С 1552 г. начал он строить каменный Успенский храм с трапезой и колокольней, всё здание 82 сажени в окружности; храм освящён в 1557 г. Прежде того в обители были клепала каменные и била деревянные; блаж. игумен приобрёл три колокола: один – в 173 пуда, другой – в 80 п., третий – в 30 п. 88 . Затем, приступил он к построению каменного главного храма обители, в честь Преображения Господня. Братия указали ему на недостаток средств. Он отвечал: «упование на Бога необманчиво; Он пошлёт средства, если намерение наше угодно Ему». В 1558 г. заложил он храм на 170 квадр. саженях. Игумен участвовал своими руками в работах, и по его просьбе царь прислал 1.000 р. для нового храма. Преподобный приготовил утварь для храма, разноцветные стёкла для рам, многое дал из своей собственности. Под северной папертью выкопал себе могилу, рядом с могилой наставника своего о. Ионы 89 . По временам от хлопот звания своего удалялся он на безмолвие, за 2 версты от обители, и место уединённых подвигов его доселе называется пустыней Филипповой. Для ревнителей уединения устроил он на Заяцком острове скит, а по другим местам – уединённые кельи. Блаженный Филипп по всем сторонам жизни своей хотел быть и был верным Господу своему. В 1566 году Иоанн Грозный вызвал игумена Филиппа в Москву «для духовного совета». Это значило, что Филипп облечён будет саном первосвятительским, который сложили с себя Афанасий и блаженный Герман, отягчённые делами Иоанна. Царь принял Филиппа с честью, говорил и обедал с ним дружески, и, наконец, объявил, что желает видеть его на кафедре митрополита. Филипп долго не соглашался принять высокий сан. «Не могу, – говорил он со слезами, – принять на себя дело, превышающее силы мои, отпусти меня, Господа ради; зачем малой ладье поручать тяжесть великую?» Царь настаивал на своём. Филипп объявил, наконец, что исполнит волю царя, но с тем, чтобы уничтожена была опричнина, от которой страдает Россия. Иоанн отвечал, что опричнина нужна для царя и царства; что иначе против него злоумышляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

31. С. 1050-1060; 32. С. 1082-1092; Левицкий О. И. Афанасий Филиппович, игумен брест-литовский, и его деятельность в защиту Православия против унии//Унив. изв. 1878. Май. С. 433-462; Маркевич А. Афанасий Филиппович, игумен брестский: (Ист.-биогр. очерк)//Холмско-Варшавский епарх. вестн. Варшава, 1879. 22. С. 372-378; 23. С. 411-418; 1880. 2. С. 33-36; 6. С. 88-92 (отд. изд: Варшава, 1880); Барсуков. Источники агиографии. Стб. 64; Станкевич А. Игумен Афанасий Филиппович и шляхтич Ян Луба//Памятники русской старины (Холмская Русь). СПб., 1885. Вып. 8. С. 400-449; Филарет (Гумилевский). РСв. Сент. С. 7-13 ; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 219, 272; Голубинский. Канонизация святых. С. 217-218; ЖСв. Кн. доп. 1. С. 1-29; Махновець Л. Е. Ykpaïhcьki письменники: Бio-бiблiorp. словник. К., 1960. Т. 1. С. 591; Коршунов А. Ф. Афанасий Филиппович. Минск, 1965; Исаевич Я. Д. Новые данные об укр. и белорус. книгопечатниках 1-й пол. XVII в.//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1977. Т. 34. С. 149-154; Мельников А. А. Путь непечален: Ист. свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992. С. 205-217; Россия. Православие. Культура: Кат. выст. Нояб. 2000 - февр. 2001/РПЦ, МК РФ, ГИМ. М., 2000. С. 254, 606. И. Г. Мороз Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Егоров Алексей Егорович; 1884-1937), игумен, прмч. (пам. 7 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВТИХИЙ (Качур Евфимий Викторович; 1891-1937), игум., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж.

