II. Место и время Вероятно, что писано сие послание от Павла в Македонии, около 69 года, по Рождестве Христове. III. Случай 1) Погрешностей в Церкви Критской исправление и учреждение пресвитеров, от Тита произвестись долженствующее Тит.1:5 , и проч. – а) Лжеучители, между Критянами живущие и их повреждающие ( Тит.1:10–13; 3:9–11 ). – 3) Желание Тита в Никополе видеть и самолично дать ему наставление о разных делах. Тит.3:12 . IV. Разделение Сие послание имеет две части, из коих: В 1-й рассуждает он о учителях. Тит.1 . Во 2-й о слушателях, кои к благочестию возбуждаются, с прибавлением притом разных рассуждений. Тит.2; 3 . V. Места особливого примечания достойные Тит.1:2,6–9,16; 2:2,4–7,9,14; 3:1–8,14 . § 30. О Послании святого апостола Павла к Филимону I. Лицо, к коему Павел писал Оное есть Филимон ( Флм.1 ), которое имя по началу своему есть греческое, и значит любезного, или возлюбленного. Сей Филимон без сомнения был гражданин колосский: ибо апостол Павел Послание к колоссаям посылал с тем же самым Онисимом, с которым послал к Филимону. Из Кол.4:9 видеть можно, что Онисим был родом из Колосса; а как рабы в то время был я из рода самих господ ( Флм.16 ); то вероятно, что отечество Филимоново было одно с Онисимовым; да и в Флм.2 к Филимону, целует Архиппа, жившего в Колоссе ( Кол.4:17 ). Он именуется также от Павла в Флм.1 споспешником, из коего наименования заключить должно, что Филимон был из числа церковных служителей, или старейшин, но Апфия, о коей упоминает Павел в Флм.2 , жена ли была Филимонова, то совсем не известно, и из того, думаю, утвердить не можно, что она наперед упоминается Архиппа; а что Филимон был богат и щедр, то видеть можно из Флм.2,7 . II. Время Послание писано Павлом в Риме, во узах ( Флм.1,9,10,13,23 ) первых: ибо обнадеживает прийти ( Флм.22 ) в тоже время, в которое и к Колоссаям, и потому в 67-е лето по Рождестве Христовом. III. Случай Онисим, по учинении воровства, из дому Филимонова бежал, пришел в Рим, и чрез Павла во узах был обращен ( Флм.10 ); когда же Павел узнал причину побега его, то велел ему возвратиться к господину, и дабы удобнее он мог с ним примириться, написал сие послание просительное, в коем ничего такого не упустил, чтобы ко истребованию прощения рабу, убежавшему и изменившему, могло быть надобным.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Раб Онисим, убежал от своего верующего господина Филимона и сильно ему навредил, но Филимон должен после своего крещения «принять его навсегда» (Флм 15;) «не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного […] и по плоти и в Господе» (Флм 16;). «По плоти» брат, подчеркивает Павел, и предостерегает при этом от того опасного лжетолкования всех «привилегированных» христиан, которые допускают единение с христианами, уважая их и признавая их право лишь в богослужении, а далее его не распространяя. По плоти брат Филимона! Филимон должен по-братски принять раба, как если бы это был сам Павел (ст. 17), не вменять ему в вину причиненный вред (ст.18). Филимон должен сделать это добровольно, хотя Павел мог бы возыметь и дерзновение попросить его здесь (ст.8-14), и Филимон определенно сделал бы больше, чем потребовалось бы (ст.21). По плоти брат, поскольку крещен. Останется ли отныне Онисим в рабах своего господина Филимона — их отношения друг к другу станут теперь уже другими. Благодаря чему? Свободный и раб стали членами Тела Христова. Отныне в их общности живет, как в маленькой келье, Тело Христово, община. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:27; и след.; Кол 3:11;). В общине один для другого более не свободный или раб, мужчина или женщина, но член Тела Христова. Конечно, это не означает, что раб отныне уже не раб и что мужчина перестал быть мужчиной. Но это еще далеко не значит, что отныне и впредь в общине каждый будет рассматриваться на основании этого как иудей или эллин, свободный или раб. Как раз это и должно быть исключено. Мы рассматриваем друг друга только как участников в Теле Христовом, разумея, что мы вместе — единое в нем. Иудей и эллин, свободный и раб, мужчина и женщина теперь едины как часть общины Тела Христова. Где они совместно живут, говорят, действуют — там община, там они во Христе. Но при этом также решительно определяется и изменяется их единение. Жена повинуется мужу «в Господе», раб служит Богу, если служит своему господину, господин знает, что он также имеет Господа на небесах (Кол 3:18; — 4:1;), но отныне они братья «и по плоти и в Господе».

