7 – Учение его в Шуйском духовном училище, а затем во Владимирской духовной семинарии шло с наилучшим успехом. Он всегда отличался и способностью легко понимать и усваивать уроки (а также хорошо писать задачи и сочинения), и образцовой аккуратностью в исполнении своих ученических обязанностей, и добрым поведением, а при том имел постоянно сильную охоту к чтению книг, к списыванию из них стихов и литературных статей, не будучи в состоянии, по бедности, приобретать эти книги в собственность. Не удивительно, поэтому, что он окончил семинарский курс (в 1840 году) в числе самых первых студентов, и семинарское начальство уже предназначило его, в числе немногих других, для отправления в академию, но неожиданная болезнь остановила его на сем пути, не дозволив ему держать предварительное к сему испытание в академии. Не смотря, однако, на это препятствие, Господь привел его на тот же путь, хотя и несколько позже. Между тем, по окончании семинарского курса, И. М. Тихомиров, пользовавшийся дотоле казенным содержанием, как круглый сирота, оказался в безвыходном положении относительно содержания своего, и потому обратился к частным урокам и занятиям, исполняя между прочим, по расположению к нему семинарского начальства, обязанности смотрителя семинарской больницы за право жить при ней и пользоваться жалованьем по 2 рубля в месяц, и не оставляя заветной мысли об академии, а потом, в конце 1841 года, определен был и на штатную должность учителя в Муромском духовном училище. Вместе с тем ему предоставлено было место священника в Муромском соборе. В 1842 году 12 января он вступил в брак с сиротой умершего соборного священника г. Мурома, Анной Васильевной Царевской; 18 того же января преосвященным Пареением (Чертковым) архиепископом Владимирским († 1853) рукоположен был в диакона, а 25 января и в священника. Таким образом он еще более приблизился к дому Божию, соделавшись одним из строителей таин в нём. Исполнение обязанностей священнических и учительских с его стороны отличалось всегдашней тщательностью, причём прежняя охота к чтению книг теперь удовлетворяема была главным образом книгами духовного содержания (например с увлечением читал он проповеди митрополита Московского Филарета, архиепископа Херсонского Иннокентия и др.), а из светских – преимущественно исторического содержания (например Михайловского – Данилевского описание Отечественной войны 1812 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

159 Этот вопрос должна бы поставить и апологетика, если она не хочет быть, близорукой, какою она обычно и оказывается, ограничиваясь защитой объективного значения религии, нравственности, права. 160 См. В. Erdmann Die philosophischen Voraussetzungen, der materialisti­schen Geschichtsauffassung в Jahrbuch für Gesetzgebung, Verwaltung und Volkswirtschaft im D. R. von G. Schmoller (1907 H. 3). 161 Ср. Маркс в Misère de la philosophie: Tout ce qui existe, tout се qui vit sur terre et sous l’eau, n‘existe, ne vit que par im mouvement quelconque. Ainsi, le mouvement de l’histoire produit les rapports sociaux, le mouvement industriel nous donne les produits industrieis etc. 165 Струве: „Генетическая связь экономического материализма и материалистической метафизики неоспоримо доказывается главой о французском материализме в Heilige Familie Маркса. В мировоззрении Энгельса материалистическое понимание истории и материалистическая метафизика составляли прочное психологическое единство. Но ни генетическая связь, ни психологическое единство этих учений у Маркса и Энгельса не обусловливает их систематического или логического единства“ (На разные темы). Эрдманн: „Und selbst wenn die ökonomische Geschichtsauffassung zutreffender wäre, als