2. Когда установлено таинство миропомазания, ясно Евангелие не указывает. Евангелист Иоанн в своем Евангелии свидетельствует, что Иисус Христос обетовал верующим в Него даровать Духа Святого. «В последний великий день праздника, говорит он, стоял Иисус и говорил: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ин.7:37–38 ). Сие же, замечает евангелист, рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во Имя Его: не убо бе Дух Святый (т. е. еще не было на них Духа Святого), яко Иисус не у бе прославлен» ( Ин.7:40 ). Хотя в этом месте и не указано, посредством какого видимого действия будут преподаваемы верующим необходимые для них дары Святого Духа, но несомненно, что тут разумеются дары Святого Духа, необходимые для всех верующих, а не чрезвычайные дарования, которые сообщаются только некоторым из верующих для особенных некоторых целей, потому что обетование Спасителя о реках живой воды обращено Им безразлично ко всем жаждущим, если они уверуют в Него. – Затем, по воскресении Своем, Иисус Христос обещал апостолам ниспослать Духа Святого и, пред вознесением на небо, повелел им ожидать исполнения этого обетования в Иерусалиме: вы же, говорил Он им, седите во граде Иерусалиме: дóндеже облечетеся силою свыше ( Лк.24:49 ). И вот в праздник Пятьдесятницы, когда было первое собрание Христовой церкви, Дух Святой в стихийных образах бури и огненных языков нисшел на собрание Христовой церкви, и все оно в пророческом восторге начало славить величие Божие. Это знамение Духа Божия должно было произвести на зрителей поразительное впечатление. Ап. Петр, объяснив пораженным и изумленным свидетелям этого чуда, что пред ними воочию исполнилось пророчество Иоиля об излиянии даров Святого Духа на всех верующих, обратился к ним с словами: покайтеся и да крестится кийждо вас во Имя Иисуса Христа… и приимете дар Святого Духа. И в тот же день к собранию церкви Христовой присоединились тысячи новых членов. С этого времени, по свидетельству книги Деяний Апостольских, образ действий апостолов в распространении церкви по всем странам был неизменно одинаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

33), то народ отвечал Ему: „мы слышали от закона, что Христос пребывает во веки, как же ты говоришь, что должен вознесену быти Сыну Человеческому? Кто этот Сын Человческий“? ( Иоан. 12:32–34 ). Из этих слов вышло, что, во-первых, Христос (Мессия и Сын Человеческий – были два однозначущие имени и, во-2-х, что с именем „Сын Человеческий“ соединялось определенное представление, с которым уже никак не мирилось предсказание о смерти этого существа; это равнялось уничтожению самого понятия „Сын Человеческий“ 437 . Или еще пример, Иисус Христос говорит: „Как Отец имеет жизнь в Самом в Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что есть Сын Человеческий“ ( Иоан. 5:26. 27 ). Это „потому что“ чрезвычайно характерно. Оно как раз убеждает в том, что понятие „Сын Человеческий“ было строго определенным, и в него входило представление о власти Сына Человеческого производить суд. Так мы и видим у пр. Даниила и в книге Еноха. Попытка Керля и Стантона доказать противное и их ссылка в этом случае на известный факт во время путешествия к Кессарии Филипповой – едва ли могут быть признаны удачными. В самом деле, Иисус Христос спрашивает учеников: „за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого“? Они отвечали: „одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков“ (Мф. 16:13–14). Из этих слов вовсе не следует, чтобы не существовало определенного представления о Сыне Человеческом, как думают Керль и Стантон, – а наоборот, что такое определенное представление о Сыне Человеческом, как существе если не божественном, то наделенном сверхъестественными качествами несомненно существовало, хотя не было устойчивого представления о лице, носителе качеств Сына Человеческого 438 , – кроме того – несмотря на частое употребление Иисусом Христом в применении к Себе имени „Сын Человеческий», у народа не было полного доверия к словам Иссуса Христа, у них очевидно всегда жило сомнение: да подлинно ли Он Сын Человеческий, сомнение иногда открыто выражавшее, как в приведенном месте из еван.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

