4 Половинкин С. М. Иерархический персонализм Н. О. Лосского. Часть II.//Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2006. 15. С. 99–129, здесь: с. 129. 5 См.: Котиранта М. Владимир Лосский (1903–1958). Доклад на VI Сретенских чтениях, 19.02.2012. Хельсинки (Финляндия). URL: обращения 15.03.2023). 10 Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М.: Издательская группа Прогресс, VIA, 1992. С. 180. 11 Лосский Н. О. Мир как органическое целое. М.: Издательство Г. А. Земана и С. И. Сахарова, 1917. С. 23. 12 Лосский Н. О. Идеал-реализм//Он же. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Сост. А. П. Поляков; Подгот. текста и примеч. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1995. С. 310. 17 Цит. по: Старченко Н. Н. Субстанциальный деятель//Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М. А. Маслина. Сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков. М., 2014. С. 619–620. 18 Половинкин С. М. Лосский Николай Онуфриевич//Православная энциклопедия. М.: Издательство Православная энциклопедия, 2016. Т. 41. С. 507–516, здесь: с. 510–511. 19 Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1953. С. 220. 22 Лосский В. Н. Искупление и обожение//Он же. Богословие и Боговидение. С. 273–288, здесь: с. 283–284. 26 Лосский Н. О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей//Он же. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. С. 284. 28 Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты: Основы эстетики. М.: Прогресс–Традиция, 1998. С. 210. 33 «Мне представляется, что в современном православном богословии речь постоянно заходит о чем-то другом: некая “личность” здесь непонятным и потому удивительным для меня образом вторгается в самое существо основных догматических положений Православия», Шичалин Ю. А. О понятии «Личности» применительно к Триединому Богу и Богочеловеку Иисусу Христу в православном догматическом богословии//Вестник ПСТГУ: Богословие. Философия, 2009. Вып. 1 (25). С. 47–72, здесь: с. 47. См.: Филарет (Вахромеев), митр. Владимир Лосский – богослов от Бога//Журнал Московской Патриархии. 2003. 12. C. 51–57, здесь: с. 54.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Подписан договор о сотрудничестве между Минской духовной академией и Институтом славяноведения Российской академии наук 2 июня 2023 г. 09:27 30 мая 2023 года в читальном зале библиотеки имени митрополита Филарета (Вахромеева) Минской духовной академии  состоялось подписание договора о сотрудничестве между академией и Институтом славяноведения Российской академии наук. Ведущим мероприятия, которое прошло в очно-заочном формате, выступил Сергей Слоистов, младший научный сотрудник и ученый секретарь Отдела истории Восточной Европы после Второй мировой войны Института славяноведения РАН, который кратко рассказал о направлениях текущего сотрудничества белорусских и российских славистов, проинформировал о взаимодействии между светскими и церковными учеными. В приветственной речи ректор Минской духовной академии архимандрит Афанасий (Соколов) затронул историю плодотворных отношений между Минскими духовными школами и высшими учебными заведениями Русской Православной Церкви в России, а также вопросы взаимодействия с российскими светскими учеными и преподавателями. В ответном слове директор Института славяноведения РАН Константин Никифоров подчеркнул важность укрепления совместных белорусско-российских проектов в сфере гуманитарных исследований, поделился позитивным опытом участия сотрудников РАН и православного духовенства в общих мероприятиях, приуроченных к празднованию Дня славянской письменности и культуры, напомнил о важности кооперации между Белорусской и Российской академиями наук. Затем состоялось подписание договора, в рамках которого предусмотрено создание на базе академии Кабинета славяноведения и балканистики. Планируется, что данное подразделение станет центром, нацеленным на обеспечение научно-педагогических кадров и студентов специализированной славяноведческой литературой, а также площадкой для соработничества ученых-славистов. От присутствовавших российских дипломатов выступил руководитель Русского дома в Минске Ю.А. Макушин, акцентировавший внимание на важности использования потенциала Кабинета для обучения студентов гуманитарного профиля. В заключении ответственный за Кабинет со стороны Института славяноведения РАН Михаил Дронов проинформировал собравшихся о текущем наполнении его фондов, о планах начать полноценную его работу к новому учебному году. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6032960.ht...

