Но если алфавит – технология, тогда и речь – тоже. Уже в речи мы наблюдаем не просто звуки, а смыслоразличительные символы – фонемы. Тут, конечно, дело еще и в том, что термин " технология " у Маклюэна дан не в точном значении. В области истории и культуры нет обычного противоречия между естественным и искусственным. Ведь все осмысленное уже не является только " естественным " , простым " куском жизни " . Монолог " Быть или не быть " принадлежит одновременно и искусству, и жизни. Поэтому и культура, и масс-культура были возможны всегда, и массовая культура была уже в глубочайшей допотопной древности в виде язычества. Языческая масс-культура однажды совершила свой цикл от возникновения до полной гибели. Для нас этот вывод является очень важным, поскольку сегодня, напротив, язычество одержало победу в форме либерализма. Невероятный успех " Битлз " , Майкла Джексона, " Гарри Поттера " является ядерной частью этой победы. Этот успех разрушителен для человеческого общества и человеческого сознания, даже если отвлечься от содержания этих " победителей " . Язычество на данный момент победило. Но дело не в том, что язычество победило, а в том, как оно победило. Такая победа Христианству не нужна. Стоит вспомнить, как победило Христианство. " Во всю землю изыде вещание их, и во все пределы – глаголы их " ,- сказано об Апостолах. Мы видим в этих словах верное повествование о величайшей всеобщности Апостольской Христовой проповеди. Но эта всеобщность имеет и другую сторону: " Напоминаю вам Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились " (1 Кор. 15:1); " Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте " (Фил. 4:9); " Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем " (Кол. 2:6). Итак, всеобщность Апостольской проповеди и в том, чтобы всем верно понимать ее истину и верно следовать ей. Поэтому Премудрость взывает: " К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих " (Притч. 8:4-7).

http://moral.ru/hrist_liberal.htm

Но слугами Господа в прямом смысле этого слова они, конечно, не были, и если называли себя впоследствии рабами Иисуса Христа (как братья Господни Иаков (Иак 1:1) и Иуда (Иуд 1:1)), то только по глубокому смирению перед Ним. Беседуя с учениками во время Тайной Вечери, за считанные часы до ареста и менее чем за сутки до распятия, Спаситель называет их «не рабами, но друзьями», и объясняет: раб не знает, что делает господин его; но Я … сказал вам все, что слышал от Отца Моего  (Ин 15:15). Господь посвящает Своих учеников в самые сокровенные тайны, в суть Своих взаимоотношений с Богом Отцом ( Я в Отце и Отец во Мне ; Ин 14:11 и др.). Он дает им Самого Себя, Свои Тело и Кровь, в таинстве Причащения. Прежде чем возлечь В те времена, следуя обычаю римлян, в Иудее было принято принимать пищу не сидя, а полулежа, опираясь на левую руку на вечерю, Он моет им ноги и специально обращает внимание на это вопиющее несоответствие всем иерархическим нормам: … кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий  (Лк 22:27). И тут же объясняет, в чем дело: если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу  (Ин 13:14). Читайте также: «Да вы же сами называете себя рабами!» — что верующему ответить на этот упрек Ученики то и дело порывались разобраться, кто из них главнее. А Господь настойчиво втолковывал им: Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бóльшим между вами, да будет вам слугою, и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих  (Мк 10:42–45). Вот в этом-то вся суть: Господь воплотился как человек и пришел на землю вовсе не для того, чтобы принять от сотворенных Им людей почести и призвать их к Себе на службу. Он Сам пришел  послужить и отдать душу Свою для искупления многих . Пришел послужить делу спасения людей, прожить тяжелую человеческую жизнь, потерпеть унижения, издевательства, бичевание и страшную смерть на Кресте — и, воскреснув, открыть людям путь к спасению от греха и смерти. Как сформулировал это апостол Павел, Сын Божий уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной  (Фил 2:7–8).

http://foma.ru/svjashhenniki-govorjat-ch...

