Мученика Анастасия Нового, пострадавшего во граде Гельвине», 39) «Тактикой» Никона Чернигорца, 40) Преподобного Филофея Синайского – «Главизны трезвительные», 41) Преподобного Фалассия Ливийского «Сотницы» с приложением преподобного Филимона Отшельника «О безмолвии», 42) Феодорита Блаженного – «Толкование на книгу «Песнь Песней», 43) Феодора Эдесского «Поучения», 44) Феодора Студита «Оглашения» 1 . Перечисляет проф. Яцимирский также и рукописи, писанные учениками старца по его выбору и назначению Но нет возможности переименовать их все. Писания некоторых отцов Церкви встречаются в этих рукописях в особенно большом числе списков Таковы, напр , писания Феодора Эдесского , Филофея Синайского, Симеона Нового Богослова , Петра Дамаскина , Иоанна Лествичника , Исихия Иерусалимского , Исаака Сирина , аввы Дорофея , Григория Паламы , Василия Великого и др. Очевидно, на эти рукописи было особенно большое требование. Значительную часть рукописей составляют сборники, выписки из отеческих книг или по догматическим вопросам, или по вопросам литургическим, нравственно-аскетическим и каноническим. Сам старец Паисий любил составлять подобные сборники и располагал к составлению их и своих учеников. По мнению старца, недостаточно было ограничиваться только чтением отеческих книг, ибо при этом внимание и мысль читающего не всегда достаточно следят за содержанием книги. Чтобы больше связать мысль и внимание с содержанием читаемой книги, необходимо слово за словом следить за текстом ее, а это лучше всего достигается списыванием. Самая медленность этой работы дает возможность полнее и отчетливее проникать в смысл списываемого Содержание книги при этом больше сродняется с душой читателя и глубже в ней напечатлевается. Списывать всю книгу целиком не всегда бывает возможным, да и не всегда это и нужно. Иногда достаточно сделать выписки наиболее важных и интересных мест, чтобы потом всегда иметь их у себя под рукою, иметь возможность снова их перечитать или воспользоваться ими для литературной работы, для письма, для сообщения кому-нибудь другому Читая различных отцов Церкви, писавших об одних и тех же предметах, можно выписками из них достигнуть наиболее ясного и всестороннего освещения данного предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Духовно-нравственная позиция святителя доступна изучению, благодаря его      религиозно-философским      сочинениям 31 , прежде всего, часто переиздаваемому труду, являющемуся образцом научной полемики, «Дух, душа и тело» 32 .Проповеднический дар архиепископа Луки, о котором, прежде всего, вспоминают многочисленные очевидцы, засвидетельствован в его проповедях, которые были опубликованы отдельными сборниками 33 . Это собрание позже было значительно расширено за счёт выявления новых списков. Важным источником биографического изучения эпохи и личности святителя являются опубликованные издательством Сретенского монастыря документы архива КГБ 1946–1961 годов 34 . Исследованием и публикацией данных архивных материалов многие годы в Крыму плодотворно занимаются протоиерей Николай Доненко и С. Б. Филимонов, итогом их многолетнего труда стали публикации различных сборников архивных документов 35 , в том числе и фундаментального издания – Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов 1946 – 1961 гг. 36 Тема святых мест, связанных с именем архиепископа Луки, представлена, в основном, симферопольскими и тамбовскими авторами. Таковы, например, брошюры Н. В. Проскуриной (Симферополь) 37 , а также В. И. Быковой и Ю. К. Щукина (Тамбов), где впервые была представлена карта мест, связанных со служением святителя Луки в Тамбове 38 . Появились и новые исследования, расширяющие географию служения святителя Луки, таковы, например, книга Е. И. Каликинской о святителе Луке в Переславле-Залесском 39 , работа протоиерея Пахомия Лай о Ташкентском периоде служения святителя Луки 40 . Значительный интерес представляют и работы, основой которых стали воспоминания и интервью родственников архиепископа Луки, из недавно изданных это книги Е. И. Каликинской 41 . В последнее время в различных направлениях научного знания появились диссертационные исследования, посвящённые разным аспектам жизни и служения архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) . Ярким примером тому может стать диссертация кандидата медицинских наук А. Е. Яковлева «Вклад профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого в развитии отечественной гнойной хирургии», защищённая по специальности хирургия в Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова в 2013 году, а также изданная им солидная монография 42       и диссертация кандидата филологических наук Е. С. Забавниковой 43 . Значительный интерес представляет и дипломная работа протоиерея Алексия Гирич «Служение святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на Тамбовской кафедре (1944–1946 гг.)», защищённая им по предмету «История Русской Церкви» в Московской православной духовной академии в 2011 году, здесь необходимо отметить и вклад протодиакона Льва Гирич, который с большим усердием относился к исследованию темы святителя Луки на Тамбовской земле. На разные темы о святителе Луке были защищены и другие научные работы 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