3) О Лице Господа нашего Иисуса Христа, Его Божестве и человечестве и о признаках хлыстовских лжехристов. 4) О признаках истинных и ложных пророков. 5) О величии Матери Божией и Приснодевы Марии, с раскрытием учения о назначении женщины христианки. 6) Библейский взгляд на брак и безбрачие, в связи с христианским учением о целомудрии и деторождении, как благословении Божием. 7) Христианское учение о воздержании вообще и о пище в частности, в связи с учением о дозволительности употребления мясной нищи. 8) В виду того великого значения, какое хлысты и скопцы придают данной ими при вступлении в секту клятвы – не выдавать никому тайн секты и до смерти пребывать в ней, как об этом гласит и 10-я заповедь основателя хлыстовщины, Данилы Филиппова: «сии заповеди содержите в тайне, ни отцу, ни матери не объявляйте, кнутом будут бить и опием жечь – терпите. Кто вытерпит, тот будет верный, получит царство небесное, а на земле – духовную радость», – необходима особая беседа о клятве истинной и ложной ( Лев. 19:12 ), клятве Богу угодной и клятве ведущей к погибели, каковы, напр., были клятвы иудеев, – убить ап. Павла ( Деян. 23:14 ) или клятва Ирода отдать голову Иоанна Крестителя жестокой дочери своей ( Мар. 6:23, 26 ). В этой беседе необходимо также указать на право пастырей Церкви именем Господа Иисуса Христа, по данной Им власти, разрешать людей от необдуманной и ложной клятвы. (Прав. Вас. Вел. 29-е). 9) Во всех остальных беседах, какие обыкновенно ведутся с последователями и других сект, как то: о священстве, о св. таинствах крещения, покаяния, причащения и проч., помимо главного содержания беседы, необходимо подчеркнуть понятие о св. таинствах, как средствах единения человека с Богом, при чем, в виду лицемерного принятия хлыстами и скопцами св. таинств, всегда напоминать сектантам, что недостойное и особенно лицемерное участие в св. таинствах еще дальше удаляет человека от Бога, готовя ему вместо оправдания осуждение, ибо говорить св. апостол, «не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» ( 1Кор. 10:21 ), «ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью , то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» ( Евр. 10:26–29 ). «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей, ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и не мало умирает». ( 1Кор. 11:27–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

4 . По прибытии в Вифсаиду Юлию привели к Иисусу Христу слепого и попросили, чтобы Он прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения, и, плюнув ему в глаза, возложил на него руки и спросил его, видит ли он что. Он, взглянув, сказал: «Вижу проходящих людей, как деревья». После этого Господь опять возложил руки Свои на глаза ему и повелел ему взглянуть. Слепой исцелился от слепоты и стал видеть ясно. Господь послал его домой, сказав: «Не заходи в селение и не рассказывай никому в селении». Исповедание Петра, предсказание Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении, и учение о кресте Его последователей Mamф. XVI, 13– 28 ; Mapk. VIII, 27-IX, 1 ; Лyk. IX, 18–27 Из Вифсаиды Юлии Господь направился со Своими учениками прямо на север, в окрестности Кесарии Филипповой. Место, где находилась в древности Кесария Филиппова (современный Баниас), отличается необыкновенною красотою. Город был расположен на одном из отрогов Ермона и почти совсем загорожен множеством возвышенностей и лесов. Растительность и плодородие этой местности необычайны. На западной стороне горы, на вершине которой виднеются развалины древнего города, находится крутой обрыв. Из-под низу его вытекает речка. Это и есть исток Иордана. Пещера, из которой он вытекает, была в древности посвящена языческому богу Пану, почему и город первоначально назывался Панеей. Ирод, получив тетрархию в дар от римского императора Августа, устроил здесь храм в честь его. А когда тетрархию получил сын Ирода, Филипп, то он расширил и украсил древнюю Панею и назвал ее в честь императора Кесарией. Народ же, чтоб отличить ее от Кесарии на приморском берегу, назвал ее Кесарией Филипповой. На пути, желая окончательно разъяснить ученикам Своим Свое истинное мессианское достоинство. Господь спросил их: «За кого люди почитают Меня, Сына человеческого?» Из ответа учеников на этот вопрос можно было видеть, что люди имели еще о Нем неверные представления. Именно, по словам учеников, одни почитали Христа за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, а иные – за Иеремию или за одного из пророков. Может быть, народ не признавал Его Мессиею потому, что Он не объявлял Себя земным царем еврейским.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

