Приступая к постригу, мне, при помощи Божией, хотя вкратце следует объяснить тебе значение воспринимаемого тобою святого ангельского образа. Блажен будешь ты перед ангелами и перед человеками, когда «Богу содействующу и молитвами святых потщишься подвижнически» 6 соблюсти все обеты, которые лучше исполняются оставившими «вся еже в мире» ( 1Ин. 2:16 ) и всем сердцем желающими работать Богу не по нужде, но добровольно, с любовью, верой, терпя без роптания все случающееся до последнего своего вздоха, отсекая свою волю, ни в чем не оправдываясь и не противясь изменяющимся обстоятельствам и скорбностям иноческого жития 7 но относя их к Божиему о нас промышлению для очищения грехов, для испытания (искуса) и будущего воздаяния (венца), как говорят это святые отцы, которые ободряли себя надеждою вечных благ, уготованных Господом нашим для возлюбивших Его всем сердцем, истинно последовавших Ему и послуживших в преподобии и правде всю жизнь. Они хотя и были искушаемы от врага душ наших, но верою и терпением побеждали искушение. Так и ты, брат, если хочешь приблизиться к Богу и получить воздаяние, постарайся во имя Божие, сколько можешь, нести крест свой, подражая нас ради преклонившему небеса и сошедшему на землю, воплотившемуся Духом Святым от Пречистой Девы Марии Господу Иисусу Христу, от нечестивых иудеев нашего ради спасения многое претерпевшему, даже до распятия и смерти. Хочешь истинно спастися и быть со Христом в Царствии Небесном – последуй Христу и святым последователям Его; будь готов терпеть все 8 , оставь свое, хотя и благое, мудрование, не надейся на себя, со страхом и трепетом совершай путь свой по совету духовных отцов 9 , объявляя им свои немощи и прося их молитв. Всегда смиряйся, стараясь от сокрушенного сердца называть себя грешным и непотребным рабом. Понуждай себя к непрестанной молитве Иисусовой: ею прогоняются вражеские помыслы. Остерегайся праздности, стараясь добродетелями «светом миру быти», как сказано будет тебе при постриге. Если так поступишь и этим благоугодишь Господу, то заслужишь похвалу и прославишься перед ангелами и человеками, как верный воин Христов, и наследуешь Царствие Небесное со всеми святыми. Аминь. Поучение новопостриженному монаху

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Glinsk...

иноков. Казначей пустыни подал Курскому архиеп. Феоктисту (Мочульскому) рапорт с клеветой на старца, архиерей повелел В. покинуть епархию. Лишь после вмешательства высокопоставленных лиц, почитавших В., архиеп. Феоктист пересмотрел дело и изменил решение, клеветники были наказаны, В. вернулся в Глинскую пуст. Вскоре в пустынь был назначен новый настоятель - иером. Филарет (Данилевский). Совместными трудами иером. Филарета и В. монашеская жизнь в Глинской пуст. стала налаживаться, но в сер. 20-х гг. XIX в. В. вновь был оклеветан. В 1827 г. старец перешел в Площанскую пуст., сблизился с ее благочинным прп. Макарием (Ивановым) , у к-рого исповедовался до своей кончины. В окт. 1829 г., во время рубки деревьев, В. упал и неск. часов находился без сознания. Очнувшись, он принял таинство Елеосвящения, причастился Св. Таин и предсказал, что скончается через 18 мес. Затворившись в тесной келье, старец начал готовиться к смерти, он стяжал непрестанную молитву, в праздничные дни причащался в келье Св. Таин. Незадолго до кончины В. вновь стал принимать для духовного назидания всех желающих, говоря, что ему «нужно со всеми примириться и у всех испросить прощения и молитв». В. был погребен в Площанской пуст., напротив алтаря Казанской ц. После 1917 г. почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. 16 нояб. 1924 г. губ. комиссия по вскрытию мощей сделала попытку уничтожить захоронение В., на монастырском кладбище были вскрыты могилы, из земли извлекли часть останков и увезли в Брянск. В кон. 40-х гг. паломничество к могиле В. возобновилось. По сообщениям властей, в 50-х гг. «на месте бывшего Площанского монастыря… верующие… берут песок с могилы «святого» монаха и воду из источника» (ГА Брянской обл. Ф. 2889. Оп. 2. Д. 6. Л. 47). В апр. 2002 г., при раскопках фундамента собора в Площанской пуст. были обнаружены останки В., началась подготовка к его канонизации. Существует портрет подвижника, написанный в 10-х гг. XIX в. по заказу Воронежского еп.

