Феофан (Гаврилов Федор Георгиевич; 1872–1943), архиепископ. В 1913 г. хиротонисан во епископа Рыльского, викария Курской епархии. В 1917–1919 гг. епископ Курский и Обоянский. В 1919 г. эмигрировал в Сербию. Секретарь Архиерейского Синода РПЦЗ. Скончался в Белграде. Феофан (Семеняко Николай Адамович; 1879–1937), архиепископ. В 1925 г. служил священником в церкви при Екатерининской больнице у Петровских ворот в Москве. Арестован в 1925 г. по «делу митрополита Петра». Осужден на два года высылки в Зырянский край. В 1928 г. вернулся в Москву. До 1930 г. настоятель церкви мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба на Поварской. В 1930 г. хиротонисан во епископа Минского. С 1934 г. архиепископ. Арестован в 1935 г. До 1937 г. в заключении в Дальлаге. Расстрелян. Феофан Затворник (Говоров Георгий Васильевич; 1815–1894), святитель, епископ. В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого; с 1863 г. епископ Владимирский и Суздальский. С 1866 г. на покое, в затворе в Вышенской пустыни. Автор многочисленных трудов по христианской нравственности, переводов свв. отцов, толкований Св. Писания, писем и пр. Феофил (Булдовский Феофил Иванович; 1865–1944), бывший епископ, в расколе «митрополит». В 1923 г. хиротонисан во епископа Дубенского. В 1925 г. возглавил лубенский раскол. В 1925 г. группа православных украинских архиереев вынесла постановление о лишении сана и отлучении от Церкви Бундовского и его соратников. Это постановление было утверждено в 1926 г. митрополитом Сергием (Страгородским) . С 1941 г. «митрополит Харьковский». Был арестован и вскоре скончался в тюрьме. Феофил (Пашковский Феодор Николаевич; 1874–1950), митрополит. Служил священником с архиепископом Тихоном (Беллавиным) в Виленской епархии. Во время Первой мировой войны – военный священник. В 1922 г. пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Чикагского. С 1931 г. епископ Сан-Франциский. С 1934 г. митрополит всея Америки и Канады с сохранением титула архиепископа Сан-Францискою. Феофилакт Болгарский (ок. 1050 – ок. 1107/1126), блаженный. Архиепископ Охридский (Болгарский), византийский экзегет.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Приехав в Америку, архиепископ Вениамин констатировал, что митрополит Платон не желает быть в каноническом единстве с Московским Патриархатом. Тогда в марте 1933 г. митрополит Сергий (Страгородский) и Священный Синод признали митрополита Платона грубым нарушителем церковных правил и дисциплины и определили предать его архиерейскому суду с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния. Всем мирянам и клиру Северо-Американской епархии Священный Синод предлагал прекратить общение с митрополитом Платоном и его последователями. Митрополит Платон не подчинился и этому решению, и тогда появилась необходимость направить в Америку другого архиерея на Северо-Американскую кафедру. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 ноября 1933 г. правящим архиереем Северо-Американской епархии с титулом архиепископа Алеутского и Северо-Американского в звании Экзарха Московской Патриархии в Северной и Южной Америке был назначен Вениамин (Федченков) . Экзархат просуществовал до 1970 гг., до момента предоставления Американской Церкви автокефалии. В 1934 г. митрополит Платон скончался, не раскаявшись в содеянном им расколе. Его паства разбрелась по различным юрисдикциям и сектам (живоцерковникам, карловчанам и т. д.). Его преемником стал митрополит Феофил (Пашковский), который тоже занял твердую позицию неподчинения канонической власти Московского Патриархата. В 1935 г. митрополит Сергий (Страгородский) наложил запрет на митрополита Феофила. В 1937 г. на Всеамериканском соборе в Нью-Йорке митрополит Феофил не только отверг постановления священноначалия Русской Православной Церкви, но и настоял на провозглашении автономии Православной Церкви в Америке независимо от Московского Патриархата. Антиканонические действия митрополита Феофила вызвали дальнейшее падение дисциплины и ослабление духовной миссии Церкви. После окончания Второй Мировой войны начался период, который можно назвать подготовительным этапом к восстановлению канонического общения между представителями Северо-Американского Митрополичьего округа и Русской Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