«Пасха долгожданной победы». Интервью митрополита Минского и Слуцкого Филарета газете «НГ—Религии». 18 мая 2005 г. 12:29 «НГ—Религии», (161), 18 мая 2005 г. Марк Смирнов. Митрополит Филарет (Вахромеев) , Патриарший Экзарх всея Беларуси — один из старейших иерархов Русской Православной Церкви, постоянный член Синода и председатель Синодальной Богословской комиссии. В интервью ответственному редактору «НГ-религий» митрополит поделился своими воспоминаниями о тяжелых днях войны, дал свою оценку тому периоду нашей истории, который мы называем «перестройкой», и рассказал о том, как развивается сейчас межправославный и межхристианский диалог. — Ваше Высокопреосвященство, каждая семья в России и Белоруссии помнит о Великой Отечественной войне. Как сохранились в вашей памяти эти годы испытаний для нашей страны и Русской Православной Церкви? Чем запомнились вам дни 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года? — К началу войны мне исполнилось всего шесть лет, и я не без труда вспоминаю свои личные ощущения; во многом они переплетаются с рассказами родителей. Помню наши сборы на летний отдых — отец получил очередной отпуск как раз накануне войны. У нас даже сохранилась справка из училища Московской консерватории: «…разрешается очередной отпуск с 21 июня по 15 августа». Родители собирались провести отпуск в своем любимом Кореневе Клепиковского района Рязанской области, что возле села Тумы. Но при этом они замечали много симптомов, которые заставляли их, как и всех внимательных людей, быть начеку. Всю весну 1941 года проводились учебные светомаскировки, газетные сообщения были очень разноречивы, Германия к тому времени уже оккупировала Польшу, к апрелю английский Ковентри был разбомблен, англичане сами стали совершать налеты на Берлин… В воскресенье 22 июня отец взял меня с собой в магазин на Добрынинскую площадь, чтобы исполнить мое давнишнее желание — купить мне большой мяч. Здесь, на площади, мы и услышали выступление Молотова с сообщением о том, что немецкие войска нарушили нашу западную границу и бомбят многие населенные пункты.

http://patriarchia.ru/db/text/98571.html

«Шкурка» необходима и в тех случаях, когда человек отказывается дать подписку о сотрудничестве с КГБ. «Бывают трудные случаи, – жаловались комитетчики. – Поговорили, хорошо поговорили, источник даёт агентурную информацию. В конце говоришь ему: надо дать подписку. Он отказывается. Разъясняешь: «Подписка необходима, чтобы не было разглашения факта сотрудничества». Он ни в какую. Тогда просишь: «Коротко запишите мне фамилии, факты, чтобы нам не ошибиться, никого зря не наказать». Это часто срабатывает. Агентурного сообщения вполне достаточно, чтобы завести на агента карточку. Подписка затем последует». Или не последует. В последние годы она стала необязательной. Обходились и без подписки. Нередко и устных бесед с комитетчиками было достаточно, чтобы в оперативные архивы КГБ легла ещё одна карточка агента. Это к тому, что, идя на самые, казалось бы, безобидные отношения с чекистом (дескать, дам им информацию общего свойства), надо отчётливо сознавать, что за этим может последовать 442 . Осенью 1983 г. «органам» не удалось моими руками исключить из академии трёх неугодных им студентов. Вскоре мне это «аукнулось», и выезд на зарубежные конференции был перекрыт. На моё имя из-за рубежа по-прежнему приходили приглашения принять участие в богословских конференциях, выступить с докладом и т. п. Но беспокоить руководство ОВЦС уже не было смысла – всё равно власти выездную визу не дадут. И как отвечать на письма? Чем мотивировать отказ? Будучи в Москве, зашёл в ОВЦС. Тогдашний председатель Отдела – митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) – по-отечески заключил меня в объятья и воскликнул: «Что они там, в Питере,– с ума посходили?». ... А тем временем «рыжий» «набирал очки», и хозяева продвигали своего фаворита в «номенклатурную обойму». С «кумом», который курировал академию, они были полными тёзками. «ФИО» «кума» большим секретом не были: в качестве наблюдателя он участвовал в миротворческих конференциях, и его «закрытые» данные открыто фигурировали в списках участников форумов. Но в академии он был «фигурой умолчания», и те, кто были у него «на контакте», держали язык за зубами.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

