Вышла в свет книга «Возрождение святыни» об Успенском храме в Пекине 28 августа 2013 г. 17:37 28 августа 2013 года после Божественной литургии в трапезной Успенского храма г. Пекина состоялась встреча прихожан с Борисом Горбачевым, автором книги «Возрождение святыни. Успенский храм на территории Российского посольства в Пекине», написанной в соавторстве с Татьяной Манаковой. Книга выпущена в рамках издательских программ Правительства Москвы издательской фирмой «Восточная литература». Примечательно, что первое публичное представление книги прошло в праздник Успения Божией Матери — престольный праздник храма, построенного на этом месте в 1902-1903 годах под руководством епископа Иннокентия (Фигуровского). В своем выступлении Б.Н. Горбачев рассказал об авторском замысле данного научного издания. В книге исследуется история православного Успенского храма в Пекине с момента его постройки до конца 1950-х годов, когда многие строения Российской духовной миссии во время строительства нового посольского городка на этом месте были разрушены, а храм превращен в гараж посольства СССР в КНР. Спустя полвека благодаря совместным усилиям Московской Патриархии, МИД России, посольства РФ в КНР, российских и китайских властей стало возможным возрождение Успенского храма в Пекине, вся история которого наглядно отражает ход трудного процесса, который переживало и продолжает испытывать Православие в Китае. В этом храме оставили свой след многие деятели истории дореволюционной и современной России: священники, дипломаты, ученые-китаеведы, переводчики, известные и простые российские граждане, китайские православные верующие. Ранее на месте расположения храма в течение двух с половиной столетий существовала Российская духовная миссия, члены которой являлись не только первыми православными пастырями на китайской земле, но и родоначальниками отечественного китаеведения и дипломатической службы России в Китае. Их многолетние труды создали первичный фундамент российско-китайских отношений, культурного взаимодействия между народами России и Китая. Автор поведал, какое место в книге отведено описанию сюжетов, связанных с деятельностью Российской духовной миссии в Пекине, как удалось собрать сведения о персоналиях, в том числе данные о многих забытых или вовсе не знакомых именах.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

