В притче о богаче и Лазаре мы читаем: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лук.16:22 ), то есть он не остался в небытии до дня общего воскресения, но был перемещен в некий иной план бытия, «на лоно» (аллегорически мы бы сказали – на колени) к Аврааму, отцу всех верующих. В той же притче богач обращается к Аврааму со словами: «Прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» ( Лук.16:27:28 ). То есть братья богача еще живы, и вся сцена разворачивается задолго до общего воскресения. Кроме того, богач знает, что его братья еще живы и пребывают в нераскаянии. В сцене Преображения Господня мы читаем о том, что «явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» ( Матф.17:3 ). Очевидно, эти великие пророки Ветхого Завета не были «временно воскрешены», чтобы явиться рядом с Господом, а потом лечь обратно дожидаться общего воскресения. Все эти века ожидания они уже были живы где-то. Христос говорит: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Авраам мог увидеть день Христов только с небес – его бесчувственные кости, ожидавшие общего воскресения, ничего увидеть бы не могли. Святой Апостол Павел, описывая своею мученическую кончину, говорит не про «умереть и прекратить свое сознательное существование до дня Воскресения», а, напротив, «разрешиться (от плоти) и быть со Христом»: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Фил.1:23:24 ). Воскресение мертвых – в будущем – определенно предполагается, но в ближайшей перспективе души верных ожидает нечто иное – пребывание «на небесах»: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор.5:1:2 ). Там, на небесах, уже обитают души святых, прежде нас прошедших земной путь: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

