СПб., 2005; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 1. С. 415-440; Кузьмина О. В. Церковь и полит. борьба в Новгороде в XIV-XV вв.: АКД. Новгород, 2007. С. 17-18. А. А. Турилов, М. А. Шибаев Иконография Святитель Евфимий II Новгородский, Николай Чудотворец и ап. Иоанн Богослов. Хоругвь. 1-я пол. XVI в. (НГОМЗ) Святитель Евфимий II Новгородский, Николай Чудотворец и ап. Иоанн Богослов. Хоругвь. 1-я пол. XVI в. (НГОМЗ) Е. упоминается во мн. иконописных подлинниках посл. четв. XVII в., где его внешность сравнивается с обликом свт. Иоанна Милостивого, прп. Иоанникия Великого: «Сед, брада Иоанна Милостиваго, испод вохра з белилом» (ИРЛИ (ПД). Собр. Богословского. 4. Л. 23); «В клобуке, сед, брада Аникиа Великого» (БАН. Арханг. 205. Л. 85 об.); «Сед, в клобуке белом, ризы святительския» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 32). В рукописях XVIII в. более распространено его уподобление ап. Иоанну Богослову: «Подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, подоле повилась, на главе клобук бел, риза святительская, омофор и Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 291; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 80; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 102). Описание иконографии Е. приводится под 11 марта, 9 нояб., 15 или 16 окт. Прямоличный образ Е. с комментарием («сед, ри[за] камка голуба, верх кресты») был включен в число рисунков Строгановского лицевого подлинника (не сохр.). В пособии для иконописцев 1910 г. В. Д. Фартусова указано, что он «типа русскаго, глубокий старец, сед, с большою, седою, густою и курчеватою бородой; на голове белый клобук, фелонь крещатая и омофор. Можно писать ему хартию, по житию: Емуже дано будет много, много взыщется от него. Или: Се аз и дети, яже ми дал еси» ( Фартусов. Руководство для писания икон. С. 212). Наиболее ранние известные изображения Е. относятся к 1-й пол.- сер. XVI в. на хоругви из Вяжищского монастыря с композицией «Чудо вмч. Георгия о змие» (нач. XVI в., НГОМЗ; см.: Игнашина. 2003. С. 42. Кат. 17) на оборотной стороне представлены Е. («ОАГИОС архиепископ еуθимï новгоротцкий»), свт. Николай Чудотворец и ап. Иоанн Богослов. Личное шитье сохранилось плохо, но различима заостренная к концу борода Е. На нем белый клобук с золотыми воскрилиями, омофор, крещатые ризы, палица, зеленый подризник; правой рукой он благословляет, в левой покровенной, с перекинутым омофором - Евангелие. Выбор святых, с к-рыми соседствует фигура Е., подчеркивает местное почитание святителя в мон-ре, где он был погребен: во имя этих чудотворцев были освящены престолы церквей, возведенных при Е. Кроме того, Е. был крещен с именем Иоанн и ап. Иоанн Богослов являлся одним из его небесных покровителей. Н. А. Маясова связывает исполнение хоругви с мастерской новгородской боярыни Анастасии Овиновой, «переведенной» вместе со мн. знатными семьями в Москву после 1478 г. ( Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 57-58).

