РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 22 февраля (7 марта) Преподобномученик Филарет (Пряхин) Преподобномученик Филарет родился 29 августа 1880 года в селе Чулково Пронского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Трофима Пряхина и в крещении наречен был Иоанном. Грамоте он обучился дома и в семнадцать лет, имея горячее желание послужить Христу и Его святой Церкви, поступил в Спасскую Пронскую пустынь, находившуюся поблизости от города Пронска. В обители, кроме хозяйственных послушаний, он проходил послушание на клиросе. 21 апреля 1913 года он был пострижен в монашество с именем Филарет, 18 августа того же года рукоположен во иеродиакона, а 16 ноября 1914 года – во иеромонаха. Главной святыней пустыни был список чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных», с этим образом братия совершала крестные ходы по соседним селам и деревням. Вместе с братией ходил с крестными ходами и совершал молебны и иеромонах Филарет. После того как во времена гонений в 1919 году пустынь была закрыта безбожниками, отец Филарет перенес икону в храм в селе Срезнево Шиловского района Рязанской области, где он стал служить. Архиепископ Рязанский и Зарайский Вениамин (Муратовский) благословил отца Филарета возобновить монастырский обычай ходить с иконой по селам, и на 29 мая (11 июня) в приходе было установлено празднование этой иконе. В этот день в село сходилось до восьми тысяч богомольцев и до двадцати священников. В 1926 году отец Филарет был возведен в сан игумена. В июле 1930 года Рязанский отдел ОГПУ сообщил своему руководству в Москве, что в селе «Срезнево Шиловского района 11 июня по случаю престольного праздника имел место массовый наплыв богомольцев – всего около восьми тысяч человек. Такое большое скопление, как выяснено, объясняется тем, что в селе Срезнево служит в качестве священника некто Филарет... Предварительным выяснением установлено, что Филарет, имея “чудотворную икону”, проводит ежедневные молебны и другие виды служб, в которых участвуют несколько попов, монахов и монахинь. 11 июня сего года на празднике в селе Срезнево находилось до двадцати попов и до двухсот человек монашествующего элемента. Службы происходили в течение трех суток... В период проведения массовой коллективизации паломничество крестьян окружающих сел и деревень, главным образом женщин, было особенно большим, отмечалось также, что после их свидания с Филаретом таковые не вступали в колхозы, а вступившие быстро выписывались.

http://fond.ru/kalendar/273/filaret/

Срезнево. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Срезнево в качестве села упоминается в выписи на вотчины Рязанского архиерейского дома 1568 г., где значится церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В XVII веке уже упоминалась Покровская церковь, для которой в 1734 г. испрашивалось дозволение на перестройку. В 1854 г. была поставлена новая колокольня. В 1885 году под церковь был подведен каменный фундамент. Новая каменная церковь с такой же колокольней в с. Срезнево Спасского уезда была построена в 1905 году. Храм был покрыт железом, теплый, светлый и вместительный. Полы во всем храме были бетонные. Весь храм был обнесен железнокаменной решеткой, а вся площадь около храма и кладбище – каменной стеной. Престолов в храме было два: во имя иконы Казанской Божией Матери и во имя Покрова Пресвятой Богородицы. После событий 1917 г. к этой церкви стекалось большое количество людей для того, чтобы приложиться к чудотворной иконе «Споручница грешных», которую принес с собой в Срезнево из Пронской Спасской пустыни игумен Филарет (Пряхин). Вокруг него собралось много монахов и монахинь из закрывшихся монастырей, которых игумен поддерживал своими молитвами. Он был арестован 31 мая 1931 г. По одному с ним делу проходило 38 монашествующих и мирян. После отбытия наказания он некоторое время служил в Твери, но вскоре его вновь арестовали и сослал в Сиблаг, где он скончался 7 марта 1942 г. Заседанием священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 г игумен Филарет причислен к лику святых. В документах за 1940 г. указывалось, что в храме службы не совершались с 1937 г., но официально храм не был закрыт даже к 1940 г. Решением Рязоблисполкома от 26.11.1945 г. церковь была вновь открыта. http://www.ryazeparh.ru История села Срезнева Рязанской области, в котором находится часовня в честь Покрова Божией Матери, неразрывно связана с именем крупнейшего русского филолога, академика И.И. Срезневского. Выдающийся ученый был выходцем из священнического рода: начиная с 1676 года в течение почти двухсот лет представители этого рода Срезневских несли пастырское послушание при Покровском храме. Часовня в честь Покрова Божией Матери находится на месте алтаря старого Покровского храма. В 1880 году возле него похоронен и сам И.И. Срезневский. К 10-й годовщине со дня его смерти построена школа-памятник, в которой в наше время расположен музей, посвященный всем подвижникам благочестия, в том числе академику И.И. Срезневскому, священномученикам Филарету и Сергию Срезневским.

