архим. Иов (Гумеров) Послания апостола Павла Ранние послания Первое и второе послания ап. Павла к фессалоникийцам Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М.: ПСТБИ, 1995. Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет IX. Послания апостола Павла к колоссянам, фессалоникийцам, Тимофею, Титу и Филимону. Тверь, 2006. Иустин (Попович) , архим. Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла. М., 2000. Страхов В., свящ. Второе послание апостола Павла к фессалоникийцам. Сергиев Посад, 1911. Титов Ф., свящ. Первое послание апостола Павла к фессалоникийцам. Киев, 1893. План 1 Фес Апостольская проповедь в Фессалониках (1. 1 – 2. 13) Успех проповеди в Фессалониках (1. 1 – 10) Характер проповеди (2. 1 – 13) Гонения на христиан и состояние Фессалоникийской Церкви (2.14 – 3.13) Призыв к чистоте, святости и братолюбию (4. 1–12) О судьбах умерших и сроках Второго Пришествия (4.13 – 5. 5) Призыв к бодрствованию (5. 6–10) О духовной жизни (5. 11–28) План 2 Фес Увещание к терпеливому перенесению скорбей (1.3–12) Признаки Второго Пришествия (2. 1–12) Хранение апостольского предания (2. 15 – 3. 5) Заключительные наставления. О необходимости жить собственным трудом (3. 6–16) Домашнее задание Время написания 1 и 2 Фес (еп. Кассиан). отрывки из 1 Фес, свидетельствующие о языческом прошлом адресатов послания. Найдите в Деян. 17. 1–9 обвинение, предъявленное апостолам, укажите параллель в Евангельской истории. Найдите отрывки из 1 и 2 Фес, свидетельствующие о том, что фессалоникийские христиане претерпевают гонения. Кто инициатор этих гонений? Найдите в 1 Фес указание на то, что ап. Павел надеялся дожить до Второго Пришествия Христова. Какие настроения возникли в среде фессалоникийцев в связи с ожиданием скорого Пришествия Христова? Каковы были сомнения относительно участи умерших до Второго Пришествия?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Во-первых, новообращенные смущались и огорчались тем обстоятельством, что некоторые из их близких – друзья или родственники, – умирающие или уже умершие, тем самым якобы лишались (или уже лишились) радости встречи с Господом Иисусом, когда Он, наконец, придет. Во-вторых, ввиду скорого Пришествия – а кто-то даже пустил слух, что Господь уже пришел, – новообращенным казалось, что остаток жизни уже не имеет смысла и что даже не нужно трудиться и выполнять свои повседневные дела. В ответ на тревожные известия о таких настроениях, полученных от Тимофея, ап. Павел пишет послания – сначала одно, потом другое. Возможно, что 2 Фес. является переработанным вариантом 1 Фес., причем эту переработку мог совершить на сам апостол Павел, а кто-то из его учеников два-три десятилетия спустя. На это указывает отличие более поздней эсхатологии 2 Фес. от более первоначальной и простой эсхатологии 1 Фес. 4. Основные важные темы 1 Фес. Избрание и призвание язычников в Церковь Павел ни слова не говорит об Иисусе как о Мессии 354 , что было бы актуально для иудеев, зато много говорит об избрании всех обратившихся ко Христу. «Избрание» (e)klogh, 1Фес. 1, 4 ) – категория, применявшаяся в Ветхом Завете лишь к Израилю, а теперь, во Христе, она относится ко всем уверовавшим в Него. В том же смысле следует понимать и его слова о Боге, «призвавшем» 355 (gen. kalou=ntoj) фессалоникийцев «в Свое Царство и славу» ( 1Фес. 2:12 ). Кстати, понятие « церковь » 356 , здесь понимаемое как обозначение конкретной христианской общины (см. 1Фес. 1, 1 и др.), греч. e)kklhsi/a, образовано от klh=sij – «призвание» (от kale/w, «звать»). В Церковь призваны все в равном достоинстве. Впрочем, мысль о том, что язычники призваны в Церковь , так же как