51). Когда Иудеи, услышав эти слова, пряхуся между собою, глаголюще: како может сей да­ти нам плоть свою ясти? то Иисус Христос не только не показал ничем иудеям, что они поняли Его непра­вильно, а еще с большею силою и ясностью продолжал Свою речь в том же смысле: аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пите Крови Его, живота не имате в себе. ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный и Аз воскрешу его в последний день. Плоть бо моя истин­но есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво ( Ин. 6:53–55 ). Прибавление слова истинно (ληθς) ясно показывает, что иудеи, соблазнявшиеся обетованием Спасителя дать им Плоть Свою ясти, нисколько не ошибались в разумении слов Его и что Он истинно обетовал им вкушение Своей Пло­ти и Крови. – Точно так поняли эти слова и ученики Иисуса Христа, вследствие чего многие из них, поражаясь мыслию – вкушать Плоть и Кровь своего Учителя, с ропотом говорили: жестоко есть слово сие, и кто может его послушати? И Спаситель, чтобы убедить их в воз­можности такого чудесного вкушения, указал на другое чу­до, на свое будущее вознесение, на которое Он указывал только в редких случаях, как на самое сильное доказательство своей Божественной власти в деле учения и истинности своей проповеди : ведый же Иисус в себе, я ко ропщут о сем ученицы его, рече им: сие ли вы блазнит? Аще убо узрите Сына Человеческого восходяща идеже бе прежде? т. е. это ли вас соблазняет, что Я – хлеб сшедший с неба? Что же будет с вами, когда вы увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде ( Ин. 6:61 − 62)? – Цвинглиане, отрицая действительное присутствие Тела и Крови Христовых в Евхаристии, дают всей этой беседе смысл иносказательный. Основание для такого понимания они указывают в самой же этой беседе, в словах: сие ли вы блазнит?... Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже: глаголы, яже Аз глаголах, дух суть и живот суть ( Ин.6:63 ). Этими слова­ми, говорят цвинглиане, Иисус Христос очевидно направляет своих слушателей к пониманию Его беседы не в буквальном, а духовном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

59 . Новое событие, в котором, к Иисусу Христу снова приступил искуситель, и приступил в лице одного из Его ближайших учеников, имело место при Кесарии Филипповой. О нем передают евангелисты Матфей (XVI) и Марк (VIII). – Иисус Христос спрашивал у Своих учеников, за кого почитает Его народ и за кого почитают, Его они, ученики. По их ответу, люди почитали Его за одного из пророков, а они сами – устами Симона Петра исповедали Его Христом, Сыном Бога живаго. Тогда Господь сказал Петру в ответ; блажен ты, Си мон, сын Ионин; потому что не плоть, и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ея ( Mф. XVI, 13–18 ). Уже из торжественности этого ответа легко усмотреть, как утешительно было для Иисуса Христа исповедание Его богосыновства – это основание Церкви: в Сыне человеческом, который не имел где приклонить голову ( Mф. VIII, 20 ) и со смирением бедного учителя обходил селения Галилеян, ученики признали Сына Божия. Но Иисус Христос был в это время на последнем пути в Иерусалим, где Его вскоре ожидали предсмертные страдания и крестная смерть. С того времени Иисус начал открыто ( Mk. VIII, 32 ), говорить ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, много, пострадать и быт убиту ( Mф. XVI, 21 ; Mk. VIII, 31, 32 ). Он начал говорить об этом открыто потому, что выраженная устами Петра вера учеников служила ручательством их готовности встретить сильнейшее уничижение Учителя. Но не могла ли поколебаться самая вера учеников? И действительно, Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи; да не будет этого с Тобою ( Mф. XVI, 22 ; Mk. VIII, 32 ), выражая этим прекословием не сострадание к своему Учителю, а свое убеждение в несоответствии таких страданий достоинству Сына Божия. Тогда Господь обратившись и взглянув на учеников Своих, сказал Петру: отойди от Меня, сатана; ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое ( Mф. XVI, 23 ; Mk. VIII, 33 ). Затем всему народу и ученикам Он сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Mф. XVI, 24 и сл. Mk. VIII, 34 и след.) и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