митрополит Сергий направил в США возведенного годом ранее в сан архиепископа Вениамина (Федченкова) для выяснения положения дел в епархии. Отчет архиепископа Вениамина о церковных делах в Америке дал основание митрополиту Сергию вместе с Временным Священным Синодом 16 августа 1933 г. издать постановление об увольнении митрополита Платона от управления Североамериканской епархией за самочинное учреждение фактической автокефалии и учинение тем самым раскола и о предании его суду епископов с запрещением в священнослужении его и подведомственного ему духовенства впредь до раскаяния или церковно-судебного решения о нем. Временное управление Североамериканской епархией было возложено на архиепископа Вениамина, который несколько позже, 22 ноября 1933 г., был назначен архиепископом Алеутским и Североамериканским и экзархом Русской Православной Церкви в США. Однако, как и в случае с назначением епископа Аполлинария зарубежным Синодом, лишь часть приходов в Америке признала его своим правящим архиереем. Большинство русских приходов, более трехсот, осталось в юрисдикции митрополита Платона. 20 апреля 1934 г. митрополит Платон скончался. Собор Американской епархии, состоявшийся в ноябре 1934 г. в Кливленде, избрал викарного архиепископа Чикагского Феофила (Пашковского) митрополитом всей Америки и Канады. В основном докладе, прочитанном на Соборе, парадоксальным образом утверждалась канонически несостоятельная идея о том, что в Америке законны и правомерны все три юрисдикции Русской Церкви: экзархат Московской Патриархии, епархия Синодальной Зарубежной Церкви и автономная Американская Церковь ; однако существование двух первых юрисдикций в Америке, по мнению Кливлендского Собора, сомнительно сточки зрения церковной пользы, поскольку православная Америка нуждается в автономии. В 1935 г. заместитель местоблюстителя и Священный Синод Русской Православной Церкви подтвердили запрещение в священнослужении, наложенное на митрополита Феофила и подчиненное ему духовенство. В апреле 1934 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В сентябре 1948 г. Флоровский вернулся в Париж, а через десять дней они с женой отплыли в Америку, где он вступил в должность профессора догматического богословия и патристики в Св.-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. К этому времени в результате исторических перемен «к активному участию в жизни Церкви пришло новое поколение людей, родившихся и получивших образование в Америке. Для них Православие уже не сводилось лишь к дорогим воспоминаниям о прошлом, об утраченном Отечестве, но являлось верой, религией, которую необходимо было интегрировать в их «американскую жизнь " … Другим фактором стал быстрый рост самой Церкви, в результате которого она становилась одним из центров мирового Православия. Происшедшая в Европе трагедия, связанная в том числе и с распадом не только русских, но и иных церковных и культурных учреждений, привела к новому массовому исходу православных из Старого Света. Многие из них переселились в Америку» Р. 9—10]. Свято-Владимирская семинария была открыта в октябре 1938 г. митр. Феофилом (Пашковским), хорошо понимавшим, что Америке нужны высокообразованные священники. Семинария была укреплена новыми преподавателями, и в октябре 1948 г. произошло ее торжественное открытие уже в новом качестве. На открытии выступали ректор митр. Феофил, декан еп. Иоанн (Шаховской), профессора прот. Г. Флоровский, Н. О. Лосский, Е. В. Спекторский, Н. С. Арсеньев и Г. П. Федотов. Отец Георгий выступил с официальной речью «Наследие и задача православного богословия»: «Задача, стоящая перед современным православным богословом, сложна и огромна… Он должен осознать, что аудитория, к которой он обращается, — это аудитория экуменическая. Ему уже нельзя спрятаться в узкую раковину местного предания, ибо Православие… это не местное предание, но в основе своей Предание экуменическое, вселенское». Р. 12]. В начале 1949 г. митр. Феофил предложил Флоровскому занять пост декана академии. Осенью 1949 г. на кафедру в Сан-Франциско был возведен еп. Иоанн (Шаховской), но уже раньше Флоровский получил возможность реализовать свои представления о православной академии в Америке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