иудеи, здесь, в своих первых посланиях Павел подчеркивает не так уж настойчиво 357 . Скорее, он это подразумевает, не раскрывая в полемической форме, как он будет вынужден делать впоследствии. Но даже и в такой неразвернутой форме мысль о равной чести язычников наряду с иудеями в Церкви звучит ново и необычно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Устоявшуюся форму П. наполняет новым, христ. содержанием. Так, напр., обычное начальное приветствие превращается у него в развернутую формулу благословения с непременным упоминанием Бога Отца и Господа Иисуса Христа (Рим 1. 1, 7; ср.: Еф 1. 1-2; 1 Тим 1. 1-2). В каждом случае П., обозначив свое имя, начинает Послание с указания на свое апостольское достоинство. Тем самым П. подчеркивает, что он не самопровозглашенный апостол, но призванный волей Божией (ср.: Деян 9. 1-9; ср.: 1 Кор 15. 9-10). Большинство Посланий написано как бы от имени 2 или неск. лиц (ср.: 1 Кор 1. 1; 2 Кор 1. 1; Кол 1. 1; Флп 1. 1; Флм 1; 1 Фес 1. 1; 2 Фес 1. 1; Гал 1. 1-2). Эти упоминания др. лиц в зачинах Павловых Посланий вряд ли можно трактовать как указания на совместное авторство. В лучшем случае речь может идти о том, что упомянутые лица (Сосфен, Тимофей, Силуан) помогали П. в качестве секретарей, записывая текст под его диктовку (подобно Тертию из Послания к Римлянам). Однако более вероятно, что П. просто включал их в текст Посланий в качестве своих соработников: будучи единоличным автором Посланий, он писал как бы и от их имени. Сказанное подтверждается тем, что имена сподвижников П. присоединяет к собственному имени только в начале Послания, тогда как сам текст Послания написан всегда от 1-го лица единственного, а не мн. ч. Выражение «я, Павел» встречается в т. ч. в тексте Посланий, надписанных именами 2 и более авторов (Гал 5. 2; Кол 1. 23; Флм 9). Большинство Посланий завершается формулой: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Рим 16. 24) - или подобными христологическими формулами (1 Кор 16. 23; Гал 6. 18; Еф 6. 24; Флп 4. 23; 1 Фес 5. 28; 2 Фес 3. 18; Флм 25; ср.: 1 Тим 6. 21; Тит 3. 15; 2 Тим 4. 22). Можно предположить, что эти формулы П. писал своей рукой, о чем свидетельствует следующее добавление, сделанное уже после слов «приветствие моею рукою, Павловою» (2 Фес 3. 17-18). Особняком среди завершающих формул стоит следующая: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор 13. 13). В отличие от приветственных формул, в которых упоминаются Бог Отец и Господь Иисус Христос, и большинства заключительных формул, в к-рых упоминается только Иисус Христос, данный текст имеет тринитарный характер.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Соответствуя своему назначению и призванию от Бога, апостолы учили и благовествовали людям о Пришествии в мир Христа и Сына Божия, через Которого прощаются наши грехи и каждому человеку дается возможность войти в Царствие Небесное. Кроме устного наставления существовали и письменные: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15); «такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично» (2 Кор. 10: 11); «заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братьям» (1 Фес. 5: 27). Апостольские послания обладают таким же авторитетом, как и те, кто их написал. Или как говорит священномученик Иларион, «между личностью апостола и его посланием нет различия» . Просто физически невозможно находиться во всех Церквах сразу, поэтому приходилось отправлять послания. И, наверное, апостолы понимали, что они не смогут жить вечно, а глаголы истины, которым они научались от Господа, должны были наставлять последующие поколения христиан. Если кто ослушивался