http://sobory.ru/article/?object=08435

Игорь Цуканов. «Мы были у самых врат смерти». Как мучился и переносил изоляцию святитель Иоанн Златоуст . [Клевета и изгнание с египетской кафедры, ссылка на окраины страны, грубое обращение охранников, холод и изнурительные болезни... Всё это довелось пережить на склоне лет Иоанну Златоусту. Тем не менее он находил в себе силы благодарить Бога за всё, что пережил сам, и еще утешал в письмах свою верную помощницу — диакониссу Олимпиаду. Советы святителя Иоанна, как не отчаиваться в трудных обстоятельствах, пригодятся и нам сегодня]. Ил.: Святитель Иоанн Златоуст. Иконография; Путь в ссылку. Фото Павла Каюкова; Иоанн Златоуст был архиепископом Константинополя — столицы Восточной Римской империи. Константинополь. Фото; Императрица Евдоксия судит архиепископа Иоанна и заключает его в темницу. Миниатюра, Эфиопия, XVII b.; Одним из мест ссылки святителя Иоанна была Армения. Фото; Иоанн Златоуст отправляется в изгнание. Книжная миниатюра, Византия, 985; Храм Иоанна Златоуста в Каманах в Абхазии. Здесь святитель умер, не выдержав тяжелых условий ссылки. Фото; Перенос мощей Иоанна Златоуста. Миниатюра, Византия, XI в.//Фома. март 2021. — С.22-29. — (раздел « Вера »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает народный художник России Иван Глазунов //Фома. март 2021. — С.98-99/3-я стр. обложки/. — (рубрика « Эпилог »). Протоиерей Димитрий Харцыз . « У меня котик умер, я его отпеть хочу ». Удивительная история из жизни священника. Подготовила Анастасия Спирина . Фото Бориса Корчевникова//Фома. март 2021. — С.30-31. — (раздел « Вера »). Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученик Филарет (Пряхин) . 29.08.1880-7.03.1942. Ил.: Игумен Филарет (Пряхин). Фото из следственного дела; Строители Беломорско-Балтийского канала. Фото Александра Родченко//Фома. март 2021. — С.32-35. — (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-215-...

