1 Абзацы в тексте расставлены нами — Редакция «Азбуки Веры» 2 Св. Златоуст разумеет ариан, которые признавали Сына Божия существом достопоклоняемым, только не совечным и не единосущным Отцу. 3 Павел Самосатский, епископ антиохийский, еретик III-ro века. 4 Так говорили ариане о Сыне Божием. 5 Здесь св.Златоуст имеет в виду выражение ариан о Сыне Божием «было, когда Его не было» . 6 В подлинном тексте Евангелия: « ο λογος ην προς τον θεον και θεος ην ο λογος ». Первое: « τον θεον » относится к Отцу; а последнее: « θεος » — к Сыну. Ариане и аномеи отсюда делали возражение, что Сын не имеет единого божеского естества с Отцом. 7 Здесь имя Бога двукратно повторяется без члена. 8 В подлинном у св. Златоуста: второе небо. 9 Точнее: «то, что в ней родилось». — и.Н. 10 В словах: «Был человек, посланный от Бога» . 11 Т. е. в плоти человеческой 12 Здесь св.Златоуст излагает только мысль, содержащуюся в книге прор. Иезекеиля (Иез.3:12) не приводя буквально слов его. 13 Т. е. сердце доброе, милостивое. 14 Разумеется изречение: «милости хочу, а не жертвы» . 15 Т. е. в огне. 16 В общем значении: «помазанные» , каковые были первосвященники, цари, и пр. 17 Т. е. с теми лицами, которые в Св. Писании называются помазанниками в общем значении этого слова. 18 Т.е., что Христос видел его под смоковницею еще прежде, чем пришел к нему Филипп. 19 Это лжеучение манихеев. 20 Т.е. между современниками Иисуса Христа. 21 Т.е. таинства св.крещения 22 Разумеется крещение. 23 Один из переводов: «Ветер дует где хочет». — и.Н. 24 Т.е. по человечеству. 25 Разумеется обращение язычников. 26 Св. Писания. 27 Т.е. возлежал на персях Христа. 28 как видно из слов евангелиста: «просили Его побыть у них» . 29 То есть по времени ближайшее к новому завету. 30 То есть в первобытном состоянии. 31 На публичных играх 32 В оригинале стоит греческое слово «склирос», т.е. получается «жесткие, жестокие» слова. — и.Н. 33 Это более точный славянский перевод, который в синод. представлен словом «отошли» — и.Н. 34 Ср. (Ин.7:37): «и зваше глаголя» и пр. 35 У Златоуста Вавилония и Ассирия часто называются Персией. 36 «Запретил» взято из славянского перевода, синодальное «восскорбел» выпадает из контекста. — и.Н. 37 В греч. подлиннике χρματα — χρμεθα , что дает совершенно ясный смысл, утрачивающийся при переводе 38 Т.е. носится на копьях (греч. «дорос»). Был обычай победивших военачальников нести особым образом с помощью копий для прославления. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3326...

899 «Никакая другая система, – говорит Баур (I. 203), – не дает такого ясного представления о своеобразном характере гнозиса, о внутренних связях его мировоззрения и его глубоком интеллектуальном характере». 901 Епифаний, Haer. XXXI. 2. О его иудейском образовании можно сделать вывод из нескольких терминов, таких как «Ахамот». 903 Ириней, III. 4, 3. См. также Евсевий, Η. Ε. IV. 10, 11 (цитирует Иринея). Все авторитеты соглашаются с тем, что он учил в Риме в первой половине II века. 906 Philos. VI. 24. Однако, по–видимому, среди валентиниан не было единого мнения относительно супружества Глубины, потому что в гл. 25 мы читаем: «Один лишь Отец, без сношений с кем–либо, породил потомство… Он один обладает силой самовоспроизведения». 911 «Es ist eine tiefe Idee des Valentinianischen Systems, – пишет Неандер (II. 722), – dass, wie alles Dasein in der Selbstbeschränkung des Bythos seinen Grund hat, so das Dasein aller geschaffenen Wesen auf Beschränkung beruht». 913 Обычно она отождествляется с Хохма, Премудростью, но Липсиус и Якоби отождествляют ее с Хакмут, мировой матерью, присутствующей в системе Вардесана. Идея Софии как посредницы сотворения, без сомнения, взята из Притчей и Премудрости Соломона. 915 «После того как в Плероме появилось невежество из–за Софии, а бесформенность (αμορφα) – из–за отпрыска Софии, началась путаница (θρυβος γνετο ν πληρματι)». Philos. VI. 26 (31 in Duncker and Schneidewin). 919 Баур (I. 203) не случайно игнорирует комментарий Гераклеона, губительный для его гипотезы о более позднем происхождении четвертого евангелия. 920 Epistola ad Floram сохранилось у Епифания (Haer. XXIII, §3). Штирен во вступительном обращении на латинском языке (1843) отрицает его подлинность, но Россель, в Приложении к Neander, Church History (немецкое издание, II. 1249–1254, перевод Torrey, I. 725–728) и Heinrici (l.c, р. 75 sqq.) отстаивают ее. 921 Маркос и маркосиане известны нам благодаря Клименту Александрийскому и Иринею (I. 13–21). Ипполит (VI. 39 sqq., р. 296 sqq.) и Епифаний здесь почти полностью опираются на сведения Иринея, который пишет о Маркосе как о еще жившем тогда.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