http://pravenc.ru/text/187753.html

А. Н. Крюкова Иконография В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота, созданной ок. 1730-1733 г. на Афоне, описание мучения святых содержится в минейном разделе под 17 дек.: «Святые Патермуфий и Коприй, старцы, а Александр с бородою, едва показавшеюся, были обезглавлены мечом» (Ерминия ДФ. С. 205). Полуфигуры седоволосых П. и К. (оба в монашеских мантиях, головы не покрыты, у П. в руках свиток) входят в состав июльского цикла настенных миней в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18; Менолог. С. 283. Слик. 102). В Минологии на год с циклами двунадесятых праздников, созданном для деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 46v, 1322-1340 гг.), под 9 июля (левое нижнее клеймо 4-частной миниатюры) размещена сцена усекновения голов 2 мужам (оба темноволосые), облаченным в хитоны; идентифицируются по надписи на поле миниатюры. В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 120 об.) П. изображен вместе с К.; голова П. обращена в полуобороте к сомученику, но взгляд направлен прямо, в правой руке он держит свиток, ладонь левой развернута вовне; К. стоит позади своего наставника и смотрит на него; оба седобородые, в монашеском облачении, со схимой, головы не покрыты (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 315). Одно из первых описаний облика святых П. и К. в рус. иконописных подлинниках представлено в подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова (под 9 июля). Этим, вероятно, объясняется стремление составителей текста заострить внимание на составе одежд в «египетских странах жительствовавших», т. е. воспринимаемых как аскетов П. и К.; причем на изображение К. оказал влияние текст «Лавсаика» Павсания: «…Патермуфий подобием сед изчерна, брада продолговата, на главе куколь, ризы монашеския; иноческое одеяние еже бе левитонар власян и куколь и козия кожа, яже обычно милоть или милотарь нарицашеся; Коприй, саном пресвитер, подобием надсед, брада доле Николины гораздо, но проста, власы с ушей, ризы монашеския и епитрахиль, в руках книга» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 386). Сведения о том, как нужно изображать святых, были значительно откорректированы в труде акад. В. Д. Фартусова, изданном в 1910 г. Составитель называет П. и К. пустынножителями («одежды монашеские, пустынножительския, убогия»), указывает на их возрастную разницу как учителя (П.- 75 лет) и ученика (К.- 45 лет) и описывает облик А.: «…воин, римского типа, молод, с пробивающейся бородкой» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 342-343; ниже автор упом. «других» Патермуфия и Коприя, информация о к-рых основана на тексте «Истории монахов»).

http://pravenc.ru/text/2579744.html

1902. Кн. 3(202). С. 19, 27, 35, 36; Опись Покровского жен. мон-ря в Суздале 7159/1651 г./Сообщ.: В. Т. Георгиевский//Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1903. Кн. 4. С. 92; Г. Суздаль в 7136-7138 (1628-1630) гг.: Список с писцовой книги гор. Суздаля/Изд. Владимирской УАК. Владимир, 1905. С. 35; Чиновники Московского Успенского собора и выходы патр. Никона/С предисл. А. П. Голубцова//ЧОИДР. 1907. Кн. 4(223). С. 93; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря/Подг. Е. Н. Клитина, Т. Н. Манушина, Т. В. Николаева. М., 1987. С. 109; Описи Саввина Сторожевского мон-ря XVII в./Сост.: С. Н. Кистерёв, Л. А. Тимошина. М., 1994. С. 30. (Мат-лы для истории Звенигородского края; 2). Лит.: Иванчин-Писарев Н. Михаил, вел. кн. Киево-Черниговский, и боярин его Феодор. М., 1839. С. 39-42; Шафонский А. Черниговского наместничества топогр. описание с кр. геогр. и ист. описанием Малыя России. К., 1851. С. 291; Яковлев Л. П. Рус. старинные знамена: (Древности Рос. гос-ва: Доп. к 3 отд.). М., 1865. С. 49, 50, 56, 58, 59-60 (1-я паг.), 97-99 (2-я паг.). Прил. С. 6, 9, 12, 51, 54, 55, 56; Строгановский подлинник. 