послания, то с такими апостол даже не разрешал сообщаться (см.: 2 Фес. 3: 14). Лжеучители, видя такую важность и серьезность посланий и соответствующее отношение к ним христиан, не раз пытались подменить их. В связи с этим апостол Павел пишет фессалоникийцам не принимать сразу ни слова, ни послания, так как много обольстителей, использовавших апостольский авторитет в своих нуждах (см.: 2 Фес. 2: 2). Предохраняя церковные общины от подобных «посланий», апостол Павел заключительные слова пишет своей рукой, что часто и сообщает получателям послания: «Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (2 Фес. 3: 17–18), или, например, в Послании к Колоссянам: «Приветствие моею рукою, Павловою…» (Кол. 4: 18). Видимо, с подменами сталкивался не только апостол Павел; святой апостол Иоанн Богослов пишет подобные слова: «… если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22: 19). Этот же факт отмечает протоиерей Александр Горский: «Таким значением посланий апостольских некоторые даже злоупотребляли; имя апостола придавали таким писаниям, которые ему не принадлежали. Так, после первого же послания, какое мы имеем от апостола Павла, уже начались появляться писанные под его именем другими, и он нашел нужным во втором из известных его посланий показать ясный признак, по которому можно отличать его подлинные послания от неподлинных. “Во всяком послании я обыкновенно пишу своею рукою приветствие: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами” (2 Сол. 2: 2 и 3: 17)» .

http://pravoslavie.ru/76159.html

Фессалоникийские христиане пребывали в духовной и моральной готовности встретить Христа, поэтому ап. Павел говорит, что не следует бояться Дня Господня (1 Фес. 5, 1–3). Основную мысль отрывка образуют стихи 4–8, где утверждается положение христиан как «сынов света и сынов дня» (1 Фес. 5, 4–5), а также содержится призыв бодрствовать и трезвиться, облечься в броню таких добродетелей, как вера, любовь и надежда. Христиане избраны Богом для спасения и вечной жизни (1 Фес. 5, 9–10). Отрывок завершается наставлением (1 Фес. 5, 11). Комментарий 1 Фес. 5, 1: περ δ τν χρνων κα τν καιρν δελφο ο χρεαν χετε μν γρφεσθαι ( о временах же и сроках нет нужды писать вам, братия ). Ап. Павел говорит, что нет необходимости писать о времени наступления Дня Господня. Выражения τν χρνων « времена » и τν καιρν « сроки, времена года » обозначают время наступления Дня Господня, которое в следующих стихах отрывка является одной из основных тем . Некоторые комментаторы считают, что эти слова являются тех­ни­чес­ки­ми терминами , которые обозначают какие-то знаки, свидетельствующие о приближении Дня Господня и о его наступлении . Другие толкователи различают эти термины . Так, свт. Феофан Затворник под словом χρνος понимает всякое неопределённое время, а под словом καιρς определённое время, в которое должно совершиться какое-либо событие . В. Хендриксен понятие χρνος определяет как продолжительность времени , а καιρς — как характеристику этого времени, т. е. события, которые отличают различные периоды времени. Форма множественного числа в этой фразе подразумевает разные периоды человеческой истории, которые должны пройти до наступления Дня Господня. Ап. Павел отмечает, что для фессалоникийских христиан нет необходимости писать о различных временах и сроках, поскольку они были научены христианской вере, и должны жить согласно этой вере уже при нынешних обстоятельствах , т. е. должны быть готовы в любой момент к наступлению Дня Господня. 1 Фес. 5, 2: ατο γρ κριβς οδατε τι μρα κυρου ς κλπτης ν νυκτ οτως ρχεται ( ибо сами вы достоверно знаете, что День Господень так придёт, как тать ночью ).

