О молитве Иисусовой говорится у преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка , Иоанна Лествичника , Исихия Синаита . Последний делает особый упор на благодатную и чудодейственную силу имени Иисуса. Это имя сравнивается со светильником, озаряющим путь подвижника; с мечом, обращающим вспять демонов ( Hesych. Sin. De temper. et virtut. 152); с дождем, умягчающим землю сердца (Ibid. 41); с фундаментом, на котором строится дом (Ibid. 169); с парусами, приводящими в движение корабль; с шаровой молнией, появляющейся перед дождем (Ibid. 105); с солнцем, просвещающим внутреннее пространство сердца (Ibid. 196-197). В V-VII вв. практика молитвы Иисусовой распространилась по всему христ. Востоку, получив признание в Египте (авва Исаия, авва Филимон), в Палестине (прп. авва Дорофей ), в Эпире (свт. Диадох), на Синае (прп. Иоанн Лествичник, прп. Исихий). Эта молитва была известна и на христ. Западе, однако здесь она не получила столь широкого распространения, как на Востоке. Восточнохрист. практика непрестанного призывания имени Иисусова основывается на библейском почитании И. Б. В обоих случаях наблюдается отождествление имени с его носителем, имя является главным средоточием молитвенной жизни, к имени относятся с величайшим благоговением, имени приписывают чудотворную силу. Смысловым центром молитвы Иисусовой является имя Иисус; имена Господь и Сын Божий воспринимаются как его истолкование, подобно тому как все И. Б. в ВЗ воспринимались как истолкование священного имени Яхве. В молитве Иисусовой акцент делается на призывании Иисуса как Бога: полная форма молитвы подчеркивает, что Иисус Христос есть Сын Божий. Поэтому не случайно то обстоятельство, что широкое распространение молитвы Иисусовой в монашеской среде совпало по времени с бурными христологическими спорами V в.. И. Б. в русских богословских и аскетических сочинениях. В XI-XVIII вв. История почитания И. Б. в рус. традиции восходит к временам Киевской Руси. Лит. памятники этого периода свидетельствуют о том, что Иисусова молитва была хорошо известна в монашеской среде. Напр., прп. Феодосий Печерский (XI в.) советовал монахам для избавления от нечистых помыслов и демонских искушений совершать крестное знамение и произносить молитву «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас» (см.: Повесть временных лет//ПСРЛ. Л., 1926. Вып. 1. С. 245). В Киево-Печерском патерике рассказывается о прп. Николае Святоше , который совершал непрестанную Иисусову молитву. Упоминания о молитве Иисусовой содержатся в «Поучении» Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. В кон. XIV - нач. XV в. нижегородский архим. Досифей , побывавший на Афоне, привез оттуда сведения о том, что афонские монахи ежедневно прочитывают половину Псалтири и 600 молитв «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», полагая, кроме того, от 300 до 500 поклонов; а неумеющие читать вместо правила совершают 7 тыс. молитв Иисусовых ( Podskalsky. 1989. P. 70-71).

