139 Святитель Феолипт, как и большинство отцов Церкви, ориентируется преимущественно на духовное понимание Священного Писания, которое намечено святым апостолом Павлом. Святитель Григорий Нисский говорит, что Апостол “преподает нам один вид учения, что должно не на букве непременно останавливаться а, напротив того, переходить к невещественному и умственному взгляду И посему-то говорит Апостол, что буква убивает, а дух животворит (2 Кор 3:6): так как история (то есть в Писании), если будем останавливаться на голых событиях, во многих местах представляет нам примеры недоброй жизни”. — Святитель Григорий Нисский. Точное изъяснение Песни песней Соломона. М., 1999. С. 6–7. Преподобный Максим Исповедник замечает, что «согласно божественному Апостолу, убивающее начало закона есть буква, а животворящее начало его есть дух, по словам: буква убивает, а дух животворит (2 Кор 3:6). Не вызывает сомнения, что избрали удел, противоположный Христу, и не познали всего таинства Воплощения Его те, которые зарыли силу своей мысли в букве, не желая быть по образу и по подобию Божиему (см. Быт 1:26), а стремясь, по угрозе Бога, быть землей и в землю отойти (см. Быт 3:19). Ведь буква связана с землей, а дух — с небом: “на воздухе”, то есть на умном осиянии, “на облаках”, то есть на возвышенных созерцаниях, в сретение Господу восхищены будут, и так всегда с Господом будут (см. 1 Фес 4:17) только те, кто благодаря ведению предпочитают дух букве». — Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II. М., 1994. С. 162. 140 “Есть пост и нетелесный, есть воздержание невещественное, относящееся к душе, — удержание себя от зла; его ради нам узаконено и то воздержание от яств Пост узаконен для чистоты души; если же он оскверняется иного рода намерениями и действиями, то для чего напрасно тратим воду, которую пьем? Для чего возделывать эту несмываемую и чрезмерную грязь? Что пользы от телесного поста, если нечист ум? Ибо никакой нет пользы, если колесница прочна и упряжь в порядке, а возница не в своем уме. Что пользы в корабле, хорошо устроенном, если кормчий будет пьян? Пост — основание добродетели. Но как основание дома и дно корабля, хотя бы были твердо положены, бесполезны и не имеют никакой цены, если следующее за тем в них построено неискусно, так и от воздержания сего нет никакой пользы, если к нему не приложатся и за ним не последуют и прочие правые дела”. — Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского. Ч. VII. М., 1865. С. 396–398.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

4   " Грехи исторического христианства в социальной области велики и многочисленны, их не надо замалчивать, их надо сознать в целях самоисправления… Эти грехи связаны не только со слабостью или порочностью воли, но отчасти и с односторонним пониманием христианства, с тем, что можно назвать индивидуалистическим гипераскетизмом, устраняющим само понятие истории, а следовательно, исторических задач и обязанностей " ( Булгаков С. Два града: исследования о природе общественных идеалов. СПб., 1997. С. 205). 5  Ср. почти буквальное повторение полвека спустя: " Мы имеем в виду столь распространённый в позднейшем христианском мире религиозный индивидуализм, всецело сосредоточенный на идее спасения индивидуальной человеческой души и мыслящей спасение только как спасение поодиночке отдельных душ, как таковых. Такой индивидуализм решительно противоречит религиозному универсализму евангельского сознания. Он приближается в пределе к лозунгу: " спасайся кто может! " … Такого рода представления, как бы широко они ни были фактически распространены в мире, именующем себя христианским… некая тёмная антихристианская мифология — порождение непросветлённого человеческого эгоизма " ( Франк С. Свет во тьме. М., 1998. С. 135–136). 6  Соответственно догмату, принятому Церковью на IV Вселенском (Халкидонском) Соборе, свт. Филарет Московский в " Пространном христианском катехизисе " (1823) говорит, что в Иисусе Христе " находятся нераздельно и неслиянно два естества, Божественное и человеческое… и не два лица, но Одно лицо, Бог и человек вместе, одним словом — Богочеловек " (пп. 180, 181). 7  1 Фес. 5, 23; Еф. 5, 26. 8  Вероятно, предположение об авторстве основывалось на неподтверждённом свидетельстве Эрна (см. гл. 3. II работы " Христианское отношение к собственности " ); термин же активно применяли свт. Афанасий Великий ( " Contra Arianos " ) и прп. Максим Исповедник ( " Мистагогия " ), учению которого Свенцицкий чётко следует. 9  1 Ин. 2, 16. 10  Рим. 13, 14. 11  1 Кор. 15, 50–53. 12  Отк. 21, 2, 9; Ин. 3, 29.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В век почти всеобщей темноты и заблуждения, когда для большинства “христиан” Христом стал тот, кого православное учение называет антихристом, Православная Церковь Христова одна лишь хранит и передает Божию благодать. Это бесценное сокровище, о существовании которого даже не подозревают в “христианском” мире. “Христианский” мир воистину протягивает руку силам тьмы, чтобы соблазнить верных Церкви Христовой, слепо надеясь, что “имя Иисуса” спасет их даже в их отступничестве и богохульстве, пренебрегая страшным предостережением Господа: Многие скажут Мне в тот день: Господи, Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф. VII:22-23 ). Святой Павел продолжает свое предостережение о пришествии антихриста таким призывом: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2 Фес. II:15 ). Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово, Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал. 1:7-9 ). Ответ Православия на всякое новое “возрождение”, даже на последнее ужасное “возрождение” антихриста, – это Завет Христа, который только Православная Церковь хранит неизменным и передает преемственно от триста и Его апостолов, и благодать Святого Духа, которую дарует только Православная Церковь и только своим верным чадам, которые приняли помазание и имеют истинную печать дара Духа Святого! Аминь. 2. Религия будущего Весьма показательно для духовного состояния современного человечества то, что “харизматические” и “медитационные” опыты начинают укореняться среди “христиан”. Влияние восточных религий, вне всякого сомнения, плод усилий таких “христиан”, но это только последствие более глубоких причин потери чувства и понимания христианства, что позволило таким чуждым христианству явлениям, как восточная “медитация”, заполнить “христианские” души.

