5. 50-летие убийства Дж. Кеннеди 22 ноября 1963 года в родной стране был прилюдно убит американский президент Джон Кеннеди. Как ни странно, но по прошествии 50 лет убийство руководителя сверхдержавы, претендующей на мировое господство, зияет черными дырами и белыми пятнами. Более 60% американцев не верит в официальную версию случившегося . Даже самые большие противники конспирологии склоняются к теории заговора, но Шарль де Голль еще полвека назад сказал, вернувшись с похорон убитого президента: «Мы никогда не узнаем правды». 6. Уход на покой митрополита Минского Филарета Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев)      Выдающиеся, харизматические личности всегда наперечет. Уход на покой митрополита Филарета , Патриаршего экзарха всея Беларуси, в связи с повторным его прошением и состоянием здоровья не стал неожиданностью. Ему 78 лет, из которых почти полвека – архиерей, почти 40 лет – митрополит, больше 30 лет – постоянный член Священного Синода. Вот уже 24 года он возглавлял Белорусский экзархат, а в 2009 году был одним из трех кандидатов на Патриарший престол. Переходный этап облегчается решением Синода сохранить за митрополитом Филаретом статус «почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси». 7. 400-летие Дома Романовых Очередь на выставку. Фото: Photoxpress/Комсомольская правда      Первоначально государство никак не планировало отмечать эту дату, и официального празднования как будто не было. Тем не менее, этот славный юбилей не прошел незамеченным. Вначале на центральных улицах Москвы появились замечательные стенды с краткими рассказами о достижениях России к 1913 году, о вкладе Романовых в «сбережение народа», с цитатами современных властителей дум о наших царях. Затем в ноябре прошла грандиозная выставка «Романовы» в Манеже, которая несколько раз продлевалась и стала, наверное, самой посещаемой экспозицией последних лет. По сути, это новый тип выставки, который наиболее соответствует восприятию современного человека. Нельзя не упомянуть также замечательную экспозицию «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле», которая продлится до 22 января.

http://pravoslavie.ru/67137.html

В 1990-1995 гг. — депутат Верховного Совета Беларуси, член Комиссии по образованию, культуре и сохранению исторического наследия.  В 1990 г. избран членом Совета Белорусского отделения Международного фонда славянской письменности и славянских культур, председателем Комиссии Верховного Совета БССР по вопросам депутатской этики. 16 июля 1990 г. назначен председателем комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С января по декабрь 1991 г. — народный депутат СССР. С 18 февраля 1992 г. — митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, священноархимандрит Успенской Жировицкой обители. 28 декабря 1993 г. назначен председателем  Синодальной богословской комиссии , образованной из Комиссии по вопросам христианского единства. С 3 февраля 1994 г. — священноархимандрит Благовещенского Ляденского монастыря. С 28 декабря 1996 г. по 17 июля 1997 г. являлся временно управляющим  Полоцкой епархией , с 28 февраля по 4 июля 2002 г. являлся временно управляющим  Могилевской епархией . С 27 июля 2009 г. — член  Межсоборного присутствия  Русской Православной Церкви. 21 марта 2010 г. награжден правом преднесения креста за богослужением в пределах Белорусского экзархата. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 100 ) освобожден от должности председателя Синодальной библейско-богословской комиссии на основании собственного прошения. Синод постановил выразить глубокую благодарность митрополиту Филарету за многолетнее и бессменное председательство Синодальной комиссией, «благодаря которому развилась на высоком уровне внутрицерковная и международная богословская дискуссия, организовался серьезный диалог между церковным научным миром и миром светской науки, получали свое решение богословские вопросы, направляемые в комиссию Священноначалием». Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. ( журнал 125 ) почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Синод назначил Преосвященного митрополита Филарета почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси, сохранив за ним право участия в работе Священного Синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях.

http://patriarchia.ru/db/text/5749520.ht...

