Общечтимыми считаются как святые, почитаемые во всех Поместных Церквах, так и святые, почитаемые только в одной Поместной Церкви или в неск. Поместных Церквах. При этом Поместные Церкви, совершая К., извещают др. Поместные Церкви о состоявшемся прославлении, и высшей властью этих Церквей имя новопрославленного святого может быть внесено также и в их святцы. Однако это происходит не всегда: в совр. практике вопрос о внесении в святцы имени святого, канонизированного другой православной Церковью, решается отдельно в каждом конкретном случае. В силу определенных причин, как богословского, так и церковно-политического характера, внесение имени святого, канонизированного одной Поместной Церковью, в месяцеслов другой Поместной Церкви может происходить не сразу. Так, К-польский патриарх свт. Фотий I был прославлен в лике святых в 1847 г., в период острого противодействия прозелитизму католиков и представителей иных зап. исповеданий на территории Османской империи (по-видимому, его почитание как святого восходит к IX в.- Византийский И. Свят. Фотий, патр. Константинопольский//ПрибЦВед. 1900. 5. С. 190-201). Эта К. не была воспринята в синодальной Российской Церкви. К 1000-летию преставления патриарха Фотия, 6 февр. 1891 г. (дата была выбрана организаторами приблизительно; с т. зр. совр. науки свт. Фотий умер после 893), в Славянском благотворительном об-ве по нем была отслужена панихида и прочитан ряд докладов. Нежелание российского Святейшего Синода принять К. вызвало возмущение гос. деятеля и публициста Т. И. Филиппова и ответную реакцию историка Церкви И. Е. Троицкого ( Герд Л. А. И. Е. Троицкий: по страницам архива ученого//Мир рус. византинистики: Мат-лы архивов С.-Петербурга/Ред.: И. П. Медведев. СПб., 2004. С. 39). Имя патриарха Фотия постоянно присутствует в месяцеслове офиц. календарей издания Московской Патриархии начиная только с 1971 г. (ПЦК. М., 1971. С. 3); ранее оно было внесено в синодальный календарь на 1916 г. (Правосл. календарь на 1916 г. Пг., 1916. С. 3).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Параллельно Русская Зарубежная Церковь налаживала отношения со старостильными группами. Как уже говорилось выше, несмотря на несогласие с новым календарем, в 1920–30-е гг. РПЦЗ в особых случаях разрешала служить по новому календарю своим клирикам. Разрешалось и сослужение с представителями новостильных Церквей. Но постепенно такой взгляд уступал место более радикальному. На Архиерейском Соборе 1964 г. архиепископ Аверкий назвал греческих и иных старостильников «наиболее стойкими в вере людьми» 1089 . Неудивительно, что Русская Зарубежная Церковь к тому времени считала возможным совершать архиерейские хиротонии для старостильных групп. В 1960–1962 гг. иерархи РПЦЗ Серафим (Иванов), Феофил (Ионеску) и Леонтий (Филиппович) восстановили иерархию одной из старостильных греческих ветвей – так называемым флоринитам. В 1971 г. РПЦЗ совершила хиротесию (фактически хиротонию) над архиереями другой ветви старостильного движения – так называемых матфеевцев, чье апостольское преемство было сомнительным 1090 . Закономерно, что отношения Русской Зарубежной Церкви с Поместными Церквами фактически прекратились. До конца 1960-х гг. в адрес Архиерейского Синода поступали поздравления от некоторых первоиерархов, но постепенно иссякли и они. Во всяком случае, периодика РПЦЗ о них больше не упоминала. На страницах изданий Зарубежной Церкви больше не появлялось сведений о сослужении с представителями каких-либо Церквей. Это неудивительно. Постепенно в РПЦЗ сформировалась большая группа влиятельных архиереев и священников, склонных