священник Максим Никулин Введение Святитель Кирилл, архиепископ Александрии Египетской (около 375–444гг.) – один из величайших экзегетов и богословов своего времени. Он также является одним из наиболее известных представителей александрийской богословской школы. Святитель оставил нам колоссальное письменное наследие, большая часть которого представляет собой экзегетические сочинения. В своих многочисленных творениях он полемизирует с арианами, язычниками, иудеями, несторианами. Свт. Кирилл был наиболее пламенным противником Нестория на Вселенском соборе в Эфесе (431г.). В то же время, миафизитские богословы (исповедующие одну природу во Христе) опирались на авторитет святителя, чтобы аргументировать свое учение. Единственное полное издание творений свт. Кирилла в десяти томах было опубликовано в XIX в. аббатом Жаком-Полем Минем (Jacques-Paul Migne) в своей «Греческой патрологии» (Patrologia graeca) 1 . Это издание воспроизводит публикацию монаха Жана Обера (Jean Aubert) 2 с некоторыми дополнениями, заимствованными из издания итальянского филолога кардинала Анжело Мая (Angelo Mai) 3 . В ту же эпоху английский патролог Филипп-Эдвард Пьюзи (Philip Edward Pusey) подготовил критическое издание нескольких сочинений святителя 4 , посвятив свой труд памяти свт. Филарета Московского . В XX в. некоторые произведения свт. Кирилла получили критическое издание с переводом на французский язык в серии «Христианские источники» (Sources chrétiennes) 5 . Кроме того, ученые опубликовали неизданные фрагменты трудов святителя, обнаруженные в новооткрытых катенах, флорилегиях и других рукописях. Часть наследия свт. Кирилла была переведена на современные языки (английский, французский, немецкий, русский и т. д.) Однако большая часть его творений ждет своего критического издания, перевода и изучения. Как было сказано, свт. Кирилл Александрийский известен, прежде всего, благодаря своей христологической полемике с Несторием, которая привела к осуждению последнего на Эфесском соборе. Среди произведений святителя мы выбрали «Толкование на Послание к евреям» (CPG 5209 (3), далее – «Толкование»), поскольку в нем много говорится о превосходстве Христа над ангелами, пророками, священниками, и поэтому это послание является значительной библейской базой для христологии. Более того, не имеется перевода этого произведения свт. Кирилла на современные европейские языки. Также не существует исследований, посвященных этому труду.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

1 Иеромонах Киприан. Крины молитвенные. Белград, 1928. С. 2. Вот еще портрет архиеп. Феофана в Белградский период: «Феофан Полтавский, маленький, худенький, святой». С.М. Зернова. Из писем к другу/За рубежом. Белград — Париж — Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921—1972)/под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCA — PRESS , 1973. С. 53 «Маленького роста, с тихим голосом, с головой склоненной вниз, он был подлинный мистик, открывавший нам доступ к тем откровениям Святаго Духа, о которых мы читали в творениях Святых отцов». Н. Зернов. За рубежом. Белград — Париж — Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921—1972)/под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCA — PRESS , 1973. С. 107 2 Так было принято обращаться к членам Святейшего Синода Российской Православной Церкви.— прим. архиеп. Аверкия. 3 Прибавления к Церковным Ведомостям Святейшего Правительствующего Синода. 9 за 1909 год. 4 «Юный студент» — это, очевидно, сам архиепископ Аверкий Таушев. «В бытность студентом [Богословского факультета Софийского университета (закончил в 1930 г .)] я познакомился с проживавшим тогда в Софии (в здании Синода) архиеп. Феофаном Полтавским, пользовался его духовными советами. И под его влиянием у меня окончательно созрело и окрепло начавшееся еще и прежде в ученические года намерение принять иноческий постриг». Письмо иеромонаха Аверкия к митр. Антонию (Ужгород, 11 24 октября 1932 г .)/ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 284 лист 4 «Если бы Вашему Блаженству понадобилось навести обо мне справки, то таковые могут дать: Скоплянский митр. Иосиф, архиеп. Феофан Полтавский, проф. Битольской Богословии иеромонах Иустин (Попович), бывший у нас протосингелом, и иеромонах Филипп (Гарднер), лично Вам, если не ошибаюсь, хорошо известный». Письмо иеромонаха Аверкия к митр. Антонию (Ужгород, 11 24 октября 1932 г .)/ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 284 лист 4 об. 5 Например, в этом письме архиеп. Феофана видно его неверие в гибель Царской Семьи: «21 марта В.И. Зызыкина отправилась в Венгрию к князю Голицыну-Муравлину для переговоров по делу о Царской Семье.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2767...