http://pravenc.ru/text/150713.html

Через некоторое время обстоятельства сложились так, что Иоанн вернулся к изразцовому делу, в котором весьма преуспел и даже смог открыть свою мастерскую. Прожив в браке более десяти лет, он овдовел бездетным. Вскоре скончался его отец. Видя в этом Промысл Божий, Иоанн, обеспечив всем необходимым свою мать и, наконец, выпросив у нее благословение на поступление в монастырь, получил увольнительную бумагу от Курского мещанского общества и закрыл все дела по платежам и подрядам. На благословение он получил от матери медный литой крест. Как пишет А.Ф. Ковалевский, «крест этот был с тех пор неизменным спутником его жизни: он носил его всегда на груди, на толстой и тяжелой железной цепи. Нужно сказать, что в то же время сделал он себе из толстаго шиннаго железа вериги, состоявшия из пояса и наплечников, весившия около полпуда, которыя, возложив на себя для усмирения и умерщвления своей плоти, носил затем постоянно». Преподобный Филарет (Данилевский)      Тридцати восьми лет, освободившись от мирских привязанностей, Иоанн после паломничества в Киев пришел в Глинскую пустынь, где был принят в августе 1833 года ее настоятелем, в то время иеромонахом, а затем игуменом Филаретом (Данилевским), прославленным впоследствии в лике преподобных старцев Глинских. Вначале ему дали послушание помощника гостиничного, а затем, после обучения печному делу, – он стал печником. В Глинской же пустыни по благословению духовника освоил, наконец, и грамоту. Через несколько лет Иоанна перевели на трапезное послушание, а затем назначили экономом монастыря. Любое послушание он исполнял с усердием; вернувшись же в келью, все свободное от трудов дневное время и значительную часть ночи посвящал молитве. Достаточно быстро после поступления в обитель он был пострижен в рясофор. А 22 июня (ст. с) 1840 года был совершен его постриг в мантию с наречением имени Иоанникий. Успенская Святогорская пустынь      Через 11 лет, вме­сте с ча­стью Глин­ской бра­тии во гла­ве с каз­на­че­ем иеро­мо­на­хом Ар­се­ни­ем, назначенным настоятелем, он был переведен во вновь открытую после упразднения Успен­скую Свя­то­гор­скую пу­сты­нь. Кроме отца Иоанникия в Святогорскую пустынь пришли иеромонахи Феодосий и Анатолий, иеродиакон Дамаскин, рясофорные монахи Григорий, Косьма и Стефан (впоследствии архимандрит Герман, преемник отца Арсения в настоятельстве), иеромонах Киприан, бывший братский духовник, иеромонах Серапион и другие.