обвинять в ереси не только Московскую Патриархию, но и Поместные Церкви. Это касалось даже Сербской Церкви, глава которой, Патриарх Герман (Джорич), поддерживал РПЦЗ и в частных разговорах заявлял, что не признает новых прещений Московской Патриархии в ее адрес 1091 . По свидетельству митрополита Филарета, некоторые представители РПЦЗ, например архиепископ Аверкий (Таушев) и архимандрит Константин (Зайцев), ставили «полный знак равенства между Патриархиею советскою и Патриархи-ею Сербскою» 1092 . Протоиерей В. Родзянко в июле 1971 г. не исключал, что РПЦЗ в скором времени разорвет общение с Сербской Церковью 1093 . Хотя этого не произошло, раздражать группу радикалов руководство РПЦЗ все же не хотело. Поэтому хотя случаи сослужения РПЦЗ с представителями Поместных Церквей имели место, это теперь не афишировалось. Русская Зарубежная Церковь постепенно замыкалась в себе и, что особенно прискорбно, не чувствовала ущерба от своей обособленности. С тех пор с положительной стороны действия Патриарха Афинагора она оценила еще один раз – в связи с его отказом признать автокефалию Американской Церкви, дарованную ей Московской Патриархией в 1970 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В разные времена, по рассказам старожилов, на Никольском приходе служили разные батюшки. Так, прихожане с теплом вспоминают отца Вонифатия, отца Григория, которые начинали служить в этом храме. С 1959 по 1971 годы настоятелем Никольского молитвенного дома был иерей Иоанн Косинский, который многое сделал для прихода, многие его помнят до сих пор. (В 1971 году отец Иоанн был принят в клир Рязанской епархии, где прослужил до сана митрофорного протоиерея и благочинного 11 округа и отошел ко Господу 17 декабря 2010 года.) Первоначально Никольский приход располагался в довольно стареньком молитвенном доме, который к тому же находился не в очень удобном месте. Рядом с ним протекала речка Филипповка, берега которой были размыты, и по весне дом всегда подтопляло. Оттого он скоро пришел в еще большую негодность, а, проще говоря, сгнил. И в последствии, когда настоятелем прихода, с 1972 по 1988 год, был назначен протоиерей Александр Теплухин (ныне это игумен Спиридон, клирик Усть-Каменогорского Свято-Троицкого мужского монастыря, духовник Усть-Каменогорского благочиния), старый деревянный дом был снесен, а на его месте был построен новый каменный. И по размерам чуть больше прежнего. Из-за чего, собственно говоря, и возникла вокруг молельного дома шумиха, даже местные власти грозили батюшке судом и хотели завести на него дело. Но спасли положение прихожане - риддерские бабушки, которые в буквальном смысле встали грудью на защиту батюшки, молельного дома и приходского совета. И дом отстояли. Время было трудное, людей буквально сталкивали лбами, а священников выживали из приходов, клеветали на них. После того, как отец Александр Теплухин (ныне игумен Спиридон) был переведен в Усть-Каменогорск, сюда приехал протоиерей Иоанн Спичак. Это был очень трудолюбивый батюшка, резьбой занимался. Еще, находясь на служении в Покровском храме Усть-Каменогорска, он увлекся резьбой по дереву, трудился с утра до вечера, не покладая рук. Но у него было больное сердце, и однажды у него случился сердечный приступ, приехала скорая, ему поставили какой-то укол, но пошла аллергическая реакция, и он скончался. Похоронили батюшку Иоанна на его родине в Акмолинской области. После него с 1992 года по 1996 год настоятелем прихода был назначен отец Виталий Кабатчек. В 1996 году, на Никольский приход был назначен настоятелем священник Игорь Копылов, который и по сей день его возглавляет.

