Несмотря на увеличивающийся поток посетителей и болезненное состояние, отец Амвросий занимался также литературно-издательской деятельностью. При его участии в Оптиной пустыни были изданы не только святоотеческие творения, но и церковно-исторические труды самого монастыря. С именем старца-подвижника связано и устройство Шамординской женской обители. Этот монастырь стал результатом неустанных попечений отца Амвросия об одиноких женщинах, проводивших благочестивую жизнь. Старец проявлял постоянную заботу об этих обездоленных, многие из которых зачастую не имели даже своего пристанища. Он всячески старался содействовать благоустройству Шамординского монастыря, вникал во все его нужды. Но не только женская община была заботой старца Амвросия. При обители он устроил детский приют для девочек. Каждый приезд старца в Ша– мордино становился для сестер светлым праздником. В начале июля 1890 года, посещая Шамордино, старец заболел. Слабость не позволила ему вернуться в Оптину пустынь. Всю зиму он провел в Шамор– динской обители, продолжая ежедневно принимать посетителей, поток которых устремился теперь туда. Но, несмотря на все усилия сестер обители и врачей, здоровье его становилось все хуже и хуже. 11 октября (23 октября по новому стилю) он мирно отошел к Господу. Святая душа его тихо отлетела в иной мир. Но он не ушел от любя щ их его. Он поселился там, где за Русскую землю предстательствуют святые и своей благодатной помощью не оставляют нуждающихся в ней (123, с. 14–85). Основатель Алтайской духовной миссии отец Макарий (Гпухарев) – выдающийся ученый и аскет Знаменитый алтайский миссионер, с полным основанием названный апостолом Алтая, архимандрит Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев; 1792–1847) был воспитанником Глинской пустыни и достойным учеником известного ее настоятеля игумена Филарета (Данилевского) . Архимандрит Макарий родился 8 ноября 1792 года в городе Вязьма Смоленской губернии. Его отец Иаков Глухарев, священник Введенской соборной церкви, и мать Агапия пользовались большой любовью вязьмитян за свою благочестивую христианскую жизнь. В восьмилетием возрасте Михаил поступил в Вяземское Духовное училище, а затем в Смоленскую Духовную семинарию.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Макарий Глинский. Икона. 2013 г. (Глинская пуст.) (Шаров Матвей Терентьевич; 1802 (1801?), г. Ефремов Тульской губ.- 21.02.1864, Глинская пуст. Курской губ.), прп. Глинский (пам. 21 февр.), иеросхим. Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . Первое жизнеописание М. (Краткое описание жизни. 1893) составлено на основе воспоминаний иноков Глинской пуст. и неск. писем старца. Род. в богатой мещанской семье, имел 2 братьев и сестру. С детства отличался набожностью. В 1828 г. поступил в Глинскую пуст., находился под рук. игум. прп. Филарета (Данилевского) . Первоначально Матвей трудился на монастырской пасеке, в 1830 г.- на братской кухне, с 1831 г. исполнял послушание ключника (заведующего пищевыми припасами), с 1838 г.- помощника ризничего. 16 дек. 1833 г. игум. Филаретом был пострижен в монашество с именем в честь прп. Макария Великого, 23 окт. 1837 г. по настоянию игумена рукоположен в сан диакона, 28 февр. 1839 г.- в сан иерея. С 1842 г. по инициативе благотворителей Т. Б. и А. М. Потёмкиных в Харьковской губ. восстанавливалась Святогорская пуст. (см. Святогорская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра ), в к-рую в 1844 г. перевели часть глинской братии, в т. ч. благочинного иером. Амфилохия (Скубырина; впосл. иеросхим. Анатолий). В том же году насельники единодушно избрали М. благочинным Глинской обители. Согласно жизнеописанию, преподобный, стремясь сохранить мир среди монахов, «разделял свою любовь на две равные части». С одной стороны, беспрекословно исполнял приказания настоятеля (1841-1855) игум. Евстратия (Яковлева), а с другой - умел разрешать конфликты в повседневной жизни насельников, покрывая любовью их недостатки. Исполнял чужие послушания, порой самые тяжелые: напр., неоднократно по ночам тайно месил хлеб в хлебопекарне. 7 июня 1846 г. за отличное служение в должности благочинного М. был награжден набедренником. 18 июня 1848 г. М.

