VII. 20. Известно, что как раз одной из этих диаконисс и была та Фива, о которой апостол, настоятельно ее рекомендуя римлянам и прося за нее, говорит: «Представляю также вам Фиву, сестру нашу, которая служит Церкви в Кенхреях, чтобы вы приняли ее для Господа как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницей многим и мне самому» [ Рим.16:1–2 ]. Кассиодор, как и Клавдий 147 , толкуя это место, говорит, что она [Фива] была диакониссой этой Церкви. Кассиодор [сообщает следующее]: «[Апостол] имеет в виду, – пишет он, – что она [Фива] была диакониссой материнской Церкви, что в греческих землях вплоть до нашего времени происходит в виде некоего служения, так что в Церкви им не воспрещается и участие в обряде Крещения» 148 . Клавдий [пишет]: «Этот отрывок [ Рим.16:1 ] в силу апостольского авторитета учит, что и женщины поставлялись на церковное служение. На такую должность в Кенхрейской Церкви была определена Фива, которую Павел с великой похвалой и одобрением рекомендует» 149 . Сам [апостол], обращаясь с посланием к Тимофею, также объединяет этих [женщин] с диаконами и преподает им сходное нравственное наставление. Ибо там, описывая по порядку чины церковных служений, когда спускается от епископа к диаконам, говорит: «Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены [должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диаконы должны быть мужьями одной жены, хорошо управляющими своими детьми и своими домами. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» [ 1Тим.3:8–13 ]. Значит, как там, где говорит о диаконах – «не двоязычны», так и здесь о диакониссах – «не клеветницы», как там – «не пристрастны к вину», так и здесь – «трезвы». Остальное же, что там изложено, он кратко обобщает следующим образом, говоря: «верны во всем». Подобно тому как он запрещает епископам [ 1Тим.3:2 ] или диаконам быть двубрачными, так и диакониссам повелевает быть женами одного мужа, о чем мы уже упомянули выше. «Вдова, – говорит, – избирается не менее как шестидесятилетняя, бывшая женой одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, оказывала странноприимство, если умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдов не принимай» [ 1Тим.5:9–11 ]. Легко заметить, насколько более подробны эти предписания, или наставления, апостола для диаконисс, чем указания, предназначенные как для епископов, так и для диаконов, ибо то, что он говорит: «известная по добрым делам» или «оказывала странноприимство», он вообще не упоминает применительно к диаконам. А то, что он прибавил: «если умывала ноги святым, [помогала] бедствующим» и т. д., – не сказано относительно и епископов, и диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На основании этого и других древних памятников, касающихся диаконисс, можно с достаточной долей уверенности утверждать, что их служение не было полностью идентично служению диаконов-мужчин: функции диаконисс сводились прежде всего к помощи епископу в тех случаях, когда он имел дело с женщинами, будь то при крещении или в иных ситуациях. Поэтому нет достаточных оснований утверждать, как это делают некоторые ученые, что Фива-диаконисса занимала какое-то исключительное положение в своей церкви и пользовалась особым авторитетом, в том числе в богословских вопросах. 317 Роль диаконисс была, как правило, вспомогательной, и их служение было обращено исключительно к женской части общины. 318 Это служение могло включать предкрещальную катехизацию женщин, и вряд ли учительная роль диаконисс простиралась дальше этого. Нет никаких сведений о том, чтобы диакониссы в ранней Церкви читали Священное Писание за богослужением или произносили проповеди. 319 В то же время мы должны подчеркнуть, что все сведения об обязанностях диаконисс могут быть почерпнуты нами только из позднейших источников. О том, чем занимались диакониссы времен Павла, у нас информации нет, а проецировать более поздние источники на более раннюю ситуацию всегда опасно. Павел называет Фиву словом προσττις, которое в Синодальном переводе передано как «помощница», но может означать также «покровительница». Возможно, она обладала достаточными материальными ресурсами, чтобы оказывать помощь Павлу и членам местной общины. Вслед за Фивой Павел упоминает двух лиц, о которых нам известно из книги Деяний: Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь ( Рим. 16:3–4 ). В Деяниях об Акиле и Прискилле говорится как о супружеской паре, изгнанной