http://pravoslavie.ru/123427.html

На пути в лавру М. посетил Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , более 2 ч. беседовал с прп. Серафимом Саровским. В 1841 г., находясь в Улале (ныне г. Горно-Алтайск), в центральном стане АДМ, он писал благотворительнице миссии П. П. Глебовой-Стрешневой: «Пришло на память мне изречение, которым угостил меня блаженной памяти отец Серафим, когда Провидение Божие привело меня в 25 году в Саровскую общину. «Добро добра добрейши» (или добрее, т. е. лучше),- говорил старец». В другом письме он так пояснил слова прп. Серафима: «Добро добра добрее, Божественное выше всего человеческого, вечное дороже всего временного, богоугодное вернее всего, что сегодняшнему вкусу многолюдной толпы угодно, духовное благороднее всего чувственного» (Письма. 1905. С. 177, 385-386). Посетив также о. Ливерия, жившего на покое в Самарском Пустынном во имя святителя Николая Чудотворца монастыре Екатеринославской епархии, и екатеринославских друзей, весной 1825 г. М. прибыл в Киев. Многолюдная лавра показалась М. «слишком шумною», поэтому вскоре он переехал в Китаевскую пуст. ( Китаевский киевский во имя Святой Троицы мужской монастырь ). В пустыни М. получил известие о кончине старца Ливерия. Узнав о благочестивой жизни настоятеля Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни иером. Филарета (Данилевского) , в кон. дек. 1825 г. с разрешения Синода М. переселился в Глинскую обитель. Еще в Киево-Печерской лавре М. начал заниматься переводом на русский язык святоотеческих творений. В Глинской пуст. он продолжил перевод «Слов» прп. Феодора Студита, копию к-рого позже по просьбе архиеп. Воронежского свт. Антония (Смирницкого ; бывш. настоятель Киево-Печерской лавры) выполнил для него. Затем М. приступил к переводу бесед свт. Григория I Великого, «Исповеди» блж. Августина и «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника. За новый перевод на рус. язык «Лествицы» М. взялся ввиду того, что имевшийся печатный рус. перевод, по его мнению, изобиловал неточностями. Перевод книги прп. Иоанна М. выполнил с рукописного слав. перевода, сделанного прп. Паисием (Величковским), с привлечением греч. оригинала и франц. перевода Р. Арно д " Андийи, содержащего примечания из толкований св. отцов. Этот перевод М. завершил уже в АДМ и в февр. 1838 г. отправил в Синод. Дальнейшая судьба рукописи неизвестна, однако биографы отмечали, что труд М. был принят «в соображение при издании Лествицы Козельской Оптиной пустынью» (см. примеч. К. В. Харламповича к письму М. в Синод: Там же. С. 198). Переводы М. ценил свт. Филарет: «До половины мая могу еще я в Петербурге получить от вас рукопись Иоанна Лествичника, если рассудите послать ее ко мне для предложения к напечатанию,- писал ему святитель 28 марта 1829 г.- Желал бы я читать и перевод Исповедания блаженного Августина, а до перевода бесед святителя Григория Великого чувствую такую жадность, что хотел бы получать оный по частям, по мере, как отделается» (Там же. С. 42).