п., то это так напугало ее, что она еле ноги удрала, страшно!» Вот в существенных чертах все более важное, что нами вынесено из судебного процесса о скопцах Вышневолоцкого уезда, происходившего в 1888 г., в г. Твери, и что своевременно занесено было в тетрадь. Мы конечно не старались особенно заносить в свою тетрадь те подробности из дела, которые для характеристики секты скопцов или вовсе не имеют никакого значения, или же имеют в этом отношении весьма малое значение 61 . 53 Из сочинения, напечатанного отдельным изданием под заглавием «Очерки Тверского раскола и сектантства». М. 1895 г. (Очерк пятый, стр. 107–116). 54 Хотя мы в качестве эксперта с духовной стороны имели к этому делу самое близкое отношение и во все время судебного процесса присутствовала на нем, однако должны сказать, что по причине продолжительного промежутка времени не можем воспроизвести это дело во всех подробностях; более же важные стороны этого процесса нами тогда же были занесены в особую тетрадь, чем теперь и пользуемся для составления этого очерка. 56 Перечислим здесь всех подсудимых, с указанием отзывов об них медицинской экспертизы 1) Егор Федоров Федосеев, крест.дер. Федова, 60 л., по отзыву медицинской экспертизы, оскоплен большою печатью; 2) Филипп Федоров Федосеев (около 60 лет), крест. той же деревни, оскоплен большою печатью; 3) Наталья Дмитриевна, по соображению медиц.экспертизы, к категории только подозрительных; 4, 5 и 6) Анна, Матрена и Степанида Филипповы, дочери Филиппа Федосеева, несомненно оскопленные; 7) Степан Иванов (55 лет), оскоплен малою печатью; 8) Тимофей Степанов (32 г.), оскоплен 13-ти лет малою печатью; 9) Сергий Егоров (31 г.), оскоплен большою печатью в два приема; 10) Поликарп Федоров Федосеев (79 л.), оскоплен малою печатью; 11) Харитон Филиппов, 34 года, оскоплен малою печатью; 12) Николай Поликарпов, оскоплен большою печатью; 13) Аграфена Федорова Федосеева, отнесена экспертом к категории подозрительных; 14) Анна Емельянова Тулина (70 л.), отнесена к разряду оскопленных; 15) Федора Харлампиева – девица; 16) Иван Егоров (28 л.) – малою печатью, по его словам, он сам себя оскопил: «по Евангелию, показывал он, я изволил», – и оскопился будто бы овечьими ножницами; 17) Елена Ефимова (65 л.), медицинская экспертиза относительно нее нашла, что некоторые ненормальности в ее половом органе могут быть объяснены причинами естественными; 18) Иван Алексеев, церков.сторож, 35 лет, оскоплен малою печатью; 19) Анна Савельева – вдова, экспертизой отнесена к числу только подозрительных; 20) Анна Фомина, вдова, 70 лет, отнесена также к подозрительным; 21) девица Анна Иванова – корелка, 35 лет – оскоплена; 22) Агафья Иванова Рябкова, 76 лет, несомненно оскоплена; 23) Матрена Степанова 30 лет, медицинской экспертизой признана, что уклонение от нормы в половых органах у нее было естественное, а не насильственное; 24-я подсудимая умерла до начала судебного процесса.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Хасидизм. Предшественники хасидов в Средние века. Основные этапы истории хасидизма. Роль цадика в жизни хасидов. Лидеры хасидизма: Баал-Шем-Тов, Шнеур-Залман. Появление бреславских хасидов. Философия Хабад. Любавические хасиды. М.-М. Шнеерсон. Современные иудейские религиозные объединения и их лидеры. ФЕОР. КЕРООР. Святые отцы об иудаизме. Христианско-иудейский диалог на Западе и его результаты. Различие позиций Православной Церкви и западного христианства по отношению к христианско-иудейскому диалогу. Основная литература: 1. Максимов Ю. Иудаизм//Максимов Ю., Смоляр К. Иудаизм. Ислам. Буддизм. М., 2006. (Серия: Православное религиоведение). 2. История религий в России. Учебник /Под. общ. ред. О. Ю. Васильевой. М.: РАГС, 2005. 