1869; Филимонов Г. Д., ред. Переписная книга моск. Благовещенского собора, XVII в. по спискам: Архива Оружейной палаты и Донского мон-ря//СбОДИ на 1873 г. М., 1873. [Отд. 2.]: Мат-лы; Лебедев А., прот. Московский кафедр. Архангельский собор. М., 1880. С. 110; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 373; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1; 1891. Ч. 2; он же. Домашний быт рус. царей и цариц в XVI и XVII ст. М., 2003. Т. 3: Мат-лы. С. 589 (1-я паг.); Добронравов В., Березин В. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1897. [Вып. 4]: Уезды. С. 574; Георгиевский В. Т. Суздальский Ризположенский женский мон-рь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900. С. 72. Прил. С. 7, 22, 45; Большаков. Подлинник иконописный. 1903, 1998р. С. 31-32, 73; Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского единоверческого мон-ря в Москве: Иконописный подлинник.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Марафона. 36. Ерм, еп. Далматии. 37. Патровул, сл. путеольский. (у Дороф. Патров, у других еп. Неаполя). 38. Ерма, еп. Филипп (у Дороф, Филиппополя т. е. во Фракии). 39. Лин, еп. Рима. 40. Кай (Гай), еп. Ефеса 1345 по Тимофею). 41. Филолог, сп. Симона. 42. и 43. Олимп и Родион, пострадали в Риме 1345 главы их с Гегром в Риме усекнуша). 44. Лукий, еп. Лаодикии сирийской. 45. Ясон, еп. Тарса. 46. Сосипатр, еп. Иконии. (у Оригена толков. на посл. к Римл. епископ солунский). 47. Тертий, еп. Иконии. 48. Ераст, еп. Панеады. 49. Куарт, еп. Берита. 50. Аполлон, еп. Кесарии. 51. Кифа, (повреждение в списке; 1345 Кифа, его же Павел в Антиохии обличи, еп. бысть в Колонии). 52. Сосфен, еп. Колофона. 53. Тихик, еп. Колофона (у Дороф. еп. Халкидона в Вифинии; в одной греч. рукописи: Неаполя кипрского). 54. Епафродит, еп. Адрии или Адриаки (по Болландистам сей город во Фракии, есть и в Италии, по Метафрасту и Римск. Мартирологу еп. Тарраципы в Италии). 55. Цезарь, еп. Диррахии, по Мес. Василия — Короны (в Беотии). 56. Марк, племянник Варнавы, еп. Аполлонии (Аполлониады). 57. Иуст, еп. Елевферополя. 58. Артема, еп. Листры. 59. Климент, еп. Сардинии (у Дороф. Сардики): 60. Онисифор, еп. Короны. 61. Тихик, еп. Халкидона 1345 Тихик другий, вторый еп. в Халкидоне). 62. Карп, еп. Берита во Фракии (у Дорофея Веррии). 63. Евод, еп. Антиохии. 64. Аристарх, еп. Апамеи. 65. Марк, который есть и Иоанн, еп. Вивлополя (у Дороф. Вивла). 66. Зина, еп. Диосполя. 67. Филимон, еп. Газы. 68. 69. Аристарх и Пуд. 70. Трофим, пострадавший с Павлом.   Кроме того в 1345 трое из вышеприведенных опущены и вместо их находятся: 46 Далмагий, еп. Триполи, 67 Онисим, 70 Фортунат; опущены Асинкрит, Патров и, кажется, Иродион или Наркисс. В заключении сказано: сии бяху епископы в языцех, о них же Дорофей блаженный написа римским языком и от него же и мы избравше своим языком написахом (т. е. греческим). Действительно церковное почитание означенных ею списке лиц замечается ранее в Римской церкви, чем в греческой. Многие имена их находятся в малом Римском мартирологе 8 века, тогда как на Востоке сведения о церковном почитании их не восходят ранее 9 века, именно: св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Поэтому, посылая письменное извещение синодально– вместе с преосвященными нашими архиереями и прелестными, во Святом Духе возлюбленными нашими братиями и сослужителями, мы молимся и благословляем всех без исключения вас – лиц посвященных и мирян, юношей и стариков, малых и великих и отечески побуждаем вас, чтобы и вы, отныне и впредь признавая каноническим патриархом святейшего апостольского и патриаршего престола Александрии и законным духовным предстоятелем, пастырем и попечителем о вашем спасении указанного блаженнейшего и святейшего папу и патриарха великого города Александрии кир Киприана, во Христе превожделенного брата и сослужителя нашей мерности, поминали каноническое патриаршее имя его во всех священных службах и последованиях, как установлено, и приняли с надлежащею приветливостью, внимательностью и честью, соответствующею патриаршему достоинству, когда он, спустя немного, с Божиею помощью прибудет для управления и духовного наблюдения за вами, истинными его духовными чадами, станет благословлять и освящать вас, как патриарх, духовно наблюдать, устроят и путеводить но спасительным