехов в деле укрепления веры и любви. Павла беспокоило, сможет ли церковь выдержать нападки извне, но это беспокойство было вызвано скорее молодостью церкви, чем ее сколько–нибудь существенной уязвимостью. Основной вопрос, который, по мнению Павла, требовал его вмешательства и руководства, касался второго пришествия (парусии) Господа Иисуса. Дело не в том, что существовало какое–то ложное учение; просто фессалоникийские христиане не вполне осознали значение учения Павла о парусин и воскресении умерших. Таким образом, проблемы, которым посвящено послание, – это проблемы молодой церкви, столкнувшейся с противодействием извне и не успевшей основательно усвоить учения Павла, поскольку он пробыл в Фессалонике очень недолго. О том, какую важную роль отводил Павел учению о будущем пришествии Господа, свидетельствует частота упоминаний этой темы в послании (1:9–10; 2:19; 3:13; 4:13–5:11; 5:23). С другой стороны, в нем нашли отражение типичные особенности философии Павла, в том числе такие специфические выражения, как «во Христе» (и другие), которые использовались для того, чтобы передать сущность христианской жизни. В послании отсутствуют некоторые из наиболее характерных идей Павла, в частности, доктрина об оправдании верой. Возможно, это вызвано тем, что ситуация не требовала изложения той части учения, которая была связана в основном с иудеями и их преувеличенным вниманием к соблюдению закона.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Епископ Суздальский Иона (Собина; 1544–1548) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 15 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 В 1544 году 21 февраля на место скончавшегося Суздальского епископа Ферапонта (1539–1543) Митрополит Макарий (†1563; пам. 30 дек.) с Собором архиереев поставил из архимандритов Чудова монастыря владыку Иону (Собину) 1 . Его настоятельство в кремлевской обители П. Строев датирует 1518–1544 годами 2 . Однако самое раннее упоминание об игумене Ионе встречается в монастырской купчей грамоте, датируемой январем 1516 года 3 , что позволяет отодвинуть дату его возведения в архимандриты по крайней мере на два года ранее. К этому времени ему было более 30 лет, условно — около 40 лет. Таким образом, можно предположить, что родился он при Митрополите Геронтии (1473–1489) и при Великом князе Иоанне III (1462–1505). Очевидно, будущий Владыка принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Подвизаясь здесь, он мог видеть сведенного с престола Новгородского архиепископа Геннадия (†1505; пам. 4 дек.), который после своей кончины был погребен в гробнице основателя Чудова монастыря, святителя Алексия (†1378; пам. 12 февр.). Возведение инока Ионы в Чудовские архимандриты совершил Митрополит Варлаам (1511–1522). Сохранились некоторые сведения, относящиеся ко времени его настоятельства. При архимандрите Ионе в монастырь давались земельные вклады и приобретались имения 4 . Из вкладов в виде книг следует назвать пергаменный сборник XIV века с поучениями аввы Дорофея 5 . В 1543 году певчий дьяк Митрополита Макария Филипп, принявший постриг с именем Феодосия, дал в Чудов монастырь Кормчую книгу 1499 года “по своей души при архимандрите Ионе” 6 . Раннее же летописное упоминание об архимандрите Ионе относится к осени 1518 года, когда в Чудовом монастыре произошло исцеление “человека разслаблена” у мощей Митрополита Алексия. Летописец отмечает, что это произошло во время Великого князя Василия III, Митрополита Варлаама “и архимандрита Ионы честнейшиа тоя обители” 7 . В 1519 году произошли новые чудеса-исцеления у гроба святителя Алексия. Чудовский настоятель сообщил об этом Великому князю и Митрополиту, который затем соборне совершил молебенное пение у святых мощей Чудотворца 8 . В 1535 году в Чудовом монастыре сонм духовенства совершил переложение мощей святителя Алексия “в раку сребряну”. В летописи вслед за именами иерархов, участников этих торжеств, назван также и “архимандрит Иона обители тоа” 9 .

http://pravmir.ru/episkop-suzdalskiy-ion...

Защита жизни «Слово как основа жизни» 5.1. Церковь и проблемы охраны здоровья народа Председатель: архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии, председатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при МП, к. м. н. Сопредседатели: Протоиерей Сергий Филимонов, председатель Санкт-Петербургского общества православных врачей, д. м. н.; игумен Филипп (Филиппов), руководитель Отдела религиозного образования Сыктывкарской епархии, к. м. н.; иеромонах Анатолий (Берестов), руководитель Душепопечительского Центра во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского, профессор, д. м. н.; Недоступ Александр Викторович, профессор Московской медицинской академия им. И. М. Сеченова, председатель Московского общества православных врачей, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при МП, д. м. н.; Силуянова Ирина Васильевна, профессор, заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета, заместитель председателя Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при МП, д. филос. н. Куратор: Пустограев Николай Николаевич, к. м. н., сотрудник института питания РАМН. Время проведения: 1 февраля, 10.00. Место проведения: Конференц-зал Центрального клинического корпуса Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, ул. Б. Пироговская, 6. Проезд: м. «Кропоткинская», троллейбусы 15 до остановки «Абрикосовский переулок» или пешком от м. «Спортивная». 1. Архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии, председатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при МП, к. м. н. Вступительное слово. 2. Силуянова Ирина Васильевна, заведующая кафедрой биомедицинской этики РГМУ, заместитель председателя Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при МП, профессор, д. филос. н. «Клятва Гиппократа в христианском истолковании». 3. Протоиерей Сергий Филимонов, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), д. м. н. «Как врачу сохранить свою христианскую совесть в условиях рыночной экономики».

http://pravoslavie.ru/427.html

Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в Древней Руси. Выпуск 1 (Читано в историческом обществе летописца Нестора) Содержание Источники для изучения византийской истории в древней Руси А Хронографы Иоанн Малала Антиохийский Черты из византийской истории по Амартолу Продолжатель Георгия Амартола Константин Манассия Черты византийской истории по Конст Манассии Иоанн зонара Прологи и жития святых, как источники для византийской истории. 1) Св мученики 2) Св иноки 3) Св иерархи 4) Св миряне 5) Исторические события, занесенные в минеи четьи Черты византийской истории по прологам и житиям святых в период от торжества православия до падения Византии (842–1453) IX век (с 842 г.) X век XI век XII век XIII век XIV век Из печатного пролога московскаго издания 1643 г.     История всегда была учительницей народов, сколько-нибудь цивилизованных и сознающих себя не чуждыми членами в общей семье человечества. Редкий вопрос, волновавший когда-либо общественное сознание, решался только на основании современных или априорных данных без ссылок на историю pro и contra. Редкий преобразователь, пытаясь провести в жизни свои нововведения, не старался доказать, что он воскрешает только дорогую забытую старину. Редкий оратор, пытаясь подействовать на слушателей, не проводил сближений и противоположений из истории. Вообще история времен, давно минувших постоянно вызывалась на сцену современности с целями практическими. Было время, когда в таком практическом приложении и полагалась вся важность изучения истории. Наши предки не составляли исключения в ряду других цивилизованных народностей. В течение многовековой исторической жизни они постоянно имели охоту ссылаться на историю, чтобы дать направление общественному мнению относительно тех или других явлений современности. Предки знали историю несравненно хуже нашего, но руководительный авторитет истории стоял для них несравненно выше, чем для нас. Это попятно: для них была чужда идея прогресса или возможности постепенного усовершенствования человечества в будущем; от их сознания была далека мысль о том, что в общем счету человечества каждое последующее поколение старше и опытнее предыдущего, а потому может быть и лучше и счастливее.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010