3. Религии России. Учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению /Под общей редакцией О. Ю. Васильевой, В. В. Шмидта. М.: РАГС, 2009. 4. Чаплин В., прот., Максимов Ю. В., Сафонов Д. В. О православном взгляде на нехристианские религии [Электронный ресурс] //Церковный вестник. 24 (397). 26.12.2008. - Электрон. дан. - Интернет-газета «Церковный вестник», 2007-2008. - Режим доступа: http://www.e-vestnik.ru/rubric/8/373 , свободный. - Загл. с экрана. 5. Амораи//ПЭ. М., 2001. Т. II. 6. Агада////ПЭ. М., 2001. Т. I. 7. Дозоец Д. П. Гемара//ПЭ. М., 2005. Т. X. С. 568. 8. Иешива//ПЭ. М., 2009. Т. XXI. С. 514-515. 9. Пятецкий Л. М. Галаха//ПЭ. М., 2005. Т. X. С. 305-307. 10. Дозорец Ю. Ю. Гирш//ПЭ. М., 2006. Т. XI. С. 522. Дополнительная литература: 1. Христианско-иудейский диалог: Хрестоматия: Межконфессиональный и межрелигиозный диалог. 2-е изд., испр., М., 2002. 2. Кураев А., диак. Как делают антисемитом. М., 1998. 3. Шнеур-Залман из Ляды. Ликутей Амарим (Тания). Вильнюс, 1990. 4. Филипп (Рябых), иером. Православно-иудейский диалог и его перспективы (Доклад на международной конференции «Христианско-иудейский диалог: религиозные ценности как основа взаимоуважения в гражданском обществе в условиях глобального экономического кризиса».09.11.09) [Электронный ресурс] /Центр информационных технологий МДА. - Электрон. дан. - Интернет-портал «Богослов.Ru», 2007-2009. - Режим доступа:   http://www.bogoslov.ru/persons/492725/index.html , свободный. - Загл. с экрана.

http://bogoslov.ru/article/740746

Раньше, чем говорить о лицах, подписавших хартию, не могу не остановиться на этом последнем её пункте. Тут бросается в глаза: 1) повторное напоминание о единственном и всемирном начальнике и о том, сравнительно с громадным числом Ночных Братьев, малом числе лиц, имеющих с ним непосредственное сношение, и 2) заключительные слова разбираемого документа: «по летоисчислению, называемому христианским». Что масоны ведут своё летосчисление от сотворения мира – общеизвестно, но данное выражение: «летосчисление называемое христианским», дышит явным пренебрежением ко Христу, почти ненавистью к Нему. Теперь разберём, кто именно подписал Хартию, и для троих из этих лиц, пренебрежение это является крайне знаменательным и открывает нам самые неожиданные горизонты. Масонский писатель Фетчерин 17 , вполне признавая подлинность Кёльнской Хартии, объясняет, что: 1) Гартманнус был представителем Кёльна; 2) Карьтон – Лондона; 3) Брусс – Эдинбурга; 4) Упна – Вены; 5) Баннинг – Амстердама; 6) Колиньи – Парижа; 7) Вирие – Лиона; 8) Шредер – Франкфурта на Майне; 9) Гофман – Гамбурга; 10) Препозитус – Антверпена; 11) Нобель – Роттердама; 12) делла Торре – Мадрида; 13) Дория – Венеции; 14) Уттенгове – Гента; 15) Фальк – Кёнигсберга; 16) Ву Ноот – Брюсселя; 17) Меланхтон – Данцига; 18) Гьюссен –Миддельбурга и 19) Абель – Бремена. Разбирая их по народностям выходит такое соотношение Италия 1 Франция 2 Испания 1 Нидерланды 6 Шотландия 1 Германия 7 Англия 1 Итого 19 И так первенство антихристианского и антигосударственного учения даёт нам Германия и соседняя с ней Нидерланды. Обе эти державы, кроме географического соседства и общих торговых интересов, были политически соединены, в то время под скипетром одного государя – Карла V (царствовал с 1518 до 1556 годы), и не могли не иметь друг на друга большого политического и религиозного влияния. Между этими 19-тью лицами, подписавшими Кёльнскую хартию, трое являются вполне известными историческими лицами. Остановимся на нравственном их облике. Гарманнус – это Герман фон Виед, архиепископ Кёльнский, приложивший все свои усилия, чтобы перевести свою паству в лютеранство: Колиньи, или как его обыкновенно называют, адмирал де Колиньи, был главою Гугенотов во Франции; наконец, Филипп Меланхтон – всем известный друг Лютера, его сподвижник и самый близкий к нему человек. Итак, трое известнейших деятелей Реформации являются отрицателями Христа. После того как-то странно звучит название «Евангелической церкви», которое так любят присваивать себе последователи Виттенбергского монаха, почему-то присвоившие себе исключительную монополию Св. Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nochnye-...

