Обстоятельства написания послания к Римлянам Кто бы ни насаждал и кто бы ни поливал семена Христова учения в Риме, во всяком случае они здесь быстро возрастали, так что слава о вере Римлян возвещалась в всем мире ( Рим. 1:8 ). Но с добрыми семенами мало-по-малу возрастали и плевелы, произрастанию коих во многом способствовало то, что первоначальный состав верующих в Риме был не одинаков, а именно язычники и Иудеи. По-видимому, численный перевес был за первыми, но вторые превосходили первых первоначальною близостию к Христианству, что подавало им повод к некоторому превозношению и приверженности к ветхозаветным обрядовым установлениям; а Христиан из язычников это напротив унижало и стесняло. Затем здесь было не мало и других вопросов и нестроений, так обычных для людей в переходные эпохи внутренней, нравственно-религиозной жизни народа. Апостол языков Павел, совершивши многое множество дел благовестника на Востоке, от Иерусалима до Иллирика, считал своим долгом посодействовать устроению церквей и на Западе; но ему долго не представлялось к сему удобства, или вернее: ему не давалось на это Божественное соизволение. Вот он получил известие о состоянии церкви в Риме и желал бы пойти туда, чтобы своим мощным словом сказать слово истины, защитить Христиан из язычников и обличить несправедливые притязания на преимущество Христиан из Евреев, но он должен отправиться в Иерусалим, чтобы доставить туда пожертвования Коринфских Христиан. Опять препятствие, удаляющее его на долго от Рима. Не теряя надежды посетить Рим после и имея в виду, что в Рим отправляется из Коринфа диаконисса Фива, проживавшая в Кенхреях (16 гл.), он пишет к Римлянам послание, которым желает Римлян наперед познакомить с собою и тем подготовить для себя почву для будущей проповеди. Апостол считал особенно удобным написать послание Римским Христианам, потому что некоторые из числа их были близки его сердцу, как знакомые (возвратившиеся в Рим при Нероне) и даже, быть может, обращенные им ко Христу, а также и потому, что в Риме, как многолюдной столице, письменная проповедь могла иметь великий успех, тем более, что здесь процветала образованность и ко всем произведениям письменным привыкли относиться с должным вниманием и серьезностию. Недаром здесь выступали с своими произведениями знаменитые Римские писатели: Тит Ливий, Тацит, Цицерон, Гораций и, наконец, Сенека, который, по мнению некоторых, впоследствии находился в сношениях с Ап. Павлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Этим ограничиваются все сведения о Римской Церкви; но и их достаточно, чтоб составить правильный взгляд на Послание святого Павла к Римлянам. 3) Когда и где написано Послание Еще прежде написания Первого Послания к Коринфянам святой Павел положил (Деян. 19:21). Затем, пиша Первое Послание к Коринфянам, говорит: (1Кор. 16:5). Пиша же Послание к Римлянам, он говорит: (Рим. 15:25, 26). Значит, Македония и Ахаия пройдены, Апостол в Коринфе и собирается в Иерусалим с милостынею, собранною в тех местах. Вот где и когда написано Послание к Римлянам! В Коринфе, в последнее трехмесячное пребывание там святого Павла, — о чем в книге Деяний пишется, что святой Павел, во исполнение начертанного прежде плана, точно прошел Македонию, прибыл в Елладу (Ахаию) и пробыл там три месяца (Деян. 20:1—3). Что слова Послания к Римлянам: — не означают, что Послание писано где-нибудь на дороге в Иерусалим, а сказывают только, что Апостол лишь совсем собрался в путь сей, видно из того, что он рекомендует римлянам Фиву, диакониссу Кенхрейскую, с которою отправлялось и Послание; Кенхрея же есть предместие Коринфское. По вероятному размещению деяний святого Павла по годам, — Послание к Римлянам надо поставлять под тем же годом, под каким и оба Послания к Коринфянам, то есть под 58-м или 59-м. 4) Повод, побуждение и цель написания Когда апостол Павел был в Коринфе, в Рим собралась отправиться Фива, Кенхрейская диаконисса, особа, оказавшая немалые услуги делу веры и Церкви. Она имела дела в Риме; и апостол Павел, зная, как она сама и ему самому (Рим. 16:2), считал долгом своим рекомендовать ее тамошним христианам и просить их споспешествовать ей в делах ее. — Это рекомендование могло быть изображено коротко; но святой Павел по сему поводу рассудил написать целое Послание, большее по объему и значительнейшее по содержанию, чем все другие Послания. Что его к тому побудило? Дух Божий, осязательно руководивший во всем святого Павла, внушил ему сделать это. — Языческие народы — все составляли область, вверенную святому Павлу: он считал себя обязанным возвестить благовестие Христово и еллинам, и варварам (Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2944...