http://azbyka.ru/apokalipsis/ieromonakh-...

В тех случаях, когда они между собой несогласны, я выбирал то, что мне казалось более достоверным и заслуживающим упоминания» - Arrian. Anab. Prol.). Церковная традиция Первым и наиболее важным свидетельством происхождения Евангелий является пролог в Евангелии от Луки (Лк 1. 1-4), в к-ром утверждается, что ко времени написания этого Е. многие уже начали составлять свои повествования (διγησιν). Судя по тому, что евангелист использовал глагол πιχειρω, обладающий негативными коннотациями (это отмечалось уже Оригеном - Orig. Hom. in Luc. Prol.), возможно, он имел в виду не др. канонические Евангелия, а некие апокрифические тексты. В 1-й пол. II в. Папий Иерапольский (согласно сщмч. Иринею Лионскому, ученик св. Иоанна Богослова и сотоварищ сщмч. Поликарпа Смирнского - Iren. Adv. haer. V 33. 4; однако Евсевий отрицает это, приводя слова самого Папия о том, что он слушал не апостолов, а пресвитеров, их знавших,- Euseb. Hist. eccl. III 39. 1-3) записал известные ему данные о происхождении Евангелий (фрагменты его сочинения сохранились в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского). Начиная с XIX в. в библеистике было распространено мнение, что под логиями Папий имел в виду некую изначальную форму передачи учения Иисуса Христа - устные или письменные собрания Его слов, изречений, притчей. Возможно, подобное собрание легло в основу апокрифического «Евангелия Фомы». Однако в классическом греч. языке λγια обычно назывались оракулы (напр., Аполлона в Дельфах; ср.: Деян 7. 38 о Моисее; Рим 3. 1-2). Делать вывод о жанре и характере евангельского текста, известного Папию, лишь на основании одного слова не представляется возможным, тем более что в раннехрист. текстах в качестве технического термина чаще используется слово λγοι (1 Фес 4. 15; Деян 20. 35; Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 13. 1, 3; Откр 22. 6; Didache. 1. 2-3a). Символы четырех евангелистов. Миниатюра из Келлского Евангелия. Кон. VIII — нач. IX в. (Тринити-колледж. Дублин. MS 58. Fol. 129v) Символы четырех евангелистов. Миниатюра из Келлского Евангелия.