С 1982 года председателем Отдела на неполные девять лет стал  митрополит Филарет (Вахромеев) . На период его председательства пришлось время подготовки Русской Православной Церкви к празднованию 1000-летия Крещения Руси и само это торжество. Отдел под руководством митрополита Филарета внес исключительный по объему, сложности и важности вклад в общецерковный процесс, связанный с празднованием в июне 1988 года юбилея этого значимого для русского народа и всей Православной Церкви события. Празднование приобрело широкий общественный характер и явилось сильнейшим импульсом к восстановлению должного места Русской Православной Церкви в жизни страны, к постепенному возрождению вековых традиций ее служения. В 1990 году Отдел возглавил архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл, вскоре возведенный в сан митрополита. Он является ровесником Отдела, и Промыслом Божиим ему было предначертано связать свою жизнь с этим старейшим синодальным подразделением. Его участие во внешней церковной деятельности началось при митрополите Никодиме, когда он был включен в состав делегации Русской Церкви на IV Генеральной ассамблее ВСЦ в Уппсале (Швеция) в 1968 году. Без малого двадцать лет он возглавлял Отдел. В этот период произошли качественные изменения в его структуре и деятельности. На принципиально новый уровень вышел диалог с государственной властью, была достигнута оптимизация церковно-государственных отношений, расширилось и упрочилось сотрудничество с общественными, научными, политическими и культурными организациями. На базе подготовленных кадров Священный Синод Русской Православной Церкви образовал новые отделы:  религиозного образования и катехизации ,  по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями ,  по работе с молодежью ,  по социальному служению  и другие. На базе библиотечного фонда Отдела была создана  Синодальная библиотека Русской Православной Церкви . Спектр обязательств Отдела был крайне широк, и потому образование новых синодальных учреждений, комиссий и иных церковных организаций, а также передача им зон ответственности за деятельность на этих направлениях позволяли Отделу вести работу в других сферах взаимодействия с внешним миром, которые были еще не освоены.

http://patriarchia.ru/db/text/5854199.ht...

Что касается проблем церковного строительства, то мы стоим в начале его нового этапа. Все те формы жизнедеятельности Церкви, которые на сегодняшний день восстановлены или вновь учреждены, - я имею в виду храмы и монастыри, Духовные Школы и службы милосердия, братства и диаконические учреждения, - все они должны быть наполнены глубоким христианским содержанием. Пришло время углубленного личного размышления каждого члена Церкви о миссии христианина в семье и в обществе; наступил этап глубокого и систематического изучения богословия и истории Церкви уже не на основе массовых популярных брошюр, но на твёрдом научно­богословском основании. Энтузиазму внешнего церковного строительства должна сопутствовать более высокая личная ответственность за соблюдение и исполнение евангельских заповедей. Официальная статистика утверждает, что из года в год растёт общая религиозность белорусов. Этот факт, несомненно, не может не радовать главу Православной Церкви. Какие другие тенденции в нашем обществе вызывают у Вас чувство удовлетворения? Что тревожит? - Радость по поводу возрастающей религиозности общества должна быть, на мой взгляд, весьма осторожной. Согласитесь, что ещё совсем недавно общество испытывало большую тревогу в связи с тем, что образовавшийся в начале 90-х годов духовный вакуум стал заполняться псевдорелигиозными веяниями, а всевозможные секты, «паранормальные» школы, оккультные кружки и весьма сомнительные целители и проповедники почти пленили массовое общественное сознание. Порою казалось, что сотни и тысячи наших соотечественников вовлечены в некий глобальный сеанс психотерапии с непредсказуемо ужасными последствиями. Проблема психического здоровья нации оказалась в числе самых серьёзных. Давайте же вспомним, что в наибольшей степени послужило рассеянию этих «сумерек разума». Во-первых, традиционные религиозные, исторические и культурные ценности белорусского народа стали подниматься из-под спуда ценою больших усилий Церкви, государства и здравомыслящих людей в научной, творческой и гуманитарной сферах жизни общества.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Какие надежды Вы возлагали тогда на Семинарию, и оправдались ли они за годы её современного существования? - Я думаю, что наши надежды оправдались. Семинария работает полноценно. Наши выпускники поступают в Высшие Школы Русской Церкви: в Москву, в Санкт-Петербург, в Киев, а также в зарубежные богословские Школы. Но на достигнутом останавливаться нельзя. Всякая остановка - это шаг, а то и два назад. Всегда присутствовала надежда, что не только Семинария возродится, но мы будем иметь и высшую Духовную школу. Слава Богу, и это осуществилось. Состоялось уже несколько выпусков Академии. Особую благодарность хочется выразить нашим старшим, историческим высшим Духовным школам за то, что они помогают нам осуществить наш академический курс. Владыка, каково значение Семинарии для современной Беларуси? - Я бы сказал, не столько значение, сколько ответственность. Общество всегда переоценивает наши возможности. «Вот у вас Семинария, у вас система, у вас ответственные люди». Всегда в таких случаях вспоминаются дореволюционные времена, когда Семинарии и Академии действительно были высшими учебными заведениями. Семинариста принимали в государственный университет без экзаменов, поскольку знания действительно были серьёзными. Всегда, когда в обществе заговаривают о наших Духовных школах - я сужу и по Москве, и по Беларуси, - люди самого разного положения дают слишком высокую оценку. Не хотелось бы разочаровывать в этом общество. Значение же Семинарии для Беларуси, конечно, огромное. Мы - малое стадо, малое общество, но - с большим духовным потенциалом. Каждый наш студент должен очень ответственно готовиться к своему служению в Церкви и в обществе. Всегда, и особенно сейчас, важно воспитать пастыря Церкви. В свою очередь, и пастырь должен будет воспитывать свою паству. Хотелось бы ещё отметить и место традиции в воспитании. Очень важно, чтобы в нашей Школе складывалась традиция во всём. Действительно, вопрос о воспитании очень сложный и тонкий. Трудно сразу найти правильный путь. Не секрет, что между студентом, с одной стороны, и преподавателем, дежурным помощником инспектора, с другой, часто возникает недопонимание. А что бы Вы сказали преподавателям и инспекции?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