http://pravenc.ru/text/2561310.html

Монастырю было выделено 150 десятин земли, озеро Каютино, мельница и т.д. Для устроения общины на началах известных общежительных монастырей по просьбе Самарского архиерея в Бузулук прибыл уставщик Глинской пустыни, ученик знаменитого игумена Филарета (Данилевского, †1841) иеромонах Аполлинарий, которого вскоре возвели в сан игумена. С ним же прибыло несколько послушников. После назначения 25 марта 1854 года настоятелем игумена Аполлинария началась активная работа по созданию проектной документации культовых и хозяйственных построек монастыря. План и проекты, составленные архитекторами, прошли согласования в департаменте публичных и общественных зданий МВД и были утверждены императором. В дореволюционный период истории монастыря на его территории и в окрестностях было построено несколько десятков зданий. Украшением обители, ее округи были Казанский собор, освященный 13 сентября 1861 года. Колокольня 28 саженей высоты с устроенной во втором ярусе Преображенской церковью были освящены 14 сентября 1869 года. 19 сентября 1882 года освящен деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца (за ветхостью первоначальный деревянный храм Смоленской иконы Божией Матери был перенесен на обширную площадь монастыря, перестроен и переименован). В 1903 году был построен храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на пещерах, освящение которого было приурочено к празднованию 50-летия основания обители. Сами пещеры представляют собой подземные коридоры и кельи, где жили подвижники. Собственно с подземных келий и начинался монастырь. 29 июня 1875 года в пещерах состоялась беседа великого русского писателя Л.Н. Толстого со старцами. Впечатления от посещения монастыря отображены в переписке писателя. Советский период [ править править код ] Монастырь имел важное духовное значение для жителей Оренбургской и Самарской губерний. По уставу почитаемых в православном мире Глинской и Софрониевой пустынь (преемство от которых вел Бузулукский монастырь) велись службы, и была устроена монашеская жизнь. Каждый год обитель посещали несколько десятков тысяч паломников, начиная от губернаторов, представителей дворянства, интеллигенции и заканчивая крестьянами, приходившими на престольные и двунадесятые праздники. В монастыре, как исторически ценная редкость, сохранялись фелонь и два стихаря малинового бархата с золотыми оплечьями и коронами, присланными сюда в дар в 1862 году Ее Императорским Величеством, Императрицей Марией Александровной.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Глинская пустынь стала одним из наиболее значительных духовных центров, где старчество было восстановлено в полной мере. Это была одна из тех редких на Руси обителей, в которой старческое окормление было утверждено уставом. Сущность старчества заключается в том, что из среды братии, подвизающейся в обители, избирается один опытный в духовно-аскетической жизни инок, обладающий даром рассуждения, который становится руководителем, духовным отцом, старцем всей монашеской общины. Во всякое время к нему добровольно идут ученики, раскрывают пред ним свою душу, помыслы, желания и поступки, испрашивают его советов и благословения. Они полностью отказываются от своей воли ради исполнения всеблагой воли Божией и беспрекословно, без размышлений повинуются старцу и выполняют все его указания как откровения этой воли 7 . Это старческое окормление помогает в борьбе со страстями, подкрепляет в минуты уныния, малодушия и сомнения, служит верным покровом от вражеских бурь всем, кто прибегает к его мощному содействию. Благодаря старческому окормлению, в Глинской пустыни воспитался целый сонм выдающихся подвижников. Здесь были и великие молитвенники, и строгие постники, и юродивые, и беспрекословные послушники. Они были удостоены дарований Святого Духа: прозрения, исцелений и т. д. Жизнеописания только наиболее известных Глинских подвижников составляют трехтомный Глинский Патерик 8 . Впоследствии Глинский устав полностью или частично был заимствован многими (не менее чем 14) русскими монастырями, причем в некоторых из них он был введен по повелению императора Николая I. В-третьих, широкую известность Глинской обители принесло покровительство императорского Дома. Благотворителями пустыни были императоры Александр I и Николай I, императрица Елизавета Алексеевна. Они лично знали настоятеля Глинской пустыни игумена Филарета (Данилевского) , обращались к нему за советом и благословением. Впоследствии обитель пользовалась покровительством императора Александра II и великой княгини Марии Николаевны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Это опровергают сохранившиеся документы Глинской пустыни. Настоятель обители игумен Филарет (Данилевский) писал в своем прошении императору Николаю I, что в Глинской пустыни «повсюду под лесом песчаник» 97 . Путивльские дворяне, обращаясь к министру духовных дел и народного просвещения князю А. Н. Голицыну, сообщали, что «земля, на которой лес в окружности Глинской пустыни произрастает, есть пещаная» 98 . Министр государственных имуществ в отношении к обер-прокурору Св. Синода писал: «Земля (принадлежащая Глинской пустыни. – А. И.) большей частью песчаная» 99 . То же подтверждает и автор данной работы, бывший насельником Глинской пустыни. Разумеется, это не исключает наличия здесь в какой-то степени и глинистой почвы. В межевом документе 1784 года, хранившемся до 1922 года в архиве Глинской пустыни, упоминается лог Глинище и меловой колодезь 100 . Однако эти частности не могли послужить поводом к названию местности Глинской пустынью. Мы вполне согласны с доводами автора книги «Глинская Рождество-Богородицкая пустынь» (М., 1891) о том, что, если бы название Глинской пустыни произошло от существительного «глина», «получились бы названия: глиняный, глинный, глинковский, глинищный, что видим в следующих названиях: Неглинная часть Москвы, Глинковская церковь в Вологде и др., так что этим словом опровергается и ссылка на межевой документ, в котором упоминается лог Глинище» 101 . Наиболее достоверным является предположение о том, что «название обители дано по фамилии известных князей Глинских, имевших поместья вблизи пустыни» 102 , владевших, вероятно, и этой местностью. Впервые эта точка зрения была высказана в основанном на первоисточниках, документально подтвержденном описании Глинской пустыни, представленном в Курскую Духовную Консисторию в 1854 году протоиереем М. П. Архангельским 103 . Его мнение разделяли: неизвестный автор книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» (М., 1891) 104 ; И. Платонов, описывавший пребывание Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы в городе Глухове в 1879 году 105 ; Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Подражая Господу, терпи все ради Его и преуспевай в исполнении заповедей Его день и ночь. Сам Господь сказал: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» ( Мф. 16:24 ). Взять крест значит быть всегда готовым даже до смерти на всякое исполнение заповедей Господних: алкать и томиться жаждою, принимать досады и укоризны, поношения и гонения и всякие скорби, которыми достигается истинная жизнь по Боге. Когда, все перенесешь, радуйся, таковых, по слову Господню, «мзда многа на небесех» ( Мф. 5:12 ). Все это ты знал и, уповая на споспешествующею благодать Христову, обещался исполнять до конца своей жизни. После положенных в чине пострига молитв перед Святым Евангелием тебе сказано было: «Се Христос невидимо зде предстоит: виждь, яко никто же тя принуждает приити к сему святому образу; виждь, яко ты от своего си произволения хощеши обручение великаго ангельскаго образа». Подтвердив истину своего произволения, ты трижды от Святого Евангелия подавал ножницы и слышал, что принимаешь их от руки Христовой. Тогда постригли тебя, но для чего? «В знамение отрицания мира и всех, яже в мире, и во отрезание своея воли и всех плотских похотей». О символическом значении иноческого одеяния Потом одели тебя в хитон власяной 14 . Для чего? Для напоминания терпения, добровольной нищеты, тесноты и всех бед. Принял ты параман или нарамницу 15 . Для чего? «Во обучение великаго ангельскаго образа», в воспоминание об одежде нетления и чистоты, взятия на себя благого ига Христова, ношения легкого бремени Его, «в обуздание и связание всех похотей и желаний плоти своея» 16 . Дан тебе святой крест для ношения на груди. Зачем? Во всегдашнее воспоминание злостраданий, уничижения, оплевания, поношения, ран, заушения, распятия и смерти Спасителя нашего. И ты, по силе своей, старайся подражать страданиям Его. После сих скорбных воспоминаний, оделся ты в рясу 17 , в отложение и попрание всех печалей и смущения, находящих от бесов, плоти и мира, и во всегдашнее веселие и радость о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Glinsk...