В описываемом здесь участии ангела Рафаила в судьбе благочестивых людей они находили ободрение и для всякого верующего человека надеждою на подобное же ангельское попечение. Так, в книге молебных пений «в путешествие» читаем: «спутника ангела, яко же Товии иногда, посли сохраняюща». Киприан восхваляет веру и добродетели Товии (De inimort. 10 сар.). Также и Ориген эти добродетели восхваляет. Особенно часто в отеческой и вообще моральной христианской письменности цитуется изречение кн. Товита: милостыня избавляет от смерти и ею очищается всяк грех (4:10; 12:10). Это изречение цитуют: св. Поликарп Смирнский (Посл. к Филипп. 10), Климент Римский (2Kop. 16 гл.), Климент Александрийский (Strom. VI, 12), Киприан (De eleimos. 5:20) и мн. др. Изречение: благословляй Господа во всякое время и проси у Него (12:6=Афанасий. Апол.), и: тайну цареву добро хранити, дела же Божия открывати славно (12:7), также очень часто цитовались и ныне всюду цитуются (св. Афанасий. Прот. Ариан II). Но и помимо этих частностей, в содержании книги очень много полезных примеров добродетельной жизни, непоколебимой веры в Бога, напр. Товита (3:1–6), Сарры (3:11–15), любви к ближним и заботы о них (2:1–8; Киприан. Testim. 3, 1). Совет «что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (4:15), цитует Кнприан (De orat. Dom. 33 сар.); совет: «давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих, от всего, в чем у тебя избыток, твори милостыню» (4:16–17) цитует Климент Алекс. (Strom. 1, 2). Так же ценна вся речь ангела Рафаила в 12 главе и часто цитуется в отеч. писаниях. Напр. «блага милостыня с постом и правдою» (12:8= Strom. VI, 12. Киприан. De Dom. orat. 32 c.). И вообще вся книга дышит помазанностью и любовью, насаждает и воспитывает в читателе высокие чувства и ободряет к благородным поступкам. Посему Амвросий Мед. написал особое творение De Tobia, в коем восхваляет всю книгу и называет даже «пророком» Товита. Как библейско-исторический памятник, книга Товита очень ценна, потому что в ней лишь одной излагаются сведения о политическом и религиозно-нравственном состоянии Израильтян в ассирийском плену.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Обращение погибающих ко спасению Бог считает для Себя как бы пищей и наслаждением 4, 32. Обручение человечества Христу в крещении 3, 29. См. крещение. Обрезание плотское и прообразное при Моисее и Иисусе Навине и истинное и духовное во Христе 1, 16–17, –6, 35. а, –6, 37. а, –7, 24. б, –15, 2, –20, 17, – обрезание после необрезания при Аврааме 15, 14–15, 368. Обретает Филипп Нафанаила не случайно, но после тщательного искания 1, 45. Обетованная земля – прообраз царства небесного 6, 64–65, –6, 35. а, – будущего блаженства святых 17, 64. а. 147. Обещания необдуманные и вредные не должно исполнять 13, 9, – поспешных не подобает давать Богу и браться совершать то, что иногда превышает наши силы 13, 38. Общеволие – κοινοβουλα – Сына с Отцом 10, 18. б. Общение с Богом наше посредством милосердия и взаимной любви 14, б. 229, – верующих со Христом приобретается добровольно посредством веры и любви (дел) 15, 2. 330. 334. Овен посвящения прообраз Христа 20, 22–23. 260. Овцы и козлища ( Мф.25:41 ). 