http://sobory.ru/article/?object=15463

В 1932 г. храм перестроили в сельский клуб (разобрали колокольню и купол, перестроили крышу). Осенью 1941 г. Покровский храм снова стал действовать, а в 1949 г. его закрыли окончательно. Здесь был устроен колхозный клуб и библиотека, в доме священника располагалась музыкальная школа и радиоузел. В начале апреля 1971 г. по недосмотру киномеханика в кинобудке возник пожар, крыша частично сгорела. К концу 1971 г. кирпичные стены были разобраны жителями пос. Коротыч на сараи, заборы, мощение улиц, в том числе им вымощена дорога через ярок. Так прекратил свое существование прежний храм Покрова Пресвятой Богородицы. На его месте возник пустырь, а потом танцевальная площадка! Возрождение Свято-Покровского храма в пгт. Коротыч началось с Благословения Высокопреосвященного митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима уроженкам и жительницам села Мария Алексеевна Пономаренко и М.О. Дудко. З 1996 г. эти две женщины постоянно обращались к председателю сельского совета Татьяне Григорьевне Горбаневой с просьбой о помощи в открытии в Коротыче православного прихода и выделения для этих целей помещения. Для соответствующего разрешения потребовались средства, которых у будущего прихода не было. Православный мир не без добрых людей, помощь пришла от жительницы г. Харькова, прихожанки Свято-Троицкой церкви Анастасии Филипповны Сафоновой. Она родилась в семье верующих православных христиан в 1949 г., жила и училась в Коротыче, а потом переехала в Харьков. Как прихожанка Свято-Троицкого храма г. Харькова, она часто делала пожертвования, именно поэтому регент храма М.А. Пономаренко обратилась к ней за помощью в открытии прихода. А.Ф. Сафонова с радостью на которую способны только истинные православные поддержала своих бывших односельчан. Первое собрание прихожан Свято-Покровского храма пгт. Коротыча произошло 11 января 1998 г. в бывшем школьном помещении, которое передал возрождающемуся приходу сельский совет. Председательствовал на этом сборе благочинный 5-го округа Харьковской епархии протоиерей Леонид Мушинский. На собрании был оговорен Устав, избраны члены Приходского совета и Ревизионной комиссии, утвержден состав приходского собрания. Председателем Приходского совета (церковным старостой) стала А.Ф. Сафонова, ее заместителем Галина Павловна Потапенкова, казначеем Ольга Николаевна Еременко, регентом М.А. Пономаренко, председателем Ревизионной комиссии В.М. Пархоменко. В Приходской совет вошли также десять прихожан. 1 апреля 1998 г. Высокопреосвященнейший Митрополит Никодим благословил Антиминс на приход для совершения Божественной Литургии в храме Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Коротыч.

http://sobory.ru/article/?object=04214

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Лазарь (Швец), митр. Симферопольский и Крымский. Фотография. 2015 г. (Швец Ростислав Филиппович; род. 22.04.1939, с. Комарин Кременецкого повята Волынского воеводства, Польша (ныне Кременецкий р-н Тернопольской обл., Украина)), митр. Симферопольский и Крымский. Из крестьянской семьи. В 15 лет поступил послушником в Свято-Духовский скит Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы мужской лавры , затем 2 года нес послушание в Жировицком (Жировичском) в честь Успения Пресв. Богородицы монастыре . В 1957 г. поступил в Минскую ДС. В 1958-1961 гг. проходил срочную военную службу. В 1964 г. окончил Одесскую ДС, в 1968 г.- ЛДА. В 1968-1971 гг. обучался в аспирантуре МДА и работал референтом ОВЦС. По окончании аспирантуры трудился в киевском филиале ОВЦС. 5 марта 1971 г. рукоположен целибатом во диакона, 12 марта - во иерея, служил в киевском в честь Покрова Пресв. Богородицы женском монастыре и в киевском Владимирском кафедральном соборе. 25 июля 1975 г. был переведен в клир Аргентинской и Южноамериканской епархии , где исполнял послушание секретаря Аргентинского еп. Платона (Удовенко ; с 1977 архиепископ). В 1978 г. возведен в сан протоиерея. 20 марта 1980 г. определен епископом Аргентинским и Южноамериканским, патриаршим экзархом в Центр. и Юж. Америке. 1 апр. в Почаевской лавре пострижен в монашество с именем в честь прп. Лазаря Муромского, 7 апр. возведен в сан архимандрита. Епископскую хиротонию Л. 18 апр. в киевском Владимирском кафедральном соборе возглавил Киевский митр. Филарет (см. ст. М. А. Денисенко ). Во время пребывания Л. на Аргентинской кафедре было основано представительство Московской Патриархии при Благовещенском кафедральном соборе в Буэнос-Айресе, построен храм во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, в г. Ланус (пров. Буэнос-Айрес), создан архиерейский хор. 20 июня 1985 г. возведен в сан архиепископа. В 1988 г. в честь 1000-летнего юбилея Крещения Руси Л. добился переименования во имя равноап. кн. Владимира одной из площадей Буэнос-Айреса, на к-рой был установлен памятник св. князю. С июня по окт. 1985 г. управлял Ивано-Франковской и Коломыйской епархией , затем был вторично назначен архиепископом Аргентинским и Южноамериканским.

