Предисловие Христос не отвергает ни раба, ни господина, приходящих к Нему. Ибо один Господь всех – Он, а больше Отец. И это видно как из многих других, так и из этого послания, в котором Филимон – господин, а Онисим – раб: оба, чтобы не сказать больше, возлюбленные Павла. Филимон с самого начала был замечательнейшим мужем: Фригиец по происхождению, верный по образу жизни, помогающий святым в нуждах и творящий милостыни. Онисим – сначала бежавший невольник: он украл деньги из дома Филимона и бежал. Будучи в Риме, он услышал (проповедь) Павла и от него, находящагося в узах, оглашенный и крещенный, сам сделался достойным удивления человеком. Посему апостол, считая не полезным, чтобы Филимон печалился по случаю дурного поступка и бегства Онисима, и желая залечить рану его сердца, которую он получил от раба, посылает Онисима к нему с этим одобрительным посланием. Некоторые, однако, говорят, что не следует причислять это послание к прочим, так как оно касается маловажнаго дела; но посмотри, сколько пользы от него. Во-первых, оно научает нас иметь заботу и о тех, которые, по видимости, незначительны, как и Господь говорит: «да не презрите единаго от малых сих» ( Матф. 18, 10 ). Во-вторых, что если раб, такой неразумный и недобрый, обратился, то не должно никому отчаиваться за себя и особенно тем, которые выросли на свободе. В-третьих, не должно под предлогом благочестия отторгать рабов от господ, если они не желают. В-четвертых, не должно с презрением относиться к рабам добродетельным и не стыдиться их, когда Павел называет чадом своим Онисима. Посему, кто же не удостоит причислить к прочим посланиям и это, заключающее в себе столько полезнаго. Флм.1:1 Павел, узник Иисуса Христа Тотчас с самого начала научает господина не стыдиться своего раба, сделавшагося сорабом. Ибо ради Христа все прекрасно, даже узы, которым и сам он радуется, так что и называется по ним. Этим он сильно упрашивает, показывая, что содержимому в узах за Христа справедливо сделать удовольствие. И Тимофей брат.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Однако незадолго до смерти Сильвестр призвал митрополитов и попытался разыграть ту же комбинацию, что и первые греки на Иерусалимском престоле, а именно – при жизни передать архипастырскую власть своему племяннику, митрополиту Латакии. Может быть, это было стремление не столько к эллинизации Антиохийской церкви, сколько к установлению теократической династии, явления, не такого уж редкого на Христианском Востоке. Однако митрополиты, равно как и миряне, не согласились с желанием Сильвестра. Вспыхнули раздоры, митрополиты разъехались по епархиям, так и не приняв никакого решения. 1313 Взаимные конфликты и непомерные амбиции архиереев и стоявших за ними региональных элит, неспособных прийти к единому мнению, и послужили главной причиной установления «ксенократии». Уровень этнического самосознания арабских митрополитов и аянов в XVIII века не позволял им воспринять православных арабов как особый субэтнос, имеющий разные интересы с греками. К этому следует добавить ослабление сирийской православной общины в условиях католического натиска и заинтересованность ее в греческой и османской поддержке. Фанариоты же, во главе с тогдашним вселенским патриархом Самуилом, активно стремились к полному подчинению Константинополю всех поместных церквей Востока. После смерти патриарха Сильвестра в марте 1766 г. митрополиты начали переписываться по вопросу о его преемнике, и каждый предлагал себя. Соперников примирила лишь кандидатура бывшего халебского митрополита Софрония аль-Килизи. Араб по происхождению, авторитетный церковный деятель, он долгие годы прожил в Палестине и Константинополе и не был связан ни с одной из сирийских региональных элит. Софроний, однако, отказался от нелегкого бремени патриаршей власти, и Константинопольский синод во главе с тремя восточными патриархами возвел на антиохийский престол халебского митрополита грека Филимона. 1314 Сам факт поставления в Константинополе патриарха-грека не вызвал в Сирии каких-либо протестов. Более того, христиане встретили его с воодушевлением, ожидая от нового патриарха улучшения положения своей общины, но быстро разочаровались в нем. Филимон, «муж малоученый и любочестивый», не сумел найти общего языка со своей паствой. Ее раздражали и непомерные денежные поборы, и нарушения патриархом правил монашеской жизни (например, употребление мяса). Вместе с вакилем Джерисом Филимон вывез украшения Сайданайского монастыря, чтобы продать их на покрытие своих расходов. Объезжая епархии, Филимон добрался до Латакии, где внезапно умер (6 июля 1767 г.). Христиане не жалели о его смерти и говорили, что это Божья кара за разграбление Сайданайской обители. 1315