В этом отношении существует полная аналогия между нашим крестом и крестом Сына Божия. Как сказал о Нем Ап. Павел, «Христос уничижил Себя Самого..., смирил Себя, быв послушлив даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил.2:7–8 ). Этим предельным послушанием Богу Он и одержал победу над грехом мира и над его последствием, т. е. смертью . Вслед за Ним неся наш крест, мы так же часто призываемся Богом явить Ему нашу верность вопреки тяготящим нас скорбям и страданиям. Такое послушание Богу для нас, конечно, сопровождается усиленной борьбой с нашей гордостью и греховным себялюбием. Эта борьба и составляет сущность того креста, который мы должны решиться взять и понести. Все же остальное составляет наш крестный путь. Для человека мира сего борьба с самим собой гораздо труднее, чем смирение перед скорбями. Человеком мира сего является всякий, кто желает жить только по естеству и не считает нужным затруднять себя вопросом о том, насколько это закономерно с точки зрения высшей правды о человеке. Он противится всякому напоминанию о грехе и о том, что надлежит вести с ним борьбу, так как борьба эта непременно должна сказаться для него, как борьба с самим собой. Слово о ее спасительности и, в связи с ней, о спасительности посылаемых Богом испытаний, всегда ему представится, как бессмыслица, как юродство. Так настроенный человек еще не родился для христианской жизни, он закрыт для воздействия спасающей благодати. Его она коснется лишь только, если он обратится. Обращение же, по-гречески – «метания», непременно должно выразиться как перемена образа мыслей. Эта перемена должна, прежде всего, сказаться в отношении человека к истине о кресте. Вот почему можно утверждать, что обращение всегда проходит через крест. Но крест не есть только орудие, через которое обличается безумие мудрости мира сего. Он есть также орудие познания силы Божией. И потому, как через крест Сына Божия воссияла для мира неумирающая жизнь, так и наш человеческий крест всегда открывает нам доступ к иной, трансцендентной для нас, благодатной области. Крест Христов имел две стороны, неразрывно связанные одна с другой, одна другую обуславливающие: уничижение и славу. Подобным же образом и наш личный крест должен складываться из этих двух сторон. Первая определяется как отвержение себя, ради предельной верности Христу, вторая – как благодать, отменяющая для нас закономерность мира в его падшем состоянии и, в этом смысле, прославляющая нас. И потому мы можем утверждать, что, когда Христос зовет нас взять крест и следовать за Ним, Он всегда нам предлагает следовать за Ним в ту славу, в которую Он сам вошел через Свой крест. Как крест Христов, так и наш крест есть орудие смерти, как смерти для греха ( Гал.6:14 ), и орудие Воскресения, как воскресения и новой жизни, свободной от греха и тления. Как для Христа, так и для нас Пасха крестная неотделима от Пасхи воскресной. Потому крест есть не только благодатная действительность, но и самая суть нашей жизни во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Гал.6:14 .  А я не желаю хвалиться, раз­ве только крестом Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Гал.6:15 .  Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Апостол не принадлежит к разряду таких, ищущих расположения мира, людей. – «А я не желаю» – точнее: «да не будет со мною того, чтобы»... Тогда как те ищут себе славы, стараясь на большее число язычников наложить печать иудейства, Апостол единственным предметом своей гордости считает крест Христов, который в то же время есть и его крест: он сам пережил и перечувствовал то, что пережил и перестрадал Христос на кресте ( Гал.2:19 ). И как для Христа Его отношение к узким границам иудейской национальности прекратилось со смертью на кресте, так и для Павла, который участвует в этой смерти. Через распятого Иисуса мир для Павла и Павел для мира – умер. Что Апостол действительно умер для мира – это совершенно верно, потому что теперь, в настоящее время, уже не имеет значения ни обрезание, ни необрезание: существуют только новые «творения», созданные во Христе для новой, вечной, жизни (ср. 2Kop. V:17 ). Гал.6:16 .  Тем, которые по­ступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Кто держится одинакового с Апостолом образа мыслей, тем он посылает свое благословение. – «И Израилю Божию», т. е. истинному Израилю, который, действительно, может назваться народом Божиим. Под этим «Израилем» всего естественнее разуметь христиан из Иудеев, в которых продолжает свою жизнь Израиль как народ Божий ( Рим.11:1–8, 9:27–29 ; Фил.3:3 ср. толк. Ефрема Сирина , Амвросиаста , которые именно так понимали это выражение). Гал.6:17 .  Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Го­с­по­да Иисуса на теле моем. «Впрочем» – правильнее: «от остального» Израиля ( το λοιπο) «никто не должен мне приготовлять труды и обременение». Апостол не хочет, чтобы остальные, отшатнувшиеся от Бога, израильтяне вмешивались в его дела и ставили ему преграды на его пути. – «Язвы Господа Иисуса» – по Тишендорфу и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если говорить конкретнее, Писание свидетельствует, что Христос никогда не использовал Свое всеведение, чтобы облегчить Себе жизнь в качестве человека. «Он испытал на Себе все неудобства того времени, хотя, обладая божественным всеведением, прекрасно знал каждое приспособление, когда-либо изобретенное человеком для своего удобства» 318 . Точно так же Иисус не пользовался Своей вездесущностью или Своим всемогуществом, чтобы облегчить Себе земную жизнь. Будучи вездесущим, Он мог бы мгновенно перенестись из Вифании в Иерусалим одним лишь усилием воли, однако Он шел пешком, как любой другой человек, и уставал в дороге. Будучи вездесущим Богом, Христос, конечно же, присутствовал одновременно и в Вифании, и в Иерусалиме. Но в течение трех лет Своей земной жизни Он предпочитал не пользоваться этим свойством, когда оно могло облегчить Ему жизнь. «Одним словом, Он отказался от преимуществ, которые давали Ему божественные качества в земной жизни, и предпочел не использовать их, чтобы подняться над обычными человеческими слабостями» 319 . В-третьих, «уничижив» Себя в воплощении, Христос сделался «подобным» (букв, «принял облик, вид») человеку и принял образ («сущность, природу») раба 320 . Таким образом, Христос был человеком в полном смысле слова. Его человеческая природа была подвержена искушениям, отчаянию, слабости, боли, печали и немощам 321 . Однако следует заметить, что «подобие» предполагает как сходство, так и различие. Богослов Роберт Лайтнер поясняет: «Христос обладал подлинно человеческой природой, но отличался от всех людей безгрешностью» 322 . Тем не менее уподобиться человеку было огромным самоуничижением со стороны второго Лица Троицы. Богословы всегда подчеркивали, что воплощение – это принятие человеческих качеств, а не отказ от божественных. Апостол Павел ясно выразил эту мысль, сказав, что в воплощении Христос «принял образ раба», «сделался подобным человеку» и «по виду стал как человек» ( Фил.2:7–8 ). Дж. И. Пакер объяснял это так: «Тогда [в воплощении] Он был Богом в не меньшей степени, чем раньше; но Он стал человеком. Он был не Богом минус какие-то божественные элементы, но Богом плюс все, что Он усвоил, облекшись в человеческое естество. Он, сотворивший человека, теперь узнавал, каково это – быть человеком» 323 (курсив ориг.). Иными словами, суть воплощения состояла не в лишении божественности, а в принятии человеческой природы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Если человеческая история начинается с не­послушания Адама и Евы, то спасение роду человеческому приходит через послушание Богу Пресвятой Девы Марии. Святой Ириней Лионский пишет: «Сообразно с сим и Мария Дева оказывается послушною, когда говорит: „се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему” ( Лк.1:38 ). Ева же (была) непослушна… и сделалась причиною смерти и для себя, и для всего рода человеческого; так и Мария… через послушание сделалась причиною спасения для Себя и для всего рода человеческого» 305, 306]. Тайна Пресвятой Троицы, взаимоотношения любви между Лицами Пресвятой Троицы проявляются в ново­заветной истории в связи с Боговоплощением, явлением Сына Божия Иисуса Христа, Который дал человечеству не только спасение, но и явил образец истинного послушания (основанного на взаимной любви Сына и Отца) каждому христианину. Произошло это в тот момент, когда послу­шание Богу либо совсем было в забвении, либо принимало искаженные, законнические формы — хранение субботы не по разуму, гипертрофированное лицемерие учителей народа и неисполнение главного в Законе: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда погло­щающие!» ( Мф.23:23-24 ). «Ибо, как непослушанием одного человека сдела­лись многие грешными, так и послушанием одного сде­лаются праведными многие» ( Рим.5:19 ). По толкованию святителя Григория Богослова , «собственным Своим примером возвышает Он цену послушания и испытывает его в страдании» 404]. Послушание Иисуса Христа есть наше спасение, и благодаря ему мы обретаем вновь послушание Богу. Жизнь Иисуса Христа была от самого Его «вхождения в мир» ( Евр. 10:5 ) и «до смерти крестной» послушанием: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил.2:6-8 ).