После восстания РДМ переселилась на территорию дворца китайского князя, расположенную в северо-восточной части Пекина и называвшуюся Бэйгуань. Усилиями главы РДМ епископа Переяславского Иннокентия (Фигуровского, впоследствии митрополита Пекинского и Китайского, +1931) на этой территории был постепенно возведен Пекинский Успенский монастырь, где построили четыре храма - Успенский, Всех Святых Мучеников, где покоились честные мощи китайских мучеников, святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Серафима Саровского. Образовался и женский Покровский монастырь. РДМ развернула обширную издательскую и переводческую деятельность (на китайском языке были изданы Новый Завет, Псалтирь, Воскресный Октоих, Служебник, Часослов, Требник, чинопоследования двунадесятых праздников, многочисленная катехизическая и вероучительная литература, китайско-русский словарь и др.), всемерно способствовала распространению православия в Северном и Северо-Восточном Китае. Постепенно сформировалась группа китайского православного духовенства. После революции 1917 г. РДМ обратила все свои усилия на оказание помощи обширной российской эмиграции, прибывшей в Китай. Постепенно помимо Пекина сформировались и другие центры православия - Харбин и города вокруг него, Порт-Артур и Дальний, Шанхай, Внутренняя Монголия (район Трехречья) и Синьцзян. Были построены величественные храмы, в том числе кафедральный собор в честь иконы Божией Матери " Споручница грешных " в Шанхае, Благовещенский и Свято-Николаевский соборы в Харбине. В 1945 г., после окончания войны большая часть православных архиереев, находившихся в Китае, воссоединились с Русской Православной Церковью. В июне 1946 г. был образован Восточно-Азиатский Экзархат с центром в Пекине (к 1950 г. включал Пекинскую, Харбинскую, Шанхайскую, Тяньцзиньскую и Синьцзянскую епархии). После прихода компартии к власти в Китае в 1949 г. положение РДМ сильно осложнилось: русские беженцы, в том числе и духовенство, направились за пределы страны. Те, кто оставались в Китае, постоянно ощущали давление со стороны атеистических властей. К 1954 г. Экзархат был ликвидирован, а все церковное имущество (в том числе 73 церкви, часовни и молельных дома) передано советскому посольству. Духовенство в последующие годы разъехалось, кто в СССР, кто на Запад. В 1956 г. Священный Синод РПЦ даровал автономию Китайской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/40037.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пережившие чудо... 15 мин., 30.11.2009 Фильм «Чудо», снятый режиссером Александром Прошкиным по сценарию писателя и сценариста Юрия Арабова — еще одна попытка российского кинематографа коснуться более глубокого, чем только внешне-бытовой, пласта нашей жизни. В основе картины — случившееся в Куйбышеве в 1956 году «Зоино стояние», когда девушка, решившая потанцевать с иконой Николая Чудотворца, вдруг окаменела. Чем же руководствовался сценарист, приступая к этой работе, что его более всего волновало? Юрий Арабов родился в 1954 году в Москве. В 1980 году окончил ВГИК (мастерская Н. Н. Фигуровского и Е. С. Дикого). Дебютировал в кинематографе фильмом «Одинокий голос человека» (1978 год). Постоянный соавтор Александра Сокурова, сценарист десяти его лент. Лауреат премии Каннского кинофестиваля за сценарий фильма «Молох» (1999 год). Не раз обращался к сюжетам серебряного века и эпохи модерн. Один из организаторов неформального клуба «Поэзия» в Москве (1986 год). Как поэт позиционируется метаметафористом. Лауреат Пастернаковской премии (2005 год). С 1992 года заведует кафедрой кинодраматургии во ВГИКе. — Эта картина о том, что даже если перед нами явится  Спаситель, мы в это все равно не поверим, — рассказывает Юрий Арабов. —  Каждый из нас в каком-то смысле — Фома Неверующий. Все персонажи картины не верят в то, что произошло, не верят в явление живого Бога. Единственный человек, который знает наверняка, что чудо произошло, — атеист, представитель правящих кругов и госбезопасности, уполномоченный по делам религии. И его миссия состоит в том, чтобы максимально опошлить случившееся, чтобы отодвинуть людей от этого чуда. Картина наша, скорее, не о самом явлении живого Бога, а об отношении к этому явлению тех, кто отпал от Него и от культуры в ее глубинном понимании. — В фильме почти все герои, даже видевшие чудо, — от него отказываются, проходят мимо… — Когда я писал прозу, а потом сценарий, когда Александр Анатольевич Прошкин взялся за его воплощение, нам хотелось показать, что, несмотря на отрицание случившегося, с каждым  происходит нечто из ряда вон выходящее... Кроме уполномоченного по делам религии. Он не меняется, потому он, по-видимому, погибший человек. Во всяком случае, я писал в сценарии образ беса, ведь по Евангелию никто не знал, что Христос — Бог, а бесы знали. В жизни же остальных героев что-то происходит. Начиная со столяра, у которого вдруг ломается его долото, и он понимает, что произошло нечто особенное. У журналиста, что решается уйти из газеты и хочет попытаться вести свободную жизнь художника. Он внутренне давно этого хотел, но раньше подобное казалось ему невозможным. Я думаю, даже Хрущев, который видит в окне за бортом самолета необыкновенный по красоте пейзаж, вдруг вспоминает об ангелах, в которых не верит. А где-то на втором плане рождается, может быть, новая русская святая. В реальной истории — Зоя, в нашем фильме  — Таня.