В этом отношении есть одно очень хорошее правило – не ищи и не отказывайся. Всякими путями искать церковных званий нельзя, но если Господь призывает, надо брать этот крест. – А в чем заключается этот крест для епископа? В чем его задача? – Епископ – это «козел отпущения». Вы, конечно, знаете этот ветхозаветный образ козла, на которого возлагались грехи всего народа. Это, кстати, и один из прообразов Спасителя. Я помню, когда меня рукоположили в священника, владыка Филарет (Вахромеев) собрал всех новоиспеченных пастырей в Жировичах и сказал, что священнику надо очень многое брать на себя. Если мы будем причащать по закону – мы никого не допустим к чаше. Епископа это касается еще в большей степени. Именно он разрешает вопросы канонического порядка. А еще я где-то читал рассказ о том, как пастухи сохраняют свои стада от волков. Они в стадо овец внедряют несколько козлов. Во время опасности овцы группируются вокруг этих «инородных тел», а не разбегаются в разные стороны. Одним словом, задача епископа – это в первую очередь пастырство. И только потом он администратор или управляющий епархией, как мы называемся в официальных документах. – Совсем недавно исследовательская служба «Среда» провела опрос, чтобы выяснить, хорошо ли население России знает своего местного епископа. Оказалось, что по результатам опроса только 8% россиян знают своего архиерея. Выходит, что епископ слишком отдален от народа? Как вы можете прокомментировать эту ситуацию? – Мне кажется, что это обусловлено исторически. В наших странах территория епархии порой бывает настолько огромной, что епископ за много лет служения даже не успевает посетить все ее приходы. А еще одна примечательная черта народного менталитета: если человек начальник, значит, от него надо прятаться. В простом народе нет веры в начальство. В том числе и церковное. Поэтому, конечно, ситуацию нужно менять. Я стараюсь побывать в каждом храме хотя бы раз в году. И, по правде сказать, даже в отдаленных, деревенских приходах, я не чувствую этой отдаленности. Всегда встречают с цветами, храмы всегда переполнены. Даже детишек отпускают из школы.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-grodnenski...

