Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР (Высоцкий Василий Парфеньевич; 1795?-1871), иером., головщик Симонова и Данилова мон-рей в Москве, духовный композитор. Род. в Черниговской губ. Муз. воспитанием обязан местному регенту, духовному композитору прот. Данилевскому. В 1818 г., по окончании Черниговской ДС, по собственному прошению определен в Рыхловский Пустынно-Николаевский мон-рь, где 14 марта 1820 г. пострижен в монашество, 11 июля рукоположен во диакона, 14 июля - во иерея архиеп. Черниговским Симеоном (Крыловым-Платоновым) . С 30 апр. 1822 г. определен в Симонов мон-рь, где исполнял обязанности головщика на правом клиросе. По Высочайшему повелению и распоряжению Святейшего Синода, утвержденному митр. Филаретом (Дроздовым) , 20 мая 1839 г. перемещен в балаклавский Георгиевский мон-рь запасным иеромонахом для служения в укреплениях Черноморской береговой линии, куда прибыл 25 июля 1839 г. С июня 1840 г. служил в крепости Бомборы в Абхазии; с 16 июня 1840 по 5 июля 1843 г. был причислен к Черноморскому линейному батальону 10. 28 апр. 1843 г. уволен оттуда в Московскую епархию с разрешением посетить св. места за границей. По возвращении в Москву 12 июля 1844 г. определен в Данилов мон-рь (1844-1848). С 1848 г. до конца жизни находился в Николаевском мон-ре в Батурине. Автографы сочинений В. (3 тома), в основном для 4-голосного смешанного хора, хранятся в ОПИ ГИМ. 1-й том, вероятно, включает все сочинения В., созданные к 1834 г. (62 песнопения, в т. ч. неск. концертов). Во 2-й части тома и в прибавлениях к нему помещены соч. Д. С. Бортнянского , А. Л. Веделя , а также песнопения с пометками «киевское», «простое» или «из простого», «из Обихода», к-рые, возможно, не являются произведениями В. 2-й и 3-й тома содержат по 12 концертов, созданных соответственно в 1835-1836 и 1837-1843 гг., преимущественно в Симоновом мон-ре. Большинство концертов написаны на стихи из псалмов, избранные самим композитором; иногда тексты концертов связаны с событиями жизни В. Так, концерт «Да не потопит мене буря водная» был написан по случаю отъезда В. в Абхазию. В композиции концертов неоднократно меняются темп, метр, тональности, что нередко приводит к рыхлости формы.

http://pravenc.ru/text/158542.html

Национальное сознание: идеология или подлинная духовность? При чтении почти всех отзывов представляется самым поразительным, что почти все авторы этих текстов не догадываются, что существует такая вещь, как русское национальное самосознание и национальные идеалы – или это им глубоко противно. 10 февраля, 2012 При чтении почти всех отзывов представляется самым поразительным, что почти все авторы этих текстов не догадываются, что существует такая вещь, как русское национальное самосознание и национальные идеалы – или это им глубоко противно. Я не собирался после моей статьи ничего более писать,  но очевидно, судя по отзвукам, текст оказался почти совсем почти никем не понятым. Это представляется несколько странным. Устные отзывы разных людей свидетельствовали, что весь текст совершенно прозрачен. Но поскольку никто из них не выразил своего письменного суждения, прошу «Правмир» не отказать в любезности разместить некоторое разъясняющее дополнение к моему первому тексту. При чтении почти всех отзывов представляется самым поразительным, что почти все авторы этих текстов не догадываются, что существует такая вещь, как русское национальное самосознание и национальные идеалы  – или  это им глубоко противно. Что  касается  национальных идеалов, то  лучшая работа на эту тему последних лет – Виктора Что же касается национального сознания,  разумеется, тесно связанного с национальными идеалами,  то, безусловно, такого текста, который, раскрывая эту тему,  был бы составлен по типу схоластического учебника,  в природе, слава Богу, не существует. Но вместе с тем, русская национальная мысль немало поработала в этом русле. Чтобы не заходить в глубь веков, достаточно отметить, что в последние два столетия открылось  немало имен, соприкосновенных  с творческим осмыслением этой проблематики. Но если некоторые лица русской истории еще не вполне забыты, то их конкретный вклад в этом отношении мало кому известен. И в этом – глубокая печаль, потому что помимо изучения их трудов совершенно невозможно ожидать подлинного национально-общественно-государственного возрождения России. Вот эти имена. Пушкин (некоторые статьи из «Современника»), Гоголь («Выбранные места…»), Достоевский  («Дневник писателя»),Данилевский («Россия и Европа), многое из Хомякова, К.Леонтьева,  Каткова, Победоносцева, Новгородцева, Тихомирова, Ильина, Солженицына академика Шафаревича (тоже публицистика), кое-что даже из Розанова. К этому не будет неуместным добавить ряд работ московского святителя Филарета и многие тексты патриарха Кирилла (прежде всего – о либеральных и традиционных ценностях). Несомненно, мировоззрение всех этих лиц было основано на православном предании.

