«воздержаться от назначения клира» для церкви без согласия членов правления, ссылаясь на ст. 15 постановления, принятого на Соборе 1918 г. Митр. Анастасий (Грибановский) предложил И. не изменять юридический статус общины. 30 окт. 1947 г. И. уведомил митр. Анастасия о выходе его общины из юрисдикции РПЦЗ. 5 нояб. общее собрание Русской православной общины (ассоциации) постановило превратить приходскую организацию в гражданскую применительно к нормам аргентинских законов и внести в устав общины изменения порядка назначения священнослужителей. Все имущество общины юридически перешло в распоряжение И. 10 нояб. Архиерейский Синод РПЦЗ вынес решение о возможном запрещении И. в священнослужении в случае его отказа возвратиться в юрисдикцию РПЦЗ. В письме от 27 дек. митр. Анастасию И. подтвердил свое решение о выходе его общины из юрисдикции РПЦЗ, несмотря на многочисленные обращения архиепископов Феодосия (Самойловича) и Виталия (Максименко) . 15 янв. 1948 г. И. обратился к митр. Феофилу (Пашковскому) с прошением о принятии в юрисдикцию Митрополичьего округа РПЦ в Сев. Америке, 27 янв. он был принят вместе с общиной. 25 марта 1948 г. Архиерейский Синод РПЦЗ выразил готовность восстановить И. во всех его правах с сохранением за общиной имущества, за исключением храмовых построек. И. отклонил это предложение, Архиерейский Синод запретил И. в служении и уволил от должности настоятеля Свято-Троицкого храма. В мае 1948 г. протопресв. А. Шабашев вышел из подчинения И., принес покаяние Синоду и был переведен в церковь в Монтевидео. В сент. 1948 г. при посредничестве И. из РПЦЗ в Митрополичий округ в Сев. Америке перешел викарный Парагвайский еп. Леонтий (Филиппович) , принятый с титулом еп. Аргентинско-Парагвайского, 7 сент. 1949 г. он вернулся в РПЦЗ. 29 июня 1946 г. была создана Аргентинская епархия РПЦ, которую 7 апр. 1947 г. возглавил еп. Феодор (Текучёв) . Он оспаривал права И. на рус. церковное имущество в Аргентине, прежде всего на Свято-Троицкий храм как построенный в основном на средства, собранные в России.

http://pravenc.ru/text/293904.html

Протоиерей Георгий Флоровский. «Пути русского богословия» Отец Георгий Флоровский родился в 1893 году в семье одесского протоиерея, ректора семинарии, и происходил из древнего русского рода потомственных священнослужителей. В Новороссийском университете (Одесса) он окончил историко-филологический факультет, но изучал также историю философии и естествознание. В 1920 году эмигрировал в Европу. В разное время жил в Праге, Югославии, Франции. Преподавал в Свято-Сергиевском православном богословском институте. В 1948 году по приглашению митрополита Американского Феофила (Пашковского) переехал в Америку, где стал профессором, а затем и возглавил Свято-Владимирскую духовную семинарию. Преподавал в Гарвардском университете, в котором возглавил центр византийских исследований и создал общество любителей изучения творений святых отцов Церкви. Как писал протоиерей Георгий Флоровский своему брату А.В. Флоровскому в письме от 7.12.1964: «В Гарварде я создал своего рода “школу” по патрологии, и через несколько лет везде будут мои ученики» [Письма, 2021, 144]. Так и произошло – из этого кружка вышло немало видных патрологов, богословов, историков. Протоиерей Георгий Флоровский был выдающимся богословом и ученым в XX веке. Его творческая деятельность была очень динамичной. За свою жизнь он написал достаточно много трудов. В нашем исследовании будет частично рассмотрена одна из его самых значимых работ – «Пути русского богословия». Монография настолько масштабна, что в рамках одной статьи не представляется возможным изучить ее целиком. В связи с этим будет затронута тема русской святости в XIX веке, как одна из важнейших. По мнению протопресвитера Иоанна Мейендорфа: «“Пути Русского Богословия” являются трудом монументальным и могут служить основным библиографическим справочником по истории духовной культуры в России. Взгляды и оценки Флоровского почти никогда нельзя назвать устаревшими. С ними можно не соглашаться, но их нельзя просто отбросить за ненужностью» [Мейендорф, 1991]. Следует отметить, что «Пути русского богословия» протоиерея Георгия Флоровского произвели сильный резонанс в русской эмигрантской среде. Так, Н. А. Бердяев (1874–1948) в своей статье «Ортодоксия и человечность» (1937) высказался достаточно критично о «Путях русского богословия» и даже предложил назвать ее «Беспутство русской мысли». Тем не менее, подводя итог, он написал следующее: «Несмотря на все свои недостатки, книга о. Г. Флоровского может быть очень рекомендована для чтения, она может быть прочитана с большим интересом и большой пользой» [Ортодоксия].