Но тут же возникает серьезный вопрос. Если христианство центральным пунктом своего учения называет любовь, то как же, все-таки, понять возможность осуществления любви без ниспровержения социальной несправедливости? Дело в том, что в своей Нагорной проповеди Христос, говоря «не заботьтесь...», отнюдь не призывает к безделью. Все толкователи Евангелия однозначно указывают, что «не заботьтесь» означает «не терзайтесь душой, не отдавайте всю душу этим земным заботам». Но это вовсе не означает, что христианин никаким образом не должен думать о своей земной жизни. Апостол Павел пишет следующее - «кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10) и очень строго обличает тех христиан, которые оставили свои «мирские дела» и только ожидали Второго Пришествия - «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). В своей молитве Господь учит нас просить хлеба насущного. Из всего этого мы видим, что христианство по-своему борется с социальной несправедливостью, но оно обращает свой взор на самое главное - на источник, из которого проистекает человеческая несправедливость, а именно - на отсутствие любви в человеке. Отсюда исходят все беды, как в плане личном, так и в плане социальном. Именно на это христианство и направило все острие своего учения. Апостол Павел пишет Филимону о беглом рабе Онисиме: «Ты же прими его... не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного» (Фил. 1:12, 16). Христос говорит в Евангелии: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями» (Ин. 15:15), «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35). Христианство устанавливает удивительный нравственный принцип социального равенства, который касается не дисциплины жизни (социального строя), а только нравственных отношений. Ведь если рабовладелец и раб, помещик и крепостной крестьянин, капиталист и рабочий будут по существу братьями, не все ли равно, какой будет строй? Рабовладельческий строй перестанет быть рабовладельческим (хотя бы он и сохранил прежнюю форму и название), ведь раб будет на положении брата возлюбленного. Христианство смотрит на сердце человека, и воспитывает это сердце. Христианин должен в каждом человеке видеть брата своего, т. е. равного себе, а не раба. Этим самым подсекается основа под всякой социальной несправедливостью, но не под дисциплиной жизни. Христианство воспитывает душу человека, а не занимается социальными переворотами и политические трансформациями.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Самый легкий и самый сложный путь любви к Богу – любовь к ближнему. Самый легкий потому, что любить того, кто находится рядом легко. И самый трудный потому, что Христос четко дает понять, что ближний – это не только родственник или сосед, но всякий человек, повстречавшийся на жизненном пути ( Лк.10:25-37 ). Трудно осознать, что совершенно незнакомый человек, проходящий мимо – это ближний. Еще сложней принять то, что нужно его любить. Сознание тут же начинает сопротивляться. Как любить? Зачем любить? Ведь знать прохожего не знаю, и знать не хочу. Чужой он человек, а никакой не ближний. Вот родителей – люблю. Детей – люблю. Родственников – в основном люблю. Друзей – ну да, наверно, люблю. Соседей – ну нет, скорее уважаю, а вот Марью Ивановну из пятой квартиры не люблю. Коллег – нет, тут любовью совсем не пахнет, вероятно, есть уважение, а так мы просто вместе работаем. Продавщица из магазина напротив – позвольте, ну с чего это вдруг ее любить надо? И чем дальше, тем меньше любви. В целом это понятно. Сложно человеку объять любовью весь мир. Так умеет только Бог. Но это вовсе не означает, что довольно осознать свою немощь и ограничиться лишь любовью к самым близким. Христос учит: «если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» ( Мф.5:46-47 ). И, конечно же, нелюбовь к кому-то – это чувство, противоположное тому, к чему призывает Господь. Заблуждается тот человек, который думает, что любит Бога, но при этом не любит людей. Апостол Иоанн Богослов категорично заявляет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» ( 1Ин.4:20 ). Было бы неправильным не пояснить, что такое любовь. Любовь – это всегда жертва, самопожертвование ради предмета любви. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», — говорит Христос. Он показал пример высшей жертвенной любви, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил.2:7-8 ).