http://pravenc.ru/text/2561320.html

В заключение Леонтьев говорит: «Немного этого двоевластия не мешало бы» 906 . Т. е. двоевластия Церкви и государства в России. Мы уже знаем, что один из пяти его основных тезисов (в письме к И. Фуделю): " Церковь должна быть независимее нынешней. Иерархия должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее. Церковь должна смягчать государственность, а не наоборот» 907 . Независимость от светской власти, дисциплина, не мешающая развитию и допускающая своеобразие, непрестанное творчество, наконец, величие, красота папского Рима – вот что привлекало Леонтьева в католичестве. Все же об измене православию он не помышлял. Он мог сочувствовать католическим симпатиям Соловьева, но до известного предела. Он утверждал, что православию есть чему поучиться у гордого и властного Рима: католики «нам могут служить добрым примером» 908 . Славянофилы, включая Данилевского, Победоносцев или Катков, афонские или оптинские старцы относились к католичеству враждебно и во многом с Леонтьевым не согласились бы; но он всегда сохранял и защищал независимость мысли, и не только в спорах о католичестве. Существенно же, что Константин Николаевич Рим ценил и Рим любил, но православие, византийское православие, он ценил и любил больше Рима. Православие Основные слагаемые леонтьевской религии: страх Божий, спасение души и греческое православие. Восточная церковь для него – авторитет абсолютного значения и единственный путь спасения. Учение греческих отцов Церкви, догматическое творчество семи соборов Леонтьев знал слабо и больше доверялся катехизису митрополита Филарета Московского . Но он всегда подчеркивал: «Православие создано не русскими, а византийцами». «Русское православие есть православие византийское». Он почитает русских святых, но знает и помнит, что, например, Пахомий Великий , Симеон Столпник или Василий Кесарийский были «творцы, инициаторы», тогда как Сергий Радонежский, Филипп Московский или Тихон Задонский – только «ученики и подражатели», и, что особенно для него существенно: «Афонская жизнь, созданная творческим гением византийских греков, послужила образцом нашим первым киевским угодникам Антонию и Феодосию Печерским ». Пусть «русские святые сами по себе, духовно, ничем не ниже древневизантийских. Но жизнь Византии была несравненно самобытнее и богаче содержанием, чем жизнь старой, полудикой и однообразной Руси». Наконец, старчество – явление новое в России (уже не «полудикой») – тоже ведь вдохновлялось греческим Добротолюбием 909 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

С 1814 года усердие прихожан начало строить каменный храм и оконченный храм, освящён в 1816 году. Более других заботились о построении его священники Василий Погорелов, бывший и Благочинным, и Пётр Иваницкий и прихожане: Фёдор Кармилец и Гавриил Челомбитько. О возобновлении иконостаса старался унтер-офицер Алексей Петрович Челомбитько. На построение каменной колокольни Протоиерей Пётр Данилов пожертвовал 200 рублей серебром; им же внесены в храм серебряный крест в 35 рублей серебром, св. потир с прибором в 2 фунта 80? золотников, ценою 100 рублей, священническая риза и серебряная гробница. В нынешнем Петропавловском храме хранятся метрические книги с 1743 года и исповедные с 1763 года. В 1741 году, по просьбе Печенежского сотника Григория Данилевского, посвящён к сей церкви в священника Наум Саговский. В переписи 1717 года храм сей назван окладным. По делам Изюмского правления, в 1726 году видим Петропавловского Печенежского священника Тимофея поповским старостою, а в 1729 году определение об удалении от места Петропавловского священника Даниила. При этих данных, принимая во внимание наименование храма, должны мы положить, что первый Петропавловский храм в Печенегах принадлежит времени Петра Великого. Ныне существующий каменный Петропавловский храм построен в 1803 году, усердием губернского секретаря Петра Каплуновского, и освящён Преосвященным Христофором Сулимой в 1806 году. В Петропавловском храме остаются от