Иосиф III, епископ рукоположен 27.01.1615 Рафаил (Журавлев), епископ рукоположен с 17.12.1618 по 1652 уволен; 25.01.1653 Павел, епископ рукоположен с 17.10.1652 до 1654 сослан в заточение, в 1655 пропал без вести Александр, епископ рукоположен с 03.06.1655 по 05.12.1657 епископ Вятский и Великопермский Междуархиерейство десять лет Мисаил, епископ рукоположен с 09.06.1667 по 14.09.1671 митрополит Белгородский и Обоянский Иосиф IV, архиепископ рукоположен с 1672 до кон. 1675 – нач. 1676 лишён кафедры и сослан под надзор; с 1677 архиепископ Архангельский при Архангельском соборе в Москве Павел (Моравский), архиепископ рукоположен с 02.04.1676 по 06.09.1681 архиепископ Суздальский и Юрьевский Никита (Тотемский), архиепископ бывший епископ Звенигородский и Архангельский с 24.12.1681 Антоний (Одинович), архиепископ рукоположен с 18.03.1705 01.06.1716 Иоанникий, митрополит бывший митрополит Ставропольский 25.03.1724 Варлаам (Леницкий), епископ бывший епископ Суздальский и Юрьевский с 19.04.1724 по 07.09.1727 епископ Астраханский и Терский Игнатий (Смола), митрополит бывший епископ Иркутский, викарий Тобольской епархии с 13.07.1727 по 02.12.1730 лишён сана и сослан простым монахом; 25.12.1741 Вениамин (Сахновский), епископ рукоположен с 25.07.1731 по 18.05.1739 епископ Вятский и Великопермский Киприан (Скрипицын), епископ бывший епископ Вятский и Великопермский с 18.05.1739 16.06.1740 Савва (Шпаковский), епископ бывший епископ Архангелогородский и Холмогорский с 30.06.1740 29.07.1749 Гавриил (Кременецкий), епископ рукоположен с 17.09.1749 по 08.10.1755 епископ Казанский и Свияжский Порфирий (Крайский), епископ бывший еп, Суздальский и Юрьевский с 09.10.1755 по 29.10.1763 епископ Белгородский и Обоянский Феодосий (Михайловский- Прокофьев), епископ рукоположен с 28.12.1763 30.01.1787 Коломенская и Тульская С 1788 года Имена Сведения Феофилакт (Горский), епископ бывший епископ Переславль Залесский и Дмитровский с 06.05.1788 12.09.1788 Афанасий (Иванов), епископ рукоположен с 12.11.1788 по 10.04.1799

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев, иногда посредством принудительных мер; в числе учеников бывали священники, диаконы, церковнослужители и монахи. Самые одаренные проходили академический курс в 12-13 лет; другие же в течение 15-ти лет едва достигали философского класса; бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном классе оставались по 10 лет. В этой академии получили образование многие из известнейших деятелей XVIII в.: митр. Гавриил, Феофилакт (Горский), Бантыш-Каменский Н. Н., князь Кантемир, А. Д., Костров, М. В. Ломоносов. Цветущий период академии — 1775—1814 гг., под протекторатом митрополита Платона (Левшина). Историк академии так характеризует это время: «Круг наук при митр. Платоне значительно распространился, введены новые предметы учения (церковная и гражданская история, русская церк. история, церк. право, пасхалия, физика в новой постановке, история философии, медицина, церков. устав и пение, новые языки), появились новые учебные руководства, дух схоластики потерял силу и уступил место светлому воззрению на предмет. Зная по собственному опыту всю тяжесть систем, которым время и привычка усвоили права первенства, Платон признал нужным ввести великорусский элемент в науку и оставить заимствование света учения от инуду. Имея много учёных людей вокруг себя, он положил конец вызову умных из Киева, отстранил их системы, дотоле бывшие образцами для московских богословов и философов, и образовал по своей мысли академию, сообщив ей все средства к приобретению новых знаний». Материальные средства академии были усилены, содержание наставников улучшено, для учеников устроена бурса, увеличена библиотека. Побеги и укрывательства учеников прекратились. Целый ряд проповедников и учёных, вышедших