14-е Святого Апостола Филиппа, из 12-ти Св. ап. Филиппа не должно смешивать с другим ап. Филиппом, который принадлежит 70-ти, был первоначально диаконом ( Деян.6:5 ), потом епископом; имел четырех дщерей, кои были пророчицы ( Деян.21:8, 9 ); проповедовал Евангелие и творил чудеса в Самарии, крестил вельможу Ефиопской царицы Кандакии ( Деян.8 ). Память Ап. Филиппа из 70-ти совершается в 11-й день октября. Филипп же, Апостол из 12-ти, родился в Галилейском городе Вифсаиде (дом ловцов), откуда произошли и Ап. Петр и Андрей; юность свою провел в изучении закона и пророков; особенно занимали его те места Писания, которые предсказывали скорое пришествие Мессии. Ревностный к свободе своего отечества, угнетаемого Римлянами, Филипп пламенно желал скорейшего явления обетовавшего Царя Израилева. Филипп провождал брачную жизнь, которая, по замечанию св. Златоуста, не препятствовала ему постоянно и внимательно размышлять об Утехе Израиля – обетованном Мессии ( Ин.1:45 ), и имел у себя трех дочерей. Услышав о св. Иоанне Крестителе, о его строгой жизни и его проповеди , ревнитель благочестия – Филипп покинул отчизну и дом родительский и сделался одним из ближайших учеников Иоанновых. С восторгом узнал ее от св. Предтечи, что чаемый Мессия уже пришел. В Апостольство призван был Филипп Самим Господом на другой день последования за Ним Петра и Андрея. Господь после крещения и сорокадневного поста в Иорданской пустыне, намереваясь идти из Иудеи в Галилею, встретился с Филиппом и сказал ему: гряди по Мне ( Ин.1:43 ). Филипп безмолвно последовал за Господом, и с этой минуты сделался неотлучным последователем и ревностнейшим учеником Господа. По призвании своем Филипп тотчас привел к Иисусу Христу друга своего и, по мнению некоторых, прежнего своего учителя Нафанаила, который, увидев Спасителя, первый исповедал Его Сыном Божиим, Царем Израилевым ( Ин.1:45–49 ). Спустя три дня после сего Филипп был на браке в Кане Галилейской, где сотвори начаток знамением Иисус и яви славу Свою: и вероваша в Него ученицы Его ( Ин.2:2–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

20-е Св. пророка Самуила Пятнадцатый и последний судия Израильский, скончавшийся за 1100 лет перед Р. Хр. «Возлюбленный Господом своим Самуил, пророк Господень, учредил царство и помазал царей народу своему. Он судил народ по закону Господню, и Господь призирал на Иакова. По вере своей он был истинным пророком, и в словах его дознана верность видения. ( Сир.46:16–18 ). Умер в глубокой старости и погребен в Армафеме, отечественном его городе. В 406 году останки его перенесены в Константинополь и положены в храме, посвященном его имени. † Страдание св. Филиппа, епископа Ираклии фракийской, и его друзей Блаж. Филипп был сперва диаконом, потом пресвитером и спустя некоторое время, как испытанный по высокой жизни, возведен на епископскую кафедру Ираклии фракийской 168 . «Учеников своих пресвитера Севера и диакона Гермеса, укрепляя частыми наставлениями, он сделал подобными ему не только по мыслям и чувствам, но и по страданию. – Когда поднялся огонь жестокого гонения: он не смутился; иные советовали удалиться из города, – он отверг совет». Явился стационарий Аристомах, чтобы запечатать церковь христианскую. Блаж. Филипп сказал: «ужели ты думаешь, что Бог заперт в стенах! Он живет в сердцах». Аристомах опечатал все в церкви. Блаж. Филипп с Севером и Гермесом остался при дверях и поучали паству. Явился в суд префект Басс и, когда введены были к нему все, спросил: «кто из вас учитель христиан»? Филипп отвечал: «я тот, которого ищешь». – Вы знаете, сказал Басс, закон императоров, запрещающий христианам собираться и