Его уход в украинский раскол – это же трагедия. Это обида, мне кажется, и ожидания большие. Тем более что он стал митрополитом Киевским. Но когда это касается событий церковных, конечно, это уже недопустимая вещь. Обида здесь может быть? Да, личная обида может быть: «я так старался, а тут у меня не получилось». Видимо, не сумел преодолеть. Видимо, здесь чисто житейские ожидания, которые не осуществились… Кто-то скажет, это мелочь. Это сила борется с человеком, преодолеть себя очень сложно. Кого из ректоров ХХ века больше всего вспоминаете? При ком в ХХ веке Академия была в наибольшем расцвете? Вы знаете, до расцвета еще далеко. А так… конечно, Филарет (Вахромеев). Это очень талантливый человек, он администратор, умел хорошо контактировать с людьми. И как-то это незаметно происходило. Он мог на ходу подхватить какого-то студента во время прохаживания по дорожке, поговорить с ним и также уйти от него незаметно, деликатно: «Я сейчас пойду, у меня там дела». Очень деликатный человек. Скажу Вам, что и мне он помог в финансовом отношении – заниматься греческим языком с преподавателями греческого языка университета. Почему я и начинал с греческого языка преподавать. Он пошел на такие траты, не жадничал. При нем многие студенты приезжали, сознательно или нет, без ботинок. «Нет ботинок? Купим тебе ботинки». Естественно, молва студенческая разносила это быстро. Да-да. Ружицкий, скажу Вам, немножечко замкнутый был человек и не очень коммуникабельный. Как-то смущался, когда задавал вопросы, а никто не брался отвечать. Он в растерянности искал выход из положения: задал вопрос, а все молчат почему-то. Надо это все уметь делать. Видимо, этого таланта у него не было. А потом Вы застали и смену Филарета (Вахромеева) на архиепископа Владимира (Сабодана)? Да. Он не хуже Вахромеева был. Конечно, у каждого владыки есть свои любимцы, без этого никак нельзя. Он достаточно добросовестно свой пост занимал. Объективно рассматривал студентов, если кто-то нарушал, он не доверял помощнику или кому-то, а сам проводил беседу. Это мне нравилось в нем. При нем я начал преподавать и был помощником инспектора. И как-то ближе стал к нему. В 1981 году была возможность посетить Афон, он взял из Московской академии меня, молодого преподавателя. Был еще переводчик при ректоре Борис Александрович Нелюбов. Ездили мы на Афон. Конечно, для меня это было великое счастье. Знаете, за что? Я организовал богослужение на Трех Святителей на греческом языке. Владыка хотел, чтобы все богослужение – и литургия, и всенощная – служились на греческом языке, что и сделали. Как можно организовать чтение или пение на греческом? Не будешь же передавать русскими словами, русскими буквами греческий текст. А он посоветовал: «А вот что сделай: если канон читать, то сколько там тропарей, по тропарю раздай на человека, и пусть учат». Канон читали где-то 24 человека.

http://bogoslov.ru/article/6177551

  Кроме того, эта ситуация объясняется крайне низким уровнем знания о вере, о Боге и о Евангелии, но, главное, крайне низким уровнем знаний о том, что такое православие. Так для огромного числа людей юлианский календарь, отстающий от современного (григорианского) на 13 суток, кажется одним из основных признаков православия. И это несмотря на то, что от него давно отказалось большинство Православных Церквей, и в том числе Константинопольская. Когда несколько лет тому назад митрополит Владимир (Котляров) в Петербурге сказал во время проповеди, что Русской Церкви по примеру Константинопольской, Александрийской и Антиохийской Православных Церквей пора перейти на новый стиль, группа прихожан устроила скандал, а затем религиозные активисты через прокоммунистическую газету «Советская Россия» объявили митрополита еретиком, врагом православия и т. д.   Эта же газета и ее постоянный автор К. Душенов выставляет еретиком митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) за его последовательный экуменизм. Парадоксально, что в роли защитника православия выступает та самая Коммунистическая партия, которая в течение семидесяти лет насаждала в стране воинствующий атеизм, взрывала храмы и расстреливала верующих. Разумеется, православие само по себе коммунистов не интересует, но им важно поддерживать те силы, которые могут проводить в жизнь политику национального, духовного и культурного изоляционизма. Именно по этой причине интересы части православных фундаменталистов и коммунистических лидеров на сегодняшний день совпадают. Одновременно с этим усиливаются и охранительные тенденции в плане сохранения ритуала, богослужебного славянского языка, а также церковных, а зачастую и просто народных, в том числе, и языческих обычаев. Цитиро- ванный выше О. Платонов говорит даже о плодотворном синтезе русского православия и славянского язычества. «На Руси, — пишет Платонов, — пра- вославное христианство стало добротолюбием, вобрав в себя все прежние народные взгляды на добро и зло и оптимистическую веру в добро». Инте-

