Сатурнин, проповедник Евангелия в Галлии. 3 июня. Симеон Нигер, учитель церкви Антиох. 4 янв. Фива, диаконисса Кенхрейской церкви. 3 сент. Филагрий, еп. Кипрский, уч. ап. Петра. 9 февр. Фронтасий, Севериан, Северин и Силан мучч., Фронтон, еп. Петрагор. 4 июня. Фулвиан, князь Ефиопский, ученик ап. Матфея. 16 ноября. Фекла, первомученица, учен. ап. Павла. 24 сент. 2 век 106.       Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский, муч. Римский при Траяне (98–117). 20 дек. 100–117. Ромил муч. и 11000 воинов, пострадавших в Армении. 6 сент. Мучч. Диррахийские : 100–117.      Астий еп. 4 июня. Перегрин, Лукиан, Помпей и другие. 7 июля. Сарвил и Вивея, мучч. Едесские. 15 окт. Симеон, из 70, священномуч. Иерусал. 27 апр. Прокл и Иларий мучч., из Калипты близ Анкиры. 12 июля. Зосима воин, муч. Кононийский. 19 июня. Мучч. Римские : Иакино, Диомид, Евлампий и другие. 3 июля. Феодот и Феодотия. 4 июля. Дросида, дочь Траяна: 22 марта. Фока, еп. Синопийский, муч. 22 сент. 117–138. Еспер и Зоя, с двумя сынами, мучч. Атталийские, при Адриане. 2 мая. Ермиония, дочь Филиппа диакона, муч. Ефесская. 4 сент. Филит синклитик, и Лидия, с двумя сынами, мучч. Иллирийские. 23 марта. Евпсихий, муч. Кесарийский в Каппад. 7 сент. Кодрат, из 70, священномуч. Магнисийский. 21 сент. Римские мученики и мученицы : Вера, Надежда, Любовь , и мать их София. 17 сент. Евстафий Плакида, с женой и чадами. 20 сент. Елевферий, еп. Иллирийский, Анфия, мать его, и Корив. 15 дек. Ариадна, муч. Фригийская. 18 сент. Павсилип муч. 8 апр. 138–161. Иулиан, муч. Атинский, при Антонине. 28 июля. Виктор и Стефанида. мучч. Дамасские. 11 ноября. Евдокия, преподобномученица Илиопольская в Финикии. 1 марта. Феодор, муч. Пергийский, с дружиною. 21 апр. Птоломей, Лукий и некий христианин, мучч. Римские. 1 июня. Потит отрок, муч. Сардинский. 1 июля. Гликерия дева и Лаодикий, мучч. Траянопольские. 13 мая. Мелитина, муч. Фракийская. 16 сент. Мелетий стратилат, и с ним 1218 воинов с женами и детьми, также Серапион, Каллиник, Феодор и Фавст и др. мучч. 24 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

К вышеописанному примыкает другой римский чин поставления в церковный сан (первая половина VIII в.) священников, диаконов, а также диаконисс. Папа возлагает руку на ставленника и благословляет. Архидиакон приносит орарь и возлагает на будущего клирика, а папа облачает его в далматик. Затем продолжается служба, и папа причащает вновь поставленных Телом и Кровью Христовыми, а те совершают затем Мессу на протяжении семи дней, но, видимо, уже в своем храме. После рукоположения нового клирика с большой торжественностью встречают представители храма, в котором он должен служить, и провожают его, восседающего на белом коне, по улице. В трех молитвах на поставление диаконисс из грузинской рукописи X в., как и в молитве из «Апостольских постановлений», вспоминается Мариам, Девора и Фива, однако делается важное дополнение, что диаконисса по роду своего служения должна помазывать миром собирающихся креститься. В другой грузинской рукописи XVI в. добавлено, что посвящение совершается через епископское рукоположение на Литургии после чтения Евангелия. От XVI же века до нас дошел совсем поздний чин посвящения диакониссы у сирийских несториан. В нем говорится о том, что будущая служительница избирается из пожилых монахинь, долгое время проводивших время в монашестве. Она склоняет голову перед епископом в диаконике, после псалмов и общих молитв епископ читает особую молитву благословения, в которой призывает на нее Святого Духа, чтобы она могла наставлять женщин, уча их целомудрию и добродетели. Затем архиерей возлагает на ее голову руку, но не как при хиротонии, а