http://azbyka.ru/kak-ljubit-boga

У всех народов замечается уважение к телам умерших, считаются священными последние слова их и исполняются их завещания. Ясно, что все народы верят, как бы предчувствуют продолжение жизни человека за гробом. А это обстоятельство указывает на бессмертие души, ибо здравый разум человека не может допустить, что все народы могут заблуждаться, что всеобщность веры не имеет основания в действительности. В бессмертии души нашей убеждает нас, братие, как мы сказали и слово Божие. Здесь смерть называется возвращением духа к Богу ( Еккл.12:7 ), изведением души из ее темницы ( Пс.141:8 ), разрешением от уз тела ( Фил.1:23 ), успением ( 3Цар.2:10 ; Деян.13:36 ), отшествием ( 2Тим.4:6 ) и под. Все эти названия указывают на то, что, по учению Слова Божия, жизнь человека будет продолжаться и по смерти тела. Ясное учение о бессмертии человека предложил и Господь наш Иисус Христос. Однажды к Нему подошли Саддукеи, ветхозаветные сектанты, отвергавшие загробную жизнь и воскресение мертвых, и предложили Ему вопрос по сему поводу. У Евреев был закон, данный Моисеем, по которому, если у кого умирал бездетным брат, имевший жену, то брат его должен был взять в замужество его жену и восстановить потомство брату своему. Саддукеи спросили Иисуса Христа: «было семь братьев. Первый, взяв жену, умер бездетным. Взял ту жену второй; и тот умер бездетным. Взял ее третий, также и все семеро! и умерли, не оставив детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресение которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою». Этот вопрос предложили Саддукеи отчасти потому, что смущались подобным случаем, а главное потому, что не верили в загробную жизнь, и думали своим вопросом поставить Иисуса Христа в затруднение и уронить Его учение в глазах народа. Посему и Господь сначала разрешил им самое недоумение их, указав на то, что в воскресении не женятся, ни замуж не выходят, но живут как Ангелы на небесах, – а потом возразил и против самого неверия их в загробную жизнь. «А что мертвые воскреснут», сказал Он, «и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Поелику же по изменении всего усматриваемого в смертном в Божественные свойства различия ни в чем не замечается, ибо что ни видим в Сыне, (все) есть Божество — мудрость, сила, освящение, бесстрастие, то на каком же основании разделять в двояком значении единицу, когда никакое различие не разделяет сего числа? Ибо Божество превознесло уничиженное и наименованному человеческим именем даровало «имя, еже паче всякаго имене» (Флп.2:9), находящееся в подчинении и рабстве соделало Господом и Царем, как говорит Петр: «Господа и Христа Его Бог сотворил есть» (Деян. 2:36). Ибо при (имени) Христа мы разумеем царство, и по причине совершенного единения восприятой плоти и восприемлющего Божества имена взаимно заменяются, так что и человеческое называется Божеским, и Божеское — человеческим (именем). Посему и распятый у Павла называется «Господом славы» (1 Кор. 2:8), и поклоняемый от всей твари небесных, земных и преисподних именуется Иисусом (Фил. 2:10). Сим дается разуметь о истинном и нераздельном единстве, именно тем, что неизреченная слава Божества означается именем Сына, когда всякая плоть и «язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога» (Флп. 2:11), так что восприявший крестные страдания, пригвожденный гвоздями и копьем прободенный называется у Павла Господом славы. Итак, если и человеческое (естество) не в своих естественных свойствах является, но есть Господь славы, а никто не осмелится сказать, что два Господа славы, зная, что «един есть Господь Иисус Христос, Имже вся» (1 Кор. 8:6), то откуда же приписывают нам двоицу сынов возводящие на нас клевету сию, дабы иметь благовидный предлог к утверждению своих мнений. Вот что мы можем представить в защиту нашу; от твоего же совершенства во Христе желаем большего и совершеннейшего содействия истине, чтобы утверждающие свои мнения клеветою на нас не имели никакого повода порицать истину. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3117...