XVI и нач. XVII ст.). М., 1869). Согласно иконописному подлиннику сводной редакции XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова, П. «подобием млад аки Георгий, власы мало кудреват, ризы предобре устроенныя, верхняя киноварная, исподняя зеленая, на ногах сапоги, штаны желтыя, в руке сосуд врачевск и перо» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 339). В XIX в. распространение получают иконы, называемые «Сказание, каким святым каковые благодати исцеления от Бога даны». Центром их являются разной иконографии образы Христа и Богоматери, по сторонам Которых рядами стоят святые, внизу у них надписи, указывающие, при какой болезни или в ином случае к каждому из них следует обращаться. В этой череде святых рекомендация под образом П. лаконична, но отличается самым широким спектром действия: ему можно молиться «об исцелении от недугов человеческих» (напр., икона 2-й пол. XIX в. (ГМИР) - П. замыкает нижний ряд святых, находится следом за вмч. Никитой, см.: Тарасов. 1995. С. 63, 73-74. Цв. табл. 40). Хотя святые на образах «Сказание…» располагаются не по календарному принципу, структурно данная иконография восходит к иконам-месяцесловам. Последние особенно широкое распространение получили в рус. искусстве после сер. XVI в. Образ устойчиво размещается в цикле на июль под 27-м числом; П., как правило, предшествует образ св. Ермолая, чья память приходится на 26 июля (напр., на иконе на июль из комплекта годовых миней (кон. XVI в., ВГИАХМЗ; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 60); на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ; см.: Там же. С. 63. Кат. 140); на иконе на июль (20-30-е гг. XIX в., частное собрание, Екатеринбург; Уральская икона. Кат. 130) и др.). Из числа памятников зап. искусства наиболее интересны: образ П. на фресках храма Фортуна-Вирилис в Риме (2-я пол. IX в.; см.: Lafontaine-Dosogne. 1959. P. 41-42. Pl. XIII); фрагмент фрески с изображением П., исцеляющего слепого, в нижней ц. Сан-Кризогоно в Риме (3-я четв. XI в.; см.: Parlato, Romano. 2001. P. 53); фресковая композиция, представляющая казнь П.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

   Толкование блаж. Феофилакта Болгарского; Лествица. Слово 28-е и пр    Слово 90-е    Слово 28-е, гл. 64;    Слово о авве Филимоне. Доброт., ч. 4    Лествица. Слово 28, гл. 28    Пр. Макарий Великий. Слово 4-е, гл. 19    Толкование блаженного Феофилакта    По блаж. Феофилакту 50. Поучение на 54-е зачало Евангелия от Луки, читаемое в пр...    Спаситель мира во время странствования Своего по земле, в юдоли нашего изгнания и страданий, посетил двух благочестивых жен, родных сестер, Марфу и Марию, живших в селении, соседнем Иерусалиму, Вифании. У них в Вифании был свой дом. Они имели брата — Лазаря, удостоившегося именоваться другом Богочеловека и Его апостолов (Ин. 11:11). Из Евангелии видно, что Господь не раз посещал дом благочестивого семейства. При одном из таких посещений Он воскресил Лазаря, уже четыре дня лежавшего во гробе.    Святой евангелист Лука повествует, что при упомянутом ныне посещении Господом этого дома Марфа занялась угощением вожделеннейшего Гостя, а Мария села у ног Его и внимала слову Его.    Марфа, заботясь единственно о том, чтоб угощение было самым удовлетворительным, просила Господа, чтоб Он повелел Марии помочь ей. Но Господь отвечал: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе; едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея» (Лк. 10:41—42). По объяснению святых отцов, Марфой таинственно изображается благочестивый телесный подвиг, а Марией — душевный. Повесть о настоящем посещении Господом двух сестер читается, по установлению Церкви, во все праздники Божией Матери. По этим двум причинам рассматривание содержащихся в повести события и учения должно быть и особенно знаменательным и особенно назидательным.    Марфа была старшею сестрою, и представляется евангелистом как хозяйка дома. Она принимает Спасителя в дом, она распоряжается угощением, приготовляет пищу, убирает трапезу, приносит блюда. Служение ее — непрерывающаяся деятельность. И телесный труд, по старшинству, занимает первое место в подвижнической жизни каждого ученика Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3167...

