Града Новоторжска Святыя 349. Преподобный Ефрем архимандрит Богрисоглебскаго монастыря, преставися в лето 6523 месяца генваря в 28 день Родные братья – Георгий, Моисей и Ефрем «пришли из Венгрии и поступили на службу к св. князю Борису». Георгий был любимым спутником Бориса. Когда подосланные злодеи убили св. страстотерпца, с ним вместе убит был и Георгий, прикывавший собою господина своего; злодеи отрубили ему голову, чтобы снять с шеи золотую гривну. Моисей после того поступил в Киево-Печерский монастырь (см. 63. Преп. Моисей Угрин). Ефрем пришел на берега Альты (вероятно из Ростова, где мог оставаться в отсутствие князя Бориса); ему хотелось отыскать тело любимого брата, но он обрел только главу его, которую узнил и по особенному признаку; он взял с собою дорогую главу и приняв (вероятно в Киеве или Переяславле) иночество, удалился от бурь суеты на берег р. Тверцы, в селение Новый-Торжок. Там построил он странноприимный дом и несколько лет усердно служил странникам. Когда открылись мощи св. князей Бориса и Глеба, преп. Ефрем построил в честь новоявленных мучеников каменный храм и при нем основал обитель иноческую. Веселясь духом, что в созданном им храме верующие молятся любимому князю его, прославленному Господом, он подвизался в посте и молитве и мирно почил в глубокой старости 28 января 1053 года. Мощи преп. Ефрема, обретенные в 1572 году, почивают открыто в соборной церкви Новоторжского Борисоглебского монастыря. При них нетленная глава брата его Георгия, которая, по завещанию преп. Ефрема, была положена с ним в могилу (Рассказы из Ист. Рус. Церк., стр. 16). Житие и чудеса, по указанию преосв. Филарета, описаны в 1572 году иеромонахом Юрьева монастыря Иоасафом («Обзор», стр. 223). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием сед, брада аки Николина, на главе схима, ризы преподобническия, в руках церковь » (Филимонов, стр. 58). 350. Преподобный Аркадий келейник его Блаж. ученик и келейник преп. Ефрема. Погребен в том же храме, где почивают мощи наставника его. Не канонизирован. 351. Преподобный Константин строитель монастыря, преставися в лето 6000 месяца июля в 29 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

III, 39. – Tichendorf, quelle époque nos évangiles -ils étè composés? Перев. с нем. par de L.Durand. Paris, 1866. стр. 35. – Tischendorf сам отсылает к Блеку. (Einleitung in das neue Testament, стр.109) 192 Clem. Alex. Fragmenta, pag. 56, 73, 87–89. Eus. Hist. eccl. I, 6; II, 15; III, 24, 39– Grau, в упом. соч. I, стр. 180 195 Представляю здесь для примера, без всякого притязания на то, чтобы он принят был, порядок предложенный Эбрардом: 1) Евангелие арамейское от Матфея. 2 ) Послания к Фессалоникийцам 51–54 г. по Р. Хр. 3) Послание к Галатам 55 г. 4) Послания к Титу, к Коринфянам, 1-е послание к Тимофею, 57 г. 5) Послание к римлянам 58 г. 6) Послания к Филимону, к Колоссянам, к Ефессянам, к Филиппийцам 61 г. 7) Евангелие от Луки и Деяния св. апостолов, 2-е послание к Тимофею, первое. послание Петра 61–64 г. 8) Евангелие от Марка 64 г. 9) Греческое Евангелие от Матфея. 10 ) Евангелие от Иоанна, первое послание от Иоанна, откровение Иоанна Богослова 95–96 196 Эбрард (Ebrard) полагает, что это Евангелие первоначально написано было на арамейском языке в промежутке времени между 51 и 64 г., и что настоящее наше Евангелие есть только перевод его на греческий язык. Wissenschaftliche Kritik der evangelischeu Geschichte, dritte Aufllage, Frankfurt, 1868, pag. 979, 980, 997, 998. Сравн. Strauss, Leben Jcsu, 1864, pag. 48, 50 199 Можно составить себе об этом понятие, рассматривая таблицу различных гипотез, представленную О.