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Владыка, сегодня появляется много новых епископских кафедр. Исходя из своего 20-ти летнего опыта, что бы вы могли сказать епископу только что одевшему омофор? Есть архиереи постарше и много опытнее меня. Я не считаю, что вправе давать какие то наставления. Мне самому нравятся слова митрополита Филарета (Вахромеева): из этого служения не нужно ничего «строить», не нужно ничего придумывать –  нужно скромно служить Церкви. Я бы еще только пожелал радости. Без радости человек не может быть христианином! Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 ноября, 2014 2 декабря, 2014 27 февраля, 2015 18 марта, 2024 11 февраля, 2024 17 апреля, 2023 12 апреля, 2023 2 апреля, 2023 19 марта, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99

http://pravmir.ru/u-nas-granitsa-mezhdu-...

В Минске прошла презентация почтового проекта «Архитектура Беларуси. Православные храмы» 8 сентября 2021 г. 19:04 8 сентября 2021 года Министерство связи и информатизации Республики Беларусь выпустило в обращение почтовый блок «Архитектура Беларуси. Православные храмы». В день выпуска почтового блока в обращение в Минском епархиальном управлении состоялась его презентация и торжественная церемония специального гашения почтового блока на конверте первого дня, участие в которых приняли Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин и министр связи и информатизации Республики Беларусь Константин Шульган. Особенность художественного конверта отражена в его названии: конверт с наклеенным блоком, который гасится специальным штемпелем, отправляется почтой только в день выпуска блока. В последующие дни конверт первого дня выпуска станет предметом коллекционирования. Министр связи и информатизации Республики Беларусь Константин Шульган поблагодарил митрополита Вениамина за совместные почтовые проекты Белорусской Православной Церкви с министерством, которые осуществляются уже на протяжении 30 лет и отражают знаковые события в духовной и культурной жизни белорусского общества, а также выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество. В свою очередь Патриарший экзарх напомнил, что первая марка в суверенной Республике Беларусь была выпущена по благословению первого Патриаршего экзарха всея Беларуси, Героя Беларуси приснопамятного митрополита Филарета (Вахромеева) . На марке было помещено изображение национальной и церковной святыни — креста преподобной Евфросинии Полоцкой. «Такие совместные почтовые проекты — наш общий вклад в просвещение народа, в том числе и других стран, куда будут доходить марки и конверты», — отметил владыка Вениамин. По его словам, почтовый блок «Архитектура Беларуси. Православные храмы» — дань памяти благоверному великому князю Александру Невскому, 800-летие со дня рождения которого широко отмечается в нынешнем году. Почтовый блок — особый вид издания художественных марок с дополнительными полями, на которых более широко раскрывается тема выпуска. Данная форма выпуска вызывает большой интерес у филателистов.

http://patriarchia.ru/db/text/5841318.ht...