sie hiernach erscheinen muss, würde nach den vorstehenden Erwägungen sicher sein, dass ihr „Einklang mit der materialistischen Voraussetzung“ nicht in dem Sinne hergestellt ist, den Marx und Engels erstrebten. Diese Voraussetzung ist nicht die sachliche Grundlage, aus der die ökonomische Auffassung als Konsequenz abgeleitet werden könnte, als auch nicht das Fundament, auf dem die neue, Geschichtsauffassung „rekonstruiert“ worden ist. Es ist, logisch gesprochen, keine objektive Zusammengehörigkeit, sondern ein subjektives Zusammen­gehören, das beide Lehren zu einem Inbegriff vereinigt; kein innrer Zu­sammenhang von Grund und Folge, sondern ein äussrer des Nebeneinan­derbestehens. Psychologisch könnten wir sagen: es ist ein assoziativer Zu­sammenhang... Подобные же наблюдения и выводы даются у Карьева Этюды об историческом материализме, Лаппо-Данилевского Методология истории, Штерна Экономический и натур-философский материализм, Л. Гартмана Ueber historische Entwickelung (Об историческом развитии), М. Адлера Marx als Denker, Камифмейера Zur Kritik der philosophischen Grundlagen des Marxismus (Sozial. Monatsh.), Штампфера и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С 1891 года, заботясь о духовном просвещении народа, Глинская пустынь под руководством старца-настоятеля архимандрита Исаии (Гомолко) сама начала издавать духовно-нравственную литературу. Одной из задач этой деятельности было издание жизнеописаний замечательных подвижников Глинской пустыни. И уже в 1892–1894 гг. ею были изданы три книги: об игумене Филарете (Данилевском) (2-е дополненное издание его жизнеописания), иеросхимонахе Макарии (Шарове) и старце Феодоте (Левченко) 19 . В журнале «Богословский библиографический листок» за 1894 год, приложении к журналу «Руководство для сельских пастырей», появилась рецензия, в которой высокую оценку получили все три жизнеописания известных Глинских подвижников. Особенно выделено среди этих книг второе издание «Жизнеописания старца игумена Филарета...», которое, как отмечено в рецензии, «и по содержанию интересно, и по изложению прекрасно; тон и слог речи древнеотеческий. Жизнеописание старца Макария в высшей степени назидательно: наставления этого старца отличаются замечательной меткостью и духовной проницательностью. Сказания о старце Феодоте, отличавшемся глубоким смирением, терпением и послушанием, заслуживают полного внимания любителей духовной жизни и может быть прочитано с великой душевной пользой» 20 . Особенно много книг о Глинских подвижниках издала обитель в начале ХХ века. В 1901 году вышло второе издание книги о старце Макарии (Шарове) 21 ; в 1902 году опубликовано жизнеописание старца Архиппа (Шестакова) 22 ; в 1905 году появилось третье, значительно дополненное и переработанное издание книги о возобновителе Глинской пустыни игумене Филарете 23 ; в 1906 году – очерк жизни настоятеля архимандрита Иннокентия (Степанова) 24 ; в 1907 году – жизнеописание старца схимонаха Луки (Швеца) 25 ; в 1909 году – очерк жизни монаха Петра (Лешенко) 26 ; значительно дополненное жизнеописание старца Феодота (Левченко) 27 ; наконец, в 1910 году вышли книги о Глинских подвижниках: монахе Мартирии (Кириченко) 28 и схимонахе Евфимии (Любимченко) 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Из нее я прочитал беседы Златоуста о покаянии; нашел, впрочем, в ней первое издание проповедей знаменитого проповедника Филарета, 1820 года, когда он был еще архиепископом Ярославским. Эта книга почти не выходила из моих рук. С 1843 года начали издавать при Московской дух. академии журнал: «Творения св. Отцев в русском переводе». Напечатаны были, как известно, прежде всего, творения св. Григория Богослова : их я прочитал от начала до конца. Одна духовная дочь моя, именно супруга городничего, преемника Макова, М.