611). Фива называется также προσττις, предстоятельницей, заступницей, и это выражение означает патронессу общины. Патрон общины был только почетным титулом, связанным не с обязанностями, а с добровольным служением. Таким лицом был Стефан, который трудился на пользу общины и которому Коринфяне должны были повиноваться. Ему соответствует по своему положению Фива, патронесса Коринфской гавани Кенхреи, которая также, как Стефан называется диаконом, потому что добровольно несет служение Божие. С Фивой можно сопоставить упоминаемую вслед за ней Прискиллу, в доме которой собиралась община для молитвы (I Коринф. XVI, 19). Такими патронессами, предоставлявшими свой дом общине и принимавшими на себя обязанность угощать посещающих общину чужестранцев и заботу о бедных и больных, были Нимфа, в доме которой собиралась Лаодикейская община ( Koлoc. IV, 15 ), Еводия и Синтихия в Филиппах ( Фuлun. IV, 2. L . Zscharnack, Der Dienst der Frau in den ersten Jahrhunderten der christlichen Kirche, S. 46). Следовательно, Фива, одна из благочестивых женщин, содействовавших апостольской миссии, не была все-таки диакониссой, потому что никем не поставлялась и не избиралась на должность и не имела ни определенных прав, ни определенных обязанностей. Только со второй половины III века мы имеем подробные сведения о диакониссах и только начиная с этого времени мы можем утверждать, что существовало учреждение диаконисс с ясно очерченным кругом прав и обязанностей. Древнейшие сведения мы находим в памятнике, известном под названием Сирийской дидаскалии, написанном не позже второй половины третьего века. Происхождение диаконисс остается до сих пор невыясненным и не редко смешивают диаконисс со вдовами и полагают, что институт диаконисс заменил более ранний институт вдов. «История женских церковных должностей, замечает Цшарнак, видуата и диаконата пребывает во тьме. Сомнительно даже, удастся ли новому исследованию пролить на этот вопрос новый свет. Наше незнание женской деятельности в древней церкви происходит от недостатка источников и неизвестности, когда и где произошли имеющиеся у нас источники.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Диакония – это служение самого Христа: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы nocлyжumь»…(diaconesai) (Мф. 20: 28; Мк. 10: 45). «Неужели Христос есть служитель (diaconos) греха? (Гал. 2: 17). И тем же словом обозначается служение Христу, например: «Господи, когда…мы не послужили тебе?» (ou dieconesamen soi) (Мф. 25: 44). У Луки перечисляются женщины, которые служили (dieconoun) Ему именем своим (Лк. 8: 3). У Иоанна: «Кто Мне служит (ean emoi tis diacone), Мне да последует; и где Я, там и слуга (диакон) Мой будет (kai ho diaconos ho emos estai) (Ин. 12: 26). Диаконией может называться апостольское служение. Так предатель Иуда имел сначала жребий апостольского служения - диаконии (diaconias) (Деян. 11, 17), а потом на его место, т.е.  на место апостольское, оставшиеся «одиннадцать» выбирают из двоих кандидатов и просят Господа показать, кому он назначил «место сего служения» (ton topon tes diaconias tautes) (Деян. 1: 25). Апостол Павел говорит, что Бог ставит апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей на дело служения (eis ton ergon diaconias) по созиданию тела Христова, т.