http://pravenc.ru/text/Имя Божие.html

Всех святых). В 2000 г. впервые в Н. З. совершил пастырский визит митр. Австралийский, Новозеландский и Филиппинский Павел (Салиба) (Бадих Салиба). В 1995 г. в Веллингтоне возникла правосл. община серб. иммигрантов. В 2010 г. она приобрела здание бывш. пресвитерианской церкви в Окленде, к-рая была освящена во имя св. блгв. кор. Милутина. В 2004 г. основан румын. правосл. приход в Крайстчерче, в 2008 г.- два в Ашбертоне и в Гамильтоне. В 2006 г. Димитрий Коман, приходский священник из Мельбурна (Австралия), был назначен 1-м викарием Румынского православного вик-ства в Австралии и Новой Зеландии. В 2008 г. основана самостоятельная епархия Австралии и Новой Зеландии Румынской Православной Церкви, правящим епископом был избран архим. Михаил (Филимон). Русскоговорящая община за пределами правосл. Церкви В наст. время, как и все новозел. общество, русскоговорящие эмигранты и их потомки склонны к нерелигиозности. В среде постсоветских эмигрантов широко распространены различные течения баптизма. За последнее десятилетие здесь появились 3 русские общины баптистов («Божий поток» и «Свет» в Окленде, «Объединенная русскоязычная христианская община» в Веллингтоне). Также популярны т. н. альфа-курсы, организуемые при англикан. церквах. На этих курсах акцент делается преимущественно на изучении Библии и совместном времяпрепровождении по разнообразным поводам - религ. праздникам, этническим ярмаркам, спортивным состязаниям, походам на природу и т. д. Старообрядцы В 1965-1967 гг. в Н. З. через Гонконг в статусе религ. беженцев прибыла большая группа рус. староверов. Ранее они проживали на северо-западе Китая, в пров. Синьцзянь, туда они эмигрировали в нач. 30-х гг. XX в. из российского Семиречья. Переселенцы принадлежали к старообрядческой церкви беспоповского толка. К 1972 г. их насчитывалось 112 чел.: 23 ребенка до 5 лет, 30 детей от 6 до 15 лет, 23 чел. от 16 до 25 лет, 19 чел. от 26 до 40 лет, 8 чел. от 41 года до 65 лет и 9 чел. были старше 65 лет. Власти Н. З. стремились к интеграции староверов в новозел. общество, поэтому им было запрещено создавать обособленное поселение. Вся община, члены к-рой ранее проживали совместно, была разделена на семьи, расселенные в разных местах. По этой причине судьба новозел. группы староверов-беспоповцев сложилась иначе, чем у их единоверцев, выехавших, напр., в Бразилию или США. Уже к нач. 80-х гг. XX в. община окончательно распалась на отдельные семьи. Специальных помещений для богослужения не имелось, в каждом доме было отведено место для молитвы. По данным переписи 2006 г., в Н. З. проживало ок. 200 старообрядцев.

http://pravenc.ru/text/2577757.html

...Деятельное повиновение Божественным заповедям совсем умерщвляет его мечом Духа (прп. Максим Исповедник , 91, 306). ...Если будем всегда исполнять волю Божию, вместе будем там в радости нескончаемой (прп. Феодор Студит , 92, 42). ...Чем более кто познает Бога, тем более сознает себя далеким от заповеди (прп. Феодор Студит , 92, 93). ...Заповеди составляют неразрывную цепь и одна за другую держатся, и сему соответствует как исполнение их, так и нарушение (прп. Феодор Студит , 92, 127). ...Нарушение губит все великие ваши исправности (прп. Феодор Студит , 92, 128). ...Кто Бога имеет в себе чрез исполнение святых Его заповедей, тот именитым делается и на небе и на земле (прп. Феодор Студит , 92, 270). ...Многая сокровиществуется вам награда на небесах, если до конца будете внимать себе и верно исполнять все заповеданное вам... (прп. Феодор Студит , 92, 332). ...Заповедь Господня жизнь вечная есть, нарушение же ее – смерть... (прп. Феодор Студит , 92, 351). ...Заповеди Христовы легки и облегчающи... (прп. Феодор Студит , 92, 420). Если... в презрении у нас соблюдение повелений Его , коим покорствует вся тварь, то как назовем себя верными мы – почтенные паче всякой твари... (свт. Феодор Едесский, 91, 347). ...Нам потребно великое себя хранение, много телесных трудов и очищение души, да вселим Бога в сердца наши, чтобы... безгрешно исполнять Божественные Его заповеди и чтобы Сам Он учил нас блюсти твердо Его законы, испуская, как солнечные лучи, Свои на нас воздействия... (прп. авва Филимон, 91, 367). ...