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Итак по причине вмешательства главного врача Мустафы Ефенди алеппинца, и врача в царских палатах Мансура так же алеппинца и брата алеппского митрополита Максима, и по причине покровительства их алеппским папистам и Максиму, не возможно было освободить алеппскую митрополию и церковь её от преобладания тамошних папистов, которые возвратили из заточения Максима, так что он остался в Алеппе. 1757 год. Когда же помянутый главный врач и главный евнух сосланы были в Каллиполь и там умерщвлены, тогда епископом в Алепп назначен был Филимон, а Максим убежал на Ливанскую гору, это убежище папистов, – митрополия же алеппская причислена была к престолу патриарха вселенского. Ибо, когда она принадлежала престолу антиохийскому, паписты угнетали её, и наконец, дабы присвоить её себе и взять от антиохийского Сильвестра, обещали ежегодно вносить за неё в казну 300 пиастров, и таким образом сделали её самоглавною, ατοκφαλος. Ныне она хотя и свободна он папежской тирании, но ежегодный взнос сказанной подати не отменен. Итак по ходатайству константинопольского патриарха Серафима состоялось как присоединение алеппской митрополии к престолу вселенскому, так и святительствование там Филимона, который был протосингеллом Дерконского митрополита Самуила. Он – знаток турецкого языка и мастер вести дела политические. ФИЛИМОН. 1766 год. – Патриарх Сильвестр после 38-летнего управления Церковью преставился в жизнь нестареющую; а на престол его возведен был Филимон цареградец. Он в Алеппе жил спокойно, потому что паписты (униаты) боялись его и не тревожили. Там устроена была им и школа, в которой преподавались язык новогреческий и грамматика языка эллинского. ДАНИИЛ. 1767 год. – Умирает антиохийский Филимон, и возводится на престол его некогда бывший диаконом у вселенского патриарха Кирилла, а ныне протосингелл вселенского владыки Самуила, Даниил Хиосец, рукоположенный 6 августа в церкви св. Иоанна, что в предместье Константинополя Галате. 49. Мои записки о Сирии и о всех племенах, населяющих эту страну, православных и инославных.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Четырнадцатый день. Свв. муч. Аполлоний и Филимон. (Голос благодати Божией, зовущей всех ко спасению). I. Во время Диоклитианова гонения приведено было однажды в храм идольский множество христиан. Некоторые из них принесли жертву идолам и были отпускаемы; тех же, которые не соглашались почтить идолов курением, подвергали жестоким мучениям. В числе христиан, приведенных в храм, был чтец церковный, по имени Аполлоний , память коего творится ныне. Он видел, как жестоко мучили не желавших приносить жертвы и убоялся, но он не желал быть в числе отступников. Размышляя о своем положении, Аполлоний вдруг увидел вблизи себя одного язычника Филимона, искусного музыканта, услаждавшего своей игрой правителя страны. Аполлоний обещал дать ему четыре золотыя монеты, если он, покрывшись его одеждою, принесет жертву идолам. Филимон согласился; он оделся в Аполлониеву одежду, закрыл лице свое. Но чуть только он приблизился к жертвеннику, как в сердце его мгновенно, «по действию благодати Божией, зовущей всех ко спасению», произошел чудесный переворот, он невольно осенил себя крестом и стал в число мучеников, не хотевших принести жертвы идолам. Его принуждали мучениями принести жертву, но он назвал себя христианином. Видя столь чудесное обращение Филимона к вере Христовой, Аполлоний устыдился, раскаялся и решился идти на всякие мучения, чтобы загладить свою преступную робость. Аполлоний и Филимон были вместе замучены и погребены. II. Так благодать Божия призвала Филимона, а чрез него и Аполлония ко спасению; так зовет она и всех нас, братия, ко спасению, т.