Будный нашёл себе покровителя в кальвинисте кн. Радзивиле, которому посвящал свои книги. В Луцке Будный жил в доме дворянина Кышки; сотрудниками его в сочинении и издании социнианских книг были Матвей Кавечинский и кальвинский пастор Лаврентий Крышковский ( Энциклоп. Лекс. о Будном). Неизвестный сочинитель Ответов лютеранам говорит: «и в Литве тогда ж воста Будный, а (в) Люблине Чехович (прежде того виленский кальвинский пастор). Сии ж иконоборцы и сами меж собою, по многым словесем, разгласишася. Ибо Чехович с своим собором Люблинским Буднаго от себе отрину и проклятию и шатанови предаде. Будный же Чеховича зовет Люблинским папежем и декретов его не приемлет». 146 См. письмо к. Курбского к кн. Острожскому, стр. 281. 286. Мнения Мотовилы частью сходны с мнениями Франциска Давидича (пр. 145), который, быв совращен в социнианство Бландратой, впоследствии составил свою секту и учил, что Сын Божий явится Ходатаем мира только при кончине веков. Стефан Лован, земский судья в Мозыре на р. Припяти, которого в 1591 г. вызывали на суд «за эпикурейские мнения», был вероятно слушателем Мотовилы (Позыв на суд в Чтен. Общ. Ист. М. 1846. 1). 147 Циховский прибавляет о русских: «Одобрением своим приохочивали разноверцев». Смысл этих слов тот, что русские для своих выгод мирились с диссидентами, во вред папизму. У Лукашевича стр. 5. 6. 150 Курбский: «так, господин мой, и я грешный и последний в христианском обществе не требую толкований Филиппа Меланхтона, Мартина Лютера и учеников его Цвинглия, Кальвина и прочих. Они еще при его жизни разошлись с ним в нечистых своих догматах, как непостоянные, движимые непостоянным духом («яко неуставничные от неуставичняго духа движеми»)… Почему называл я его (Лютера) лжепророком? Потому, что он презрел не только всех от века угодивших Святых, но не принимает и многих из ветхозаветных книг, и некоторых из Апостольских писаний». Письмо к Чаплию стр. 267–271. См. ещё письма: к Бокею стр. 272–275, второе к кн. Острожскому 253–255, к пану Воловичу 287.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Таким образом, в переписи 1662 г. между харь­ковскими черкасами: сотник Логвин Ященко, его сотни: десятник Лукьян Краснянский, десятник Грыцко Олейник, Грыцко Ковалевский, Грыцко Донец, десятник Марко Тимошенко, сотник Лукьян Федоренко, десятники Федор Волошенин, Тимко Жук, Сидор Ващенко, сотник Мартын Гадицкой. По переписи 1724 г. в соборном при­ходе «двор его милости пана полковника», там, где ныне присутственные места, «двор его ми­лости пана полковаго судьи Григорья Афанасьевича Квитки, двор Лаврентия Шидловскаго», что вскоре потом коллегиум, «двор пана писа­ря ». Здесь же видим не только дворы двух харьковских сотников, но и сотников Волчанского, Циркуновского, Угольчанского, Деркачевско-го. Замечательны характеристические черты и других приходов того же времени. В Архангельском приходе улицы «Корсунская», где «Козма Корсуненко», конечно, внук или сын выходца из Корсуня, «улица Кулинича», где «Дмитро Турчин, т. е. крещенный турок, Петр и Миха­ил Кандыбы, Леонтий и Григорий Кулиничи». В Вознесенском приходе на улице Шапрановской Миканор, Иван и Яков «Монастырские», т. е. выходцы из-за Днепровской Монастырщины, Моисей и Захарий Ханченки, Осип, Федор, Сидор и Филипп Чугаи и пр. В Вос­кресенском приходе на улице Дегтяревой «двор пане Куликовской». В Дмитриевском приходе улицы: «Ивана Турчина», т. е. крещенного турка, «Ивана Олейника, да сегож Дмитров-скаго прихода в маетности пана Лаврентия Шидловскаго в сельце Гуках 14 хат» и «сельцо Григоровка». В Благовещенском «на ули­це Бережной двор пана Андрея Николаевича Дунена, Ивана Фисенка», улица «Панасовка». В Рождественском приходе «улицы Москалевка, Довгалевка, Безсалая» и здесь же, по переписи 1732 г., «двор пана Сотника Ивана Кветки», впоследствии изюмского полковника. В Троицком приходе улицы «Крамалева, Назарцева», где «Андрей Топчий». В Харьков, как в центр поселений полка, стекались радости и горести полка, так же как собственные его радости и скорби разливались по всему полку. Потому история Харькова не может не касаться и поселений Харьковского полка.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