М. Пасенко привезла мне из Москвы в дар три тома сочинений известного витии, архиепископа Иннокентия, изданные в 1843 году Погодиным. Эти ораторские произведения были изучены мной почти наизусть. Со светской литературой я меньше имел возможности знакомиться. Помню только, что я, познакомившись со штатным смотрителем Муромского уездного училища, Ф.Я. Яковлевым, брал у него из училищной библиотеки Описание отечественной войны 1812 и следующих годов, Михайловского-Данилевского, и с увлечением читал оное, сделав из него несколько листов выписок, которые и доселе целы у меня. Я не читал газет, но меня убедил читать их учитель уездного училища Иван Тихонович Остроумов, выпущенный из Петербургской дух. академии в 1831 году за какие-то непристойные выходки, со званием студента, хотя по своим дарованиям он мог быть в числе первых магистров. О. протоиерей Троепольский, любя сам читать медицинские книги, дал мне из своей библиотеки и рекомендовал прочитать сочинение Гуфеланда: «Искусство продлить человеческую жизнь (Макровиотика)». В Муроме я начал заводить свою собственную библиотеку. Впрочем, основание ее было положено еще в семинарии. Кроме тех книг, которые я ежегодно получал в награду за успехи в науках, я приобрел там на свои скудные средства славянскую Библию с параллельными местами, в четырех томах. В Муроме же куплены были мной следующие сочинения: 1) Правила высшего красноречия, соч. М. Сперанского, Спб. 1844 года; 2) О воспитании детей в духе христианского благочестия, архимандр.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Первые письменные упоминания о Снятых Горах относятся еще к первой половине XVI века. Обитель неоднократно претерпевала набеги и разорения со стороны крымских татар в XVII веке. Историк XIX века Г. Кулжинский свидетельствует, что «Святогорская обитель приняла на себя не один удар диких орд, направленный на Россию и не раз отражала наезды поляков, желавших проникнуть в Русь Православную и полонить ее " . В то время, когда создавалось Русское государство, Святогорекая обитель настолько же поработала юго-западу нашего отечества, насколько Троицко-Сергиевская - северо-востоку. Святогорекая обитель пережила все ужасы времен Батыя и Тамерлана. Сюда стекался весь юг России славить Бога и просить Его милости, и во дни счастия и в злую годину; сюда на молитву и за благословением приходили русские князья; здесь в пещерах подвизались подвигом добрым молитвенники за благоденствие России, и многие из них скончались в плену даже мученическою смертию...» Несмотря на тяжелые условия жизни, обитель не запустела, в эти времена она становится также оплотом ревнителей Православия и опорой для многих переселенцев заднепровскоп Украины, бежавших от притеснений католиков и униатов с целью сохранить в чистоте Православную веру. Во времена правления Екатерины II обитель была упразднена, однако даже к упразднённой опустевшей обители а её праздничные престольные дни стекались многотысячные толпы народа. Усердие простых селян к Святогорской пустыни стало главным фактором для её возобновления. Расцвет обители связан с её возобновлением в 1844 году. Первыми насельниками Святогорского монастыря стали чада знаменитого старца Глинской пустыни игумена Филарета (Данилевского). За 70 лет существования - с 1844 по 1914 год возобновлённая обитель благодаря трудам настоятеля и братии стала одним из крупнейших монастырей Российской Империи, вследствие чего, ещё до революции по ходатайству верующих паломников, а также запорожского и донскою казачества, неоднократно поднимался вопрос о присвоении Святогорекой пустыни статуса Лавры.