http://pravenc.ru/text/76850.html

На то же указывает и воззвание их: Равви! «Не быв еще учениками Его и ничего не слышав от Него, они уже называют Его учителем» (Златоуст). Правда почетное название бывает и плодом бездушной учтивости; но простые сердца рыбарей не были знакомы с нею. Напротив, они с такой любовью слушали Иисуса и столько научились о Нем, что говорили: обретохом Мессию (ст. 41). Призвание Петра к Иисусу, при посредстве брата Андрея, описываемое евангелистом Иоанном – не то, о котором говорят евангелисты Матфей ( Мф.4:18 сл.) и Лука ( Лк.5:1 сл.). Первое призвание было в Иудее, вблизи Иордана; а там Спаситель призывает, ходя при море галилейском ( Мф.4:18 ; Лк.5:2 ). У Иоанна Иисус после призвания Симона удаляется из Иудеи в Галилею и на праздник приходит во Иерусалим, тогда как Предтеча не у бе всажден во темницу ( Ин.2:16, 3:24 ). А у других евангелистов, прежде призвания Петра и Андрея описывается заключение Предтечи в темницу ( Мф.4:12, 18 ; Мк.1:14, 16 ). Воззрев нань (на Симона) Иисус рече: ты еси Симон сын Ионин. Ты наречешися Кифа. Иисус лишь только взглянул на Симона, узнал и имя его и чей сын он; узнал даже будущее его. Восточные вообще, равно и евреи, заимствовали имена для детей из обстоятельств сопровождавших рождение их, напр. Иаков для детей его ( Быт.30 ). Они принимали имена и по особенным случаям, напр. Иосиф в Египте ( Быт.41:45 ). Раввины давали имена ученикам по качествам, какие замечались в последних. Христос Иисус при первом взгляде на Симона узнает качества души его и чего надобно ожидать от него в будущем. Ты наречешися Кифа – камень, говорит Христос. Характер решительный и откровенный, при освящении Духом Св., послужит к тому, что и другие его влиянием утвердятся в вере: вот что видит Христос в будущем Симоне и дает соответственное тому имя – Кифа, по-сирски, по-гречески Петр. Ст. 43–44. Во утрий же день восхоте изыти в Галилею и обрете Филиппа и глагола ему: гряди по Мне. Бе же Филипп от Вифсаиды, от града Андреева и Петрова. Вифсаида, отечество Петра и Андрея, находилась на западном берегу Галилейского озера ( Ин.12:21 ), а была и другая Вифсаида, от которой начиналась пустыня ( Лк.9:10 ). Эта лежала на восточном берегу озера Галилейского и названа была Юлиадою, в честь дочери Августовой Юлии (Иосифа древн.16:2). Евангелист, замечая место жительства Филиппова, конечно, хочет указать на то, что Филипп был несколько приготовлен в слушателя Иисусова близким знакомством своим с Андреем и Петром, своими согражданами. Сердцеведец видел, что душа Филиппа, приготовленная беседою сограждан, готова идти за Ним. Потому не предлагает Филиппу ни наставлений, ни увещаний, а только говорит: «иди за Мною». И Филипп пошел. То, что слышал затем Филипп у Иисуса, оправдало ожидания его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Горский Лев,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Стефан Никифоров († до 1861 г), священник; Московская губерния, Московский уезд, село Троицкое, на Теплых станах, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 4). Громов Петр,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Илья Петров, дьячок; Москва, Сретенский сорок, Филиппиевская в Мещанской церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 4 об., 5). Грузинский Сергей,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Евгений Сергеев, диакон; Москва, Никитский сорок, Василие-Кесарийская в Тверской Ямской слободе церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 1 об., 2). Гумилевский Николай,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Евграф Петров († до 1869 г.), священник; Московская губерния, Волоколамск, Христорождественская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 4 об., 5). Гумилевский Петр,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1860–1868 гг.). Отец: Евграф Петров († до 1867 г.), священник; Московская губерния, Волоколамск, Христорождественская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 2 об., 3). Гурьев Виктор,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Петр Иоаннов, священник; Москва, Ивановский сорок, Иоанно-Предтечевская