Текст 15 правила Халкидонского Собора не оставляет никаких сомнений относительно сакраментальности женского диаконства: отметим употребление глагола χειροτονεισθαι, существительного χειροθεσα ( χειροτονα в «Синагоге»), слова λειτουργα для обозначения их служения, χρις (благодати), получаемой при поставлении. Итак, ясно, что по крайней мере, в тот период на Востоке речь идет не о низших степенях клира. Не менее ясно, однако, что нельзя говорить и о священнослужении, так как мы знаем, что абсолютно неизменное Предание Церкви, в противоположность различным сектам 1286 , никогда не допускало женщин до священнослужения. В этом отношении следует отметить, что женское диаконство было специфическим чином, что засвидетельствовано и тем обстоятельством, что содержание молитв поставления не совпадало с молитвами при поставлении диакона. Конечно, диакониссы исполняли некоторые задачи, сходные с диаконским служением, однако они совершали далеко не все, положенное диакону, в частности не участвовали в совершении литургии (чтение Евангелия, ектений). Как же объясняется тот факт, что хотя женское диаконство существовало с самого начала христианства, особый чин поставления в него появляется достаточно поздно? И почему женское диаконство позднее сошло на нет? Мы не располагаем свидетельствами относительно функций, поручавшихся диакониссам в Древней Церкви. Несомненно, что, как, например, Фива в Кенхрее, они занимались делами благотворительности и христианского милосердия скорее, чем богослужением. Позднее роль диаконисс состояла в основном в том, чтобы помогать епископу и пресвитерам при крещении и миропомазании женщин 1287 . Такое участие в преподании Таинств и привело к тому, что нашли желательным возлагать на них руки при поставлении, однако, как мы уже говорили, нам неизвестно, когда именно берет начало такая практика; Ж. Даниелу предполагает, что она может восходить к III в. 1288 Когда же случаи крещения взрослых стали исключительно редким явлением, на Востоке наступает быстрый упадок института диаконисс. По всей видимости, во время широкой миссионерской экспансии IX-X вв. не сочли необходимым прибегать к женскому диаконству.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Первым примером того, как женщины из высшего класса могли финансово помогать новой религии, служит пример самого Иисуса. Скорее всего, к высшему классу принадлежали многие последовательницы Иисуса. Лука пишет, что многие женщины, следовавшие за Иисусом в его проповеди «служили Ему имением своим»  (dihkonoun autois ek twn uparcontwn autais). Известны также женщины, помогавшие финансово Павлу в его миссионерской деятельности. Андреас Костенбергер считает, что «Фива, диаконисса церкви Кенхрейской» (Рим.16.1) также служила делу распространения благой вести посредством своего богатства и высокого социального положения  . Вопрос о существе женского лидерства, определенно имевшегося в общинах Ibeka, приобрел особую остроту в последние десятилетия в связи со спорами в западном христианстве о «женском духовенстве». Апологеты идеи епископов–женщин и женщин–пресвитеров апеллируют к практике ранней Церкви, где определенно существовали женщины — главы общин, которые, по мнению реформаторов традиционного церковного устройства, совершали евхаристию, осуществляли пастырские функции, участвовали в управлении и т. д.. В том, что некоторые христианки были лидерами христианских общин, сомневаться не приходиться. Поскольку они были лидерами общины, предоставляли ей место для собраний, часто содержали общину на свои средства, они, безусловно, участвовали в управлении общиной. Пастырский функции они также могли осуществлять как опытные и духовно богатые христианки. Самым сложным вопросом остается проблема совершения ими евхаристии. Достаточно сказать, что ни в Новом Завете, ни в корпусе сочинений мужей апостольских мы не можем найти ни одного свидетельства того, что женщина могла быть предстоятелем и совершать евхаристию. Ярким примером, освящающим суть дела может быть уже упомянутое нами послание к Филиппийцам. Очевидными лидерами общины, как было показано, являлись Еводия и Синтихия, но в Флп.1.1 Павел обращается не к ним, а к официальному руководству общины, как раз и выполнявшему предстоятельские функции, к «епископам и диаконам»  .

http://predanie.ru/book/217334-zhenskie-...