как при благословении. Даже при беглом рассмотрении перечисленных чинов, если не учитывать поздние свидетельства Матфея Властаря и несториан, можно отметить несколько специфических черт: диакониссы посвящаются через рукоположение, при этом не встают на колени, у них имеется свое облачение (мафорий), им на шею двумя концами вперед возлагается диаконский орарь, они причащаются вместе со священниками и диаконами, очевидно, могут касаться руками богослужебных сосудов или перед Анафорой участвовать в перенесении будущих Святых Даров на Престол. Что касается обязанностей диаконисс, согласно перечисленным чинам, то можно определенно говорить лишь о том, что им могло быть поручено охранять вход в храм (возможно, на женскую половину), наставлять перед Миропомазанием девочек и девушек, участвовать в самом Миропомазании (скорее всего, женщин), а самое главное — вести воздержную целомудренную жизнь, по сути монашескую, хотя ни в одном из чинов нет указаний на то, что рукополагаемая перед этим принимает постриг и должна руководить монахинями или женской общиной как настоятельница (игуменья или аббатисса). Последнее, безусловно, имело место на Западе в раннесредневековую эпоху, но здесь, видимо, можно говорить не столько о специфическом диаконисском служении, сколько о соединении звания диакониссы с должностью руководительницы монастыря 7 .

http://azbyka.ru/drevnie-chiny-rukopoloz...

3 Оригинальные тексты, их переводы и ссылки на публикации источников см. ниже. 4 Monumenta de viduis, diaconissis virginibusque tractantia/Ed. J. Mayer. Bonnae, 1938. P. 55–56: Testamentum Domini Nostri Jesu Christi/Ed. et lat. redd. Rahmani Ignatius Ephraem II, patriarcha Antiochenus Surorum. Moguntiae, 1899. P. 99. Памятник сирийского происхождения (есть версии: малоазийского или египетского), восходящий к V или даже IV в. Латинский перевод сирийского текста, который, в свою очередь, восходит к несохранившемуся греческому оригиналу, был опубликован Игнатием Рахмани — Антиохийским патриархом. 5 См.: W ngaards J. Op. cit. P. 27–31. Подробное исследование рукописи см. в кн.: L’Eucologio Barberini Gr. 336/A cura di St. Parenti, El. Velkovska. R., 2000 (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae Subsidia». Vol. 80). 6 То, что Фива будет рассматриваться в раннехристианской традиции как некий прототип и образец для подражания последующим диакониссам, не подлежит сомнению, см.: Постернак А., свящ. Служение женщин в Древней Церкви//Служение женщин в Церкви… С. 387–389 (там же библиография, см.: Примеч. 1. С. 388–389). 7 Глосса на 15е правило Халкидонского собора уточняет: «Диаконисса — это аббатисса» (Maassen F. Glossen des canonischen Rechts aus dem karolingischen Zeitalter//Wiener Sitzungsberichten. Philosophisch-Historische Klasse. Wien, 1877. Bd. 84. S. 274). Петр Абеляр (XII в.), перечисляя в одном из своих писем к Элоизе должности шести монахинь, необходимых для управления монастырем, последней приводит диакониссу, «которую теперь называют аббатиссой» (Abel. 8 Ер. ad Hel.). В житии Нила Младшего (9101005) в момент входа этого святого в Рим упоминалась диаконисса, «игумения монастыря», которая, «собрав подчиненных ей дев, вышла навстречу святому» (Monumenta de viduis, diaconissis… P. 51–52). 8 Автор выражает благодарность Г. Е. Захарову, любезно указавшему на данный фрагмент источника. 9 На это указывал еще А. Неселовский, см.: Неселовский А. Указ. соч. С. 71. Он же справедливо отмечал, что запрет 44-го канона входить женщинам в алтарь, подтвержденный 69м правилом Трулльского собора (692), касался не женщин вообще, а лишь тех, кто не принадлежал к клиру (см.: Там же. С. 72–73).

http://azbyka.ru/drevnie-chiny-rukopoloz...