древних времён: а) Владимирская икона Божьей Матери в серебряно-позлащённой ризе: по местному убеждению она уже более 150 лет служит предметом благоговейного уважения в Петропавловском храме; б) Книги: три евангелия Московской печати; одно в 4-ю д. евангелие, благословением Иоасафа Патриарха 1668 года, с надписью: «року Божьего 7178 (1670) се аз раб Божий Иоанн Иванович с братьями своими Логгином и Данилом и Тимофеем и сёстрами своими Феодорою и Марьею, сию книгу отменили за здравие своё и отпущение грехов наших и надалисмо любовие ко Храму Покрова Пресвятой Богородицы в Печенежскую слободу на вечные часы, – при духовных наших будучих отцах Симеоне и Отце Иоанне и Степане Сотнике Щербиненко и Атамане Иване Величко»; другое евангелие, в 4-ю д Московской печати 1697 года; третье – 1735 года; триодион Пятидесятницы «тщанием Преподобного Петра Могилы Архимандрита Печерского, Воеводича земель Молдавских, киевской печати 1631 года» с предисловием к читателю, где объясняются слова: «учаще и наказующе самих себя, псалмы и имны и песнями духовными» и говорится о песнопевцах Триоди. Надпись по листам, отчасти сохранившаяся, говорит: «року тысяча шестьсот тридцать пятого… Корибута Вишневецкого местечка Горовиска за отпущение грехов, и за память родичев своих, надала её до церкви Успения Пресвятой Владычицы " … Очевидно, эта книга принесена в Печенеги из прежнего места жительства переселенцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1885 году положена была на могилу Михаила Васильевича простая деревянная доска с крестом из черного дуба, перед которой на стене церкви прибита икона его Ангела Архистратига Михаила. В 1858 году о. Иоасаф, не имея права сам приехать в Дивеевскую обитель для переговоров со своими ученицами, присылал офицера Назимова, который с купчихой Таракановой усиливался войти в церковь , но не был допущен. Он проклинал общину и начальницу за устранение Иоасафа. На другой день офицер перелез через ограду, вошел насильно в церковь , заставлял сестер прикладываться к принесенному им образу и возобновил свои ругательства (Мнения митр. Филарета, т. 5, с. 196). Взыскание, предъявленное Е. В. Ладыженской на о. Иоасафа, осталось тоже без последствий. Она взыскивала с него деньги за проданные книги и напечатанные в пользу общины и билет в 3000 руб. серебром, пожертвованный г. Поповым на ограду. Отец Иоасаф книги и деньги за них объявил своей собственностью, а о билете сказал, что Попов, умерший, переменил намерение и билет отдал его приказчику. В 1859 году выбившаяся из сил в борьбе с о. Иоасафом и запутанными делами Дивеевской общины начальница ее Е. В. Ладыженская, чрезвычайно слабохарактерная, ничего не понимавшая в ведении хозяйства и нервно больная, решилась совсем покинуть Дивеево, но прежде для вида отпроситься в Москву для поклонения мощам преподобного Сергия и к себе в г. Пензу. От казначеи Е. А. Ушаковой не могло скрыться, что Екатерина Васильевна собирается совсем со своим имуществом из обители, и она в ужасе и страхе просила объяснить намерения начальницы, заявляя при этом, что она отказывается от должности и исполнения обязанностей начальницы по случаю ее отъезда. Сперва Ладыженская успокаивала Елисавету Алексеевну, говоря, что она еще, вероятно, вернется, но потом сама была не в силах скрывать истину и призналась в решении совсем покинуть обитель. Испуганная своим положением, Елисавета Алексеевна заболела. Тринадцать дней она лежала без памяти, получив в управление общину, в которой ничего не было и даже нечем было замесить хлебы; духовная и нравственная сторона пошатнулась от раздвоения сестер на два лагеря, и на обители считалось 13 тысяч долга. Твердая в своем решении удалиться, Е. В. Ладыженская уехала и из города Пензы подала прошение об увольнении на покой. Когда Елисавета Алексеевна несколько оправилась, то поехала в Нижний Новгород к преосвященному Антонию отказываться от настоятельства. Владыка, видя положение дел общины, мог только посоветовать одно: потерпеть. Таким образом Елисавета Алексеевна, невольно поставленная Провидением во главе Дивеевской обители, вернулась домой совершенно разбитая, больная, с ней делались беспрестанно дурноты и обмороки.