Архиепископ Кирилл не сразу дал положительный ответ на предложение Патриарха Пимена занять пост Председателя ОВЦС. «Мне нужно было подумать, – вспоминает он. – Я понимал, что страна входит в эпоху радикальных перемен, и возникал вопрос, нужно ли приходить на этот высокий пост до того, как эти перемены произойдут, потому что люди теряют такой пост во время перемен. И кто-то из мудрых людей мне говорил: „Ты подожди год-два и посмотри, что будет, и тогда уже соглашайся». Но были и люди, некоторые из них и сегодня работают, несут свое служение, в том числе и в Синоде Русской Православной Церкви, кто сказал мне, что если Бог призывает, то я нужен в этот момент. И не нужно думать ни о чем другом. Это совпадало с моими собственными убеждениями, что никогда не нужно думать о том, что ты можешь сделать в будущем. Нужно делать сейчас. Это принцип моей жизни. И я до сих пор стараюсь придерживаться именно этого принципа, и потому я принял тогда приглашение Святейшего Патриарха Пимена и занял этот пост». К концу 1980-х гг. ОВЦС сохранял в Русской Православной Церкви роль мозгового центра, которую он приобрел еще при митрополите Никодиме (Ротове), возглавлявшем отдел с 1960 по 1972 г. С 1972 по 1981 г. пост Председателя ОВЦС занимал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), а с 1981 по 1989 г. – митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев), который руководил отделом в период подготовки Русской Православной Церкви к празднованию 1000-летия Крещения Руси и во время проведения торжеств. Придя в ОВЦС на должность Председателя, архиепископ Кирилл занялся его реструктуризацией: «Нужно было думать и о том, чтобы учреждение становилось более дееспособным, ведь оно было создано в советское время и вписано в существовавшую тогда систему бюрократических ценностей. Значит, надо было его радикально реформировать изнутри, чтобы оно могло справляться с теми задачами, которые сегодня общество ставит перед Церковью». Кадровая реформа отдела включала освобождение его от того балласта, который остался от эпохи застоя: «Нам пришлось отказаться от услуг некоторых людей, которые пришли к нам работать еще в советское время, но которые не способны были перестроиться... и понять новые задачи, стоящие перед внешней церковной деятельностью». В первую очередь из отдела уволили сотрудников, внедренных в его структуру советскими властями и выполнявших функции информаторов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

– Эти его первые слова, его голос я буду помнить до смерти, – говорит матушка Гавриила. – «Откуду начну плакати о горьких моих деяниях?» Эти слова глубоко ложились на сердце не только монахиням, но и людям глубоко верующим, подвижникам, страдающим, понимающим бред того безбожного периода. – Мне, девчонке, он тоже западал в душу. Во время чтения Великого канона, особенно когда читал владыка Ермоген и отец Михей, я как вкопанная стояла. Я знаю эти слова, неоднократно слышала их, сама читала. Владыка Филарет (Вахромеев) великолепно читал Канон. И Патриарх Пимен (Извеков) прекрасно читал. И Патриарх Кирилл читает великолепно, когда он был митрополитом Смоленским и Калининградским, я слушала его. Но чтение этих первых слов владыкой Ермогеном было такое мягкое, проникновенное, глубокое… Только услышишь первые слова – и ты поймался. Действительно, с какого момента надо плакать? С пеленок? С пяти лет? С десяти? Наверное, точно с пеленок. С этого момента тебе надо плакать о своих деяниях. Так глубоко и проникновенно написал царь Давид. Ни одной службы владыка Ермоген не совершал без проповеди, поэтому власти упорно пытались ограничивать его в этом, понимая, какую опасность для «атеистического воспитания трудящихся» могут представлять исполненные горячей веры и искренней любви ко Господу, простые и понятные всем слова владыки-проповедника. Именно наместнику архимандриту Михею было вменено в обязанность запрещать архиепископу Ермогену служить и проповедовать. Им обоим недвусмысленно намекали о нежелательности произнесения проповедей, однако, несмотря на все внешние притеснения, сосланный в Жировицкую обитель владыка продолжал ревностно исполнять свой пастырский долг. Тогда проповеди можно было говорить только на тему Евангелия, и без всяких аналогий с днем сегодняшним. Несмотря на все притеснения, сосланный владыка продолжал ревностно исполнять свой пастырский долг В 1969-м последний год наместничества отца Михея власти поставили условие, чтобы архиепископ Ермоген не проповедовал. Ведь ссыльный владыка говорил не только на тему евангельского отрывка. Он призывал. Он обращался к прошлому, к совести. Когда он рассказывал об иконоборчестве, то волей-неволей напрашивались сравнения с политикой советского государства.