В постоянном окружении Иисуса Христа всегда были женщины, которые помогали Ему своим имуществом: Мария Магдалина, Иоанна, Сусанна и «многие другие» (Лк. 8, 2-3). А что сказать о роли женщин в истории смерти и воскресения Христа? Они стояли у Креста, пустой гроб первыми увидели жены-мироносицы, и они же первыми возвестили об этом апостолам, охваченным страхом. Ангел посылает их с миссией благовествовать миру. Позже блаженный Августин скажет: «Святой Дух поставил Марию Магдалину апостолом апостолов». Но «культурный контекст», вероятно, берет свое уже в тот момент, когда апостол Павел, пренебрегая свидетельством евангелистов, забывает упомянуть женщин в списке очевидцев воскресения (1 Кор. 15, 5-8). Однако они навсегда останутся в памяти Церкви, как и поступок той женщины, о которой Сам Господь сказал: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26, 13). На Пятидесятницу в Сионской горнице вместе с апостолами, Божией Матерью и братьями Иисуса также пребывали в молитве несколько женщин (Деян. 1, 14). И все они исполнились Духа Святого! Апостол Петр возвещает о том, что исполнилось пророчество Иоиля: «... и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши». До этого момента Дух изливался только на избранных, женщины должны были оставаться в тени, но теперь все члены Церкви получили Дух Божий и были призваны к служению в Церкви. Упомянем также о Тавифе, это единственная женщина, названная «ученицей» (Деян. 9, 36-43); Лидии, торговавшей багряницею, — мудрой женщине, которая имела некоторое влияние и на самого апостола Павла (Деян. 16, 13). Список пополнят четыре дочери Филиппа благовестника, наделенные «даром пророчества» (Деян. 21, 9), то есть способностью под водительством Святого Духа проповедовать Слово Божие, пока в общине не установятся последующие ограничения, запрещающие женщинам учить (1 Кор. 14, 34; 1 Тим. 2, 12). Супружеская чета Прискилла и Акила, названная апостолом Павлом «сотрудниками во Христе Иисусе» (Рим. 16, 3), принимает в свою школу такого опытного богослова, как Аполлос (Деян. 18, 23-28). В другом месте упоминается некая Фива, названная диакониссой Кенхрейской церкви (Рим. 16, 1). Разумеется, диаконский титул не означал соответствующего места в иерархии Церкви. Но эта мудрая женщина участвует в ответственном служении на тех же правах, что и диаконы, прислуживающие епископу в Филиппийской церкви (Фил. 1, 1) и упоминаемые в пастырских посланиях (1 Тим. 3, 8). Впрочем, имеются свидетельства о том, что дo IV века женщины поставлялись в диаконы через возложение рук и молитву епископа.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/3/71...

Так совершилось первое явление воскресшего Спасителя. По отбытии Марии Магдалины приходит ко гробу другая, малая группа: (Мария Иаковля, Саломия и другие) и видит ангела (в образе юноши) у гроба. Получив от него напутствие, мироносицы отходят. И когда они шли возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему ( Мф. 28:9–10 ). Так произошло, братия и сестры, второе явление мироносицам воскресшего Господа. После своего отбытия от гроба святые жены, согласно данного им повеления от ангелов и Воскресшего, собрались все у апостолов, возвещая им великую истину Христова Воскресения ( Лк. 24:10 ; Ин. 20:16 ). Так святые жёны-мироносицы превратились в жён-благовестниц и в апостолов для самих апостолов. Сегодня, братия и сестры, день святых жён-мироносиц. В этот день, третий воскресный по Пасхе святая Церковь чтит и прославляет их, прежде всего – за любовь, за глубокую, беззаветную преданность и верность Спасителю. Мы видели, что мироносицы всегда следовали за Христом и не выключали себя ни за минуту и из последних событий Его жизни. Они до конца следовали за Господом, желая как бы участвовать и в самой смерти Его и не расставаться с Ним даже после погребения Его. Их любящее сердце, недавно жившее в Живом, теперь прилепилось к Умершему, скорбно ища Его и в самой гробнице