Всякий преступающий заповеди Божии есть противник Богу, воюющий против Него (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 41). Источник. ...Христос заповеди Свои определил вообще для всех, и ничего не законополагал особо для монахов, и особо для мирян (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 109). Источник. ...Кто, Божественною силою Христовою укрепляем, не возненавидит прежде от всего сердца своего всего мирского и плотского, тот никак не может исполнить заповедей Христовых... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 124). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Клавдий – император на Римската империя от 41 до 54 г., наследен от Нерон. Оливие Клеман (1921–2009) – френски православен писател. Клерикализъм (фр.от гр.) – направление, което се бори за господство на Църквата (предимно Римокатолическата) и духовенството в политическия и културния живот. Климент Александрийски (Тит Флавий Клеменс, ок. 150 – ок. 215 г.) – християнски апологет, един от Отците на църквата, представител на Александрийската школа. Ученик на Пантен, учител на Ориген . Поставил за пръв път проблемите за съотношението между вярата и познанието, богословието и философията. Извън речника: Св. Климент Александрийски. Св. Климент Римски – Св. Климент, Римски папа. Клир (лат. clericus, от гр. χληροζ – kleros, «жребий», «част от наследството») – свещенослужители и църковнослужители, посветени чрез особена благословия за служене на Бога и за извършване на храмовото богослужение и по такъв начин отличаващи се от миряните. Клирик (гр.) – член на клира, свещенослужител. Клирос – място в храма, предназначено за хора. Клиросите се разполагат на двата края на солея. Клисар – Нисш служител (шетач, пазач, прислужник) в източноправославния храм. Книжници – еврейски изследователи на закона и учители на народа. По времето на Христа мнозина от тях били отстъпили от тези си задължения, често проявявали лицемерие, поради което Иисус Христос ги изобличавал. Колоси – град в Малоазийската област Фригия, в западната част на полуострова. През средните векове градът бил преименуван в Хони (днес Хонас или Конус). Към жителите на колоси св.ап. Павел е написал послание. Градът е бил известен в историята на църквата с чудото на Архистратиг Михаил. Извън речника: Възпоминание на чудото в Колоса от архистратиг Михаил. Послание на свети апостол Павла до Филимона. Комана Понтийска (Κμανα Ποντικ, Comana Pontica, Komana Pontika) – град в Североизточната част на Мала Азия в някогашната римска провинция Понт. Днес развалините на града се намират край Gumenek на 11 км от гр. Токат в областта Анатолия. В него по време на последното му изгнаничество и умишленото му подлагане на мъчения, починал на 14 септември 407 г. на около 57-годишна възраст св. Йоан Златоуст, на път за Константинопол от най-отдалечените граници на империята (Кавказ), където бил заточен. Извън речника: св. Йоан Златоуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Хочется закончить статью «О поминовении усопших», которую очень хвалил митр[ополит] Кирилл и настаивал на распространении ее. Кстати. Узнайте, не сохранились ли в церковной библиотеке «Церковные ведомости»? К ним было приложение «Приходское чтение». Оно издавалось, кажется, с 1910 по 1917 г. Если оно цело, то не найдете ли возможным взять его к себе за все годы. Просмотрите их все. Там печатались в переводе на славянский язык (с греческого, перевод Мироносицкого) кондаки Романа Сладкопевца на двунадесятые праздники. Перепишите их. В особенности нужны бы мне его кондаки в новом переводе того же Мироносицкого из чина иерейского погребения. А исполняется ли кому-то данное послушание переписать келейное правило?.. 