http://bogoslov.ru/article/6194377

В апреле 1945 года малый Архиерейский Собор Североамериканской митрополии во главе с митрополитом Феофилом (Пашковским) отклонил условия Патриарха Алексия (Симанского) по воссоединению с Московской Патриархией и назначил комитет для Созыва Всеамериканского Собора . Патриарх Алексий 22 апреля получил телеграмму от митрополита Вениамина с сообщением о результатах переговоров. Одним из условий объединения, которое выдвинул митрополит Феофил, было назначение американским экзархом вместо митрополита Вениамина архиепископа Алексия (Сергеева). Владыка Вениамин докладывал: «Епископ Алексий [Пантелеев] сообщает, что Собор епископов состоится 25 мая. Всеамериканский Собор отложен до осени. Благоприятно для меня. В приезде архиепископа Алексия сейчас нет необходимости. Надежды на мир возрастают. Благословите нас. Сердечно. Митрополит Вениамин». В ответной телеграмме, от 24 апреля, глава Русской Православной Церкви настаивал на необходимости посылки в Америку архиепископа Алексия [Сергеева] .В очередной телеграмме, поздравляя Патриарха с Пасхой и Победой, митрополит Вениамин сообщал: «Три епископа Сан-Франциско публично отклонили условия патриарха. Леонтий [Туркевич] открыто требует разделения. Собор всех епископов состоится в Чикаго 24-26 мая. Архиепископ Алексий [Сергеев] должен быть к этому времени. Сердечно любя Вениамин Федченков» . 25 мая 1945 года Архиерейский Собор в Чикаго подтвердил апрельское решение малого архиерейского собора и окончательно отклонил условия Москвы. Всеамериканский Собор был отложен до осени. Митрополит Вениамин телеграфирует 4 июня: «Мы будем бороться за воссоединение отдельных приходов. Когда приедет архиепископ Алексий [Сергеев], мы должны созвать наш Всеамериканский собор» . В следующей телеграмме он сообщал: «Мы решили провести многочисленные собрания в течение этого лета по праздничным дням, испрашивая Вашего Указа на состав всего собора из семи-восьми [архиереев] вместе с архиепископом Алексием [Сергеевым]». И в конце добавил: «Я нуждаюсь в отдыхе по будням на все лето» . Видимо, события последних месяцев и постоянные разъезды по стране подорвали силы 65-летнего экзарха. К тому же в трудные периоды своей жизни митрополит Вениамин всегда прибегал к особому молитвенному подвигу, следуя словам апостола: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, ­– и дастся ему» (Иакова 1:5).