Его, пока с помощью ангелов не нашло и не узнало Его воскресения. Так ни на минуту в их сердце не порывалась связь с Господом из-за любви и преданности Ему. Святая Церковь чтит и прославляет жён за их особый дар – дар благовестия. Ко гробу Спасителя они несли алавастровые сосуды с миром, чтобы умастить благовонием тело Его. От гроба же они шли, неся в сосудах сердца своего выстраданную и оправданную любовь к Господу своему и неудержимую потребность излить от полноты любви радость свою о Воскресшем на апостолов, т. е. благовествовать о Нём. С тех пор той же дорогой любви и благовестия прошли сонмы святых женщин, украшая святую Церковь , вызывая бесчисленные подражания: жёны-апостолы (равноапостольная Мария Магдалина), жёны-мученицы (София и дочери), жёны-великомученицы (Екатерина, Варвара), жёны-матери-воспитательницы (Анфуса, Макрина, Моника, София), жёны-диакониссы (Фива), жёны-первомученицы (Фекла), жёны-просветительницы (Елена, Ольга, Нина), жёны-семейственницы (Наталия), жёны-инокини-подвижницы (Евпраксия), жёны-пустынницы (Мария Египетская) и великое множество других святых жён. Все они произошли от одного и того же изначального христианского корня: от святых жён-мироносиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

В некоторых других рукописях и в тексте Маркиона нет 15-й и 16-й глав Послания римлянам. Для объяснения такого разнообразия вариантов в рукописном предании предлагались самые разные теории, которые можно свести к следующим основным положениям: 1 . 16-я глава Послания римлянам является отдельным посланием, адресованным апостолом Павлом Ефесской Церкви, с которой связано большинство из перечисленных здесь лиц. Но послание, составленное из одних приветствий, лишено смысла. 2 . Подательница Послания римлянам диакониса Фива, проходя через Ефес, могла оставить здесь экземпляр послания и добавленную к нему главу с приветствиями ефесским христианам, а затем уже привезла в Рим рукопись, предназначенную для римлян (гл. 1–15). Таким образом, согласно этой теории, послание изначально существовало в двух вариантах, пространной, предназначенной для Ефеса (гл. 1–15 16), и краткой, адресованной в Рим (гл. 1–15). 3 . Послание римлянам является «циркулярным» и адресовано Церквам Рима, Ефеса, Фессалоник и прочим. Но в конечном счёте в канон был принят вариант послания к Римской Церкви и к нему добавлены эпилоги из других вариантов. 4 . Послание целиком, с 1-й по 16-ю главы адресовано только христианам Рима, где в то время находились все упомянутые в 16-й главе сотрудники и знакомые апостола Павла. Апостол перечисляет их поименно, чтобы подчеркнуть, как много нитей связывает его с Римской Церковью, которую он намеревается посетить в ближайшее время. Все перечисленные теории имеют своих сторонников и защитников. Последняя наиболее близка древнему преданию, но при этом не дает ответа на существующие вопросы. Третьей версии, о «циркулярном» послании, придерживается большое число исследователей, и здесь находят свое объяснение четыре эпилога Послания римлянам (15, 33; 16, 20, 24, 25–27 143 ). И хотя мы сами отдаем предпочтение этому объяснению, но при этом не должны забывать, что это всего лишь предположение. 20.5. Влияние Послания к римлянам на последующее богословие   Хотя первые два века по Рождестве Христовом Послание римлянам, по-видимому, не оказывало заметного влияния на христианскую мысль, в последующей истории Церкви его роль стала определяющей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Всюду, где образовывались небольшие христианские общины, всегда появлялась нужда в подобном помещении для собраний новой общины или, по крайней мере, для назидания некоторого числа христиан из этой общины. В этих помещениях устраивались и вечери любви, для которых нужны были разные домашние вещи, находящиеся обыкновенно в ведении хозяйки дома. Вечери любви, на которых совершалось и Таинство Причащения, были в течение первых десятилетий