е. Церкви (Еф. 4: 12). Значит, все служения ранней Церкви охватываются понятием «диакония». Диаконией неоднократно именуется миссионерское служение самого апостола Павла: «Как апостол язычников я прославляю служение (diaconia) мое» (Рим. 11: 13). «Служение (diaconia) мое для Иерусалима» (Рим. 15: 31; см. также Рим. 15: 25). «Имея по милости Божией такое служение (diaconia)»…, т. е. благовествование (2Кор. 4: 1). «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение (diaconia) наше написанное» (2Кор. 3: 3). «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что он признал меня верным, определив на служение (diaconia)» (1Тим. 1: 12) и т. д.   Диаконией является и служение епископа Тимофея (2Тим. 4: 5), и служение Марка как помощника Павла (2Тим. 4: 11); диакония – служение дома Стефанова «святым» (1Кор. 16: 15). Соответственно апостолы, епископы и более скромные служители Церкви могут называться диаконами. Так Павел именует себя диаконом – служителем в общем смысле слова: он говорит о надежде благовествования, «которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем (диаконом – egenomen diaconos) (Кол. 1: 23). И далее миссионеры Павел и Аполлос – служители (диаконы) в том же широком смысле слова (1Кор. 3: 5), а также Павел и Тимофей - служители (диаконы) Божии (2кор. 6: 4), епископ Тимофей – диакон Иисуса Христа (1Тим. 4: 6). В том же смысле, очевидно, диакон – Тихик, спутник Павла, которого он посылает в Эфес и Колоссы (Еф. 6: 21; Кол. 4: 7), а также Архипп, принявший диаконию в Господе (Кол. 4: 17) и, может быть, служительница (he diaconos)  Коринфской Церкви Фива (Рим. 16: 1), хотя в церковной традиции последняя считается диаконисой  в узком смысле слова - исполнительницей особого женского служения.

http://pravoslavie.ru/2867.html

Из послания к Римлянам не видно, чтобы они сами дали св. апостолу Павлу какой-либо повод к написанию послания. Послание имеет совершенно общий характер и ни на какие частности в жизни римских христиан не указывает. Напрасно думают, что поводом были какие-то споры и разделения среди них, указывая на 16:17, — это место тоже общего характера, как и все остальные наставления. Побуждение к написанию этого послания — все было в самом Павле, который, услышав об обращении римлян, давно стал стремиться к ним, чтобы проверить, все ли у них идет так, как следует. Ведь он был " апостолом языков " , и ему естественно было беспокоиться о христианском преуспеянии жителей столицы всего тогдашнего культурного мира. Собираясь посетить римлян, он предпослал этому посещению свое послание, чтобы оно заменило на время его личное посещение, подготовив римлян к встрече с ним. В своем послании он начертывает общую программу всего христианского учения и предостерегает их от заражения иудействующими. Ближайшим поводом к написанию послания в это именно время было отправление в Рим из Коринфа, где находился тогда Павел, высокоуважаемой кенхрейской диакониссы Фивы, оказавшей немалые услуги делу веры и Церкви и бывшей помощницей в деле евангельского благовестия самому апостолу Павлу, о чем он сам свидетельствует (16:1-2). Она имела дела в Риме, и св. апостол Павел, ценя ее заслуги, считал долгом рекомендовать ее римским христианам. Место и время написания послания На основании данных самого послания к Римлянам можно с точностью установить, что оно написано в Коринфе. Это видно из того, что св. Павел передает римлянам приветствие от