28 августа, на праздник Успения Божией Матери, игумен Филарет с Иваном Зотовым пришли помолиться в храм на Волынском кладбище. К отцу Филарету подошел местный диакон по имени Христофор и сказал: «За тобой приехали из НКВД, хотят тебя арестовать, беги скорее». Отец Филарет с Иваном через перелесок, а затем через лес вышли из города и добрались до дома, где они тогда жили. За это время сотрудники НКВД выяснили место жительства отца Филарета, и вечером того же дня он был арестован и заключен в тюрьму. Начались допросы, которые продолжались три месяца. Отец Филарет категорически отказался признавать себя виновным в возводимых на него ложных обвинениях. И как бывало в подобных случаях, следователи представили ему выдержки из показаний согласившегося сотрудничать с НКВД обвиняемого — архиепископа Палладия, который оговорил игумена Филарета, показав на допросе и на очной ставке, что тот является участником антисоветской монархической группировки, которую до приезда епископа Палладия в Тверь возглавлял архиепископ Фаддей (Успенский). — В чем конкретно вы признаете себя виновным согласно предъявленному вам обвинению? — спросил следователь отца Филарета. — Я признаю, что владыке Палладию я высказывал антисоветские измышления, обвиняя советскую власть в притеснении религии и гонении на духовенство, называл советскую власть властью антихриста. Участником антисоветской церковно-монархической группировки я никогда не был и в этом себя виновным не признаю. Никаких советов и указаний церковникам о проведении антисоветской деятельности я не давал и указаний давать такие советы ни от кого не получал. Владыка Палладий никаких антисоветских поручений мне не давал, и о том, что он является руководителем антисоветской группировки, я до очной ставки с ним не знал. Кроме Палладия, я никому и никогда своих антисоветских настроений не высказывал. Никакой антисоветской деятельности не проводил, виновным себя в других предъявленных мне обвинениях не признаю. 4 марта 1940 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило отца Филарета к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Сибирь. Начавшаяся война стала временем тяжких лишений и страданий для всего народа, а для попавших в тюрьмы и лагеря заключение в этот период нередко оказывалось равносильно смертному приговору. Игумен Филарет (Пряхин) скончался 7 марта 1942 года в Ново-Ивановском отделении Мариинского лагеря в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/priznaju-chto-vyskazyval-...

В августе 1939 года сотрудники НКВД провели аресты в Твери, был арестован и епископ Палладий. 28 августа, когда игумен Филарет пришел на праздник Успения Божией Матери помолиться в храм, к нему подошел диакон и сообщил, что приезжали сотрудники НКВД, которые хотели его арестовать, и диакон посоветовал ему немедленно бежать. Отец Филарет вместе с родственником, у которого жил и который также пришел помолиться, через перелесок вышли из города и пришли в село Трубино. В тот же вечер отец Филарет был арестован и доставлен в тюрьму в город Тверь. Допросы продолжались в течение трех месяцев. На всех допросах отец Филарет категорически отказывался признать себя виновным. И тогда следователи представили ему выдержки из показаний епископа Палладия, который, войдя в тесное сотрудничество со следователями, согласился подписать лжесвидетельства и показать на очной ставке, что игумен Филарет является участником антисоветской монархической группировки. – В чем конкретно вы признаете себя виновным согласно предъявленному вам обвинению? – спросил следователь отца Филарета. – Я признаю, что владыке Палладию я высказывал антисоветские измышления, обвиняя советскую власть в притеснении религии и гонении на духовенство, называл советскую власть властью антихриста. Участником антисоветской церковно-монархической группировки я никогда не был и в этом себя виновным не признаю. Никаких советов и указаний... церковникам о проведении антисоветской деятельности я не давал и указаний давать такие советы ни от кого не получал. Владыка Палладий никаких антисоветских поручений мне не давал, и о том, что он является руководителем антисоветской группировки, я до очной ставки с ним не знал. Кроме Палладия, я никому и никогда своих антисоветских настроений не высказывал. Никакой антисоветской деятельности не проводил, виновным себя в других предъявленных мне обвинениях не признаю. 4 марта 1940 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Филарета к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Игумен Филарет (Пряхин) скончался 7 марта 1942 года в Ново-Ивановском отделении Мариинского лагеря в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле.