пажитям евангельской благодати и непрестанно молиться за вас ко Господу, а Человеколюбец Господь, принимая его молитвы, как благоухающий фимиам, возниспослет вам богатые Свои милости из неисчерпаемых сокровищ Своих и подаст всем вам благословение Авраама, Исаака и Иакова, умножая и увеличивая приобретения и труды и имущества, и, наконец, удостойвая вас всех нобесного Своего царства. Его благодать и беспредельная милость и молитва и благословение нашей мерности да будут со всеми вами. –14 июля 1766 года. Послание подписали: патриархи – Филимон антиохийский и Парфений иерусалимский и митрополиты: Дионисий дерконский, Иоанникий халкидонский, Герасим критский, Герасим кизикский и Никифор никомидийский 58 . Дополнением к представленным документам могут служить и некоторые другие источники, сообщающие сведения по вопросу об избрании патриарха Киприана. Так, историк Афанасий Комнин Ипсиланти под 1766 г. отметил следующее: «Отказался от престола Александрии кир Матфей в пользу названного [выше] диакона Киприана» 59 . В другом месте своего исторического труда тот же писатель сообщил такие сведения: «(Патриарх Матфей), возвратившись в Константинополь, отказался [от престола] в пользу Киприана кипрянина, притом философа, уплатив из своих средств денежные расходы и на хиротонию [Киприана], и на берат, и на одежды, и на вознаграждения слугам, и за перевозку багажа, и за путешествие» 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Arhiva La Consiliul de Editare s-au discutat problemele legate de editarea crilor pentru copii i tineret 28 iunie 2019 14:58 26 июня 2019 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви прошла встреча, посвященная вопросам издания книг для детей и юношества. В мероприятии приняли участие: председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент , президент Международного общественного фонда единства православных народов В.А. Алексеев, вице-президент Ассоциации книгоиздателей России О.В. Филимонов, сотрудники аппарата Издательского Совета, а также руководители, главные редакторы и представители издательств православной литературы. Во вступительном слове митрополит Климент представил издателям статистику рецензирования изданий в 2019 году, а также рассказал о новой практике проведения контрольных проверок точек книгораспространения в епархиях комиссиями, которые возглавляют назначенные по благословению Святейшего Патриарха Кирилла ответственные за развитие книгораспространения. Комиссии направляют сведения о проверках в Издательский Совет, где данная информация анализируется и обобщается. В этой связи важно, чтобы вся литература, выпускаемая православными издательствами, имела соответствующий гриф Издательского Совета. Также митрополит Климент рассказал о существующих формах поддержки издательств, выпускающих книги для детей и юношества. Лучшие издания отмечаются в профильной номинации Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу», а также в специальной номинации конкурса «Новая библиотека». Лучшие издания в рамках этого конкурса будут отмечены премией имени С.Т. Аксакова и представлены в рамках празднования Дня православной книги в Храме Христа Спасителя в Москве. В ходе дальнейшей дискуссии о собственном опыте работы над изданиями для детей и юношества рассказали представители редакций ведущих издательств православной литературы: Издательства Московской Патриархии , издательства «Никея» и издательства Сретенского монастыря . Так Т.А. Тарасова, редактор Издательства Московской Патриархии, рассказала о серии «Святая Отчизна», в рамках которой вышло более десяти прекрасно иллюстрированных книг, посвященных русским святым, ученикам преподобного Сергия Радонежского, и другим прославленным подвижникам. Татьяна Александровна рассказала об интересной форме издательского проекта, когда издание книги Владислава Бахревского «Непобежденные» сопровождалось созданием документального фильма, а также в дальнейшем созданием художественного фильма, посвященного юным героям людиновского подполья, сражавшимся против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5461965...