Р.Гертвигом (O.R.Hermwig) Tabellen zur Einleitung ins Neue Testament, 4 Ausgabe, besorget von H.Weingarten, Berlin. 1872, pag. 36–37 208 Александрийцы прилагали аллегорический метод для истолкования творений Гомера и Платона; тем легче можно было приложить его к Ветхому Завету, о котором Аристовул, категорически заявлял, что истинный смысл его есть именно противоположный буквальному смыслу. – Holtzmann: Judenthum und Christenthnm im Zeitalter der apokr. und neutest. Literatur, Leipzig, 1867, zweiter Band, pag. 67, 68 216 Оба эти взгляда не исключают один другого; это наглядно подтверждает в новейшее время известный враг христианства Давид Страус; любопытно видеть, как он против соперника своего в критике и в разрушении, покойного Тюбингенского профессора Фердинанда Баура утверждает, что евангелие от Иоанна – одно из четырех, есть самое духовное и, вместе, самое материальное (чувственное) (sinnlich).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

315 Предание о существовании решеток в алтарной преграде базилики Гроба можно видеть уже в том, что у толкователей древнего богослужения Софрония и Германа об алтарных решеткам говорится, что они устраивались в христианских храмах «во образ ограды св. Гроба». Пис. отцов, отн. к истолк. богослуж. т I, стр. 269 и 364. 316 Предположение Филимонова (ук. соч. стр. 28), что над колоннами здесь не было антаблемента, не может быть принято, так как ни в античном, ни в христианском зодчестве нет примера такой постановки колонн. Такая постановка не имела бы смысла с технической точки зрения и едва ли даже возможна. 321 Были в катакомбах и переносные кафедры; такова была кафедра Петра в катакомбе Острианской; такова была кафедра на которой замучен был папа Стефан. Эта последняя кафедра впоследствии была перенесена в катакомбу св. Севастиана, а затем папа Иннокентий XIII подарил ее одной из владетельных особ своего времени. Martigny, Dictionnaire des antiq. chret. p. 138 v. Chaire n. 5. 323 Martigny, Dictionn. des antiq. chret. p. 137. Другие полагают, что одна из этих кафедр принадлежала какому-нибудь древнему папе и сохранена ради его памяти; сам же Мартиньи думает, что лишняя кафедра нужна была для совершения обряда поставления в епископы. 328 Martigny, art. Chaire 6° p. 138. В термах Антонина таких седалищ было 600 (Montfaucon, lter ltal. р. 137. 332 Указывают один пример необыкновенного положения кафедры епископа в катакомбе св. Екатерины Чиузской в Тоскане, где эта кафедра расположена in cornu Evangelii – в той стороне храма, где ставился амвон для чтения Евангелия. Martigny. art. Autel, р. 58. Подобное расположение встречается также в некоторых подземных храмах в Крыму. См. Струков, Древн. пам. в Тавриде, стр. 24, 32. 335 Reussen, Elem. d’arheol. t. I. p. 201. В базилике на острове Торчелло кафедра возвышается на 10 ступеней, а скамьи для пресвитеров состоят из шести один над другим возвышающихся рядов, и все горнее место имеет вид настоящего амфитеатра. См. Lenoire, t. I. р. 205.