http://bogoslov.ru/article/6173995

Одним из средств в борьбе с этим опаснейшим недугом молодого проповедника является работа над подготовкой к проповеди в течение целой недели. Со дня на день размышляя над проповедью, читая Слово Божие, творения отцов церкви, жития святых, чтимых церковью на этой неделе, молясь о помощи Божией, проповедник невольно проникается сознанием своих немощей и недостоинства. Составляя проповедь, все глубже и глубже проникая в относящийся к ней обширный материал, приспосабливая его к себе и к своей пастве, проповедник постепенно обогащает и развивает в себе те внутренние «сокровенные силы», те «грунтовые воды», которые, составляя так называемое внутреннее слово, питают и слово внешнее. Тем самым проповедник исподволь вылечивается и от недуга тщеславия, честолюбия и гордости. «Не мне, не мне, а имени Твоему», – вот, что должно звучать в душе проповедника и при подготовке, и при произнесении, и после произнесения проповеди. В проповедничестве не должно быть «ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства» (Фес. 2:3), «ни ласкательства, ни видов корысти» (Фес. 2:5). Не должно «искать славы человеческой» (Фес. 2:9), «угодия не человекам, но Богу испытывающему сердца наши» (Фес. 2:4). «Не слово человеческое, а слово Божие» (Фес. 2:13) сообщает проповедник к спасению себя и своей паствы. Как приступить к произнесению проповеди и какими силами голоса ее проводить? Опытные проповедники говорят, что следует особенно хорошо подготовить первые слова проповеди и произнести их отчетливо, медленно, спокойно и торжественно. Для начинающего проповедника важна манера и самого выхода на амвон выход должен быть замедленный, спокойный, достойный того великого дела, ради которого проповедник появляется на святом месте. Также спокойно и равномерно проповедник осеняет себя крестным знаменем перед местной иконой и, повернувшись к пастве и повременив несколько, вновь осеняет себя крестным знаменем со словами медленно и раздельно произносимыми «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». В эти первые секунды появления неопытного проповедника на амвоне, в моменты первых его жестов и слов, происходит решающий сдвиг в его психологии овладев собой в первых жестах и словах, он овладевает своей волей и дальше уже без особых затруднений и замешательство ведет проповедь до конца.

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-ko...

Иванов.-Тверской, II, 818. Иванов.-Устюжский, II, 840. Иванский на Малышевой горе., С.-Пет. г., I, 209. Иванский-Псковский, II, 841. Иверский, Новг. г., II, 819. Иверский-Енисейский, II, 1347. Ивицкий, Новг. г., II, 906. Игрицкий-Богород.-Песошенск., Костр. г., I, 211. Изборский-Рожд., Пск. г., II, 1117. Изосимина-Благов., Новг. г., II, 636. Изосимина-Успен., Моск. г., II, 820. Иконоспасский-Московский, II, 802. Илоезерск.-Иродион., Новг. г., II, 821. Ильин.-Болдинский-Черниг., I, 214. Ильин.-Великолуцкий, II, 730. Ильин.-Вологодский, II, 874. Ильин.-Вяземский, II, 825. Ильин.-Дмитров., Моск. г., II, 1105. Ильин.-Завеличский-Псков., II, 829. Ильин.-Запсковский-Псков., I, 213. Ильин.