http://azbyka.ru/svyatootecheskoe-ucheni...

Не напрасно и св. Церковь воспевает в своих песнопениях что «пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме» 4 . И после сего нам остается только воздать хвалу Богу: Тебе, Господи, слава! ибо Ты действуяй в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Фил.2:13 ). II Замечательна судьба этой юной женской Тихоновской обители, возникшей на месте давно уже (с 1764 года) упраздненного Короцкого мужского Покровского монастыря, как бы завещавшего ищущим единого на потребу охранять во веки это местоселение славы Божия ( Пс.25:8 ) и подражать св. вере и св. подвигам благочестно пожившим здесь боголюбивым подвижникам, их же имена написаны в книзе животней ( Флп.4:3 ; Откр.3:5 ) 5 . Короцкий Покровский мужский монастырь тоже имел свою историю и иерархическое значение в ряду православных российскийх иноческих обителей. Время основания его с достоверною точностию определить невозможно; но, во всяком случае, эта иноческая обитель возникла в благословенное царствование дома Романовых, при царе Михаиле Феодоровиче, и также по примеру прочих российских иноческих обителей, имела за собой в известном количестве вотчины крестьян и земельные угодья. Это подтверждается царскими грамотами, данными сему монастырю и Новгородскими писцовыми книгами за 137-й год, где написано: «Пустошь, что было сельцо над озером, над Короцким, да к нему же припущено в пашню пустошь Поречье, и Щепляково тож, а в нем церковь Покрова Пречистые Богородицы древяная клецки пуста: а до разоренья строенье было приходское; перелогов 12-ть четвертей в поле, а в дву потомуж. И мы, нашего богомолья Покрова Пречистые Богородицы с Короцка игумена Тихона с братиею пожаловали, велели ему нашего жалованья, денежные и хлебные руги, учинить против окладу, что было дано в монастырь Николы Чудотворца, на холопьем городке и пр.» 6 . Впоследствии Короцкий мужской монастырь, 6-го мая 1654 года, пожалован был царем Алексеем Михайловичем его «сабинному другу», святейшему патриарху Никону и закреплен со всеми его вотчинами и угодьями «во веки неподвижно» за Валдайским Иверским первоклассным монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