Курагино. Церковь Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты В 1626 году было основано селение Курагинское, что в переводе с тюркского означает «ягненок». Название произошло от первооснователя князька Кураги. Курага имел очень быстрых лошадей-скакунов, на которых он ездил на воеводинские бега в Енисейск, где брал первые призы 2 года подряд, почему и был замечен самим воеводой - Князем Михаилом Игнатьевичем Римским–Корсаковым. Князь пригласил к себе Курагу и спросил: кто он и откуда? Курага мудро ответил, что он русский поданный. Тогда князь стал советовать ему, как русскому подданному, принять русскую православную христианскую веру. Посоветовавшись с родными, Курага вернулся к князю через год, как и договаривались. Он привез с собой семь бегунов, из которых четыре взяли призы, а взявшего первый приз Курага подарил князю. Спустя короткое время Курага, его жена и сын приняли святое крещение 14 ноября, при котором Курага стал наречен Филиппом, а жена его Феодорой. Восприемником Кураги стал сам князь Римский-Корсаков Михаил Игнатьевич. Курага стал именоваться Филиппом Михайловичем. На реке Тубе, близ своего улуса, Курага избрал место и начал строить деервянную церковь, которая и была освящена во имя Архистратига Михаила. Князь Римский-Корсаков пожертвовал деньги на постройку и вообще принимал в этом деле активное участие. Церковь была первая в Минусинском крае. Ранее самой южной на Енисее считалась церковь в селе Караульный Острог. Население поселка состояло из старожилов и частично из переселенцев. Всего насчитывалось 500 дворов, в которых проживало 1307 человек мужского пола и 1385 женского, все жители были православные, если не считать 5 католиков и 10 раскольников-поморов Курагинский Спасский приход образовался самостоятельно. Деревянный храм во имя св. Архистратига Михаила, который построил Филипп Михайлович Курага, простоял, со слов стариков, 40 лет до пожара 1764 года. Значит можно смело считать 1724 год годом освящения храма. Взамен сгоревшей деревянной церкви (на юг, ближе к реке Тубе, на месте бывшего престола), в 1792 году, по грамоте Преосвященного Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского, был заложен каменный трехпрестольный храм. 1-й главный престол - во имя Всемилостивого Спаса, 2-й престол – во имя Св. Архистратига Божия Михаила, в память первого храма, 3-й престол – во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=04158

прот. Иоанн Недзельницкий Скачать epub pdf Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Церкви на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство (Тропарь). Христиане всех времен всегда почитали Св. Крест Христов по следующим причинам: 1) Т ак как Христос есть жертва за грехи мира, а жертва не мыслима без жертвенника, то крест есть жертвенник . А все жертвенники во всем мире всегда считались святынею; поэтому и крест есть святыня . 2) К рест есть орудие божественного прославления Спасителя ( Лук. 24, 26 ; Филипп. 2, 5–11) и орудие победы Господа Иисуса Христа над диаволом ( Иоан. 12, 31–33 ; 1Кор. 15, 53 ; Колос. 2, 14–15 ). 3) К рест – орудие спасения нашего ( Галат. 3, 13 ; Кол. 1, 20 ) и слава наша. 4) К рест – видимое знамя христианина, поднятое ради истины. Разсмотрим, каким образом Христос является всемирною жертвою за грехи мира, а Крест Его – жертвенником. Бог создал людей по образу Своему, заключающемуся в душе человека. Душа человека обладает умом, сердцем и волею. Умом он стремится познавать Бога, сердцем – любить Творца и ближних, волею – исполнять заповеди Божии. Но люди согрешили. Грех извратил всю природу их: помрачил разум, испортил волю, в тело внес семена всяких болезней и смерть. Чрез свое падение люди лишились духовной радости, света и блаженства. Своим грехопадением человек оскорбил своего благого Создателя и подвергся проклятию; заразил грехом все свое существо: произвел гибельныя последствия в природе потомков и внешней природе. Избавиться от всех сих зол, возстать из такого глубокого падения человек своими силами не мог. Не мог избавить его и спасти никто из высших духов, потому, что они, будучи ограниченными существами, не могли удовлетворить правде Божией. Это мог сделать Сам Бог. Он мог изобрести и принести вполне удовлетворительную жертву правде Божией за грехи людей, потребить грех во всем существе человека и уничтожить все гибельныя последствия греха как в природе людей, так и в видимой природе. Дело нашего спасения было делом совета Божия от вечности, Бог предвидел падение человека и от вечности же Он избрал и средство для возстановления его.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