http://pravmir.ru/nacionalnoe-soznanie-i...

Первые письменные упоминания о Снятых Горах относятся еще к первой половине XVI века. Обитель неоднократно претерпевала набеги и разорения со стороны крымских татар в XVII веке. Историк XIX века Г. Кулжинский свидетельствует, что «Святогорская обитель приняла на себя не один удар диких орд, направленный на Россию и не раз отражала наезды поляков, желавших проникнуть в Русь Православную и полонить ее " . В то время, когда создавалось Русское государство, Святогорекая обитель настолько же поработала юго-западу нашего отечества, насколько Троицко-Сергиевская - северо-востоку. Святогорекая обитель пережила все ужасы времен Батыя и Тамерлана. Сюда стекался весь юг России славить Бога и просить Его милости, и во дни счастия и в злую годину; сюда на молитву и за благословением приходили русские князья; здесь в пещерах подвизались подвигом добрым молитвенники за благоденствие России, и многие из них скончались в плену даже мученическою смертию...» Несмотря на тяжелые условия жизни, обитель не запустела, в эти времена она становится также оплотом ревнителей Православия и опорой для многих переселенцев заднепровскоп Украины, бежавших от притеснений католиков и униатов с целью сохранить в чистоте Православную веру. Во времена правления Екатерины II обитель была упразднена, однако даже к упразднённой опустевшей обители а её праздничные престольные дни стекались многотысячные толпы народа. Усердие простых селян к Святогорской пустыни стало главным фактором для её возобновления. Расцвет обители связан с её возобновлением в 1844 году. Первыми насельниками Святогорского монастыря стали чада знаменитого старца Глинской пустыни игумена Филарета (Данилевского). За 70 лет существования - с 1844 по 1914 год возобновлённая обитель благодаря трудам настоятеля и братии стала одним из крупнейших монастырей Российской Империи, вследствие чего, ещё до революции по ходатайству верующих паломников, а также запорожского и донскою казачества, неоднократно поднимался вопрос о присвоении Святогорекой пустыни статуса Лавры.

http://sobory.ru/article/?object=02883

Никто не может сподобиться благодати бесстрастия, достигаемой послушанием и смирением, если не понудит себя отсечь свою волю и не предаст себя ради Бога своему отцу духовному (старцу-руководителю), делая все, что говорит ему руководитель, не сомневаясь, как бы слушая самого Бога 32 . Святой Василий Великий в своем постническом слове об отсечении мира тщательно велит искать духовного и искусного отца (руководителя) для отдания себя в повиновение. «Если найдешь такого, то предай себя ему, – говорит святитель Христов, – оставь свою волю, да будешь чистым (избранным) сосудом». Так же учат Григорий Синаит и другие отцы. Все они согласно говорят, что ни от чего нет более успеха (в иноческой жизни), как от истинного повиновения, при оставлении своего рассуждения о всякой вещи, хотя бы кто изучил всю мудрость мира сего: ибо по апостолу: «Премудрость мира сего, буйство у Бога есть» ( 1Кор. 3:19 ); и «аще кто в вас хощет мудр быти в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет» ( 1Кор. 3:18 ). Поэтому не следует уповать на свою мудрость или свой ум и говорить: я сам без наставления могу себя спасти. Такие не подражают смирению Христа Бога нашего, Который «смирил Себя, послушлив быв даже до смерти» ( Фил. 2:8 ). Такие, уповающие на себя, подражают гордому противнику Христову, от чего да избавит нас Господь Бог . Не потому ли человек не имеет преуспеяния в добродетелях и не понимает причины своих частых падений, что отвергает послушание? 33 «Имже несть управления, падают аки листвие; спасение же есть во мнозе совете» ( Притч. 11:14 ). «Видишь ли, – спрашивает св. Дорофей, – чему учит нас Священное Писание ?» Оно учит нас не полагаться на самих себя, не считать себя разумными, не верить тому, что можем сами управлять собою, ибо мы имеем нужду в помощи от наставляющего нас по Богу. Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника на путь Божий. Что же значит сказанное: «имже несть управления, падают аки листвие?» Лист сначала бывает зеленым, но при начавшихся холодах желтеет, засыхает и падает. Тогда пренебрегают им и попирают его. Так и человек, никем не управляемый, сначала имеет усердие посту, бдению, безмолвию, послушанию и к другим добрым делам; потом усердие это мало-помалу охладевает. Не имея никого, кто бы наставлял его, поддерживал и воспламенял в нем это усердие, он (подобно листу) нечувствительно засыхает, падает и наконец становится подвластным рабом врагу спасения, который делает с ним, что хочет. Об открывающих же свои помышления и поступки и делающих все по совету, Писание говорит: «спасение есть во мнозе совете». Не говорит «в совете многих», чтобы с каждым советоваться, потому должно советоваться обо всем с одним (старцем или духовником) и не так, чтобы одно говорить, а о другом молчать, но обо всем советоваться; такому есть верное спасение во мнозе совете 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Glinsk...