6. Есть и практический смысл веровать в Воскресение Христово. «И Он (то есть Христос. – прот. О.С. ) есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1: 18). Почему Христос назван здесь «начатком» и «первенцем из мертвых»? Разве не воскрес Лазарь и сын Наинской вдовы? Почему же Он и «начаток», и «первенец из мертвых»? В действительности воскреснув, Он и явил нам формат нового бытия, которое ожидает и нас, верующих, в день всеобщего воскресения. Лазарь и сын Наинской вдовы воскресли, но потом и умерли. Воскресение в Жизнь во Христе и со Христом все меняет. Когда воскресший верующий уже не умирает, но переходит от смерти в Жизнь. Что и позволяло апостолу Павлу восклицать: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1: 21); «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3: 4). Только тогда смерть может оказаться «приобретением», когда и сама теперешняя наша жизнь наполнена Христом, Его Верою, Надеждою и Любовью, о которой и сказано: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 8); «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин. 3: 2–3). «Будем подобны Ему» Беда Достопочтенный Беда Достопочтенный писал: «Павел утверждает: вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3: 3). Умерли, конечно, в отношении прежней жизни во грехе и имеем теперь через веру новую жизнь во Христе, предел которой еще не явлен нам видимым образом. Святой Иоанн говорит, что мы будем подобны Ему, поскольку будем наслаждаться созерцанием неизменного, божественного и вечного, богоподобные в своем бессмертии и блаженстве. И все же мы останемся отличными от Творца, поскольку сами – творения. Хотя, видимо, это относится к телу бессмертия, и так мы уподобимся Отцу через Сына, единственного из Троицы принявшего тело, в котором Он умер, воскрес и которое вознес с Собой на небеса» .

http://pravoslavie.ru/112033.html

Например, апостол Павел говорит, что во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол. 3: 11), но в другом месте он называет себя «Евреем от Евреев, по учению фарисеем» (Фил. 3: 5). Или в одном месте он говорит, что во Христе «нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3: 28), но в другом месте говорит отдельно – как подобает себя вести женам и отдельно – как вести себя мужу (см.: 1 Тим. 2: 8–15). Что же, значит, апостол был исполнен противоречий? Отнюдь. Вообще этот вопрос «антиномий» – очень важный, потому что у одного и того же святого по одному и тому же вопросу мы можем найти при желании, казалось бы, прямо противоположные высказывания. Причина здесь в контексте, как говорят литераторы. То есть в том, когда, кому, в каком состоянии и по какому поводу говорит святой те или иные слова. Это принципиально важно. Потому что цель этих слов одна – возвысить душу, приблизить человека к познанию истины, но средства и обстоятельства и слова для этого могут быть использованы самые разные. И одному нужно напомнить о Горнем Отечестве, чтобы он не слишком привязывался к земному, а другому полезно напомнить и об Отечестве земном, чтобы он не мнил себя «небожителем», а приучался смиренно «возделывать землю» и «есть хлеб в поте лица своего». И никакого противоречия в этих напоминаниях нет, потому что цель их одна – направить человека к деланию добра. Святоотеческий урок Святитель Григорий Палама Лучше понять смысл антиномий помогает нам учитель Церкви святитель Григорий Палама , который говорит о разных степенях восхождения к Богу. В известных «Триадах» мы находим любопытные рассуждения святителя о «разности дарований», о том, что и среди дарований Божиих есть разные степени совершенства . Святитель говорит о том, что хоть и есть высшие состояния, когда молитвенник совершенно забывает себя, но это не значит еще, что всё, что относится к жизни земной и к повседневным обязанностям, – презренно и ничтожно. Святитель говорит о том, что всё доброе, начиная от простейшего и предметного и заканчивая непостижимо высшим, – всё это есть дары Божии, только имеющие разное сравнительно между собой достоинство и восхождение от низшего к высшему, что не дает нам права унижать значение меньшего дара. Напротив, святитель говорит о том, что и «низший дар» физической, телесной жизни может быть освящен доброй жизнью и сделаться духовным. В этом заложен, думается, главный смысл служения Отечеству – терпеливое созидание, делание добра во славу Божию в том месте, чине и звании, где определил нам Господь пребывать.