на Земляном валу церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 4 об.). Гусев Владимир,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Алексий Кондратиев († до 1867 г.), диакон; Московская губерния, Серпухов, Крестовоздвиженская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 4 об., 5). Десницкий Павел,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Алексей Павлов, диакон; Москва, Замоскворецкий сорок, Иоанна Воина, что на Калужской улице, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 4). Диаконов Семен,родился около 1838 г.; Московская духовная семинария (1854–1862 гг.). Отец: Алексей Афанасьев († до 1861 г.), дьячок; Московская губерния, Подольский уезд, село Пахрино, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 6 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Сергий (Воскресенский) видел кадровый резерв легальной Церкви. Вместе с тем из приведенной цитаты митр. Сергия видно, что бывший управляющий делами Московской Патриархии, а значит и все ее руководство были хорошо осведомлены о размахе и разнообразии церковного подполья. Вопрос в том, был ли легальный епископат лоялен или только терпим к церковным нелегалам в этот период, и если он участвовал в созидании подполья, то насколько активно. Известно несколько случаев участия легальных епископов в подпольной церковной жизни. Выше уже говорилось о епископе Сергиевском Варфоломее (Ремове) – одном из создателей и руководителей сети нелегальных монашеских общин, существовавшей при Высоко-Петровском монастыре в Москве, а также одном из профессоров и с 1931 г. руководителе нелегальной духовной академии. Этот случай представляет особый интерес, так как еп. Варфоломей был близок к руководству Патриархии и, будучи на покое, выполнял ответственные поручения предстоятелей Российской Церкви 178 . Известно также, что временно управляющий Московской епархией еп. Филипп (Гумилевский), по сути, помогал скрывать деятельность нелегального Петровского монастыря. В 1929 г. ему было подано прошение о пострижении в схиму одного из духовников обители, в котором указывалось, что пострижение «не будет тайным, но и не будет оглашено». Несмотря на арест еп. Филиппа в 1933 г., этот постриг остался скрыт от посторонних: схиархимандрит Игнатий, будучи арестован в 1935 г., проходил по документам дела под своим именем в мантии – как архимандрит Агафон 179 . Судя по делу Высоко-Петровского монастыря 1935 г., еп. Филипп проводил тайных постриженников обители по документации Патриархии под вымышленными именами 180 . Одно из мест в переписке упомянутого схиархим. Игнатия (Лебедева), бывшего наместником еп. Варфоломея по управлению Высоко-Петровским монастырем, дает основание предположить, что после ареста еп. Филиппа то же самое делал его преемник на посту управляющего Московской епархией архиеп. Питирим (Крылов). И архиеп. Филипп, и архиеп. Питирим были членами Временного Патриаршего Синода, а последний некоторое время исполнял обязанности управляющего делами Священного Синода 181 . Тем самым руководство Московской епархии, тесно связанное с руководством Патриархии, участвовало в маскировке тайного Высоко-Петровского монастыря. По всей вероятности, это делалось с ведома и одобрения самого митр. Сергия (Страгородского) , лично знакомого с еп. Варфоломеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Долго не могли там и пытками вынудить какое-либо обвинение Филиппу; там называли его праведным и святым; наконец игумен Паисий, которому обещали сан епископа, монах Зосима и с ним еще некоторые, враждовавшие на Филиппа еще во время его игуменства, согласились быть клеветниками против святителя. Составили донос. В Москве Паисий, в присутствии царя и духовенства, со всею наглостью обвинял Филиппа. Святитель кротко сказал Паисию: «что сеешь, то и пожнешь». И обратясь к царю, говорил: «Государь! не думаешь ли, что боюсь я смерти? Достигнув старости, готов я предать дух мой Всевышнему, моему и твоему Владыке. Лучше умереть невинным, или и мучеником, чем в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы и беззакония несчастного времени. Оставляю жезл и мантию митрополичьи. А вы святители и все служители алтаря! пасите верное стадо Христово; готовьтесь дать отчет и страшитесь небесного Царя, более, чем земного». Святитель снял с себя белый клобук и мантию. Но царь остановил его, сказав, что ему должно ждать суда над собою, заставил назад взять утварь святительскую и еще служить литургию 8 ноября. 