245 Геты, Бесы, Славяно-Влахи, Скифы, как особые племена Славянские, объясняют собой известие о Славяниях, покорённых в 657 г., чего не могли понять Шафарик и другие (Христ. чтен. 1858 г.11:142). По известию Феофана (р. 288) и Кедрина (1, 4357, в 657 г. «император (Констанс 2) предпринял поход против Славиний (κατα Σκλαβινιας, κατα Σκλαβινων) и взяв в плен многих, покорил. Одной малой Скифии нельзя здесь разуметь; дело идёт о Славяниях, о нескольких областях и княжествах Славянских. Даже в Македонии было несколько жуп Славянских. В 758 году Копроним ворвался «В Славянии, лежащие в Македонии» τας κατα Μακεδοναν Σκλαβινιας. Stifferi 11. 79. Шафарик то говорит, что в Македонии занята область Славянами, поселившимися за Дунаем в первых столетиях (III, 398); то пишет (III, 259), что поселение Славян в Мизии, Дардании и Македонии относится к концу V столетия. Эта колеблемость – улика в том, что почтенный учёный потерял верную дорогу. – О войне Славян во Фракии и Паннонии с Готами в 334 г. и с Греками в 358 г. см. Классена материалы 2, 34. 34. М. 1854 г. 246 О путешествиях Павлин: «Ты проходишь по полям Филиппов Македонии, Шествуешь чрез город Томы, И близкие к очизне Скупы, Дарданский гость». 249 Память их августа 22 д. Менолог Василия: «когда, прибыл (префект) в город Патаму, то умертвил Зенона, Феопрепия (Боголепа) и Акиндина». Синаксарь минеи: «прибыв в местечко называемое Патама умертвил катапультой св. Зотика, Феопрепия (Боголепа) и Акиндина». – О Боголепе – в Изв. Археол. Общ. IV, 521. 523. 250 Epist. 60 ad Heliodorum ined. Vallars. О приношении людей в жертву Славянами см. мар. 28, пр. 42. 251 Блаж. Иероним, сказав о Гетах, что у них походные храмы, прибавляет: «потому-то конечно, что у них одинаковая (с нами) вера, они мало воюют с нами». 252 Павлин: «Искусных копателей золота превращаешь В золото и сам подражаешь Бесам. Из них словом проникающим живоеˆдобываешь золото», v. 269–272. 254 Менолог Василия под 6 ноября: «в последнее время импер. Льва В Великого, называемого Беса (επιλεγμενου Βεσσου), небо покрылось облаками и пр. Лев был императором 457–473 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

English Historical Review. 40 . Revue de Parte chretien. Revue biblique. Revue des deux mondes. Revue des etudes juives. Revue d’histoire ecclesiastique. 45 . Revue d’histoire litteraire de la France. Revue de I’ histoire des religions. Revue de methaphysique et de moral. Revue historique. Revue de I’ orient chretien. 50 . Revue philosophique. Revue des questions scientifiques. Revue scientifique. Revue de synthese hisforique. Kirchengeschichtliche Studien. 55 . Psychologische Studien. Theologishe Studien und Kritiken. Virteljahrschrift für wissenschaftliche Philosophie. Historiche Virteljahrschrift. —337— Zeitschrift für Assyriologie. 60 . Zeitschrift für Kirchengeschichte. Zeitschrift für Psychologie. Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie. Zeitschrift für alttestamentliche Wissenschaft. Zeitschrift für neutestament. Wissenschaft und Kunde Urchristentums. 65 . Byzantinische Zeitschrift. 