— Община святого Эгидия известна всему миру делами милосердия. Вы являетесь ее основателем. Что подвигло ее создать? — Община святого Эгидия — воплощение юношеской мечты, проживаемой с энтузиазмом и евангельским постоянством. В 1968 году, особом году для европейской молодежи, во время студенческих митингов в Италии и Франции, целое поколение боролось за изменение мира, прежде всего, согласно марксистским идеалам. Я тоже думал о том, что мир должен измениться и о способах его изменения. Тогда же произошло мое открытие Евангелия, что породило критическое отношение к различным идеологиям и помогло понять, что для изменения мира нужно менять себя, начинать с самих себя. Следующим этапом стало знакомство с римскими окраинами, миром бедных, незнакомым для таких благополучных юношей, каким был я. Как и сегодня, многие бедные жили на обочине общества, спрятанные, забытые. Встреча с Евангелием и встреча с бедными имели основополагающее значение для появления Общины святого Эгидия. Сегодня наша Община действует в 70 странах мира, и везде, где есть ее члены — есть христиане, которые учатся быть верными Евангелию в служении бедным.  — Как ученый Вы исследуете христианство нового и новейшего времени. Над какими проблемами работаете сейчас? — Мой интерес к истории христианства нового и новейшего времени появился из убеждения, что религиозный фактор является немаловажным элементом для изучения истории. Убежден, что фактор этот влиял и продолжает влиять на международные отношения, на связи между народами и культурами, на историю многих стран, в том числе Италии. Изучение путей религиозного развития народа — попытка уловить подземные течения истории, которые рано или поздно выходят наверх, часто в самые неожиданные моменты. Кроме того, я уверен, что, как христиане, мы призваны «творить историю», быть закваской в истории.  — Взаимодействует ли Община с Русской Православной Церковью? — Да, Община святого Эгидия связана с Русской Православной Церковью 30-летней дружбой. Впервые я был в Москве в 1980-е годы, но уже в 1970-е знал о притеснениях  христиан в России и сохранил чувство уважения ко многим верующим, которые героически держали горящим свет веры во мраке коммунистического режима. Помню, с каким восторженным чувством я присутствовал на Литургии в Богоявленском кафедральном соборе , помню встречу с одним из первых наших друзей — митрополитом Филаретом (Вахромеевым) , тогда возглавлявшим Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/2619260.ht...

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил последнее в текущем календарном году заседание Ученого совета Минской духовной семинарии 29 декабря 2023 г. 09:47 28 декабря 2023 года Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Заславский Вениамин возглавил последнее в текущем календарном году заседание Ученого совета Минской духовной семинарии . Перед началом работы совета владыка прочитал лекцию на 3-м курсе и совершил освящение мемориальной аудитории, посвященному первому Патриаршему экзарху всея Беларуси митрополиту Филарету (Вахромееву) . В работе совета приняли участие преподаватель епископ Лидский и Сморгонский Порфирий , ректор семинарии протоиерей Виктор Василевич, преподаватели семинарии. Начав работу совета с приветствия участникам, владыка экзарх передал слово проректору по научной работе доценту А.В. Слесареву, который представил доклад о научной и научно-издательской работе семинарии в первом семестре. Заведующий кафедрой богословия доцент А.В. Король представил информацию о результатах защиты выпускной квалификационной работы выпускника 2022/2023 учебного года, прошедшей на заседании кафедры.  Проректор по учебной работе и секретарь совета иерей Константин Мачан представил информацию об успеваемости студентов бакалавриата дневной формы получения образования, проект рабочего календаря и расписания занятий на второй семестр, а также информацию о прошедших в первом семестре ректорских совещаниях. Проректор по воспитательной работе иеромонах Агафангел (Будишин) рассказал о состоянии духовной жизни и дисциплины студентов, а также поблагодарил духовников семинарии, всех преподавателей и инспекторскую службу за труды. Затем по инициативе митрополита Вениамина прошло обсуждение перспектив организации педагогической практики и практики социального служения студентов семинарии. Заведующий отделениями Заочного обучения и Церковных искусств иерей Артемий Кирко представил информацию об итогах успеваемости студентов заочной формы получения образования (богословско-пастырской, богословско-педагогической, регентской и иконописной специализаций) и о работе курсов повышения квалификации священнослужителей. Также отец Артемий представил информацию об итогах работы Отделения церковных искусств в первом семестре. Ответственный за работу пресс-службы семинарии протодиакон Павел Бубнов представил совету отчет об информационном служении духовной школы в течение первого семестра. В ходе обсуждения доклада Патриарший экзарх озвучил актуальные и перспективные направления церковного служения в информационной среде. В завершение заседания ректор семинарии поблагодарил владыку экзарха за архипастырский визит и председательство на заседании совета, а также пожелал всем собравшимся Божией помощи и здравия в продолжение преподавательских трудов. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010