из этой академии, свидетельствует о её благоустройстве во времена митрополита Платона. Московская Духовная академия (синодальный период) [ править править код ] В 1814 году академия была открыта в Свято-Троицкой Сергиевой лавре , в специально для неё исправленных и подготовленных помещениях Троицкой Лаврской Семинарии. Для преподавания в неё были переведены 3 преподавателя из Славяно-греко-латинской академии. Новая академия немало потрудилась в разработке богословских, церковно-исторических и философских наук; также в переводе творений отцов Церкви на русский язык. Труды эти напечатаны в академическом журнале: «Творения св. отцов. Прибавления к творениям Св. отцов». В Троице-Сергиевой лавре академия оставалась до 1919 года: вскоре после октябрьского переворота 1917 года и лавра как монастырь была закрыта, и академия выселена из занимаемых помещений, с экспроприацией всего имущества. Формально академия была переведена в Москву, где занятия со студентами «частным порядком» проходили до конца 1920-х годов. Московская Духовная академия (советский период) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_дух...

По Иоанну-же ( Ин. 19:5 ), это была Мария Клеопова, сестра Марии, Матери Господа (Алфей=Клеопа. Пр. Филарет II, 87; А. В. Горский (см. н.) 533; Lange в Real-Encyklopädie Herzog’a Bd. VI, S. 409). Итак, Апостол Иаков Алфеев ( Мф. 10:3 ) был сыном Марии Клеоповой (Алфеевой), сестры Матери Господа, т.е. троюродным, вероятно, братом Господа. По свидетельству Егезиппа наоборот, Клеопа, муж Марии, был братом Иосифа, Обручника Девы Марии, так что в данном месте у Иоанна под «сестрою Матери Его» и матерью Клеоповой должно разуметь две отдельные личности. Так понимал и Wieseler (см. Но пр. Филарет «другой Марии Магдалины и Матери Христовой Евангелист не знает ( Мф. 27:61, 28:1 )». Впрочем, в нашем вопросе следовать тому или другому мнению – вещь почти безразличная, – точнее говоря, вся разница сводится к тому, по мужской или по женской линии Иаков был братом Господа. Сверх того, если по мужской, – то уз крови между Господом и Иаковом собственно не было, ибо Иосиф был наречённым только отцом Господа, – и братом Господа Иаков так часто именовался лишь потому, что по смерти Клеопы, брат его Иосиф усыновил себе его детей, – как представляет дело Егезипп ( Lange и бл. Феофилакт в толковании на Гал. 1:19 (Казань. 1881. Стр. 16). – За тождество личности Иакова, брата Господня и – Апостола Его, автора соборного послания, говорит далее предание церковное. В то время, как, по замечанию Lange, различение Иакова, Апостола, от Иакова, брата Господня, происходит на почве апокрифов и иногда с целью доказать не каноническое достоинство послания Иакова (как, напр., у Лютера. Лютер автора послания Иакова считает, как известно, просто «добрым, благочестивым мужем»), за тождество их стоят: Егезипп (Euseb. Hist. Eccles. II, 23. – см. S. 407), Руфин также Епифаний (Haeres. 29 – contra Nasareos, vid. S. 408) и бл. Августин (Contra Cresconium –vid. В пользу того же мнения говорит, наконец, и то соображение общего характера, что, при различении Апостолов: Иакова Алфеева, Симона Кананита и Иуды Фаддея от соимённых им братьев Господа, получается странное совпадение обстоятельств: все названные Апостолы прошли бесследно в последующей истории Церкви, тогда как Иаков Иуда и Симон, братья Господа, не имея апостольского звания, заняли столь видные места в этой истории: Иаков и Симон – как первые епископы церкви Иерусалимской, Иуда – как писатель соборного послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Вместе же, еще в тесных рамках патриаршего периода Церкви российской на всей обширности пределов пространства ее – два великие, сильные, из недр самой Церкви родившиеся движения: на юге быстро распространяющееся духовное образование с