http://foma.ru/perezhivshie-chudo.html

Глава миссии архимандрит Хрисанф Щетковский очень много работал с православными корейцами, которые в течение долгого времени не получали святого Причастия. На этом поприще, как и в деле проповедничества, он столкнулся с необходимостью перевода на корейский язык литургии, катехизиса и ежедневных молитв. Владыка обратился за помощью к главе Китайской миссии, известной своими трудами по переводам, о. Иннокентию Фигуровскому. Но вспыхнувшее боксерское восстание, сопровождавшееся мученичеством христиан-китайцев и разгромом православной библиотеки, положило конец надеждам на эту помощь. Пришлось оставить мысль о работе над переводами и направить усилия на решение других миссионерских задач, таких, например, как открытие школы. 257 Русско-японская война полностью свернула деятельность Миссии. Корея не могла оставаться нейтральной, и люди русской национальности, включая миссионеров, были вынуждены покинуть страну. После войны миссия возобновила деятельность под руководством нового главы – архимандрита Павла Ивановского . Шесть лет его руководства Миссией оказались самыми плодотворными. Было переведено множество книг, в том числе вся богослужебная литература. Под его началом первый кореец был рукоположен в священники. Миссия продолжала свою работу под руководством других лиц вплоть до русской революции, после чего, так же как это случилось с уже рассмотренными нами иностранными миссиями, ее развитие остановилось. Впоследствии Корейская Церковь оказалась под юрисдикцией Японской епархии. Из-за превратностей истории Кореи Православная Церковь прошла через многие испытания. Во время гражданской войны она осталась совершенно без пастырского окормления, так как корейский священник о. Алексий Ким был схвачен и изгнан из страны. Это событие едва не привело к гибели всей Корейской Церкви. Однако с помощью греческих священников, сопровождавших греческие экспедиционные войска, «посланные Божественным Провидением в самый трудный и критический момент», она смогла выжить. 258 Вот еще один пример, демонстрирующий помощь православных своим иностранным собратьям в трудной ситуации. В настоящее время в Корее имеется небольшая православная община. Несколько молодых корейцев обучались в Афинах; священник прихода в Сеуле о. Даниил На – выпускник Богословской школы Св. Креста в Массачусетсе, он предоставил нам материалы для этой статьи. 259 Глава 6. Православные миссии сегодня. Православная диаспора

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

А Вы вот не были в Почаевской Лавре, ни в Житомире, а если бы пожаловали, то были бы встречены с любовью. Говорят о моем вызове в Синод, хотя я вовсе не желаю служить духу праздности и уныния, в чем именно и заключается присутствование там. Но если придется ехать не с экстерностью (у меня в Новгородской епархии весьма больна мать 70 лет), то воспользуюсь Вашим братским приглашением. Сейчас пишу ночью, возвратившись с обеда – ужина у губернатора в честь министра Глазова. Видимо это хороший господин, но едва ли хороший руководитель школьного просвещения. Посылаю Вам номер «Китайского вестника» с замечательной и весьма симпатичною передовицей епископа Иннокентия [Фигуровского]. Прошу святительских молитв и остаюсь Вашего Преосвященства преданный во Христе собрат епископ Антоний 26 октября 1904 года 23 Друже и святителю! Выход Владимира Карловича [Саблера] из Духовного Ведомства и замена его Ширинским-Шихматовым есть факт. Крайне недружелюбное отношение Константина Петровича [Победоносцева], побудившего Владимира Карловича подать в отставку 7-го апреля. Меня и Никона [Рождественского] Константин Петрович вымарал из заготовленного по его же указанию наградного списка (архиепископа), — на что я бы с… хотел, — а вообще, почти никто из архиереев награды не получил, хотя черед был и трем митрополитам и Наследник родился и они его крестили. Вызываются (это секрет) Гурий [Охотин] Новгородский, Лаврентий [Некрасов] и Вениамин [Муратовский] Калужский — аховые ребята — два. Мы с киевскими святителем [Флавианом (Городецким)] поедем вероятно 22-го — раньше не пускают Никона 15, а Никон завтра — после общего съезда у митрополита Антония [Вадковского]. Здесь Преосвященный Димитрий (Абашидзе), Алексий [Баженов] Таврический, ожидается 6-го епископ Платон [Рождественский] ( барыши из Ялты). Преосвященный Алексий с Преосвященным Димитрием были за последние полгода в русско-японских отношениях. Саша М. был у меня: зубрит и тает от умиления. К великой радости моей на стороне патриаршества оказался и протопресвитер Янышев: Господь да будет милостив к нему. Ваш ректор новый получил орден 2-й степени, а отец Алексий — крест. Поздравляю их. Прошу Ваших святых молитв, благодарю за гостеприимство, ожидаю Вас в Почаевскую Лавру, где пробуду 24 мая — 8 июня и 13 августа — 26 сентября.