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Установлено празднование пр. Ефрему при Московском митрополите Дионисии и тогда же была составлена ему служба 3 . Житие пр. Ефрема, думают, было составлено ранее 16 века, но оно (во время погрома г. Торжка Великим князем Михаилом Ярославичем) было похищено и утрачено. В Иконописном Подлиннике под 11 июня о преподобном Ефреме замечено, что он «подобием сед, брада, аки Николина, на главе схима, ризы преподобнические, в руках церковь » (Филимонов, стр. 58–256) На иконе Тверских Святых пр. Ефрем изображён в схиме, десницей благословляет, а в левой руке держит пятикупольный храм. В Новоторжском Борисоглебском монастыре пр. Ефрему празднуется: 28 января – в день кончины его; 11 июня – в воспоминание открытия его мощей (когда бывает всеградский крестный ход из городского Спасо-Преображенского собора, пред литургией, а после литургии  – обнесение мощей вокруг монастырского соборного (Борисоглебского) храма; – 15 сентября – в день перенесения мощей пр. Ефрема из Борисоглебского собора в тёплую Введенскую церковь и 1 мая – в день перенесения оных из Введенской церкви в холодный (Борисоглебский) собор. В 1900 г., по ходатайству Тверского архиепископа Димитрия Св. Синодом (от 26 сентября, за разрешён ежегодный крестный ход 11 сентября, из Борисоглебского монастыря и ближайших к нему храмов г. Торжка, совершать с иконой пр. Ефрема, к «св. Семёну», т. е. к бывшему в нынешнем селе Семёновском монастырскому храму, на «Дорогоще». В церквах г. Торжка находятся древние, местно чтимые иконы Ефрема. В Введенской церкви сохраняется Старинный образ пр. Моисея Угрина, брата пр. Ефрема (26 июля). Тропарь преподобному Ефрему, глас 1-й: «Божественной свыше просветився благодатию, преподобие, многим терпением во временной жизни подвиг совершил еси. Темже источаеши чудес благодать всем с верой приходящим к раце мощей твоих, Ефреме преблаженне, сего ради зовем: слава давшему ти крепость: слава венчавшему, тя: слава действующему тобой исцеления». 28. Святитель Феодор 2-й, Епископ Тверской Этот святитель прозван «Добрым» и в старинных календарях считался местно чтимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

418 Подносить руку ко лбу или щеке, вообще, к голове, было движение, выражавшее, в мире классическом, печаль и огорчение; в этой позе представлены, аллегорическими фигурами, покоренные народы, на обороте некоторых римских медалей. Известно также, что перед храмом Софии премудрости, в Константинополе, император Юстиниан поставил статую царя Соломона, склоняющего голову на руку, как бы, опечаленного тем, что храм, построенный византийским императором, превзошел великолепием, воздвигнутый им в Иерусалиме. 420 До десятого столетия, но, более, в западной, чем в восточной церкви, сохранилось обыкновение представлять агнца ниже ног распятого Спасителя, или по другую сторону креста, если он был передвижной. 422 Изображение головы Спасителя среди крестообразного сияния, над крестом, поддерживаемым двумя ангелами, вырезано рельефно на византийской камее овальной формы, украшающей теперь золотой потир, Московского Успенского собора. Камея эта, как свидетельствует надпись, сделанная на ней, принадлежит также VII веку. Приблизительно к тому же времени, следует отнести другую византийскую камею, сохраняющуюся в собрании антиков и медалей, при национальной библиотеке в Париже, с изображением лика Спасителя в крестовидном нимбе, над крестом, по обе стороны Которого стоят два архангела. Орудие искупления тут водружено в шар, окруженный четырьмя райскими реками. (Вестник общества древнерусского искусства, при московском публичном Музее, издаваемый под редакцией Г. Филимонова . Москва 1875. 6 – 10 стр. 58). 423 Их шестнадцать, и они находятся теперь в сокровищнице собора города Монца, около Милана, в Италии. (Mozzoni. Tavole cronologiche critiche della Storia della chiesa universale. Venezia, Roma 1861. Secolo VII). 424 Предполагают, что эти сосуды – восточного происхождения, и были присланы в Рим из Иерусалима, с маслом из ламп, горящих у Гроба Господня. 