http://sobory.ru/article/?object=02883

Схиархимандрит Иоанн не только тщательно проанализировал весь опубликованный о монастыре материал, но, главное, восстановил утраченный после революции 1917 г. архив Глинской пустыни, собрав рассеянные по различным хранилищам документы о жизни обители. В собрании о. Иоанна в подлинниках и копиях находится около двух тысяч документов монастыря, причем основная их часть никогда ранее в опубликованных материалах даже не упоминалась. Исследуя историю Глинской пустыни, о. Иоанн установил ее духовную связь с другими православными обителями. Так, важные документы об истории Глинской пустыни, сведения о ее старцах, собрание их писем он обнаружил в архивах Оптиной пустыни, Московского Донского и Путивльского Молченского монастырей, Софрониевой пустыни и др. В Патерик вошли жизнеописания всех Глинских подвижников, изданные до наших дней. Но они составляют лишь четвертую часть всего Патерика. Остальные жизнеописания написаны самим о. Иоанном. Эти жизнеописания вместе с библиографиями и ссылками на архивные документы, которые относятся к каждому из описываемых лиц, складываются в обширную впечатляющую картину, повествующую об истории пустыни со времен ее возникновения до закрытия в 1961 г. Автором была проделана огромная работа по собиранию, систематизации, написанию и сведению в единый труд колоссального количества исторических сведений, архивных документов, материалов личного архива и собственных жизненных наблюдений и переживаний. Достаточно сказать, что если ранее существовали жизнеописания только двух Глинских настоятелей: игумена Филарета (Данилевского) и архимандрита Иннокентия (Степанова), то о. Иоанн описал в Глинском Патерике жизнь 29 Глинских настоятелей. Кроме того схиархимандрит Иоанн существенно дополнил сведения о жизни выдающегося Глинского старца игумена Филарета (Данилевского) . Он впервые обнаружил в архивах письма старца Филарета (в том числе его письма к императорам Александру I и Николаю I) и написал две статьи, посвященные деятельности этого замечательного подвижника и его эпистолярному наследию. Важно подчеркнуть, что о. Иоанн существенно дополнил архивными сведениями почти все жизнеописания, составленные до него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Весь ваш Н. Г. Иеромонаху Филарету, 19 июня 1850 179. ИЕРОМОНАХУ ФИЛАРЕТУ. Ради самого Христа, молитесь обо мне, отец Филарет. Просите вашего достойного настоятеля, просите всю братию, просите всех, кто у вас усерднее молится и любит молиться, просите молитв обо мне. Путь мой труден; дело мое такого рода, что без ежеминутной, без ежечасной и без явной помощи божией не может двинуться мое перо, и силы мои не только ничтожны, но их нет без освеженья свыше. Говорю вам об этом неложно. Ради Христа, обо мне молитесь. Покажите эту записочку мою отцу игумену и умоляйте его вознести свои мольбы обо мне грешном, чтобы удостоил бог меня недостойного поведать славу имени его, не посмотря на то, что я всех грешнейший и недостойнейший. Он силен, милосердый, сделать всё и меня, черного, как уголь, убелить и возвести до той чистоты, до которой должен достигнуть писатель, дерзающий говорить о святом и прекрасном. Ради самого Христа, молитесь. Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу и на всяком месте своего странствия быть в Оптинской пустыне. Бог да воздаст вам всем сторицею за ваше доброе дело. Ваш всею душою Николай Гоголь. На обороте: Отцу Филарету, иеромонаху в Оптинской пустыне. Марковичу А. М., 25 июня 1850 180. А. М. МАРКОВИЧУ. . Уведомляю вас, почтеннейший Александр Михайлович, что я прибыл в Глухов благополучно и сгораю нетерпеньем вас видеть, но так как товарищ мой, с которым я приехал, не имеет часу времени и торопится отправиться далее, то я вас прошу прислать за мною какой-нибудь экипажец, вроде брички для помещения меня