Первая воздушная тревога в Москве была объявлена 24 июня. К счастью, она была учебная, но мы об этом догадались только в бомбоубежище. Так что именины отца - а это был день апостолов Варфоломея и Варнавы - мы провели не так, как всегда, потому что дни Ангелов членов нашей семьи всегда были радостными и весёлыми семейно-церковными праздниками. Первую настоящую ночную бомбёжку в Москве пережила Мария Фёдоровна - сестра моей мамы и моя крёстная. В ночь на 20 июля она была дома в Москве, а мы, то есть мои родители, бабушка, сестра Ольга и я, были за городом в Белых Столбах, где в течение нескольких довоенных лет снимали жильё на летний период. Мы всю ночь не спали, видя зарево московских пожаров, а утром отец поспешил в город. К счастью, наш дом уцелел и за всю войну не пострадал, хотя бомбы несколько раз падали сравнительно недалеко. Со временем налёты потеряли свою систематичность, но продолжались ещё и в следующем году. Помню, что с октября отец уже работал со своими учениками, а после того как фашистов отбросили от Москвы, жизнь столицы вошла в суровое, но в целом привычное русло. Отец много работал с учениками, иногда даже во время вечерних авианалётов они не оставляли занятий. Вскоре в Москве стала возобновляться деятельность музыкальных учебных заведений, и папа стал ещё более занят своими профессиональными делами. 21 марта мне исполнилось семь лет, и 7 апреля 1942 года, на третий день Пасхи, отец начал учить меня игре на фортепиано. Я очень смущался, но вскоре всё вошло в норму. Помню, что в мамин день Ангела на второй год войны мы с папой были в садоводстве на Воробьёвых горах и покупали рассаду капусты и помидоров. Тогда все клочки московской земли при жилых домах жители использовали как маленькие огороды. И у нас тоже был свой огородик. Родители в тот день сажали зелень и вспоминали мирное время... На следующий год у нас за городом был уже участок побольше, и тогда я активно помогал папе убирать дёрн и садить картофель. ...16 апреля 1942 года скончалась моя бабушка Анна Павловна, её похоронили на Даниловском кладбище, там же, где покоится мой старший брат Александр, умерший 27 декабря 1930 года в возрасте трёх лет. В сентябре я поступил в общеобразовательную и в музыкальную школы; учился, вроде бы, неплохо.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

У мамы было очень трепетное сердце, - всё-то она чувствовала, о всём переживала. Приедешь, бывало, а мама: «Ну, говори, говори, что произошло, - я ведь всё чувствую, всё вижу». Мои переживания, проблемы, неудачи ложились на мамино сердце. Поэтому, когда я уже направлялся в Троице-Сергиеву Лавру, она всплакнула серьёзно. Отец был более спокоен. Когда мною было принято решение о поступлении в Семинарию, он только сказал: «Сын, ты взрослый человек, выбирай сам свой путь...» Сестра и её муж, отец Василий, были очень рады моему выбору. Вот таким образом я и оказался в Троице-Сергиевой Лавре, в большой келье преподобного, в Московской Духовной Семинарии, а потом и Академии. - Обычно люди, вкусившие студенческой жизни, вспоминают её как самое весёлое время жизни. Какую память храните Вы о студенческих годах? - Конечно, я вспоминаю студенческие годы. И чем дальше от них, тем слаще эти воспоминания. Вот и сегодня, беседуя с коллегами по устроению нашей Духовной Семинарии и Академии, по поводу всех проблем, которые мы имеем сейчас, я часто вспоминаю нашу студенческую жизнь. Наши отцы-учителя тоже ведь переносили очень много всяких неудобств. Всё было очень тесно. У ректора и инспектора была небольшая комната в чертогах: с одной стороны - стол ректора, с другой - стол инспектора, посередине - стол для встречи с преподавателями: там проходили педсоветы. Но всё было очень тепло и душевно, и потому мы с любовью вспоминаем именно эту обстановку, в которой зарождалась, а вернее, возрождалась духовная жизнь... Преподаватели того времени принесли в стены Семинарии свои воспоминания о дореволюционной жизни Церкви и Духовных школ. О днях студенческих я храню самую светлую память. - Встречались ли Вы после окончания Академии со своими сокурсниками? - У нас есть традиция встреч выпускников Семинарии и Академии, мы встречались довольно часто в Троице-Сергиевой Лавре, и я не теряю надежды ещё раз попытаться собраться вместе. Более того, я разыскал одноклассников средней школы, 11 человек, с которыми я теперь обязательно встречаюсь хотя бы раз в год. Ведь неординарный путь, которым я пошёл после школы, надолго прервал мои контакты со школьными товарищами. А вот к старости потянуло к ним, и, разыскав их, я поддерживаю с ними связь. Иногда всех приглашаю, и мы встречаемся. Шутя, мы называли себя «шестидесятниками» - по тогдашнему возрасту нашему...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Весна 1945 года - это, прежде всего, репродукторы в каждом доме, по всей Москве, по всей стране, рассказывающие о событиях на фронтах. После первомай­ского парада разговоры были об одном - о падении Берлина. О том, что гарнизон города капитулировал, сообщили 2 мая. Светлое Христово Воскресение 3 мая было Пасхой долгожданной Победы: Светлая седмица стала торжеством витающей в воздухе вести об окончании войны. Люди буквально старались не отходить от радиоприёмников и репродукторов, атмосфера была накалена, кажется, до предела! Сообщение о подписании Акта о безоговорочной капитуляции Германии состоялось 9 мая в 2.30: ночи уже не было, наступивший день был жарким и в прямом, и в переносном смысле, а в 22.00 был дан салют Победы - 30 залпов из 1000 орудий в свете разноцветных прожекторов!.. И бесконечная радость, и надежды, и вера, что теперь всё будет только хорошо! «Берегите студенческие годы: будете с любовью вспоминать их» Владыка, что привело Вас в Семинарию, ведь в годы Вашей молодости такой выбор должен был стать более чем сознательным? - Промысл Божий, не иначе. Будучи выпускником московской школы, я имел намерение поступить в институт иностранных языков. Но из-­за желтухи врачи уложили меня в постель на три месяца. Более того, для поступления в вуз было непреодолимое препятствие - я не состоял в рядах комсомола. Ещё до болезни мы ходили с моим товарищем в институт иностранных языков, «пробовались» на собеседовании. И мне как «некомсомольцу» отказали даже в допуске к приёмным экзаменам. А мой товарищ, который меня агитировал поступать, был принят. Он всё пытался меня утешить, мол, подавай заявление в комсомол, оформим тебя, дадим характеристику, примем, всё будет хорошо. Я говорю: «Нет! В комсомол вступать не буду». Когда я заболел, тётя Маня, моя крёстная мать, сказала твёрдо: «Всё! Никаких институтов! Вот тебе Псалтирь, учись читать по-церковнославянски, и с Богом - в Семинарию. Вот тебе молитвослов, лежи и читай молитвы». Нельзя сказать, что всё это было для меня внове, - наша семья была церковной, и, конечно, в храм Божий я ходил регулярно. И в школе сидел за одной партой с Алёшей Ушаковым, с которым только мы вдвоём из всего класса носили на груди кресты. Мы их не снимали никогда, и все, в том числе и педагоги, знали, что мы - «верующие учащиеся». По этому поводу, правда, у нас не возникало никаких проблем...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