http://bogoslov.ru/article/2645390

Овдовев, принял монашество с именем Макарий. 10 окт. 1935 г. хиротонисан во епископа Бостонского. Стал викарием главы Североамериканской митрополии Сан-Францисского митр. Феофила (Пашковского) . 13 окт. 1935 г. назначен митр. Феофилом викарным епископом Бруклинским, ему была поручена организация в Нью-Йорке семинарии. Стал деканом Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке , открывшейся 3 окт. 1938 г. По нек-рым сведениям, в 1944 г. выражал намерения перейти в подчинение патриаршего экзарха Алеутского и Североамериканского митр. Вениамина (Федченкова) (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 24. Л. 59 об.). 26 янв. 1946 г. М. через прибывшего в США для переговоров с митр. Феофилом Ярославского архиеп. Алексия (Сергеева) передал прошение патриарху Московскому и всея Руси Алексию I о принятии его в общение с РПЦ. 28 февр. того же года отстранен митр. Феофилом от управления Бруклинским вик-ством и от руководства Свято-Владимирской ДС, исключен из списка архиереев Североамериканской митрополии. После отъезда из США в марте того же года архиеп. Алексия возглавлял учрежденную им «комиссию по делам примирения», однако не смог убедить иерархию Североамериканской митрополии перейти под юрисдикцию Московского Патриархата. У М. также возникли разногласия по вопросам управления приходами РПЦ с экзархом митр. Вениамином, протестовавшим против возникшего в экзархате «двоевластия». 15 мая 1946 г. был возведен патриархом Алексием I в сан архиепископа с титулом «Нью-Йоркский». В авг. 1947 г. в связи с переводом митр. Вениамина на Рижскую кафедру назначен по инициативе находившегося в США Ленинградского митр. Григория (Чукова) исполняющим обязанности экзарха Московской Патриархии по Сев. и Юж. Америке (официально приказ о назначении датируется 31 окт. того же года). С 12 дек. 1947 г. архиепископ Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке. Под управлением М. находилось ок. 50 приходов в США и Канаде. 29 марта 1948 г. награжден правом ношения креста на клобуке. В июле того же года был участником Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в Москве и церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии РПЦ. 31 июля 1952 г. возведен в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/2561386.html

«Временное Положение о Русской Православной Церкви Заграницей» вырабатывалось представительным совещанием зарубежных архиеерев на самом высоком уровне. Совещание в Патриаршем дворце в Сремских Карловцах (18/31 октября по 5/18 ноября 1935 г.) созвал сербский Патриарх Варнава, который и председательствовал на нем. Другие участники — митрополит Анастасий (Грибановский) от Архиерейского Собора РПЦЗ (он замещал Председателя Синода Митрополита Антония (Храповицкого)), епископ Хайларский Дмитрий (Вознесенский), который был секретарем Совещания и представлял дальневосточную паству, митрополит Евлогий (Георгиевский) от Русского экзархата Константинопольского Патриархата в Париже, а от Северно-Американской Митрополии — митрополит Феофил (Пашковский). «Временное Положение» подписали все участники совещания — правда, митр. Евлогий подписал его условно, а затем оно было отвергнуто епархиальным собранием в Париже. Но в то время как митр. Евлогий продолжал идти своим путем, Северная Америка вернулась в церковное единство Русской Зарубежной Церкви. Согласно «Временному Положению», «Русская Православная Церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах» (I). Она состоит из четырех областей (Западно-Европейской, Ближне-Восточной, Северно-Американской и Дальне-Восточной), каждая из которых образует по митрополичьему округу (VI, 1). Было предусмотрено деление епархий «по территориальному признаку» (там, где образовались параллельные — VI, 3), которое должно было решаться на Соборе епископов округа, и утверждаться на общем архиерейском Соборе РПЦЗ. В примечании к этому пункту (3) оговаривалось, что до утверждения общим Собором «временно допускается ныне существующее распределение приходов и епархий». Митрополит избирается окружным Собором епископов и утверждается Архиерейским Собором (VII, 1). Таковые предполагались ежегодно и собирались по приглашению Председателя Синода Первоиерарха, на которого возлагались от имени Синода и Собора функции внешнего представительства, по отношению к Главам Поместных Православных Церквей, а также к любым другим учреждениям, и обращался с посланиями ко всей зарубежной пастве.