предписывающий этим людям или приносить жертвы или погибать. Доставьте мне золотые или серебряные сосуды ваши, или какие имеете, и также книги, которые вычитаете или изучаете». Филипп отвечал: «нельзя выдать тебе книг». Префект позвал исполнителей казни. Явился Мукапор, самый жестокий человек. Префект велел привесть пресвитера Севера; его не отыскали и префект велел мучить Филиппа. Когда жестоко били его: стоявший вблизи Гермес сказал: «хотя бы и достал ты все наши книги, последователи наши, заботясь о душевном спасении, напишут другие и еще усерднее научать будут благоговению, какое надобно оказывать Христу». Его наказали за то палками. Когда потом сделал он замечание ассессору Публию за покушение присвоить себе церковную собственность: его били до того, что все лице его покрылось кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

18-е Преподобного Иоанна, ученика Григория Декаполита, святого Косьмы и ученика его Авксентия Иоанн, в юности оставив мир, пошёл к преп. Григорию Декаполиту , пострижен им, разделял его труды и подвиги, и сопутствовал ему в странствованиях. В 814 г. прибыл с учителем своим в Константинополь, и здесь они вместе с Иосифом Песнописцем наставляли и укрепляли православных против ереси иконоборцев. Когда Иосиф, посланный в Рим, попал в руки врагов и томился в заточении на острове Крите, тогда Григорий скончался; а Иоанн продолжал свои подвиги на спасение ближних. По возвращении же Иосифа скончался (может быть 821) и похоронен им при гробе Григория. Косьма, епископ Халкидоиский, терпел скорби и изгнание со св. Авксентием во время Льва Армянина (813–820 г.), скончался в изгнании. † Память о преподобн. Евфимии, Антонии и Феликсе Корельских Преподобный Евфимий был основателем Корельского Николаевского монастыря, на Корельском берегу невдали от Белого моря 236 . Это было около 1410 года. Но едва усердный труженик успел построить храм святителя и несколько келий, как в 1419 году Норвежцы напали на монастырь, сожгли церковь и умертвили нескольких иноков 237 . Надлежало вновь устроять обитель, и преп. Евфимий принялся за святое дело. Между тем сыновья Марфы посадницы, владевшей на севере огромными пространствами земли, осматривая имения свои, утонули в устье Двины. Поражённая потерей их Марфа предоставила преп. Евфимию богатые средства для устроения обители. По летописи Марфа называется женой Исаака Борецкого. В грамоте своей монастырю пишет она: «вот я, раба Божия Марфа, написала при жизни сие рукописание, поставив храм св. Николая в Корельском, над гробами детей моих Антония и Феликса; я дала в дом св. Николая покупку мужа моего Филиппа – село на острове Лавле, да два села в Конечных... Приказываю дом св. Николая господину моему деверю Феодору Григорьевичу и его детям и зятю моему Ефрему Васильевичу» 238 . Поэтому видно, что Антоний и Феликс были сыновья первого мужа Марфы Филиппа Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

29-е Святых славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла Святой Апостол Пётр, прежде Апостольства своего называемый Симон, родом из Вифсаиды, Еврей, сын Ионин, старший брат Андрея Первозванного, был рыбарь, женат ( Мф.8:14–15 . 