Митрополит Филарет (Вознесенский) Митрополит Филарет (Вознесенский) о Страстной пятнице Помните, возлюбленные: когда мы с вами размышляем о том, что Господь сделал для нас, то никогда не следует забывать, что вот именно ради наших грехов Он оказался во гробе. На Кресте и во гробе. Мы Его пригвоздили своими упорными и нераскаянными грехами ко Кресту, и из-за наших грехов Он теперь возлежит, безгласный и недвижимый, мертвецом во гробе. И когда будешь поклоняться Ему, лобызать Его Язвы, делай это как безответно виновный, в том, что вот Он изъязвлен, в том, что Он изранен, в том, что Он измучен, оплеван, позором покрыт и теперь — лежит в гробе. Помни, что мы это сделали: и я, и всякий другой своими упорными грехами и своей неисправленностью. Не даром же сам Господь когда-то, когда почувствовал как-то очень болезненно неверность человеческого рода, воскликнул даже (в Евангелии это записано): «О род неверный и развращенный, доколе Я буду с вами, доколе Я буду терпеть Вот как Ему было вообще тяжко с нами, а тут мы, повторяю, своими грехами пригвоздили ко Кресту и положили во гроб. Так и помни, душа христианская, когда будешь поклоняться Божественному Мертвецу в Плащанице лежащему, когда будешь лобызать Его Язвы, как безответно виновный это делай, потому что никто кроме нас не виноват в том, что Господь Иисус Христос, как говорил Апостол, вместо предлежащей Ему славы перенес эту срамоту и позор, и эту страшную, позорную и унизительную крестную смерть. Мы с вами знаем, что теперь, после Его смерти, Крест стал нашей драгоценностью и святыней, но пригвоздили ко Кресту Его, повторяю, не воины, а — мы с вами, потому что если бы наших грехов не было на Нем, не было бы Ему что взять на Себя, тогда бы не было ничего этого. Но Он — пошел на этот страшный сверхчеловеческий Подвиг. Помните, как в Евангелии сказано, что Он до пота кровавого боролся в Гефсиманском саду, на этой страшной молитве. Почему он был покрыт кровавым страшным потом? Когда-то святитель Димитрий Ростовский в своей вдохновенной проповеди говорил, как бы обращаясь к Спасителю: » Господи! Почему Ты покрыт кровью? Кто Тебя изранил? Не было ни Креста, ни бичевания, — ничего этого еще не было; почему Ты весь в крови?» И сам же отвечает: «Кто изранил? — Любовь изранила!» Потому что знал Богочеловек, столько возлюбивший нас, грешных, что если Он не совершит этого страшного Подвига, то наша участь, навеки! — в геенне огненной, в страшных, нескончаемых и ужаснейших мучениях, которых мы себе и представить не можем. А вот, Он взял на Себя всю эту страшную тяжесть, это тяжкое бремя греховное, и, благодаря Его святому и великому Подвигу, мы имеем возможность уповать на то, что получим прощение наших грехов, именно Им омытых. И тогда можем мы надеяться, что и нас примет Он в Царствие Небесное, так, как Он принял Благоразумного разбойника. Литература о Страстной пятнице Отрывок из романа «Господа Головлевы» (М. Е. Салтыков-Щедрин) о Страстной пятнице

http://pravmir.ru/strastnaya-pyatnitsa-h...

Встреча с Православием Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов «Истинно, истинно говорю вам, – утешает Своих учеников Христос, – о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». Земное мы можем просить и у людей, но есть на свете такие дары, которых никто не может дать нам кроме Бога. Мы просим их у Отца во имя Христово, потому что сознаем свое полное недостоинство и потому всецелую зависимость от Христа. Господь понуждает нас к такой молитве. «Доныне вы ничего не просили во имя Мое, – говорит Он, – просите, чтобы радость ваша была совершенна». Это значит, что-то, о чем вы просили раньше, – ничто по сравнению с тем, о чем вы можете просить. Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Антон Поспелов Протоиерей Александр Шаргунов Елена Лебедева Светлана Липатова Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Сегодня Господь в Своей первосвященнической молитве говорит, что «Я и Отец одно», и обращаясь к Отцу Небесному, что «все Мое – Твое». Блаженный Августин говорит, что эти слова понятны каждому человеку, но когда Он вслед за этим добавляет: «И все Твое – Мое», то совершенно ясно, что никто никогда из людей не исповедовал такое единство с Богом Отцом. Блаженный Августин добавляет, что он нашел мудрость, которую исповедует христианское откровение, во всех великих религиях, но он нигде не нашел того, что Слово стало плотью. Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Монахиня Корнилия (Рис) Протоиерей Александр Шаргунов Монахиня Корнилия (Рис) Митрополит Анастасий (Грибановский) Известная русская пословица, гласящая, что «утро вечера мудренее», взята, конечно, из сокровищницы многовекового человеческого опыта. Но она вполне оправдывается и данными психологической науки. Утром после обновления сном нашей нервной системы в нас особенно ярко горит светоч сознания, работа которого не прекращалась, однако, и во время нашего ночного отдыха, подготовляя решение того или другого волнующего нас вопроса. В утреннюю пору он один становится в центре нашего внимания, не заслоненный другими впечатлениями, и на него направляется вся энергия нашего ума. Протоиерей Александр Шаргунов В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page53_1078.ht...