http://pravoslavie.ru/131163.html

Профессор Эммануэл Фалк (Париж) представил доклад, посвященный сложным взаимоотношениям философии и богословия сейчас, «в то самое время, когда современное европейское общество уже не борется с Богом, а просто становится индифферентным». Во Франции, на родине секуляризма, ученый обнаруживает обнадеживающий  парадокс: возвращение теологии в лоно философии и наоборот – «проявление» богословия «внутри философии». Принимая «человеческое измерение» философии, богословие способно преобразить его смысл посредством евхаристии, завершил профессор Фалк. На следующий день, 23 октября, конференция переместилась в Сериате (пригород Бергамо), где вышла за рамки привычного формата: поскольку с каждым годом желающих узнать об актуальных проблемах религиозной жизни, о культурном и богословском диалоге Востока и Запада становится все больше, заседания проходили не в штаб-квартире фонда «Христианская Россия», как обычно, а во вместительном театральном зале местного приходского дома. Были зачитаны послания от кардинала Бертоне, который приветствовал конференцию от имени Папы Бенедикта XVI, от десяти кардиналов, а также от главы Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви, митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева). Свое приветствие прислал и папский нунций в Москве архиепископ Антонио Меннини, а также глава московской архиепархии архиепископ Паоло Пецци. Второй день конференции начался с доклада одного из организаторов форума—профессора Миланского католического университета, директора Итальянского института культуры в Москве  Адриано Делл’Аста. Он обратил внимание на то, что «богословие общения» -- это плод и свидетельство непрерывного развития  русской православной мысли, которая не только выжила, несмотря на десятилетия советских репрессий, но и возродилась, отвечая на вызовы третьего тысячелетия. Докладчик в современном богословском и философском контексте проанализировал такие ключевые для богословия общения понятия, как общение, единство, солидарность, опыт, воспитание. Далее профессор Бергамского университета Джанфранко Дальмассо прочитал философский доклад «Разум как событие».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Именно поэтому «коллеги по цеху» отца Матфея отзываются о нем с величайшим уважением и даже восторгом, потому что так, как ему удавалось «держать» хор, что называется, «на высокой ноте» внутреннего напряжения, – им, светским дирижерам и хормейстерам, – практически не удается. – Я всегда чувствовал это сам: на любом богослужении, простом или архиерейском, даже Патриаршем, – хор для отца Матфея был «во-первых», а все остальное – «во вторых». И он мог его «защитить» всегда, хор был под его «защитой». Отец Матфей, и это постоянно чувствовалось, предстоял Богу: он считал, что его дело – самое главное. Может быть, именно поэтому Господь и давал ему такое дерзновение. Всегда его хор был «основным» на богослужении, отец Матфей давал это понять и почувствовать всем. Но ведь, помимо всего прочего, он сам был главным уставщиком Троице-Сергиевой лавры, потому к нему все и относились с должным почтением. Он любил и прихожан, и братию, и, несмотря на свой сложный и противоречивый в чем-то характер (хотя часто это выражалось только внешне), был тонким и нежным человеком. Может быть, ему самому недоставало нашей любви, признательности, каких-то слов благодарности?.. Как вы считаете, матушка Елена? – Повторюсь, что главным чувством в моем восприятии личности отца Матфея было и остается восхищение! – Да, мы и сегодня продолжаем восхищаться и этой личностью, и его хором, и его деланием, и духовным подвигом. А я вспомнил бы еще слова митрополита Минского Филарета (Вахромеева), который, на известие о кончине отца Матфея, произнес: «Мы верим, что отец Матфей сейчас воушию” наслаждается Ангельским пением, к которому он приучал нас всю свою жизнь!» Вечная память! Рейтинг: 10 Голосов: 576 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Марина 5 сентября 2020, 20:35 Господь сподобил слышать хор под управлением о.Матфея на всенощной..Зашла в собор, как услышала пение, так на полушаге и простояла сю службу..это было!!!.... Елена 4 октября 2019, 09:35 Какое счастье слушать такое пение! Как не хватает нашим певчим именно четкой дикции. Спасибо за статью!