Но чтобы один епископ был в одном городе, это — факт, а не догмат. Вопрос о взаимном отношении епископов опять-таки имеет интерес только исторический. Кажется, нужно допустить, что фактические отношения пресвитеров к епископам в древнейшие времена были более близки к равенству, чем в последующие периоды. Над пресвитерами возвышается уже весьма рано один из них: «ангелы» седьми апокалипсических церквей засвидетельствованы уже св. Иоанном. Что это были только президенты пресвитерских коллегий, веско это протестантами не доказано. Но даже и послания Игнатия Богоносца не дают нам определенного заграждающего всякие уста свидетельства, что различие между епископами и пресвитерами было абсолютно; и у нас остается лишь тот скромный факт, что — если игнорировать одинокий голос Иеронима — мы не знаем ни одного определенного случая, когда бы епископа поставляли пресвитеры. На твердую историческую, т. е. хорошо засвидетельствованную почву мы вступает в конце II века. И здесь факт существования епископов и пресвитеров, клира и мирян не подлежит никакому сомнению. По мере возникновения потребностей клир возрастает и количественно: появляются новые должности низшие. Время появления каждой из них неизвестно; вместе они названы впервые в послании Корнелия, епископа римского (251, t 252): upodiakonoi, akolouqoi, exorkistai, anagnwstai, pulwroi (Eus. VI, 43, 11) akolouqoi, несмотря на греческое название, существуют только на западе. Несомненно существовали тогда и диакониссы. Начало их восходит ко временам апостольским (Фива -диаконисса церкви кенхрейской, Рим. 16:1, 1 Тим. 5:9, Тит. 2:3—5; ministrae — в письме Плиния к Траяну). Подробно обязанности их неизвестны. Но цель этого учреждения понятна сама собою: при той разобщенности между полами, какая существовала на востоке, да и в классическом мире, для епископа или пресвитера было затруднительно поддерживать сношения с христианками. Ввиду необходимости наставления христианских женщин в вере и нравственности, диакониссы научали приступавших к крещению женщин, что отвечать при крещении. Вероятно, они были рукополагаемы епископом в присутствии клира и народа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4061...

При этом опасения консервативно настроенных групп, что появление женщин-диаконов сделает необратимыми процессы внедрения в Церкви Англии женского священства, в дальнейшем полностью реализовались.   Список литературы   В российской науке тема допуска женщин к диаконскому служению в Англиканской Церкви частично затрагивается в контексте более общих тем: Постернак А. В., свящ. Церковное служение женщин в Англиканской Церкви по решениям Ламбетских конференций//Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. История и политология. 2013. 3. С. 72–82; Третьяков А. В. Генезис и эволюция церковного феминизма в Англиканском сообществе: дис. … канд. фил. наук: 09.00.13. М., 2004. См.: Picton H. A Short History of the Church of England: From the Reformation to the Present Day. Cambridge, 2015. P. 11–12. См.: Williams T. J. The Beginnings of Anglican Sisterhoods//Historical Magazine of the Protestant Episcopal Church. 1947. Vol. 16. No. 4. P. 351–352. См.: Ibid. P. 356–357. См.: Deacons in the Ministry of the Church. A Report of the House of Bishops of the General Synod of the Church of England. L., 1988. P. 18. См.: Ibid. P. 22. Диакониса Фива (Рим 16. 1). См.: Joanna S. The Deaconess Community of St. Andrew//The Journal of Ecclesiastical History. 1961. Vol. 12. Issue 2. P. 219. См.: Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001. С. 29–31. См.: Желтов М., диак. Диаконисса//Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 14. С. 585–586. См.: Joanna S. Op. cit. P. 224. См.: Conference of Bishops of the Anglican Communion Holden at Lambeth Palace, in July, 1897: Encyclical Letter From the Bishops, with the Resolutions and Reports. L., 1897. P. 35. См.: Ibid. P. 59–62. См.: Conference of Bishops of the Anglican Communion Holden at Lambeth Palace, July 6 to August 5, 1908: Encyclical Letter from the Bishops, with the Resolutions and Reports. L., 1908. P. 192–198. См.: Conference of Bishops of the Anglican Communion Holden at Lambeth Palace, July 6 to August 5, 1908. P. 198.