1Кор.9:5 ) и имел детей. По выражению св. Златоустого, был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и Богобоязненный. Первоначально он приведён был к Господу братом своим Андреем и тогда же – при первом воззрении Своём на простого рыбаря – Господь пред-нарёк ему имя Кифа по-Сирски или Пётр по-Гречески, т. е. камень ( Ин.1:40–42 ). Но Пётр оставался при своих обычных занятиях, доколе Сам Спаситель не призвал Петра от ловитвы рыб в число премудрых ловцов человеков, причём показал Пётр своё высокое послушание и глубокое смирение; сделался последователем Христу ( Мф.4:18–19 ; Лк. 5:10–11 ) и был отличный ученик Господа. По избрании Петра в число Апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тёщу его от горячки ( Мк.1:19–31 ). Между трёх избраннейших учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира ( Мк.5:37 ) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском. Господь отличал Петра, который сам отличал себя от других простотой правого сердца, особенной преданностью и горячностью к Иисусу Христу. Пётр столько был ревностен и усерден к Иисусу Христу, что чаще, прежде, скорее и пламеннее других Апостолов выказывал к Нему свою веру и готовность, и по своей великой ревности, до сошествия Святого Духа, нередко и чаще других учеников Христовых обнаруживал свои человеческие немощи, которые Господь премудро обличал и исправлял. Так некогда из среды учеников, смущённых видением не узнанного Господа, шедшего по водам, Пётр возопил: Господи, аще Ты еси, повели ми приити к Тебе по водам. По повелению Господа Пётр пошёл по водам. Но от маловерия начал утопать и был спасён и обличён Господом в маловерии ( Мф.14:25–31 ). После того как Спаситель учением и чудесами Своими явил Себя народу Сыном Божиим, будучи в Кесарии Филипповой или Панее, Он спросил учеников: за кого они почитают Его? Пётр по внушению Божию от лица всех Апостолов исповедал Его Христом, Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

30-е Собор св. славных и всехвальных Апостолов двенадцати Православная Церковь , празднуя каждому из двенадцати Апостолов порознь, равно благоговеет и перед всем их собором вместе. Ибо Писание и предание, восхваляя труды и мученическую смерть каждого отдельно из 12 Апостолов, прославляют всех их купно и равночестно. По словам Писания, все они суть друзи Божии ( Ин.15:14 ), и егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, и они все сядут на двоюнадесяте престолу судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). А священное предание называет всех двенадцать славными и всехвальными. Посему для равнодостойного и одинакового прославления всех их вместе и для предохранения верующих от тех суетных споров разделений, в коих Ап. Павел обличает первых христиан, говоривших: аз Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин ( 1Кор.1:12 ), Церковь соединяет дванадесять в один день для празднования всем им вместе, называя этот день Собором дванадесяти славных и всехвальных Апостолов. Они суть: 1) Пётр Первоверховный (июня 29 и января 16). 2) Андрей Первозванный (ноября 30). 3) Иаков Зеведеев (апреля 30). 4) Иоанн Евангелист (26 сентября и 8 мая). 5) Филипп (14 ноября). 6) Варфоломей или Нафанаил (11 июня и 25 августа). 7) Фома (6 октября). 8) Матфей Евангелист (ноября 16). 9) Иаков Алфеев (октября 9). 10) Иуда Иаковлев – брат Ап. Иакова из 70 (19 июня). 11) Симон Зилот (10 мая). 12) Матфий (августа 9). 13) Павел Первоверховный. Хотя собор Апостолов, прославляемых Церковию 30 июня, заключает в себе 13 Апостолов, но в книгах Богослужебных этот день называется Собором дванадесяти, потому и что это число Апостолов первоначальное и Христово ( Мф.10:1–5 ); посему оно сохранилось и тогда, как к собору Апостолов причислен Ап. Павел. Начало Собора в честь дванадесяти относится к первым временам христианским, как можно заключать из постановлений Апостольских, предписывающих праздновать дни Апостолов. Евсевий в истории своей о Константине Великом пишет, что сей благочестивый государь в честь двенадцати Апостолов соорудил храм в новой своей столице, в Константинополе, возобновлённый императором Констанцием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