http://pravoslavie.ru/5441.html

А если и допускают его, – то стараются выбирать «нужных людей». – Мы, ведь, умеем, – говорил мне один протоиерей, – провести на Собор, кого хочем. Это есть грех против Церкви, ­– или против, Духа Божия, живущего и в мирянах. Это уклон в католицизм с его «учащей и правящей» «Церковью» Конечно, опасности могут быть и тут (в демагогии); но они угрожают меньше, чем «пресвитерианизм» духовенства (как, напр[имер], в обновленчестве) и самоволие архиереев без народа» . В так называемом «онародовлении» церковной жизни митрополит Вениамин видел одну из самых главных задач своей деятельности в Америке. Не доверяя американской иерархии и духовенству, он всячески приветствовал активное участие мирян и в приходах, и в благочиннических советах, и в Епархиальном Совете, и в Епархиальных собраниях, считая, что такова идея Христовой Церкви и таковы дух и буква приходского устава 1917–1918 годов . В декабре 1944 года митрополит Вениамин был приглашен в Советский Союз для участия в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который должен был избрать нового Патриарха. Через экзарха на Собор были приглашены также представители Североамериканской митрополии. Сам владыка Вениамин вспоминал, что мысль пригласить на Собор представителей со стороны Североамериканской митрополии у него возникла по следующим причинам: «Я верил, что делегаты увидят тут свою ошибку и примирятся. И действительно, приглашение их на Собор вызвало чрезвычайное движение и в духовенстве, и среди мирян» . Делегация представителей митрополита Феофила (Пашковского) в лице епископа Алексия (Пантелеева) и протоиерея Иосифа Дзвончика прибыла в Москву 10 февраля, когда работа Поместного Собора была уже завершена. Они представили Синоду «Доклад Русской Православной Церкви в Америке Всероссийскому Церковному Собору 1945 года» и «Наказ делегатам Русской Православной Церкви в Америке посылаемым на Всероссийский Церковный собор 1945 года». В этих документах установление отношений с Московской Патриархией предполагалось только при условии предоставления Североамериканской митрополии полной автономии.

http://bogoslov.ru/article/2624722

От митрополита Феофила (Пашковского) требовалось декларирование отказа от политических выступлений против СССР (слово «лояльность» «как неприемлемое и неверно толкуемое представителями противоположной стороны» было отвергнуто). И в случае принятия этих условий, до созыва Всеамериканского собора снималось запрещение, наложенное на Американскую Церковь 4 января 1935 года . До выполнения этих требований Патриарх Алексий (Симанский) от совместного служения с делегатами уклонился. Таким образом, проведя три встречи с новоизбранным Патриархом, американская делегация 17 февраля 1945 года отправилась в обратный путь, увозя с собой условия Патриархии о воссоединении . Во время своего пребывания в Москве митрополит Вениамин много ходил по городу и ездил на трамвае . «В тот приезд Вениамин и в самом деле много где побывал, – вспоминает в своей автобиографической повести «Верую!» советский писатель Леонид Пантелеев. – В том числе был и на Чкаловской у Маршака. Самуил Яковлевич рассказывал о нем с восторгом; образованный, умница, с юмором... Рассказал мне Самуил Яковлевич и о том, что когда он провожал митрополита, во двор изо всех подъездов сбегались женщины, подходили к владыке и просили благословения Митрополит Вениамин расспрашивал тогда у Самуила Яковлевича о многом и о многих » . В одну из таких поездок по Москве митрополит обратился к рядом сидящей с ним женщине и в разговоре с ней упомянул о своей любви к русскому народу. На что собеседница ему ответила: «А если бы не любил, то Вас бы сюда и не пустили» . Поразили и запали в душу владыке слова одного протоиерея, который сказал ему тогда же в Москве: «Да, нам дают права. Все больше и больше. Но теперь уже не в этом дело, – а в нас самих: чем, духовенство, ответим на это и правительству и народу?» Ответ в сердце митрополита созрел давно. В письме к митрополиту Сергию (Тихомирову) по дороге из Москвы он писал: «…если бы вы знали, какое счастье служить православной церкви и вообще всему русскому народу в Отечестве! Конечно, мы и за границей знали, что такое русский народ, о котором мы тоскуем вне Родины.