http://bogoslov.ru/article/6194190

Близ Спасителя Мария из Вифании, - образец жены глубоко привязанной.Ревнуя об одном на потребу, избрав благую участь, сегодня сидит она у ног Спасителя и насыщается словом жизни, а назавтра омывает эти же самые ноги драгоценным миром и отирает их собственными волосами, желая тем самым выразить свое уважение и любовь к Спасителю (Лук.10,38-Лук. 10, 38, 42; Иоан.11,2;12,3). Подле Спасителя и сестра ее Марфа, образец женщины-хозяйки. Хлопочет она о любимом брате, заботится о Боготворимом Спасителе; служит она Ему во время посещения, призывает Его в день скорби, благословляет Его в день избавления (Лук.19,38-42;Иоан.11,19-45;12,1-2). Подле Спасителя Хананеянка - образец женщины постоянной, твердой в вере и уповании. Своей верой и своим пониманием превосходит она самих Апостолов; своей неотступностью в молитве побеждает отказ Спасителя и удостаивает вместе с исцелением дочери получить такую высокую почесть, какой прежде ее никто еще не заслужил со времени Адама: " О, жено! велия вера твоя " (Матф.15,11-28). Подле Спасителя Мария Магдалина, - образец женщины признательной. Мужеством и любовью ко Христу превзошла она приближенных учеников Его. Вслед за Христом явилась она на Голгофу, когда ученики разбежались; прежде учеников пришла она ко гробу, и за это первая удостоилась видеть воскресшего Господа и принести радостную весть об этом тем, которые должны были после разнести эту весть по всему миру (Лук.8,2;Иоан.20). Близ Спасителя Тавифа, которая была исполнена добрых дел и творила много милостыни, - образец женщины сердобольной. Всю жизнь свою посвятила она на облегчение страданий бедных жителей Иоппии и в минуту смерти ее открылось, как много значила она для людей ее окружавших, когда все почувствовали что ее ни стало и проливали горькие слезы (Деян.9,36-44). Подле Спасителя верой своей стоит и Фива, диаконисса Кунхрейская, оказавшая гостеприимство многим и своим примером показавшая путь множеству диаконисс последующих веков (Рим.16,1,2). Подле Спасителя и Прискилла, - образец благовестницы Христовой. Подвергая себя всевозможным опасностям, она вместе с мужем своим содействует утверждению церквей, основанных среди язычников (Рим.16,3,4), и своими беседами утверждает веру ученого, красноречивого Аполлоса (Деян.18,24-28).

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/15/...

Скажу даже, что ее труд подобен гостеприимству Лота, который всегда принимал чужестранцев, так что однажды сподобился оказать гостеприимство ангелам [ Быт.19 ]. Еще более ее труд подобен делам Авраама, который столь часто гостеприимно принимал незнакомцев, что заслужил посещение своего шатра Господом и ангелами. Таким образом, и сия богобоязненная Фива до тех пор помогала всем и всем служила, пока не удостоилась возможности послужить и помочь апостолу. Этот отрывок учит равным образом двум вещам: как мы уже сказали, в Церкви имелись женщиныслужительницы [диакониссы?], и к этому служению должны были допускаться те, кто помогал многим и верно исполнял свою должность, вплоть до того, что удостоился апостольской похвалы. Апостол призывает также к тому, чтобы подвизающиеся в Церквах в добрых делах получали от братьев воздаяние, и чтобы какая-либо [их] потребность или телесные нужды были с почетом удовлетворены. X. 20. «Приветствуйте Марию, которая много трудилась среди вас» [ Рим.16. 6 ]. Апостол показывает в этом месте, что и женщины должны были трудиться для Церкви Божией. Ведь они подвизаются и тогда, когда обучают совсем юных, чтобы те были воздержными; выбирали [здраво] мужей, воспитывали сыновей, были скромными, целомудренными, правильно управляли домом, были добрыми и покорными своим супругам [ Тит.2:4–5 ], оказывали гостеприимство, умывали ноги святым [ 1Тим.5:10 ] и творили то прочее, что упоминается в Писаниях об обязанностях женщин, со всяческим целомудрием. HOMILIA IN LUCAM XVII. 10 Origène. Homelie sur S. Luc. R: Éditions du Cerf, 1962 (SC 87). Пер. под ред. К. Л. Максимовича и Г. E. Захарова. Videte, mulieres, testimonium Annae, et imitamini illud! Si quando uobis euenerit, ut perdatis uiros, considerate, quid de ea scriptum sit: «Septem annis uixit a uirginitate sua cum uiro» et reliqua; propterea prophetes fuit; neque enim ut libet et fortuito Spiritus Sanctus habitauit in ea. Bonum est et primum, si qua potest uirginitatis gratiam possidere; si autem hoc non potuerit, sed euenerit ei, ut perdat uirum, uidua perseueret. Quod quidem non solum post mortem uiri, sed etiam, cum ille uiuit, debet habere in animo, ut etiam si non euenerit uoluntas ipsius et propositum, a Domino coronetur et dicat: hoc uoueo atque promitto, si mihi humanum aliquid, quod non opto, contigerit, nihil aliud faciam, quam incontaminata et uidua perseuerem. Nunc uero et secundae et tertiae et quartae nuptiae, ut de pluribus taceam, in ecclesia reperiuntur, et non ignoramus, quod tale coniugium eiciet nos de regno Dei. Sicut enim ab ecclesiasticis dignitatibus non solum fornicatio, sed et secundae nuptiae repellunt – neque enim episcopus nec presbyter nec diaconus nec uidua possunt esse digami, – sic forsitan et de coetu «primitiuorum immaculatorumque, ecclesia, quae non habet maculam neque rugam», eicietur digamus; non quo in aeternum mittatur incendium, sed quo partem non habeat in regno Dei.