На рисунке для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной П. изображен прямолично в рост, голова покрыта куколем, правая рука возле груди, в левой свиток с надписью: «Братïе терпите находщï на ны скорби на семъ мсте». По образцу этой прориси П. написан крайним слева в 1-м ряду на иконе «Собор Костромских чудотворцев» (2001, Е. П. Тисов) из собора Богоявленско-Анастасиина мон-ря в Костроме. Образ П. введен в программу Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», со св. иконописцами на полях (1999, А. В. Конюшевский, дипломная работа в иконописной школе при МДА). Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 62; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 193; Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви: 324 рис., выполненные свящ. Вяч. Савиных и Н. Шелягиной. М., 2001. С. 236; Костромская икона XIII-XIX вв.: Кат./Авт.-сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. С. 621. Кат. 283. Ил. 442; Житие и чудеса прп. Пахомия Нерехтского: К 625-летию со дня преставления, 1384-2009. Кострома, 2009; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Кострома, 2009. Вып. 11: Нерехта, Нерехтский р-н. С. 28, 58, 272-273, 276, 280-284; Рус. икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 138, 307, 331. Кат. 103; Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 91, 100, 103; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 338-339. Кат. 444; Обитель прп. Пахомия Нерехтского: К 25-летию возрождения. Нерехта, 2018. Н. А. Зонтиков, Е. Л. Тихомирова,Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/2579832.html

стих. С. 464—466). Углубляя эту лежащую на поверхности мысль, блаженный Феофилакт добавляет глубинную причину ревности лжеапостолов: «Поелику диавол знал... то научил лжеапостолов... истолковывать по-своему» (Феофилакт Болгарский на цит. стих). Вот — тот, кто является истинной причиной лжи, вот тот, кто ищет повода.     О Авве Филимоне/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 586; ср.: Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 111; Лествица, 14, 25; 20, 2.     Паисий (Величковский), архимандрит. Крины сельные. Слово 31 С. 45.    В Великую пятницу на утрени светилен.    Ср.: Последование погребения мирских человек, ирмос 5-й песни, глас 6.     Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие. М., 1992. С. 170.     Иустин (Попович), преподобный. Экклесиология. С. 22—23, 33, 49, 60—62, 87, 89—90; Его же. Эсхатология. С. 136. См. также: Яннарас Х. Вера Церкви. С. 173—174.    См.: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 206—210; Иларион (Троицкий), священномученик. Без Церкви нет спасения. М.-СПб., 1998; Филарет (Дроздов), святитель. Пространный христианский катехизис... Вопросоответ 270. С. 805; Иустин (Попович), преподобный. Экклесиология. С. 36—38, 55—58, 72, 87, 99—100.    Никео-цареградский Символ веры, член 10.    В среду первыя седмицы этот и сдедующий тропари меняются местами.    Кто были эти «сыны Божии» и исполины, с точностью утверждать мы не беремся, комментаторы в этом вопросе не дают однозначного ответа. Святитель Филарет, например, приводит целый ряд исторических толкований: «По переводу Симмаха, приводимому Иеронимом, сыновья вельмож. Сей перевод не противоречит свойству еврейского выражения (см.: Пс. 81:6), но не слагается с натоящим сказанием Моисея. По тексту Александрийской Библии: Ангелы Божии. Сего мнения держится Лактанций и многие из древних. Иустин утверждает, что от супружества Ангелов со дщерями человеческими произошли демоны. Афинагор в сих самых супружествах полагает падение Ангелов и от них же производит исполинов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

К писаниям учительным относятся все послания (письма) апостольские, то есть 7 посланий, называемых соборными, и 14 посланий апостола Павла. Соборные послания суть следующие: 1) Иакова, брата Божия, утешительное для страждующих и исправительное для тех, которые, хвалясь верою, забывали исполнение закона любви; 2) Петрово1-е, писанное к Церквам, которым проповедывал и святой Павел 57 , – пастырское, для всех званий и состояний, наставление; 3) Петрово 2-е, – завещание апостола, предвидящего близкую кончину свою; 4) Иоанна 1 -е, увещание о хранении веры и любви и предостережение от лжеучителей (Антихристов); 5) Иоанна 2 -е, к избранной Госпоже; 6) Иоанна 3 -е, к Гаию; 7) святого Иуды, предостережение от лжеучителей и развратников. – 14 посланий апостола Павла, по порядку времени, исчисляются следующим образом: 1) апостол (около 52 г.), живя в Коринфе 58 , пишет первое послание к Фессалоникийцам, о состоянии которых узнал он от ученика своего Тимофея; утешает их в бедствиях и научает бдительности, в ожидании второго пришествия Господня. 