http://pravenc.ru/text/2462537.html

Ефрем II (Сидамонидзе, 1896–1972), Каталикос-Патриарх всея Грузии в 1960–1972 гг. Захополос , греческий предприниматель, в 1960-е гг. бывал на Афоне. Зосимия Еннатская (Суханова Евдокия Яковлевна, 1820–1935), святая преподобная, схимонахиня Покровского Еннатского монастыря Уфимской епархии. Uakob II (Клеомвротос Евангелос (1907–1987), митрополит Митилинский (1958–1987) Элладской Православной Церкви, участник III Всеправославного совещания на Родосе и празднования 1000-летия Афона в 1963 г. Иеремия (Алёхин Яков Филиппович, род. 1915), иеромонах, выпускник Одесской духовной семинарии, на Афоне с 1974 г., впоследствии архимандрит (1975), настоятель Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне с 1979 г. по настоящее время. Иероним (Карпов), архимандрит, настоятель храма Успения Божией Матери на Городке (подворье Саввино-Сторожевского монастыря) в Звенигороде, кандидат богословия, духовник МДА. Иероним (Коцонидис, 1905–1973), Блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады, председатель Священного Синода Элладской Православной Церкви в 1967–1973 гг., активный участник экуменического движения. Илиан (Ноздрин Алексей Афанасьевич, род. 1932), иеромонах, выпускник Ленинградской духовной семинарии и академии, в 1965–1976 гг. подвизался в Псково-Печёрском монастыре, с 1976 г. – в Свято-Пантелеимоновском монастыре на Афоне, где исполнял послушание секретаря игумена и другие; вернувшись на Родину, в 1989 г. поступил в Оптину Пустынь, принял схиму с именем Илий, в 2009 г. стал духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и перешёл на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Переделкине, в 2010 г. возведён в сан схиархимандрита. Илиан (Сорокин Иван Михайлович, 1883–1971), схиархимандрит, подвизался на Афоне с 1905 г., пострижен в 1908 г., рукоположён в иеромонаха в 1932 г., игумен русского монастыря св. вмч. Пантелеимона в 1958–1971 гг., духовник владыки Василия (Кривошеина) . Илия (Галкин), иеромонах, насельник Свято-Пантелеимоновского монастыря, упоминается в письмах 1964–1969 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Феодосий (Самойлович) Сан-Паульский и Бразильский. Рукоположен в января 1931 года. Скончался 29 февраля 1968 года Димитрий (Вознесенский) Хайларский (в Маньчжурии). Рукоположен 21 мая 1934 года. Скончался 31 января 1947 года. Виталий (Максименко) Восточно-Американский и Джерзийский, член Архиерейского Синода. Рукоположен 23 апреля 1934 года. Скончался 8 марта 1960 года. Иоанн (Максимович) Западно-Европейский и Брюссельский. Рукоположен 28 мая 1934 года, скончался 2 июля 1966 года. Иероним (Чернов) Детройтский и Флинтский. Рукоположен 5 августа 1935 года. Скончался 1 мая 1957 года Григорий (Остроумов) Каннский и Марсельский (Западная Европа). Рукоположен 9 ноября 1936 года. Скончался 7 июля 1947 года Венедикт (Бобковский) Берлинский и Германский. Рукоположен 30 марта 1941 года. Скончался 21 августа 1951 года Феодор (Рафальский) Сиднейский и Австралийский. Рукоположен 25 июля 1942 года. Скончался 5 мая 1955 года Филофей (Нарко) Берлинский и Германский. Рукоположен в 1942 году. Скончался 11 сентября 1984 года Стефан (Севбо) Венский и Австрийский. Рукоположен в 1942 году. Скончался 25 января 1965 года Григорий (Боришкевич) Чикагский и Кливлендский (США). Член Архиерейского Синода. Рукоположен 11 октября 1943 года. Скончался 13 октября 1957 года Александр (Ловчий) Берлинский и Германский. Рукоположен 16 июля 1945 года. Скончался 29 августа 1973 года Афанасий (Мартос) Буэнос-Айресский и Аргентинско- Парагвайский. Рукоположен 8 марта 1943 года. Скончался 3 ноября 1983года Леонтий (Филиппович) Сантьягский и Чилийский. Рукоположен в 1943 году. Скончался 2 июля 1971 года Серафим (Иванов) Чикагско-Детройский и Средне-Американский Рукоположен 24 февраля 1946 года. Скончался 12 июля 1987 года Нафанаил (Львов) Венский и Австрийский. Рукоположен 25 февраля 1946 года. Скончался 26 октября 1986 года Никон (Рклицкий) Вашингтонский и Флоридский. Рукоположен 14 июня 1948 года. Скончался 4 сентября 1976 года Аверкий (Таушев) Сиракузский и Троицкий. Рукоположен 12 мая 1953 года. Скончался 31 марта 1976 года