настоящей трапезой, при которой, кроме хлеба и вина, употреблялись обычно и различные другие кушанья, как, например, молоко, мед, коренья и масло. Допустим, что часть этих припасов приносилась в виде приношений христианами, – все же нужно было кому-либо их приготовить и подать на стол. И в этих случаях в то время, несомненно, прибегали также к помощи женщин. Кроме того, в этих частных домах благовестники могли находить себе надежное и спокойное пристанище. Как высоко ценил апостол Павел такую услугу! Ведь он сам лично и его помощники так часто нуждались в таких пристанищах. Так, вероятно, он находил его у Дамари в Афинах (см.: Деян. 17, 34 ) и, несомненно, у Прискиллы и ее супруга Акилы в Коринфе (см.: Деян. 18, 2 ). Какое большое значение имели эти женщины в общинах, видно из Посланий апостола. Они были не только гостеприимными хозяйками, но, очевидно, и, так сказать, духовными центрами маленьких общин. Правда, в городах Верии и Фессалониках нам прямо не указано имен женщин-христианок, но об обращении многих знатных женщин мы находим ясное упоминание в книге Деяний (см.: Деян. 17, 4 ). В Филиппах трудились на пользу общины Еводия и Синтихия (см.: Флп. 4, 2 ). В Колоссах Нимфа отдала свой дом в распоряжение христианской общины. В Коринфе имела значение для общины Хлоя 216 , в Кенхреях действовала Фива 217 – покровительница общины, в то же время помощница многим и самому апостолу Павлу. У нее на первом плане было гостеприимство и прием общественного собрания. В 16-й главе Послания апостола Павла к Римлянам упоминаются, кроме Фивы и Прискиллы, также Мариам, Юния, Трифена и Трифоса, Персида, мать Руфа, сестра Нирея и Юлия. Все они оказали услуги апостолу или общине.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А сейчас пока перейдем к слову, переданному в Синодальном переводе как «диаконисса». Такой перевод греческого слова diakon не соответствует ни контексту, ни (что особенно важно) лексике того периода; дело в том, что сам термин diakonissa появляется в христианском словоупотреблении и, кстати сказать, вообще в греческом языке не ранее, судя по всему, конца III века . В Рим 16:1 более корректно перевести буквально как «диакон» (но женского рода, что указывается самим именем Фивы), или «служительница» христианской общины в Кенхреях, портовом пригороде Коринфа. Тем же самым словом часто Павел определяет как свою церковную деятельность, так и деятельность своих сотрудников и христиан, занимавшихся миссией независимо от апостола . Увязывание служения Фивы с одной конкретной общиной может здесь служить подсказкой, что она занимала значимое место или даже выполняла какие-то лидерские функции в указанной церкви. Скорее всего, именно свидетельством о этом может служить и последнее из трех прилагаемых к Фиве определений – «помощница». Так передается в Синодальном и ряде других новоевропейских переводах греческое слово оригинала – prostatis . Этого слова ни в женском, ни в мужском роде не встречается больнее нигде в текстах Нового Завета. Сходный с ним по форме и, судя по всему, совпадающий по значению, термин prostat s встречается в ряде современных Павлу нехристианских и чуть более поздних христианских источниках в значении «помощник, покровитель, патрон» . Э. Кеземан, в связи с таким широким значением данного слова в рассматриваемый нами период, старался доказать, что в случае с Фивой данный термин «не мог быть понимаем в строго юридическом смысле (то есть в значении «патрон» - прим. П.Л. ) – как лидер или выдающийся представитель какого-либо сообщества» . Скорее, по его мнению, речь здесь шла о материальной поддержке со стороны Фивы христианских странствующих проповедников в роде Павла. Однако известная исследовательница-библеист Шлёссер Фиоренца возражает Кеземану, считая что Фива, вопреки «андроцентричным моделям» последующих эпох в истории христианства могла играть роль, которая допускалась в I веке в основном только для мужчин .

