Архиерейский Собор прославил ряд местночтимых святых ноября 2017 Как было отмечено в докладе, Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, учрежденная в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента , установила, что ряд подвижников благочестия, ранее причисленных к лику святых Синодом Украинской Православной Церкви , широко почитается за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви. В их числе - мученик Даниил Черкасский (Кушнир); святитель Игнатий Мариупольский, митрополит Готский и Кафский; святитель Афанасий Полтавский (Вольховский); преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев); святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский; святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский; преподобный Иоанн Святогорский (Крюков); преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский; преподобный Паисий Киевский (Яроцкий); преподобный Гавриил Афонский; преподобный Иона Киевский (Мирошниченко); преподобный Алексий Голосеевский, Киевский (Шепелев); а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых: преподобный Василий (Кишкин); преподобный Филарет (Данилевский); преподобный Феодот (Левченко); преподобный Макарий (Шаров); преподобный Мартирий (Кириченко); преподобный Евфимий (Любимченко); преподобный Досифей (Колченков); преподобный Илиодор (Голованицкий); преподобный Иннокентий (Степанов); преподобный Лука (Швец); преподобный Архипп (Шестаков); преподобный Иоанникий (Гомолко); преподобный Серафим (Амелин); преподобный Андроник (Лукаш); преподобный Серафим (Романцов); преподобный Зиновий (Мажуга). При этом Грузинская Православная Церковь , в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых. Синодальная комиссия по канонизации святых, поддержав выводы Комиссии по составлению месяцеслова, представила их на рассмотрение Священного Синода, который, в соответствии с ранее принятыми решениями о порядке общецерковного прославления местночтимых святых передал вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

ученый секретарь центральной городской библиотеки им А.С. Горловского, г. Сергиев Посад Лариса Князева " О проекте библиотеки им А.С. Горловского " Троице-Сергиев монастырь в истории русской смуты " " к.и.н., доцент кафедры технологии и организации туристической деятельности Российского государственного университета туризма и сервиса Сергей Малышкин " Архивные источники по истории провинциального духовенства России в 1812 г. из собрания историка  А.И. Михайловского-Данилевского " к.б., референт секретариата по Межхристианским отношениям ОВЦС Александр Вишневский " Источники и историография первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена " преподаватель кафедры Церковной истории МДА Михаил Денисов " Отечественные приходские архивы в XVI-XXI вв. " (пробная лекция, продолжительность 80 мин.) Блок 1 " Церковь и государство: опыт взаимоотношений " (Большой актовый зал) Модератор тематического блока – профессор Владимир Кириллин священник Константин Костромин, к.и.н., к.б., заведующий аспирантурой Санкт-Петербургской Духовной Академии " Диссиденты " и юродивые – антиподы духовной жизни эпохи Смутного времени " к.и.н., старший научный сотрудник центра истории русского феодализма ИРИ РАН Ирина Устинова " Русская церковь в политическом контексте Смутного времени начала XVII в. " к.и.н., старший научный сотрудник музеев Московского Кремля Дмитрий Давиденко " Кремлевский Архангельский собор в эпоху Смуты " к.ф.н., к.б., преподаватель МДА Михаил Первушин " Забытый патриарх: и 10 месяцев и 18 дней из истории Русской Церкви " к.б., преподаватель кафедры Церковной истории МДА Георгий Колыванов " Борьба за царский престол в 1598-1613 гг. " к.и.н., и.о. руководителя Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского Совета Русской Православной Церкви диакон Сергий Зверев " Государственно-церковная деятельность патриарха Филарета (Романова): сближение церковной и светской администраций " к.б., преподаватель кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской православной духовной семинарии, аспирант Института истории и археологии Уральского отделения РАН Иван Никулин " Вопрос о " священстве " и " царстве " в мировоззрении митрополита Игнатия (Римского-Корсакова) "

http://e-vestnik.ru/db/13-14_oktyabrya._...