http://bogoslov.ru/article/2624722

Прот. М. Польский , в своем труде «Каноническое положение Высшей Церковной Власти в СССР и заграницей», правильно пишет по этому поводу: «Епархия действовала, как автокефальная церковь ». Канонически, и избрание преемника митр. Платона, и возведение его в сан митрополита – висят в воздухе. В миру Феодор Пашковский, уроженец Киевской губ., сын священника, еп. Феофил окончил духовную семинарию в Киеве и высшего духовного образования не получил. В 1895 г. он отправился в США на должность псаломщика; в 1897 г. был посвящен в сан иерея. В 1922 г., в тот период, когда вся епархия входила в состав Зарубежной Церкви, он был, следовательно, законно хиротонисан в Нью-Йоркском кафедральном соборе в сан епископа Чикагского, с наречением, при принятии монашества, Феофилом. Преемник митр. Платона выгодно отличался от своего предшественника тем, что на его совести не лежал тяжким бременем грех первоначального учинения смуты в Зарубежной Церкви. Напротив, он старался активно не проявлять себя особенно заметно во время раскола. К сожалению, не решаясь противодействовать ему, он сделал, однако, примирительный жест, который заслуживает быть отмеченным: Подписав в 1926 г., вместе с другими иерархами, сторонниками митр. Платона, дерзкий ответ Архиерейскому Синоду, нами разобранный выше 7 , он, одумавшись, имел мужество отправить Председателю Синода, митрополиту Антонию, письмо следующего содержания: «Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь! Вследствие письма Вашего Высокопреосвященства, от 11/24 октября с.г. за 1280, имею долг сообщить, что ответ Североамериканских епископов был составлен и подписан первоначально на английском языке, а потом переведен .на русский, что отчасти отразилось на точности выражения мыслей в нем. Помимо сего, перечитавши теперь ответ, я нахожу, что многое сказанное в нем не должно иметь места или должно быть выражено иначе, а потому считаю нужным пересмотреть и изменить его совместно с нашими епископами. Принимая во внимание, что Архиерейским Синодом принято к обязательному исполнению послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, Высокопреосвященнейшего Митрополита Нижегородского Сергия, от 10 июня с. г., на основании которого предположено организовать Управление Русскою Православною Заграничною Церковью на началах в нем изложенных, я полагал бы в соответствии с сим изменить и наш ответ Архиерейскому Синоду, для чего следовало бы возвратить таковой Высокопреосвященнейшему Архиепископу Евфимию, председательствовавшему на собрании Епископов, которым означенный ответ был принят.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

8 июля 1947 г. К-польским Патриархом Максимом V В. был возведен в сан митрополита. В. стремился к объединению рус. зарубежных церковных структур. После кончины митр. Евлогия В. предложил Первоиерарху РПЦЗ митр. Анастасию (Грибановскому) возглавить единый рус. экзархат в юрисдикции К-польского Патриархата, но получил отказ. 9 авг. 1948 г. В. вновь направил письма митр. Анастасию и возглавлявшему Митрополичий округ в Сев. Америке митр. Феофилу (Пашковскому) с предложением о личной встрече для обсуждения вопросов единства среди рус. диаспоры и совместной организации помощи новой эмиграции, но не получил от них положительного ответа. Впосл. В. неоднократно обращался к митр. Анастасию и лично встречался с ним в июле 1950 г. в Швейцарии, но попытки организации В. единого рус. экзархата за рубежом остались безрезультатными. В. похоронен в крипте Успенской ц. на рус. кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. Соч.: Слова и поучения. П., 1961; Духовные зернышки: мысли и советы святителя Божия. П., 1967. М., 20002; Христосование на пасхальной заутрене//Вечное. 1972. 4. С. 6; Рождество Христово//Там же. 12. С. 9-10. Ист.: ГАРФ. Ф. 6991. Д. 581. Л. 222-228; Д. 1432. Л. 89-91. Лит.: Николай (Ярушевич), митр. Наше пребывание во Франции (24 авг.- 5 сент. 1945 г.//ЖМП. 1945. 10. С. 14-25; Парийский Л. После кончины митр. Евлогия//Там же. 1946. 9. С. 35-38; Карташёв А. В. Жизненный путь митр.-экзарха Владимира (Тихоницкого)//ПМ. 1947. Вып. 5. С. 9-18; Зеньковский В. , прот. Памяти митр. Владимира (Тихоницкого)//Вестн. РСХД. 1959. 4 (59). С. 2-3; Куломзин Н. Церк. положение экзархата Вселенского Патриархата в Зап. Европе: (с т. зр. митр. Евлогия и Владимира)//Там же. 1960. 56. С. 12-16; Митр. Владимир: святитель-молитвенник (1873-1959). П., 1965; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994р. С. 177-178, 388, 393, 562, 570; Озолин Н. , прот. Из истории борьбы за единство Церкви за рубежом//Единство Церкви: Богосл. конф. 15-16 нояб. 1994 г. М., 1996. С. 254-259; Свитич А. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ ст.: 1917-1950 гг.: Сб. М., 1997. С. 87-156. (Мат-лы по истории Церкви; Кн. 14); Савва (Тутунов), мон. Образ «инока скромного»: митр. Владимир (Тихоницкий) - сын первого вятского новомученика//ЦВ. М., 2004. 1-2 (278-279). С. 24.