27 марта 1946 года епископ Николай (Оно) и Консистория Японской Православной Церкви обратились к Святейшему Патриарху Алексию I с прошением о воссоединении с Матерью-Церковью. 3 апреля Святейший Патриарх Алексий I сообщил епископу Николаю (Оно) об урегулировании этого вопроса. Однако каноническому устроению положения Японской Православной Церкви воспрепятствовало вмешательство в ее жизнь Штаба Верховного командования американской армии, осуществлявшей тогда оккупацию Японии. Дело было в том, что советником главнокомандующего при этом Штабе генерала Д. Мак-Артура служил полковник Борис Паш, сын митрополита Феофила (Пашковского; † 1950), возглавлявшего Митрополичий округ Северной Америки, находившийся с 1924 года в схизме, вне канонического общения с Матерью Русской Православной Церковью. Борис Паш по заданию митрополита Феофила, который был противником нормализации канонических отношений Митрополичьего округа с Московским Патриархатом, и осуществил отторжение от него Японской Православной Церкви. 5 апреля 1946 года, после пятилетнего перерыва, в Токио, в Воскресенском кафедральном соборе, открылся чрезвычайный Собор Японской Православной Церкви. Главным на Соборе был вопрос об отношениях с Матерью-Церковью (Московской Патриархией). В постановлении Собора указывалось: " Японская Православная Церковь, в соответствии с ее традицией и историей, признает Московскую Патриархию с ее вероучением и обрядами и сохраняет с ней дружеские тесные связи " . Но в то же время в этом документе говорилось, что " Японская Православная Церковь для восстановления церковной деятельности, возобновления проповеди, образования священнослужителей полагается на руководство и помощь Американской Православной Церкви при посредничестве главного штаба Союзных держав " . В это время Московская Патриархия направила в Японию двух архиереев, чтобы они на месте сделали все необходимое для восстановления и развития церковной жизни. Архипастыри прибыли во Владивосток, чтобы оттуда отплыть в Токио, но американские военные власти не выдали им разрешения на въезд в страну.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Поступившие в Патриархию от архиепископа Вениамина доклады показали, что митрополит Платон не желает быть в каноническом единстве с Московским Патриаршим престолом. Надеясь предупредить обнародование архиепископом Вениамином патриаршего указа об увольнении митрополита Платона, последний не замедлил написать послание, в котором недвусмысленно заявил о формальном выходе из-под власти Матери-Церкви. Этим заявлением виновник смуты открыто вступил на путь раскола. Самочинное действие митрополита Платона Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Митрополит Сергий и Священный Синод своим определением от 16 августа 1933 года признали грубым нарушением церковной дисциплины, отменили его, а самого виновника в учинении раскола определили предать суду архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния. Всем состоящим в Североамериканской епархии — клиру и мирянам — Священный Синод предлагал прекратить общение с митрополитом Платоном, его последователями и пребывать в каноническом ведении Московской Патриархии. Митрополит Платон не подчинился данному постановлению. В связи с этим появилась необходимость направить в Америку иного архиерея. Решением Русской Православной Церкви от 22 ноября 1933 г. правящим архиереем Североамериканской епархии с титулом архиепископа Алеутского и Североамериканского в звании Экзарха Московской Патриархии в Америке был назначен Вениамин. Так был учрежден Экзархат Московского Патриархата в Северной и Южной Америке, объединивший верные Матери-Церкви приходы и просуществовавший до 10 апреля 1970 г., когда в связи с дарованием автокефалии Православной Церкви в Америке он был упразднен. 20 апреля 1934 г. митрополит Платон скончался, не раскаявшись в учиненном им расколе. Паства его осталась в тяжелом положении. Часть ее ушла к «живоцерковникам», часть—к «карловчанам», часть — в различные секты. Аинию митрополита Платона продолжил его преемник митрополит Феофил (Пашковский), который также, к глубокому сожалению верных сынов Матери-Церкви, не пожелал исправить допущенные его предшественником ошибки. Митрополит Феофил занял ту же позицию непокорности канонической власти Русской Православной Церкви. Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий 5 января 1935 г. наложил за самочиние запрещение на митрополита Феофила, но последний не только отверг его, но на Всеамериканском Соборе в Нью-Йорке в 1937 году настоял на провозглашении автономии Русской Православной Церкви в Америке и принятии «Временного положения» об управлении Митрополичьим Округом независимо от Матери-Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/441228/