  В 1798 году отец Василий вернулся в Коренную пустынь, где ему было поручено духовное окормление братии. Благодаря его усилиям здесь были введены афонские правила. Это вызвало недовольство части братии, решившей убить подвижника, однако вскоре иноки раскаялись и примирились со старцем. Через некоторое время старец Василий перешел в Софрониеву пустынь, где проживало немало учеников прп. Паисия. Когда в 1800 году Орловский владыка Досифей захотел восстановить Белобережскую пустынь, он пригласил для этого старца Василия. Благодаря духовному авторитету последнего в обитель вскоре пришли около 60 новых насельников, в т. ч., прибыл из Коренской пустыни его ученик, постриженный им в 1801 году в монашество с именем Леонида, будущий оптинский старец. прп. Лев (Наголкин). Сюда же переселились последователи прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа II (Антонов), схим. Феодор (Ползиков), схим. Афанасий (Охлопов), участвовавший в работе над переводом «Добротолюбия». Эти старцы были непосредственными учениками прп. Паисия и способствовали впоследствии восстановлению умного делания в Валаамском, Александро-Свирском, Палеостровском и других монастырях, велико было их влияние и на о. Леонида, положившего начало оптинскому старчеству. Учениками старца Василия были игум. Филарет (Данилевский), прп. Макарий (Глухарёв), иером. Серафим (Веденисов). Находящаяся в запустении Белобережская пустынь усилиями отца Василия и его учеников и сотаинников расцвела как внешне, так и внутренне. Ученики и сподвижники старца Василия стали настоятелями во многих монастырях: о.Серафим – в Площанской пустыни, архим. Мельхиседек (Сокольников) в московском Симоновом монастыре, о.Леонид (Оптинский) в Белобережской пустыни, игум. Серапион (Пирожков) в Одрином монастыре, игум. Филарет в Глинской пустыни, где стал ее возобновителем и духовным возродителем, основателем глинского старчества. 19 августа 1800 года по собственному прошению старец Василий был уволен от управления пустынью с пребыванием в ней «для вспомоществования советом и наставлениями новоопределенному начальнику» иером. Питириму. Вскоре братия, возмущенная тем, что новый настоятель притесняет отца Василия, обратилась к Орловскому епископу Досифею (Ильину) с просьбой вновь назначить старца Василия настоятелем обители.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2912

Его непосредственный начальник, ректор екатеринославской семинарии архиепископ Иов (Потемкин), стал ему духовным руководителем. Воспитательная сила и прямота наставника, по словам самого ученика, как в горниле сжигала «гордость, гордость ученую, прикрытые ими страсти плотские, самоправедность» 2 .  После Екатеринослава он трудился в должности ректора Костромской семинарии, где был возведен в сан архимандрита. К каждому послушанию архимандрит Макарий относился с предельным усердием, «всемерно старался поселить дух Христов в заведении, для сего устроенном, ему хотелось, чтобы духовный рассадник боговедения был вместе и рассадником богоподобия» 3 . Множественные труды и попечения обострили не только физические болезни, но и духовную брань. Очень трудно было оставаться в бесстрастии, будучи ректором семинарии, обремененным многочисленными хлопотами и заботами. Он решается оставить семинарию и отправиться в любой монастырь в качестве простого монаха. Прошение об увольнении на покой было удовлетворено ввиду действительно сильно пошатнувшегося здоровья. Он был направлен в Киево-Печерскую лавру, к братии которой он, собственно, и был приписан при монашеском постриге. Но и в Киеве ему очень трудно было духовно сосредоточиться из-за многолюдства Лавры. Не изменил ситуацию к лучшему и переезд в Китаеву пустынь. Архимандрит Макарий просит Святейший Синод перевести его в Глинскую общежительную пустынь Курской губернии. В этой обители был заведен строгий афонский устав монашеской жизни: отсутствие всякой собственности, продолжительные богослужения, частое исповедание помыслов.  В Глинскую обитель архимандрит Макарий прибыл в конце 1825 года. Здесь на некоторое время его духовным наставником стал опытный в духовной жизни игумен Филарет (Данилевский). Как и в Киеве, будущий миссионер продолжает заниматься переводом на русский язык святоотеческих поучений, включая «Исповедь» блаженного Августина и «Лествицу» преподобного Иоанна. Также он пишет историю монастыря и начинает составлять духовные канты, которые впоследствии войдут в его сборник «Лепта». 

http://e-vestnik.ru/analytics/apostol_al...