http://pravoslavie.ru/107505.html

Мы делали специальные упражнения, чтобы бросать взгляд через десятки километров и возвращать его обратно, таким образом, мы чувствовали пространство, ощущали его. Как то на пленэре ко мне подошел преп и спросил: «Ты где пишешь?». «На холсте» — ответил я изумленно. «Каком холсте?! Ты пишешь лесок, который от нас за три километра. Так и бросай кисть за три километра»! Всё было очень серьезно. И вот я зашел в музей Андрея Рублева. Не могу сказать, что я испытал что-то сильное и необычное, просто ходил между икон несколько часов в задумчивости. Но когда я вышел из музея, я увидел, что машина прямой перспективы во мне как в художнике сломалась. Я вдруг оказался совершенно в другом пространстве, я увидел заворачивающийся под меня асфальт, всё вокруг перестало дышать своими объемами. У меня произошло изменение видения пространства. Я, как дети, оказался в мире обратной перспективы. А вот после окончания института я попал к моему первому серьезному учителю. Это был иконописец Александр Вахромеев, племянник нынешнего митрополита Минского Филарета, у которого в течение полугода я учился иконописному рисунку и бил в ступке минералы, а затем тер из них краски. У него была мастерская в частном доме на станции «43-ий километр», недалеко от Софрино. Фото Анны Гальпериной Как же я ему благодарен за это растирание красок и разные вторичные работы! Когда камни на твоих глазах превращаются в этакое цветное озеро, и ты в этом озере пребываешь не день и не два, начинаешь чувствовать естественную красоту естественных пигментов. Это чувство, которого современные художники практически лишены. Слишком большой соблазн работать в технике акрила, искусственных темпер: они очень простые в обращении, надежные. За тебя все уже подумали, тебе всё приготовили. Естественные пигменты очень капризные, все со своим характером, своими особенностями, но пока именно на них было создано все лучшее, что есть в мировой иконописи. Фото Анны Гальпериной Оптина В 1988 году я уехал в Оптину пустынь с намерением стать монахом. И очень обрадовался, когда меня отправили на послушание на кухню, потому что начинать с кухни была старая Оптинская традиция. Почувствовав, что я в традиции, радостно стал чистить картошку.

http://pravmir.ru/pavel-busalaev-byt-iko...

Изд.: Нядзельныя Эbahreлii. Лёндан, 19482; Новы Закон Спадара а Спаса нашага Icyca Хрыста/Пераклад з грэцкай Я. Cmahkebiчa. 1959; Напрастольнае сьвятое Евангельле: Новы Запавет Госпада й нашага Icyca Хрыста. Таронта, 1988; Паводля сьв. Яна Эвангеле Госпада нашага Icyca Хрыста/На беларускую мову з грэцкага тэксту Я. Mihck; Лёндан; 1991; Дзiцячaя Бiблiя/Пераклад з рускай мовы ahahiмhы. Стакгольм, 19923; Бiблiя: Быццё. Эkлeзiяcm/Для дзяцей nepakaзaлi М. Kлiмkobiч i М. Шайбак; Пад рэд. прот. С. Гардуна. Mihck, 1995; Евагельле павовле Мацьвея й Марка/Пераклад М. М. Miцkebiчa/Рэд., склад i друк М. Прускага. Grand Rapids (Mich.), 1998; Лит.: Карский Е. Ф. Западнорус. переводы Псалтири в XV-XVII веках. Варшава, 1896; Тиховский Ю. И. Новые данные о западнорус. переводах Свящ. Писания в XVI в.//Тр. 14-го археол. съезда в Чернигове, 1909. М., 1911. Т. 3. С.124-125; Филарет (Вахромеев). «Они ведь тоже не манкурты»: (Язык богослужения, слова. Mihck, 1994. 10. С. 2; Nikapдa Г. Нябеснае полымя: Досьлед беларускага перакладу Новага Запавету i (1931)//Спадчына. 1995. N 4. С. 152-175; Orthodox Church and Bible Society Sign Transl. Agreement//UBS World Rep. 309, May 1996. P. 21; Яскевич А. С. Библия: переводы, язык. Минск, 1999; Чарота I. А. Беларуская мова i Царква. Минск, 2000. И. А. Чарота Болгарский В 1819 г. экзарх Молдавии митр. Гавриил (Банулеску-Бодони) , заместитель председателя Бессарабского отделения РБО, поручил перевод НЗ греку архим. Феодосию, настоятелю Бистрицкого мон-ря (в у. Вылча). Не обладая достаточным знанием болг. языка, тот воспользовался помощью неизвестного болгарина, к-рый знал только разговорный язык, поэтому перевод был отвергнут болг. интеллигенцией в России и Румынии. В 1823 г. в С.-Петербурге при поддержке РБО был отпечатан этот перевод Евангелия от Матфея ( Попруженко М. Г. Очерки по истории возрождения болгарского народа//ЖМНП. 1902. Нояб. С. 6; Теодоров-Балан А. Блгарски книгопис. 1893. 304; Чистович И. А. История перевода Библии на рус. язык. С. 47).