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

33:6 В стихе речь идет о мессианских временах. 33:7–12 В час, когда народ Иудеи уже утратит всякую надежду на спасение (ст. 7–9), Господь поднимется на его защиту (ст. 10) и погубит Ассирию (ст. 11,12). 33 сильные их. Евр.: «ариелим» жители Ариила или Иерусалима (см. ком. к 29,1). кричат... плачут. Отчаяние жителей Иерусалима. 33 Ливан... Сарон... Васан... Кармил. Местности, покоренные и опустошенные ассирийцами. 33 Ныне Я восстану. Теперь, когда жителям Иудеи уже не на кого надеяться и неоткуда ждать помощи, Сам Господь встает на их защиту. 33:11–12 Господь устами Исаии возвещает о том, что Он разрушит планы Ассирии. 33 Слушайте... познайте. Господь через пророка обращается ко всем народам, чтобы они извлекли урок из участи Ассирии, ибо это участь всех, противящихся воле Божией. дальние... ближние. Слово Божие обращено ко всем людям, как иудеям, так и язычникам (57,19). 33 грешники... нечестивыми. См. ком. к 1,27. на Сионе. См. ком. к 1,8. кто из нас может жить при огне пожирающем? По мысли Исаии, этот вопрос должен подтолкнуть грешников к покаянию и пробудить в них желание жить в согласии со святой волей Божией ( Пс. 15,1; 23,3 ). при огне пожирающем. Образ суда Божия. 33 обитать на высотах. Т.е. вместе с Самим Богом (ст. 5). неприступные скалы... вода. Господь хранит праведника (4,6 и ком.; ср. Пс. 17,1–3 ) и заботится о его хлебе насущном (49,10; 55,1.2.10; 62,9; 65,13; ср. 30,20). 33:17–24 Исаия провидит Царя Славы среди своего народа. 33 Царя. Пришествие Мессии и утверждение Царства Божиего превосходят в своем величии все прежние явления Славы Божией (ср. Пс. 44,3.4 ; см. ком. к 32,1). землю отдаленную. Точнее: «землю, далеко раскинувшуюся». Царство Мессии раскинется далеко и охватит практически всю землю. 33 свирепого... с языком... непонятным. Здесь имеются в виду не только ассирийцы, но любые другие враги народа израильского. 33 непоколебимую скинию. Символ вечного пребывания Господа с Его народом. 33:21 Господь станет оплотом и надеждой народа Божия и никто, никакая сила в мире не сможет отлучить народ от его Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

29. Прокопий: Долгая жизнь кажется длинной, но, пролетая, оказывается призрачнее сна и тени. 30. Филимон: «Сира, Сира, что там у нас, как дела? " Никогда не спрашивай об этом, когда видишь старика Или какую-нибудь старуху, ибо тотчас узнаешь, что дела плохи. 31. Герод: Как только шестидесятое солнце обогнешь, О Грилл, Грилл 25 , умри и стань пеплом! Так как за этим у жизни слепой финал 26 . 32. Филимон: Бывает разум у юных и у старых – неразумие, ибо не время учит разуму, но правильное естество и правый образ жизни. 33. Демокрит: Старость и бедность – вот две неизлечимые раны. 34. Древняя поговорка: дела – у более юных, Советы же силу имеют у более старых. 35. Старость львов лучше полных сил оленят. 36. Благо для юности – сила и красота, для старости же – цветок благоразумия. Слово 42-е. О терпении и долготерпении 1. Лк. 21, 19 : Терпением вашим спасайте души ваши. 2. Иак. 5, 10–11 : В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. 3. Притч. 15, 18 : Терпеливый муж угасит суды, нечестивый же воздвизает паче. 4. Сир. 2, 4–5 : Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения. 5. Сир. 22, 27 : Оставайся с ним (с ближним) во время скорби, чтобы иметь участие в его наследии. 6. Свт. Василий Великий : Пусть заповедь Божия живет с тобою неразлучно, непрестанно сообщая тебе как бы некоторый свет и озарение для суждения о делах. Она, заранее приняв на себя надзор над твоею душою и предуготовив в ней верные мнения о каждой вещи, не попустит, чтобы ты изменялся от чего-либо с тобою случающегося, но сделает, что с предуготовленною мыслию, подобно утесу, находящемуся близ моря, без опасно и непоколебимо выдержишь удары сильных ветров и волн. 7. Свт. Григорий Богослов : Лучше торопливости – долготерпение, а самоуверенности – способность соглашаться.