вместе с двумя небольшими чемоданами. В ожиданьи чего остаюсь ваш весь искренно вам преданный Н. Гоголь. На обороте: Его высокородию Александру Михайловичу Маркевичу. Н. Гоголь. В Сварков. Данилевскому А. С., 26-30 июня 1850 181. А. С. ДАНИЛЕВСКОМУ. Сейчас приехал в Дубровное . Сижу у окна и любуюсь видом на деревню соседа, напрасно желая хотя сим вознаградить за неудачный приезд в пустой дом. А подъезжая, так живо воображалась встреча, и вот наместо распахнувшихся дверей и объятий — глиняная стена и закрытые окна, запоры и затворы на всем. Пожалуста, пришли за мной экипаж и лошадей в Березовую-Луку или попроси у Трахимовского . Я совершенно на безэкипажьи. До тебя доехал, взявши бричку и лошадей у дяди твоего Александра Михай . Устрой так, чтобы, если мож , отправить лошадей вслед за подателем, так чтобы я мог из Березовой-Луки выехать утром же. Твой, весь сгорающий нетерпением тебя видеть

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

преподобный Филарет Глинский (Данилевский) (1777–1841) Нравственно-аскетические труды преподобный Филарет Глинский (Данилевский) Игумен и восстановитель Глинской пустыни. Аскет, уставщик, духовный писатель и наставник. Фома Данилевский, будущий игумен Филарет, родился в 1777 году на Западной Украине в семье благочестивых казаков. Научившись грамоте, Фома начал помогать причетникам своего храма в чтении и пении. В последнем он особенно преуспел, а также по собственной любознательности выучил церковный устав. Протоиерей, настоятель храма, где пел и читал Фома, однажды отправился в Киев, и взял с собой отрока. В Киеве у протоиерея был знакомый – уважаемый старец, настоятель Дальних Пещер Киево-Печерской Лавры, иеромонах Трифиллий, который взял Фому себе в келейники. В Киево-Печерской Лавре при отце Трифиллии Фома Данилевский прожил около трех лет. Эти годы принесли ему великую пользу, во многом сформировали уже окончательно его личность, направив ее на служение Богу. Отец Трифиллий пророчески сказал: «Знай же, ты будешь монахом и начальником над монахами!». Однако вскоре Фоме Данилевскому пришлось отбывать воинскую повинность в черноморском казачьем войске. После тяжелой болезни и чудесного выздоравления, Фома принял решение идти снова в Киево-Печерскую Лавру, где был принят с радостью и поставлен на клирос в Великой церкви Успения Божией Матери. В 1802 году, Фома Данилевский приходит в Софрониеву пустынь. Он пал в ноги архимандриту Феодосию и просил принять его под свое духовное руководство. Этот опытнейший старец, друг и сотаиник преподобного Паисия Величковского, взял новопостриженного отца Филарета под свое руководство и ввел его в близкое духовное общение с собою, обучал его науке распознавания помыслов, очищения сердца и умной молитвы. Именно отец Феодосий познакомил монаха Филарета с «Добротолюбием» и объяснил ему великое значение этой книги в духовной жизни инока. В 1806 году иеродиакон Филарет по предоставлению строителя монастыря Исихия за безупречную нравственность и ревность и усердие в послушании был рукоположен архиепископом Феоктистом в иеромонахи, и назначен благочинным монастыря. Несмотря на сравнительно молодые годы, о. Филарет был признан братией высшим всех в духовном преуспеянии и к нему стали обращаться за советом и духовным наставлением даже старшие его возрастом и саном. Он каждому помогал советом, предостерегал неопытных, ободрял и вразумлял колеблющихся, но все это не самовольно, а по благословению настоятеля и старцев. Подобно древним подвижникам иеромонах Филарет совмещал духовные упражнения и телесный труд. С детства любивший земледелие и садоводство, он и в Софрониевой пустыни посадил множество плодовых деревьев около своей келии, а также любил переписывать книги, особенно нотные, и своей рукой написал пять ирмологиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Glinsk...