В отделе проповедничества (до 80-ти названий) есть сочинения по истории проповедничества, теории проповедничества (гомилетике) и довольно большое количество проповедей русских проповедников, в особенности высокопреосвященного митроп. Московского Филарета. Отдел богослужебный (литургический) – до 80 названий – содержит в себе между прочим довольно значительное количество греческих сочинений и изданий и отдельных (славянских) служб и акафистов. Есть сочинения по истории и объяснению богослужения. Философский отдел (философия, психология, логика и педагогика ) заключает в себе до 80-ти названий. Есть сочинения по истории философии вообще и некоторых отдельных ее направлений; исследования (русские) о некоторых немецких философах (Канте, Гегеле); сочинения В.Д. Кудрявцева; некоторые русские сочинения по истории и теории воспитания, между прочим и собственно христианского. Отдел всеобщей истории невелик – 24 названия. Есть история Цез.Кантю, на русском языке – истории Вебера и Шлоссера («Всемирная история» и «История XVIII столетия»). Отдел русской истории больше: до 50 названий. Есть «История России» Соловьева, несколько сочинений по истории краев России, сочинения Михайловского-Данилевского по истории войн начала нынешнего столетия, известное иллюстрированное издание «Император Александр I и его сподвижники», а также (иллюстрированная) «Галерея русских деятелей» Баумана. Литературный отдел (около 40 названий) носит случайный характер. Здесь есть сочинения Шекспира, Пушкина, «Фауст» Гете, «Горе от ума» Грибоедова. Есть два-три сочинения по истории литературы. Но здесь заметили мы одну любопытную особенность. Литературные приложения к «Живописном у Обозрению» и некоторые другие современные литературные произведения разрезаны и, очевидно, читаны или по крайней мере просмотрены. Нам это обстоятельство не показалось странным. Мы решимся сказать даже больше: нам, пожалуй, скорее показалось бы странным, если бы ничего подобного не было. Дело в том, что преосвященный Феофан, удалившись от мира, не порвал связей с миром, а продолжал их – в лучшем значении этого выражения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