-Козловский, II, 826. Ильин.-Машеозерская или Машина, Олонец. г., II, 822. Ильин.-Мокрый-Новгородск., II, 830. Ильин.-Новосильский, II, 827. Ильин.-Плесская, Тульс. г., II, 823. Ильин.-Саранский, I, 212. Ильин.-Саранский, II, 1048. Ильин.-Свирский, С.-Пет. г., II, 831. Ильин.-Слуцкий, I, 445. Ильин.-Сухой-Псковский, II, 829. Ильин.-Трубчевский, II, 824. Ильин.-Тюменский, II, 832. Ильин.-Устюженский, II, 828. Ильпиновск.-Троиц., Курс. г., II, 1226. Иннокентиев- Спасо- Преобр. – Комельский, Волог. г., II, 833. Ипатиев-Троиц.-Костромск., II, 834. Ирапская, Новг. г., I, 557. Ирдынский-Успен., Киев. г., II, 713. Иркутский-Вознесен., I. 123. Иркутский-Знамен., I, 198. Иродионова-Озад., Новг. г., II, 821. Исаакова-Рожд.-Богород., Яросл. г., II, 835. Исаева, Пск. г., 1319. Исетский-Далматов, II, 776. Истобенский-Возн.-Соликамс., I, 126. Истобенский-Троиц., Вят. г., I, 512. Источника Живоносного-Нижегородс., II, 798. Истринский – Воскрес. – Новый Иерусалим, Моск. г., II, 742. И Иевейский-Успен.-Богор., Вилен. г., I, 592. Иерусалим-Новый-Воскрес., Моск. г., II, 742. Иерусалим-Воскрес., Каз. г., II, 743. Иоанна Милостивого-Загаецкий, Волын. г., II, 800. Иоанно-Богосл.-Грозовский, Мин. г., I, 217. Иоанно-Богосл. – Крыпецкий., Пск. г., II, 837. Иоанно-Богосл.-Псковский, II, 836. Иоанно-Богосл.-Тверской, II, 818.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

На времена, предшествующие парусии, особое внимание обращают апостолы Павел и Иоанн. Ап. Павел называет их «последними временами» (1 Тим 4. 1) и «последними днями» (2 Тим 3. 1). Как и Иисус Христос, ап. Павел свидетельствует (поскольку ему «ясно говорит» Дух), что в те дни произойдет отступление от христианства (1 Тим 4. 1), «ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим 3, 2-5). Атмосфера притворного благочестия, лживости всего происходящего и обманчивой внешности станет благоприятной для появления в мире «человека греха, сына погибели» - «того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес 2. 3, 9). Ап. Иоанн называет его антихристом , т. е. противником Христа (1 Ин 2. 18). И хотя «тайна беззакония уже в действии», «удерживающий» антихриста не позволяет ему прийти в мир ранее отведенного времени (2 Фес 2. 6-7). Правление антихриста будет непродолжительным; его «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес 2. 8). Неизвестность времени В. п. порождала разные ожидания. Сознанию первых христиан как непосредственных свидетелей быстро развивающихся событий, в центре к-рых находилась Пасха, Вознесение, Пятидесятница, было присуще восприятие истории как динамического процесса. Они были уверены, что мир движется к своему завершению очень быстро. «Близок всему конец»; Христос будет «вскоре судить живых и мертвых» (1 Петр 4. 5, 7). «Князь мира сего осужден» (Ин 16. 11), поэтому возвещенный пророками эсхатологический суд с пришествием Христа - факт совершившийся, следует ожидать лишь его конечного завершения. Используя при описании В. п. местоимение «мы», ап. Павел, по-видимому, не исключал того, что свидетелем парусии мог стать даже он сам (1 Фес 4.

http://pravenc.ru/text/Второе ...