е. к обращению ко Христу Спасителю нашему и покаянию в своих грехах, к исправлению жизни, к милосердию к нашим ближним, к делам благочестия. а) Чтобы всякая душа грешная познала своего Спасителя, обратилась к Нему всем сердцем своим, сочеталась с Ним верою и любовию и предалась всецело всесвятой воле Его, – для сего благодать Божия употребляет множество средств, равно действующих на всех и каждаго. Для сего Господь даровал нам Свое живое и действенное слово, «острейшее всякого меча обоюду остра, проходящее до разделения души же и духа и судительно помышлением и мыслем сердечным» ( Евр. 4, 12 ), в котором открывается вся воля Божия о нас и весь путь спасения нашего, все, что сделал Бог для спасения нашего и что должно делать нам, чтобы спастися.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ответ на первый вопрос можно найти, обратившись к контексту. Павел молится за развитие отношений между Филимоном и его верующими братьями, и, как обычно указывается в письмах Павла, за возрастанием в вере лежит познание. Если христианин не знает, что ожидает от него Господь, то он едва ли в состоянии будет выполнить ожидаемое. Поэтому Филимон обязан иметь подобное знание. Лайтфут так комментирует молитву Павла: «Во всех посланиях Павла времени римского плена кульминацией его молитв является слово epignosis… Следовательно, epigndsis, по мнению Павла, – это то, чем обладает Филимон» [Lightfoot 1973, с. 336]. Винсент поддерживает эту точку зрения: «Чем больше его познание добра, тем сильнее будет его желание жить и поступать по–христиански. Обладая познанием, он признает справедливость просьбы Павла…» [Vincent 1897, с. 180]. Хендриксен приходит к тому же выводу: «Чем глубже Филимон осознает, как много он приобрел, тем более склонен он будет сострадать и быть милостивым к другим, в частности к Онисиму». То, что должно быть познано, содержится во фразе «всякого доброго» Это словосочетание, в свою очередь, связано с предложным сочетанием en hemin «в нас» 3 Agathos – прилагательное; Павел не уточняет, что именно он подразумевает под «добрым» Тем не менее, в греческом языке прилагательное часто употребляется в значении существительного. Например, слово hagioi, которое во многих текстах переводится как «святые», – это форма множественного числа прилагательного «святой». Тогда встает вопрос: как en hemin соотносится с «добрым»? Существуют два возможных ответа – делаем ли мы сами добро или пользуемся им – оно «в нас» Греческий предлог еп имеет оба значения, если сочетается с понятиями, которые относятся к людям. К данному контексту подходит любая точка зрения. Если Филимон придет к полному пониманию того доброго, что мы, христиане, в состоянии сделать, то он, естественно, приветливо встретит Онисима как своего брата во Христе. С другой стороны, если он полностью осознает меру того добра, которое Господь совершил ради верующих христиан, прощая нас, принимая нас как своих детей, примиряя нас с нашими врагами, то это может послужить для Филимона примером для такого же поведения в отношении Онисима.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ne-iska...