http://fond.ru/kalendar/273/filaret/

В коллективе ее уважали и как специалиста, и как светлого по своей сути человека. Хотя, разумеется, знали об одном ее «недостатке» – поездках по воскресеньям в церковь, куда она брала с собой маленькую дочку, то есть меня. Всё свое детство, затем и юность (вплоть до поступления в Покровский Хотьков монастырь) я ездила с мамой в Покровский храм поселка Черкизово Пушкинс кого района, где меня крестили. Мама там пела на клиросе, а позже и я, подросшая, стала помогать. Мы вставали в пять утра, быстренько собирались. Помню, зима – холодно и темно, и бабушка (мамина мама) говорит: «Валя, надо Танечке выспаться. Ей завтра в школу». Но мы поехали, и никакого ропота в моей душе не возникло. И никогда в этой связи не возникало. Когда мамы не стало, в Аносин монастырь приезжал автобус с паломниками из Мытищ и одна женщина спросила: «Можно мне увидеть Валентину Васильевну Солодовникову, в постриге монахиню Параскеву?» Наши сестры ответили, что монахиня Параскева скончалась в 2012 году. Моя землячка воскликнула: «Ой, как же я хотела ее увидеть! Такой был необыкновенный человек – очень добрый, отзывчивый!» Мне передали эти слова, и я снова возблагодарила Бога, что у меня была такая мама – мой первый советчик, друг и подруга. Она никогда не унывала, никого не осуждала – действительно, несла свет в душе. Матушка, Вы смогли понять, кто привил Вашей маме неиссякаемую любовь к посещению храма и богослужениям, помог сформировать внутренний стержень? Псаломщицей в Покровском храме и регентом на клиросе была схимонахиня Клавдия (Бодорина), чьи родители приняли монашество, а ее дядя, схиигумен Филарет (Пряхин) – в схиме Серафим, в начале нынешнего века был прославлен как преподобноисповедник. Это сейчас нам стало известно, что в первый свой арест он на допросе открыто заявил: «Я являюсь врагом советской власти, так как советская власть всё время идет против Православной Церкви и религии». Тогда мы еще мало что знали, но твердость духа матушки Клавдии чувствовали. Теперь понятно, откуда у нее такая «закваска».

http://ruskline.ru/opp/2020/04/08/duhovn...

Святыни и крестные ходы. К общецерковному и местному почитанию канонизированы 40 святых (преимущественно новомученики и исповедники), имеющих отношение к районам, к-рые входят в состав К. и С. е. Празднование Собору Касимовских святых совершается в епархии в четверг Фоминой седмицы. В наст. время в епархии особо почитаются образы Пресв. Богородицы в храме свт. Николая в Касимове: Касимовская Казанская икона Божией Матери (чудотворный список из касимовского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря ) и Митинская икона «Всех скорбящих Радость» (помимо др. дней памяти 1 июня празднуется ее обретение в 1948). Никольский храм в Касимове был закрыт в 1941 г., в 1943 г. богослужение в нем возобновилось, до 2002 г., когда был освящен отреставрированный Вознесенский собор, ц. свт. Николая являлась 2-м кафедральным храмом Рязанских архиереев. Известна чудотворениями Срезневская икона Божией Матери «Споручница грешных» в Казанской ц. в с. Срезневе Шиловского р-на (происходит из закрытой в 1919 Пронской Преображенской муж. пуст.). В Казанском храме в Срезневе в 1919-1931 гг. служил игум. прмч. Филарет (Пряхин) , в 1934-1937 гг.- иером. прмч. Сергий (Сорокин) . В 1950-1958 гг. при храме вместе с несколькими монахинями подвизалась преподобноисп. Анна (Столярова; † 23 дек. 1958), в храме почивают ее мощи. В касимовской Троицкой ц. находятся мощи прот. священноисп. Сергия Правдолюбова , служившего здесь в 1923-1935 гг. В Покровском храме в пос. Сынтул Касимовского р-на почивают мощи священноисп. Александра Орлова († 27 апр. 1941). До 1917 г. особо почиталась Кадомская Киккская икона Божией Матери , находившаяся в кадомском в честь иконы Божией Матери «Милостивая» жен. мон-ре . Чудотворный образ исчез в 20-х гг. XX в. В нач. XXI в. в Киккском мон-ре на Кипре для возрожденной Кадомской обители был сделан список чудотворного образа, ныне почитаемый в епархии. В Благовещенском храме Касимова хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная 3 дек. 1727 г. иеродиаконом касимовского Николаевского мон-ря Алипием (Никифоровым). Первоначально образ находился в Касимовском магистрате, затем был перенесен в Благовещенский храм. Икона не раз спасала город от пожаров. После 1917 г. она попала в местный музей, затем исчезла.