Отец Серафим (в миру Симеон Амелин), ставший в 1943 году настоятелем пустыни, родом из простых курских крестьян. После смерти матери отец Симеона стал настаивать, чтобы тот женился, но юноша стремился к духовному подвигу. В 1893 году, в возрасте 19 лет, он ушел из дома и поступил в Глинскую пустынь. Отец вначале был этим недоволен, но, приехав в обитель, смягчился и сказал сыну: «Раз ушел в монахи, так уж и живи, не уходи отсюда». В монастыре жили по Афонскому уставу и каждого новоначального вручали богомудрым старцам, которые должны были научить недавно пришедших духовной жизни. Послушники, в свою очередь, обязаны были руководствоваться наставлениями старца. Преподобный Филарет (Данилевский) (настоятель Глинской пустыни с 1817 по 1841 год), написавший устав пустыни и заложивший основы ее монашеской жизни, считал, что духовное возрождение обители возможно только при полном доверии к нему как к пастырю, который все свои наставления и советы основывал на евангельских заповедях и святоотеческом опыте. Он ввел строгие иноческие порядки: удалил из обители женщин, которые до этого присматривали за скотом, строго следил за тем, чтобы иноки не ходили в гости, не пустословили, не теряли времени даром, не приобретали лишнего, не увлекались предметами роскоши, иногда попадавшими в их обиход от знакомых или родных. В трудные годы общей разрухи, когда вся страна переживала страшные гонения на веру и Церковь, традиции и школа старчества Глинской пустыни не прерывались. С самого начала Первой мировой войны Глинская пустынь старалась деятельно помогать всем пострадавшим. Монастырь отсылал в Красный Крест денежные и материальные пожертвования, а также книги о святых подвижниках, укреплял боевой дух воинов. Все трое будущих старцев, кроме Серафима (Амелина), вместе с другими послушниками Глинской пустыни были мобилизованы и воевали. Во время войны отец Андроник попал в плен и был отправлен в лагерь в Австрию. Вернулся в родную обитель он только через три с половиной года после освобождения.

http://e-vestnik.ru/church/svyatye_start...

— То, что там происходило и происходит, — это трагедия. Когда идут боевые действия и гибнут люди, это всегда страшно. На Украине очень сильно переплелись желания политиков разыграть религиозную карту и личные амбиции Филарета Денисенко, обиженного за то, что его не избрали Патриархом Московским, и создавшего Киевский патриархат. Украинская власть попыталась привнести земную человеческую логику в религиозную жизнь и привести церковные границы в соответствие с границами государственными. Да, Церковь всегда уважала государственные границы, но Русская Православная Церковь — это не Церковь Российской Федерации, мы присутствуем в шестнадцати странах. Зачем же ломать то, что духовно едино? — Вам ведь часто приходилось бывать на Украине с Патриархом Кириллом во время его визитов в эту страну? Как принимали там Святейшего? — Патриарх ездил на Украину ежегодно, даже по нескольку раз в год, начиная с 2009 и до 2014 года. И тогда уже было понятно, что наши «партнеры» работали там по полной программе. А вот мы, как оказалось, слишком уповали на то, что «мы же братья». Я не разделяю позиции «они плохие, а мы хорошие» именно потому, что мы в полной мере несем ответственность за случившееся с Украиной. На днях один наш депутат вернулся из Донбасса и привез школьные учебники. Читаешь их — волосы дыбом встают. А ведь так годами учили детей. Но я тяжело воспринимаю, когда, критикуя другую сторону, мы делаем то же самое. Иногда приходится видеть, как люди в патриотическом порыве просто дышат ненавистью. Как можно в здравом уме предлагать использовать на Украине тактическое ядерное оружие и всерьез призывать «шарахнуть»? — Противоречия с Западом — это экзистенциальные и непреодолимые цивилизационные противоречия, о которых писали многие русские философы, например Данилевский? Или мы все-таки перебарщиваем с «разностью»? — Я с большим уважением отношусь к труду Данилевского «Россия и Европа», считаю его очень глубоким и важным. Отвечая на Ваш вопрос, замечу, что у европейской или западной культуры есть три основания — Афины, Рим и Иерусалим.

http://sinfo-mp.ru/vladimir-legojda-nam-...