8, 35, – словесные см. стадо Оглашение и оглашенные: помазание оглашения – τς κατηχσεως τ χρσμα 11, 26. Те, на коих возложена обязанность оглашения, должны заставлять новообращенных постепенно обдумывать слово оглашения и в пример указывать на Спасителя, возводя их от низшего научения к совершеннейшему познанию веры. А те, кои увлекают инородца и следовательно еще пришельца, вводя его во —411— Святое Святых Скинии, позволяя закалять Агнца не омытыми еще руками и еще не оглашенного увенчивая священническим достоинством, – таковые должны быть готовы к великому отчету в день суда. 4, 26. См. новообращенцы, новопришельцы. Огонь Лк.12:49 означает вложение теплящейся искры веры, разгорающейся в большой пожар 4, 27. а, – при даровании закона Моисею Божество низошло в виде огня, ибо Богу подобало открыться и просветителем и карателем, а то и другое бывает посредством огня 5, 37–38. 396, – не потому в огне является Бог на Синае, чтобы огонь мог давать познание о божественной природе, ибо огонь не может проявить, например, благость Бога, но потому, что требовалось страхом наказания побудить иудеев к исполнению закона 14, 9. 200–201. Огненный столб – образ Христа, как света мира 8, 12. Огонь неугасаемый на свои головы изливают еретики, отрицающие правоту божественных догматов и божество Сына 1. 1. 40, – вечный 6, 27. а.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так и Моисеем (избранные старейшины) были научены не все делать самим по себе (Исх.18:26). Потому и Павел говорит: " только чтобы мы помнили нищих " (Гал.2:10). Пойми, как они избрали их (диаконов). Постились, пребывали в молитве (Деян.2:42). Так и теперь должно бы быть. Этих же (писатель) назвал не просто духовными, но исполненными Духа и премудрости, показывая, что нужно было иметь великое любомудрие, чтобы сносить жалобы вдовиц. Что пользы, если иной, хотя не крадет, но все расточает? Или будет дерзок и гневлив? В этом отношении Филипп был достоин удивления. О нем (писатель) говорит: " войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него " (Деян.11:8). Видишь, как у них ничего не делалось по (обычаю) человеческому? " И число учеников весьма умножалось в Иерусалиме " (ст. 7). В Иерусалиме возрастало число (верующих). Удивительно, что, где Христос был предан смерти, там и распространилась проповедь (о Нем). И не только никто из учеников не соблазнился, видя, что апостолы подвергаются бичеванию, одни им угрожают, другие искушают Духа, а иные ропщут, но все более умножалось число веровавших. Так они были вразумлены происшествием с Ананиею, и очень большой был страх между ними. Заметь, прошу, каким образом увеличивалось число верующих. Оно увеличилось уже после искушений, а не прежде того. Посмотри, сколь велико и человеколюбие Божие. Из тех самых архиереев, которые возбуждали народ к убиению (И. Христа), которые взывали и говорили: " других спасал, а Себя Самого не может спасти " (Мф. 27:42), из тех самых " очень многие " , говорит, " покорились вере " (ст. 7). 4. Будем же подражать Ему и мы. Он принял их, а не отверг. Так будем воздавать и мы своим врагам, хотя бы они причинили нам бесчисленное множество зол. Всем, что есть у нас доброго, воздадим им; не преминем оказывать и им благодеяния. Ведь если, терпя зло, можно удовлетворить ярость их, то гораздо больше благодетельствуя им. Первое меньше последнего, потому что не все равно благодетельствовать врагу, и пожелать или быть готову претерпеть (от него) большее зло.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1670...