31-е Святого священномученика Ипатия чудотворца, епископа Гангрийского Ипатий был епископом в Гангре, в Пафлагонии; славен был добродетельной жизнью и чудотворениями. На возвратном пути с первого Вселенского Собора убит еретиками в 326 году в Галатии, но мощи его перенесены верными в Гангры. – В честь этого святого находится в Костроме знаменитый по историческим воспоминаниям Ипатиевский монастырь, основанный в 1330 году татарским мурзой Четом, в крещении Захарией, в благодарственное воспоминание чудесного явления ему Богоматери с предвечным Младенцем и с предстоящими в молитвенном положении Апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Это было, когда мурза на пути в Москву остановился близ Костромы для отдыха. Святых Авды епископа и Вениамина диакона, пострадавших в Персии Авда, епископ Сузы, за распространение веры и сожжение капища огню обезглавлен в 418 году, а Вениамин по ходатайству Римского посланника отпущен с условием не распространять христианства между Персами. Но признавая это условие противным совести, он продолжал обращать неверных и пострадал через три года после Авды (в 421 году). † Преставление святого Ионы, митрополита Всероссийского и чудотворца «Путь праведных, как сияние света, более и более рассветает до самой средины дня» ( Притч.4:18 ). Такова была жизнь святого Ионы, митрополита всей России 278 . Родясь близ Солигалича, блаженный 12 лет постригся в одном из Галичских монастырей, или как писал о нём великий князь Василий, «от младенчества жил в добродетельном житии» 279 . Впоследствии пришёл он в Симонов монастырь. «Тогда здесь были, пишет преподобный Иосиф, великие старцы, – Варфоломей эконом, Иоанн златый и Игнатий иконописец; видя, что монастырские обычаи изменяются, не молчали они о том, а возбраняли то, и не дозволяли быть бесчинию и мятежу, за что переносили много скорбей и горестей от тогдашних архимандритов, особенно же блаженный Варфоломей, которому самодержцем великим князем Василием Дмитриевичем вверено было хозяйственное управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

I. Бедствия Церкви и Распространение веры § 1. Опустошение России монголами Более 200 лет Господь хранил свободу народа и Церкви в России. Но князья России не щадили народа в своих властолюбивых распрях; народ, в свою очередь, не остался верным своему долгу. И – Господь послал на Россию страшное испытание, – дикого Монгола. Наступило время тяжких страданий. В конце 1236 г. Батый привел к России более полмиллиона дикого степного народа, жаждавшего крови, грабежа, разорения. Он потребовал от князей Рязанских: «десятая часть всего вашего да будет наша». Князья просили В. Князя о помощи: но ослепление так было велико, что и при общей беде думали только о себе, по расчетам мелкого самолюбия. Батый взял Рязань, но не так, как обыкновенный победитель. Монголы распинали и рассекали пленников, или, связав им руки, стреляли в них, как в цель; оскверняли святыню храмов, чистоту дев и монахинь, священнических и знатных жен; жгли иереев, или обагряли кровью их алтари. Рязань с ее храмами и окрестными монастырями обращена в пепел 1 . Опустошив Коломну, Батый в Москве, за верность вере и долгу, излил лютость на воеводу, мужественного христианина, Филиппа, а жителей ее от старца до младенца предал смерти 2 . Затем он двинулся к Владимиру. Смерть была в виду всех; отклонить страшную опасность не было сил. Епископ Митрофан убеждал встретить смерть без трепета. Сердца всех обратились к небу. Кн. Всеволод с супругою, бояре с женами желали принять страдальческую смерть в иноческом образе; благочестивый