из Рима императором Клавдием и временно поселившейся в Коринфе. Они были изготовителями палаток, и Павел «пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал» ( Деян. 18:1–3 ). В Первом Послании к Коринфянам упоминаются «Акила и Прискилла с домашнею их церковью» ( 1Кор. 16:10 ), что указывает на их пребывание в Коринфе. К моменту написания Павлом Послания к Римлянам они, судя по всему, были снова в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам. Дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам. Я говорит, потому молюсь об избавлении оттуда, чтобы поскорее увидеть вас и притом с удовольствием, не навлекши там себе никакой скорби. И успокоиться с вами. И успокоиться с вами. Не сказал: научить вас, наставить в вере, но успокоиться, то есть вы оживитесь учением моим, а я оживлюсь приращением вашей веры. Выражением этим показывает, что и он и они, как подвизающиеся и трудящиеся, имеют нужду в отдыхе. Бог же мира да будет со всеми вами, аминь. Бог же мира да будет со всеми вами, аминь. Присовокуплять к увещанию молитву — всегдашний обычай апостола. ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Настоящее послание доставила римлянам Фива. Потому и знакомит их с нею. Высказывает свое уважение к ней и тем, что упомянул о ней на первом месте, и тем, что назвал ее сестрой (это великое достоинство), и тем, что показал ее должность, наименовав ее диакониссой. Примите ее для Господа, как прилично святым. Примите ее для Господа, как прилично святым. То есть для Господа окажите ей честь. Принимающий для Господа и незначительного человека оказывает честь Господу; а Фива была святая: следовательно, тем более ей надлежало оказать честь. Поэтому присовокупил: как прилично святым, то есть как следует принимать святых. И помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас. И помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас. То есть снабдите, чем можете, подайте руку помощи; ибо не сказал: удовлетворяйте всем ее нуждам. Ибо и она была помощницею многим и мне самому. Ибо и она была помощницею многим и мне самому. Сначала похвалил, потом в средине поместил увещание и, наконец, снова поставил похвалу, окружая с обеих сторон увещание свое — оказать ей честь. Ибо она, говорит, была помощницей многим, даже мне самому, вселенскому проповеднику, претерпевшему столько страданий. Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

И успокоиться с вами. Не сказал: научить вас, наставить в вере, но успокоиться, то есть вы оживитесь учением моим, а я оживлюсь приращением вашей веры. Выражением этим показывает, что и он и они, как подвизающиеся и трудящиеся, имеют нужду в отдыхе. Бог же мира да будет со всеми вами, аминь. Присовокуплять к увещанию молитву - всегдашний обычай апостола.  ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Настоящее послание доставила римлянам Фива. Потому и знакомит их с нею. Высказывает свое уважение к ней и тем, что упомянул о ней на первом месте, и тем, что назвал ее сестрой (это великое достоинство), и тем, что показал ее должность, наименовав ее диакониссой. Примите ее для Господа, как прилично святым. То есть для Господа окажите ей честь. Принимающий для Господа и незначительного человека оказывает честь Господу; а Фива была святая: следовательно, тем более ей надлежало оказать честь. Поэтому присовокупил: как прилично святым, то есть как следует принимать святых. И помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас. То есть снабдите, чем можете, подайте руку помощи; ибо не сказал: удовлетворяйте всем ее нуждам. Ибо и она была помощницею многим и мне самому. Сначала похвалил, потом в средине поместил увещание и, наконец, снова поставил похвалу, окружая с обеих сторон увещание свое - оказать ей честь. Ибо она, говорит, была помощницей многим, даже мне самому, вселенскому проповеднику, претерпевшему столько страданий. Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе. Они, говорит, помогали мне в слове и учении и разделяли со мной труды и опасности. Некоторые полагали, что сотрудники эти были помощниками Павла в делании палаток (Деян.18:3). Которые голову свою полагали за мою душу. Они были совершенными мучениками: ибо при Нероне были бесчисленные опасности. Которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников. Здесь намекает на страннолюбие их. И дабы не подумали, что говорит из лести, представляет и других многих свидетелей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Убеждение, что именно Фива принесла Послание Павла к Римлянам ( Рим. 16, 1 ), было так распространено в древности, что во многих изданиях и переводах в конце Послания к Римлянам сделано прибавление о том, что Послание принесено Фивой, диакониссой Кенхрейской церкви. Сначала апостол как бы рекомендует Фиву римлянам: Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас: ибо и она была помощницею многим и мне самому (16, 1–2). В этих словах высказывается великое уважение Павла к этой женщине и заботливость о ней. Во-первых, он называет ее одним из тех нежных, выражающих равенство и почтение, названий, какие он дает иногда и другим женщинам своего времени. Он называет ее своею сестрою, сестрою не по плоти, но в духовном, христианском смысле, по которому все христиане называются братьями и сестрами ( Иак. 2, 15 ), в знак своего общего равенства во Христе. Во-вторых, апостол убеждает римлян принять Фиву для Господа или о Господе, то есть с честью, по-христиански, где даже и незначительный человек принимается со вниманием и уважением, тем более служительница Господа должна быть принята с честью. Апостол внушает принять ее так, как достойно, или прилично принимать святых, верующих христиан. Далее святой Павел просит римлян помочь Фиве во всем, в чем она будет нуждаться у них, тем более что и сама она была помощницей многих, даже и самого апостола. Конечно, Фива была одна из тех известных по добрым делам женщин, о которых апостол говорит в Первом Послании к Тимофею. Она воспитывала детей, принимала странников, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу (5, 10). Самое служение Фивы как диакониссы, требовало, чтобы она была помощницей многих. Выше мы видели, что когда апостол был в Филиппах ( Деян. 16, 12 ), то здесь женщины явились в числе первых его ревностных последовательниц; некоторые из них, вероятно, приняли на себя продолжение дела апостола после его удаления оттуда. К числу таких и принадлежат упоминаемые в Послании к Филиппийцам Еводия и Синтихия.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Видишь ли, как опять он возвысил достоинство принимающих милостыню, если просит молитвы многочисленного народа, для того, чтобы посылаемое было принято? А с другой стороны, этим он показывает, что недостаточно дать для того, чтобы милостыня была принята. Когда кто–нибудь подает по принуждению, или из тщеславия, или неправедно приобретенное, тогда плод теряется. « дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам » (Рим. 15:32). Как говорил в начале: « если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами », так и здесь прибегает к той же воле Божьей и говорит: для того спешу и молю Бога избавиться отсюда, чтобы скорее увидеть вас и увидеть с удовольствием, не подвергаясь там никакой скорби. « И успокоиться с вами ». Смотри, как он опять показывает, что в нем нет надменности. Не сказал — научу вас и наставлю в вере, но — « успокоиться с вами ». Но ведь (апостол) сам подвизался и боролся, как же говорит — « успокоиться с вами »? Он говорит это в угождение римлянам, располагает их к большему усердию, делая участниками в победных венцах и показывая, что они также подвизаются и трудятся. Потом, по обыкновенно своему, присовокупляет к увещанию своему молитву, говоря: « Бог же мира да будет со всеми вами, аминь » (Рим. 15:33). « Представляю вам Фиву, сестру нашу, диаконису церкви Кенхрейской » (Рим. 16:1). Ты видишь, насколько (апостол) уважает Фиву, если упомянул о ней прежде всех и назвал сестрой, а называться сестрой Павла — дело немалое. Сказал и о должности ее, наименовав служительницей. « Примите ее для Господа, как прилично святым » (Рим. 16:2), то есть для Господа примите ее с честью, потому что принимающий для Господа даже и незначительного человека принимает с тщанием. А так как Фива была святая, то рассуди сам, каким попечением она в праве была пользоваться. Потому (апостол) присовокупил: « как прилично святым », то есть как следует принимать святых. Вы должны услуживать ей по двум причинам — потому что принимаете ее для Господа и потому что она святая. « И помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Глава XVI Рекомендации диакониссы Фивы (1–2). Приветствия (3–16). Предостережение против церковных агитаторов (17–20). Приветствия от спутников Ап. Павла (21–24). Рим.16:1 .  Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Рим.16:2 .  Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому. Диаконисса Фива была, очевидно, передатчицей послания к Римлянам. Должность диакониссы ( δικονος) состояла в служении бедным, больным и странниками. Кенхрея – восточная гавань Коринфа при Саронском заливе. Она была помощницею ( προσττις) для многих христиан 41 и для Павла и, вероятно, имела значительные денежные средства. Может быть, она принимала в своем доме странников. Апостол просит читателей принять ее для Господа, т. е. вполне по-христиански, с полным радушием, как свою сестру духовную (ср. Флп 2:20 ). Рим.16:3 .  Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе Здесь названы по имени 24 лица, к которым Апостол обращается с приветствием, а потом Апостол приветствует всю церковь вообще. Рим.16:4 .  [которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников], и домашнюю их церковь . Об Акиле и Прискилле – см. Деян. 18:2, 18–19, 26 (ср. 1Кор 16:19 ). Прискилла – жена Акилы – ставится на первом месте, вероятно, ввиду ее особых заслуг для Церкви (ср. 2Тим. 4:19 ). – «Голову» (точнее: шею) свою полагали за мою душу (точнее: для спасения меня). Когда это было – неизвестно. Одни видят объяснение этого в событиях, случившихся во время пребывания Ап. Павла с Ефесе ( Деян.19:23 и сл.), другие относят это заступничество Акилы и Прискиллы к пребыванию Ап. Павла в Коринфе ( Деян.18:6 и сл.). – Домашние церкви – это богослужебные собрания известного семейства и дружественных этому семейству лиц в доме, принадлежащем этому семейству. Рим.16:5 .  Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа. «Начаток» – т. е. первый, обратившийся в христианство в Ефесе. – На основании Синопсиса Дорофея, Епенет, как и некоторые другие из упоминаемых здесь лиц, причислен в житиях Ап. Димитрия Ростовского к лику 70-ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Священное Писание свидетельствует, что женщины с полным самоотвержением разделяли подвиг апостольства: Из Деяний мы узнаем о Тавифе в Иоппии, о Лидии из Фиатир, о четырех дочерях Филиппа пророчествующих. В 16й главе Послания к Римлянам упоминаются Фива, диаконисса церкви Кенхрейской, Прискилла, сотрудница апостола Павла, как и Акила, но ее имя на первом месте, Мариам, Юния, Трифена, Трифоса и Персида, мать Руфа, которую апостол называет и своей матерью, Юлия и сестра Нирея; в Послании к Филимону Апостол приветствует «сестру возлюбленную» Апфию; в Послании к Филлипийцам встречаются имена Еводии и Синтихии, «подвизавшихся в благовествовании вместе со мною», то есть совершенно ясно – они и учили, и проповедовали. Но христианскую свободу и новый уклад жизни апостолы внедряли осторожно, избегая революционной ломки устоявшихся традиций, в том числе семейных; остерегались соблазнить слабых в вере, для кого противоречие христианства Закону стало бы неодолимым препятствием: язычникам, как мы знаем, на первых порах предписывали всего лишь «воздерживаться от блуда, удавленины и крови» . Апостол Павел, касаясь брачных отношений, ясно утверждает их взаимность, вопреки существующему правилу одностороннего подчинения жены мужу . Однако ему же принадлежат известная фраза, на которой властолюбивые мужчины основывают приверженность половой иерархии. Эти слова из-за их противоречия духу Посланий, а главное, из-за несоответствия действительному положению женщин в первохристианских общинах, многие исследователи считают позднейшей интерполяцией: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» . Между тем закон ничего такого не говорит, если понимать под Законом Ветхий Завет; Библия карает грех, но не порочит и не унижает женщину: Сарра, Ревекка, Рахиль были не только женами-домохозяйками, Девора, Иаиль, Эсфирь, Иудифь спасали свой народ от поработителей, Руфь и Раав стали образцом величия души; «крепость и красота – одежда ее и весело смотрит она в будущее: уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» . Это книжники, в числе которых состоял и Гамалиил, учитель апостола Павла, прибавили к заповедям Господним более шестисот повелений и воспрещений, со временем сделавшихся важнее Моисеевых заповедей. Эти самые «предания старцев», объединенные в Талмуд, порицал Христос: «вы устранили заповедь Божию преданием вашим»; «тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» . Только Талмуд считает голос женщины провокационным, соблазнительным, «подобным грязной наготе».

http://azbyka.ru/fiction/derzaj-dshher-r...

