[xxxi] Там же. В мае-июне 1947 года митрополит Григорий сопровождал Патриарха Алексия во время визита к Румынскому Патриарху Никодиму (Мунтяну). С июля по ноябрь 1947 года в качестве полномочного представителя Патриарха митр. Григорий находился в командировке в США, целью которой были переговоры с Сан-Францисским митрополитом Феофилом (Пашковским) относительно воссоединения с Русской Православной Церковью возглавлявшегося им Митрополичьего округа в Северной Америке и нормализация дел экзархата Московской Патриархии в Северной и Южной Америке. В отличие от архиеп.Германа, митр. Феофил в течение трех месяцев пребывания митр. Григория в США не соблаговолил даже с ним встретиться. Предложенный Митрополичьим советом проект, предлагавший даровать Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде не автономное, а автокефальное управление Патриарх и митрополит отвергли, как не имевший на то оснований. Воссоединения с Патриархом, которого желали многие клирики и верующие Североамериканской Митрополии, в т.ч. участники Кливлендского Собора 1946 г., не произошло. В то же время вопрос был выяснен сравнительно быстро, и владыка Григорий смог сразу же заняться укреплением Патриарших приходов, благодаря чему и ныне сохраняется присутствие РПЦ МП в Северной Америке (См.:Послание Высокопреосвященнейшего Григория, Митрополита Ленинградского и Новгородского, посла Московской Патриархии//« ЖМП ». 1948. 1. С. 23; Григорий (Чуков), митр., Александрова-Чукова Л.К. Послание всем верным чадам Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде от 21 сентября 1947 г. и материалы дневника. (См.: http://www.bogoslov.ru/text/2908919.html ). [xxxii] Григорий (Чуков), митр. Дневник; Его же. Письмо патриарху от 11.04.48. С резолюцией Патриарха. Машинопись. Архив митр. Григория. [xxxiii] Там же. [xxxiv] Там же. [xxxv] Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917-1957).М.2012.С.300. [xxxvi] Григорий (Чуков), митр. Записка от 2.06.48. Машинопись; Его же. Дневник. Архив митр. Григория.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Церковь проявляла заботу о переселенцах из Австро-Венгрии и России, в подавляющем большинстве бедных, необразованных людях. С участием церковных деятелей возникали братства, сестричества, общества взаимопомощи («запомоговые» организации), курсы для подготовки к жизни в Америке, печатные органы на русском языке. Так, например, Русское объединение обществ взаимопомощи с главной квартирой в Нью-Йорке и газета «Свет», выходящая в Пенсильвании, существуют до сих пор. Надо отметить, что большое количество русин, а также русских отвлекало епархиальную власть от уделения большего внимания нерусским православным общинам. Священноначалие считало своим долгом поддерживать у православных русин и русских эмигрантов тяготение к России и русской церковной традиции. Зародилась даже концепция «Американской Руси», крепко связанной с Россией в духовном и культурном отношении. Этому развитию способствовала и активная украинизация среди русин. Обращаясь к пастырям своей епархии о чрезвычайной важности русского народного просвещения, архиепископ Платон сказал: «Мы призваны служить той части русского народа, которая живёт здесь в Америке. Выполним же этот святой долг свой, возлюбленные о Господе братие, по мере Богом дарованных нам сил! Пусть будет первым нашим делом народное просвещение. Отдадимся этому делу, забывая себя, личные интересы. Воспитывая в православии и просвещая свой народ светом Христовой веры, мы сохраним его здесь целым и неповреждённым. Великая это будет заслуга наша!» 69 . Архиепископ Платон и его помощники постоянно посещали новые приходы, организовывали народные собрания – «вече», принимали участия в горячих дискуссиях и полемике. Не восточно-славянские общины развивались сами по себе. Так, в своей резолюции 1908 года на прошение одного сербского священника архиепископ Платон пишет: «Непременно надо будет… выяснить, хотя бы отчасти, состояние Сербской Миссии в Америке, так как я сам, да и Правление, вероятно, собственно совсем мало знакомы с ней» 70 . Другая резолюция того же года была написана архиепископом на рапорте благочинного о. Феодора Пашковского, будущего митрополита Феофила, посоветовавшего более активное участие греков в церковной администрации. Архиепископ Платон, в принципе соглашаясь с этим предложением, высказал следующее сомнение:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В условиях отрыва от Матери-Церкви Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке предстала одинокой перед хорошо организованными и целенаправленно действующими католическими и протестантскими миссиями. Прежде всего трудным положением епархии не преминул воспользоваться Ватикан, который начал привлекать к себе на началах унии выбитые из колеи православные приходы. Стремились не отстать от него и протестанты. Последние стали привлекать на свою сторону бедствующую Православную Церковь, оказывая ей материальную помощь. Так, они назначили ежемесячное «жалованье» митрополиту Платону, а также отпустили необходимые средства на созыв в 1924 г. Детройтского собора, который принял первое антиканоническое постановление о временной автономии Русской Православной Церкви в Америке без предварительного солгасия на то со стороны Матери-Церкви, обоснованное условиями невозможности нормальных сношений с Патриархом Московским. Патриарх Тихон принял решение о смещении митрополита Платона с должности главы епархии. Однако кончина Патриарха, внутренние нестроения в Русской Церкви, вызванные репрессиями и расколами, позволили только в 1933 г. направить в США архиепископа Вениамина (Федченкова) для выяснения церковной ситуации. 22 ноября 1933 г. в Америке был учрежден Экзархат Русской Церкви во главе с архиепископом Вениамином, а церковное общение с митрополитом Платоном и его паствой было прервано. В 1934 г. скончался митрополит Платон. Снова был созван собор, который опять-таки сражался с проблемой разных юрисдикции, с живоцерковнической проблемой и т. д. В связи с этим было еще раз подтверждено временное самоуправление Американской Церкви, а ее главой был избран архиепископ Феофил (Пашковский). Он стал митрополитом всея Америки и Канады. В 1937 г. было принято «Временное положение» об управлении Митрополичьим Округом в Америке, как теперь называла себя бывшая епархия Русской Церкви. Здесь так же, без согласования с Матерью-Церковью, был подтвержден курс на церковную автономию. В этих условиях произошло ослабление церковной дисциплины, Православие в Америке все с большим трудом могло противостоять натиску протестантизма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