В четверике Троицкого собора в 1834 г. установили новую серебряную раку блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Псковского: «Посреди каждой из 4-х сторон раки прикреплен овальный круг, длиною в 15 верш., шириною в 10 верш., толщина коего уменьшается и увеличивается сообразно направлению сторон раки... На круге с левой стороны раки такое же изображение Псковской Покровской башни и на ней Богоматери, окружаемой Псковскими и другими Святыми в том виде, в каком угодно было Ей явиться некоему благочестивому Псковитянину Дорофею в страшные минуты для Пскова. Перед башнею, за стеною города, изображены войска Батория в боевом порядке» ( Князев. 1858. С. 27). Кроме того, в надгробном комплексе блгв. кн. Всеволода был помещен чеканный образ Н. и др. Псковских чудотворцев, чье почитание связано с Троицким собором. Т. о., на всех известных изображениях этого извода (за исключением иконы рубежа XVIII и XIX вв. из ПИАМ, похищенной во время второй мировой войны; сохр. черно-белая фотография памятника) Н. представлен в коленопреклоненной позе, как молитвенник перед Богородицей за жителей Пскова. В иконописных подлинниках Н. упоминается с кон. XVII в. под 6 дек., внешность блаженного уподобляется облику ап. Павла: «…подобен Павлу апостолу брадою...» (РНБ. ОСРК. O.XIII.6. Л. 80; 1694 г.); «...подобен Павлу апостолу брадою и плешив, надсед, наг весь» (РНБ. Ф. 166. 564. Л. 46 об.; XVIII в.; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 95; 30-е гг. XIX в.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 55); «…подобием надсед гораздо, аки Павел апостол брадою, но токмо при главою плешат, наг весь; нецыи пишут его в рубашке» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 40-41); «…надсед, брадою аки Павел апостол, а не плешив и наг весь» (РНБ. Погод. 1931. Л. 74 об.; 20-е гг. XIX в.) и др. Хотя в иконописных подлинниках предписано изображать Н. «нагим и плешивым», из таких икон ныне известен только образ 1895 г. из иконостаса придела во имя св. Василия Блаженного в московском соборе Покрова на Рву. На др. сохранившихся памятниках Н.

http://pravenc.ru/text/2565938.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВСАНИЙ, ФИЛИМОН и ЛУКИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 186 опубликовано: 29 октября 2007г. АВСАНИЙ, ФИЛИМОН и ЛУКИЯ [Арсений; лат. Ausanias, Arsenius], мученики (пам.копт. 19 февр.); упоминаются в копт. календаре; по преданию, крещены ап. Павлом в Пергаме; часто отождествляются со святыми Архиппом, Филимоном и Апфией, поминаемыми в этот же день правосл. Церковью. Лит.: SynCopt. P. 316. А. И. М. Рубрики: Святые Коптской Церкви Ключевые слова: Мученики Коптской Церкви Святые Коптской Церкви Авсаний, Филимон и Лукия, мученики (пам. копт. 19 февр.) См.также: АГАФОН мч. Александрийский (пам. зап. 7 дек.; копт. 17 дек.) АЗИРИАН И ЕПИМАХ мученики Египетские (пам. копт. 31 окт.) АНАТОЛИЙ ПЕРС († ок. 303), мч. (пам. копт. 5 или 4 янв.) АНУВИЙ (III в.), мч. Александрийский (пам. копт. 18 июля) АПАТЕР (нач. IV в.), коптский мученик (пам. копт. 25 сент.) АСКАЛОН († ок. 304), мч. Антинойский (пам. 20 мая, копт. 20 янв., зап. 23 янв.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/63020.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗИРИАН И ЕПИМАХ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 337 опубликовано: 16 апреля 2008г. АЗИРИАН И ЕПИМАХ [Ираклий], мученики Египетские (пам. копт. 31 окт.). Время жизни неизвестно; возможно, их следует отождествлять со святыми Епимахом Новым Александрийским и Гордианом Римским , память к-рых по Римскому мартирологу совершается 10 мая. Рубрики: Святые Коптской Церкви Ключевые слова: Мученики Коптской Церкви Святые Коптской Церкви Азириан и Елимах, мученики Египетские (пам. копт. 31 окт.) См.также: АВСАНИЙ, ФИЛИМОН и ЛУКИЯ мч. (пам. копт. 19 февр.) АГАФОН мч. Александрийский (пам. зап. 7 дек.; копт. 17 дек.) АНАТОЛИЙ ПЕРС († ок. 303), мч. (пам. копт. 5 или 4 янв.) АНУВИЙ (III в.), мч. Александрийский (пам. копт. 18 июля) АПАТЕР (нач. IV в.), коптский мученик (пам. копт. 25 сент.) АСКАЛОН († ок. 304), мч. Антинойский (пам. 20 мая, копт. 20 янв., зап. 23 янв.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/63694.html