Гаия, у которого он проживал, и от Эраста, городского казнохранителя (16:23), а из других посланий его (1 Кор. 1:14 и 2 Тим. 4:20) видно, что эти лица жили в Коринфе. Точно так же и Фива, с которой отправлялось послание, была кенхрейской диакониссой, а Кенхрея была предместьем Коринфакоринфской пристанью со стороны Эгейского моря (Рим. 6:1). Св. апостол Павел не один раз был в Коринфе, а потому является вопрос, в которое именно посещение Коринфа написано им послание к Римлянам. На это тоже есть ясные указания в самом послании. Апостол извещает римлян, что он собирается идти в Иерусалим с милостыней, собранной им в Македонии и Ахаии, а из Иерусалима намерен отправиться в Рим и затем в Испанию (15:25-28). Сравнивая это указание с повествованием книги Деяний (19:21 и 20:3), устанавливаем, что послание к Римлянам написано св. апостолом Павлом во время третьего апостольского путешествия, когда он три месяца провел в Элладе, то есть около 59 года по Р. X., весной. Подлинность послания

http://sedmitza.ru/lib/text/430619/

Этим ограничиваются все сведения о Римской Церкви; но и их достаточно, чтоб составить правильный взгляд на Послание святого Павла к Римлянам. 3) КОГДА И ГДЕ НАПИСАНО ПОСЛАНИЕ Еще прежде написания Первого Послания к Коринфянам святой Павел положил в дусе, прошед Македонию и Ахаию, идти во Иерусалим, рек, яко бывшу ми тамо подобает ми и Рим видети (ср.: Деян. 19, 21). Затем, пиша Первое Послание к Коринфянам, говорит: прииду к вам, егда Македонию прейду (ср.: 1 Кор. 16, 5). Пиша же Послание к Римлянам, он говорит: ныне же гряду во Иерусалим, служай святым: благоволиша бо Македония и Ахаия общение некое сотворити к нищим святым, живущим во Иерусалиме (ср.: Рим. 15, 25–26). Значит, Македония и Ахаия пройдены, Апостол в Коринфе и собирается в Иерусалим с милостынею, собранною в тех местах. Вот где и когда написано Послание к Римлянам! В Коринфе, в последнее трехмесячное пребывание там святого Павла, — о чем в книге Деяний пишется, что святой Павел, во исполнение начертанного прежде плана, точно прошел Македонию, прибыл в Елладу (Ахаию) и пробыл там три месяца (см.: Деян. 20, 1–3). Что слова Послания к Римлянам: ныне же гряду во Иерусалим — не означают, что Послание писано где-нибудь на дороге в Иерусалим, а сказывают только, что Апостол лишь совсем собрался в путь сей, видно из того, что он рекомендует римлянам Фиву, диакониссу Кенхрейскую, с которою отправлялось и Послание; Кенхрея же есть предместие Коринфское. По вероятному размещению деяний святого Павла по годам, — Послание к Римлянам надо поставлять под тем же годом, под каким и оба Послания к Коринфянам, то есть под 58-м или 59-м. 4) ПОВОД, ПОБУЖДЕНИЕ И ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ Когда апостол Павел был в Коринфе, в Рим собралась отправиться Фива, Кенхрейская диаконисса, особа, оказавшая немалые услуги делу веры и Церкви. Она имела дела в Риме; и апостол Павел, зная, как она сама заступница бысть многим и ему самому (см.: Рим. 16, 2), считал долгом своим рекомендовать ее тамошним христианам и просить их споспешествовать ей в делах ее. — Это рекомендование могло быть изображено коротко; но святой Павел по сему поводу рассудил написать целое Послание, большее по объему и значительнейшее по содержанию, чем все другие Послания. Что его к тому побудило?

http://predanie.ru/book/67823-tolkovanie...