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В Центральном государственном историческом архиве (ЦГИА) СССР (ныне РГИА. – Прим. изд.) хранится около 200 документов Глинской пустыни периода XVIII – начала ХХ века. Особый интерес представляют фонды этого архива: «Канцелярия Св. Синода», «Канцелярия обер-прокурора Св. Синода» и «Хозяйственное управление при Св. Синоде». Здесь находятся послужные списки монашествующих Глинской пустыни, ведомости о ее настоятелях, описи церковного и ризничного имущества, отчеты о состоянии и деятельности монастыря, документы о наделении обители землями и лесом, о пожертвованиях, о постройках в монастыре, о епитимийцах. Впервые автору данной работы удалось обнаружить в этом архиве подлинные письма игумена Филарета (Данилевского) , в том числе его письма к императорам Александру I и Николаю I. В этом же архиве хранятся фотографии храмов, скитов Глинской пустыни XIX – начала ХХ века, а также портреты ее известных подвижников. В ЦГИА СССР находится 53 отчета о состоянии Курской епархии, которые ежегодно представлялись в Св. Синод, в период второй половины XIX – начале ХХ века. В каждом из этих отчетов содержатся сведения о деятельности Глинской пустыни. Наиболее древние документы Глинской пустыни (XVII – начала XVIII века) хранятся в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА) СССР (ныне РГАДА. – Примеч. изд.). Здесь находятся самая древняя из сохранившихся описей Глинской пустыни, составленная в 1764 году, а также исключительно полные и подробные сведения Межевого архива (Экономические примечания) о Глинской пустыни в 80-х годах XVII века. Здесь же хранится самый древний геометрический план монастыря. Ряд документов этого архива XIX и начала ХХ века существенно дополняют сведения о насельниках Глинской пустыни. Документы Отдела рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина (ГБЛ) (ныне РГБ. – Примеч. изд.) представляют большой интерес для характеристики духовной жизни Глинской пустыни. Там хранятся письма великого Глинского старца схиархимандрита Илиодора (Голованицкого) к его духовным чадам. Они раскрывают сущность старческого окормления и содержат высокое духовное назидание. Здесь же хранятся письма других Глинских старцев: схиархимандрита Иоанникия (Гомолко), о. Арсения (Митрофанова), архимандрита Макария (Глухарева), в том числе его письмо к императору Николаю I.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Вместе с тем нельзя не отметить, что автор не смог все-таки отразить духовную жизнь Глинской обители: ее старчество, молитвенные подвиги иноков, о чем просил его игумен Филарет, и это является существенным недостатком данной работы. Кроме того, описание истории Глинской обители, по существу, начинается в этой книге лишь с 1764 года. О пустыни в XVI веке Н. Самойлов сообщает лишь предание о явлении Чудотворной иконы. История обители XVII века совсем не освещена, поэтому в книге отсутствует описание зависимости Глинской пустыни от Путивльского монастыря. О пустыни же в XVIII веке до разделения монастырей по штатам (в 1764 году) сообщаются лишь краткие сведения. Близкой по содержанию к рассмотренной работе является и другая печатная книга – «Софрониева и Глинская пустыни» 26 . (Глинской пустыни посвящены в ней страницы с 16-й по 40-ю.) Однако и в названной книге история обители в XVI, XVII и первой половине XVIII века не раскрыта. Этому периоду уделена всего одна страница. Наиболее обстоятельно описано время настоятельства о. Филарета (1817–1841). Автор книги справедливо отмечает, что «в продолжение двадцатичетырехлетнего управления Глинской пустынью он сделал для нее так много, что в кратком очерке невозможно обнять всех сторон его благотворной деятельности…» (с. 27). И описывает при этом главное, что сделано о. Филаретом для внешнего и внутреннего благоустройства обители, более подробно, чем в предыдущей