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За сим Апостол выражает пожелание Римлянам Божественного мира, в котором они так нуждались вследствие возникших среди их пререканий. Святой Иоанн Златоуст говорит: «конечно великая борьба предстояла Апостолу, потому и просит их молиться о себе. И не сказал: да вступлю в состязание, но да избавлюся, как повелел Иисус Христос: молитеся, да не внидете в напасть ( Мф. 26:41 ). Сими словами он выражает, что на него готовы напасть какие-то злые волки, не люди, а – справедливее сказать – звери». «И о том, говорит Апостол, молиться надобно, чтоб служение мое было благосклонно принято святыми в Иерусалиме, показывая, что он желает, чтобы все шло сообразно с волею Божиею; чтоб как он в служении, Богу угодить стараясь, трудился, так и они в приятии настроением своего сердца соответствовали судьбам Божиим, чтоб увидев в сем Божие к себе благоволение, вместе с Апостолом единодушно принесли благодарение Богу» ( Амвросиаст ). По замечанию блаж. Феодорита, Апостол желает мира Римлянам по причине разномыслия, какое было между ними в рассуждении наблюдения законных предписаний». 96 Глава 16 имеет великое значение в церковно-историческом отношении, как содержащая указания на множество лиц, принадлежащих к первенствующей церкви, а также и на различные учреждения. Так, напр., о Фиве говорится, что она была диакониссою, т. е. исполняла в отношении женщин такие же обязанности, какие исполнялись относительно мужчин диаконами. Фива отправлялась в Рим; с ней Ап. Павел послал свое послание; и так как она была не из богатых, то он просил оказать ей необходимую помощь, когда она окажется нужною для нее. Кенхрея, где была Фива диакониссою, это приморская гавань близ города Коринфа, в котором находился Ап. Павел, когда писал сие послание. В Кенхрее, как в портовом местечке, Христиане путешественники могли иметь великую нужду в странноприимстве, а потому понятно, что Фива за свою службу Христианам вполне заслуживала той похвалы, которую воздает ей Ап. Павел, тем более, что она оказывала помощь и ему самому, когда он бывал в Коринфе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В новейших богословских энциклопедиях, русской и французской (Vacant et Mangenot, Dictionnaire de théologie catholique) говорится, что первой диакониссой была Фива, упоминаемая ап. Павлом, и что институт диаконисс существовал уже в апостольские времена. Анонимный автор также называет Фиву диакониссой и приводит следующий текст: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу Церкви Кенхрейской, примите ее для Господа, как прилично святым, ибо она была помощницей многим и мне самому» ( Puмл. XVI, 1–2 ). О. Добронравов справедливо замечает, что в Священном Писании о диакониссах не упоминается. Правда, ап. Павел называет Фиву по греческому подлиннику диаконом церкви Кенхрейской, но ничем нельзя доказать, что апостол в этом месте употребляет слово диакон, как обозначение особой должности, на которую была избрана церковью Фива, а не желал только сказать, что эта святая женщина сама добровольно, без всякого церковного избрания, служила святым, т. е. христианам, в разных обстоятельствах их жизни и ему самому. Поэтому едва ли правильно в русском переводе синодского издания Нового Завета Фива названа диакониссой, а не просто служительницей, как по-славянски (стр. 1). С этим согласен и г. Троицкий. Слово δικονος, говорит он, имеет в греческом языке помимо технического и обыденное значение, что часто забывают новые исследователи, а между тем в тех исключительных случаях, когда это слово применяется в памятниках двух первых веков к служащим церкви женщинам, оно везде употребляется во втором смысле, а не в первом. В Новом Завете слово это употребляется только один раз ( Римл. 16, 1 ), но вопреки многим исследователям понимать его в том же смысле, как понималось оно в III веке, т. е. в смысле термина для обозначения особого церковного чина немыслимо, так как было бы совершенно необъяснимо, почему апостол при перечислении служащих в церкви лиц ни разу не