Об этом же пишет известный православный блогер Александр Вознесенский и добавляет: « Мне интересно в этих условиях, как поведет себя Зинкевич, у которого огромный вес в УПЦ КП. По логике вещей, он против Епифания, и, вполне вероятно, поддержит Филарета (например, при условии, что он будет назначен в УПЦ КП преемником). Вообще, сегодня посещают меня мысли на тему того, не Зинкевич ли, который ищет власти, подбил Филарета на эту открытую конфронтацию с Епифанием. Если это так, то дело закончится расколом СЦУ. За Филаретом и Зинкевичем пойдет большинство, но те, кто уже заявили о вражде, УАПЦ и беглецы из УПЦ, не пойдут в УПЦ КП и, соответственно, либо обособятся в мелкую структурку, либо раздробятся, что более вероятно ». Почему это случилось? Теперь стоит поговорить о глубинных причинах, подтолкнувших Филарета на открытое противостояние со своим же протеже. Причины весьма тривиальны: это деньги и власть. Причины весьма тривиальны: это деньги и власть В соответствии с текстом томоса, все зарубежные приходы УПЦ КП должны отойти Фанару. А это львиная доля доходов всей СЦУ, ведь украинская диаспора побогаче жителей Украины. Расставаться с этими деньгами Филарету совсем не хочется. Он уже давно излагал пожелания реформировать прописанный греками устав СЦУ и не отдавать зарубежные приходы. Вот что пишет Александр Вознесенский, который детально проанализировал мотивацию сторон в конфликте: «[Филарет] знает, что ситуацию с признанием СЦУ можно было решить лишь наскоком и неожиданностью – все сделать настолько быстро, чтобы никто даже не успел опомниться. Но план треснул – время упущено, Поместные Церкви начали приходить в себя, проверять все то, что им наплели в Конст. П., увидели, что никакого исцеления раскола не происходит, и поэтому отворачиваются массово от проекта Варфоломея. Он прекрасно понимает, что томос могут отозвать. К тому же жадный Варфоломей взял непомерную мзду – помимо того что он доил Порошенко, он оттяпал у УПЦ КП все зарубежные приходы, а это очень даже немало. Очень! Это множество храмов в Европе, Австралии, США и Канаде. И вот Филарет видит, что признания нет, далее последует собрание Церквей, и томос можно будет выбросить на помойку. Он, предвидя ситуацию, пытается вернуть хотя бы вложенное – вернуть приходы, убрать зависимость от Конст. П. в Уставе и проч. Это на самом деле ОЧЕНЬ грамотный ход ».