В патриотической среде утвердилось мнение, что в развале России в 1917 году виноваты большевики. Но очевидно, что октябрьской революции не было бы вовсе, не будь февральской. Октябрь был скорее контрреволюцией по отношению к Февралю. Но об этом в другой раз. Каковы же итоги Февральской революции 1917 года? Они действительно эпохальны. Была изменена система Государственной Власти. Самодержавная форма правления, просуществовавшая более тысячи лет, при которой власть (княжеская, царская, императорская) передавалась по наследству, была отменена. Но республиканская власть в России не прижилась. Родилась новая - Советская. Однако сам принцип Единовластия (несмотря на всяческое подчёркивание коллегиальности правления новыми властителями) сохранился после всех революций, вплоть до наших дней. Была почти полностью уничтожена Династия Романовых, правившая в России более 300 лет. Оставшиеся в живых Романовы скончали свои дни вне пределов Родины и в политической жизни почти не участвовали. После 200-летнего перерыва было восстановлено Патриаршество. Правда, это не относится к заслугам февралистов, а скорее традиционалистов. Было изменено сословное устроение общества, но не законодательным актом, а путём уничтожения «эксплуататорских» классов (дворянства и буржуазии). На грани уничтожения было и духовное сословие. Но Божиим Промыслом оно было сохранено и возрождено. Вместо победного окончания Второй Отечественной войны, которое ожидало Россию в 1917 году, и овладения проливами с выходом в Средиземное море, страна была разрушена. Многие земли Империи были потеряны. Число погибших в годы революции и гражданской войны составило около 8 миллионов человек. Покинуло родину около 3 миллионов человек. Ещё несколько миллионов остались в Польше, Финляндии и Прибалтике. Изменилась и сама жизнь. Многие до сих пор считают Царскую Россию «тёмной и лапотной». Но если бы этим людям довелось пожить в той «утраченной» России, то скорее всего, они бы не захотели возвращаться «оттуда». Доказательства? Извольте. Почитайте произведения писателей «старого режима»: Пушкина , Гоголя, Чехова... послушайте музыку Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Глазунова... Обратитесь к лучшим представителям русской мысли: А.С. Хомякову, Н.Я. Данилевскому, Ивану и Константину Аксаковым, нашим духовным светочам: митрополиту Филарету, Игнатию Брянчанинову, Иоанну Кронштадскому... Все они из той «старорежимной» жизни.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Весь ваш Н. Г. Иеромонаху Филарету, 19 июня 1850 179. ИЕРОМОНАХУ ФИЛАРЕТУ. Ради самого Христа, молитесь обо мне, отец Филарет. Просите вашего достойного настоятеля, просите всю братию, просите всех, кто у вас усерднее молится и любит молиться, просите молитв обо мне. Путь мой труден; дело мое такого рода, что без ежеминутной, без ежечасной и без явной помощи божией не может двинуться мое перо, и силы мои не только ничтожны, но их нет без освеженья свыше. Говорю вам об этом неложно. Ради Христа, обо мне молитесь. Покажите эту записочку мою отцу игумену и умоляйте его вознести свои мольбы обо мне грешном, чтобы удостоил бог меня недостойного поведать славу имени его, не посмотря на то, что я всех грешнейший и недостойнейший. Он силен, милосердый, сделать всё и меня, черного, как уголь, убелить и возвести до той чистоты, до которой должен достигнуть писатель, дерзающий говорить о святом и прекрасном. Ради самого Христа, молитесь. Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу и на всяком месте своего странствия быть в Оптинской пустыне. Бог да воздаст вам всем сторицею за ваше доброе дело. Ваш всею душою Николай Гоголь. На обороте: Отцу Филарету, иеромонаху в Оптинской пустыне. Марковичу А. М., 25 июня 1850 180. А. М. МАРКОВИЧУ. . Уведомляю вас, почтеннейший Александр Михайлович, что я прибыл в Глухов благополучно и сгораю нетерпеньем вас видеть, но так как товарищ мой, с которым я приехал, не имеет часу времени и торопится отправиться далее, то я вас прошу прислать за мною какой-нибудь экипажец, вроде брички для помещения меня вместе с двумя небольшими чемоданами. В ожиданьи чего остаюсь ваш весь искренно вам преданный Н. Гоголь. На обороте: Его высокородию Александру Михайловичу Маркевичу. Н. Гоголь. В Сварков. Данилевскому А. С., 26-30 июня 1850 181. А. С. ДАНИЛЕВСКОМУ. Сейчас приехал в Дубровное . Сижу у окна и любуюсь видом на деревню соседа, напрасно желая хотя сим вознаградить за неудачный приезд в пустой дом. А подъезжая, так живо воображалась встреча, и вот наместо распахнувшихся дверей и объятий — глиняная стена и закрытые окна, запоры и затворы на всем. Пожалуста, пришли за мной экипаж и лошадей в Березовую-Луку или попроси у Трахимовского . Я совершенно на безэкипажьи. До тебя доехал, взявши бричку и лошадей у дяди твоего Александра Михай . Устрой так, чтобы, если мож , отправить лошадей вслед за подателем, так чтобы я мог из Березовой-Луки выехать утром же. Твой, весь сгорающий нетерпением тебя видеть