40 Это значило, что Иоанн хотел предать публичному позору святого и вместе дать своим насилием над святителем вид законного суда пред народом. Участь святителя тогда же, ноября 4 была решена: свирепый Иоанн требовал сжечь Филиппа как волшебника, и только духовенство упросило оставить ему жизнь без сана. 41 Ноября 8, в день архангела Михаила, святитель начал служение в соборе. Явился Басманов и в слух народа прочел осуждение Филиппу по доносам клеветы. Опричники бросились в алтарь, сорвали со святителя одяние его, одели в рубище, вытолкали из храма, посадили на дровни и повезли в Богоявленский монастырь, осыпая бранью и побоями. Толпы народа со слезами провожали святителя, а он покойно благословлял народ и свою долю. Пред вратами обители он сказал народу: «дети! все, что мог, сделал я; если бы не для любви к вам, и одного дня не оставался бы я на кафедре… Уповайте на Бога; терпите». На другой день привели его в Кремль, для выслушивания приговора: Филиппу, будто бы уличенному в волшебстве и тяжких винах, надлежало кончить дни в заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

62 . ФЕОФАН (Говоров), Толкование первого послания св. ап. Павла к Коринфянам. Изд. 2-е, М., 1393, стр. 629. 63 . Его же, Толкование Второго послания св. ап. Павла к Коринфянам. Изд. 2-е, М., 1894, стр. 455. 64 . Его же, Толкование Послания св. ап. Павла к Галатам. Изд. 2-е, М., 1893, стр. 456. 65 . Его же, Толкование Послания св. ап. Павла к Ефесянам. Изд. 2-е, М., 1893, стр. 498. 66 . Его же, Толкование посланий св. ап. Павла к Филиппийцам и Солунянам первого и второго. Изд. 2-е, М., 1893, стр. 583. 67 . Его же, Толкование посланий св. ап. Павла к Колоссянам и к Филимону, Изд. 2-е, М., 1893, стр. 322. 68 . ФЕОФИЛАКТ, блаж., архиеп. Болгарский. Толкование на послание к Римлянам. Казань, 1866, стр. 226. 69 . Его же, Толкование на 1–2 послания к Коринфянам. Казань, 1867, стр. 390. 70 . Его же, Толкование на Новый Завет. Толкования: на Деяние св. апостолов, Соборные послания, послания св. ап. Павла. СПб., Сойкин, стр. 1023. 71 . Его же, Толкования на послания св. ап. Павла к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Казань, 1884, стр. 242. 72 . Его же, Толкование на послания св. ап. Павла к Солунянам, Галатам, Ефесянам и Филиппийцам. Казань, 1888–1911, стр. 76, 191. 73 . Его же, Толкование на послание к Колоссянам. Казань, 1887, стр. 74. 74 . Его же, Толкование на Послание св. ап. Павла к Евреям. Казань, 1900, стр. 210. 75 . ФИВЕЙСКИЙ М. , свящ. Духовные дарования в первоначальной христианской Церкви. Опыт объяснения 12–14 глав первого послания св. ап. Павла к Коринфянам. М., 1907, стр. 170. 76 . ФИЛАРЕТ (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Опыт объяснения на послание ап. Павла к Галатам. Чернигов, 1862, стр. 174. 77 . ФЛОРЕНСКИЙ П., свящ. «Не восхищением непщева» (Филп. 2, 6–8). К суждению о мистике. Сергиев Посад, 1915, стр. 55. 78 . ХЕРАСКОВ М. Послания апостольские и Апокалипсис, истолковательное обозрение. Изд. 3-е, Владимир на Клязьме, 1907, стр. 516. 79 . Св. Андрей, архиеп. Кесарийский. Толкование на Апокалипсис, вновь переведенное с греч. М., 1883, стр. 239. 80 . БАРСОВ М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. М., Ступин, 1902, с. 319.