Разделы портала «Азбука веры» Почему в Библии написано одно, а в церкви делается другое? 943 04.08.2022 Библия И так далее. ВОПРОС: Священники не знают этих вещей или знают, но глаза закрывают, подчиняясь преданию и традиции? 4 Ответа Да, Антон, Вы правы, в Библии написано одно, а мы делаем другое. Бог требует от младших подчиняться старшим и поучаться от пастырей, а иные младшие вместо этого начинают обличать своих пастырей. Например, сказано: “Также и младшие, повинуйтесь пастырям” ( 1Пет.5:5 ). Или: “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно” ( Евр.13:17 ). А вместо этого некоторые дерзают говорить, что Церковь — столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ) — более не такова. Печально все это. По существу же Вашего вопроса замечу, что это традиционные неопротестантские обвинения в адрес православных. Советую прочитать прекрасную книгу прот. Димитрия Владыкова “Православная Церковь и сектанты” , в ней даны все необходимые ответы. Скажу и я кратко. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? ( 1Кор.7:16 ) Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. ( 1Тим.4:16 ) В этих цитатах апостол вместо существенного спасения Христова говорит о возможном для людей приведении грешника на путь спасения, где его и спасет Христос. В этом смысле Церковь и обращается так к Божией Матери. Если Вы игнорируете множество богослужебных текстов, где Спасителем называется один лишь Сын Божий, то это показывает Вашу предвзятость. Кроме того, поют это не священники, а певчие. Так что Вы или говорите с чужих слов, или крайне невнимательны в храме. 2. По второму вопросу вновь Вы путаете. Иаков был малый не по росту и не по возрасту (как якобы маленький), а по числу среди апостолов: Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. ( Мф.10:2–4 )

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-biblii...

1. Феодосий Преемником св. Ионе, по его избранию и по соборному определению, назначен был один из старейших между иерархами русскими, архиепископ Ростовский, Феодосий. Побуждением к такому избранию было желание устранить всякие смуты и недоумения в наследовании престола митрополии: потому что в юго-западной Руси явился тогда свой митрополит, Григорий, ученик Исидоров, присланный из Рима, и король Польский Казимир предлагал В. князю Московскому принять его на место престарелого Ионы 1 . По кончине св. Ионы, пастыри великороссийской Церкви не замедлили собраться в Москву, для поставления Феодосия (9 мая 1461 г.), а отсутствующие прислали свои повольные грамоты на то 2 . Вместе с сим они повторили данное еще при жизни св. Ионы обязательство не отступать от союза с Церковью Московскою и не входить ни в какие сношения с незаконным митрополитом, явившимся в Литовской Руси 3 . Число епархий, оставшихся за митрополией Московскою, было невелико: но их архипастыри пребыли неизменно-верными своему обету. Между ними первое место занимал архиепископ Новгородский св. Иона. Другую архиепископию, в Ростове, предоставлено было занять Спасскому игумену в Москве Трифону, который еще будучи настоятелем Кирилова Белоезерского монастыря показал свое усердие к В. князю Василию Васильевичу, во время его борьбы с мятежным племянником. – Затем следовали епископы. Суздальский Филипп, заступивший потом место митрополита Феодосия, – Рязанский Евфросин, – Тверской Геннадий, – Коломенский Геронтий, будущий преемник митрополита Филиппа, – Сарский Вассиан, в то время имевший пребывание в Москве на Крутицах, и Пермский св. Иона. О прежнем служении митрополита Феодосия 4 известно, что он около десяти лет был архимандритом Чудова монастыря 5 , и потом возведен на кафедру Ростовскую (1454 г.). На другой год после своего поставления, он подвергся было осуждению за то, что в навечерие Богоявленьева дня, случившееся тогда в воскресенье, разрешил мирянам мясоядение, а инокам употребление сыра, яиц и рыбы. Митрополит, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