http://pravenc.ru/text/159078.html

В 1992 г. Блаженнейший Митрополит Феодосии еще раз посетил Русскую Православную Церковь. (Посещал и в 1990 г.). Епархии Православной Церкви в Америке 1. Берклийская и Калифорнийская 2. Бостонская 3. Бруклинская 4. Буэнос-Айресская 5. Вашингтонская 6. Детройтская и Мичиганская 7. Мексиканская 8. Монреальская и Канадская 9. Нью-Йоркская 10. Питгсбургская и Западновиргинская 11. Сан-Францисская и Западно-Американская 12. Ситкинская и Аляскинская 13. Уилко-Баррская 14. Филадельфийская и Пенсильванская 15. Чикагская и Миннеапольская 16. Эдмонтонская Иерархи Русской Православной Церкви в Северной Америке Епископы 1. Иоасаф 1799 2. Св. Иннокентий (потом митрополит Московский) 1840 - 1862 3. Петр 1859 – 1862 - 1867 4. Павел 1867 - 1870 5. Иоанн 1870 - 1876 6. Нестор 1879 - 1882 7. Владимир 1888 - 1891 8. Николай 1891 - 1898 Архиепископы 9. Тихон (Белавин) 1899 - 1907, 1925 10. Платон (Рождественский) 1907 - 1914 11. Евдоким (Мещерский) (1935, в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище) 1914 - 1917 12. Александр (Немоловский) 1917 - 1922, 1960 Последующие иерархи в XX веке Митрополиты в расколе 1. Платон (Рождественский) 1922 - 1924 - 1934 2. Феофил (Пашковский) 1934 - 1950 3. Леонтий (Туркевич) 1950 - 1965 4. Ириней (Бекиш) 1965 - 10.10.1970 Автокефальная Православная Церковь в Америке Митрополит Ириней (Бекиш) 1970 - 1974 Архиепископ Сильвестр (временно управляющий) 1974 – 1977. Митрополит Феодосии (Лазор) с 25 октября 1977 Патриаршие Экзархи 1. Митрополит Вениамин (Федченков) 1933 - 1947 2. Митрополит Макарий (Ильинский) 1947 - 1953 3. Архиепископ Адам (Филипповский), временно управляющий 1953 - 1954 4. Митрополит Гермоген (Кожин) 1954 5. Митрополит Борис (Вик) 1954 - 1962 6. Митрополит Иоанн (Вендланд) 1962 - 1967 7. Архиепископ Ионафан (Кополович) 1967 - 10.10.1970 Приходы в США и Канаде юрисдикции Московского Патриархата Епископ Макарий (Свистун) 1970 - 1974 Епископ Иов (Тывонюк) 1974 - 1976 Епископ Ириней (Середний) 1976 - 1982 Епископ Климент (Капалин) с марта 1987 г. до июля 1990 г. только в США, а в Канаде епископ Николай (Шкрумко) 1982 - 1990

http://sedmitza.ru/lib/text/441228/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010