Среди трудностей и забот по внешнему восстановлению обители архимандрит Нектарий главное внимание уделял возрождению духовных традиций Глинской пустыни. Будучи сам ревностным хранителем обетов монашества, он прежде всего вновь ввел истинно подвижнический, составленный по образцу Афонского, устав Глинской пустыни. Внимательно следя за духовной жизнью монахов, настоятель не допускал никаких отклонений от него. При о. Нектарии соблюдались все особенности чина богослужения, установленного в обители еще в начале XIX века игуменом Филаретом (Данилевским) . Положенные в церкви пение, чтение, поклоны, сидение, стояние и все прочее соблюдалось в точности по уставу. Много помог отцу настоятелю в деле восстановления Глинского устава иеросхимонах Никодим (Калиуш). Строгий аскет, потрудившийся в монашеских подвигах более сорока лет, он был назначен уставщиком обители и, хотя был совершенно слепым, ревностно исполнял возложенное послушание. Отец Никодим (в миру Иван Митрофанович Калиуш) родился в январе 1873 года в г. Конотопе Черниговской губернии в семье мещан. Образование он получил в местном городском училище, которое окончил в 1887 году 1521 . От юности ум его был обращен к Богу, и в 1892 году он поступил в Глинскую пустынь 1522 , где после общих послушаний был определен на клирос 1523 . Внимательно следя за богослужением, он стал знатоком древних церковных песнопений, которые только и допускались в Глинской пустыни, и в совершенстве изучил устав. Внутренняя жизнь его всецело была сосредоточена в Боге. В Нем заключались все радости и утешения, смысл и цель жизни Ивана. Глубоко восприняв святоотеческое учение о страхе Божием, он постоянно просил у Бога ниспослать ему этот дар, ибо только присутствие страха Божия в человеке свидетельствует о его духовности. Постепенно страх Божий стал для Ивана «душевным светом», освещающим его жизненный путь, сокровищем его души, великим дарованием Божиим. В июле 1900 года его перевели из любимой им Глинской пустыни в Чуркинскую Николаевскую пустынь Астраханской епархии 1524 . Безропотно принял это назначение молодой подвижник. Теперь, когда он лишился окормления опытных Глинских старцев, страх Божий стал главной движущей силой, направляющей его жизнь к достижению единственной необходимой для него цели и смысла земного бытия – стяжания благодати Божией и единения с Богом здесь, на земле, и на небе, в Царстве Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