б) Целования (Рим. 16:1—16) С приветствиями или поклонами соединяет Апостол и одно поручение относительно Фивы, подательницы сего Послания.   , , — представляю, рекомендую, а лучше, на ваши руки, на попечение ваше отдаю. «Настоящее Послание доставила римлянам Фива. Поэтому Апостол и знакомит их с нею. Высказывает свое уважение к ней и тем, что упомянул о ней на первом месте, и тем, что назвал ее сестрою, и тем, что показал ее должность, наименовав ее служительницею (диакониссою)» (блаженный Феофилакт). «Сестру нашу» . — — по благорасположению и единству духа; — или святого Павла, или его и спутников его, или — — всех здешних христиан, или нашу с вами, римляне, то есть общую всех христиан, по ее добродетелям и благотворительности всем. Может быть, она известна была всем или некоторым из возвратившихся недавно с Востока иудеям. , . В первенствующей Церкви, для служения при крещении женщин, для раздаяния им милостыни и для присмотра за больными из них, были избираемы отличавшиеся святостию жизни и готовностию на всякое добро девственницы и вдовицы. Из числа таковых была и Фива. Церковь, где она служила, была в Кегхреях — большой веси, стоявшей против Коринфа на берегу, у пристани. «Кегхрея есть одна из весьма больших Коринфских весей. Посему достойна удивления сила проповеди, ибо Апостол в короткое время не только города, но и веси наполнил благовестием. И таково было устройство Кегхрейской Церкви, что имела диакониссу, и притом женщину знаменитую и всюду известную. Таково было богатство преспеяний ее, что и от Апостольских уст приобрела похвалы» (блаженный Феодорит).   , — «то есть для Господа примите ее с честию. Потому что приемлющий для Господа даже и незначительного человека принимает со тщанием. А как Фива была святая, то рассуди сам, как надлежало ей услуживать. Посему Апостол присовокупил: , — то есть как следует принимать святых. Вы должны услужить ей по двум причинам, и потому, что принимаете ее для Господа, и потому, что она святая» (святой Златоуст). , , — заступитесь за нее, будьте предстателями и ходатаями ее. Не бедность гнетет ее, а у нее есть дело, которое надобно выхлопотать. Так вы там употребите свое посредство, кто где и как может. Она и сама не бессильна; но может случиться, что потребуется и от вас услуга. Так не откажите ей тогда. «Видишь ли, как это не обременительно? Не сказал: удовлетворите всем ее нуждам, — но: подайте ей руку помощи и пособите, в чем будет она у вас иметь нужду. Говорю не о всех нуждах, но о тех, какие будет иметь у вас (по делу своему). Сделайте посему, что будет в ваших руках» (святой Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2944...

Изначальный образец диаконисс представляет Собой Тавифа ( Деян. 9, 36 и далее). Ее имя значит «светлая». Отвечая своему названию, она была всегда готова делать добро в своем обществе; щедро помогала бедным и полна была других добродетелей. Она хотя и не была посвящена (рукоположена) в звание диакониссы, однако по своему свободному желанию вполне заступала место таковой и носила даже и одеяние диакониссы. Когда она скончалась, ее горько оплакивали во множестве собравшиеся со всей Иоппии вдовы и бедные. Из того выводят заключение, что почившая была безбрачная. Из того, что она, как достигшая совершенства во Христе, воскрешена была апостолом Петром из мертвых, становится ясным, как дорого было для христианской общины такое служение женщин. А что при этом потребовалось такое чрезвычайное, чудесное проявление Божественной силы, то отсюда следует заключить о той трудности, с какой сопряжено было в христианском обществе установление церковного служения женщин, как исключительного жизненного их подвига. Об официальной должности женской диаконии ясно упоминается в 16-й главе (1, 2 ст.) Послания к римлянам. Фива была диакониссой, служительницей церкви Кенхрей, портового города Коринфского. Апостол называет ее сестрой. Это слово употребляется, как ласковый привет при обращении ко всякой христианке в знак взаимного христианского общения в вере. Служение Фивы обществу состояло в том, что она оказывала помощь многим, и, без сомнения, помощь не телесную только, но и духовную. Равно служила она и апостолу, но как служила, – в состоянии ли немощи и болезни или же как соработница в спасении душ, – этого с точностью сказать нельзя. Очень может быть, что в том и другом случае. По всей вероятности, Фива была передатчицей послания апостола римскому обществу, каковое послушание в опасные времена первенствующего христианства верующими женщинами исполнялись нередко. Рекомендательные слова апостола за Фиву особенно ценны для всего дела женской диаконии, во-первых, как  апостольское свидетельство о  существовании должности диаконисе, а во-вторых, как апостольская  рекомендация,  которая внушает и указует христианским общинам всех времен, как нужно им принимать диаконисс – этих служительниц Господа и какое  содействие оказывать им во всех их делах,  которые они имеют совершать на пользу церкви. Имя Фивы (светлая) есть приятное напоминание о том, как должен отражаться свет солнца Христова в скромном служении Его рабы.