Совещание заграничных русских архиереев под председательством Патриарха Сербского Варнавы в Сремских Карловцах, на котором было выработано «Временное положение о Русской Православной Церкви заграницей.» Октябрь 1935 г. Слева направо сидят: митрополит Феофил (Пашковский), митрополит Евлогий (Георгиевский), Патриарх Варнава, митрополит Анастасий (Грибановский), епископ Димитрий (Вознесенский) Позиция Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) в годы Второй мировой войны в настоящее время еще не стала предметом большого исследования и до сих пор представляется искаженно. К сожалению, в течение советского периода все работы, посвященные этой теме, имели не столько научный, сколько идеологический характер. Отличительной особенностью этих работ были обвинения Зарубежной Церкви в поддержке гитлеровской Германии. Особенно доставалось в этих сочинениях митрополиту Анастасию (Грибановскому) , возглавлявшему Русскую Зарубежную Церковь в годы Второй мировой войны . Подобные обвинения звучали и со стороны Московского Патриархата. Так, в июне 1945 г., в процессе подготовки всеправославного осуждения Зарубежной Церкви, Московская Патриархия подготовила предварительный меморандум, подписанный Александрийским, Антиохийским, Московским и Иерусалимским Патриархами. Среди обвинений в адрес РПЦЗ содержался такой пункт: «измена общехристианскому делу борьбы с фашизмом» . Есть основания считать, что сам Патриарх Алексий I не хотел этого осуждения, а действовал под давлением государства . Запланированное осуждение не состоялось. Во-первых, идею не поддержал Константинополь, во-вторых, для осуждения был необходим Всеправославный Собор, на котором могли быть подняты крайне неудобные для советского руководства вопросы. Но мнение о РПЦЗ, как об организации, поддержавшей Гитлера, до сих пор имеет место даже в церковной среде. При этом о несерьезности подхода к вопросу говорят, среди прочего, частые отсылки к архимандриту Иоанну (Шаховскому) и его статье «Близок час» . Дело в том, что архимандрит Иоанн пребывал в ведении русского Западноевропейского экзархата Константинопольской Церкви и к РПЦЗ отношения не имел.

http://pravoslavie.ru/108286.html

Заслуживает внимания, что к поведению митрополита Анастасия в годы войны отнеслась с пониманием Сербская Церковь, более остальных Поместных Церквей пострадавшая от гитлеровской Германии. Патриарх Сербский Гавриил впоследствии обратился к общественности со словами в защиту митрополита Анастасия: «Митрополит Анастасий с великой мудростью и тактом держался при немцах, был всегда лояльным к сербам, несколько раз подвергался обыскам и не пользовался доверием немцев» . О том, что митрополит Анастасий не был связан с режимом национал-социалистов, писал и глава Североамериканской митрополии РПЦЗ митрополит Феофил (Пашковский). В 1946 г. он поддержал митрополита Анастасия, который в тот момент сумел перебраться в Швейцарию и занялся возрождением Русской Зарубежной Церкви. Местные коммунисты пытались добиться изгнания митрополита Анастасия из страны. Письмо митрополита Феофила президенту Швейцарии в тот момент помогло митрополиту Анастасию. Глава Североамериканской митрополии писал: «Митрополит Анастасий управляет нашей Церковью вне России самым лучшим образом и является человеком высших церковных принципов и доброй жизни, не вмешиваясь в политику. Нынешняя кампания коммунистической прессы против него в высшей степени печальна и нежелательна и должна игнорироваться. Поэтому я почтительнейше прошу Ваше Превосходительство разрешить ему оставаться в Швейцарии для пользы Русской Церкви и народа в Европе» . Благодаря этому письму нападки в адрес митрополита постепенно угасли . Таким образом, можно сказать, что обвинения Русской Зарубежной Церкви в поддержке гитлеровской Германии не имеют под собой оснований. Высказывания отдельных иерархов в поддержку Германии являются их частным мнением и остаются на их совести. Тем более что в Русской Зарубежной Церкви были и прямо противоположные примеры, когда архипастыри Зарубежной Церкви не скрывали своего отрицательного отношения к нацизму и к войне на его стороне. Гитлеровский режим не получил и благословения Русской Зарубежной Церкви на войну против отечества. Принципы существования РПЦЗ, основанные на идее великой, единой, монархической России, так и не позволили Зарубежной Церкви поддержать Германию в этой войне.