http://pravenc.ru/text/347622.html

«Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2 Фес.2:7 ). По-славянски: «Тайна бо уже деется беззакония, точию держай ныне дондеже от среды будет». Некоторые монархисты предполагают, что поскольку римский царь уже «взят от среды», то антихристу дана свобода действовать. Но такое предположение наивно. Получается, будто антихристу была способна воспротивиться только римская власть. Это смешно! Неужели человек, которому диавол дал всю свою силу и власть, не смог бы победить римского царя? К тому же среди римских царей мы видим многих еретиков и вообще врагов Божиих. Ведь апостол Павел, заметим, писал свои послания христианам в то время, когда царями римлян были не православные правители, а язычники. Среди них были и жестокие гонители Церкви, например Нерон. Кроме того, уже в христианское время среди императоров также было много гонителей Церкви (то есть покровителей различных ересей), например: император Феодосий II Младший, покровительствовавший монофизитству, императоры-ариане, императоры-иконоборцы, императоры-монофелиты… Как мы можем предполагать, будто эти императоры удерживали пришествие антихриста, когда они сами, преследуя Православие, в каком-то смысле являлись антихристами? Если же мы будем считать, как считали некоторые дореволюционные толкователи, что под Римским государством нужно разуметь власть русского царя, то наше мнение также будет недостаточно обоснованным. Во-первых, уже давным-давно не только в России, но и ни в одном православном государстве царя нет, поэтому удерживать пришествие антихриста он не может. Во-вторых, ни один русский царь не обладал властью над большинством культурных европейских народов. Если мы обратимся к Римскому царству времен Иоанна Златоуста — а толкование о том, что пришествие антихриста удерживается Римским государством, существовало уже тогда, — то увидим, что Православие и государственная римская власть распространялись на все культурные европейские народы. За пределами же Римской империи обитали народы, по мнению римлян (и вообще тех, кто жил в Римской империи), варварские и дикие. Римляне горделиво называли свое государство «вселенной». А под вселенной, повторю, понимали не что иное, как подчинившееся римской государственности Средиземноморье. Итак, последнее из приведенных мнений недостаточно обоснованно, хотя монархисты очень любят прибегать именно к нему. Но ведь царя сейчас нет — и антихриста, тем не менее, тоже нет. Значит, это мнение показало свою несостоятельность, так же как в свое время — мнение о том, что приходу антихриста препятствует римский царь.

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-o-ko...

Проблема религиозного отношения к смерти рассматривается Федотовым в статье «О смерти, культуре и „Числах”» (1930—1931) (ЛР, с. 324—326). 192 Об этих апокрифах см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI — первая половина XIV в. Л., 1987, с. 59—61, 463—465. 193 Откровение Мефодия Патарского — переводное византийское сочинение (IV или VII в.), приписываемое в средневековой рукописной традиции епископу г. Патар в Малой Азии (жил в III—IV вв.). Федотов имеет в виду следующий фрагмент так называемой интерполированной редакции Откровения Мефодия Патарского (рукопись XVI—XVII вв.): «...якоже нецыи глаголют, яко от Ильины крови загорится земля, не есть такс, но аггел Господень повелением Божиим снесет с небесе и зажжет землю...» ( Истрин В.Откровение Мефодия Патарского и апокрифические Видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах. М., 1987. Тексты, с. 130). 194 См.: 2 Пет. 3, 7—13; 2 Фес. 1, 8; Отк. 21, 1. Ср.: Ис. 65, 17; 66, 22. 195 1 ноября по ст. ст. церковь празднует память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, а 8 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. 196 Источник цитаты у Федотова указан неверно. Обнаружить его нам не удалось. 197 По объяснению Бессонова, неподсудливаяозначает «непосульная, неподкупная» (Бес. КП, II, 5, с. 222). 198 К этой мысли блаженного Августина (354—430) Федотов обращался также в статьях «Эсхатология и культура» (1938) и «Христианская трагедия» (1950) (см.: Фед. ИГ, с. 229—230, 330). Ср. в статье «Христианская трагедия»: «Если правда торжествует всегда, хотя, быть может, не на этом свете, где тут место трагедии? „Праведный радуется справедливости”, — говорил бл. Августин, а за ним повторял Фома Аквинский. Правда, в этой предустановленной гармонии есть одно уязвимое место — гибель грешников, и притом вечная гибель... Но в богословских системах, где любовь Божия отступила на задний план перед правосудием и всемогуществом, легко забывают о жертвах мировой гармонии. Какова теология, таково и благочестие... Но даже и Данте, лишь слегка затронутый францисканской духовностью, в основе чужд трагического мироощущения. Он, способный презрительно оттолкнуть ногой осужденного, цепляющегося за него из своей огненной реки, не чувствует сострадания к низким обитателям своего ада. Лишь при встрече с Паоло и Франческой и в немногих других местах, где светский кодекс морали слишком резко сталкивается с церковным, сострадание проникает сквозь кольчугу теологического разума и систематика возмездия окрашивается трагически» (Фед. НГ, с. 229—230). 199