66 . Deutsche Zeitschrift für Kirchenrecht. XI. Сообщение Правления Академии о том, что согласно п. II «Правил относительно распределения казенных и частных стипендий между студентами Академии» и на основании ведомостей об успехах и поведении студентов за минувший учебный год, на 1906–1907 учебный год казенный и частные стипендии назначены были следующим студентам трех старших курсов Академии: А. Казенные: а) студентам IV курса: Богданову Николаю, Величкину Сергею, Виноградову Сергею, Вишневецкому Евстафию, Владимирскому Петру, Глаголеву Вячеславу, Гумилевскому Илье, Добромыслову Анатолию, Знаменскому Сергею, Иванову Харитону, Исаеву Петру, Ключареву Ивану, Курбатову Петру, Мянд Карпу, Недумову Виктору, Петровскому Алексею, Пономареву Сергею, Процерову Николаю, Равицкому Александру, Рудакову Ивану, Садикову Александру, Селиванову Александру, Смирнову Алексею, Соколову Димитрию (Виф.), Соколову Димитрию (Яросл.), Троицкому Петру, Туберовскому Александру , Харитонову Михаилу, свящ. Часоводову Николаю и Чистякову Василю; б) студентам III курса : Авраменко Ивану, Бабакову Николаю, Беликову Василию, Беляеву Борису, Витальскому Александру, Волосевичу Михаилу, Голощапову Сергею, Гусеву Сергею, Добролюбову Петру, Добросердову Александру, Дубенскому Александру, свящ. Козлову Иоанну, Крылову Павлу, Ланге Филиппу, Лисицыну Вячеславу, Магнитскому Ивану, Махаеву Николаю, Миртову Ивану, Назаркевичу Полиевкту, Нарскому Борису, Обновленскому Ивану, Русинову Виталию, Смирнову Михаилу, Смирнову Николаю, Соколову Виталию, Соколову Владимиру, Трембовецкому Владимиру, Троицкому Петру, Успенскому Александру и Успенскому Василю; в) студентам II курса : Афонскому Феодору, свящ. Васильеву Иоанну, Вве-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пробыл в Туруханском крае: – по приговору: 30 апреля 1930 года – 2 января 1933 года. – без приговора, сверх срока: 2 января – 6 августа 1933 года. Возвратился во Владимир: август 1933 года. Был на свободе, большей частью «тайно образующе», не служил: август 1933 года – 17 апреля 1936 года. Арестован 18 апреля 1936 года. Обвинение: «Связь с Ватиканом (у меня не было ни одного знакомого не только католического священника, но и рядового католика. Я много позднее завел такие знакомства в мариинском пересыльном пункте, а потом в Дубравлаге) и связь с белогвардейцами на Украине» (у меня была теплая дружеская переписка с моими полтавскими учениками, но она оборвалась в 1917 году). Впрочем, по поводу этих обвинений на допросах не было ни одного слова. Речь велась исключительно только о том, почему я, вернувшись из Туруханска, уклонился от участия в группе архиереев, возглавляемой митр. Сергием. Приговорен к пяти годам беломоро-балтийских лагерей. Тюрьмы: владимирская, ивановские внутренняя и пересылочная: апрель-сентябрь 1936 года. Этап. Архиепископ Владимирский Сергий (Гришин), епископ Вологодский Ювеналий (Машковский), архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский). Епископ Ювеналий только что был назначен на Вологодскую епархию, и первой и единственной службой его на этой епархии был молебен в вологодской тюрьме, совершенный нами, тремя архиереями. В вологодской тюрьме встретился с моим учеником по Владимирской семинарии епископом Вороговским Василием (Лебедевым), антониновского поставления, но воссоединенным митр. Сергием. Пересыльные тюрьмы – ярославская, вологодская, ленинградская: сентябрь – октябрь 1936 года. Беломорские лагеря: ноябрь 1936 года – июнь 1941 года. Работал инкассатором в г. Медвежьегорске: декабрь 1936 года – январь 1937 года. За похищенные у меня деньги в сумме 1000 руб. взыскана эта сумма и прибавлен один год заключения: февраль 1937 года. Арестован перед майскими праздниками 1937 года и вывезен в дальний лагпункт: апрель 1937 года. Возвращен после праздников в Медвежьегорск: май 1937 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