Содержание Предисловие бл. Иеронима I Второй Римский Император Октавиан Август III Тиверий (23, по другим 21 год) IV. Кай Калигула (царств. 3 года и 10 месяцев) V. Клавдий (царств. 13 лет, 8 месяцев и 28 дней) VI. Нерон (царств. 13 лет, 1 мес. и 28 дней) VII. Веспасиан (царст. 9 лет, 11 месяцев и 22 дня) VIII. Тит (царств. 2 года и 2 месяца) IX. Домициан, младший брат Тита (царствует 15 лет и 5 месяцев) X. Нерва (царствовал год и 4 месяца) XI. Траян (царств. 19 лет и 6 месяцев) XII. Адриан (царствовал 21 год) XIII. Антонин по прозванию благочестивый с сыновьями своими Аврелием и Луцием (царствовал 22 года, 3 месяца) XIV. Марк Антонин, он же и Вер и Л. Аврелий Коммод (царствовали 19 лет и 1 месяц) XV. Коммод (царствовал 13 лет) XVI. Элий Пертинакс (царствовал 6 месяцев) XVII. Север (царств. 18 лет) XVIII. Антонин по прозванию Каракалла, сын Севера (царствовал 7 лет) XIX. Макрин (царствовал один год) XX. Марк Аврелий Антонин (царств. 4 года) XXI. Александр сын Мамиеи (царств. 13 лет) XXII. Максимин (царств. 3 года) XXIII. Гордиан (царств. 6 лет) XXIV. Филипп (царств. 7 лет) XXV. Декий (царств. год и 3 месяца) XXVI Галл и Волузиан сын Галла (царствовали 2 года и 4·месяца) XXVII. Валериан и Галлиен (царств. 15 лет) XXVIII. Клавдий (царств. год и 9 месяцев) XXIX. Аврелиан (царств. 5 лет и 6 месяцев) XXX. Тацит (царств. 6 месяцев) XXXI. Проб (царств. 6 лет и 4 месяца) XXXII. Кар с Карином и Нумерианом (царств. 2 года) XXXIII. Диоклетиан (царств. 20 лет) Галерий Август (два года правил один) XXXIV. Константин (царствовал 30 лет и 10 месяцев)     Предисловие бл. Иеронима Евсевий Иероним своим Винкентию и Галлиену желает здравия. То был древний обычай ученых, что для упражнения ума они передавали греческие книги латинским языком, и что наиболее трудно, поэтические произведения знаменитых мужей переводили стихами. Поэтому и наш Туллий целые книги Платона перевел буквально и, издав гекзаметром Арата Римского, занимался Экономиком Ксенофонта. В этом деле эта золотая река красноречия так часто задерживается некоторыми твердыми и неодолимыми препонами, что незнающие, что это перевод, не поверят, что это писано Цицероном.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Феофан Затворник , Вышенский, еп. (10/23 января) Феофан Никейский , Константинопольский, еп., исповедник, творец канонов (11/24 октября) Феофан Сигрианский , Летописец, прп., исповедник (12/25 марта) Феофил Печерский , Новгородский, архиеп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 26 октября/8 ноября) Феофилакт Никомидийский , еп., исповедник (8/21 марта) Ферапонт Белоезерский , Можайский, Лужецкий, архим., прп. (27 мая/9 июня; 27 декабря/9 января) Ферапонт Монзенский , Галичский, прп. (12/25 декабря; 27 мая/9 июня) Филарет Милостивый , Пафлагонянин, прав. (1/14 декабря) Филарет Московский и Коломенский, митр. (19 ноября/2 декабря) Филимон Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Филимон , ап. от 70-ти, еп. Газский, сщмч. (4/17 января ап.]; 19 февраля/4 марта; 22 ноября/5 декабря) Филипп , ап. из 12-ти (30 июня/13 июля ап.]; 14/27 ноября ) Филипп Ирапский , Череповецкий, прп. (14/27 ноября) Филипп I Московский , митр. (5/18 апреля) Филипп Московский и всея Руси, митр., чудотворец (9/22 января; 3/16 июля; 5/18 октября свт.]; 30 мая/12 июня) Филипп , ап. от 70-ти, из 7 диаконов (4/17 января ап.]; 11/24 октября) Фирс Кесарийский (Вифинский), мч. (17/30 августа; 14/27 декабря) Флегонт , ап. от 70-ти, еп. Марафонский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Флор Иллирийский , мч. (18/31 августа) Фока Синопский , еп., сщмч. (22 июля/4 августа; 22 сентября/5 октября) Фома Дидим (Близнец), ап. из 12-ти (6/19 октября; 30 июня/13 июля ап.]) Фома Малеин , прп. (7/20 июля) Фотий Киевский и всея Руси, митр. (27 мая/9 июня; 2/15 июля) Фотий Никомидийский , мч. (12/25 августа) Харалампий Магнезийский , еп., сщмч. (10/23 февраля) Харитина Амисийская (Понтийская), мц. (5/18 октября) Харитон Исповедник , Иконийский, еп., прп. (28 сентября/11 октября) Харитон Сянжемский , прп. (11/24 апреля) Хиония Аквилейская , мц. (16/29 апреля) Хрисанф Римский , мч. (19 марта/1 апреля) Христина Тирская , мц. (24 июля/6 августа) Христофор Ликийский , мч. (9/22 мая) Шио (Симеон) Мгвимский , прп., один из основателей грузинского монашества (7/20 и 9/22 мая; в четверг сырной седмицы)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010