http://pravoslavie.ru/108286.html

Поместные Церкви оказались в сфере влияния двух политических центров. Константинополь стал одним из форпостов западного мира, вто время как Московская Патриархия и Церкви в странах соц. лагеря оказались по другую сторону баррикад. Достаточное количество таких Церквей давало советскому руководству повод представить Московскую Патриархию как православный центр, способный соперничать с Константинополем. Важным шагом в деле превращения Русской Православной Церкви в православного идеологического лидера должно было стать Совещание глав Поместных Церквей, проведенное под руководством и по инициативе Московской Патриархии. По словам Патриарха Алексия, мысль о таком совещании возникла еще в феврале 1945 г. 726 В послевоенные годы даже обсуждалась возможность созыва в Москве Вселенского Собора. Среди потенциальных достижений такого Собора митрополит Николай (Ярушевич) указывал повышение авторитета Русской Церкви, переход на новый календарный стиль, осуждение «профашистской линии» Ватикана, а также осуждение «раскольничьей деятельности» митрополитов Анастасия (Грибановского) и Феофила (Пашковского). 727 Очень важно, что, следуя указаниям государства, Московская Патриархия постаралась при этом воспользоваться ситуацией и облегчить судьбу заключенных архиереев. «В целях предотвращения поводов к умалению авторитета вселенского Собора со стороны наших заграничных раскольников, – писал митрополит Николай, – желательна предварительная амнистия архиереев, репрессированных до 1941 года, и предоставление им архиерейских кафедр в целях их дальнейшего участия в Соборе. Это же необходимо и для того, чтобы поднять богословский уровень нынешнего нашего епископата, в большинстве своем не имеющего высшего богословского образования». Митрополит Николай, скорее всего, не имел сведений, что иерархов, заключенных до 1941 г., в лагерях почти не осталось – практически все были уничтожены. Все же руководство Русской Церкви понимало, что попытка созвать Вселенский Собор в Москве может обернуться скандалом. Митрополит Николай, например, опасался, что некоторые Поместные Церкви откажутся осудить политику Римского Престола или призовут к общеправославной борьбе с атеизмом. 728 Тем более что некоторые восточные иерархи, узнав о запланированном съезде, стали готовить почву для проведения альтернативного мероприятия в Константинополе. Не исключалась возможность, что здесь будут осуждены нежелательные постановления московского совещания. 729