1-я глава «Ревнителю целомудрия от юнаго воспитания, святителю Филиппа, незыблем, яко на камени основан твердем». (Светилен.) Имя святого Филиппа, митрополита московского и всея России священно для нас, как имя великого угодника Божия, исповедника веры 1 и страдальца за мир и счастье нашего отечества. Святитель Филипп родился в Москве, при великом князе Василии Ивановиче и митрополите Симоне, 11 февраля 1507 года, и наречен во святом крещении Феодором 2 . И знатность происхождения, и добродетели родителей, обещали новорожденному высокую участь. Знаменитость предков естественно возвышает дух потомков, окрыляет его к славным подвигам. В России тех времен древность рода была одним из важнейших и законным правом на высшие государственные достоинства. Феодор происходил из дома Колычевых 3 , которые вели свое происхождение, вместе с другими дворянскими фамилиями (с Сухово-Кобылиными, Романовыми, Шереметевыми, Яковлевыми и др.), от прусских владетельных князей, пришедших в 13 веке в Россию. Дед Феодора, Иван-Лобан Андреевич Колычев 4 , пользовался доверенностью Иоанна 3 , который поручал ему важные должности посла при Менгли-Гирее, наместника в Новгороде, а в военное время, опасные посты воеводы передового полка новгородской рати (в Финляндии, с Князем Щеней), или начальника столь важного военного пункта, каков был тогда новопостроенный Иван-город (на правом берегу Наровы, против Нарвы). Под стенами этой крепости он и сложил свою голову в неровной битве с эскадронами Ревельского командора (в 1502). Отец Феодора, Степан Иванович, старший из пяти сыновей Лобана 5 , был весьма любим великим князем Василием Ивановичем за преданность московскому самодержавию, за добрые нравы и как муж «исполненный ратнаго духа». Как дорогое наследие отца и деда, эти добродетели – преданность самодержавной власти, мужество и деятельный дух – скоро зацвели и в юном Феодоре вместе с многими иными прекрасными свойствами души 6 . Твёрдый в правилах и богобоязненный, Степан Иванович Колычев не ослеплялся «высотою сановною, которою постоянно сиял всюду».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

30-е Собор св. славных и всехвальных Апостолов двенадцати Православная Церковь , празднуя каждому из двенадцати Апостолов порознь, равно благоговеет и перед всем их собором вместе. Ибо Писание и предание, восхваляя труды и мученическую смерть каждого отдельно из 12 Апостолов, прославляют всех их купно и равночестно. По словам Писания, все они суть друзи Божии ( Ин.15:14 ), и егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, и они все сядут на двоюнадесяте престолу судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). А священное предание называет всех двенадцать славными и всехвальными. Посему для равнодостойного и одинакового прославления всех их вместе и для предохранения верующих от тех суетных споров разделений, в коих Ап. Павел обличает первых христиан, говоривших: аз Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин ( 1Кор.1:12 ), Церковь соединяет дванадесять в один день для празднования всем им вместе, называя этот день Собором дванадесяти славных и всехвальных Апостолов. Они суть: 1) Пётр Первоверховный (июня 29 и января 16). 2) Андрей Первозванный (ноября 30). 3) Иаков Зеведеев (апреля 30). 4) Иоанн Евангелист (26 сентября и 8 мая). 5) Филипп (14 ноября). 6) Варфоломей или Нафанаил (11 июня и 25 августа). 7) Фома (6 октября). 8) Матфей Евангелист (ноября 16). 9) Иаков Алфеев (октября 9). 10) Иуда Иаковлев – брат Ап. Иакова из 70 (19 июня). 11) Симон Зилот (10 мая). 12) Матфий (августа 9). 13) Павел Первоверховный. Хотя собор Апостолов, прославляемых Церковию 30 июня, заключает в себе 13 Апостолов, но в книгах Богослужебных этот день называется Собором дванадесяти, потому и что это число Апостолов первоначальное и Христово ( Мф.10:1–5 ); посему оно сохранилось и тогда, как к собору Апостолов причислен Ап. Павел. Начало Собора в честь дванадесяти относится к первым временам христианским, как можно заключать из постановлений Апостольских, предписывающих праздновать дни Апостолов. Евсевий в истории своей о Константине Великом пишет, что сей благочестивый государь в честь двенадцати Апостолов соорудил храм в новой своей столице, в Константинополе, возобновлённый императором Констанцием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