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Сестру нашу. — Сестру — по благорасположению и единству духа; нашу — или святого Павла, или его и спутников его, или — нашу — всех здешних христиан, или нашу с вами, римляне, то есть общую всех христиан, по ее добродетелям и благотворительности всем. Может быть, она известна была всем или некоторым из возвратившихся недавно с Востока иудеям. Сущу служительницу, δικονον. В первенствующей Церкви, для служения при крещении женщин, для раздаяния им милостыни и для присмотра за больными из них, были избираемы отличавшиеся святостию жизни и готовностию на всякое добро девственницы и вдовицы. Из числа таковых была и Фива. Церковь, где она служила, была в Кегхреях — большой веси, стоявшей против Коринфа на берегу, у пристани. «Кегхрея есть одна из весьма больших Коринфских весей. Посему достойна удивления сила проповеди, ибо Апостол в короткое время не только города, но и веси наполнил благовестием. И таково было устройство Кегхрейской Церкви, что имела диакониссу, и притом женщину знаменитую и всюду известную. Таково было богатство преспеяний ее, что и от Апостольских уст приобрела похвалы» (блаженный Феодорит). Стих 2. Да приимете ю о Господе достойне святым, и споспешествуйте ей, о нейже аще вас потребует вещи: ибо сия заступница многим бысть, и самому мне. Приимите ю о Господе, — «то есть для Господа примите ее с честию. Потому что приемлющий для Господа даже и незначительного человека принимает со тщанием. А как Фива была святая, то рассуди сам, как надлежало ей услуживать. Посему Апостол присовокупил: достойне святым, — то есть как следует принимать святых. Вы должны услужить ей по двум причинам, и потому, что принимаете ее для Господа, и потому, что она святая» (святой Златоуст). И споспешествуйте ей, παραστητε, — заступитесь за нее, будьте предстателями и ходатаями ее. Не бедность гнетет ее, а у нее есть дело, которое надобно выхлопотать. Так вы там употребите свое посредство, кто где и как может. Она и сама не бессильна; но может случиться, что потребуется и от вас услуга.

http://predanie.ru/book/67823-tolkovanie...

Акила и Прискилла были вынуждены покинуть Рим из-за этого эдикта ( Деян. 18:2 ) Гатри, еп. Кассиан). На Пятидесятницу проповедь ап. Петра слушали в числе других «и пришедшие из Рима» ( Деян. 2:10 ). Тогда уверовали и крестились около трех тысяч человек ( Деян. 2:41 ). Среди них могли быть и римляне (архиеп. Аверкий, Гатри). Предание римской церкви говорит, что Римская Церковь была основана ап. Петром и он долгое время управлял ею до своей смерти ок. 67 г. Однако следует признать, что к моменту написания Послания к римлянам ап. Петр в Риме не был. Ап. Павел нигде в послании не упоминает первоверховного апостола и говорит, что старается «не созидать на чужом основании» ( Рим. 15:20 ). «Предание же о том, что Римская Церковь основана святым Петром, можно объяснить тем, что первые верующие в Риме были из числа обращенных в день Пятидесятницы, которые слышали речь святого апостола Петра и, естественно, считали его своим духовным отцом. К этому присоединилось и то, что в Риме святой апостол Петр. принял мученическую кончину» (архиеп. Аверкий). Состав Римской Церкви Римскую Церковь , вероятно, составляли и христиане из иудеев и христиане из язычников. Язычники: Я многократно намеревался прийти к вам Чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов» ( Рим. 1:12 ; «языческих народов» – пер. сп. Кассиана). Иудеи: Акила и Прискилла, Мариам, сродники ап. Павла Андроник и Юния. Четкие указания на иудейскую проблему. Главный предмет его содержания (Послания к римлянам) – единственный способ спасения, как для язычника, так и для иудея, в Господе Иисусе Христе (архиеп. Аверкий). Время и место написания На основании данных самого Послания к римлянам можно с точность установить, что оно написано в Коринфе. Это видно из того, что святой Павел передает римлянам приветствие от Гаия, у которого он проживал, и от Эраста, городского казнохранителя (16:23), а из других посланий его ( 1Кор. 1:14 и 2Тим. 4:20 ) видно, что эти лица жили в Коринфе. Точно так же и Фива, с которой отправлялось послание, была Кенхрейской диакониссой, а Кенхрея была предместьем КоринфаКоринфской пристанью со стороны Эгейского моря ( Рим. 6:1 ) (архиеп. Аверкий).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010