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

( < < back) < >< back) > < >< back) > Игумен Филарет Глинский (Данилевский; 1777–1841). Ученик великих старцев — сподвижников Паисия (Величковского): иеросхимонаха Василия Белобережского (Кишкина; 1745–1831) и архимандрита Феодосия Молдавского (Маслова; 1720–1802). Настоятель и возобновитель Глинской пустыни, восстановитель ее духовных традиций. От него ведет свое начало глинская линия русского подвижничества. Частым собеседником о. Филарета во время многократных визитов в столицу по делам обители был свт. Филарет Московский (Дроздов). Архиепископ Антоний Воронежский был его духовным другом и наставником. Сподвижником его был известный аскет — 100-летний старец Феодот Глинский (Левченко). Среди учеников Филарета Глинского — знаменитый миссионер прп. Макарий Алтайский (Глухарев; 1792–1847), прп. Иоанн Святогорский Затворник (Крюков; 1795–1867) и многие другие известные подвижники. ( < < back) Святитель Нектарий Эгинский (Кефала; 1846–1920) — митрополит Пентапольский (Греция), молитвенник и чудотворец. К его мощам на о. Эгина съезжаются паломники со всех концов мира. Почитание святителя на родине сравнимо с почитанием в России прп. Серафима Саровского и прав. Иоанна Кронштадтского. Жизненный путь гонимого праведника был многоскорбен, ныне же он широко известен многочисленными чудесами и исцелениями. Особую помощь святой оказывает людям, страдающим онкологическими заболеваниями. Свт. Нектарий канонизирован Греческой Православной Церковью в 1961 г. ( < < back) Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник (Быстров; 1873–1940) — ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, магистр богословия. Владел одиннадцатью языками. Хиротонисан во епископа в 1909 г. С 1906 по 1910 год духовник Государыни Императрицы. С 1920 г. в эмиграции. Скончался затворником в пещере, во Франции. Ревностный борец за чистоту православия. Богословские труды вл. Феофана до сих пор полностью не опубликованы. Игум. Серафим (Кузнецов). Православный Царь-Мученик, «Паломник», М., 1992 — сс. 160, 518, 521; Ричард (Фома) Бэттс. Духовник Царской Семьи. М., 1996.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Москва: Христианское издательство 1992, с. 19. 173 Из высказываний И.С. Аксакова о Русской Церкви//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 171–172. 174 Кирилл митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Предисловие//Прот. Николай Балашов. На пути к литургическому возрождению. М., 2001, с. 3. 175 Прот. Николай Балашов. Введение//Там же, с. 6–7. 176 Сергей Аверинцев. Будущее христианства в Европе…, с. 402. 177 Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988, с. 22. 178 Там же, с. 22–23. 179 Владимир Соловьев. Великий спор//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 72, 74. 180 Владимир Соловьев. Ответ Н. Я. Данилевскому//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 77, 79. 181 Владимир Соловьев. История и будущность теократии. Предисловие//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 96. 182 Коран, 2, 212–215. 183 Письмо Председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла… 184 Валентина Чеснокова. Должно ли стать православие государственной религией России?//Отечественные записки, 1, 2001, с. 64–65. 185 Митрополит Филарет (Дроздов). Слово по освящении храма Благовещения Пресвятыя Богородицы в Кафедральном Чудове монастыре, 844 года, декабря 3-го дня. 186 Е. Сморгунова. Николай Голицын и его полемическое сочинение о соединении Церквей//Символ 41, июль 1999, с. 131–132. 187 Там же, с. 76. 188 В. Пельц. М.Н. Гаврилов.//Символ 41, июль 1999, с. 317–322. 189 Письмо Председателя ОВЦС МП… 190 В.С. Соловьев. О христианском единстве…, с. 169. 191 Зеньковский В. Апологетика. Рига 1992, с. 187. 192 Александр Гаврилин (историк, профессор Рижского университета). Архиерейское управление: абсолютизм или соборность?//Вестник русского христианского движения. 183. Париж — Нью-Йорк — Москва, 2001, с. 202. 193 В.С. Соловьев. О христианском единстве…, с. 195. 194 Там же. 195 Указ Московской Патриархии преосвященному митрополиту литовскому и виленскому Елевферию от 27 декабря 1935 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010