http://bogoslov.ru/article/1089254

Конечно Коринф, в который вступил теперь апостол Павел, был не тот благословенный Коринф, о котором воспевал Пиндар, не тот Коринф, стоявший во главе дорийских городов и Ахайского союза, о котором повествовал Фукидид. Тот древний торговый город со всеми его великолепными зданиями и храмами был совершенно разрушен в146 году до Рождества Христова Вандалом Луцием Муммием. Около ста лет лежал Коринф в развалинах, и только холм, да один из храмов пережили бедствие римского погрома 126 . Потом, в 46 году до Рождества Христова и опять за сто лет до прибытия апостола Павла, Юлий цезарь, будучи диктатором, решился снова отстроить город. «Этот город, говорил он, стоял под покровительством Венеры, от которой ведут свой род Юлии». Благодаря этому распоряжению Цезаря, местность скоро была застроена и заселена ветеранами и вольноотпущенниками 127 . Разрывая места для фундаментов, находили замечательные сокровища, художественные изваяния на глиняных отломках, изящные вазы и тому подобные предметы. Эти остатки давно погибшего города были первым предметом торговли в новой колонии 128 и вместе с тем послужили школой для развития новой техники. Древних изящных вещиц было открыто так много, что и простой солдат украшал ими свое жилище. Колонисты выстроили себе жилища из редкостных экземпляров древних колонн, карнизов и пилястр, украшенных золотом и серебром; и над всем этим висел деревянный навес, крыша из тростника и соломы, которая при ближайшем пожаре делалась добычею огня и губила все под собой. Такова была колония Юлия – Коринф. Быстро здесь стала развиваться торговая деятельность, и по-прежнему стеклись сюда громадные богатства. Благодаря выгодному положению города на двух берегах, он скоро опять сделался центром торговой деятельности, как был некогда, во время господства финикиян. При трудности огибать Пелопоннес и легкости переправлять товары чрез узкий Истм, Коринф стал таким местом транзитной торговли, какому подобного не было в мире. Такому значению города содействовали две прекрасные гавани: Кенхрея и Лехнос. В Кенхрее, на Эгейском море, останавливались большие торговые корабли Азии и Александрии, в Лехносе бесчисленное множество мелких барок, на которых купцы отправляли свои товары в Италию. Кто, как диаконисса Фива 129 , отправлялся в Ефес, тот шел в Кенхрею; кто, как Акилла и Прискилла 130 , хотел ехать в Рим, тот садился на судно в Лехносе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

    Трофим (питающий или питомец, греч ), из 70 апп. 15 апр.     Трофим, муч. антиохийский, 19 сент.     Трофим и Феофил, 23 июля.     Трофим и Фал пресвитеры, муч. лаодикийские, в Карии, 16 марта.     Трофим и Евкарпий, мучч. никомидийские, 18 марта.     Турвон (вихрь, толпа, кубарь, лат.), муч. 16 янв.     Уал или Валентин (сильный, лат.), муч. севастийский, 9 марта.     Уар или Вар (кривой, кривоногий, или уторь, пятно на лице, лат.), муч. египетский, 19 окт.     Уврикий (вернее Урвикий), 30 дек.     Уирко или Вирко, мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Урван (городский, вежливый, лат.), из 70 апп., 31 окт.     Урван отрок, муч. антиохийский, 4 сент.     Урван, муч. с Евстохием и др., 23 июня.     Урван, муч. цареградский, 5 сент.     Урпасиан, муч. никомидийский, 9 марта.     Усфазан евнух, муч. персидский, 17 апр.     Фавий (бобовый, лат.), папа римский, муч. 5 авг.     Фавста (благополучная, счастливая, лат.) девица, муч. кизическая, 6 февр.     Фавстиан (см. Фавст), муч. керкирский, 28 апр.     Фавст (благополучный, счастливый, дат.) пресвитер, муч. александрийский, 6 сент.     Фавст, муч. александрийский, 4 окт.     Фавст (у римлян вернее Фест — праздничный, веселый, лат.) диакон, муч. путеольский, 21 апр.     Фавст муч., с Серапином египтянином, 24 мая.     Фавст, преп. далматский, 3 авг.     Фаина (светлая, блистающая, греч.), из семи дев, мучениц анкирских, 18 мая.     Фантин, преп. солунский, 30 авг.     Фармуфий (название месяца апреля по-египетски), преп. египетский, 11 апр.     Фарнакий (древнее восточное имя, сн. Фарнах, евр. Числ 34:25), муч. 24 июня.     Феврония, преподобномученица, 25 июня.     Феврония, в иночестве Евфросиния княгиня муромская, 25 июня.     Феликиссим (счастливейший, лат.) диакон, муч. римский, 10 авг.     Феликс, (счастливый, лат.) муч. римский, из 7 сынов Филицаты, 25 янв.     Фенгон (светящий, греч.) воин, муч. амисийский, 23 янв.     Фервуфа девица, муч. персидская, 4 апр.     Фива (светлая, греч.) св., диаконисса кехрейской церкви, 3 сент.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010