Послание к Филимону Сведения о Филимоне Возлюбленный Апостолу Павлу ( Флм. 1 ) Филимон был один из богобоязненных граждан Колосских 131 , который – по выражению Ап. Павла – самим собою был ему должен ( Флм. 19 ), т. е. был им обращен к вере Христовой. Благодатное семя, посеянное Апостолом в сердце Филимона, принесло обильные благие плоды, ибо сам Апостол отзывается, что любовь и вера, которую возымел Филимон ко Господу Иисусу и ко всем святым (т. е. христианам), сильно его радовала и утешала ( Флм. 5–7 ). О братолюбной же щедрости своего ученика характерно свидетельствует Ап. Павел сими словами: «тобою, брат, успокоены сердца святых» ( Флм. 7 ). В этой гостеприимной благотворительности, а равно и в прочих делах христианского благочестия, самой ближайшей помощницей Филимону была Апфия, по мнению св. Златоуста, супруга Филимонова, которую письменно приветствует св. Ап. Павел, как сестру возлюбленную, а также Архипп, по всей вероятности сын Филимонов, которого Апостол почтил также названием сподвижника своего ( Флм. 2 ). На том основании, что в доме Филимона была церковь , которой св. Павел шлет свое апостольское приветствие, Филимона называет своим сотрудником, Архиппа же сподвижником своим, – предполагают вообще, что оба эти лица были освяшенныя. Может быть Филимон сначала помогал в управлении церковью Епафрасу, епископу колосскому, а в отсутствие и заменял даже лице его. Потом, как свидетельствует предание, сам Филимон был епископом в Колоссах (Постан. Апост. 7, 49), и за свою христианскую ревность приял мученическую смерть вместе с Апфией от возмутившейся черни языческой. Сие последнее известие передает св. Златоуст. Память святых Филимона, Апфии и Архиппа совершается 19-го февраля. Обстоятельства написания послания Послание свое св. Ап. Павел написал Филимону по поводу раба его Онисима, который вследствие каких-то обоюдных прискорбных недоразумений между рабом и господином удалился из дома Филимона, даже из Малой Азии и достиг Рима. В этом время находился там в своем первом заключении Апостол Павел 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Объяснение послания святого Апостола Павла к Филимону О послании к Филимону Св. Филимон был знатный гражданин Колосский, имевший семью и рабов, из числа коих особенно выдавался Онисим. Встретившись с Павлом в гор. Ефесе, недалеком от города Колосс, Филимон обратился ко Христу и сделался усердным споспешником Евангельской проповеди. По примеру его обратилась ко Христу супруга его Апфия и сын Архипп. И вот, весь дом Филимона стал христианским, почему в нем стали собираться Колосские христиане на молитву, и Архипп был предстоятелем ( Кол. 4:17 ). Слуга же Филимона Онисим оставался неверующим. Кроме того, он в чем-то провинился пред своим господином – настолько, что, убоявшись наказания, убежал в Рим, где легко мог скрываться среди черни и подобных себе рабов, которых тогда в Риме было множество. Как хороший раб, он мог быть со своим господином в гор. Ефесе и видеть там св. Апостола Павла, который тоже мог помнить его, как раба, выдающегося из прочих, и притом раба его духовного сына Филимона. На чужбине всякое лицо знакомое дорого. Поэтому, встретившись в Риме с Ап. Павлом и его сотрудниками из родных мест, наприм., Епафрасом, Онисим стал слушать прилежно проповедь апостольскую. И вот, она тронула его так, что он обратился ко Христу и сделался истинным и вседушевным рабом Христовым. Но как христианин, он пожелал, по человечеству, быть верным и своему земному господину Филимону. Радость о спасении Онисима и его обращении была великая, но она усугубилась от готовности Онисима снова служить Филимону, так-как этим устанавливались наилучшие отношения между господами и рабами, что было существенно важно для первенствующей