употребляет слово δικονος, тогда как о вдовах он упоминает и трижды подчеркивает, что речь идет не о вдовах в обычном смысле, а о вдовах церковнослужительницах (стр. 20–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Святая Фива-диаконисса О Фиве упоминает апостол Павел в Послании к Римлянам: Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым… ибо она была помощницею многим и мне самому (ср.: Рим. 16, 1–2 ). Память ее совершается 3/16 сентября Святые и благочестивые жены-диакониссы II века Святая мученица Татиана-диаконисса Святая Татиана происходила из знатной римской фамилии. Отец ее трижды был консулом. Он был тайным христианином. Дочь свою, Татиану, он воспитал в христианском благочестии, научив ее всем книгам Священного Писания. Ей предстояла обычная участь богатой невесты – блестящий брак и жизнь среди всяких удовольствий, но душа ее требовала иного. Уязвленная любовию к Богу и к ближнему, она отказалась от замужества, от блеска и роскоши родительского дома и от многочисленных приемов. Все свои силы и способности она отдала Церкви. Она много молилась, проводила жизнь в посте и подвигах. За свои выдающиеся добродетели и подвижническую жизнь она была поставлена диакониссой. О ее деятельности в сане диакониссы мало известно. Второй век был веком гонений; христиане того времени совершали свои церковные собрания и добрые дела втайне, избегая гонений до времени, указанного Богом. Праведность святой Татианы увенчалась мученическим венцом. Память ее совершается Святой Церковью 12/25 января. Святая Дионисия-диаконисса О святой Дионисии известно только, что у абиссинцев и коптов она почиталась между святыми и что она была диакониссой. Святые жены-диакониссы III века Святая Платонида-диаконисса Во второй Сирии, иначе Месопотамии, в 300 году существовала древняя община дев. Основательницей этой Низибийской обители была святая диаконисса Платонида. Она была примером строгой благочестивой жизни для находящихся под ее руководством пятидесяти дев, посвященных Богу. Устав ее обители был особенный и примечательный по тому времени. Сестры принимали пищу раз в день. В пятницу они не должны были заниматься даже рукоделием, а с утра до вечера проводили время в молитве, не выходя из дома молитвы. После молитв и песнопений читалось и объяснялось Священное Писание .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вдовы и диакониссы История церковного служения женщин распадается на два периода, из коих каждый имеет свои характерные черты, отразившиеся и на самом названии этого служения. Первый период, простирающийся примерно до половины III века, был периодом служения вдов, второй – периодом служения диаконисс. Но служение вдов сменилось служением диаконисс не сразу, благодаря какому-либо перевороту, а постепенно, благодаря целому ряду исторических причин, и потому между этими двумя периодами была и переходная эпоха, когда одно служение только возникло, а другое еще не исчезло, так что было время, когда и то, и другое служение существовали совместно. Таким образом, наше исследование будет состоять из двух глав, из коих первая будет посвящена церковному служению вдов, вторая – церковному служению диаконисс. I. Вдовы Добровольное, недолжностное служение женщины в апостольское время. – Вдовы как первые должностные церковнослужительницы. Их права и обязанности. – Вдовы как единственные церковнослужительницы в первые два века. Положение их в клире. Их состав. Их обязанности прежние – пост, молитва и благотворительность, и новые – проповедь среди женщин, обязанноети литургические. – Прекращение церковного служения женщин на Западе и появление чина диаконисс на Востоке. – Постепенное вытеснение на Востоке церковного служения вдов служением диаконисс. – Церковные вдовы-нецерковнослужительницы на Востоке и Западе. О церковном служении женщин не раз говорится в Новом Завете, и особенно подробно в пастырских посланиях апостола Павла. Уже в самом начале первая христианская Церковь в Иерусалиме собиралась у матери Марка Марии ( Деян 12, 12 ). В Филиппах колыбелью христианства был дом Лидии ( Деян 16. 14–15 ), а главными сотрудниками ( σνεργοι) апостола в деле проповеди – Еводия и Синтихия ( Фил 4. 2 ). В Колоссах открыла апостолу свой дом Нимфа, а в Афинах – Дамарь ( Деян 17. 34 ). В Коринфе на пользу Церкви работали Хлоя и особенно жена Акилы Прискилла ( Рим 16. 3 ; 1Кор 16. 19 ; 2Тим 4. 19 ; Деян 18, 18 ), имевшая в деле проповеди более важное значение, чем ее муж 1 . В Кенхрейской Церкви служила Фива ( Рим 16, 1 ). Подобные услуги Церкви оказывали также Мариам, Трифена, Персида, мать Руфа, сестра Нирея и Юлия ( Рим 16. 12–15 ) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010