http://pravenc.ru/text/1681215.html

В Твери отец Филарет посещал храм во имя иконы «Неопалимая Купина», где служил архиепископ Тверской Фаддей (Успенский), а после его казни и закрытия храма стал приезжать в последний незакрытый храм, на Волынском кладбище на окраине Твери. 28 августа 1939 года на праздник Успения Божией Матери они с Иваном Зотовым пришли в этот храм помолиться. Но их предупредили, что за Филаретом приехали из НКВД. Через лес выйдя из города, добрались до дома, где жили. Однако и этот адрес уже был установлен. Вечером того же дня Филарета арестовали и заключили в тюрьму. Допросы продолжались три месяца. 4 марта 1940 года отца Филарета приговорили к трем годам лагерей и отправили в Сибирь. Начавшаяся война стала временем тяжких лишений и страданий для всего народа, а для попавших в тюрьмы и лагеря заключение в этот период нередко оказывалось равносильно смертному приговору. Игумен Филарет (Пряхин) скончался 7 марта 1942 года в Ново-Ивановском отделении Мариинского лагеря в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле. [ Читаем Писание: ] Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Дела субботние. Избрание апостолов. Нагорная проповедь. Графика Елены Черкасовой: Апостолы срывают колосья на поле в субботу; Призвание апостолов; Нагорная проповедь//Фома. март 2021. — С.36-41. — (раздел « Вера »). На вставках к материалу: « Евангелие от Луки, глава шестая» (С.36,38,40). публикаций (см. «Фома» 196,197,198,199, 202, 207,210) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». Говорят, что : Говорят, что. Фото Сергея Власова.//Фома. март 2021 — С.42-43. — (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы на следующие суждения и вопросы: Почему в Церкви Христа называют «Новым Адамом»? Потому что... — С.42. Часто спрашивают: зачем во время службы иногда гасят свет в храме ? Отвечаем: — С.42. Говорят, что выбор имени влияет на судьбу человека . На самом деле... Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля». — С.43. [Ответ священника:] Если отдаешь вещь, но жалко — это лицемерие?  /Екатерина.

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-215-...