http://pravoslavie.ru/121129.html

Открытие в 1834 г. второго стана и вообще развитие миссионерской деятельности побуждало о. Макария искать более постоянных и более «надежных сотрудников». И он всюду искал их. В конце 1833 года он писал о том м. Филарету, причем назвал лиц, которых желал бы иметь у себя – Ивана Павлова, Андрея Иванова (Вознесенского) и Святославского. Но о первом, чудовском послушнике, митрополит 2 марта 1834 г. сообщил, что он «недавно сектаторски привязался к одному дворянину сектатору» (подполковнику Дубовицкому) и на Алтае едва ли принес бы пользу; о другом – типографском корректоре из студентов академии – выразился, что он, как человек, «случайно возбужденный, но не управленный», «также способен обременить, а не облегчить» о. Макария; а третий – личный секретарь митрополита – узнав о зове на Алтай, только «удивился»; впрочем, Филарет обещал не удерживать его, если бы он захотел... Вместе с тем митрополит писал архим. Макарию: «О вашей нужде и людях говорил и в Св. Синоде. Сказали: должен помочь епархиальный преосвященный. Подлинно, нам послать к вам кого-либо силою и неудобно и бесполезно: а уговорить также трудно незнающего вас. По возможности буду еще о сем стараться» 83 . Но о. Макарий искал и на месте. Приглашал он к себе какого-то о. Иакова, надеялся на помощь ученика кузнецкого училища Сорокина («Письма», 301, 315). Звал он на Алтай из Тобольска иером. Макария, б. обдорского миссионера 84 (248, 263), но я сам он, по-видимому, не имел больше желания миссионерствовать, да и м. Филарет в том же письме сомневался, был ли бы он подходящим сотрудником архим. Макарию, так как «в нем приметны были несколько странные путеуклонения, когда он еще путешествовал в Сибирь». Также неодобрительно отнесся м. Филарет и к мысли о. Макария приспособить к делу служения Слову Божию проживавших в западной Сибири декабристов. «Может быть, писал он, время принесет удостоверение о пребывании сих людей в духе покаяния, и в том, что они могут быть употреблены полезно и благонадежно: теперь еще не сие время.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Следует понимать, что нельзя исключать и отзыва томоса: опыт Румынской и Болгарской Церквей и Западноевропейской архиепископии Русских Церквей показывает, что Фанар может все-таки отозвать документ. Правда, это ударит по авторитету фанариотов. Понимая все риски, висящие над СЦУ, Филарет решает заняться реанимацией УПЦ КП, на всякий случай, как запасной аэродром: и президент сменился, и греки далеко, и деньги очень нужны. Но Епифаний оказался не готов к смене концепции и встал «в позу», играя на стороне фанариотов и против духовного наставника. Епифаний оказался не готов к смене концепции и встал «в позу», играя на стороне фанариотов Александр Вознесенский написал и об еще одном, возможно, авторе сложившегося конфликта: « По моему глубокому убеждению, деда Филарета на войну с Епифанием подтолкнул не кто иной, как Михаил Зинкевич. Он имел все шансы стать главой СЦУ на объединительном соборе, но от него потребовали снять свою кандидатуру с голосования. Теперь же бунт руками Филарета – это единственный и последний шанс получить власть в структуре. Так вот, примечательно, что заявление о том, что УПЦ КП не ликвидировано, Филарет сделал в день рождения Зинкевича и перед этим отправил ему поздравление, которое на следующий день было опубликовано на официальном сайте УПЦ КП. Эдакий подарок ко дню рождения? Прими в подарочек власть в структуре! Оригинально. Если это действительно так, то это значит, что в данном случае не идет речь о борьбе Филарета против Епифания, а нужно рассматривать это как Филарет+Михаил Зинкевич против Епифания » В любом случае перспективы СЦУ сейчас весьма туманны. Вот что пишет ее сторонник Дмитрий Горевой на сайте «Левый берег»: « Если победит партия Филарета, тогда большая часть или вся ПЦУ вернется в раскол, а ее томос Константинополь отзовет. Выиграет от этого Московский Патриархат, а идея украинской автокефалии если не навсегда, то надолго останется скомпрометированной. Более того, такие действия нанесут серьезный урон по позициям Вселенского Патриархата, а в Православии усилится влияние РПЦ ».

http://pravoslavie.ru/121129.html

В итоге храм приобрёл лаконичную выразительность, характерную для московского ампира (в отличие от петербургского - имперского). Его декор минимален, объёмы чётко очерчены, " наружность Церкви, - писал Токмаков, - величественна, но несовершенно соразмерна; под карнизом стропил видите вы живописные изображения святых и многих случаев из жизни Спасителя, как например: Тайная Вечеря, Вознесение (живопись на фасадах утрачена). Главный портик церкви хорош, но жаль, что не обращён на улицу: он сделан к стороне строений " . Уже в новейшее время силуэт храма обрёл новую доминанту. Ею стала колокольня, выстроенная по проекту О.И. Журина, - редкий в наши дни пример культурного и деликатного вмешательства в " тело " памятника архитектуры. Высокая колокольня с двумя ярусами звона и золочёным шпилем придала храму новое звучание, выделив его среди значительно " возвысившейся " за последние сто лет городской застройки. Купол Вознесенского храма покоится на массивном барабане, прорезанном большими арочными окнами, лишённых каких бы то ни было " прикрас " . Вообще, говоря об окнах, необходимо заметить, что в современном своём состоянии храм имеет их гораздо больше, чем имел прежде до своего закрытия и перепланировки. Эти окна представляют собой своеобразное наследие советской эпохи. Разговор о внутреннем убранстве Вознесенского храма стоит начать всё-таки с того, каким оно было прежде, до закрытия храма в 1930-е годы. Хотя до наших дней от первоначальных интерьеров сохранились лишь небольшие фрагменты живописи, " интегрированные " в современный комплекс росписей. Строительство храма завершилось в целом к 1836 году, но внутри работы продолжались ещё около десяти лет. Такая " продолженность " во многом была связана с тем, что пришлось отойти от первоначального проекта обустройства интерьеров. Согласно ему, предполагалось расписать только " переднюю " , т.е. восточную часть храма. Трапезная часть, уже освящённая к тому моменту, должна была остаться без внимания живописцев. Но митрополит Филарет (Дроздов) благословил расписать весь храм и весь его сделать отапливаемым (восточная часть архитекторами мыслилась как летняя, холодная).