В 1949 г. из РПЦЗ в Североамериканскую митрополию перешел архиепископ Димитрий (Маган). Обиженный на Синод архимандрит Мстислав (Волонсевич) позднее писал, что причиной ухода архиепископа Димитрия стало его несогласие с политикой протоиерея Григория Граббе. 631 Однако положение иерарха в юрисдикции Североамериканской митрополии было непрочным. 632 Переезд Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорк совпал со сменой священноначалия Североамериканской митрополии. В июне 1950 г. умер митрополит Феофил (Пашковский). Несмотря на то что этот иерарх вышел из подчинения Архиерейского Синода, отношение к нему не было враждебным. Зная о приближающейся кончине, митрополит в своем письме к архиепископу Виталию попросил у него прощения. По свидетельству архиепископа, митрополит Феофил до конца дней своих переживал разделение между РПЦЗ и Североамериканской митрополией, наступившее после Кливлендского Собора. На смерть митрополита Феофила архиепископ Виталий отозвался некрологом, где отмечал высокие пастырские качества усопшего иерарха и выражал надежду на то, что разделение будет скоро преодолено. 633 Архиепископ Виталий со своей стороны предпринимал попытки к объединению, 634 такие же призывы шли и от Архиерейского Собора РПЦЗ. Проходили и встречи иерархов двух юрисдикций. При этом на местах постоянно вспыхивали конфликты между последователями двух юрисдикций. В адрес Зарубежной Церкви, например, звучали обвинения, что она намеренно открывает свои приходы рядом с приходами Североамериканской митрополии с целью переманить паству. Отношения ухудшали заявления некоторых представителей РПЦЗ о безблагодатности митрополита Феофила. В таких условиях ждать примирения было бесполезно. В декабре 1950 г. на VIII Всеамериканском Соборе новым главой Североамериканской митрополии был избран архиепископ Леонтий (Туркевич) – давний сторонник американской автокефалии. За несколько дней до открытия Собора митрополит Анастасий предложил архиепископу Леонтию совместно обсудить вопрос единства с Русской Зарубежной Церковью. Митрополит Анастасий не стал высказывать предложений относительно административного устройства, указав, что не хочет «господствования» одних над другими, а хочет совместной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феофила (Пашковского) с управляющим Североамериканской епархией РПЦЗ Сан-Францисским еп. Тихоном (Троицким ; впосл. архиепископ) для обсуждения вопроса о восстановлении церковного единства. 13 сент. того же года Архиерейский Собор РПЦЗ «для облегчения путей, ведущих к восстановлению церковного единства в Америке», снял наложенное им на епископат и духовенство М. о. в 1927 г. запрещение в священнослужении. В окт. в Нью-Йорк прибыл назначенный Архиерейским Синодом управляющим Североамериканской епархией РПЦЗ архиеп. Виталий (Максименко) , к-рый начал переговоры о возможности присоединения М. о. к РПЦЗ. 20-23 нояб. 1934 г. в Кливленде состоялся V Всеамериканский Собор, избравший архиеп. Феофила митрополитом всея Америки и Канады с сохранением титула архиепископа Сан-Францисского. Поскольку митр. Феофил не отказался от неканонично провозглашенной самостоятельности М. о., 5 янв. 1935 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий подтвердил наложенное на него и на духовенство М. о. запрещение в священнослужении. В окт.-нояб. 1935 г. митр. Феофил принял участие в Архиерейском Соборе РПЦЗ в Сремски-Карловци. На Соборе были приняты «Временные положения о Русской Православной Церкви Заграницей», в которых утверждалось признание всеми частями Зарубежной Церкви верховной власти Архиерейского Синода РПЦЗ. Согласно решениям Собора в Сремски-Карловци, в состав М. о. должны были войти 2 епархии РПЦЗ в Сев. Америке (4 сент. 1934 решением Архиерейского Синода Североамериканская епархия Зарубежной Церкви была разделена на Нью-Йоркскую и Восточноамериканскую и Сан-Францисскую и Западноамериканскую). В мае 1936 г. в Питтсбурге под председательством митр. Феофила состоялся Собор рус. правосл. архиереев в Сев. Америке с участием епископата М. о. и РПЦЗ, одобривший «Временные положения». Окончательно объединение структур М. о. и РПЦЗ было утверждено VI Всеамериканским Собором в Нью-Йорке 5-8 окт. 1937 г., к-рый принял «Временное положение об управлении Митрополичьим округом в Северной Америке».