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рябинин Иван Тимофеевич, крестьянин Олонецкой губернии 97 Савинков (псевд. В. Ропшин) Борис Викторович (1879–1925), писатель, революционный деятель 238, 250 Савонарола Джироламо (1452–1498), религиозный деятель Италии 61 Салтыков (псевд. Н. Щедрин) Михаил Евграфович (1826–1889), писатель 271, 302, 367 Сальери Антонио (1750–1825), итальянский композитор 272 Санников Григорий Александрович (1899–1969), поэт 355 Саушкин Юлиан Глебович (1911–1982), географ 95 Свентицкий (Свенцицкий) Валентин Павлович (1879 или 1881/1882—1931), священник 426 Светлов Михаил Аркадьевич (1903–1964), поэт, драматург 360 Свирский Алексей Иванович (1865–1942), писатель 235 Северянин Игорь (наст. имя Игорь Васильевич Лотарев) (1887–1941), поэт 114 Сейфуллина Лидия Николаевна (1889–1954), писательница 442 Семашко Николай Александрович (1874–1949), врач, деятель большевистской партии, товарищ М. М. Пришвина по гимназии 27–28, 34, 53, 58, 61, 177, 180, 191, 202, 206, 221–224, 263, 272, 292, 317–318, 348, 363, 442, 527 Сент-Экзюпери Антуан де (1900–1944), французский писатель 284 Сергей, муж С. В. Ефимовой 287 Сергий (Радонежский) (1314–1392), русский святой 48, 210 Симонов Константин (Кирилл) Михайлович (1915–1979), писатель 461, 528 Синявский Андрей Донатович (1925–1997), писатель 209, 272 Слепцов Василий Алексеевич (1836–1878), писатель 302 Смирнов Алексей, знакомый М. М. Пришвина по гимназии 37—38 Смирнов Михаил Иванович, директор краеведческого музея в Переславле-Залесском 260 Смирнов Николай Павлович (1898–1978), писатель, критик 26 Смирнова Дарья Васильевна, основательница религиозной секты в Петербурге («Охтенская богородица») 107, 110, 126 Смогалев Филипп, первый муж Е. П. Пришвиной 84 Смогалев Яков Филиппович (ум. 1919), пасынок М. М. Пришвина 84, 199, 525 Смогалева Ефросинья Павловна см. Пришвина Е. П. Соболев Леонид Сергеевич (1898–1971), писатель 235 Соболь Андрей (наст. имя Юлий Михайлович) (1888–1926), писатель 241 Соколов-Микитов Иван Сергеевич (1892–1975), писатель 7, 76, 94, 114, 197, 199, 495, 498, 530.