425 Солнце и луна, переданные колоссальными масками, иногда, в фригийских шапках, находятся на углах некоторых языческих саркофагов. В мире классическом, эти небесные светила были эмблемами жизни человеческой и вечности, они являются также на христианских памятниках, в сценах распятия, воскресения Лазаря, Вознесения и пр. под видом планет, или кап человеческие головы, из которых одна окружена лучами или увенчана короной, а другая – серповидным месяцем. Так изображены они, напоминая фигуры Дианы и Аполлона, на глиняной лампе первых веков христианства, вместе с добрым Пастырем (Bellori Antiche lucerne).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Копьев Самойло Степанов. С ноября 1701 г. учится у Швимера немецкому, (французскому) и латинскому языкам, продолжает учение у Глюка и в последующих школах по 1708 г. включ. В 1709 г. был в Посольской походной канцелярии за переводчика и в июле с. г. послан в Гамбург для наивящших наук. (Стр. 3, 36, 37, 51, 57, 99, 101. Дела гор. Гамбурга 1709 г. 2). Корбе Севастьян, сын Давыда К. По указу великого государя отпущен из Люблина в Москву ради учения в Московских школах греческого, латинского и славянского языков; причем велено положить на его волю – в какой школе учиться. Явился в Москву 11 июля 1707 г. Учится в школах по 1 января 1710 г. См. стр. 101–102. Молдавские дела 1707 г. 12. Короваев Василий Константинов в 1705 г. учится в гимназии Глюка (стр. 3, 51). Кошурин Федор послан был в 1702 г. в Саксонию для учения горного дела, саксонского, латинского и французского языков; в 1706 г. еще не возвратился (Стр. 102. Приказные дела н. л. 1702 г. 58). Красников Андрей Дементьев, дворянский сын, 13 лет, 22 апреля 1713 г. принят во Французскую школу (стр. 183). 90 . Крюковв Ермолай Петров, «науки немецкого языка школьной ученик», упом. 21 марта 1716 г. (стр. 204). Кувшинов Иван Федоров, сын подьячего, 15 лет, в ноябре 1711 г. принят в Немецкую школу (стр. 160). Кудрявцев Семен учится в школах с 17 мая 1709 г. по январь (?) 1712 г.; «отстал» от школы до 13 июля 1714 г. В 1711 г. – 16 лет, учится в Цесарском классе. (Стр. 28, 106, 114, 126, 151, 154–163, 174, 175, 191). Кудрявцев Филимон Дмитреев, сын Черкашенина, мещанин, 30 июля 1714 г. просил о принятии в Немецкую школу (стр. 188–189). Кулешов Семен Еремеев учится в школах с 1 декабря 1709 г. по январь 1711 г. В 1711 г. – 15 лет; в марте его нет в школе. (Стр. 29, 31, 107, 114. 154–160). Курбатов Петр, подьячий Малороссийского приказа, 14 января 1704 г. послан во Францию с Головкиными – изучать цесарский язык. Приказные дела н. л. 1702 г. 58. Курбатов Петр, сын обер-инспектора Алексея К-ва, в апреле 1706 г. ради учения свободных наук (для обучения иностранных языков), послан за границу, где находится и в марте 1710 г. Приказные дела н. л. 1702 г. 58. 1709 г. 55. 1710 г. 35 и 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Отсюда апостол писал Послание к Галатам, среди которых, как услышал он, появились иудействующие христиане, желавшие удержать во всей силе закон Моисе­ев и восстанавлявшие галатийских христиан против Павла, а также Первое послание к Коринфянам по поводу возникших в тамошней церкви партий. Из Ефеса он отправился чрез Троаду в Македонию, откуда написал Второе послание к Коринфянам и Первое к Тимофею. Преподав в Македонии наставления верующим, он пошел в Элладу и пробыл там три месяца, по всей вероятности в Коринфе. В это время написано им Послание к Римлянам. Отсюда опять чрез Македонию, Троаду, Милет и так далее, мимо Ефеса, он возвратился в Иерусалим (в 58 году) к празднику Пятидесятницы. В Иерусалиме иудеи рассеяния, пришедшие