О. Леонид Туркевич, овдовев, не сразу принял монашеский постриг, посчитав первоочередным воспитать пятерых детей. Все они получили хорошее образование. В 1933 году принял монашество с именем Леонтий. 10 июля того же года был рукоположен митрополитом Платоном (Рождественским), епископом Феофилом (Пашковским) и епископом Алексием (Пантелеевым) во епископа Чикагского и Миннеапольского. Двое сыновей стали крупными учеными. Антоний Туркевич (1916–2002) – физик, работал с лауреатом Нобелевской премии Энрико Ферми. Он скончался в 2002 году и похоронен в Свято-Тихоновском монастыре, как и его отец. У Антония Туркевича и его жены Ирины двое детей: сын Леонид (названный в честь деда) и Дарья. Дарья Карни – врач-кардилог, супруга православного священника о. Михаила Карни, регент церковного хора и иконописец. Старший сын Иоанн (Джон) Туркевич (1907–1998) стал химиком, работал в Принстонском университете, занимался исследованием в области ядерной энергетики. В 1965 году открыл в Принстоне православную часовню, где и служил священником последние 25 лет жизни. У Иоанна Туркевича две дочери, одна из которых замужем за православным священником о. Даниилом Сквиром. В июле 1998 года внучка митрополита Леонтия Тамара Туркевич Сквир передала Библиотеке Конгресса 50 переплетенных томов дневников и бумаг деда с 1906 по 1964 год. Митрополит Леонтий скончался 14 мая 1965 года в городе Сайосете. Похоронен в Свято-Тихоновском монастыре. В 2015 году в Свято-Тихоновской семинарии Православной Церкви в Америке прошел симпозиум, посвященный служению митрополита Леонтия (Туркевича), в котором приняли участие его потомки. Книга «Туркевич Леонид, протоиерей (митрополит Леонтий). Дневники и записные книжки периода Поместного Собора 1917–1918 гг.», подготовленная священником Евгением Агеевым и историком Александром Мраморновым со вступительным словом архиепископа Вашингтонского, митрополита всей Америки и Канады Тихона – первая публикация дневников. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 17.02.2024 16:49:31