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев. Ибо гнев человека не творит правды Божией ( Иак.1:19-20 ). Программное присловие для новичка: «Слушай, слушай, слушай», — в простой и безыскусной форме в чем-то напоминает слова святого апостола. В пьяной жизни я, как правило, слушал свое больное, алкоголизированное эго, поэтому, если я пил в одиночку, я часто даже сам с собой разговаривал. Мне трудно было слушать другого человека, а уж тем более слышать. Из-за этого я не мог слушать и слышать себя самого и боялся остаться наедине с собой. Гнев, мой частый спутник, помогал мне переключиться на других людей и тем самым не соприкасаться со своим «я», тем более, что эта встреча не сулила ничего радостного. Пьянство, похмелье, депрессия — вот знакомая череда состояний, которая сопровождала меня, словно надежный конвой в течение всей моей алкогольной жизни. Когда я приходил на первые собрания АА, я не верил, что эти протрезвевшие пьяницы, говорившие с такой откровенностью о своих недостатках, искренни. Но позже, в процессе выздоровления, я научился слышать другого человека, научился верить ему. Гнев стал для меня «непозволительной роскошью», и я не позволяю гневу завладеть моим сознанием и сердцем. Сегодня в Церкви прославляются святые мученики Филимон, Аполлоний, Ариан и Феотих, пострадавшие за веру в Египте при императоре Диоклетиане (286–287). Ариан до своего обращения в христианство был гонителем христиан. Аполлоний, убоявшись предстоящих страданий, упросил музыканта-язычника Филимона переодеться в его одежды и принести за него жертву идолам. Но неожиданно Филимон исповедал себя перед язычниками христианином. Аполлоний раскаялся и также исповедал Христа. Их мучитель Ариан убил обоих, а потом нежданно получил исцеление на могиле Филимона, раскаялся и обратился в христианскую веру. Я не надеялся, что Господь найдет меня на свалке жизни, пьяного и раздавленного, и с любовью прижмет к Себе и излечит. Я еще долго рядился в одежды бравады и равнодушия, но Господь терпеливо ждал, пока я смирюсь и начну трезветь. Люди, которых общество почти похоронило заживо, оказались тем прахом, который исцелил смертельные раны. Передавать другим мой опыт трезвости — это та малая лепта, которую я сегодня могу положить в копилку вечности и которой в какой-то степени могу отблагодарить милосердного врача — Господа Христа. 28 декабря. Литургическое чтение: Мк.9:33-41

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Соловецкий монастырь. С. 443. 32 О близости соловецкого писателя патриарху Иосифу говорит то, что патриарх доверил ему подготовку к печати текстов “Лествицы” и “Аввы Дорофея”, а затем назначил его архимандритом в Ипатьевский монастырь, см. Николаев Н. И. Об источниках московского издания Лествицы 1647 г.//СПб., 1993. С. 283. 33 В том же 1652 г. были обретены мощи благоверного князя Даниила Московского в надежде на его церковное прославление (см. Голубинский Е. Е. История канонизации святых. С. 190). 34 По недосмотру составителя “Канона” имя Пимена Печерского оказалось включенным в собор Киево-печерских святых дважды — в 3-й песни (тр. 2) и в 1-й песни (тр. 5). 35 Упомянутые в этом тропаре преподобные Леонид и Филимон остаются нам неизвестными. Едва ли соловецкий писатель имел в виду преподобного Леонида Усть-Недумского, основателя одноименной пустыни близ Устюга, который во время создания “Канона” был еще жив, а умер в 1654 г.). Имя Филимона также отсутствует в русских святцах. Нам известен только один подвижник с этим именем — Филимон Белозерский, который, будучи современником Нила Сорского, в кон. XV — нач. XVI в. основал скит вблизи Ферапонтова монастыря, в котором его ученик Геннадий Пустынник в 1511 г. переписал книгу “Рай”, см. Каган М. Д. История библиотеки Ферапонтова монастыря//Книжные центры Древней Руси. XI–XVI вв. Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 130–131. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкование на послание к колоссянам Святитель Феофан Затворник вошел в историю Церкви своими духовными наставлениями и переводами древнехристианской аскетической литературы. Но не менее важное место в наследии святителя Феофана Затворника занимают толкования Нового Завета («Евангельская история о Боге Сыне» и «Толковый Апостол» — «Послания апостола Павла изъясненные святителем Феофаном Затворником»). Предлагаемое здесь «Толкование на послание к Колоссянам» — часть «Толкового Апостола» святителя Феофана Затворника — «Посланий апостола Павла, изъясненных святителем Феофаном Затворником». Послание святого апостола Павла к колоссянам истолкованное святителем Феофаном ВВЕДЕНИЕ 1) Сведения о христианском в Колоссах обществе. Колоссы — фригийский город (в Малой Азии) на реке Лике, недалеко от впадения се и Меандр. Древние историки называют сто городом большим и богатым. В средние века он стал называться — Хоны; ныне — местечко. В соседстве с ним близком находились города Иераполь и Лаодикия. Вера колоссян в Господа Спасителя — от апостола Павла; но, вероятно, не непосредственно, а чрез учеников его. Видится, что сначала обращен был святым Павлом Епафрас, за ним Филимон с семейством своим; а они потом распространили святую веру не в Колоссах только, но и в Иераполе с Лаодикиею. Колоссы находились в постоянных торговых сношениях с Ефесом. Посему можно полагать, что означенные лица обращены святым Павлом в этом городе, если не в какой-либо из двукратных переходов его чрез Фригию. Епафрас, можно полагать, обращен пораньте других и, пребывая при святом Павле, получил от него полное наставление в предметах веры, так что почтен способным и иных научать. Когда потом обращен был Филимон и возвращался восвояси, то Апостол не усумнился послать с ним в те страны Епафраса и поручить ему там проповедь Евангелия,— что он и исполнил и за что именуется от святого Павла соработником (ср.: Кол. 1, 7). Филимоново семейство помогало ему в этом. Посему в Послании к Филимону Апостол называет Филимона споспешником своим, а Архиппа, сына его, — совоинственником (ср.: Флм. 1, 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

В 14-й день. Святых новоявленных мученик Круглеца, Нежила, Кумца, во св. крещении нареченных: Антония, Иоанна и Евстафия, пострадавших в Литовской земли в Вильне за православную веру христианскую, 450–456 об. Нач. «Сии беша от града Литовского Вильны, огню и ти служаще.» В 16-й день. Мучение свв. Хионии, Ирины и Агапии, мучившихся в Фессалоникии, л. 458–465 об. Нач. «По пришествии и явлении Господа нашего Иисуса Христа. Елико боле благодети первых, толико больши победа святых.» В той же день Препод. Филимона отшельника, слово полезно зело, л. 466–476. Нач. «Глаголаху о отци Филимоне отшельнице, яко вселися в некую пещеру». Слово св. Филимона о трезвении умном, л. 476–480. Нач. «Рече снятый Филимон, яко прииде ко мне некогда некий старец и вопрошен быв от мене». Слово о терпении св. Филимона, л. 480–482. Нач. «Поведа нам ученик отца Филимона, яко седящу ми некогда близ того». Слово о трезвении св. Филимона, л. 482–488 об. Нач. «Поведа нам брат о святем Филимоне, яко к инем его добродетелем». Поучение св. Филимона, (о хранении сердца и о любви к Богу), л. 488–491. Нач. «Рече святый Филимон: подобает убо прикоснувшемуся ревностному житию». В 17-й день. Житие св. Акакия, бывшего Митрополита в Мелетии, л. 492–515. Нач. «Сего убо Мелетийский град воскорми и великий некако возрасти по роду». Память Преп. Зосимы игумена бывша Соловецкого монастыря, л. 516–523 об. Нач. «Сей Зосима бяше от села великого зовомого езера Онега, области великого Новограда». В 18-й день. Прел. Афанасии чудотворицы, л. 521–527. Нач. «Сия присновоспоминаемая, иже и бессмертию тезоименитая». В 20-й день. Житие Преп. Александра новопросиявшего в Каргопольской стране, сведено вкратце, л. 528–558 об. Нач. «Бысть муж стер северныя страны, от области Белоезерския». В 21-й день. Память св. великомученика Феодора в Пергии Памфилийстей, л. 551 – 559 об. Нач. «В царство Антониново обладающу Феодору Пергиею Памфилийскою». В 22-й день. Житие вкратце и мало от чудес Преп. Феодора Сикеота л. 560–607 об. Нач. «Преподобный отец наш Феодор родися во время Иустиниана царя в Галатстей стране».