на праздник из Малой Азии, возмутили против Павла народ, обвиняя его в том, что он проповедует везде несоблюдение Мои­сеева закона и вводит даже в храм Иерусалимский язычников. Только при помощи начальника отряда римских войск в Иерусалиме ему удалось избежать смерти. Все же он заключен был под стражу и пробыл в таком положении два года в Кесарии Палестинской, при прокураторе Феликсе, впрочем, без особенного стеснения. При Феликсе и его преемнике Фесте иудеи употребляли все средства, чтобы погубить Павла, но он как римский гражданин потребовал суда кесаря, побуждаемый божественным внушением отправиться в Рим 23 . В Риме, куда после долговременного плавания он прибыл в 61 году, апостолу дозволено было жить в частном помещении на собственные средства, пока чрез два года он не был совершенно освобожден. В Риме была основана еще раньше христианская община, вероятно, сотрудниками апостола Павла, и братия, когда он прибыл туда, встретили его с радостью. По своему обыкновению, и в Риме апостол прежде всего обращался с проповедью к иудеям, но когда они спорили между собою и не верили ему, он сказал, что обращается к язычникам. Во время пребывания в Риме апостол Павел, как полагают, написал Послания к Колоссянам, Ефессянам, Филиппийцам и к Филимону. Куда отправился апостол Павел из Рима после своего освобождения, в Испанию ли, как предполагал прежде 24 , или на Восток, с точностью неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) Издания. Более 10 сохранившихся рукописей восходит к «кодексу Арефы» (стеммы Отто и Ридвега воспроизведены в: Pouderon. 2009. P. 81). Впервые трактат издан в лат. переводе Пико делла Мирандола в Страсбурге в 1506/07 г. Первое издание греч. текста было осуществлено Ж. Луи (P., 1539), затем Р. Этьенном (P., 1551). В «Патрологии» Миня (PG. 6. Col. 241-312) воспроизведен текст Марана (P., 1742). Большинство рукописей впервые учтено в издании Отто (Jena, 1842), критический аппарат к-рого востребован до наст. времени. Совр. критические издания выполнены Марковичем ( Marcovich. 1990. P. 23-78; гиперкритическое), Ридвегом ( Riedweg. 1994. Bd. 2. S. 531-582; отказался от мн. конъектур Марковича и вернулся к чтениям Paris. gr. 450), Пудроном ( Pouderon. 2009. P. 124-271; еще более консервативное). Рус. пер.: Творения. 1995р. С. 401-449 (то же: Символ. 1983. 10. С. 171-204). 3. «О единоначалии Божием» (Περ Θεο μοναρχας, De Monarchia; CPG, N 1084). Сочинение, сохранившееся в 2 независимых друг от друга рукописях (Paris. gr. 450 и Argentor. gr. 9), является собранием цитат из греческих авторов, преимущественно поэтических, в защиту единобожия и в опровержение языческого политеизма. Его невозможно отождествить с одноименным произведением, упоминаемым Евсевием, или считать частью его, поскольку в апологии нет библейских цитат (ср.: «...из наших Писаний» - Euseb. Hist. eccl. IV 18. 4), а композиция ее является цельной и законченной. Во вступлении (гл. 1) говорится о цели сочинения. Затем (гл. 2) следует первое собрание цитат: 12 стихов из произведений Эсхила, 9 - Софокла, 2 - Филимона, 19 - Орфея и 4 - Пифагора. 3-я глава посвящена Страшному Суду; здесь приводятся 3 фрагмента: 9 стихов Софокла, 13 - Филимона и 9 - Еврипида. В 4-й гл. речь идет о Божественном правосудии (24 стиха Филимона и отрывок из «Тимея» Платона). Обличению ложных языческих богов посвящена 5-я глава (всего 18 цитат, включающих 23 стиха Менандра и 58 Еврипида). В заключении (гл. 6) следует увещание к вере в истинного Бога и новое опровержение ложных богов (цитируется Гомер).

http://pravenc.ru/text/Иустину ...