23-го получил письмо от Жени, очень хорошее, подробное. Ей еще не писал. Поблагодарите ее Вы за меня. Поздравьте именинниц 22-го и 23 окт[ября] и сегодняшнего именинника. Господь да облегчит страдания Любови Владимировны 41 и супруга ее да утешит. Елена Филимоновна получила Ваше письмо. Пишет, что оно произвело на нее очень приятное впечатление своим задушевным тоном. Давно хотел написать Вам да все позабывал: поминайте о упокоении Ефрема и супругу его (имени не знаю). Именно Вас просили. По милости Божией я здоров, хотя очень слаб и от небольшого дела устаю очень. После уборки барака (с добрым помощником, значит с небольшим сравнительно трудом) приходится снимать мокрую рубашку. Горячий чай пить тоже нельзя – после 2–3 кружек рубашка хоть выжимай. Хорошо, что по своей работе дневальным имею возможность менять белье, когда нужно. Но в общем чувствую себя удовлетворительно. Благодарение Господу. Как здоровье Марии Ивановны? Господь да исцелит ее болезни. Деткам успеха в усвоении добрых учений у Господа прошу. Всех сердечно приветствую, всех с любовию молитвенно поминаю, у всех взаимно прошу святых молитв, на всех призываю Божие благословение. Спасайтесь о Господе. С любовию богомолец Ваш Е[пископ] А[фанасий] . Письмо 26 Евгении Ивановне Войновой 2 ноября 1940 г .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В приписках к трём статьям указывается имя одного писца – монаха Филимона 1786 г. (лл. 157 и 295) и автора статьи – старца Василия 1767 г. (л. 336). Приписки приведены ниже. л. 1 (по первой нумерации) об. Молитва пред чтением книг. Нач. Господи Иисусе Христе, отверзи мой ум. л. 2. Приписка (см. выше). л. 3. Гравюра из жития преподобного Моисея Угрина. л. 1 (по второй нумерации). Иже во святых отца нашего Дионисия Ариопагита глава 6, о совершаемых чинех. Нач. Сии убо суть священничестии чини же и разделения, и силы и действа и совершения. л. 6. Святого Максима Исповедника сказания на шестую главу святого Дионисия Ариопагита, о церковнем священноначалии. Нач. Имея внити к тайне монашеского совершения, понеже и монаси един чин из совершаемых есть возъглавляя три сия совершающих чины, священноначальников, пресвитеров, диаконов, из нихже коемуждо отделена есть приличествующая сила и действо, чистительная глаголю, просветительная, и совершительная. л. 16 об. Блаженнейшего Симеона Архиепископа Фиссалоникитского о святем монашестем образе; от главы 20, яже на латины. Нач. Вся творяще новша и противу Апостолов и Спасителя нашего преданию и преемников Апостол отец, темже и образ монашеский единому бо сущу образу, на многи сии сего разсекоша части, и множайшы образы сотвориша. л. 41 об. Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константина града Златоустого, на Евангелие от Матфея нравоучение 8. О монасех. Нач. И ты ныне пришед в пустыню египетскую, рая всякого лучшу пустыню сию узриши бывшу и лики Ангел безчисленны в человечестех образех, и соборы мученик, и собрании дев. л. 86. Преподобного отца нашего Исаии Отшельника о еже внимай себе. Нач. Внимай себе опасно, дерзая и веруя, яко Господь наш Іисус Христос, Бог сый и неисповедимую имея славу и, величество, образ нам бысть, да последуем стопам Его, и вельми и превосходительно смири себе нас ради. л. 93. Главы о сокровеннем делании. Нач. Светлость сей и любовь Божию свыше сходящу на него, приемлет. л. 96. Блаженного Феодорита епископа кирского слово о божаственней и святей любви. Нач. Какови убо суть подвижницы добродетели, и еликими и яковыми венцы светлеются, ясно научают списанная нами о них повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

С момента нашего прибытия в роддом прошло чуть более часа, и на свет появилась наша Марусенька. Это были самые легкие мои роды. Хотя она родилась самой крупной – 4 килограмма 350 граммов, а мне в то время уже исполнился 41 год. Марусенька родилась 3 апреля, в день памяти святого преподобного Серафима Вырицкого . У меня было явственное ощущение, что батюшка Серафим сам пришел ко мне на помощь в такой трудный момент моей жизни. Все произошло благополучно, благодаря его небесному предстательству. Хотелось бы здесь вспомнить еще об одном случае. В начале зимы 1998 года, когда батюшка Серафим еще не был официально прославлен, я с дочерьми (7 и 9 лет) приняла участие в автобусной паломнической поездке в Вырицу. Организация этого паломничества вызвала у меня