книге, раскрывает обстоятельства встречи о. Филарета с императором Александром I. Сведения о жизни о. Филарета отличаются полнотой, конкретностью. Этому в значительной степени содействовало то обстоятельство, что к тому времени уже было издано жизнеописание игумена Филарета, причем автор имел возможность пользоваться не только печатным изданием, но даже и рукописью этой книги. Как сам он пишет, «мы имели случай видеть более полную рукопись этого жизнеописания: из нее и заимствуем сообщаемые здесь сведения» (с. 27). Книга «Софрониева и Глинская пустыни» в части, посвященной Глинской обители, представляет собой скорее жизнеописание игумена Филарета (Данилевского) , чем описание Глинского монастыря. Это подтверждается даже тем, что заканчивается она описанием кончины о. Филарета в 1841 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

преподобный Макарий Алтайский (8 ноября 1792–18 мая 1847) Миссионерство Основы православия Письма Слова преподобный Макарий Алтайский Архимандрит, основатель Алтайской духовной миссии, духовный писатель, автор переводов Библии и святоотеческой литературы на русский и алтайский языки. В миру Михаил Глухарев родился 8 ноября 1792 года в семье священника соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Вязьмы Смоленской губернии. Первоначальное очень хорошее образование Михаил получил от отца, окончившего полный курс духовной семинарии, что в те времена было редкостью. Отец Иаков настолько хорошо приготовил своего сына по латыни, что в семилетнем возрасте мальчик мог заниматься переводом с русского языка на латинский. При такой подготовке, его сразу определили в третий класс духовного училища при Предтеченском монастыре г. Вязьмы. За отличные успехи Михаил Глухарев из Вяземского духовного училища был переведен в Смоленскую духовную семинарию, после успешного окончания которой в 1813 г. определен учителем в Смоленское духовное училище. Через год его как лучшего воспитанника семинарии направили в только что открывшуюся Санкт-Петербургскую духовную академию, ректором которой был святитель Филарет (Дроздов) , впоследствии митрополит Московский, много и плодотворно потрудившийся во славу Церкви Божией (в 1994 году причислен к лику святых). Михаил Глухарев после испытаний был принят сразу на второй курс академии. Его глубокие знания по богословию, истории, географии, владение латинским, немецким, французским, древнегреческим, и древнееврейским языками, резко отличали его среди сокурсников. Был он замечен и ректором академии архимандритом Филаретом (Дроздовым), который так полюбил талантливого воспитанника за его благочестие, высокую и добрую нравственность, что всю жизнь был духовным наставником и покровителем о. Макария. Преподобный Макарий также до конца своей жизни сохранил преданность своему учителю. На 27 году жизни – 24 июня 1818 г. у Михаила Глухарева произошло событие, которое резко изменило всю его дальнейшую жизнь. Он был пострижен в монашество в домовой архиерейской церкви, получив имя Макария, 25 июня 1818 года он был рукоположен в иеродиаконы, а еще через три дня – 28 июня – в иеромонахи. В 1821 г. отец Макарий был возведен в сан игумена, затем архимандрита и получил в управление Костромской Богоявленский монастырь. Но уже в конце 1825 г. был уволен на покой в Киевскую Лавру с магистрским окладом. К этому времени здоровье отца архимандрита было так подорвано, что он не мог продолжать деятельность на своем прежнем поприще. В 1826 г. он переводится в Глинскую Богородицкую пустынь, что в Курской епархии. Это было желание самого архимандрита Макария, который, прослышав о духовных подвигах настоятеля пустыни игумена Филарета (Данилевского) пожелал стать ее учеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Отец Феодот был причислен к лику местночтимых святых в 2008 году.  16. Преподобный Макарий (Шаров) Родился в 1802 г. в г. Ефремове Тульской губернии. По примеру родителей подвижник еще в миру отличался стремлением к благочестию. В Глинскую пустынь пришел в 1828 г. Долгое время вел затворнический образ жизни, однако через некоторое время к нему явился Ангел Божий и молвил «Принимай народ». Преподобный Макарий повиновался и возобновил прием людей у себя. Советы подвижника отличались точностью и духовной глубиной. Скончался в 1864 году, незадолго до кончины принял постриг в схиму. 