228). – Потому в русском переводе надлежало поставить: 12 корзин, или кузовков, а не 12 коробов. Иудеи, когда им надлежало проходить по языческим или самарянским селениям, запасались хлебом, неся его в корзинах ( Мф.16:7, 8:14 ; Втор.26:2–4 ). Более всего делали это из опасения оскверниться нечистою пищею. Ювенал: «Вот для иудеев роща со священным источником и их нищенская корзинка» (sat. 3, 15). Итак, все корзинки 12 учеников наполнились остатками чудесной трапезы. Человецы же видевше знамение, еже сотвори Иисус, глаголаху, яко сей есть воистину пророк, грядый в мир. «Чудесное умножение пяти хлебов давало видеть всемощную силу божественного виновника природы», говорит св. Иларий. Свидетели дела, 5000 народа, признали чудо в совершившемся пред их глазами и говорили, что совершивший это чудо – никто другой, как ожидаемый посланник Божий – Мессия. Так говорил народ о Иисусе и в других случаях ( Мф.16:13, 21:11 ; Лк.7:16 ). Неологи (Pavlus и др.), не желая признать в этом событии чуда, говорят, что народ насытился не пятью только хлебами, а он имел у себя свою пищу. Но это значит говорить об историческом событии не то, что говорят свидетели очевидцы, а тешиться небылицами. Свидетели очевидцы говорили Иисусу: отпусти, не имут бо, чесо ясти ( Мк.6:36 ; Лк.9:12 ); апостолы ищут пищи для народа и находят только у одного мальчика 5 хлебцов и 2 рыбки ( Мк.6:38 ). Допрос Филиппу сделан был именно с тем, чтобы оградить от сомнений готовившееся толикое событие. Наконец евангелисты прямо говорят, что все 5000 насытились теми 5 хлебцами, которые предложены им. И все 5000 то же самое сказали в своем отзыве о событии. Иисус убо разумев, яко хотят приити, да восхитят Его и сотворят Его царя, отыде паки в гору един. Чудо до того поразило народ, до того убедило его в том, что Иисус есть Мессия, – а если Мессия, то, по ошибочному верованию, и царь земной, восстановитель могущественного царства царей Израиля, что хотел немедленно провозгласить Иисуса царем, употребив при том, если нужно, и насилие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Услышав о проповеди и чудесах Иисуса, он тревожно говорил: это воскрес из мертвых Креститель. Страстный до чудесного, он хотел видеть Иисуса и для того, чтобы быть очевидцем чудес Его ( Лк.9:7–9 ). Понятно, что с таким пустым человеком Господь Иисус не хотел иметь никакого дела. И вот Он как для того, чтобы ученики Его могли отдохнуть в уединенном месте, так и для того, чтобы не встретиться как-нибудь с бездушным Иродом и его слугами, удаляется за озеро галилейское ( Мк.6:14–16, 31 ; Мф.2:13 ). Славянский перевод: иде на он пол моря Галилеи Тивериадска, столько же неверен и темен, сколько не верен и русский: «пошел на ту сторону моря Галилейского в окрестности Тивериады». Иисус был пред тем в Назарете и его окрестностях ( Мф.13:54 ; Мк.6:5–6 ). Тивериада от Назарета в 4½ часах пути на северо-востоке и в 3 часах от Капернаума на юг. – Все эти места были на западной стороне Галилейского озера. Поскольку же Тивериада лежала на западном берегу озера Галилейского (Plinius hist. 5, 15), по переправе через озеро на восточный берег Иисус вовсе не мог быть «в окрестности» Тивериады. Славянский перевод следовал мысли Зигабена: «на ту сторону озера Галилейского или Тивериадского». Только в подлинном тексте нет: ητοι или. Держась строго текста, переводят так: «пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, насупротив Тивериады». По словам св. Луки, Иисус удаляется в пустынное место, что близ Вифсаиды ( Лк.9:10 ). Иоанн указывает в этой пустыне гору, где отдыхали ученики и Спаситель ( Ин.6:3 ). Вифсаида восточной стороны Галилейского озера иначе назывались Юлиадою. О ней знают не только Иос. Флавий (de bello iud. 3, 10. 