Одни из них начали вести нетрезвую жизнь, а другие со скуки преждевременно возвратились в Россию или умерли в Пекине. В начале 1718 г. заболел и сам архимандрит Иларион, а в апреле того же года скончался. По смерти его китайский трибунал отправил к князю Гагарину с диаконом Филимоном следующую грамату: «Ты прежде просил от императора, чтобы русские, находящиеся здесь, в нашем великом царстве, могли молитвы творить в церкви и просить от Бога вечнаго для обоих государств мира. И для того, с нашим второго ордена мандарином Имьяном, послал ты архимандрита Иллариона, священника Лаврентия, диакона Филимона с семью русскими (то есть церковниками), о приходе коих в наше государство, как скоро доложили мы нашего преудивительнаго государя, то он архимандрита пятой степени, а священника и диакона седьмой степени мандаринства достоинством учинил; домы, иждивение, кормы и все потребное им дал... В нынешнем же году архимандрит ваш помер. А как от времени постановления границ между обоими государствами (в 1689 г.) жили мы в великом согласии, того ради послали мы диакона Филимона и служиваго Григория, которые вам объявят о смерти онаго архимандрита. Ты же, Гагарин, определи, хочете ли сюда послать второго архимандрита, или к вам возвратить и остальных, здесь находящихся, и о сем нам ответ пришли» 58 . С отъездом в Россию из Пекина диакона Филимона в миссии остался только один священник да три церковника в ожидании решения участи ее. К ним китайское правительство стало относиться уже не так милостиво, как оно относилось при жизни архимандрита Илариона. Да и не одних миссионеров оно начало стеснять, но и приезжавших в Пекин русских торговцев с товарами, отчасти вследствие наплыва в Китай западноевропейских товаров, доставлявшихся ежегодно через Кантон и другие китайские порты, а отчасти, если не главным образом, из-за буйного поведения наших торговцев и низших членов миссии в Пекине. «Приезжая туда, они не соблюдали никаких уставов, ни обыкновений (китайских) не сохраняли; но по своей воле и нагло в начинании сваров и споров неоднократно являлися виновны» 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как я указывал ранее, при отсутствии контрсвидетельств подлинность свидетельств очевидцев не должна подвергаться сомнению. То же самое можно сказать и относительно их утверждений, содержащих историческую информацию. Ввиду этого, а также в силу близости во многих отношениях стиля этих свидетельств стилю других писем античного греко-римского мира принадлежность значительной части «посланий» св. Павла к эпистолярному жанру не вызывает разногласий: они представляют собой образцы писем, в которых любое краткое повествование, по замыслу автора, должно восприниматься в качестве исторического. Ученые единодушны как в отношении авторства многих посланий св. Павла (Первого послания к Фессалоникийцам, посланий к Галатам, Филиппийцам, Римлянам, Филимону, Первого и Второго посланий к Коринфянам), приписываемых Павлу Тарскому, так и в вопросе их датировки между 49 и 58 годами н.э. Известен жанр, автор и время возникновения посланий. Более того, на страницах этих сочинений отчетливо вырисовывается и характер их автора. Перед читателем, обращающимся к самым личным посланиям Павла (Посланию к Галатам, Второму посланию к Коринфянам и Посланию к Филимону), св. Павел предстает как человек кристально честный и в целом очень сострадательный, осуждающий людей, по его мнению, лживых или в каком-либо другом отношении безнравственных, но при этом желающий примирения с ними, он предстает как человек, стремящийся избежать всего второстепенного. Все, сказанное им в посланиях, и в первую очередь все то, в чем он торжественно заверяет читателя, в полной мере отражает его мысли и намерения. Его могут обмануть другие люди, его может ввести в заблуждение видимость явления, но он, вне всякого сомнения, не пытается ввести в заблуждение нас. Он рассказывает нам о том, во что верит сам. Эти немногочисленные повествовательные части его посланий следует, по его замыслу, воспринимать как историческую истину в ее буквальном понимании. Ставя вопрос о жанре этих писем, мы должны будем поставить вопрос о жанре любого когда-либо созданного исторического документа.

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010