Церкви, так-как класс рабов был величайший по числу и многие из них обращались ко Христу, а господа были могущественны по силе. Таким образом, практическое установление наилучших (христиански-мирных) отношений было самым подходящим и драгоценнейшим обстоятельством. Вполне подготовив к этому идеальнейшему подчинению одного духовного сына своего – Онисима, Апостол, для достижения той же цели в лице другого своего сына – Филимона, пишет ему послание, в котором и старается вседушевно установить достодолжное отношение между господином и рабом, причем всемерно старается расположить господина к рабу, выставляя его человеческие и христианские достоинства, а главное – поставляя ему на вид то, что оба они ему дети духовные и следовательно между собою духовные братья, хотя в то же время и неодинаковы по внешнему своему положению и состоянию. Но это Апостол умоляет возместить тем, что богатый Филимон должен ему, Павлу, духовно, чт0 дороже всего. Однако он выражает желание, чтобы Филимон должное Павлу отдал Онисиму, причем, если он окажет ему больше, чем дал ему Павел, то он обязуется сей излишек ему отплатить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

27 Or. ad Pulch. 27:11, 27:19, 27:21–22, 28:18, 36:25, 40:18, 40:26, 43:11, 43:33–34, 45:5–6, 45:10, 47:24, 47:35, 49:1, 52:4–5, 54:1, 55:15, 56:31, 57:6–7, 57:22, 57:29, 58:2–3, 59:3, 59:24–26, 60:30. 28 Or. ad Pulch. 32:5, 32:27, 32:33, 36:35–36, 37:9, 38:37, 43:7, 43:10, 50:6–7, 54:36, 54:13–14, 56:38–57:1. 30 Or. ad Pulch. 27:10, 28:23, 29:11, 29:12, 32:36, 33:27, 33:30, 33:33, 37:16, 38:23, 39:25, 41:2, 41:10, 42:14, 42:22, 42:24, 46:1, 46:32, 47:5, 49:21, 50:9, 56:11, 56:37, 57:1, 57:9, 58:2, 58:7, 61:11. Также, следуя за Евр. 2, 14 , «плоть и кровь» (Or. ad Pulch. 30:23, 30:32–33, 32:26, 33:9, 35:2–3, 41:8). Само вочеловечение Слова и Его искупительные деяния именуется «домостроительством с плотью» (Or. ad Pulch. 33:20, 33:24, 33:30, 34:16, 40:3, 42:1–2, 43:12, 44:25, 45:10, 47:23–24, 49:18–19). Для свт. Кирилла, который опирается в этом на книгу пророка Иоиля ( Иоил. 2, 28 ), «плоть» означает не что иное, как всего че- ловека: Лоуо? усу ove σρζ, τοντστιν νθpornos κατ ye το εκχε ττο τον πνευμα, τς μον Ιπι πσαν σρκα (Or. ad Pulch. 27:32–33; cp.: Or. ad Pulch. 33:33–34, 38:32, 56:4). Впрочем, можно отметить, как некоторую непоследовательность его богословского языка, что в рассуждении против аполлинариетов «плотью» названа только часть человека, отличная от души (Or. ad Pulch. 58:36, 59:1–2). 31 Or. ad Pulch. 27:12, 29:34, 36:33, 37:16, 38:11, 39:1–2, 40:27, 57:8, 58:33. При этом уточняется, что воспринятое тело имеет разумную душу (Or. ad Pulch. 27– 12, 37:16,58:33). 32 O r. ad Pulch. 27:27, 27:32, 28:18, 29:10, 30:4, 30:33, 33:25, 33:34, 37:11, 38:11, 39:23, 39:34,40:12, 41:7,45:32, 46:3, 47:1,47:36, 53:1, 53:23, 54:37, 56:3, 58:33. Однако подчеркивается, что Христос – не обыкновенный ( απλς, φιλς, κοινς ) человек (Or. ad Pulch. 32:24–25, 33:9, 38:17–18, 38:31, 41:28, 43:1, 43:23–24, 43:31, 49:30, 49:32, 59:16). 33 Or. ad Pulch. 37– 10, 38:32, 39:23, 40:25, 55:5. Также «условия человечества», то της νθρωτττητος μτρος (Or. ad Pulch. 28:27, 29:33, 30:7, 31:35, 39:36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