В жизни мы чаще говорим о конфликте отцов и детей, чем о преемственности поколений. В Церкви же такому конфликту просто нет и не может быть места. Без преемственности, восходящей к апостолам, к Христу Спасителю не может быть и самой Церкви. Моё сердце искренне радуется, когда я вижу в сегодняшней православной молодёжи тот же огонь веры, который согревал народ и в прошлом, и в предшествовавших веках. Они - действительно другие в своих внешних проявлениях и в новых обстоятельствах жизни. Но в них чувствуется и сила традиции, и основательность устоев, свойственная старшим клирикам. Замечательное сочетание! Признаюсь, в целом мне нравится нынешняя молодёжь. Впрочем, захваливать молодое поколение священнослужителей тоже не годится. Вопросы служебной дисциплины, пастырской этики и ответственности - это неизбывная тема наших Епархиальных собраний, причём, не только Минской, но и вообще всех белорусских епархий. Это - жизнь, и дело не в том, что кто-то споткнулся или ошибся, а в том, есть ли у него желание работать над собой, становиться опытнее, добросовестнее, мудрее. Когда ошибки не признаются, когда голос соборного увещевания не доходит до совести впадающих в искушения пастырей, - применяются соответствующие канонические меры: запрещение в священнослужении, отчисление за штат, лишение священного сана. Это болезненные, но подчас необходимые меры для пресечения греха, овладевающего человеком. Что касается пастырской этики, то я, знаете ли, не согласен с пословицей, утверждающей, что «каков поп - таков и приход». Влияние паствы и пастыря носит взаимный характер, и великое благо для Церкви, когда в результате этого встречного движения все его участники становятся ближе к Богу. Изменились ли требования к кандидатам во священство? Не кажется ли Вам, что иными стали и сами кандидаты? - Несомненно, потому что положение церковных дел весьма существенно изменилось! Вспоминаю, с какими боями в прежние времена мы отстаивали наших ставленников перед различными советскими инстанциями. Ведь если ставленник оказывался человеком с высшим образованием, его кандидатура блокировалась любым способом. Общий образовательный уровень духовенства пытались искусственно принизить, и с этой целью препятствия чинились очень серьёзные.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Владимир ещё в то далёкое время понял, что народам, населявшим Русь, нужны единая вера, единые нравственные идеалы и духовные ценности. Он понял, что Руси нужна единая «государственная идеология». В то время ею могла стать только государственная религия. Князь Владимир руководствовался не только религиозными, но и государственными побуждениями. Крещение знаменовало собой становление принципиально нового национального самосознания, которое помогло русскому народу ощутить себя народом единой веры, исторически единым. Наши предки, славяне, создали великую и свободную Русь, колыбель трёх братских народов - русского, украинского и белорусского, связанных древними неразрывными узами единства рода и веры. А они сплотили окрест себя нерушимую и вечную семью других братских народов. Тем самым они заложили основание бытия нашего единого многонационального Отечества. Христианство в корне изменило не только весь государственный уклад. Оно перестроило древнерусскую языческую семью на началах христианской нравственности, наложило свою яркую гуманизирующую печать на древнерусские гражданские законы, смягчив языческие нравы, обогатило славянские народы новыми научными и философскими понятиями, которые до тех пор не были им известны. От введения Христианства выигрывали все сословия, кроме жреческого, которое становилось ненадобным. Некоторые из жрецов «ушли в подполье», некоторые сопротивлялись. Если на первых князь Владимир не обращал внимания, считая, что неразумно требовать всего сразу, то к сопротивлению феодальным реформам он был беспощаден. Но здесь я хочу подчеркнуть очень важную, принципиальную деталь: «огнём и мечом» вводилась не новая религия, а создавалось централизованное феодальное государство, то есть создавалось новое общество. - Можно ли считать 988 год годом окончательной победы Христианства на Руси? - Нет, это было её официальным началом. Даже в Киеве не все сразу крестились. Но, тем не менее, в первые три года христианская вера восторжествовала по всему «великому пути из варяг в греки». В некоторых регионах на Севере распространению Христианства оказывалось сопротивление со стороны остатков языческого жречества, волхвов. В Новгороде даже понадобилось вооружённое вмешательство. Для полной победы Христианству в нашем государстве потребовалось около века. С учётом масштабов Руси это был весьма малый срок. Скажу, например, что крестившимся одновременно с Русью Швеции и Норвегии потребовалось для полной победы новой религии около 250 и 150 лет соответственно. Добро и зло