Митрофан исполнил желание их. Стены города были пробиты, и супруга В. Князя, с дочерью, снохами и внучатами, многие из бояр и народа затворились в соборном храме с Епископом. Святитель молился с ними и за них: «Господи! простри невидимую руку Твою, и прийми души рабов Твоих с миром». Татары сперва зажгли храм, потом ворвались в него. И почти никто из готовившихся к смерти но увидел более жизни: одни задыхались в пламени, другие пали от меча врагов: «тако предаша души свои в руце Богу». В один и тот же Февраль месяц 1237 г. Татары сожгли 14 городов В. Князя. Георгий ждал неприятеля на р. Сити, и, узнав о гибели семейства, молил Бога даровать ему терпение Иова. В жестоком сражении с Татарами Георгий пал, лишенный головы; тысячи христианских воинов пожаты смертью ; Василько, кн. Ростовский, попал в плен. Татары предлагали ему променять верность христианскому отечеству на дружбу Батыя. «Темное царство! – отвечал христианский князь, – не разлучить тебе меня с Христом моим, как ни тяжело бедствие мое. Есть Бог, и ты погибнешь когда исполнится мера злодеяний твоих; взыщет Он с тебя кровь верных Своих». Истомленный голодом Князь молил о спасении близких сердцу его, и, наконец, благодарил Бога, что умирает, в цвете лет, смертью , достойною христианина. Татары свирепо умертвили его; а он известен был, как отец сирот и нищих, грозный на войне и ласковый к вельможам, почтительный к духовенству и искренно любимый всеми подчиненными.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(† 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых). О житии А. М. сообщает «История вкратце о преподобном Агапите и о создании обители сея», составленная в нояб. 1712 г. по повелению архиеп. Холмогорского и Важского Варнавы (Волатковского) , посетившего в это время Агапитов Маркушевский мон-рь . До 1712 г. в мон-ре имелись лишь отдельные записи о преподобном. О начальной поре жизни святого, как видно из «Истории», достоверных сведений не сохранилось. По мнению одних исследователей (архиеп. Амвросия (Орнатского) , архиеп. Филарета (Гумилевского) ), А. М. был современником прп. Лонгина Коряжемского († 1540; пам. 10 февр.), вместе с к-рым подвизался в сольвычегодском Борисоглебском мон-ре, где и принял постриг. По мнению др., А. М. сначала подвизался в Соловецкой обители и был пострижеником сщмч. Филиппа (в 1546-1566 игумен обители, в 1566-1568 митр. Московский и всея Руси). После 1568 г. А. М. неск. лет жил в Сойгинском сольвычегодском мон-ре. В «Истории» сказано, что, пребывая в пределах р. Вычегды, в 1576 г. А. М. тяжело заболел. На 27-й день болезни, когда святой уже потерял надежду на выздоровление, ему явилась икона свт. Николая. Свт. Николай исцелил А. М. и повелел ему основать иноческую обитель на р. Маркуше, в 100 верстах от г. Тотьма. 3 раза А. М. переходил с места на место, наконец там, где двукратно услышал Божественный голос, поставил часовню, в к-рой поместил явившуюся ему икону свт. Николая. В 1578 г. вместо часовни А. М. построил холодную деревянную ц. во имя свт. Николая, немного позже была построена теплая ц. во имя Благовещения Пресв. Богородицы. Никольский храм был освящен 7 сент. 1579 г., здесь находился чудотворный образ свт. Николая, от к-рого происходило множество исцелений (в XIX в. в приходской Благовещенской ц. хранилась тетрадь с записью 195 чудес от иконы свт. Николая). Видимо, при А. М. была освящена и Благовещенская ц., т. к. известно, что в 1578 г. преподобный был в Москве и получил благословение у митр. Антония на освящение 2 церквей. У царя Иоанна IV Васильевича Грозного преподобный «улучи повеление» на строительство мельницы на р. Лохте.