обильными плодами в самом начале, с большими надеждами в будущем; недаром были отделены настолько веков, были подвержены таким волнениям и потрясениям Церкви малороссийские; нужно было возбудить спящие силы сынов юга для того, чтобы потом сообщить их дух, их плоды приобретения, а всего важнее – первое движение и коснеющим в безжизненной деятельности умам сынов севера; луч просвещения духовного проникнет с юга на север и зажжет здесь свои светила. На севере – усилие очистить священную внешность церкви от следов суеверия, истребить глубоко укоренившиеся и широко разросшие заблуждения на книгах церковных, на всем богослужении, на самих служителях храма. Так и надлежало сему быть; патриархам недолго было назначено быть; они со своим временем представляют последнее, самое высочайшее проявление всего быта Церкви российской, заключают оное; им и надлежало очистить грехи предшественников своих. И присовокупим к сему, что период патриаршеский был в нашей Церкви периодом самого полного тесного, единообразного устроения всей обрядовой внешности и вместе периодом раздробления, сект, расколов. Теперь представим, что весь этот период заключается только в правлении 10 патриархов, в 113 годах (1587–1700 гг.), или, если присовокупим и 21 год правления административного, то 134 годах; приложите к числу прежних епархий России 30 новых, к числу обителей – еще до 240; поставьте в сих немногих годах оных епархий, в келлиях оных обителей – Иова, Гермогена, Филарета, Авраамия Палицына, Дионисия архимандрита, Епифания Славинецкого, Никона, Иоакима, Адриана, Петра Могилу , Иннокентия Гизеля, греков – Лихудов, Лазаря Барановича, Симеона Полоцкого , Феофилакта Лопатинского, Феофана Прокоповича , Питирима Нижегородского, Гавриила Бужинского, и множество еще других знаменитых имен, и скажите, не слишком ли тесен этот период для таких важных событий, для множества таких великих лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приводя в устройство монастырь, Гавриил, по должности преподавателя, занимался составлением богословских уроков, коими после него пользовался, между прочим, Феофилакт Горский при составлении своей системы (de credendis et agendis), напечатанной в первый раз в 1784 году 38 . Кроме составления богословских уроков, Гавриил в Москве занимался и другими учеными трудами, и некоторые из них успел напечатать. Так напр. в 1761 году напечатано в Москве исправленное им последование в неделю православия 39 . Из слов, говоренных им, одно на день вступления на престол императора Петра III, напечатано 1762 года в прибавление к Московским ведомостям; а другое, говоренное на день коронования императрицы Екатерины II, напечатано в 1763 году при Московском университете. Сверх того, будучи ректором Московской академии Гавриил перевел на латинский язык изданную генерал-фельдмаршалом Бестужевым-Рюминым книгу под заглавием: «стихи, избранные из св. писания служащие к утешению всякого христианина, неповинно претерпевшаго заключение». Книга эта напечатана в Москве в 1763 году. Предисловие к ней написано также Гавриилом 40 . Ученая деятельность Гавриила, соединенная со строгой его жизнью, мало-помалу сделалась известной светским и духовным сановникам. В записках современников остались вписанными два события, свидетельствующие об особенном внимании к нему правительства. Известно, что во время пребывания Гавриила в Москве, нужно было избрать законоучителя государю наследнику Павлу Петровичу. Заботливый воспитатель его Панин 41 раз, при открывшемся случае, предлагал Гавриила в законоучители. Но Орлов 42 рекомендовал Платона, которого видел на диспуте 43 , под тем предлогом, что для Двора нужен такой, кто бы долее мог учить. Об избрании Гавриила в законоучители знал почти в тоже время и Платон. Описывая путешествие Императрицы в мае 1763 года