«Он был послушен»… – это есть выражение Божественной любви к роду человеческому и послушание Своему Небесному Отцу. Послушание обусловлено любовью, и любовь выражается в послушании. Мы – творение Божие, как же мы все время своевольно об этом забываем? Об о жение Только через послушание мы постигаем Божественные законы, что лежат в основе миробытия. Через послушание восходим к общению с Личностью Самого Бога. Только через послушание мы постигаем Божественные законы, что лежат в основе миробытия Когда я отказываюсь от себя и, доверясь моему Небесному Отцу, соединяюсь с Ним, то через это я становлюсь по благодати тем, чем Бог является по природе. Святые отцы называют это об о жением – приобщением человека к жизни совершеннейшей, даже нежели та, что была у прародителей в раю. Мы властны смиряться Любое творчество сопряжено с любовью. Во всяком деле, в каждом поступке я соединяюсь через послушание со Всесовершенной Личностью. Иерархическое лицо для меня – Сам Бог. Но также это может быть человек, которого я властен через послушание Богу поставить иерархическим для себя лицом. «Научитесь от Меня, яко кроток Есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29), – говорит Господь. Именно через послушание я выстраиваю в моей жизни эту спасительную для меня же самого вертикаль. Вот я пришел в ЖЭК, для меня его служащий – начальствующий в этой ситуации. Я прихожу в булочную, продавец – пусть даже это она – для меня, даже архиерея, там начальник. Но приходит, допустим, ее шеф, будь он хоть министром, ко мне в монастырь, – тут уже я начальник. Так и должно быть. Это и значит: «Друг друга честию болша себе творяще» (Фил. 2, 3). Насколько ты в жизни стал подобен Христу Единственное, что нам нужно: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13, 8). Благоговейно относись к каждому человеку, со страхом Божиим ходи по земле – вот и всё! Никто из нас не будет истязан за то, сколько постился, молился, а только – насколько ты в жизни своей стал подобен Христу Не надо смотреть по сторонам, кто там и что делает. Отвечать ты будешь только за себя и, если ты лицо иерархическое, – за тех, кто тебе вверен.

http://pravoslavie.ru/129700.html

Сама готовность наша вступить в общение со Спасителем дисциплинирует наше поведение, наше хождение «путем заповедей» Божиих (ср.: Пс.118:32 ). Воспитывая себя в благочестии и чистоте, человек начинает сознавать, что его личных усилий в этом недостаточно; потому он настойчивее, в смиренной молитве, обращается за помощью и подкреплением к Спасителю – Иисусу Христу. Желание вести христоподражательную жизнь побуждает воспитывать в себе «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил.2:5 ), а это недостижимо без освоения непрестанной молитвы и частого соединения с ним в Таинстве Причащения. Чем выше духовная жизнь человека, тем острее он ощущает голод своей души по пище духовной – по причащению Тела и Крови Христовой. «Мы, – пишет прп. Феодор Студит , – всегда приготовляя себя ко Святому Причащению, удаляемся от всякого греха. А когда не имеем попечения о причащении, тогда впадаем во многие греховные страсти. Будем всегда так делать, приготовляя себя, дабы сделаться нам причастниками жизни вечной» 8 . Обращаясь к верным, молящимся за Литургией, но по нерадению своему не приступающим ко Святому Причащению, свт. Иоанн Златоуст говорит: «Слышите говорящего священнослужителя: «Елицы оглашении, изыдите. Да никто от оглашенных, елице вернии, паки и паки миром Господу помолимся». То есть отыдите не могущие молиться. Ты же ли стоиши бесстудно? Но ты неси от сих, но от могущих причаститеся. И тако ли ничесоже печешися? Тако ли за ничто вменяеши вещь? Всяк не причащающийся тайнам, бесстуден есть и срамно стоящ. Ты пришел еси, песнь воспел со всеми, исповедовал себя быти из числа достойных, поколику с недостойными не исшел еси; како убо пребыв и не причащаешися Трапезы? Недостоин есмь, глаголеши; так недостоин ты и общения молитв; не только бо чрез предлежащия тайны, но и через песни возглашаемые дух отовсюду снисходит (подавается). Посему недостойного недостойны суть и очеса зрении сих, недостойны и слухи его». 9 Отсюда и вывод (по бл. Августину): если грехи человека не таковые, чтобы он подлежал отлучению от причащения, то он не должен удалять себя от повседневного врачевания Господня Тела 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