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Я сразу понял, насколько это хорошая и важная школа для человека, который собирается связать свою жизнь с Церковью. У меня была возможность, как и у всех людей, которые общались с владыкой Филаретом, наблюдать его в различных ситуациях: и за богослужением, и в повседневной жизни, и при общении с людьми, которые приходили к нему на прием — а в то время их приходило очень много, и приемный день у него был почти каждый. У его кабинета толпились в очереди и прихожане, и чиновники, и духовенство. С каждым человеком он общался лично. По себе знаю: у тебя много проблем, которые ты не знаешь, как решить, и твой мир рушится, ты говоришь с владыкой, он дает несколько мудрых советов, и ты понимаешь, что все твои проблемы растворились.  Я наблюдал, как он принимает людей. Однажды к нему пришел взвинченный мужчина, явно настроенный на крупный негативный разговор. Владыка сразу предложил ему чаю, подарил какую-то книгу, после чего тот вышел из кабинета совсем другим. Нам было интересно узнать, а как ему это удалось? И владыка сказал очень мудрую фразу: «Человек должен уйти от тебя с миром, иначе твой разговор был впустую». В 90-х – начале 2000-х к владыке Филарету приезжало много делегаций из-за рубежа, его хорошо знали по всему миру. Мы тоже помогали их сопровождать и видели, как он с ними общается, какое искреннее гостеприимство оказывает и как они это ценят, хотя они другой культуры и другой христианской конфессии. Он умел — в хорошем смысле слова — привлечь людей к Церкви и показать им красоту православия. Это очень важные моменты, они для любого священнослужителя и даже для человека светского — огромное сокровище, которое осталось на земле в то время, как владыка Филарет предстоит и молится за нас перед престолом Божиим.   Он приучал нас быть ответственными и сам вообще всегда следовал своему многолетнему принципу: если хочешь сделать хорошо, сделай все сам. По ночам он сидел над документами, а утром рано вставал на службу. Это такая повседневная реальность. Не было даже намека на то, чтобы переложить обязанности с одних плеч на другие. Этому он учил и нас. Мы, молодые ребята, которые помогали ему на богослужении, начали понимать с первых служб, что должны быть очень внимательны, ведь если что-то где-то забудем или не так сделаем, то в богослужении будет неточность или сбой, и это на самом деле трагедия.

http://pravmir.ru/vladyka-mozhno-s-vami-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010