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

558 Поддержку главе РПЦЗ в тот момент оказали Патриарх Сербский Гавриил и митрополит Феофил (Пашковский). Последний в своем послании президенту Швейцарии писал: «Митрополит Анастасии управляет нашей Церковью вне России самым лучшим образом и является человеком высших церковных принципов и доброй жизни, не вмешиваясь в политику. Нынешняя кампания коммунистической прессы против него в высшей степени печальна и нежелательна и должна игнорироваться. Поэтому я почтительнейше прошу Ваше Превосходительство разрешить ему оставаться в Швейцарии для пользы Русской Церкви и народа в Европе». 559 По словам архиепископа Виталия, письмо сыграло огромную роль, и нападки на митрополита прекратились. 560 Переселение в Швейцарию способствовало налаживанию связей с епархиями РПЦЗ. Было возобновлено общение с Североамериканской митрополией, Китаем, а также с духовной миссией в Иерусалиме. Восстановление и укрепление Русской Зарубежной Церкви в послевоенные годы шло достаточно быстро. Помимо архиереев Украинской автономной Церкви, вошедших в состав Русской Зарубежной Церкви в сентябре 1945 г., Архиерейскому Синоду подчинились и архиереи Белорусской Церкви. Официальное решение о принятии белорусских архиереев Архиерейский Синод РПЦЗ принял 23 февраля 1946 г. 561 Важное объединяющее значение для консолидации Русской Зарубежной Церкви имел Архиерейский Собор, открывшийся в Мюнхене 9 мая 1946 г. В Соборе приняли участие митрополиты Анастасий (Грибановский) , Серафим (Ляде), Пантелеймон (Рожновский), архиепископы Пантелеймон (Рудык), Венедикт (Бобковский), Филофей (Нарко), епископы Стефан (Севбо), Леонтий (Филиппович), Евлогий (Марковский), Феодор (Рафальский), Димитрий (Маган), Афанасий (Мартос), Григорий (Боришкевич), Нафанаил (Львов) , Александр (Ловчий), Серафим (Иванов). В течение нескольких недель после окончания Собора еще 11 иерархов в письменной форме выразили согласие с его решениями. 562 Собор не только утвердил присоединение к РПЦЗ иерархов Белорусской и Украинской автономных Церквей, но и определил свою позицию в отношении «автокефалистов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 1. Епархиальное устройство РПЦЗ в 19461950 гг. После выхода Московской Патриархии на международную арену и перехода ряда иерархов и приходов под омофор Патриарха Алексия главной задачей руководства РПЦЗ было сохранение единой церковной структуры. После установления контактов между Церковью в Отечестве и Восточными Патриархами, а также после Поместного Собора 1945 г. перед Русской Зарубежной Церковью стояла еще одна задача – каноническое и идеологическое обоснование своей дальнейшей деятельности и своего независимого существования. Центром Зарубежной Церкви после Второй мировой войны стал Мюнхен, находившийся под контролем американских войск. В начале 1946 г. американские оккупационные власти предоставили Синоду автомобиль и просторное здание, где разместилась канцелярия и была освящена домовая церковь в честь равноапостольного князя Владимира. 549 С того же времени Зарубежный Синод стал получать и значительные субсидии из Америки. 550 В 1946 г. в подчинении Архиерейского Синода находились следующие архиереи: в Европе это были: митрополит Анастасий (Грибановский) , митрополит Серафим (Ляде), епископ Василий (Павловский), епископ Александр (Ловчий) в Китае – епископ Иоанн (Максимович) в Южной Америке – архиепископ Бразильский Феодосий (Самойлович) и епископ и Парагвайский Леонтий (Филиппович) в Северной Америке – митрополит Феофил (Пашковский), архиепископы Виталий (Максименко) , Тихон (Троицкий), Леонтий (Туркевич), Иоасаф (Скородумов), епископы Иероним (Чернов), Алексий (Пантелеев), Макарий (Ильинский), Иоанн (Злобин), Вениамин (Басалыга). Тем не менее 1946 г., как и предыдущий, был для Русской Зарубежной Церкви кризисным. Проблемой было даже не малое количество архиереев РПЦЗ, а их разрозненность. Отрезанные друг от друга, иерархи имели смутное представление о том, как складывается жизнь не только в отдаленных, но и в соседних епархиях. Отсутствовало сообщение даже между зонами Германии, контролируемыми союзниками. 551 Вне всякого сомнения, Зарубежная Церковь продолжила бы свое существование, даже если бы митрополит Анастасий погиб или подчинился Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выросла в родовом подмосковном имении Киреево. В 1882 вышла замуж за предпринимателя и мецената Владимира Васильевича Якунчикова (1855–1916). У них бывали А. П. Чехов, К. С. Станиславский, И. Э. Грабарь, В. А. Серов (последний написал их портреты). В 1910 построила дом в стиле модерн («Особняк Якунчиковой») в Москве, в Пречистенском пер., 10. Была увлечена кустарными художественными промыслами, занималась возрождением ручной набойки в Московской губернии. В 1890 вместе с Е. Г. Мамонтовой (женой С. И. Мамонтова) открыла в Москве на Петровке «Магазин русских изделий», в котором принимались заказы на изготовление предметов и вещей художественно-кустарного промысла. Вела благотворительную деятельность. Состояла членом Иверской общины сестер милосердия, Дамского благотворительного тюремного комитета, Попечительского совета Городского женского училища. После революции ее московский дом и усадьба были национализированы (усадьба была превращена в коммунальный дом; в 1995 сгорела). После национализации мастерских Абрамцево организовала при поддержке Н. В. Поленовой новую артель вышивальщиц в Тарусе. В 1928 эмигрировала. Жила в Париже, где основала кустарную художественную мастерскую. В 1932 была избрана членом Комитета Московского землячества. Пожертвовала свои работы для благотворительной лотереи на балу Союза русских судебных деятелей. С 1937 – член Союза ревнителей памяти императора Николая. Последние годы жила в Русском старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа. Похоронена на местном кладбище. (3) Митрополит Анастасий  ( Грибановский) (1873-1965). Митрополит  Восточноамериканский и Нью-Йоркский , второй, после митрополита  Антония (Храповицкого) , председатель  Архиерейского Синода РПЦЗ . В ноябре 1935 года стал во главе автономного Балканского округа. В 1935 году  Сербским Патриархом   Варнавой был возведён в сан митрополита. 31 октября — 18 ноября 1935 года, как представитель РПЦЗ, принимал участие в совещании, проходившем под председательством Патриарха Варнавы, с представителями других церковно-эмигрантских структур: митрополитами  Евлогием (Георгиевским) и  Феофилом (Пашковским) , и епископом  Димитрием (Вознесенским) (представитель Дальневосточного округа); совещание выработало Временное Положение об управлении Русской Церковью Заграницей.