Idem quoque apostolus, cum supra in eadem Epistula post episcopos etiam diaconorum uitam ordinaret, institutionem quoque diaconarum illis coniunxit, dicens: «Diaconos similiter pudicos, non bilingues, non multo uino deditos, non tempore 151 lucrum sectantes, habentes mysterium fidei conscientia pura. Et hi autem probentur primum, et sic ministrent nullum crimen habentes. Mulieres similiter pudicas, non detrahentes, sobrias, fideles in omnibus. Diacones sint unius uxoris uiri, qui filiis suis bene present, et suis domibus» etc. Ubi et illud notandum est, quod quemadmodum hoc loco diaconos quoque, sicut episcopos, unius uxoris uiros approbat, ita et postmodum diaconissarum ordinem instituens, eas etiam unius uiri uxores maxime commendat: «Vidua, – inquit, – eligatur non minus sexaginta annorum, quae fuerit unius uiri uxor» Беседа XXXI: На день рождения св. Стефана Осознайте, [сестры], до каковой чести вас возвысила Божественная благодать, которая с самого начала соделала вас своими служительницами, а затем и апостольскими, ибо известно, что они служили как им [апостолам], так и святым вдовам по своим возможностям. Потому-то святые учителя издревле привыкли называть их «диаконицами» и «диакониссами». И как для их трапез был изначально устроен диаконский чин из вышеназванных мужей, так и позднее [он] был усвоен для трапезы Господней [престола] в алтаре, чтобы те диаконы, которые прислуживали диакониссам, ныне сделались левитами Христа. Равным образом и женщины были причислены апостолом к этому диаконскому чину, как сообщают святые учителя во многих местах [своих сочинений]. Он [апостол], составляя Послание к Римлянам, сказал: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, которая служит Церкви в Кенхреях» [ Рим.16:1 ]. Именно это место объясняет Кассиодор в своих комментариях к этому посланию. «[Апостол] имеет в виду, – сказал он, – что она [Фива] была диакониссой материнской Церкви, что в греческих землях вплоть до нашего времени происходит в виде некоего служения, так что в Церкви им не воспрещается и участие в обряде Крещения» 152 . Это же упоминает и Клавдий следующим образом: «Этот отрывок [ Рим.16:1 ] в силу апостольского авторитета учит, что и женщины поставлялись на церковное служение. На такую должность в Кенхрейской Церкви была определена Фива, которую Павел с великой похвалой и одобрением рекомендует» 153 . Иероним, толкуя в свою очередь тот фрагмент послания апостола к Тимофею [ 1Тим.5:11 ], говорит: «Вдовам же в юных летах избегай поручать диаконское служение, чтобы не было примера [устранения] зла через зло» 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этим «аминь» (пятым по счету после Рим. 1:25; 9:5; 11:36; 14:26 ) завершается основная содержательная часть Послания к Римлянам. Далее следуют приветствия, заключительное увещание и приписка секретаря. 2. Приветствия (16:1–16) Серия приветствий начинается с указания на человека, через которого, предположительно, Павел передает свое послание римским христианам: Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому ( Рим. 16:1–2 ). Как уже говорилось, упоминание Фивы из Кенхрей является одним из главных доказательств того, что Послание к Римлянам было написано в Коринфе. Фива была диакониссой (δικονος), το есть несла особое служение в общине. Что входило в обязанности диаконисс в I веке, неизвестно. Самое раннее дошедшее до нас описание этого служения относится к началу III века и содержится в памятнике, известном под названием «Дидаскалия апостолов». Здесь епископу предписывается для посещения домов верующих поставлять диаконов и диаконисс: Долг епископа – заботиться обо всех, а потому ты, епископ, назначай себе делателей правды, помощников, помогающих в жизни народу твоему. Кого тебе угодно из всего народа, тех избирай и назначай диаконами – мужчину, чтобы он заботился о многих необходимых вещах, и женщину для служения женщинам. Ибо существуют дома, в которые ты не можешь послать к женщинам диакона из-за язычников, а пошлешь диакониссу. Ибо служение женщины-диакониссы необходимо и во многих других случаях. Прежде всего, когда женщины сходят в воду, они, сходя в воду, должны помазываться диакониссами елеем помазания. А где женщины, и в особенности диакониссы, нет, то крещаемую должен помазывать крестящий. А когда женщина, и в особенности диаконисса, есть, мужчинам неприлично видеть женщин... А потом, когда ты крестишь или приказываешь крестить диаконам или пресвитерам, диаконисса, как сказали мы выше, пусть помазывает женщин, а мужчина пусть провозглашает над ними имена призывания Божества в воде. А когда крещаемая выходит из воды, пусть ее воспринимает диаконисса, и учит и наставляет, чтобы печать крещения была неповрежденной в чистоте и святости. Поэтому мы и утверждаем, что очень желательно и весьма необходимо служение женщины-диакониссы... Итак, ты будешь считать диакониссу необходимой в других делах и чтобы она входила в дома язычников, попасть куда вы не будете иметь возможности, ради верующих женщин, и чтобы она служила тем, которые хворают, в том, в чем окажется нужным, и чтобы далее она мыла в банях тех, которые выздоравливают. 316

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010