языке на основе араб. шрифта. 16 сент. 1824 г. Оренбургский еп. Амвросий (Морев) встречал в уфимском Смоленском соборе имп. Александра I Павловича . 18 сент. император заложил камень в основание ц. во имя св. кн. Александра Невского. В Уфу император прибыл после посещения Оренбурга (11-12 сент.) и Илецкой Защиты (ныне г. Соль-Илецк) (13 сент.), где в память об этом событии в 1839 г. была воздвигнута ц. в честь Воскресения Христова. При еп. Амвросии в Уфе построены каменные здания консистории (1824-1825), архиерейского дома (1827) и Оренбургской ДС (1826-1828; здесь же разместилось Уфимское ДУ). В 1826 г. еп. Амвросий благословил открытие в с. Бетьки Мензелинского у. первой в епархии жен. общины (в 1834 переведена в Уфу). В ней был принят устав, составленный прп. Филаретом (Данилевским) , игуменом Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни. При еп. Амвросии были освящены главный престол ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1823) и тюремная ц. во имя св. апостолов Петра и Павла (1825) в Уфе, новопостроенный Михаило-Архангельский собор в Белебее (1828), в 1826-1829 гг. сооружены церкви в 8 крепостях Оренбургской линии (Петропавловская, Кизильская, Ильинская, Таналыкская, Уртазымская, Губерлинская, Верхнеозерная и Магнитная). 7 нояб. 1823 г. создано Уфимское попечительство о бедных духовного звания. Оренбургский еп. Аркадий (Фёдоров) обратил особое внимание на утверждение Православия среди уральских казаков, поскольку в 1-й четв. XIX в. более 3/4 казаков, присоединенных ранее к правосл. Церкви, вернулись в старообрядчество. Архиерей добился согласия Синода на строительство в г. Уральске, где имелось 5 единоверческих церквей, первого в регионе правосл. храма. 30 июня 1831 г. состоялось освящение ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, первоначально разместившейся в батальонных казармах. В 1830 г. началось дело о постройке 10 каменных церквей на землях Уральского казачьего войска и в Уральске для противодействия влиянию старообрядческих Иргизских монастырей .

http://pravenc.ru/text/2581499.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010