с членами св. синода в Ростов, для переложения мощей св. Димитрия в новую раку, он в своей автобиографии говорит о сем: «Димитрий Новгородский митрополит объявил Платону, что избран-де во учители к Государю друг его, архимандрит и ректор академии, бывый потом митрополит Новгородский Гавриил: что Платон принял с обрадованием; ибо о себе и не помышлял 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Благодарность была отличительным свойством благородной души Архипастыря. Платон помнил своих благодетелей, учителей и добрых товарищей, и не забывал оказанных ему услуг и одолжений, стараясь отплатить за них. Признавая все таланты свои, все подвиги и отличия даром Божиим, благодарность свою Царю царей выразил он в духовном завещании и в заимствованном у Златоуста девизе своём, вырезанном на любимой его панагии с изображениями св. Апостол Петра и Павла: Слава Богу о всём. Сам же, благодетельный и благотворительный, часто испытывал неблагодарность, которая, впрочем, не отвлекала его от стремления делать добро. Платон, от юности своей до старости, много терпел от зависти других, но великая душа его чуждалась этой гибельной и убийственной страсти, столь близкой к ненависти, которую Св. Писание называет человекоубийством. Он уважал и любил таланты и достоинства даже в тех, которые ему почему-нибудь не нравились и к нему были не расположены: его не устрашало, не тревожило, но радовало и восхищало превосходство в других. Мы уже представили его отзыв об Амвросии Протасов. Один из товарищей Платона по учению, глубокомысленный богослов, муж просвещённый того времени, но пылкий характером, Феофилакт Горский, Епископ Переславский, почитал его своим соперником в Богословии и врагом себе. Платон это знал и умел его привлечь к себе великодушием. Когда Феофилакту, для излечения его болезни, присуждено было жить в Москве, тогда Митрополит, поместив его в Высокопетровском монастыре, велел ему оказывать все подобающие его сану почести и нередко сам посещал его. «Мы с ним сиживали на одной скамейке рядом, – говаривал Платон, – проходили по одним классам. Горе было бы мне теперь, если бы я был в классах его ниже: он бы мне этого не простил и не подружился бы со мною». Наушничество он почитал более вредным и опасным, чем полезным и необходимым средством для начальствующих, тем более что сам убедился из опыта других, что оно лишает спокойствия и начальника и подчинённых, вводит в заблуждение одного и часто невинно оскорбляет других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

et Epist. ad Cor. 1. с.), Иероним, Екумений, Феофилакт. Сам Господь вторичным явлением своим ученикам в оный же день чрез неделю по своем воскресении по-видимому утвердил его для преимущественного о сем воскресении воспоминания; затем – пасхи и пятидесятницы ( Деян. 20:16 ; 1Кор. 16:8 ). Действия собраний не были также постоянно однообразны, с одной стороны по причине новости вводимого без особенных правил порядка, с другой – по разности в различные времена обстоятельств и нужд церкви. Более обыкновенными представляются: 1) Чтение из Ветхого Завета, как то совершалось в синагогах иудейских, вместе с ним изъяснение чтенного. Так было сие заповедано ап. Павлом церкви Коринфской ( 1Кор. 14:29 ). Можно полагать, что и книги Новозаветные были так же читаемы в оных собраниях. Так свидетельствует Евсевий, что ап. Петр учредил читать в церквах евангелие Марка. 2) Пение священных песней (впрочем без музыкальных орудий) и из иудейского богослужения заимствованных, как то псалмов ( Еф. 5:19 ; Кол. 3:16 ), по примеру Спасителя и нарочито приготовленных ( 1Кор. 14:26 ) или от внезапного восхищения духа, разогретого духовными упражнениями, рождающихся в самом собрании. 