http://pravoslavie.ru/5541.html

В 1925 г. делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) посетила Лондон, где приняла участие в торжествах, посвященных 1600-летию 1 Вселенского Собора. Митрополит присутствовал и на богослужениях Англиканской Церкви. 985 К инославным церковным структурам РПЦЗ обращалась и за поддержкой. На факты отступничества от православия Зарубежная Церковь реагировала быстро и жестко. Клирики Зарубежной Церкви, переходившие в римокатоличество, не только лишались сана, но и анафематствовались. Так, 21 октября 1926 г. Архиерейский Синод РПЦЗ лишил сана и предал анафеме священника Захарию Ковалева, перешедшего в римокатоличество. 986 13 сентября 1928 г. Архиерейский Синод поступил точно так же в отношении архимандрита Николая (Алексеева) и священника Бориса Фомичева. При этом архиепископу Иннокентию (Фигуровскому), в чьем подчинении находились архимандрит Николай и священник Б. Фомичев, было предложено возгласить отступникам анафему в день Торжества Православия. 987 Довольно сдержанным было отношение иерархов РПЦЗ к возможности участия православных архиереев в подготовительной комиссии по созыву Вселенского Собора Римско-Католической Церкви. Архиерейский Собор РПЦЗ 1923 г. признал возможным принять участие в этом мероприятии только в целях осведомления при условии, что в комиссию войдут представители Поместных Православных Церквей. 988 Когда в начале 1930-х гг. группа литовцев-католиков попросила принять их в общение, Русская Зарубежная Церковь предъявила им следующие условия. Архиерейский Собор 1932 г. заявил, что католики, присоединяемые к Православной Церкви, должны: 1) принять все догматы Православной Церкви и православного Символа веры 2) немедленно ввести в практику причащение под двумя видами, причащение младенцев, совершение миропомазания вместе с крещением, а также православную литургию 3) немедленно перейти на православную пасхалию, получить православные антиминсы и миро 4) отказаться от почитания католических святых, принять почитание святых Православной Церкви 5) подчиняться Зарубежному Церковному управлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Нет живого воплощения церковного и национального единства, и мы, – подчеркивал далее Клепинин, – должны тем крепче держаться за то невидимое, что сохраняет свою силу всегда, независимо, дано ли ему воплотиться во внешности или нет... Живого, реального единства в лице единого патриарха нет больше с нами, тем неуклонней должны мы ощущать и держаться нашего единства в духе и вере. Мы должны быть верны и служить Божией правде и нашей русской правде, которую мы подчас забывали, и забываем, и за это наказаны, правде, создавшей Россию, и которая заключается в воле служить целым нашим народом, всем его талантом, поскольку это в наших слабых силах, Божией правде и торжеству Единой Православной Церкви, и смиренно умолять Бога, чтобы он восполнил недостающие силы». 45 Прекрасные слова! Но как тогда следует расценивать другой сюжет, связанный с панихидой в Белграде по Св. Патриарху Тихону, когда служивший Владыка Михаил Таврический в своем слове не столько говорил о почившем Патриархе, сколько о присутствовавшем в храме митрополите Антонии, который, дескать, может заменить Святейшего?!! 46 Это что – старые мечты о скорой гибели большевизма, и связанные с нею надежды на занятие Патриаршего Престола митрополитом Антонием, собравшим наибольшее количество голосов во время выборов Патриарха? Вероятно, здесь следует ответить утвердительно. Об этом свидетельствует и удивительное обсуждение в Синоде предложения архиепископа Иннокентия (Фигуровского) о том, чтобы Владыка Антоний возглавил Русскую Церковь в качестве заместителя Патриарха, лишенного в СССР всякой свободы (письмо начальника Китайской миссии было написано еще до кончины Святейшего). И что же? Синод отверг его? Нет. Синод предполагал «предоставить председателю Архиерейского Синода с правами временного, до созыва Всероссийского Священного Собора, заместителя Патриарха представительствовать Всероссийскую Православную Церковь , и насколько позволят условия и обстоятельства, руководить церковною жизнью и церковью не только вне России, но и в России». 47