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

Господь всегда и везде хранит верных Ему. И тогда, в описываемое нами время, рабы Божии были везде, хотя и не все открыто ходили в церковь. Они доставали и давали нам машинописные материалы о масонстве, из которых мы узнавали кто и как разрушает Святое Православие и Великую Россию на протяжении последнего столетия. Таким образом " Тайна беззакония” (2 Фес. II. 7) переставала быть для нас тайной. Зная причины происходивших событий, мы тем решительнее посвятили себя на служение Богу: поступили в Духовную Семинарию, а затем в монастырь. Это было достаточно трудно, потому что власти всячески препятствовали: либо оказывали всяческое давление на человека, либо не давали возможности прописаться, без чего в то время нельзя было проживать в выбранном месте. Когда меня всё же приняли в монастырь и поселили в келию, то один из мipckux начальников, не скрывая злобы, с издёвкой спросил: " Ну, где тебе определили " загон”?” (Очень характерное отношение врагов Христа Бога к нам, как к скоту). Чужих среди своих не было. А " сергианами” нас называть не надо: народ Божий с богоборческой властью связан не был! Кто-то, быть может, скажет, что среди верующих были иуды-доносчики. В то время церковный мip был настолько стеснён, и вера перед лицом опасности для свободы и жизни была у всех настолько чиста, что если бы кто-нибудь из чекистов и " прикинулся” верующим, то это стало бы явным для всех нас. Долго ведь не " поприкидываешься”. Среди постоянных прихожан таковых не было, а просто так в церковь не ходили, потому что всем было известно: если кто-то сходил в церковь, даже " свечку поставить”, тот уже на заметке у властей, " на прицеле”. Испытание веры. Тому, кто решался мужественно и открыто исповедовать веру, Сам Бог помогал и того хранил. И вера наша часто испытывалась. Как-то раз, нам предстояло пройти медосмотр, на котором было много людей. Друг мой, прихожанин нашего кафедрального собора, перед тем, как снять рубашку, сказал мне, что боится идти с нательным крестиком и снимет его. Я же ответил ему, что не буду снимать свой крест.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2365

Дорогие Преосвященные архипастыри, всечестные пастыри, боголюбивые братья и сестры! Сегодня Полнота церковная неленостно подвизается, восстанавливая порушенные святыни, воссоздавая облик Святой Руси. Благословляя эти труды, мы призываем вас вознести молитвы не только об упокоении Царской Семьи, но и о всех убиенных и погибших в годы лихолетья, дабы в духе согласия, не уступая давлению суетного разномыслия, чуждого благу церковному, перенести нелегкое время, переживаемое ныне Церковью и народом нашим. «Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14: 19). «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем» (2 Фес. 3: 16). Патриарх Московский и Всея Руси АЛЕКСИЙ II Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и Всея Украины ВЛАДИМИР, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР, Патриарший Экзарх Всея Белоруссии Митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ, Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ, Председатель отдела внешних церковных сношений Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ, Архиепископ Казанский и Татарстанский АНАСТАСИЙ, Епископ Чимкентский и Целиноградский ЕЛЕВФЕРИЙ, Епископ Туровский и Мозырский ПЕТР, Епископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН, Епископ Сыктывкарский и Воркутинский ПИТИРИМ, Управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский СЕРГИЙ Послание обнародовано 9 Июня 1998 года на официальном сайте ВЦС, в «Московском Церковном Вестнике» 11 и в «Журнале Московской Патриархии» 7 за 1998 год. Архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий (Кудюк; 18 Февраля 1927 — †1 мая 2002) от имени клириков своей Епархии свидетельствовал об инициативе ООД «Россия Православная»: «Вполне разделяем ваше мнение о том, что именно всенародное покаяние может положить начало возрождению нашего страждущего Отечества. Господь да благословит созыв и проведение Собора православных мipяh “Всенародное покаяние”...» Владыка Афанасий направил и послание, адресованное участникам Собора православных мipяh: «Год за годом мы повторяем слова о том, что страна наша испытывает тяжелейшие бедствия. Многие уже с трудом верят в возможность скорейшего возрождения страны. Прореченное в Евангелии “уныние народов и недоумение” (Лк. 21: 25) становится характерным состоянием наших дней. Но мы, христиане, как бы ни было нам трудно, не перестаем уповать на милость Божию. И она не заставит себя долго ждать, если мы принесем достойные плоды покаяния. К нему, покаянию, призывали наш народ в годину испытаний такие подвижники, как Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Искреннее глубокое покаяние всегда обращало Господний гнев на милость. Так будет и сейчас. Пусть станет угодным в очах Божиих и нынешний Собор “Всенародное Покаяние”. Пусть принесет плоды истинного покаяния весь наш народ. Желаю обильных милостей Божиих всем участникам Собора и благословенных успехов в его проведении».