http://drevo-info.ru/news/29600.html

Документ этот имеет характер политический, а не церковный. Вне пределов советского государства он не имеет значения и авторитета ни для кого и нигде». В результате этого указа митрополит Евлогий подал Собору епископов 8 августа 1922 года записку следующего содержания: «Предлагаю теперь же закрыть означенное управление и немедленно всем собравшимся заграничным русским епископам приступить к организации нового центрального Высшего Церковного Управления заграницей или к возстановлению старого, действовавшего до Карловацкого Собора». 31 августа 1922 года Собор собрался и постановил: «Во исполнение Указа Патриарха и его Синода и Совета Высшее Церковное Управление упразднить. На основании же постановления Патриарха и тех же органов управления при нем от 20 ноября 1920 г. за ном. 362 – образовать Временный Священный Архиерейский Синод Русской православной церкви заграницей». Таким образом Высшее Церковное Управление, состоящее из епископов, клириков и мирян было заменено Синодом, состоящим уже исключительно из епископов. Циркулярное собщение об образовании Синода, посланное по всем церковным установлениям заграницей, было подписано за председателя митрополитом Евлогием. В своем представлении в Архиерейский Синод от 18/31 мая 1923 года митрополит Евлогий пишет: «Все заграничныя епархии приемлют свое объединение и имеют высшую инстанцию в ежегодном Соборе епископов, в чем и проявляется во всей чистоте наш исконный восточно-православный принцип соборности. На Соборе архиереев будет председательствовать старейший по сану из архипастырей, который и в России имел особыя перед другими Владыками права – Высокопреосвященнейший митрополит Киевский Антоний, что будет согласно с п. 3 патриаршего указа 1920 года за ном. 362». Это постановление Собора не вызвало никаких возражений со стороны Патриарха, а также не воспоследовало ни закрытие Синода ни прещение. Возвращаясь назад отметим, что Патриарх Тихон в беседе с представителем ИМКИ американцем Колтоном в присутствии протоиерея Федора Пашковского, впоследствии митрополита Феофила, на просьбу о назначении в Америку митрополита Платона сказал, что дает лишь рекомендацию, которую Колтон сообщит Собору беженцев епископов заграницей, которые управляют заграничными делами Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

По неофициальным данным он и впоследствии проживал в Монтевидео, где будто бы поддерживал некоторую связь с местными «американскими автокефалистами», состоявшими в юрисдикции митрополита Феофила (Пашковского). Но какого рода была эта связь сказать, конечно, трудно. После Великой Отечественной Войны, в 1947 году, по прошествии двадцатилетнего молчания, Николай (Соловей), как говорили в Москве, «обращался с письмом к Патриарху Алексию (Симанскому), прося его о принятии в свою юрисдикцию. Ответа не последовало...» (епископ Сергий Ларин). Если сказанное соответствует действительности, то, надо думать, в архиве Патриархии сохранится на будущее время это его безуспешное ходатайство. «Благовестник истины Христовой», шизофреник и эротоман А. И. Введенский , отважившийся всенародно выступить со своей неумной и грязной фальшивкой рассчитывал, что он сразу убьет трех зайцев. 1) Снова (и в который уже раз!) бессовестно осквернял священную для каждого православного русского человека память Великого Первосвятителя и Отца Церкви, Святейшего Патриарха Тихона, представляя его как самого низкопробного политического афериста, под сводами своей кельи заклеивающего в переплет книги указания для какого-то «монархического штаба». Для группы ведущих проходимцев из Синода сообщение это было необходимо и имело принципиально важное значение потому, что парализовало дальнейшие тенденции к примирению с Православной Церковью, намечавшиеся в широких раскольничьих кругах вопреки намерениям Введенского, Блинова, Смелова и им подобных, мечтавших и далее потрясать устои Церкви своим «руководством». Разумеется, что после оглашения этого «покаянного письма» вряд ли у кого повернется язык приглашать к слиянию с «тихоновщиной»; по тем временам это было слишком рискованным и, хотя, как мы видели, на «Помсоборе-25» и объявились некоторые смельчаки, но в целом тяга к Местоблюстителю была, хотя и внешним образом, парализована. 2) Выставляя в фальшивке Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра сообщником контрреволюционных махинаций Патриарха, Введенский во всеуслышание провозглашал его активным антисоветским деятелем и таким же точно «контрреволюционером», как и покойного Патриарха 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЬЮ-ЙОРКСКАЯ И НЬЮ-ДЖЕРСИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы на Манхэттене, Нью-Йорк. 1891 г. Архит. Дж. Кливлэнд Кэди. Фото: Barry Wunger Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы на Манхэттене, Нью-Йорк. 1891 г. Архит. Дж. Кливлэнд Кэди. Фото: Barry Wunger [Англ. The Diocese of New York and New Jersy] Православной Церкви в Америке (ПЦА) с кафедрой в г. Нью-Йорк. Юрисдикция епархии распространяется на г. Нью-Йорк и штаты Нью-Йорк и Нью-Джерси (США). Первые правосл. приходы на территории епархии были образованы в рамках Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ - в Нью-Йорке в 1870 и 1895 гг. и в Буффало в 1894 г. В 1901 г. правящий архиерей еп. свт. Тихон (Беллавин) заложил в Нью-Йорке фундамент кафедрального собора свт. Николая (освящен в 1905). В 1905 г. в Нью-Йорк была перенесена архиерейская кафедра. Новые приходы стали возникать в местах компактного расселения правосл. мигрантов. В 1918 г. епархия была переименована в Североамериканскую и Нью-Йоркскую (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 62. Л. 71). После революции 1917 г. в России амер. правосл. приходы стали тяготеть к отделению от РПЦ. В янв. 1924 г. патриарх Московский и всея Руси свт. Тихон (Беллавин) освободил митр. Платона (Рождественского) от управления епархией, однако тот приказа не принял. В апр. того же года Детройтский Собор под председательством митр. Платона в одностороннем порядке и вопреки канонам провозгласил временную автономию Русской Православной Церкви в Америке, возникла схизма (подробнее см. в ст. Митрополичий округ в Северной Америке ), преодоленная только в 1970 г. с образованием автокефальной ПЦА. Преемником митр. Платона († 1934) стал митр. Феофил (Пашковский), при к-ром на Всеамериканском Соборе в Нью-Йорке в 1937 г. было принято «Временное положение» об управлении Митрополичьим округом независимо от Матери-Церкви. Нью-Йоркская епархия оставалась предстоятельской, ею управлял глава митрополии, к-рый носил титул «архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всей Америки и Канады».