С 1891 года, заботясь о духовном просвещении народа, Глинская пустынь под руководством старца-настоятеля архимандрита Исаии (Гомолко) сама начала издавать духовно-нравственную литературу. Одной из задач этой деятельности было издание жизнеописаний замечательных подвижников Глинской пустыни. И уже в 1892–1894 гг. ею были изданы три книги: об игумене Филарете (Данилевском) (2-е дополненное издание его жизнеописания), иеросхимонахе Макарии (Шарове) и старце Феодоте (Левченко) 19 . В журнале «Богословский библиографический листок» за 1894 год, приложении к журналу «Руководство для сельских пастырей», появилась рецензия, в которой высокую оценку получили все три жизнеописания известных Глинских подвижников. Особенно выделено среди этих книг второе издание «Жизнеописания старца игумена Филарета...», которое, как отмечено в рецензии, «и по содержанию интересно, и по изложению прекрасно; тон и слог речи древнеотеческий. Жизнеописание старца Макария в высшей степени назидательно: наставления этого старца отличаются замечательной меткостью и духовной проницательностью. Сказания о старце Феодоте, отличавшемся глубоким смирением, терпением и послушанием, заслуживают полного внимания любителей духовной жизни и может быть прочитано с великой душевной пользой» 20 . Особенно много книг о Глинских подвижниках издала обитель в начале ХХ века. В 1901 году вышло второе издание книги о старце Макарии (Шарове) 21 ; в 1902 году опубликовано жизнеописание старца Архиппа (Шестакова) 22 ; в 1905 году появилось третье, значительно дополненное и переработанное издание книги о возобновителе Глинской пустыни игумене Филарете 23 ; в 1906 году – очерк жизни настоятеля архимандрита Иннокентия (Степанова) 24 ; в 1907 году – жизнеописание старца схимонаха Луки (Швеца) 25 ; в 1909 году – очерк жизни монаха Петра (Лешенко) 26 ; значительно дополненное жизнеописание старца Феодота (Левченко) 27 ; наконец, в 1910 году вышли книги о Глинских подвижниках: монахе Мартирии (Кириченко) 28 и схимонахе Евфимии (Любимченко) 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Далее следует запись в русской транскрипции арабских слов (сирийский диалект); запись фонетическая и содержит некоторые неточности. Текст книжки, начинающийся этим словарем и заканчивающийся словами «В Назарете дождь задержал нас двое суток» (см. выше, стр. 371 ), относится ко времени палестинского путешествия Гоголя, т. е. падает на январь — апрель 1848 г., а записи, озаглавленные «В Полтаве» и «В Киеве», падают на май — июнь этого же года, когда Гоголь действительно побывал и в Полтаве и в Киеве, о чем известно из его писем к Данилевскому от 4 и 16 мая. Дальнейшие записи, начиная с озаглавленной «Вопросы Хомякову» и кончая записью «Филатов в Севске, Постоялый двор» (см. выше, стр. 383 ), охватывают московский период, от сентября 1848 г. до июня 1950 г., когда на пути в Васильевку с Максимовичем Гоголь, по воспоминаниям последнего, «в Севске, на Ивана-Купалу… неподалеку от постоялого двора» услышал заинтересовавшее его причитание трех сестер-девушек над покойницей матерью. Среди дальнейших записей некоторые могут относиться к тому же московскому периоду (книжка заполнялась не всегда в одной и той же последовательности). Такова запись: «Платье гадз зефир» и т. п. (см. выше, стр. 388 ), которая по своему положению в книжке должна быть отнесена к 1849–1850 гг. Но есть, несомненно, и более поздние. Таковы, например, записи об обязанностях мужа и жены (см. выше, стр. 386 ), во многом совпадающие с июльскими письмами 1851 г. к матери и сестрам по поводу предстоящего замужества одной из них; или запись о митрополите Филарете (см. выше, стр. 387 ), совпадающая, должно быть, с тем посещением его Гоголем, о котором идет речь в одной из записок конца 1851 г. к Шевыреву. Этой записной книжкой Гоголь, следовательно, пользовался в течение пяти лет, вплоть до последних месяцев своей жизни. Значительная часть записей падает на наиболее интенсивный период работы над вторым томом поэмы. Записи, относящиеся непосредственно к ней, проанализированы выше. Обе записные книжки публикуются здесь как дополнительный материал к работе над «Мертвыми душами», и этой задачей ограничен комментарий к ним. V.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Как воин, ради торговли или земледелия, не должен оставлять службу, чтобы не лишиться своего звания (см. 2Тим. 2:4 ), так и мы должны подвизаться в прилежном служении единому Богу, не заботясь ни о чем мирском. О значении пояса Пояс мы носим, во-первых, в знак того, что готовы на дело; ибо каждый, приступающий к работе, сперва опоясывается и потом начинает работать, как и Господь говорит: «Да будут чресла ваша препоясаны» ( Лк. 12:35 ). Во-вторых, мы носим пояс в означение умерщвления похоти нашей, подобно поясу, сделанному из кожи убитых животных. Пояс носится на чреслах (бедрах), где находятся и почки, в которых, как говорят, заключается похотная часть души. Значит, пояс напоминает сказанное апостолом: «Умертвите уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту» и проч. ( Кол. 3:5 ). О значении аналава Аналав (параман) 24 , полагаемый на плечи наши крестообразно, означает, что мы на раменах (плечах) наших носим знамение креста во исполнение слов Господних: «Возьми крест свой и последуй Ми» ( Мк. 6:34 ). Что же означает крест? Не что иное, как совершенное умерщвление (всего мирского), которое достигается нами верою во Христа. О значении кукуля и камилавки Надеваем мы и кукуль (у схимников, а у монахов клобук, или камилавка с покрывалом), означающий смирение. Кукули (остроконечные шапочки) носят незлобивые младенцы, мы же носим кукуль для того, чтобы младенствовать злобой, ибо, по слову Господню, кто не будет как дитя, не внидет в Царствие Небесное. «Не дети бывайте умы, – сказал также апостол, – но злобою младенствуйте» ( 1Кор. 14:20 ) 25 . Что же значит «младенствовать злобой»? Младенец незлобив: если будет обесчещен, не гневается, и если почтен будет, не тщеславится. Кто у него что возьмет, он не печалится: младенствует злобой, не мстит за оскорбление и не ищет славы. Кукуль также подобие благодати Божией. Как кукуль покрывает и греет голову младенца, так и благодать Божия покрывает ум наш, наше о Христе младенчество, простоту и чистоту от демонов и споспешествует нам трезвиться (блюсти ум) и молитвой отражать вражеские прилоги. Имея на чреслах пояс, означающий умерщвление бессловесной похоти, на плечах аналав или крест и кукуль – символ незлобия и младенчества о Христе, – будем жить сообразно одеянию нашему 26 , чтобы, как сказали отцы, не оказалось, что мы носим чужое одеяние 27 ; но как оставили великое, так оставим и малое 28 . Об отвержении мира