При этом ап. указывает, почему он удостоил назвать веру Филимона общей с верой апостола: именно апостолу, страдающему в узах, великое утешение доставили известия о заботливости, какую обнаружил Филимон в отношении к другим христианам, находившимся в тяжелых обстоятельствах (ст. 4–7). Вследствие этого, ап. и обращается к Филимону не с приказаниями, а с просьбой, в духе христианской любви. Пусть Филимон исполнит его просьбу, – просьбу Павла (апостола языков), старца (которого вообще следует слушать с уважением) и узника Христова (которого нужно всячески утешать). Ап. умоляет Филимона, чтобы он принял своего раба Онисима, который из негодного сделался полезным и для Филимона, коему будет теперь служить уже как верный слуга-христианин, и для апостола, которому он доставил утешение своим обращением ко Христу. Чтобы внушить Филимону самые лучшие чувства и расположение к исполнению просьбы своей, ап. говорит, что он так был уверен в расположении к себе Филимона, что даже хотел было оставить Онисима при себе, чтобы этот последний заменил своего господина, который, наверное, уже не отказался бы послужить Павлу. Но, прибавляет ап., я не хотел, чтобы это сделалось как бы по принуждению с моей стороны. Притом, может быть, и самое временное разлучение Онисима с Филимоном совершилось для того, чтобы повести за собою их соединение навеки. И так ап. не захотел нарушить прав Филимона, но теперь он убеждает его все-таки изменить свои отношения к Онисиму и берет на себя даже ответственность за тот проступок, который совершен последним. Ап. уверен, что Филимон исполнит его просьбу (ст. 8–21). Чтобы выразить еще более свое расположение к Филимону, ап. просит его приготовить на его приход помещение (ст. 22–25). Послание святого апостола Павла к Евреям И древнее надписание, и самое содержание послания ясно показывают, что лица, к которым было оно написано, были христиане из евреев и, притом, палестинских. Именно, «евреями» в Новом Завете называются только христианские жители Палестины, а другие христиане из евреев, жившие в чужих странах, носили название «еллинистов» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Перед смертью о. Варсонофий был очень слаб, почти все время лежал. После исповеди и причастия он бодрился и пытался вставать и ходить по комнатам. В 1.30 ночи 27 ноября 1952 г. он закашлялся, изо рта вытекла струйка крови, и он попросил отвезти его в церковь ; это было исполнено, но в дороге он тихо скончался. Архимандрита облачили и, завернув в мантию, положили в храме на «рогознице», то есть на циновке. Гроб привезли к вечеру. Были литии, затем парастас при многих молящихся. Ночью читалось Святое Евангелие. В 10 часов утра началась литургия, а в 11.30 отпевание. На литургии и отпевании было очень много молящихся разных юрисдикций, православные и католики. Во французских газетах всех направлений появились сочувственные отклики; получен ряд телеграмм и писем.0. Варсонофий погребен в русской часовне на европейском кладбище в Рабате. За святое послушание... Игумен Филимон (Никитин) (1880–1953) Игумен Филимон (в миру Феопемт Филимонович Никитин) родился в 1880 г. в деревне Яншнич Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. Родители его, Филимон Савельевич и Матрена Андреевна, были благочестивыми крестьянами. Феопемт был младшим ребенком в семье, старшей была сестра Анастасия. Еще до рождения детей матери во сне была открыта их будущая судьба. Снилось ей, что по озеру вдали плывут два лебедя. И стало ей очень грустно, ибо те лебеди были ее и она их упустила. Первоначально мать горевала, думая, что этот сон предвещает смерть будущих детей. Но оказалось, что в этом вещем сне ей было открыто не о физической смерти ее детей, а о смерти их для этого суетного мира. Смысл сна стал окончательно ясен, когда, повзрослев, Анастасия и Феопемт ушли в монастырь. Конечно, в таком выборе детей была большая заслуга семьи. Родители воспитывали детей в благочестии. И это несмотря на то, что отец был совсем неграмотным, а мать – малограмотной. По церковным книгам Феопемт и Анастасия учились читать. Потом добрые господа-помещики взяли в свой дом Феопемта и Анастасию вместе с другими деревенскими ребятишками учиться грамоте, наукам и искусству.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010