преп. Пафнутия, иже бе исповедник, лишен ока Христа ради, бывый на первом вселенском соборе, о нем же ищи apud Niciphore, Sosomcne. У нас его отнюдь нет нигде. Взменка о нем in Vitis ss.pp. in vita Antonii magni, f. 50 et f. 67, 6 etiam de variis Paphnutiis vide... in Vitis ss.pp. f. 488. И паки ищи в реестре на конци» (Пролог, ч. I, л. 41). 22 сентября: «В Мученикословии Римстем в сей день св.м. Маврикия и иже с ним, vide Surius t. V, f. 356 et Skarga f. 838. He той же се Маврикий, иже у нас февраля 22-го, но ин, сего в наших нет нигде» (Пролог, ч. I, л. 72-й). 28-го декабря: «Иоанн Колов, ноября 9-го и декабря 28-го. Наши сего Колова Иоанна помешали с Иоанном, который в Патерике называется faber, id est древодел, а не есть так, – ин- ший Иоанн Колов, а инший faber, але того Иоанна фабра у наших Прологах нигде и не взменки, а в Римских сего воспоминается марта 27, там же бы его и положити, аще Бог даст. In Vitis ss.pp. ff. 449, 546 и 738» (Пролог, ч. II, 28 декабря). 5-го февраля: «Acta SS. февр. 1, 706 ponunt hodie s. Polieucta patriarchum Constant., а у наших его нет» (Пролог, ч. II, л. 657 об.). 23-го февраля: «Acta SS. февр. Ill, 380, житие св. Досифея, а у наших нет нигде ему памяти, такожде и учителю его, прей. Дорофею, книгу поучений полезных списавшему, нет нигде дня, ни в даннем месяцу. Добре обоих сих святых в Прологу искалем и не знашолема et Acta Sanctorum testantur, же в грецких нет нигде свв. Дорофею и Досифею памяти et miratur summe J. Bollandus» (Пролог, ч. II, л. 722-й). 8 марта: «В сей день св.м. Адриан, который з лютого мучителя зостал христианом и мучеником, воспоминается он декабря 14-го в страдании свв. мучеников Филимона и Аполлония . На концу але... вкратце можно его тут... положити з Болланда т. I, март... f. 755-й» (Пролог, ч. Ш-я, л. 26-й). 12-го марта: «В сей день св. мученика Петра, иже кувикуларий царя Диоклитиана, зри о нем Евсевий I. VIII, с. 6, et Martyrologium Romanum, Mart, 12 et Acta SS. mart III, 7. У наших сего св. Петра несть нигде же.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Раевская и ныне пишет ко мне о Св. мощах. Можно крупинками уделить в славу Божию и угодников до десятка или боле частиц. Естьли у вас мало, то пусть попросить у Ключаря, или у вас из ризницы. Чем больше будет мощей, тем важнее рака. Но пусть прежде пришлёт ко мне на рассмотрение планы и фасады рак 85 . А до утверждения моего не давайте. О псаломщике просьбу я также получил и ныне же с резолюцией возвращаю. Дело возможное и полезное для сироты. На сих днях изо Пскова был у меня Протопоп Лебедев, приехавший сюда для сына. Он сказывал, что Преосвященный нашел уже себе Економа из Московского Донского монастыря, и сделает его настоятелем Крипецким. А казначей совершенно спился. Сыщите в моей библиотеке книгу в 4 листа в кожаном переплёте под названием Русская правда с моими на полях приписками и пришлите мне чрез Дикастерию. Будьте здоровы и благополучны. Доброжелательнейший вам Е. М. К. 4 Июля 1825 г. Приложенные пакеты отошлите отцу Филимону. Вам посылаю книжку об Изборске, знакомом вам 86 . Заметка о. Серафима: Получены 14-го в 11-м часу по полудни, пришедшая из Шулявщины. Этот день докончили печь кирпичную, а 15-го дня служил. Господи, видишь, как волочусь и веру теряю. Дай мне терпение. 