http://pravenc.ru/text/2578007.html

В своей справке митрополит Сергий, в частности, оценивает состояние Американской епархии под управлением митрополита Платона (Рождественского) как «расцвет»: 600 приходов и до миллиона людей паствы. Отношение митрополита Платона к курсу Московской Патриархии на признание советской власти митрополит Сергий называет «игрой на оттягивание», вызванной нежеланием митрополита Платона задекларировать свои антисоветские взгляды. Митрополит Сергий в справке также сообщает о плачевных результатах, к которым привело ультимативное требование заявить о своей лояльности, которое было поставлено перед митрополитом Платоном прибывшим в США архиепископом Вениамином (Федченковым) в 1933 году. Следующая часть этого документа представляла для советских властей наибольший интерес, поскольку митрополит Сергий обнаруживает хорошую осведомленность о церковной жизни в США. В частности, он описывает конфликт, возникший между священноначалием Американской епархии, не пожелавшим подчиниться Москве и оставшимся в состоянии «временной автономии», во главе с митрополитом Феофилом (Пашковским), и карловацким Синодом, который прислал в США архиереев с задачей «отвоевать у феофиловцев паству». По словам митрополита Сергия, «по приходам пронеслось, как ураган, великое смущение, взаимная газетная травля, судебные процессы между разными группами прихожан из­за управления церковным имуществом, наезды на лучшие храмы и прочее» . Учитывая последующее примирение между «феофиловцами» и «карловчанами», а также укрепление настроенной враждебно к Москве Американской епархии, сведения о любых противоречиях в ее среде представляли несомненную ценность для советской дипломатии, работавшей осенью 1941 года над укреплением союза СССР и США. Как следует из текста справки, это прекрасно понимал и сам митрополит Сергий, который прямо выражает надежду на то, что в новых условиях «церковное сознание рано или поздно пробудится в эмигрантской иерархии и клире, хотя бы это произошло и от политических перемен в международной обстановке», а возглавляемая митрополитом Вениамином (Федченковым) «епархия Московской Патриархии сослужит свою службу, направляя эмигрантское движение по своему пути и посредничая примирению американских раскольников с Русской Церковью» . В конце документа митрополит Сергий предлагает конечному адресату справки учредить, ввиду опасной болезни митрополита Вениамина, должность архиерея – заместителя епархиального архиерея, причем, по мнению митрополита Сергия, послать в США следовало епископа из СССР.