Комментарии Женевской Библии на 2-е послание Фессалоникийцам Введение Автор Автор Второго послания к фессалоникийцам называет себя Павлом (1,1; 3,17). В первой половине II в. по Р.Х. послание было, по-видимому, известно Игнатию Антиохийскому , Поликарпу Смирнскому и Иустину Мученику . Несмотря на такие древние свидетельства, подлинность Второго послания подвергалась более частым и более весомым нападкам, чем Первого. Близкое сходство тематики и даже фразеологии обоих посланий рассматривалось некоторыми учеными как признак подражательного, плагиативного характера Второго послания к фессалоникийцам. Но эти же факты можно расценивать как доказательство обратного. Кто имеет большее основание повторять мысли Павла, чем сам Павел? Некоторые также полагали, что эсхатологические представления, изложенные в обоих посланиях, не согласуются между собой, и, следовательно, эти послания не могут принадлежать одному автору. Первое послание как будто говорит о скором пришествии Христа, в то время как Второе утверждает, что прежде Христова пришествия произойдет ряд исторических событий. Но противоречие здесь мнимое. Первое послание не говорит ничего определенного о сроках второго пришествия Христа; оно лишь подчеркивает его внезапность. Второе уточняет порядок событий, тем самым преграждая путь новому заблуждению, распространявшемуся в Фессалонике, будто день Господень уже наступил. Более того, напоминания в 2,5 и 3,10 о том, чему Павел учил, когда был среди них, содержат сведения, которые нелегко было бы подделать, по меньшей мере, на протяжении жизни одного поколения; они вряд ли могли исходить от человека, который не был с Павлом во время первого посещения им Фессалоники. Наконец, если предположить, что Второе послание было написано самозванцем с намерением добиться признания своего сочинения, трудно понять, как мог он рассчитывать на то, что суровые обвинения в адрес некоторых фессалоникийцев (3,10.11) послужат достижению его цели. Время и обстоятельства написания Во Втором послании (2,15) указывается на существование более раннего послания Павла, и весьма вероятно, что речь здесь идет именно о Первом послании к фессалоникийцам (см. Введение к 1 Фес.). Это самое определенное внутреннее свидетельство того, что 2 Фес. позднейшее из двух посланий к фессалоникийцам. Поэтому временем написания Второго послания следует, вероятно, считать небольшой период, следующий за годом написания 1 Фес., т.е. между последними месяцами 50 г. и первыми месяцами 52 г. по Р.Х. Оно, как и 1 Фес., тоже могло быть написано в Коринфе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Спутники апостола Павла В начале 1 Фес, рядом с именем ап. Павла фигурируют имена Силуана и Тимофея. Являются ли одним и тем же человеком Силуан (∑ιλουaνς), упомянутый в 1Фес.1:1 (см. 2 Фес.1:1; 1 Петр.5:12), и Сила (∑λας), о котором идет речь в Книге Деяний как о спутнике апостола Павла во время второго путешествия (Деян.15:23; 15:27; 15:32; 15:40)? Утвердительный ответ очевиден. В Павловых посланиях Силуан больше нигде не фигурирует, мы встречаем его в 1Петр.5:12 : «Сие кратко написал я вам чрез Силуана». Был ли Силуан соавтором этого послания или он был лишь уполномочен доставить послание по назначению – этого мы не знаем. Что же касается 1Фес. вполне возможно, что Силуан писал его вместе с апостолом Павлом это объяснило бы частое употребление в 1 Фес, форм 1 лица мн. Числа: «мы благодарим…мы знаем…» (passim). Характерна фраза: «И потому мы я Павел и раз и два хотели придти к вам; но воспрепятствовал нам сатана» (( 1Фес.2:18 ) 4 ; вставка «я Павел и раз и два» сделана рукой апостола Павла, таким образом, можно предположить, что, в целом, послание было написано Силуаном под руководством ап. Павла. Последние слова принадлежат ап. Павлу: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям» (1Фес.5:27). Маловероятно, что совсем юный в то время Тимофей, принимал участие в создании послания. Разделы Послания Обращение 1:1 Первая часть а. 1:2–10. Молитва благодарения; радость апостола Павла по поводу духовного возрастания фессалоникийцев. б. 2:1–3:13. Миссионерская деятельность и дела апостола Павла Вторая часть а. 4:1–12. Призыв к чистоте и братской любви. б. 4:13–5:11. Второе пришествие Господа. Воскресение мертвых, призыв к бодрствованию. Третья часть. 5:12–28. Заключительные увещевания и приветствия. Экзегеза 1 Фес. Обращение 1:1–2 В начале всех Павловых посланий (кроме Евр.) обязательно указываются имена отправителей, вслед за которыми идет краткое приветствие таково было требование античного эпистолярного жанра. Здесь отправителями являются Павел, Силуан и Тимофей, что указывает на период второго миссионерского путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010