http://sobory.ru/article/?object=02267

При вступлении на патриарший престол Филарета Никитича положение дел было совершенно иное. Смуты и волнения в государстве почти совсем прекратились, патриарх мог теперь с большею свободою заняться чисто церковными делами и между прочим реформою церковного управления. К тому же Филарет, как человек, сосредоточивавший в своих руках в одно и тоже время власть церковную и государственную, яснее, нежели всякий другой мог видеть и на деле испытать разлад в характере государственного и церковного управления и все, проистекающие отсюда неудобства, яснее, нежели всякий другой, мог видеть превосходство государственного приказного управления сравнительно с церковным управлением, совершавшимся чрез единичных лиц; поэтому вполне было естественно, что п. Филарет, по вступлении своем на патриарший престол, озаботится об учреждении в церковном управлении приказов. В дошедших до нас актах в первый раз упоминается в 1620 году патриарший дворцовый приказ 425 . В 1622 году в грамоте п. Филарета упоминается патриарший судный приказ 426 . В царской же жалованной грамоте п. Филарету 1625 года сказано: «все монахи и монастырские люди Сергиева, Вознесенскаго и Новодевичьяго монастырей ищут и отвечают святейшаго патриарха Филарета Никитича московскаго и всеа Руссии в приказех пред его государевыми бояры и приказными людми» 427 . Таким образом патриаршие приказы учреждены Филаретом Никитичем: дворцовый не позже 1620 года, другие – Разряд или Судный не позже 1622 и Казенный не позже 1625 года 428 . Патриаршие приказы были, после патриарха, высшие правительственные и судебные учреждения, в которые поступали все дела относительно управления и суда епархиального, а также все дела по управлению патриаршими землями и лицами, жившими на них. На решения патриарших приказов, подобно как и на решения царских приказов, допускалась апелляция в боярскую думу и к самому царю 430 . Они находились под непосредственным ведением самого патриарха, который назначал в них служащих лиц, требовал от последних отчета в деятельности, назначал им жалованье и определял доходы, – некоторые лица в патриаршие приказы назначались и царем 431 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Яд ереси бывает не так опасен когда проповедь ея идет только совне. Во много раз опаснее бывает яд, который постепенно вводится в организм все большими и большимн дозами, со стороны тех, кто по положению своему должны быть не отравителями, а духовными врачами. Неужели православный епископат будет оставаться равнодушным к этой опасности? Не слишком ли поздно будет защищать наших словесных овец, когда волки будут пожирать их на глазах пастырей в самой овчарне? Не видится ли уже занесенный божественный меч ( Матф. 10, 34 ), разделяющий верных исконному исповеданию Св. Церкви от тех, кто по словам Святейшего Патриарха Афинагора в его приветствии Уппсальскому Собранию, будут трудиться над образованием «нового курса в экуменическом движении» для осуществления «общего христианского обновления и единства» на путях реформаторства и равнодушия в истине? Мы кажется уже достаточно ясно показали выше что это кажущееся единство есть единство не в чистоте истины Православия а в смешении белого с черным, добра со злом, истины с заблуждением. Мы уже протестовали ранее против неправославных экуменических выступлений Патриарха Афинагора и Высокопреосвященного Архиепископа Иакова в письмах, которыя были широко разосланы епископам в разных странах. Мы получили с некоторых сторон изъявления согласия с нами. Но теперь пришло время, когда громче и шире должен идти протест, чтобы остановить действие отравы пока она не приобрела силы подобно потрясшим в свое время все тело Церкви древним ересям арианства или несторианства или евтихианства, так что казалось, что ересь может поглотить Православие. Мы обращаем свой голос ко всем Преосвященным Епископам Православной Церкви, умоляя их, чтобы они изучили предмет нашего послания и встали на защиту чистоты Православной Веры. Просим усердно также их молитв о страждущей от безбожников Русской Православной Церкви, чтобы Господь сократил дни ея испытаний и ниспослал бы ей свободу и мир. † Митрополит Филарет. 14 /27 июля 1969 г. Неделя Св. Отцов Шести Вселенских Соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