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Glinsk...

19 Наметка, или монашество, одеваемое на камилавку и покрывающее шею и плечи. Покрывалу усваивают название клобука. Клобуком также называют камилавку с надетым покрывалом. 20 В чине пострига сказано: «Брат наш обувается в сандалии благовествования мира, во еже скору быти ему и тщательным на всякое послушание». Под благовествованием мира следует разуметь радость и спокойствие от сознания исполненного долга: когда совесть мирна и монах, совершенно покоривший волю свою воле Божией, во всякое время ради Бога и своего спасения с радостью готов на всякое послушание, на всякое доброе дело. Присутствие такого человека и на других изливает мир. Спокойное расположение духа по Богу принято называть «благодушием», хотя оно и не всегда понимается правильно. Благодушием иногда (неправильно. – Примеч. издат. книги «До и после пострига…») называют благотелие, т. е. такую спокойную жизнь человека, когда он ест, пьет, спит и безразлично относится к исполнению высшего своего призвания. 23 Порфиру, или мантию темно-красную (багряную, пурпуровую), одеваемую царями в торжественных случаях. Здесь авва Дорофей говорит про багряный знак на мантиях, сравнивая его с таким же знаком на епанчах воинов, как символ принадлежности и служения их Царю. Теперь этих знаков на мантиях не носят. Значение знака мы перенесли на самую мантию. 24 В чине пострига сказано: «Кукуль с аналавом всегда вкупе бывают». Ими настоятель покрывает схимника. Следовательно, аналавом названа схима без кукуля. Аналав от древнегреческого значит нагрудник и вместе с кукулем действительно «полагается на плечах крестообразно», как говорит св. авва Дорофей . Монашеское покрывало, одинаковое по своему значению с кукулем и аналавом (см. «Новую Скрижаль»), крылушками своими также «крестообразно», покрывает или может покрывать плечи. Казалось бы, ему и следовало бы усвоить название аналава, но последнее принято относить к параману, который «крестообразно» только не полагается, а перевязывает одежду монаха, проходя пришитыми к нему тесьмами «через плечи». Кроме того, и по наружному виду покрывало имеет сходство с аналавом – четырехугольные, наподобие широкой ленты, похожей на параман древних монахов. Может быть, потому параману присвоили название аналава. Другая причина присвоения та, что параман, как выше сказано, «крестообразно» перевязывает монаха, а аналав «крестообразно» покрывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Glinsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010