8. Неслитность крещения и миропомазания, как таинств, при их совместном совершении 245 . Не смотря на тесную связь, в какой миропомазание всегда стояло с крещением, оно однако всегда составляло особенное, отличное от крещения священнодействие, столь же необходимое для всякого верующего, как и крещение, и церковь всегда резко разграничивала эти два таинства. Такое разграничение мы находим еще 1 . У мужей апостольских, которые смотрели на акт миропомазания, как на акт отдельный от первого и весьма важный 246 . 2 . Затем Климент Александрийский также смотрит на принятие Святого Духа после крещения, как на акт совершенно отдельный от погружения и составляющий важную ступень в деле возведения человека в состояние совершенства 247 . 3 . Подобное же разграничение между миропомазанием и крещением мы находим и у Тертуллиана, когда он делает следующее замечание о действии помазания: Хотя помазание, приемлемое нами, производится на теле, но действие его простирается и на душу. Равным образом, хотя крещение бывает внешнее, потому что одно только тело погружается в воду, но действие его совершенно духовное, по тому что очищает нас от греха 248 “. 4 . По Киприану: «Крещение и миропомазание суть два отдельные акта крещения, хотя и соединенные самою тесною внутреннею связью, так что образуют одно целое неразрывное в отношении их к совершению» 249 . Приводить больше свидетельств в подобном роде нет необходимости; и из тех, на которые мы указали, достаточно видно, что помазание крещаемого миром искони составляло особое таинство, отличное от предшествующего ему крещения и, как божественное установление, считалось для каждого верующего столь же необходимым, как и последнее 250 . (См. кн.: «История чинопоследований крещения и миропомазания». А. Алмазова . Казань, 1884 г. стр. 377 – 379). 245 Примеч. В совершении таинства миропомазания римско-католическая церковь допустила следующие отступления от древней вселенской церкви: 1) право совершения этого таинства предоставлено только епископам, и в крайнем случае, священникам; причем совершенно не кстати делается ссылка на то, что диакон Филипп, крестивший самарян, не мог сообщать им даров Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

“Похвальное слово русским преподобным” — творение Соловецкого инока Сергия (Шелонина) 11 ноября, 2012. Олег Панченко Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 27, 2000 (Из археографических разысканий) Соловецкий монастырь всегда славился своими подвижниками, среди которых было немало общерусских святых: основатели монастыря преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, митрополит Филипп (Колычев), игумен Иринарх, строитель Анзерской пустыни Елеазар и многие другие. Один из наиболее ярких периодов в истории Соловецкого монастыря — вторая треть XVII в., время, на которое приходится деятельность учеников игумена Иринарха, среди которых особое внимание привлекает известный соловецкий писатель-инок Сергий (Шелонин) 1 . В Соловецком монастыре он прожил длинную (с 1619 по 1665 гг.) и чрезвычайно деятельную жизнь. Будучи личностью яркой и многогранной, Сергий (Шелонин) оставил заметный след в духовной жизни Соловецкого монастыря, и особенно — в сфере соловецкой книжности. При его участии и под его руководством в соловецком скриптории были созданы новые редакции сочинений отцов Церкви: аввы Дорофея, преподобного Иоанна Лествичника, святителя Иоанна Златоуста, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Григория Синаита и святителя Григория Паламы. Собственная литературная деятельность Сергия (Шелонина) также отличалась поразительной плодотворностью: им были написаны службы, жития и похвальные слова многим севернорусским святым 2 . В 40-е годы XVII в. Сергий (Шелонин) принял активное участие в деятельности Московского Печатного двора. По просьбе патриарха Иосифа им было подготовлено к печати первое в России издание “Лествицы” преподобного Иоанна Синайского, вышедшее в свет в 1647 г. 3 . В 1647 г. Сергий (Шелонин) был поставлен патриархом Иосифом в сан архимандрита Костромского Ипатьевского монастыря. Однако пробыл он в Ипатьевском монастыре недолго — всего несколько лет, и в начале 50-х гг. XVII в. возвратился в Соловецкий монастырь, где продолжил свою книжную деятельность 4 .

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010