2) Узнав потом, что Фессалоникийцы слишком скоро ожидают сего пришествия, пишет к ним второе послание, в котором, между прочим, излагает признаки времен пришествия Господня. 3) В Ефесе, где жил 2 года, узнает о состоянии христиан в Галатии, от которых Иудеи требовали исполнения закона Моисеева, и пишет послание к Галатам, уча их, что спасение зависит от веры, а не от дел закона. 4) Здесь же уведомили его о разъединениях в Церкви Коринфской 59 , что было случаем к написанию первого послания к Коринфянам. 5) Проходя потом Македонию, узнает от Тита 60 , что письмо его к Коринфянам произвело в них спасительное действие, и с Титом же отправляет к ним второе послание, утешительное и ободрительное. 6) Из Македонии прибыв в Ахаию, здесь проводит зиму, и намереваясь, по возвращении в Иерусалим, отправиться в Рим 61 , предварительно входит в сношение с тамошними христианами посланием к Римлянам, в котором учением евангельским мирит христиан из иудеев и из язычников. 7) Из Рима, где находился 2 года под стражею (около 60 г.), пишет к Колоссянам (о коих имел сведение от Епафраса, Кол.1:7,8 ), и между, прочим, остерегает их от ложной философии. 8) Оттуда же пишет послание к Ефесеянам, богатое истинами веры и нравственности. 9) К Филимону, – препровождая к нему бежавшего от него слугу, обращенного апостолом к вере. 10) К Филиппийцам, – ободряя их в успехах веры. 11) К Евреям, – описывая им величие лица Иисуса Христова и отношение Ветхого Завета к Новому. Освободясь от первых уз Римских, и путешествуя на востоке, оставляет Тимофея епископом в Ефесе ( 1Тим.3:1 ), а Тита в Крите ( Тит.1:5 ) и пишет 12-е послание к Тимофею (1-е) и 13-е послание к Титу, научая их обязанностям пастырским. 14) Наконец, как говорит предание, апостол приходит на запад, вторично берется под стражу (около 66 г.) и из темницы Римской пишет последнее свое завещание, или 2-е послание к Тимофею 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ († ок. 362), мч. Анкирский (пам. 1 янв., греч. 2 янв.), пострадал при имп. Юлиане Отступнике . Принадлежал к знатным гражданам г. Анкиры . За исповедание христ. веры был приведен на суд к игемону Сатурнину и подвергнут пыткам: подвесив на дереве, палачи строгали мученика железными орудиями. Затем В. был отправлен в К-поль, где также претерпел мучения: тело его вытягивали до тех пор, пока не вывихнули кости, вырезали ремни из его кожи, кололи раскаленными спицами и бросили в печь. Однако святой остался невредим после мучений. Из К-поля его отправили в Кесарию Каппадокийскую, там В. принял мученический венец, будучи растерзан львицей на стадионе. Его мощи были собраны родственниками и преданы погребению. Позже на месте гробницы В. во имя этого святого был построен храм. Сохранилось краткое житие мученика в составе Минология Василия II (PG. 117. Col. 237) (см. в ст. Василия II Минологий ). Отождествление В. с Василием , сщмч. пресв. Анкирским, также пострадавшим при Юлиане Отступнике, не обосновано. В большинстве греч. календарей память В. отмечена под 2 янв. (напр., в Типиконе Великой ц . IX-IX вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 172), в нек-рых визант. рукописных синаксарях она указывается под 1 янв. (ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г. ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 532). Ист.: ActaSS. Ian. T.1. Р. 83-84; Δουκκης. ΜΣ. Σ. 69-70; ЖСв. Янв. С. 58. Лит: Janin R. Basile (2)//DHGE. T. 6. Col. 1073-1074; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 559; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 75. О. Н. Заец Иконография В Филимоновском сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) об облике святого говорится: «Подобием рус, брада невелика, власы просты что у Козмы бессребренника ризы мученическия, верхняя лазоревая, исподняя дикая». В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, предлагается изображать в руках святого хартию с надписью: «Исповеда Христа со многим дерзновением». Изображения: на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 290, 976-1025 гг.- под 2 янв.), в притворе нартекса архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г. (под 1 янв.) - в мучении, раздираемый львом. Лит: Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 126; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 231; Менолог. С. 368. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: ПАПА (кон. III - нач. IV в.), мч. Ларандский (Селевкийский) (пам. 16 марта, пам. греч. 16 марта, 14 сент.) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/150641.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010