http://bogoslov.ru/article/4722411

Один из организаторов IV Всеамериканского Собора в 1924 г. в Детройте, принявшего неканоническое решение о временной автономии Православной Церкви в Америке. В 1925 г. овдовел. В 1933 г. принял монашеский постриг с именем Леонтий. 10 июля того же года был рукоположен митр. Платоном (Рождественским) , еп. Феофилом (Пашковским ; впосл. митрополит) и еп. Алексием (Пантелеевым) во епископа Чикагского. В 1938 г. попечением Л. были основаны духовные семинарии, ставшие центрами православного образования в Америке,- Свято-Владимирская в Нью-Йорке (Л. занимал в ней пост декана (ректора) в 1955-1962) и Свято-Тихоновская в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания). Л. пригласил в США для научной работы и преподавания в семинариях протопр. А. Д. Шмемана, проф. С. С. Верховского, проф. А. А. Боголепова, протопр. И. Ф. Мейендорфа и др. В 1944 г. Л. возглавлял юбилейный комитет по празднованию 150-летия Православия в Америке. В нояб. 1945 г. был возведен в сан архиепископа. Постановлением Синода РПЦ от 12 дек. 1947 г. оказался под запрещением «за противление к воссоединению с Матерью-Церковью» и «незаконное анафематствование» архиеп. Макария (Ильинского), принятого в общение с МП в янв. 1946 г. в сане епископа Бруклинского. В 1950 г., после смерти митр. Феофила (Пашковского), Л. был выбран предстоятелем Североамериканской митрополии на VIII Всеамериканском Соборе, проходившем с 5 по 8 дек. 1950 г. в Нью-Йорке, с титулом «Митрополит всея Америки и Канады». В 1954 г. удостоен степени доктора богословия. Похоронен в мон-ре свт. Тихона Задонского в Саут-Кейнане. Соч.: Книга пророка Аввакума: Введение и экзегесис: Канд. дис. К., 1900; Brief an M. Evlogij (Georgievskij)//ЦВЗЕЕ. 1934. 8. С. 8-10; Жизнь и труды митрополита Леонтия. Н.-Й., 1969; Лик Пушкина: Речи, чит. на торжеств. заседании Богословского ин-та в Париже. П., 19772; The Seven Gifts: Address on the Occasion of the Elevation to the Rank of Archpriest of Fr. Alexander Schmemann (1953)//SVTQ. 1984. Vol. 28. N 1. P. 25-31; Религиозные мотивы в творчестве А. С. Пушкина//Сб. ст. иерархов РПЦ об А. С. Пушкине. Minneapolis, 1986. С. 61-84.

http://pravenc.ru/text/2463527.html

В 1840 году была учреждена епархия Камчатская, Курильская и Алеутская, на которую был хиротонисан апостол Америки Преосвященный Иннокентий (Вениаминов) (+1879). В конце XIX и начале XX века православную паству в Америке окормлял архиепископ Тихон, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси (+1925). 1 сентября 1905 года кафедра Алеутской епархии была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк. С 1907 года именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской. После Октябрьской революции 1917 года в России, сношения с Высшей Церковной Властью в Москве оказались затруднены. С половины 1920-х пребывала вне общения с Московским Патриархатом и была известна под наименованием «Северо-Американский Митрополичий округ» или «Северо-Американская Митрополия»; также не находилась в общении и с Архиерейским Синодом в Сремских Карловцах (Русская православная церковь заграницей). 19 декабря 1927 года на заседании «Синода епископов американских диоцезий Русской Православной Церкви» была издана грамота о учреждении новой церковной структуры — «независимой автономной и автокефальной» Американской Церкви во главе с Платоном (Рождественским). 12 декабря 1947 года, после безуспешных попыток присоединить структуру к Московскому Патриархату ранее в том же году (митрополит Феофил (Пашковский) уклонился от встречи с митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым), специально находившимся несколько месяцев в США с такой целью), Священный Синод Русской Православной Церкви наложил запрещение в священнослужении на иерархию «Митрополии». О. Александр Шмеман 9 апреля 1970 года Синод Русской Церкви восстановил общение с «Североамериканской Митрополией», сняв прежний запрет с её иерархов, а 10 апреля Патриаршим Томосом даровал Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке автокефалию. Значительную роль в подготовке этого решения сыграл протоиерей (затем протопресвитер) Александр Шмеман . 44 прихода, не пожелавших войти в новую автокефальную Церковь, были объединены в Патриаршие приходы в США.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-v...