сильное раздражение. Все было очень скомкано. Дети плохо переносили дорогу, а мы почему-то по пути незапланированно заезжали в другие святые места и из-за этого прибыли в Вырицу позднее, чем договаривались. Одновременно с нами к храму в честь Казанской иконы Божией Матери подъехали 2 других паломнических автобуса. Народа скопилось очень много, все встали в очередь, чтобы подать записки на молебен и панихиду. Сам настоятель, батюшка Алексий Коровин, смиренно принимал наши записочки вместо свечницы. Я, расстроенная тем, что дети устали и проголодались, заняла очередь и вышла с ними на воздух. Помню, что храм был весь в лесах – шел его ремонт. Мы пошли к могилке батюшки Серафима. Около нее были всего 3 или 4 женщины. Все молча молились, одна стояла на коленях. Мы с девочками остановились прямо напротив Креста. И вдруг... с могилки на нас повеяло неземным благоуханием, которое стало волнами находить на нас. Я с изумлением подумала: откуда может быть такое сильное благоухание (помню, оно было с хвойным ароматом)? И тут мои дочки стали шептать: «Мама, ты чувствуешь?» Я была так поражена, что как-то не могла поверить до конца, что это чудесное благоухание – небесный дар от самого старца Серафима. Когда мы подали в храме записки и вернулись к могилке отца Серафима вместе с батюшкой Алексием и всеми другими паломниками, чтобы отслужить панихиду, этого благоухания уже не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Мученика Анастасия Нового, пострадавшего во граде Гельвине, 39) Тактикон Никона Черногорца, 40) Преподобного Филофея синайского — Главизны трезвительные, 41) Преподобного Фалассия Ливийского сотницы с приложением Преподобного Филимона Отшельника о безмолвии, 42) Феодорита Блаженного — Толкование на книгу " Песнь Песней " , 43) Феодора Эдесского Поучения, 44) Феодора Студита Оглашения (в бытность нашу в Нямце, нам удалось видеть некоторые из этих рукописей Великого старца, написанных с большою отчетливостью и изяществом. Пр. С. Ч.). Перечисляет проф. Яцимирский также и рукописи, писанные учениками старца по его выбору и назначению. Но нет возможности переименовать их все. Писания некоторых отцов Церкви встречаются в этих рукописях в особенно большом числе списков. Таковы, напр., писания Феодора Эдесского, Филофея Синайского, Симеона Нового Богослова, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника, Исихия Иерусалимского, Исаака Сирина, аввы Дорофея, Григория Паламы, Василия Великого и др. Очевидно на эти рукописи было особенно большое требование. Значительную часть рукописей составляют сборники, выписки из отеческих книг или по догматическим вопросам, или по вопросам литургическим, нравственно-аскетическим и каноническим. Сам старец Паисий любил составлять подобные сборники и располагал к составлению их и своих учеников. По мнению старца недостаточно было ограничиваться только чтением отеческих книг, ибо при этом внимание и мысль читающего не всегда достаточно следят за содержанием книги. Чтобы больше связать мысль и внимание с содержанием читаемой книги, необходимо слово за словом следить за текстом книги, а это лучше всего достигается списыванием книги. Сама медленность этой работы дает возможность полнее и отчетливее проникать в смысл списываемого. Содержание книги при этом больше сродняется с душой читателя и глубже в ней напечатлевается. Списывать всю книгу целиком не всегда бывает возможным, да и не всегда это и нужно. Иногда достаточно сделать выписки наиболее важных и интересных мест, чтобы потом всегда иметь их у себя под рукою, иметь возможность снова их перечитать или воспользоваться ими для литературной работы, для письма, для сообщения кому-нибудь другому.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви. Святая княгиня с терпением и смирением перенесла и это посмертное испытание: чудеса у гроба праведницы продолжали совершаться, ее предстательством Кашин в 1812 году остался в стороне от нашествия французов и не раз избавлялся от различных эпидемий. Память преподобной не предавалась забвению, и в XIX веке в различных церковных изданиях: «Словаре историческом о русских святых», труде архимандрита Леонида Кавелина «Святая Русь» – имя благоверной княгини Анны Кашинской стояло в ряду местночтимых святых. Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятий, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах, болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны. В «Чуде о пономаре именем Герасиме» сообщается, что в 1611 году в кашинской церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы было найдено погребение Анны Кашинской. Успенская церковь в то время сильно обветшала, церковный помост обвалился и разрушился; гроб Анны Кашинской, бывший под полом, оказался на поверхности. Однако жители города, не зная, чье это захоронение, относились к нему без должного благоговения: клали на гроб шапки и даже садились на него. В церкви пономарем служил некий Герасим, который был тяжело болен. В одну из ночей ему явилась Анна Кашинская, исцелила его и сказала: «И почто гроб мой ни во что же вменяете и мене презираете? И доколе тако быти ми от вас попираеме ногами?» Анна Кашинская повелела Герасиму рассказать о своем явлении настоятелю храма и зажечь свечу перед ее гробом у Нерукотворного Образа Спасителя. После этого у погребения Анны Кашинской стали происходить многочисленные чудеса и исцеления (до прославления святой было записано 41 чудо). Одно из чудес случилось с расслабленной Софией Гавреневой, постриженной в монашество с именем Феодосия в кашинском Сретенском монастыре. По ее просьбе в Успенской церкви у гроба Анны Кашинской был отслужен молебен празднику Успения Пресвятой Богородицы и лития, после чего инокиня исцелилась. В Кашин привозили больных из Твери, Углича, Переславля-Залесского, Новгорода и других мест. В 1645 году здесь побывал родственник царя Михаила Феодоровича боярин В.И. Стрешнев. Узнав о почитании Анны Кашинской, он подал челобитную царю о прославлении святой, но в 1647 году царь умер, не успев отдать распоряжений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все архитекторы, упомянутые в Народном каталоге православной архитектуры в скобках - количество объектов, в постройке которых принял участие архитектор Константин Андреевич Тон (133) Иван Аполлонович Чарушин (84) Фёдор Михайлович Вержбицкий (67) Николай Никитич Никонов (53) Андрей Альбертович Анисимов (50) Тадеуш Северинович Хилинский (41) Федор Николаевич Малиновский (40) Алексей Егорович Эренберг (34) Василий Антонович Косяков (31) Николай Александрович Львов (31) Матвей Фёдорович Казаков (30) Александр Степанович Каминский (27) Василий Михайлович Дружинин (27) Владимир Христианович Немкин (26) Василий Петрович Стасов (26) Михаил Петрович Коринфский (25) Александр Бонавентурович Турчевич (24) Фёдор Иванович Афуксениди (24) Филимон Меркурьевич Росляков (23) Доменико (Дементий Иванович) Жилярди (22) Авраам Иванович Мельников (21) Владислав Осипович Грудзин (21) Аполлон Николаевич Эдельсон (21) Фёдор Иванович Данилов (21) Михаил Дормедонтович Быковский (21) Алексей Маркович Салько (20) Александр Афанасьевич Латков (20) Алексей Максимович Горностаев (20) Карл Иванович Бланк (20) Джакомо Кваренги (20) Григорий Иванович Карпов (20) Иван Егорович Старов (20) Янис-Фридрих Бауманис (19) Семён Емельянович Дудин (19) Давид Иванович Гримм (19) Леонтий Николаевич Бенуа (19) Андрей Петрович Аплаксин (18) Александр Александрович Щербачёв (18) Николай Владимирович Султанов (18) Иосиф Иванович Шарлемань (18) Станислав Людвигович Мысловский (17) Александр Степанович Андреев (17) Михаил Арефьевич Щурупов (16) Андрей Николаевич Оболенский (16) Иван Петрович Канаев (16) Дмитрий Валерианович Знобишин (15) Степан Васильевич Крыгин (15) Василий Михайлович Шервинский (15) Михаил Тимофеевич Преображенский (14) Николай Михайлович Чагин (14) Бартоломео Франческо Растрелли (14) Василий Иванович Баженов (14) Сергей Иванович Карягин (14) Генрих Карл Шель (13) Фёдор Михайлович Шестаков (13) Карл Иванович Росси (13) Алексей Викторович Щусев (13) Владимир Александрович Покровский (12) Дмитрий Васильевич Ухтомский (12)

http://sobory.ru/architect/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010