http://pravenc.ru/text/209473.html

Владыки Филарет (Вахромеев), Питирим (Нечаев) и Василий (Родзянко). Фото автора Однажды, когда я нес послушание у митрополита Питирима, в Издательский отдел пришли люди, разодетые в дореволюционную офицерскую форму. Их мундиры украшали царские медали и ордена, в том числе и Георгиевские кресты. Я удивился и спросил: – Как вы решились одеть на себя эти награды? Ведь они давались только за личную храбрость на поле боя. Гости заверили меня, что с наградами у них все в полном порядке и пожелали немедленной встречи с митрополитом. Владыка, к моему удивлению, принял их, и внимательно, не без любопытства, выслушивал целых полтора часа. Тема визита гостей была незатейливой – они требовали, чтобы владыка немедленно начал всячески помогать им в деле незамедлительного восстановления монархии. Прощаясь, владыка Питирим задумчиво произнес: – А ведь дай вам сейчас царя, вы его через неделю снова расстреляете! С тех пор всякий раз, когда Владыка Василий прилетал в Россию, он заранее звонил мне. И я с радостью отправлялся с ним в какое-нибудь очередное захватывающее приключение. А поводов для них у Владыки было море. Хотя, как это ни покажется странным, Владыка никогда не предпринимал ни одного путешествия по своей воле. Об этом он рассказал мне особую историю. В тысяча девятьсот семьдесят восьмом году умерла его супруга, Мария Васильевна. Смерть матушки стала для отца Владимира страшным потрясением. Он бесконечно любил ее. И произошло то, что нередко происходит с искренними русскими людьми. Отец Владимир запил. Супруги Владимир и Мария Родзянко на площади Сан-Марко. Венеция, Италия. Фото: bishop-basil.org Владыка чистосердечно рассказывал об этом отрезке своей жизни как о тяжелом испытании, которое ему довелось пережить. Запил отец Владимир по-настоящему. Хотя благодаря недюжинному здоровью, огромному росту и силе это до поры до времени не сказывалось ни на его священнической деятельности, ни на работе в радиопередачах. Утешался батюшка Владимир по своей сербской привычке ракией – крепкой балканской водкой. И неизвестно, чем бы все это закончилось, поскольку ни духовник, ни родные, ни друзья ничего поделать с отцом Владимиром не могли, если бы не сама покойница, матушка Мария Васильевна, которая и при жизни, как говорят, была великой подвижницей и молитвенницей, не явилась с того света и не приструнила своего супруга.

http://pravoslavie.ru/44113.html

Синодальная библейско-богословская комиссия Дата создания: 28 декабря 1993 г. Описание: Синодальная библейско-богословская комиссия является богословско-доктринальным органом Священного Синода. Образована решением Священного Синода от 28 декабря 1993 г. Является преемницей Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства (создана в 1979 г.), которая, в свою очередь, была преемницей Комиссии Русской Православной Церкви по межхристианским связям (создана 28 августа 1960 г.). В 2009 г. круг вопросов, относившихся к компетенции Патриаршей библейской комиссии , включен в сферу ответственности Синодальной богословской комиссии, которая в связи с этим была переименована в Синодальную библейско-богословскую комиссию (решение Священного Синода от 27 августа 2009 г., журнал 73 ). Комиссия коллегиальный орган, избираемый Священным Синодом, состоящий из представителей епископата, общецерковных учреждений, духовных школ, ученых, экспертов. Первый председатель комиссии со дня основания —  митрополит Филарет (Вахромеев) . Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 100 ) освобожден от занимаемой должности, председателем комиссии  назначен   митрополит Волоколамский Иларион . Состав комиссии был  утвержден на заседании Священного Синода от 16 апреля 2016 г. ( журнал 25 ). Решением Священного Синода от 24 августа 2023 г. ( журнал 78 ) состав комиссии был изменен . Комиссия ответственна за: Для решения задач, поставленных перед комиссией высшей церковной властью, созываются пленарные заседания Комиссии, а также заседания ее рабочего президиума. Комиссия один раз в два года проводит общецерковные богословские конференции, посвященные фундаментальным богословским темам, а также научные конференции и семинары, на которых рассматриваются актуальные проблемы богословской науки и церковной жизни. Темы общецерковных конференций утверждаются Священным Синодом Русской Православной Церкви. Комиссия осуществляет ряд исследовательских и издательских проектов. В 2013-2022 гг. при комиссии действовал Координационный центр по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви . Из Положения о Синодальной богословской комиссии Страна: Россия Город: Москва Адрес: 115191, г. Москва, ул. Даниловский Вал, д. 22 Телефон: +7 (495) 230-2549 Факс: +7 (495) 230-2549 Web-caйm: www.theolcom.ru E-mail: theolcom@mospatr.ru Председатель: Иларион, митрополит Будапештский и Венгерский (Алфеев Григорий Валериевич) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244258...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010