На пяти красильных заводах красятся шерстяные вязаные кушаки, на сумму 5720 руб. серебром. Кушаки продаются преимущественно в Ромнах и на Коренной ярмарке. Существующая богадельня содержится на проценты капитала, положенного в банк майором Джунковским; в городской больнице пользуются больные на счет города. Бедствия недавнего времени открывались в Лебедине в следующем виде: от холеры 1848 года умерло в Успенском приходе – 80 человек; в Николаевском из 728 – 18; в Троицком 103; в Ильинском и Вознесенском из числа 1843 человек – 65; в Георгиевском, где 1287 лиц, 63 человек; в Трехсвятительском из числа 883 – 32; в Покровском из числа 774 – 27; в Воскресенском из 1099 – 80 человек. А всего в Лебедине умерших от холеры было 468 человек. В 1831 г. смертность была менее значительна; тогда во всех приходах умерло от холеры до 240 человек. Из царской грамоты февраля 21 1695 г. видно, что Лебединские черкасы во время бунта Брюховецкого (в 1666 г.) много пострадали за верность свою царю, вытерпели сильную осаду, во время которой многие умерли от ран, другие лишились всего, быв ограблены на пасеках и хуторах; потому царь жаловал их вместе с прочими казаками сумского полка привилегиями. В Чугуевской переписке сохранилось следующее любопытное донесение лебединского сотника от 26 сент. 1681 г. «с табора под Бишкиным» (Змиевским) к генералу Касогову. «По указу великого Государя и по вашему милостливому приказу о построеньи надолоб под Бишкиным (Змиевским) от озера до болота надолобы годно построили и еще звыше того. Една же, добротью нам милостивый и то ознайменуем, же теперь товариство наше, казаки наши сумского полка в запасах оскудали дуже, же на силу в которых есть що и исти. И от такого голода з табора уходят, же не могут и запинати их. В приходе мало казаков. Наступает время зимнее. А они бедные наги и больны и исти нечого и конем корму нет. А из домов прислати нечого за убожством. В прошлом году в нас в Лебедине гневом Божиим посад выгорел и в том пожаре хлебом оскудали дуже. И теперь ту ж стояти на заставе нам стало неможно».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Благочестивейший государь! Слава Богу, ты возвращаешься, ты перешел горы, и горы отнял от наших сердец, озабоченных трудностями твоих исполинских путей по землям и морям твоей исполинской державы. Но вот и конец заботливым помыслам. Осталось с удивлением радоваться. Продолжая и усовершая начатое Преобразователем России, – давно ли, подобно ему, ты стоял на бреге Невы, и, под собственными глазами твоими созданный корабль, собственным мановением устремлял в воды западных морей? И уже ты приходишь к нам из того восточного края, где дальновидный Петр едва успел поставить стопу ноги, и где ты твердо и обширно владычествуешь. А между тем – там твердыни, которыми ты ограждаешь нашу безопасность, становились еще тверже под твоими коленопреклонениями пред древнею святынею. Там – поля Вознесенские содрогались, там – волны черноморские трепетали от твоих громов, мирных, но сильных, как бранные, мирных, но тем не менее победоносных; ибо твоим предусмотрительно благоустроенным воинством и среди мира ты непрестанно побеждаешь и низлагаешь, если не врагов, то самый дух вражды и тревоги, который привык было колебать Европу. Благочестивейший государь! Подвиги не утомляют тебя. Но если, но слову Премудрого, время всякой вещи, а следственно должно быть некоторое время и покою, то прииди, много ради нас подвизающемуся духу твоему дай опочить – на наших сердцах. Благословение же Господне, которое одно дает и утверждает истинный мир и покой, да почивает выну на тебе, и на твоем августейшем семействе, и на твоей России». 787 Так вообще выражается проповедник об административной деятельности государя внутри империи по обороне страны и упрочению в ней мира В частности и в подробностях характеризует эту деятельность святитель Московский, споспешествуя ей своим поучительным словом, в проповедях, произнесенных по различным особенным случаям, каковы слова и речи к воинам, поучения, сказанные в храмах военно-учебных заведений и т.д. В этом отношении особенно замечательна «речь при благодарственном к Господу Богу молебном пении, в высочайшем присутствии Его императорского Величества, к собранным из бессрочного отпуска воинам», сказанная 2 октября 1843 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010