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 окт. 1893 г. П. возглавил хиротонию епископа Кирилловского Назария (Кириллова), 13 нояб. ставшего епископом Гдовским, 2-м викарием столичной епархии. 17 июля 1894 г. П. хиротонисал во епископа архим. Питирима (Окнова), буд. митрополита Петроградского и Ладожского. В 1896 г. принял в епархию вдового казанского свящ. Василия Муратовского, окончившего Казанскую ДА. Постриженный 9 нояб. 1896 г. в крестовой церкви Александро-Невской лавры с именем Вениамин, он уже 26 окт. 1897 г. занял новоучрежденную кафедру 3-го викария С.-Петербургской епархии с титулом епископа Ямбургского (в 1924-1927 гг. обновленческий митрополит Ленинградский, с 1927 до кончины в 1930 - Московский). 19 окт. 1897 г. П. возглавил хиротонию во епископа Люблинского архим. Тихона (Беллавина) (впосл. патриарх Московский и всея России). С переводом еп. Назария на Олонецкую кафедру, 21 окт. 1897 г., Гдовское викариатство осталось незамещенным. В итоге у митрополита остались 2 викария: 1-й (Нарвский) - Иоанн (Кратиров) и 3-й (Ямбургский), а 2-й отсутствовал. Большое доверие П. оказал 2 иеромонахам - выпускникам СПбДА 1896 г.: Сергий (Тихомиров) занял пост инспектора СПбДС, Никодим (Кононов) - смотрителя Александро-Невского ДУ. В то же время у ректора СПбДС архим. Иннокентия (Фигуровского) «возникли недоразумения» с митрополитом, и его в 1895 г. (через год после назначения) перевели на должность настоятеля московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря . При П. 8 февр. 1895 г. прот. Иоанн Кронштадтский был назначен настоятелем Андреевского собора Кронштадта; ему ежегодно предоставлялся 2-месячный летний отпуск для путешествий по разным епархиям, с правом служения литургий в любом храме по пути. Прот. Иоанн неоднократно сослужил П. при освящении приходских и домовых храмов; нередко сам возглавлял закладку храмов на окраинах С.-Петербурга. П. как первенствующий член Синода участвовал в основных событиях и церемониалах, связанных с кончиной имп. Александра III и началом царствования имп. св. Николая II Александровича . Среди них: панихиды, литии и погребение 7 нояб. 1894 г. имп. Александра III; 14 нояб. 1894 г. встреча имп. Николая II с имп. св. Александрой Феодоровной в Казанском соборе, куда они прибыли после венчания в соборе Зимнего дворца, 14 мая 1896 г. коронация нового императора (П. подносил царские регалии, прочитал молитву с коленопреклонением, в конце литургии совершил миропомазание и причастил царицу), 28 нояб. 1895 г. погребение вел. кн. Алексея Михайловича († 18 февр. 1895 в Сан-Ремо).