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Наши ссылки по второму изданию). Мы находим здесь точную формулу «Иисусовой молитвы». Нам сообщается, что молодой монах был научен египетским пустынником Филимоном иметь всегда в своем сердце «тайное занятие» (kryptén meléten. C. 349-а). Монах, как «не посвященный» («amýetos») в точный смысл этих слов, не понял и спросил: «Отче, что такое тайное занятие?» (С. 349-b). Филимон ответил: «Иди, трезвись в сердце твоем и говори трезвенно в помышлении твоем со страхом и трепетом: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня«». И он объяснил подробнее: «Внимай себе тщательно и храни твое сердце не принимать дурные помыслы... но всегда – и во сне, и в бодрственном состоянии, и при еде, и при питии, и в обществе других, твое сердце тайно в помышлении (kryptôs kata dianoian) или да упражняется в псалмах, или же да молится: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня»» (Proseuchéstho to Kýrie Iesoû Christé, Yié toû Theoû, eléesón mé. – C. 349-b). Для определения даты этого «Слова» у нас имеются следующие указания. Оно должно было быть написанным после V в., так как оно упоминает «блаженного Диадоха » (С. 349-b). Оно не может быть позднее XI в., так как на него ссылается Петр Дамаскин (Творения его в Филокалии, II. С. 8–108. Относительно хронологии см.: Gouillard J. Pierre Damascéne. – Echos d " Orient, 1939). Петр Дамаскин дважды упоминает Филимона: один раз в связи с молитвою (С. 38-а) и другой раз, когда в начале своего компилятивного труда он перечисляет свои источники. Филимон помещен в конце списка непосредственно после Дорофея (С. 3-а). Петр Дамаскин не ссылается вообще ни на одного писателя более позднего, чем Иоанн Дамаскин . Мы можем заключить из этого, что он считал Филимона древним «отцом» и «учителем», принадлежащим к периоду не позже Иоанна Дамаскина , т.е. не позднее VIII века. Текст «Слова» подтверждает это заключение. Общие условия, описанные в нем, относятся к периоду до арабского завоевания Египта (640 г.). Например, свободное путешествие по церковным делам в Константинополь и обратно упоминается как самое обыкновенное происшествие (С.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

— Ступай сюда, Аннушка, помогай нам, давай свечи… Девочка с сияющими глазами подавала жёлтые «катанки». Бабушка Татьяна, крестясь за каждою, брала их и, расщепив кончик чистого воска, налепляла на ветку. Из того же заветного сундука Ефросинья достала пучок суровых ниток, и с их помощью я развесила пряники и орехи. — Господи, красота-то какая! — шептала баба, обходя со всех сторон деревцо. — Вот оно, ёлка-то Господня, што значит. Слыхать-то от людей слыхала, а видать не приходилось… Пока я заваривала в котелке чай (который нам потом пришлось пить по очереди из трёх глиняных кружек), хозяева с ребёнком и Артамоном куда-то исчезли и затем все вернулись с чисто вымытыми лицами и руками. Бабушка Татьяна зажгла все свечи на ёлке; тишина в эти минуты в избе стояла напряжённая. Затем, поставив пред собою ребёнка, старуха положила на её плечи руки. — Ну, ребятушки, кто как может подтяните старухе, — и, подняв свои ясные, серые глаза к тёмному образу, венчавшему верхушку, она запела, выговаривая с особым благоговением каждое слово: Рождество Твое, Христе Боже наш… Воссия мирови свет разума… Я вторила ей, и сердце моё дрожало от умиления. Артамон подхватывал последние слова каждого стиха, голос его тихо гудел и прерывался. Филимон громко, заикаясь, шептал слова молитвы. Ефросинья, лёжа на полу, охватив руками голову, рыдала, стараясь заглушить душившие её слёзы. Господи, слава Тебе! — допели уже все в голос. — Ну, теперь, христиане, поцелуемся… Хозяйка, ступай сюда!.. Ефросинья поднялась. Её некрасивое тёмное лицо, смягчённое слезами, светилось такою радостью, что казалось даже красивым. Тяжело переводя дух, она встала с колен. — С праздником, хозяюшка! Спасибо за кров и привет! — бабушка Татьяна трижды поцеловалась с ней. — Спаси тя Христос, родная! Спаси тя!.. — шептала Ефросинья. — С праздником, хозяин! Филимон несколько раз утёр рукавом рот. — С праздником, родная! Ох, и праздник же ты нам принесла! — С праздником, Артамон, возница непутёвый! — Пути-то Господни, матушка Татьяна Осиповна, ишь к какой радости привели!

http://azbyka.ru/deti/sbornik-rozhdestve...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010