http://bogoslov.ru/article/2234890

По инициативе епископа Вениамина, вокруг которого собралась небольшая, но очень сплоченная группа прихожан, в Париже было организовано Патриаршее подворье с храмом во имя Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста . Посвящение главного престола Владыка Вениамин объяснял своей надеждой на то, что “как три партии православных христиан, оспаривавшие каждая преимущество своего главы – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустого , в конце концов соединились вместе, воздав одинаковую честь святителям (30 января), так молитвами этих святителей и нынешнее заграничное разделение, имеющее в отколах от матери церкви чисто земные цели, оставит греховные начала и воссоединится с Единою патриаршею нашею церковью”. В мае 1933 года Владыка Вениамин выехал в Америку, где он должен был прочитать цикл лекций о Русской Православной Церкви. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), разрешивший эту поездку, дал Владыке поручение выяснить позицию митрополита Платона (Рождественского) по отношению к Московской Патриархии. Митрополит Платон, самочинно провозгласивший свой Митрополичий округ автономным, от контактов с Владыкой Вениамином уклонился, и тогда вступило в действие имевшее первоначально условный характер распоряжение митрополита Сергия о назначении Владыки Вениамина управляющим епархией в звании архиепископа и временного экзарха Северо-Американской епархии. Вскоре последовал и соответствующий указ за 319 от 27 марта 1933 года. Митрополит Платон этому распоряжению не подчинился и был смещен за учинение раскола и провозглашение автономии. Тогда определением Временного Патриаршего Синода от 22 ноября 1933 года Владыка Вениамин был назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским с оставлением экзархом Московской Патриархии в Америке. При этом архиепископ Вениамин оказался в крайне тяжелом положении. С одной стороны он осознавал себя представителем законной канонической власти, но с другой стороны – он был экзархом без экзархата, архипастырем без паствы. У митрополита Платона и продолжателя его линии митрополита Феофила (Пашковского) были свои, пусть и не обоснованные канонически, но весьма веские причины, которые и определяли их деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Тогда же учился в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. 8 декабря 1926 он был рукоположён митрополитом Евлогием (Георгиевским) в сан иеродиакона. 6 марта 1927 епископом Вениамином (Федченковым) был рукоположён во иеромонаха в сербском городе Белая Церковь в юрисдикции РПЦЗ. Служил сперва помощником настоятеля храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви, затем в сентябре 1927—1930 — настоятелем этого храма и законоучителем корпуса. Построил и был первым настоятелем русского храма святого Иоанна Богослова в Белой Церкви. Преподавал в Пастырской школе в 1928—1930 гг. и, одновременно, работал директором Православно-миссионерского издательства издательства. Вернувшись в 1930 году в Париж, перешёл в юрисдикцию Константинопольской Церкви. Это был Западноевропейский экзархат русских приходов, возглавляемый митрополитом Евлогием (Георгиевским). В 1932 году переехал в Берлин, где был назначен настоятелем Свято-Владимирской церкви.          В 1935 году был возведен в сан игумена и с 1936 года был благочинным приходов Экзархата митрополита Евлогия в Германии. В 1937 году возведен в достоинство архимандрита. В Германии издавал и редактировал журнал «За Церковь» и основал одноимённое православное издательство. В 1945 году вернулся в Париж, затем в 1946 году переехал в США, где перешел в юрисдикцию Северо-Американской митрополии, которая в 1970 была признана Московским Патриархатом как автокефальная Православная Церковь в Америке. В 1946-47 годах служил настоятелем храма в Лос-Анджелесе. 11 мая 1947 года был хиротонисан в сан епископа Бруклинского и назначен викарием митрополита Феофила (Пашковского). Тогда же он работал ректором Свято-Владимирской духовной семинарии. В 1950 году был назначен руководить Сан-Францисской и Западно-Американской епархией. В сан архиепископа был возведен 1961 году. Также заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии, был активным участником экуменического движения и членом Всемирного совета церквей. Периодически вел на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом». Написал множество религиозных трудов и литературных произведений в стихах и прозе, некоторые из которых были изданы в переводах, на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках.

http://foma.ru/arxiepiskop-ioann-shaxovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010