(5)Итак, придите и мы поревнуем послушанию учеников, последуем с готовностью за гласом Христа, отряхнем с себя скопище страстей, исповедуем непостыдно Сына Бога Живого и, удостоившись получить обетование, взойдем на гору добродетелей, которая есть любовь, где станем зрителями славы и слушателями неизреченных глаголов. Воистину, как сказал Господь, блаженны очи видящих, что видят, и уши, что слышат то, что многие пророки и цари желали видеть и слышать и не получили желаемого (см. Мф 13:16–17). Итак, придите, изъясним, насколько возможно, изречения Божественных Писаний и предложим вечерю добрым сотрапезникам, всю свою волю устремляющим к Божественному. Предложим же вечерю, соответствующую устремлению, — вечерю Божественных слов, приправленную благодатью Духа, а не чванливой мудростью эллинских речей; не в их учение мы посвящены, но Того, Кто даровал косноязычным ясную речь для проповеди, споспешествуемой благодатью. (6) В Кесарии Филипповой — это Панея, которая была некогда в числе городов знаменитых и называлась городом Филиппа кесаря, а в Божественном Писании именуется Даном (в том месте, где сказано: Давид исчислил народ от Дана до Вирсавии (см. 2 Цар 24:2) , — в этом-то городе Владыка, став среди рабов, иссушил источник кровей у кровоточивой (Мф 9:20–22) , в этом городе исцелил дочь начальника синагоги (Мф 9:23–25) , в этом же городе Он собрал как бы первый собор Своих учеников и — Камень жизни, — устроив престол на каком-то камне, спрашивал учеников Своих, говоря: За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? (Мф 16:13). Он вопрошал неведение человеческое не потому, что не знал, будучи всеведущ, но потому, что хотел светом знания рассеять это неведение, лежащее, как некий мрак, на мысленных очах. Они сказали: одни признают за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или одного из пророков (см. Мф 16:14). Ведь люди видели великую бездну чудес и потому полагали, что Он, вероятно, один из древних пророков, восставший из мертвых и оттого удостоившийся такой благодати. Это очевидно [и из следующих слов]: Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им (Мф 14:1–2).

http://pravmir.ru/slovo-na-preobrazhenie...

60 . Последние дни земной жизни Христа были для Него, можно сказать, непрерывным искушением. Уже то, что обычно называют торжественным входом Иисуса Христа в Иерусалим, сопровождалось для Него страданиями искушения. Доведенный событиями последних лет и особенно недавно пред тем совершившимся чудесным воскрешением Лазаря до крайнего напряжения, народ вышел из Иерусалима навстречу Христу с торжественнымй возгласами: осанна! благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев ( Uoah. XII, 13 ; Лyk. XIX, 38 )! благословенно грядущее во имя Господне царство отца нашею Давида ( Mk. XI, 10 )! Так еще раз и при обстановке более торжественной еврейский народ предлагал Иисусу Христу царство. Фарисеи говорили между собою: весь мир идет за Ним ( Uoah. XII, 19 ). Даже из пришедших на поклонение в праздник некоторые Еллины выразили желание видеть Иисуса ( Иоан.ХХ, 21 ). Тогда пришел час прославиться Сыну человеческому. Но в нем должно было проявиться это прославление? Истинно, истинно говорю вам, сказал Христос: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода и т. д. ( Иоан.ХХ, 23. 24 и след.). Весьма примечательно, что Иисус Христос на народные возгласы и на желание Еллинов ответил теми же словами, какие Он прежде произнес вслед за ответом Петру, при Кесарии Филипповой. Но когда Христос Иисус дал разуметь, какою смертию Он умрет, народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну человеческому? кто этот Сын человеческий? – и не веровал в Него ( Uoah. XII, 32. 33. 37 ). Итак, народ, славя Бога за все чудеса, какие видел ( Лyk. XIX, 37 ), охотно следовал за Иисусом как за царем, но не веровал в Него, из-за тех страданий и уничижений, которые Его ожидали. Тогда душа Господа Иисуса возмутилась от предстоявшего часа страданий и Он сказал: Отче! избавь Меня от часа сего! Когда же Ему ответил голос с неба и было побеждено душевное возмущение, Он сказал: ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон ( Uoah. XII, 27–31 ), как бы указывая тем, что этот князь мира был причиною Его возмущения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