http://pravoslavie.ru/97266.html

И приведши потом Иисуса к Пилату, Иудеи сказали ему: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори ( Ин. 19:7 ). Таким образом истину Своего Божества Спаситель не поколебался подтвердить самою Своею смертью . 3. Как учил о Себе Христос Спаситель, так же потом учили о Нем и ученики Его, по вдохновению от Духа Святого. Например – 1. Св. Иоанн Богослов начинает свое евангелие словами: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Ин 1:1–3 ). Далее пишет: и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины... яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть ( 1:14, 17 ). А оканчивая свое евангелие, делает замечание, что и целью его писания было доказать Божество Иисуса Христа: сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его ( 20:31 ). Тот же Апостол в начале первого послания своего называет Иисуса Христа Спасителя словом животным ( 1Ин. 1:1 ) и животом вечным, иже бе у Отца, и явися нам (- 2 ), а в заключении послания говорит: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам (свет и) разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе, Сей есть истинный Бог и живот вечный ( 5:20 ), именуя здесь истинным Сыном Божьим и истинным Богом Того, Кого прежде назвал животом вечным. Наконец, в Апокалипсисе неоднократно приводит слова являвшегося ему Спасителя: Аз есмь Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний ( 1:10–12, 17, 18; 2:8; 22:12, 13 ), и выражается, что Христос есть князь царей земных ( 1:5 ), Царь царем и Господь господем ( 19:16 ). 2. Св. Апостол Павел называет Спасителя в своих посланиях: Богом, явившимся во плоти ( 1Тим. 3:16 ), Господом славы ( 1Кор. 2:8 ), Богом ( Рим. 9:4, 5 ), Сыном Божиим собственным (δου) ( Рим. 8:32 ), Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу ( Фил. 2:6 ); усвояет Ему божеские свойства: вечность ( Евр. 13:8 ), неизменяемость ( 1:10–12 ), всемогущество ( Евр.1:3 ; Фил. 3:21 ) и божеские действия: творение и промышление ( Кол. 1:16, 17 ; Евр. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Упразднитеся умом своим от всего суетного, и уразумейте, яко Аз есмь Бог ( Пс.45:11 ). Аз есмь Господь, возвещаяй истину; не рекох: суетного взыщите, но – обратитеся ко Мне умом и сердцем, и спасетеся ( Ис.45:19, 22 ). Приидите ко Мне, и Аз упокою Вас; возьмите иго Мое на себя ( Мф.11:28 ), и ходите во всех путех Моих, в нихже повелех вам, да благо будет вам ( Иер.7:23 ). Избранные Мои не имут трудитися вотще; будут в покоищи вси, иже взыскаша Мене ( Ис.65:23, 10 ). Неправеднии же возволнуются и почити не возмогут ( Ис.57:20 ), – все, которые ходят в суете ума их, помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божией ( Еф.4:18 ). Вы же спасайтеся от рода сего развращенного ( Деян.2:40 ); не сообразуйтеся веку сему, по преобразуйтеся обновлением ума вашего ( Рим.13:2 ), и ходите, дондеже свет имате, да тьма вас не имет ( Ин.12:36 ). А то наступит область темная ( Лк.22:53 ), исполненная неверия слову истины, и тогда всем сердцем, умом и помышлением обратитесь к попечению века сего, поработаете не Богу, но во зле лежащему миру (см. 1Ин.5:19 ). Берегитесь же, ибо дни века сего лукавы суть ( Еф.5:16 ); идите путем Господних повелений, идите, дондеже свет имате. Пришедший призвать из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет.2:9 ) не напрасно говорит: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете, ибо всех сих языцы ищут ( Мф.6:25, 32 ). Видите, – говорит пророк, – яко вси ослепоша, не разумеша смыслити; вси путемы своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство ( Ис.56:10, 11 ). Ибо возлюбиша человецы паче тьму, неже свет ( Ин.3:19 ); и за то им мрак темный во веки блюдется ( 2Пет.2:17 ). Не без причины же Давид умолял Господа: отврати очи мои, еже не видети суеты; преклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти ( Пс.118:37, 36 ). Ибо суета мира сего, подобно дыму, повреждает зрение душ наших. И блажен, кто может сказать, как Павел: все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и с Ним достигнуть воскресения из мертвых ( Фил.3:8, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010