http://pravenc.ru/text/2563398.html

Апрелевым ( 1951), читаем: «Тут очень говорят, что во главе Великого Княжества Забайкальского лучше всего было бы иметь Великого Князя НИКИТУ АЛЕКСАНДРОВИЧА и при нём впредь до выработки основных законов Государства иметь Правительство, составленное персонально из наиболее нужных для местных условий деловых людей, то есть главным образом известных русских специалистов по вопросам финансов, путей сообщения, народного просвещения, внутренних дел и вооруженных сил» (Хоалин А. Государь и Дальняя Россия. М. – Владивосток. 1999. С. 96–97). 422        Далее приводится текст самого определения. См. опубликованный Указ Архиерейского Синода 633 – С.Ф. 423        Епископ Феофил (Пашковский, 1874–1950), Чикагский. Скончался в сане архиепископа Сан-Францисского и митрополита всей Америки и Канады под запрещением в священнослужении. После смерти митрополита Северо-Американского Платона (Рождественского), «в 1934 году на его место его последователями был избран епископ Феофил, подтвердивший со своим собором самочинную автономию американской церкви, за что 4 января 1935 года все епископы этой церковно-раскольнической ориентации, во главе с Феофилом, Московской Патриархией были объявлены подпавшими одинаковому суду и запрещению с умершим в этом состоянии и отколовшимся от Св. Церкви митрополитом Платоном. В 1935 году последователи митрополита Платона в Америке (феофиловцы) объединились с отколовшимися ранее от Матери-Церкви и состоявшими в запрещении, по определению последней, карловчанами» (Правда о религии в России. М. 1942. С. 279–280). 424        Митрополит Александр (Немоловский, 1875–1960) – хиротонисан во епископа (17.11.1909). Временно управляющий Алеутской епархией (10.12.1918). Уехал в Константинополь (1921). Архиепископ Брюссельский и Бельгийский в юрисдикции Константинопольской Патриархии (1936). Воссоединился с Московской Патриархией (1945). Митрополит (28.11.1959). 425        Митрополит Серафим (Лукьянов, 1870–1959) – хиротонисан во епископа Сердобольского, викария Финляндской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Следующий 1935 год показал, что административное единство РПЦЗ и Западноевропейского экзархата является неосуществимой мечтой. Митрополит Евлогий всеми способами подчеркивал свою зависимость от Вселенского Престола. Уже 27 января 1935 г. митрополит и его викарии рукоположили во епископа Херсонесского архимандрита Иоанна (Леончукова) 922 . Хиротония была совершена с благословения Константинопольского Патриарха без уведомления Зарубежного Синода 923 . Летом того же года митрополит Евлогий писал митрополиту Антонию, что только Константинополь может дать русскому православному зарубежью твердый канонический фундамент. Русская Зарубежная Церковь , по мысли митрополита Евлогия, должна войти в подчинение Фанара в виде митрополичьих округов 924 . Такой план для РПЦЗ был неприемлем и означал для нее развал. Последнюю попытку объединить Русскую Зарубежную Церковь и Западноевропейский экзархат предпринял Сербский Патриарх Варнава. 31 октября 1935 г. под его председательством в Белграде открылось Совещание, в котором приняли участие иерархи русской церковной эмиграции – митрополиты Антоний, Евлогий, Феофил (Пашковский), Анастасий (Грибановский) и епископ Димитрий (Вознесенский). Митрополит Феофил, с 1934 г. возглавлявший Североамериканскую митрополию, согласился на единство с Русской Зарубежной Церковью, тем более что полномочия его округу были предоставлены самые широкие. Такие же полномочия предполагались и для епархии митрополита Евлогия. Но последний сближаться с РПЦЗ не захотел 925 . К единому мнению стороны так и не пришли. Хотя митрополит Евлогий и подписал постановления Совещания, возвращаться в подчинение Зарубежного Синода он не собирался. В конце 1935 г. иерарх писал Патриарху Фотию: «Наши епископы почему-то хотят отторгнуть меня от юрисдикции Вашего Святейшества, но я и моя паства не согласимся на это, ибо в отеческом покровительстве видим единственную крепкую опору своего канонического существования» 926 . Поддерживавшая митрополита Евлогия пресса указывала на необходимость подчинения Константинополю всей русской церковной эмиграции. 29 октября «Возрождение» опубликовало статью, где «доказывало», будто Зарубежная Церковь изначально признавала права Константинопольской Патриархии на диаспору. В пример приводились события 1921 г., когда митрополит Антоний просил Константинопольскую Патриархию принять в свое ведение Русскую миссию в Китае. Газета отмечала, что таким же образом РПЦЗ должна отпустить в подчинение Вселенского Престола и митрополита Евлогия 927 . Отвечая на это, заведующий канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ Ю.П. Граббе указывал, что причиной обращения в Константинопольскую Патриархию в 1921 г. явилось крайне опасное для русского имущества положение. Церковная собственность могла быть изъята большевиками, и миссии необходимо было покровительство, которое в тот момент ВЦУ обеспечить не могло. Другое дело – уход митрополита Евлогия, не обусловленный церковной необходимостью. Потому проведенная «Возрождением» параллель несерьезна 928 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010