6, 45). Даже Ницше противопоставляет эту внутреннюю неоспоримую реальность «видимости», часто совершенно обманчивой, и с гневом обличает эту особенную ложь как лицемерие. Говоря о последних временах, апостол Павел предупреждает о действии духов обольстителей и учениях бесовских «через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4, 2). Точен и неумолим приговор Спасителя тем, кто внутреннее подменяет одним внешним: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23, 27). Насаждение принципа «прозрачности», осуществляемое СМИ, — непрерывная осада со всех сторон «бастиона человеческой души», крепости нашей внутренней жизни. Попытка создания нового антропологического типа — человека без стержня и без сущности. То есть биоробота. Вся внутренняя жизнь и сущностная реальность постепенно заменяются действиями без содержания. Эти действия не раскрывают никакого внутреннего содержания, потому что все внутреннее сводится к внешнему, которое, разумеется, пусто.   Почему в Евангелии от Марка Христос, исцелив прокаженного, отправляет его с суровым предупреждением: «Смотри, не говори никому?» (1, 40—45) Разве не учит нас Церковь, что Христос Своими чудесами доказывал, что Он Бог? Е. А. Рычков, г. Слободской Всегда мы видим в Евангелии то же правило «тайны Мессии». Да, чудеса свидетельствуют о Его Божественности. Но нельзя думать, будто Он старался прежде всего «явить Свою силу», «показать, Кто Он». Напротив, Господь намеренно скрывает Свое величие, и требует, чтобы не говорили о Его чудесах. И этот суровый запрет относительно Своей тайны Господь сохраняет до часа Крестных страданий. Он напоминает об этом апостолу Петру после исповедания им своей веры в Кесарии Филипповой: «И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем» (Мк. 8, 30). Здесь еще одно доказательство подлинности Евангелия: если бы эта книга была сочинена такими восторженными последователями Христа, которые в апологетических целях были бы готовы на любые преувеличения, они подчеркивали бы только славу, силу, ослепительные Божественные явления Своего Учителя.

http://moral.ru/dom_1111.html

I) Первое и самое главное евангельское место, на которое всегда ссылались и ссылаются защитники папского главенства, представляет следующие слова, сказанные Спасителем апостолу Петру: «Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18–19 ). На основании этих Господних слов паписты заключают, что Церковь Христова: во-первых, основана на апостоле Петре и только на нем одном, и во-вторых, что апостол Петр был поставлен верховным главою Церкви и наместником Бога на земле. Отсюда паписты делают второе заключение, будто и Папа Римский как преемник (?) апостола Петра, является верховным главой Церкви и наместником Бога на земле. Заключение логичное, но если согласиться с ним и принять католическое объяснение вышеприведенных слов Христовых; у нас неминуемо возникает ряд недоуменных вопросов, на которые католическое толкование не дает, да и не может дать ясного ответа. Чтобы яснее представить смысл вышесказанного, рассмотрим вышеприведенное евангельское место в контексте. «Пришедши же в страны Кесарии Филипповой, – повествует евангелист Матвей, – Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: один за Иоанна Крестителя, другие за Илию, и иные за Иеремию или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: Блажен ты, Симон сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты Петр...» и т. д ( Мф.16:13–18 ). Из приведенного Евангельского повествования ясно видно, что со Своим вопросом Господь обращался не к одному только апостолу Петру, а ко всем апостолам вместе: «Иисус спрашивал, сказано, учеников Своих» и еще: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?» На вопрос Спасителя Петр исповедует Его Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010