41 Преподобный отец Игумен! Возлюбленный о Христе брат! Ныне почта ваша от 24 июня рано пришла и я успеваю ныне же вам отвечать. Итак гости к вам уже приехали. Но я не думал, чтобы они и на корм ваш стали. Они богаты. Впрочем, так и быть. Авось вам или мне чем-нибудь заплатят. Сена у вас довольно. Но овса, думаю, нельзя уделять. Естьли Шулявская рыба не понравится, то сами покупать будут по неволе. Пиво можно давать, а вино по простоте, естьли требовать будут. Скажите гостям, что письма их я получил и сей же час отослал в их дом, а сам я отвечать им не успеваю. У вас наступает покос. Естьли нужно простое вино, то можно употребить мое с зачётом. Мое жалованье митрополичье с провизскими и лаврское с кружкою пришлите с Анною Семеновною Шамшевою 87 . О сем не медля снеситесь с отцом Филимоном, дабы не упустить ездоков и избавиться почтовой платы. Вино привезть мне, думаю, также согласятся они.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

А буде он Филимон в сей скаске что сказал ложно, и за то б указал великий государь взять на нем Филимоне штроф по своему великого государя указу и учинить наказанье. (Кн. 117, л. 117). 714-го августа в 3 день в приказе Книг печатного дела бил челом великому государю словесно Иван Матвеев сын Казаков, чтоб ему быть в школе в учении немецкого языка; а сказался: отец ево Иванов Матвей Преображенского полку шестой роты салдат редовой, и ныне он на службе, а от роду сказался 12 лет. Иван Матвеев сын Казаков руку приложил. И того ж числа вышеписанной Иван Казаков отослан в школу ко учителю Густаву Вурму. 1714 г. августа в 11 день в приказе Книг печатного дела бил челом великому государю словесно Григорей Васильев сын Яковлев и сказался, чтоб ему быть в учении в школе немецкого языка; а отец де ево Преображенского полку бомбондирской роты и ныне на службе, а ему Григорью от роду 12 лет. Григорей Васильев сын Яковлев руку приложил. И того ж числа по указу великого государя вышеписанной Григорей Яковлев из приказу Книг печатного дела послан в школу ко учителю Ягану Густаву Вурму. (Кн. 105, л. 41 об. – 42). Державнейший царь, государь милостивейший! В прошлом, государь, 712 году по твоему велнкого государя указу взят я нижеименованный раб твой в школу для научения немецкого цесарского языка и в той школе я учусь того языка с того выпиеписанного году и до ныне; а та школа в ведении в приказе Книг печатного дела. И в нынешнем 714 году бил челом тебе, великому государю, на меня в Сибирском приказе гостиной сын Петр Семенов сын Сверчков в долговых деньгах, будто займовал у него Петра отец мой Лев Михайлов сын Алакаев; и по тому ево челобитью я нижеименованный твой в Сибирской приказ был сыскан и в допрос не пошел для того, что я в том приказе не судим, а судим на книжном Печатном дворе, также и он Петр в том в Сибирском приказе не судим же. А по твоему великого государя указу велено во всяких делах бить челом и допрашивать в том приказе, где кто судим; и ему Петру на меня бить челом было в Сибирском приказе не довелось, а довелось было бить челом в приказе Книг печатного дела. Всемилостивейший государь! Прошу вашего величества, вели, государь, то ево Петрова на меня челобитье взять из Сибирского приказу в приказ Книг печатного дела и о присылке в приказ Книг печатного дела из Сибирского приказа того ево Петрова челобитья послать память, также и в другие приказы и канцелярии: буде до меня нижеименованного раба твоево будет какое дело или челобитье, чтоб меня в тех приказех и в канцеляриях не судить, послать памяти ж для того, чтоб мне того вышеписанного языка от учения и от школы не отбить. Вашего величества нижайший раб цесарского языка ученик Степан Лвов сын Алакаев. Сентября в день 1714-го году. К сему прошению цесарского языка ученик Степан Львов сын Алакаев руку приложил. (Кн. 117, л. 133).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010