И кто не знает, с какою неутомимою бдительностию и с каким неусыпным попечением она исполняет сию обязанность свою? Се не воздремлет, ниже уснет, храня и управляя нами сия верховная глава ( Псал. 120:4 )! Остается и нам, ея членам, с покорностию внимать ея велениям, безпрекословно следовать ея внушениям и не уклоняться ни на десно, ни на шуее от путей, ею указуемых; ибо пути ея суть пути жизни вечные. Приклоните же ныне, возлюбленные братия, умственный слух ваш к таинственным вещаниям сей Богомудрой главы, и прилежно внемлите, чему она поучает. Она сим нерукотворенным образом лица своего поучает нас не земная мудрствовати, но небесная ( Кол. 3:2 ), да якоже Христос есть вторый человек Господь с небеси, тако и мы будем небеснии; и якоже облекохомся во Адаме первом, во образ перстного, да облецемся во образ небесного ( 1Кор. 15:40 ), образ же сей составляется не из вещества и красок, но из небосиятельных добродетелей, начертываясь на скрижалях сердца нашего. Во-первых, сия преблагословенная глава, претерпевшая некогда венец терновый за грехи главы рода нашего Адама и за наши беззакония, наставляет нас, чтобы и мы учащали возлагать на главы наши острое терние покаяния о грехах наших, – да источают оне если не кровь, то по крайней мере обильные слезы на омовение скверн греховных. Адам, глава наша, вознес главу свою до гордости сатанины, возжелав быть равным Богу, но Господь смирил его, изгнав из рая сладости на землю проклятия, из места веселия – в юдоль плача. Христос же, глава Церкви, смирил главу свою даже до смерти, смерти же крестные ( Фил. 2:8 ), когда, преклонив сию главу, предал дух свой Богу Отцу ( Иоан. 19:30 ), темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имени, да о имени Его всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних ( Фил. 2:3 ), дабы и мы по образу Его смирения, смиряя себя, вознеслись от нечестия в славу, от изгнания в отечество, от земли на небо, и от смерти в живот. Тесно и болезненно было в тернии Главе нашей Христу, дабы мы знали, что тесным и болезненным путем подобает внити в царствие небесное; тесным, потому что узкия врата и тесный путь есть вводяй в живот ( Матф. 7:14 ), а болезненным потому, что многими скорбми подобает внити в царствие Божие ( Деян. 14:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

6. Бог обитает в Себе Самом в вечности. Он всегда один и тот же; у Него нет никакого До или После, но всегда единое пребывающее Ныне. Если ты, о душа, хочешь приблизиться к Нему и иметь общение с Ним, то избегай всяких бесполезных воспоминаний и предположений, равно как и бесчисленных наведений, расчётов и беспокойств твоего падшего рассудка, и пребывай, как невинное дитя, всем своим умом и чувствами в настоящем мгновении с Господом. Предоставь Ему заботиться о тебе и вести тебя, куда Ему угодно (Фил. 4, 6; Пс. 22, 2). 7. Бог есть всеобъемлющая, неделимая, ничем не ограниченная Сущность, неуразумеваемая никаким умом. Он не есть то или это, но Всё и Одно . Посему, если ты хочешь познать Бога и приобщиться Ему, то со смирением оставь все свои особые, ограниченные, младенческие образы и помышления о Боге (1 Кор. 13, 11), плени свой ум в послушание простой и детской вере (2 Кор. 10, 5) и восходи духом в состояние божественной неограниченной всеобщности и безмолвной широты (Пс. 17, 20; 118, 32; 96), не останавливаясь на частных предметах и размышлениях – особенно во время молитвы. 8. Бог есть сама простота и чистота. Невозможно узреть и обрести Его, как только простым и чистым сердцем (Мф. 5, 8). Посему взыскуй того, чтобы тебе всегда быть чистым и простым. Будь истинен и непорочен (Иов 1, 1 ) во всех своих делах, речах, мыслях и желаниях. Дай простому оку (Мф. 6, 22) твоей души прямо взирать на Бога и во всём иметь в виду лишь Его одного, без малейшего нечистого постороннего намерения или искания своего, без всякого, даже самого тонкого, лицемерия, притворства или искусственности. Пусть все твои мысли и желания будут такими, чтобы ты всегда мог поставить их пред светлым солнцем присутствия Божия. Если же против твоей воли подвигнется в тебе что-либо ложное и нечистое, то искренне и спокойно, без всякой утайки, повергни всё таковое пред лицем Божиим – и оно исчезнет. 9. Бог есть милосердная и кроткая Сущность. Он есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём (1 Ин. 4, 16). Сего ради и ты будь всегда кроток, любвеобилен и милостив, как внутри себя, так и во всех твоих поступках. Предоставь Духу любви Иисуса Христа умягчить жестокий и строптивый нрав твоей падшей природы, утишить неукротимость твоих страстей и преклонить к послушанию Богу твоё непокорливое своеволие. Если ты почувствуешь, что в тебе начинает проявляться нечто, противоположное милосердию Божию – сразу, не вступая с ним в спор, погружайся в сладчайшие воды (Пс. 22, 2) кротости и любви Христовой.

http://bogoslov.ru/article/5484926

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010