Жизнеописание старца Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина). Рукопись второй половины XIX b. 132 л.//ГБЛ, ф. 214. ОПТ–285. Об увеличении штата Глинской пустыни По донесению Илиодора, епископа Курского о прибавлении к штатному числу монахов Глинской пустыни еще 10 человек//ЦГИА, ф. 796, оп. 115, д. 473. О введении в пустыни Афонского устава По запросу департамента духовной канцелярии Святейшего Синода, последовавшему на прошение строителя Глинской пустыни о введении в пустыни порядков и устава Афонского Софрониевой пустыни. 1821 г.//ЦГИА, ф 796, оп. 102, д. 393. Письма об отводе земельных угодий для Глинской пустыни Дело об отказе Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской губернии в отводе ей дополнительных земельных угодий из крестьянских наделов. 1836–1839 гг.//ЦГИА, ф. 383, оп. 30, д. 573. Об отводе земель Глинской пустыни//ЦГИА, ф. 379, оп. 4, д. 1058. Об отводе земель Глинской пустыни//ЦГИА, ф. 1263, оп. 1, д. 330. Об укреплении за Глинской Богородицкой пустынью 2-х дворовых мест в г. Глухове, пожертвованных мещанином Моисеем Заводовским//ЦГИА, ф. 796, оп. 107, д. 325. О кончине игумена Филарета По рапорту Илиодора, епископа Курского: О смерти настоятеля Глинской Богородицкой пустыни игумена Филарета. 1841 г.//ЦГИА, ф. 796, оп. 122, д. 825. Труды Глинского игумена Филарета (Данилевского) Устав Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//ЦГИА, ф. 796, оп. 102, д. 936. Устав Екатеринбургского Новотихвинского девичьего монастыря. Устав Борисовской пустыни Курской епархии. Устав Уфимского Благовещенского девичьего монастыря. Поучение к новопостриженному монаху. СПб., 1824; ЦГИА, ф. 796, оп. 104, д. 1000; До и после пострига. Поучение монахам Глинского игумена Филарета. Почаев, 1910. С. 5–32; То же. 3-е изд. (переиздание со 2-го изд. – Примеч. издат.) Глинской пустыни в перев. со славянского языка. Курск, 1911. С. 7–32. Поучение новоначальному перед постригом//До и после пострига... Почаев, 1910. С. 3–4. Наставление о должности духовника, служащего инокиням//ОР ГБЛ, ф. 214, ОПТ-292, л. 81 об.–89; Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 155–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Н.В. Маслов Письма настоятеля Глинской Пустыни игумена Филарета (Данилевского) 1 Игумен Филарет (в миру Фома Данилевский), возродите ль Глинской пустыни, родился на Украине в 1777 году. В юношеском возрасте посетил с одним протоиереем Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Дальних пещер предложил Фоме остаться у него келейником и канонархом, что и определило дальнейший жизненный путь будущего игумена. В 1802 году Фома поступил в Софрониеву пустынь. В том же году пострижен в мантию с именем Филарет. 8 февраля 1803 года рукоположен в иеродиакона и назначен на должность уставщика Софрониевой пустыни. В 1806 году представлен к рукоположению в иеромонаха и получил новое, более сложное послушание – благочинного монастыря. 6 июня 1817 года иеромонах Филарет принял настоятельство в Глинской пустыни. Укрепляемый помощью свыше, отец Филарет за годы своего настоятельства в полном смысле преобразил Глинскую пустынь и внешне, и духовно. Заботясь о высоте нравственно-подвижнической жизни братии, он постепенно начал вводить в Глинской пустыни строгий общежительный устав по образцу Святой Афонской Горы. Отец Филарет привел обитель в цветущее состояние через утверждение в ней старчества. Глинская пустынь стала одной из тех редких обителей, где старческое окормление было утверждено уставом. В течение 1821 – 1825 годов отец Филарет совершил четыре поездки в Петербург, во время которых прославился как поборник Православия и ревностный защитник монашества, выступая против еретических лжеучений. Под руководством старца Филарета воспиталось целое поколение опытных подвижников. Двенадцать учеников отца Филарета были назначены настоятелями в другие святые обители. Духовные и внешние преобразования, осуществленные в период настоятельства игумена Филарета, положили начало систематической и плодотворной благотворительной деятельности, о которой было записано в уставе Глинской пустыни. 20 января 1829 года отец Филарет был награжден золотым наперсным крестом из кабинета императора Николая I (весом 15 золотников). 14 марта 1839 года возведен в сан игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010