17. Преподобный Мартирий (Кириченко) Родился в 1800 году в Курской губернии, в 1840 принял постриг с именем Мартирий в Глинской пустыни. Подвижник был известен строгостью своей жизни. Во всё время своего жития в Глинской пустыни отличался воздержанием, непрерывной молитвой и послушанием. К концу жизни достиг полного бесстрастия. Скончался на второй день Святой Пасхи в 1865 году.   18. Победоносный Евфимий (Любимченко) Родился в 1795 году, с 1818 года числился послушником Глинской пустыни. Несколько лет послушник Евстахий был келейником у преподобного отца Филарета Данилевского. Перед кончиной плакал и говорил окружающим, что это слезы радости.  «Столько лет душа моя стремилась ко Господу, а теперь приближается желанное время: я скоро предстану Тому, к Которому всю жизнь мою стремилась душа моя, и увижу Его; вот слёзы и текут». 19. Преподобный Досифей (Колченков) Родился в Курской губернии в 1811 году, с 1840 года числится в списках братии Глинской пустыни. «Поведения благонравного, к церкви усерден, к монашеству имеет большую склонность, в послушании прилежен и беспрекословен», — писали о послушнике Досифее. Известно, что отцу Досифей пришлось бороться с искушением: бесы возбуждали в нем тоску о мире и плотскую похоть. Видя это, братия всячески поддерживала его и установила за него особую молитву. Постепенно искушение ушло и в душе монаха воцарил мир. После этого, он принял на себя суровый подвиг: перестал поддерживать чистоту в келье, на вопросы отвечал знаками, не менял ветхую одежду.

http://pravmir.ru/28-ukrainskih-svyatyih...

Идеологема Русского Народа очевидным образом перекликается с идеологемами Православия, исторической государственности, национальной независимости и другими из перечисленных здесь. Последующие деяния Земского Собора на его заключительном этапе уже не обнаруживают новых примеров идеологического творчества. М.К.Дитерихс просит соборян выбрать из своей среды 21 человека в Земскую Думу. И на этом в тожественной обстановке, вновь с молебном, Крестным Ходом и военным парадом, 10 Августа Приамурский Земский Собор завершает свою работу. Ещё во время Собора Верховный Правитель Земского Край генерал М.К.Дитерихс оглашает несколько своих указов, но они уже не являются собственно соборными, а являются продуктом его новых властных полномочий. Поскольку идейное содержание этих документов во многом вытекает из «религиозной идеологии Земского Собора», к ним кратко обратимся в третьей и последней главе данной работы. Здесь же остается кратко сказать, что 8 выявленных идеологем в своей совокупности образуют идеологию Православного Царизма. В её основе лежат духовные труды, слова, послания, проповеди и речи Преподобного Иосифа Волоцкого, Старца Филофея Псковского, Преподобного Максима Грека, Святителя Макария (Леонтьева) Митрополита Московского и всея Руси, Царя Иоанна Васильевича Грозного, Патриарха Иова. Она формировалась «публицистикой» Ивана Пересветова, многотомными писаниями Патриарха Никона, поучениями Преподобного Серафима Саровского, трудами о православной государственности Святителя Филарета (Дроздова) Митрополита Московского и Коломенского, проповедями Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, философскими и политологическими работы Николая Данилевского, Константина Леонтьева, Льва Тихомирова. Окончание следует ПРИМЕЧАНИЯ И СНОСКИ Вейсман А.Д. Греческо-Русский Словарь. СПб., 1899. Стб. 277. Так, слово «грамота» встречается в древнейшей «Лаврентьевской летописи»: «Тако разидеся Словеньскии языкъ темже и грамота прозвася Словенская». Полное Собрание Русских Летописей. Т. 1. М, 2001. Стб. 6.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/14/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010