http://pravenc.ru/text/2578737.html

Центральный объём выполнен в форме двухэтажного четверика с пологим чашеобразным куполом, на котором возвышаются пять луковичных глав на центрических барабанах. С восточного торца устроена небольшая центрическая апсида с конусной конхой. С западного торца расположено помещение трапезной с примыкающей 40 метровой колокольней, украшенной фронтонами, пилястрами и полуколоннами. Эта высокая колокольня придаёт Покровскому храму неповторимый своеобразный вид. Её восьмерик опирается на четыре столба, а на восьмерике стоит ещё восьмерик с круглыми отверстиями для часов. Выше установлены 12 дорических колонн в честь двенадцати апостолов, а на своде, который эти колонны поддерживает, помещены ещё четыре колонны-столбика в честь четырёх евангелистов. Венчает здание колокольни главка-луковица, а на ней высится шестиметровый крест. До революции 1917 года из особо почитаемых старинных предметов в церкви хранились: икона Нерукотворного Спаса, икона Покрова Пресвятой Богородицы и напрестольный крест с частицами мощей разных угодников Божиих. До закрытия Покровского храма, при церкви хранились: копии метрических книг с 1803 года, копии исповедных росписей с 1829 года и опись церковного имущества, составленная в 1894 году. Церкви принадлежали три часовни: одна находилась в церковной ограде, другая в селе, а третья близ села Клязьменский Городок. Земли при церкви на конец XIX века: усадебной 1 десятина, сенокосная 3 десятины и пахотной 30 десятин. Причта по штату положено: священник и псаломщик. С 1891 году в селе существовала церковно-приходская школа находившаяся в специально для неё устроенном доме в церковной ограде. Здание для школы было выстроено старанием священника В. В. Фигуровского на средства бийского купца В. Н. Осипова. В советское время начались гонения на Церковь. Весной 1922 года из Покровского храма было изъято серебряных предметов весом на 7 фунтов 94 золотника. В 1937 году по представлению заведующего Ковровским краеведческим музеем А. Г. Бутрякова решением Ковровского райисполкома из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Клязьминского Городка были изъяты так называемые " архивы " , видимо старинные церковные книги и документы.

http://sobory.ru/article/?object=01449

В журнале заседаний Архиейрейского Синода 8 было рассмотрено «Представление Высокопреосвященного Мефодия, архиепископа Харбинского и Маньчжурского, от 12-го октября 1922 г. за 435, с ходатайством об утверждении избранных Членов Харбинского Епархиального Совета». 428 Все представленные лица были утверждены. ...Хотя он [Харбин] имел нерусское название, но это был типичный русский город как по своему внешнему виду, так и по своему быту, по своей культуре, – пишет в своих воспоминаниях С. Троицкая . – В каждом районе Харбина и его пригородах была церковь , причем если старое здание церкви требовало капитального ремонта или необходимо было увеличить его вместимость, то православные русские люди предпочитали построить рядом новый храм, и обычно не деревянный, а кирпичный. Так были построены новые церкви: Софийская, Благовещенская, Алексеевская (в Модягоу) и церковь во имя Святителя Николая в Затоне... В каждой церкви был священник-настоятель, а епархией правил или епископ, или архиепископ, или митрополит. После большевистской революции в России, когда началось жестокое преследование православного духовенства, в Харбин прибыло немало представителей высшего и рядового духовенства. 429 Начиная с 1923 года архиепископ Иннокентий (Фигуровский), начальник Российской Духовной Миссии в Китае, ежегодно присылал отчеты о положении церковных дел в Китае и на Дальнем Востоке. 430 Так, мы читаем, что в 1924 году Миссией высылались Синоду денежные переводы, в частности, были высланы 600 долларов, «но не принятые ввиду перевода их на совершенно обесцененную германскую валюту, Миссия ведет переписку с Банком». 431 Другое письмо архиепископа Иннокентия решено было доложить предстоящему Собору архиереев Русской Православной Церкви за границей и из него опубликовать сведения о влиянии христианства в Китайском государстве. 432 В 1925 году Комитет Общины православных христиан в трех восточных провинциях Китая докладывал о жизни православного населения в указанных провинциях и о работе Комитета. Синод постановил запросить отзывы по содержанию доклада названного Комитета Начальника Российской Духовной Миссии в Китае архиепископа Иннокентия (Фигуровского) и архиепископа Харбинского и Манчжурского Мефодия (Герасимова). 433

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010