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Тем временем в Церкви происходили очень важные события. Митрополит Сергий, в соответствии с достигнутой с Тучковым договоренностью, приступил к обустройству Московской Патриархии. Первым делом был заменен управляющий Московской епархией. В принципе, получив разрешение жить в Москве, митрополит Сергий мог бы вступить в управление столичной епархией сам, но он этого делать не стал или ему не позволили. Управляющим Московской епархией в мае 1927 г. был назначен архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский), бывший викарий Нижегородского митрополита. Произошло это, очевидно, не без участия известного ведомства, секретным сотрудником которого («спец, осведомом») архиепископ Филипп являлся 1132 . Подобного рода условие для выдвижения на ключевые церковные должности становилось более-менее обязательным. Прежний управляющий Московской епархией епископ Алексий (Готовцев) был переведен на Рыльскую кафедру (видимо, власть его кандидатура в качестве столичного викария не устраивала). В церковных и околоцерковных кругах назначение нового управляющего Московской епархией вызвало весьма оживленную (мягко говоря) реакцию. Очень громко возмущался Борис (Рукин), ранее без особого успеха сам пытавшийся вступить в управление московскими приходами. «Лицемерие и полная беспринципность м[итрополита] Сергия особенно ярко и с удивительной циничностью обнаружились в назначении управляющим Московской епархией бывшего епископа Балахнинского Филиппа», – докладывал епископ Борис на съезде сторонников ВВЦС в ноябре 1927 г. Можно было бы не придавать большого значения словам экспрессивного Бориса (Рукина), но далее он указывал на факты, которые не могли оставить без внимания не только григориане. «26-го декабря ст. ст. 1924 г., на второй день праздника Рождества Христова, в 2 часа дня, еще при жизни свят. Патриарха Тихона, епископ Филипп явился в храм Св. Николая, принадлежащий старообрядцам-беглопоповцам, и над ним был совершен полный чиноприем в раскол старообрядчества. [...] Правда, потом он испугался и на другой день после своего предательства служить к раскольникам не пошел» 1133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

«Против Ноэта» и новооткрытого антиеретического трактата. Пытаясь доказать, что оба сочинения написаны одним автором, они отнесли все спорные места в трактате «Против Ноэта» (прежде всего тринитарные формулы, учение о Св. Духе) к числу посленикейских интерполяций. Отечественные ученые XIX-1-й пол. XX в. в целом принимали теорию «западного» происхождения корпуса сочинений И. Р. и отождествление его с мучеником и противником Каллиста и др. современных ему Римских епископов. Так, архиеп. Филарет (Гумилевский) писал, что И. Р. был рим. сенатором, который стал епископом Римского Порта и прославился борьбой против ереси Ноэта Смирнского , в которую якобы впали Римские епископы Зефирин и Каллист. Он то же лицо, что и мученик, о котором говорит Пруденций. Дата его кончины неизвестна, но она точно произошла после 244 г., поскольку И. Р. написал письмо Севере, супруге имп. Филиппа Араба (244-249) ( Филарет (Гумилевский). Учение. Т. 1. С. 105-118). Весьма осторожную позицию по этому вопросу занял Л. И. Писарев , автор предисловия к переводам творений И. Р. По его мнению, «о личности Ипполита существует много различных легендарных сказаний, но во всех них очень трудно уловить историческую истину» ( Писарев. 1898). Принимая в целом гипотезу о деятельности И. Р. в Риме, Писарев предполагал, что он мог пережить ссылку на о-ве Сардиния и впосл. переехать в Аравию и даже оказаться участником споров относительно новацианства в Антиохии, а потом вернуться в Римский Порт, где мученически скончался в 3-й четв. III в. Н. И. Сагарда принимал «западную» теорию, при этом отвергая связь И. Р. с Римским Портом и называя его Римским епископом и первым «антипапой» ( Сагарда. 2004). М. Э. Поснов в изложении данных об И. Р. полностью следовал Дёллингеру и фон Гарнаку ( Поснов М. Э. Гностицизм II в. и победа христианской Церкви над ним. К., 1917). Теорию «переезда» И. Р. с Востока на Запад попытался развить Ханссенс. Он считал, что И. Р., судя по его образованию и богословским идеям, происходил из Александрии и был тем пресвитером, к-рого свт. Дионисий Александрийский, по свидетельству Евсевия ( Euseb. Hist. eccl. VI 46), отправил в Рим в связи с новацианской схизмой ( Hanssens. 1959). Однако александрийское влияние очевидно только в «Апостольском предании», принадлежность к-рого И. Р. в наст. время отвергнута окончательно. Фрагмент же из Евсевия вряд ли повествует о том же самом Ипполите, что и др. его пассажи.