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/22/...

Интересно, что в некоторых областях индонезийского «возрождения» элемент «говорения на языках» почти совершенно отсутствует и даже запрещается (хотя во многих местах он имеется), а медиумизм, очевидно, иногда уступает место прямому внедрению падших духов. Вполне может статься, что это новое «возрождение», более сильное, чем пятидесятничество, есть лишь более поздняя стадия развития того же «духовного» феномена (так же, как и само пятидесятничество представляет собой более продвинутый спиритизм) и предрекает близость того ужасного дня, когда, как это провозглашают «голоса» и «Ангелы» в Индонезии, «Господь» должен прийти, — потому что мы знаем, что антихрист будет доказывать миру, что он есть «Христос», с помощью именно таких «чудес». В век почти всеобщей темноты и заблуждения, когда для большинства «христиан» Христом стал тот, кого православное учение называет антихристом, Православная Церковь Христова одна лишь хранит и передает Божию благодать. Это бесценное сокровище, о существовании которого даже не подозревают в «христианском» мире. «Христианский» мир воистину протягивает руку силам тьмы, чтобы соблазнить верных Церкви Христовой, слепо надеясь, что «имя Иисуса» спасет их даже в их отступничестве и богохульстве, пренебрегая страшным предостережением Господа:  Многие скажут Мне в тот день: Господи, Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие  (Мф. VII, 22–23). Святой Павел продолжает свое предостережение о пришествии антихриста таким призывом: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим  (2 Фес. II, 15).  Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема  (Гал. I, 7–9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Поел. 5, 7, 2). – Относительно того, что дарованное учительствующим отпущение для своей действительности в общине нуждается в согласии общины, ср. ниже, § 6. В собрании общины имеет место разрешительная молитва (из которой произошла так называемая умилостивительная разрешительная формула). Ср.: 1 Фес. 5:14: «вразумляйте бесчинных»; 5, 12: просьба о послушании «вразумляющим». Наиболее известный пример – выговор, сделанный апостолом Павлом апостолу Петру в Антиохии (Гал. 2:14: «сказал Петру при всех»), Ср.: 2 Кор. 13:2–3: когда Павел опять придет, не пощадит, и узнают, что Христос говорит в нем. Апостол приступит к взысканию, основываясь на показаниях «двух или трех свидетелей» (13:1). Также в 1Тим. 5:19–20: на основании показаний «двух или трех свидетелей, согрешающих (пресвитеров) обличай пред всеми». «Увещание» входит в состав учительной деятельности, ср.: 1 Фес. 2:11–12: «Вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали». 1Тим. 4:13: «Занимайся чтением, наставлением, учением»: 5:1, ср. 6:2: «Учи сему и увещевай». 2 Тим. 4:2: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Тим. 2:1, ср.: Герм. Видения. II, 3, 4. – Из этих ссылок следует, что выговор производился в двоякой форме: или частным образом (в целях одного только пастырского попечения), или же публично (в целях дисциплинарных). Выговор в последней форме происходит «при всех», в собрании (экклезии). Он предполагает для своей действенности в собрании, что собрание признает его справедливым и, таким образом, сочувствует ему. В этом смысле говорится в 2 Кор. 2:6 о «наказании от многих»: большинство присоединилось к нему. Дисциплинарное увещание может в то же время быть увещанием покинуть общину ради мира. Пример можно найти в 1 Клим. К Коринф. 54:2: нарушитель мира в Коринфе должен сказать: «Если из-за меня мятеж, раздор и разделение, я отхожу, иду куда вам угодно и исполню все, что повелит народ (plethos)». Здесь также предполагается, что увещание покинуть общину имеет место в собрании общины и с согласия общины («народа»), Ср. § 6. Эта форма взыскания приближается к последующей, о которой будет речь впереди (прим. 40 и 41). Ср.: Ипполит. Философумены. IX, 12: Римский епископ Виктор высылает Каллиста из Рима («посылает Каллиста на жительство в Актию, назначив ему некоторую сумму месячно на пропитание»). Такая высылка – проявление учительной власти (епископа): она происходит в древности, как показывает послание Климента, с согласия общины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010