Блаженная старица советовала всем как можно чаще, достойно подготовившись, приступать к Святым Тайнам. Не любила, когда священники ходили в мирской одежде. К блаженной старице приезжали архимандрит Кирилл (Павлов) вместе с ключарём Троицкого собора архимандритом Николаем (Самвонов) († 1990 г.) Получив исцеление от болезней, по молитвам старицы, приезжали поблагодарить молитвенницу. В 1970 году блаженная тяжело заболела, долгая изнуряющая болезнь подкосила подвижницу. Она лежала без движения, часто теряла сознание. Старица выздоровела. Спустя несколько лет, в ноябре 1975 года, неожиданно для всех скончалась. По свидетельству очевидцев проводить подвижницу в последний путь собрались многие люди. Её похоронили на Новосельском кладбище. Преподобная Анна Срезневская (1895–1958 гг.) Схимонахиня Анна (в миру Анисия Гуреевна Столярова) родилась в 12 января 1895 года в селе Заполье Спасского уезда в семье благочестивых крестьян. В семье было четверо детей, Анисия выделялась наибольшим благочестием, она с раннего возраста пела на клиросе, читала псалмы. В семнадцать лет по благословению родителей Анисья поступила в Ольховский монастырь, расположенный около села Гавриловское, Шиловского района. В монастыре она несла многие послушания, но главным для нее стало клиросное. Там же она была пострижена в инокини с именем Агния, в честь мученицы Христовой. В 1920 году после закрытия монастыря матушка Агния вернулась в родное село, здесь она поселилась около храма в маленькой сторожке, чтобы продолжать монашеский подвиг в миру. В это же время, в соседнее село Срезнево в храм Казанской Божией Матери, игуменом Филаретом была принесена чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». (Преподобномученик Филарет (Пряхин Иван Трофимович),в схиме Серафим, († 1942 г.) Игумен Филарет поселился рядом с храмом Казанской Божией Матери. Матушка Агния стала его духовной дочерью. В 1928 году после ареста настоятеля храма о. Василия настоятелем храма был назначен иеромонах Сергий (Сорокин) (ныне причисленный к лику святых новомучеников российских). В 1931 году, на Троицу, арестовали игумена Филарета, через несколько дней матушку, затем иеромонаха Сергия. Матушку Агнию приговорили к трем годам лишения свободы. В 1934 году, отбыв наказание в конц. лагере, матушка вернулась на родину. В селе Срезнево она становиться псаломщицей в храме Казанской Божией Матери, хранительницей Чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных». Здесь живет она в сторожке, в храме продолжает нести монашеский подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не успели забыть о суете, связанной с кормлением двадцати малознакомых гостей, как почта принесла новое известие: едут миссионеры, чтобы провести в селе серию бесед. «Еничка даже заплакала, когда услышала об этом, – писал в своем дневнике отец Сергий. – Так она измучилась за лето. Я советовал ей не хлопотать особенно, а готовить то, что обыкновенно готовится для себя, но она и слышать не хочет». Такой разговор поднимался уже не в первый раз, и однажды, когда отец Сергий посоветовал подавать гостям то же, что и себе: щи так щи, кашу так кашу, – одна соседняя матушка возразила с неудовольствием: «Щи и кашу мы и дома едим, а в гостях хочется чего-нибудь повкуснее». Потому-то Евгения Викторовна и волновалась. Муж посоветовал ей пригласить побольше помощников. Но и сам понимал, что все эти помощники только для черной работы, а основное в таких случаях хозяйка всегда возьмет на себя, но чем же еще он мог помочь? Ехали новый епархиальный миссионер отец Сергий Пряхин и его помощник Лев Иванович Донсков. Их противником должен быть известный на всю Россию беспоповский начетчик Фома Лаврович Кулаков. Все знавшие Пряхина и прежнего миссионера, отца Димитрия Александрова, единогласно подтверждали, что Александров имел гораздо больше знаний и, пожалуй, был красноречивее Пряхина, но его речь отличалась книжными оборотами и была суховата, а Пряхин не вдавался в большие глубины, говорил проще, живее, понятнее для своих простых слушателей; его любили слушать. Донскова мало кто знал, но говорили, что в этом отношении он идет еще дальше Пряхина. Церковь, где происходили беседы, никогда не пустовала, а в этом году она просто ломилась от желавших послушать беседы. Как и всегда, на амвоне стоял стол для очередного оратора и скамья для духовенства; кроме хозяина и миссионеров, были еще несколько приезжих из соседних сел, все в парадном виде, в рясах, с крестами на груди. Фома Лаврович Кулаков, человек лет сорока пяти, сугубо раскольничьего вида, с подстриженными в кружок волосами и в тончайшего сукна поддевке, сидел со своими приверженцами и помощниками на ближайшей к амвону скамье, перед которой ему был поставлен еще другой стол, заваленный привезенными им старопечатными книгами. Но Фома Лаврович надеялся не столько на эти книги, сколько на свою смекалку и острый язычок. Он в совершенстве владел искусством раскольничьих начетчиков запутывать неопытных собеседников в дебрях схоластических споров. С более опытными, отмахнувшись, как от несущественного, от всех опасных вопросов, он напирал на излюбленные старообрядцами мелочи: имя Христово исказили, пишут Иисус вместо Исус, «щепотью» крестятся, табак курят; ловко играл острыми и язвительными словечками. Одной из любимых его фраз было: «Прежде разбойников вешали, а теперь кресты повесили на разбойников». Его сторонники поддерживали его одобрительным гулом, а то и гоготом.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010