http://pravenc.ru/text/63156.html

§ 113. б) При Констанции и трех преемниках его. На другой год после смерти Константина сыновья его положили возвратить всех заточенных епископов на их кафедры; так возвратился в Александрию и Св. Афанасий, но ненадолго. На него вновь посыпались клеветы; когда легковерный Констанций сам стал на стороне ариан, чему не могли верить в столице относительно Афанасия? Император в письме угрожал Афанасию смертью . В Антиохии Собор арианский (в 340 г.) отвергнул Никейский Символ, избрал отъявленного арианин Писта на место Афанасия. Когда же (в 340 г.) 100 епископов Египетских разослали ко всем епископам оправдание Афанасию с объяснением и того, откуда проистекает ненависть против него: евсевиане послали в Александрию с отрядом солдат новоизбранного ими епископа Григория; ариане произвели тогда разбой и убийство в Александрии; Афанасий едва мог поспешным, тайным, удалением из Александрии спасти жизнь свою. В послании к Епископам всех Церквей Афанасий изобразил все ужасы нечестия, совершавшиеся пред его глазами, и умолял – подать помощь Церкви Александрийской, попираемой наглым нечестием 149 ). Понятно, что для истины Христовой в Константинополе теперь делать было нечего Афанасию, и он в 342 г., явясь в Рим, показал Западным епископам, кто таковые евсевиане, домогавшиеся в своих символах казаться православными; открыл глаза Западу, что истина поругана, истинные пастыри Востока лишены или престолов, или возможности спасать свою паству, что необходимы меры защитить Церковь , которую хотят разрушить враги Сына Божия. Ревность к истине наконец пробуждена; – составилось несколько Соборов местных на Западе, сделавших по крайней мере то, что истина стала предметом общего ревнования на Западе. Но надобно было сделать что-нибудь и для Востока. Император Констанс, узнавший и полюбивший Афанасия, после бесполезного ходатайства за него пред братом, наконец настоятельно потребовал от Констанция, чтобы составился Собор общий. В 347 г., на Соборе Сардийском, предложено было рассмотреть дело Афанасия и других епископов-исповедников. Но рассматривать дело Афанасия и других гонимых пастырей на общем Соборе для ариан означало тоже, что произносить суд на самих себя, и они, удалясь в Филиппополь, составили свой Собор; следствием сего Собора было, что в Александрию послано было предписание умертвить Афанасия, если он явится в Александрию. Но послы Сардийского Собора, объяснив Констанцию ход дел и открывшийся новый бесчестный поступок ариан, (подобный поступку их с Евстафием), заставили Констанция умерить свою доверенность к ним, и Констанций три раза писал к Афанасию, чтобы тот прибыл к нему, уверяя его в личной безопасности его и в собственном своем уважении к нему. В 348 г. когда Григорий уже умер, а голос Констанса заставил многое переменить к лучшему на Востоке, Афанасий явился к Констанцию, представил ему объяснения о прошлом и с честью отпущен был в Александрию 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А.А. Кострюков Глава 7. Новый курс митрополита Сергия (Страгородского) и реакция на него Российской Церкви §1. Деятельность митрополита Сергия первые месяцы после освобождения Митрополит Сергий (Страгородский) находился в тюрьме до начала апреля 1927 г. Условиями его освобождения должны были стать заявление в поддержку советской власти, осуждение контрреволюционных выступлений как внутри страны, так и за границей, наложение прещений на эмигрантское духовенство, изгнание с кафедр неугодных властям иерархов. Впредь заместитель должен был согласовывать назначения кандидатов с ОГПУ. Еще одним обязательным условием было поминовение властей за богослужением. Митрополит Сергий согласился на эти условия ради легализации Московской Патриархии и других органов церковной власти. Иерарх также просил освободить заключенных архиереев, открыть духовные школы, разрешить издавать журнал, созвать Поместный Собор. В мае по согласованию с властью митрополит Сергий выбрал из епископата ряд архиереев, согласных поддерживать его политику: митрополита Серафима (Александрова) , архиепископов Севастиана (Вести), Сильвестра (Братановского), Филиппа (Гумилевского), Алексия (Симанского), епископа Константина (Дьякова). Из этих иерархов был составлен Временный Патриарший Синод. Позднее в состав нового органа вошли архиепископы Анатолий (Грисюк) , Павел (Борисовский), а также номинально митрополит Арсений (Стадницкий) , не имевший возможности покидать Среднюю Азию, где он находился в ссылке. Последний из перечисленных иерархов был включен в состав Синода для придания ему большей авторитетности, ведь в 1917 г. митрополит был одним из претендентов на патриаршество, к тому же он был упомянут в завещании священномученика Петра как один из заместителей. Однако митрополит Арсений к работе Временного Синода допущен не был. Большинство просьб митрополита Сергия советская администрация проигнорировала, причем полноценную регистрацию в органах власти Московская Патриархия также не получила. 20 мая 1927 г. митрополит Сергий получил лишь разрешение на работу Временного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010