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

2) Дела церквей Новгор. епархии в надлежащем порядке, сброшюрованные по каждой церкви в отдельности, в количестве 51 папки. 3) Личные дела священно– и церковнослужителей, сброшюрованные в 87 папках 4) Список свободных вакансий на 25 декабря 1956 г. 5) Список пенсионеров по епархии на это же число. 6) Ориентировочная финансовая смета по епархии на 1957 г. в черновом виде. 7) Для начинательного баланса, как помощь, митр. Елевферием выделено 50 тыс. рублей. Среди подписавших Акт значится и настоятель кафедр, храмов (Ильинского и Филипповского) в Новгороде в 1954–1966 гг. прот. Александр Иванович Ильин (1895–1971), учившийся в СПБДС и ДА в 1910–1916 гг., магистр богословия ЛДА 1957, служивший в царской и Красной армии в 1916–1922 гг., иерей с 1922 г., прошедший Гулаг в 1936–1944 гг. [См. подробнее в сб. «Пострадавшие за Христа», изд. ПСТБИ 1997 г., т I, с. 495 – со ссылкой на статью о. Анатолия Малинина в газ. «София», Новгор. 1994 г.]. 21 марта 1957 года был составлен дополнительный акт о передаче еп. Сергию еще двух книг его же резолюций [как викарного епископа Ленинградской епархии] за период с 22 ноября 1955 г. по 14 декабря 1956 г. и переписки с Уполномоченным по делам РПЦ по Новгор. обл. за 1956 год. [Личное дело архиеп. Сергия, ч. II, лл. 53–55,60–62.]. 237 Как отмечено в основном тексте, перевод в Казанскую епархию Указом Патриарха и Синода от 7 ( в моем тексте ошибочно – 25) октября 1967 года из–за болезни еп. Сергия оказался чисто номинальным, м.б. даже только политическим прикрытием «аннексии» Новгородской епархии Ленинградским митрополитом Никодимом, возможно и с благой целью ее спасения от атеистического натиска. Но в какой степени это ему удалось – трудно сказать. 23/24 октября Указом Патриарха еп. Сергий был освобожден от управления Казанской епархией с предоставлением отпуска для лечения и отдыха, который в размере 3–х месяцев был благословлен Патриархом еще 20 октября епископу Сергию, прибывшему в Москву по вызову Патриарх 18 или 19 числа., 238 Ошибочная и неудачная фраза. На с. 82 и 83 оригинала (здесь с. 245 и 247) автор пишет, что и в 1953 и в 1960 гг. в епархии было всего 40 храмов, из них 6 городских. К сожалению, автор приводит в тексте совершенно не согласованные данные о числе закрывавшихся храмов, не замечая этого. Так на с. 251 (85 – оригинала) пишет: на 1 января 1961 года в области действовало 5 городских церквей и 29 – сельских [всего 34]; на с. 259 (в оригинале на с. 91): С 1960 по 1962 год в ... епархии ... закрыты 16 православных храмов [т.е. осталось всего 24], а чуть ниже: на первое января 1962 года...: действующих церквей – 27... и тут же: В это же самое время на 1 января 1962 года на новгородской земле ... были закрыты... 5 – в период 1941– 1960 годов, 7 – с начала 1960 года...[т.е. осталось 40 – 7=33]. Число же (25) открытых церквей ко времени приезда митр. Никодима не внушает сомнения. Трудно ли было самому автору выявить реальные даты закрытия 15 храмов по епархии, начиная с 1960 года?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

С. 203. Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова (I b. н. э.) — последняя из книг Нового завета, содержащая пророчества о конце мира и Страшном суде. К многозначным образам этого памятника раннехристианской литературы обращались многие поэты и художники. Достоевский не раз прибегает к апокалипсической символике, раскрывая тему кризиса буржуазной цивилизации. В момент создания «Идиота» он перечитывал поэтическое переложение части Апокалипсиса (гл. 4-10), публиковавшееся в это время А. Н. Майковым в «Русском вестнике» (1868. которое он находил «великолепным» (XXVIII, кн. 2, 298). Ниже Лебедев использует ряд изречений и образов из гл. 6 Апокалипсиса («конь вороной», «всадник, имеющий меру», «конь бледный» и др.). 77 С. 203. Ибо нищ и наг… — также выражение из Апокалипсиса: «…ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (гл. 3, ст. 17). 78 С. 203… а на фоминой богу душу отдали. — Фоминой называется неделя, идущая вслед за «святой» — пасхальной. 79 С. 204. Бонтонно — благопристойно (от франц. bon ton — хороший тон). 80 С. 206. …«Дом потомственного почетного гражданина Рогожина». — Домом Рогожина принято считать дом на бывшей Гороховой улице в Петербурге (ныне ул. Дзержинского; см.: Саруханян Е. Достоевский в Петербурге. Л., 1970. С. 187–188); однако московский исследователь Г. А. Федоров полагает, что в описании дома Рогожина отразились и характерные особенности московских фамильных домов родственников Достоевского Куманиных ( Федоров Г. Москва Достоевского//Лит. газ. 1971. 20 окт. 81 С. 209… «История» Соловьева… — К 1867 г. вышло 17 томов «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева (В 29-ти т. 1851–1879). Достоевский включал «Историю» Соловьева в список литературы, рекомендованной им для образования подрастающего поколения (XXX, кн. 1, 212, 237, 372). 82 С. 212. Ономнясь (обл.) — недавно, несколько дней тому назад. 83 С. 213. …был такой один папа и на императора одного рассердился — «Это стихи, говорит» — о том, как этот император в эти три дня заклинался отомстить тому папе. — Настасья Филипповна читает Рогожину стихотворение Г. Гейне «Генрих» (1822; вошло в 1843 г. в более пространной редакции в цикл «Современные стихотворения»). В русском переводе оно появилось в 1859 и 1862 гг. Стихотворение посвящено одному из эпизодов борьбы между германским императором Генрихом IV (1050–1106) и папой Григорием VII (1020 или 1025–1106). 84

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010