http://pravenc.ru/text/Ипполит ...

Библиотека послевоенной Академии, создававшаяся заново в совершенно новых условиях, вынуждена была идти по иному пути, многие годы находясь в изоляции. Обслуживая значительно большее число читателей, библиотека переориентировалась так, что из библиотеки высшего духовного учебного заведения она, по существу, превратилась в универсальную библиотеку. На протяжении долгих лет, наряду с библиотекой Санкт-Петербургской духовной академии, библиотека МДА была одним из главных информационных ресурсов Русской Православной Церкви. В настоящее время руководство библиотеки не теряет надежду возродить уровень дореволюционной библиотеки – исходя из современных условий и возможностей. За послевоенный период вплоть до начала XXI в. библиотекой руководило 15 человек, из которых двое проходили свое дальнейшее церковное служение в сане епископа: 1. Д.С. Дарский (1945–1946); 2. А.А. Туголесов (1946–1947); 3. М.Ф. Русаков (1947–1948); 4. А.В. Ушков (1949–1951); 5. С. Остроумов (1951–1952); 6. Иеромонах Афанасий (Кудюк) (1952–1955) 34 ; 7. Н.Н. Ричко (1955–1956); 8. В.М. Волков (1956–1959, 1963–1969); 9. Е.И. Молчан (1959–1963); 10. Прот. Владимир Кучерявый (1970–1983); 11. Иг. Филипп (Стецуренко), и.о. зав. библиотекой (1983–1984); 12. Иг. Феофилакт (Моисеев) (1984–1988) 35 ; 13. Прот. Вадим (Смирнов) (1988–1989); 14. Иг. Иеремия (Соловьев) (1989–1995); 15. Иг. Всеволод (Варющенко) (1996–2010); 16. Иг. Дионисий (Шленов) (с 2010 г. по настоящее время). За 200-летний период пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре (1814–2014) библиотекой руководили 35 заведующих. Среди них: 15 монашествующих 36 , 4 представителя белого духовенства 37 , 16 мирян 38 . В подавляющем большинстве все они были выпускниками Академии и свое библиотечное послушание воспринимали как неотъемлемую часть своего академического служения. Среди них есть также один святой – иеромонах Филарет (Гумилевский) (1805–1866), знаменитый соратник святителя Филарета (Дроздова) на ниве духовного просвещения. После окончания Академии в 1829г. он был назначен заведующим библиотекой, а затем занимал должность инспектора (с 1833г.) и ректора Академии (с 1835г.). Впоследствии Филарет (Гумилевский) – епископ Рижский, затем Харьковский, скончался в сане архиепископа Черниговского. 14 апреля 2009г. он был причислен Украинской Православной Церковью к лику местночтимых святых Черниговской епархии. Его память празднуется 9/22 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010