7), но и Плиний (hist nat. 5, 15). Находясь в нижней Гавлаопитиде, она принадлежала к тетрархии Филипповой (Флавий de bello 2, 9. 1. antigv. 18, 2. 1) и след. была не во власти Ирода Агриппы, жалкого убийцы Предтечева. И по нем идяше народ мног. По словам св. Марка ( Мк.6:33 ), «пешие из всех городов бежали туда и пришли прежде их». Иисус с учениками переправился на восточный берег в лодке ( Мф.14:13 ), а народ сухим путем обошел озеро и однако прибежали на место прежде Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тагиров А. М. – башкирский советский государственный и общественный деятель. Таипов – представитель татарско-башкирской секции ЦК ВКП (6). Тарашкевич – член бюро Пензенского губкома ВКП (6). Тимирязев А. К. – профессор МГУ, приемный сын биолога К. А. Тимирязева. Тимошенко М. Д. – баптист. Титлинов Б. В. – деятель обновленческого движения. Тихон (Беллавин В. И.) – патриарх Московский и всея России, святитель. Тихон Задонский – святитель. Тихон (Шарапов К. И.) – архимандрит, впоследствии епископ. Тихонченко – баптист. Тихомиров И. – священник. Толмачев В. Н. – советский партийный и государственный деятель. Толстой Л. Н. – русский писатель и мыслитель. Томский (Ефремов) М. П. – советский партийный и профсоюзный деятель. Тон К. А. – русский архитектор. Трегубов И. М. – публицист, последователь Л. Н. Толстого. Тройго Я. – католический священник, секретарь курии. Троцкий Л. Д. – советский партийный и государственный деятель. Тучков Е. А. – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД, секретарь АРК. Тюрякулов Н.Т. – советский партийный и государственный деятель. Уншлихт И. С. – советский партийный и государственный деятель. Фатов Н. Н. – советский литературовед, профессор Московского университета. Фахретдинов Р. – муфтий. Фелоров Л. И. – экзарх русских католиков восточного обряда. Фельзбранат К. К. – немецкий баптистский проповедник. Феодор (Поздеевский А. В.) – архиепископ. Филипп (Гумилевский С. Н.) – архиепископ. Флеров И. А. – профессор-педагог, сотрудник ЦС СБ–ВБ СССР. Флеровский И. П. – советский партийный и государственный деятель, журналист Фрейберг – сотрудник ОГПУ. Фрумкина М. Я. – деятель еврейского рабочего и коммунистического движения, публицист. Хакуратев (Хакурате) Ш.Г.У. – адыгейский советский партийный и государственный деятель. Хатаевич М. М. – советский партийный и государственный деятель. Хведько Л. – католический священник, настоятель прихода. Хлоплянкин И. И. – советский государственный деятель. Ходневич П. – католический священник, настоятель прихода. Хомяк Р.Д. – баптист, пресвитер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видевый Мене, виде Отца, говорит ему Господь. Без сомнения, Спаситель говорит не об одном чувственном видении: иначе чувственным взором видели Иисуса и книжники, которые так мало узнали Господа и Его Отца. Спасительное видение Сына иначе называется верою. Веруяй в Мя не верует в Мя, но в Пославшаго Мя. Видевый Мя, виде Пославшаго Мя ( Ин. 12:44–45 ), говорил Господь. Это есть созерцание духа сокрушенного, жаждущего небесной благодати, зрение ума благоговейного и чистого. Для такого зрения Сын есть существенный образ Бога невидимого, есть то видимое, в котором отражается невидимое Божество, при том так, как не может Оно показаться нигде более ( Кол. 1:15 ; Евр. 1:4 ). Такой Созерцатель не захочет более никакого другого Богооткровения, не станет говорить: покажи нам Отца 17 . Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть? Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела ( Ин.14:10 ). Спаситель с упреком говорил и об иудеях, что они не верили божественному достоинству Его, не верили, что Он во Отце и Отец – в Нем ( Ин. 10:38 ). Тем более надобно было стыдиться ученику Его Филиппу, если бы не верил он, что Сын во Отце и Отец в Сыне: Спаситель выставляет священною, неприкосновенною истиною Свое единосущие со Отцом. Чтобы веровать сему искренним сердцем, довольно знать, что предлагает сие такой Посланник неба, каков Христос Иисус. «Надлежало, – говорит св. Златоуст, – чтобы тогда, как слышите об Отце и Сыне, не искали вы никакого другого доказательства сродству их по сущности» 18 . Но если разум требует разумного объяснения истин веры, то и разуму дано вразумление; ему указывает Христос Иисус на Свое учение и дела. Учение Христа Иисуса так чисто, так свято, так высоко, что само говорит о своем происхождении с неба. Дела, которые творил Христос Иисус, не могли быть делами силы человеческой, – то были дела Всемощного. – Аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте: да разумеете и веруете, яко Отец во Мне и Аз во Отце есмь ( Ин. 10:38 ); так говорит Спаситель неоднократно ( Ин. 5:36 ). И об учении своем поучал Он: аще кто хощет волю Его творити: разумеет о учении, кое от Бога есть, или Аз от Себе глаголю ( Ин. 7:17 )? Таким образом, если чудеса Моисея и Пророков показывали их близость к Богу, чудеса и учение Иисуса Христа показывали такую близость Его к Отцу небесному, какой не имели Моисей и Пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сущность надежды может быть определена как чувство радости и счастья: христиане ожидают счастливой надежды τν μακαραν λπδα ( Тит.2:3 ) 287 и живут, радуясь надеждой t λπδι χαροντες ( Рим.12:2 ) 288 . Надежда, таким образом, делает человека счастливым и радующимся. Надежда не может быть беспредметная, предметы же её даны в вере и приняты любовью. Слава Божия ( Рим.5:2 ), спасение ( 1Фес.5:8 ), жизнь вечная ( Тит.1:2 ; Тит.3:7 ), объекты надежды все это слова жизни ( Флп.2:16 ), слова же эти Божьи, Христовы ( 1Фес.2:13 ; Евр. 4:12; 6:1 ) по содержанию и слова веры ( 1Тим.4:6 ) по усвоению. В вере, таким образом, основание надежды, убежище, где она находит то, что ей приятно, что сообщает ей счастливое и радостное настроение πστις λπιζομνων πστασις ( Евр.11:1 ). Но вместе с этим надежда вступает в непосредственную связь с любовью, так как радоваться можно только относительно того, что любишь, что избираешь постоянным определением своей жизни и что осуществляешь в своей деятельности. Апостол радовался, соделываясь жертвою за веру Филиппийцев, сорадуясь в то же время «жертве» их веры, т. е. радуясь служению их веры, которая является жертвою Богу, поскольку её объекты, не вмещаясь в рамках естественного разума, принимаются свободным решением доверчивой любви к Богу ( Флп.2:17 ). Таким образом, радость христианина радость самоотверженного служения верующей любви к Богу и ближним. Христианин радуется с радующимися, плачет с плачущими ( Рим.12:15 ), радуется в страданиях ( Кол.1:24 ), всегда радуется ( 1Фес.5:16 ) и радуется при этом в Господе ν Κυρω ( Флп.3:1 , Флп.4:4 ), т. е. радость его не выходит из сферы Божьей воли о людях. Такая радость венчает скорбный процесс жизни ( 2Кор.6:10 ). Счастливый человек ( μακριος), любя Бога, переносит ( πομνει) искушение, за что и получает венец жизни ( Иак.1:12 ) объект надежды ( Тит.1:2 , Тит.3:7 ). Таким образом, счастье христианина в обладании объектами его надежды, а потому и надежда названа апостолом счастливою ( Тит.2:13 ), поскольку она вводит человека в обладание благами Царства Божия. Любовь

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010