24 ноября 1947 года радиограммой митрополит Анастасия был запрещен в служении, но служить не перестал и даже продолжал поминать митрополита Анастасия. Однако, вскоре стали распространяться тексты докладов и заявлений о. Константина, в которых ему приписывались весьма непочтительные и оскорбительные выражения по отношению к владыке Анастасию, что вызывало немало недоумений, особенно в связи со старческим состоянием почти ослепшего о. Константина. В ведении " Американской митрополии " Несмотря на каноническое запрещение в священнослужении, через два месяца, актом обособившейся от Русской Зарубежной Церкви Северо-Американской митрополии митрополита Феофила (Пашковского) от 27 января 1948 года, был принят в эту юрисдикцию. При этом имущественный статус храма Святой Троицы и связанного с ним прочего церковного имущества по-прежнему числился собственностью частной гражданской ассоциации. В апреле 1948 года архиепископ Сан-Паульский Феодосий обратился к протопресвитеру Константину Изразцову с письменным увещеванием, чтобы тот вернулся в лоно Русской Православной Церкви Заграницей . Архиепископ Феодосий тогда сообщил, что Архиерейский Синод РПЦЗ: " готов восстановить за ним и сохранить пожизненное право Председателя Ассоциации и Настоятеля Троицкого Храма в Буэнос-Айресе, с разрешением Ассоциации владеть церковным имуществом, но кроме храмов и всех священных предметов, необходимых для совершения Богослужений, каковые должны оставаться в ведении епископа. При условии Вашего согласия будет снято и прещение с Вас " . На это увещевание ответа не последовало. После Второй мировой войны отец Константин организовывал выезд в Южную Америку перемещенных русских лиц по линии американского Красного Креста. В 1948 году по его просьбе президент Аргентины Хуан Доминго Перон издал указ о приеме в страну 10 000 бывших советских граждан. Однако, большинство перемещенных лиц не пошли за отцом Константином, предпочтя остаться в составе Зарубежной Церкви. Скончался 6 января 1953 года в Буэнос-Айресе и был погребен рядом со своей матушкой Еленой в построенном им первом православном храме Южной Америки, Троицком соборе .

http://drevo-info.ru/articles/16947.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Покровский; 60-е гг. XIX в.- 19.04.1939), архиеп. Вашингтонский и Аляскинский. Сведения о жизни А. до 1919 г. скудны. А. окончил ДС, был женат, рукоположен во священника, служил в Орловской епархии, затем - корабельным священником. Овдовел. Нек-рое время был вольнослушателем С.-Петербургского ун-та. В 1917-1918 гг. служил в храме Бахрушинского приюта Москвы. 16 авг. 1919 г. покинул Москву и выехал на юг России, оттуда - в Иерусалим, где получил письмо от Патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Белавина) от 2 окт. 1921 г. с благословением на монашеский постриг и последующее возведение в сан архимандрита. В 1924 г. выехал в США и был принят в клир Североамериканской епархии РПЦ. 11 окт. 1930 г. митр. Североамериканским и Аляскинским Платоном (Рождественским) , еп. Чикагским Феофилом (Пашковским) , еп. Канадским Арсением (Чеговцом), еп. Сан-Францисским Алексием (Пантелеевым) и еп. Детройтским Павлом (Гавриловым) А. был хиротонисан во епископа Аляскинского. На Аляскинской кафедре А. энергично продолжил миссионерские труды своих предшественников, посещал отдаленные поселения епархии. В янв. 1931 (1932?) г. небольшой корабль, на к-ром по делам епархии плыли по Тихому океану А. и диак.-алеут Михаил, потерпел крушение. Диакон погиб, А. спасся, находился без помощи на холоде 13 дней. Явившийся к нему ангел ободрил погибающего, и через 3 дня А. был спасен алеутами. Узнав об объявлении 1 июня 1933 г. митр. Платоном (Рождественским) временной автономии Североамериканской епархии РПЦ, сделанном им по решениям 4-го Всеамериканского Собора 1924 г. о временном самоуправлении епархии, А. в апр. 1934 г. направился к митр. Платону, чтобы выразить ему свое несогласие и уговорить отказаться от антиканонического решения. Однако митр. Платон ко времени приезда к нему А. 20 апр. 1934 г. скончался. 20-23 нояб. 1934 г. в Кливленде проходил 5-й Всеамериканский Собор, к-рый возглавил преемник митр. Платона архиеп. Сан-Францисский Феофил (Пашковский). В первый день работы Собора на нем выступил А. с призывом подчиниться РПЦ. Этому призыву Собор не внял. Тогда А. обратился к митр. Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому) , Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, с прошением о сохранении его в составе епископата РПЦ. В том же году А. был назначен первым викарием экзарха РПЦ архиеп. Алеутского и Североамериканского Вениамина (Федченкова) с титулом «епископ Вашингтонский и Аляскинский». В 1938 г. А. был возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/114028.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010