3) Совершение молитв не только духом, но и умом ( 1Кор. 14:15 ) одним предначинаемых, а от всего собрания заключаемых, по обычаю иудейскому, подтвердительным восклицанием: аминь (16). Но важнейшее, собственно христианское священнодействие в оных собраниях, часто повторявшееся, было воспоминательное совершение последней вечери Господа Иисуса. Сего требовала любовь к Нему; сим укреплялся союз верующих между собой; в сем обретал каждый пищу и подкрепление для своего духа. С ним соединялось и другое дело любви к своим братиям, устроение общей трапезы для богатых и неимущих из посильных приношений первых. Почему отправление сих двух действий и было предваряемо собранием приносимого для вечери таинственной и общей трапезы. Для первой были избираемы только хлеб и вино; все прочее следовало к последней. Избранные хлеб и вино предлагались не просто, но освящались в таинственные виды произнесением слов Самого Спасителя при первом установлении таинства и благословением или молитвой священнодействующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Когда исправление книг было окончено, Император Пётр 1. указом 1724 г. Февр. 5, прежде печатания поправленного текста, повелел тщательно освидетельствовать оный вышеупомянутому Феофилакту Лопатинскому (тогда уже архиепископу Тверскому; и архимандриту Спасо-Ярославского монастыря Афанасию Кондоиди, учёному Греку. Но с кончиною Петра 1-го дело сие пресеклось. Уже в царствование Императрицы Елисаветы Петровны, помянутый пересмотр возобновлён, и по окончании пересмотра, исправленный перевод Ветхозаветных книг, вместе с Новозаветными, издан в свет в 1751 году. В сём издании исправители приложили список погрешностей, «яже, как они говорят, бяху в первопечатной (1663 г.), ныне же исправлены». Список этот, при сличении с подлинными рукописями Библии, правленой при Императоре Петре 1, показывает, что исправители Елизаветинского времени приняли почти все прежние исправления 1714–1720 г. Так в Пятикнижии, из указанных ими 11 исправлений, девять принято от Петровских исправителей, а два следующие: Быт. 7:11 . Лев. 11:22 . сделаны вновь; из дополнений 22 заимствованы, а Исх. в гл. 11 и 40 сделаны вновь; исключения все (7) приняты. В книгах Иисуса Навина, Судей и Руфи и дополнения (24) и исключения (26), и исправления (16) все заимствованы; и только в последних внесено своё исправление Нав. 6:4 . В книгах 1, 2 и 4 Царств исправители 1751 г. немного отступили только в трёх местах 1Цар. 2:33. 10:21. 2 Цар. 7:19; в прочих же исправлениях (29), дополнениях (14, кроме слов 2Цар. 21:11 .) и исключениях (14) следовали своим предшественникам. В книгах 1 и 2 Паралипоменон, 1 и 2 Ездры исправления (22), дополнения (всех 7, – вновь внесены потом только два последнее стиха в 2 кн. Паралипоменон,) и исключения (8) также сделаны ещё Петровскими исправителями. В книге Неемии многие стихи в гл. 11 и 12 Елисаветинские исправители восполнили по изданию Комплютенскому (которого у Петровских не было); равно в кн. Есфири в г ж 8. эпистолою Артаксеркса, в первопечатной Библии переведённую темно, и пропущенные в гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В веке преподобным Максимом Греком и его сотрудниками переведены в Москве: великое собрание толкований разных Отцов и учителей Церкви на Псалтирь, потом беседы святого Иоанна Златоустог о на Евангелия Матфея и Иоанна. Тогда же в Новгороде предпринят и совершён перевод толкования на Псалтирь с Латинского языка, Дмитрием Герасимовым. В том же столетии находим и перевод бесед святого Василия Великого на Псалмы. В XVII веке Епифаний Славинецкий перевёл слова Василия Великого на Шестоднев и Феофилакта Болгарского на послания Апостола Павла. В тоже время неизвестный из учёных Малороссиян занялся составлением обширного собрания толкований на Апостол. Так постепенно из века в век приумножалось для любителей Слова Божия собрание книг, его изъясняющих. Мы ещё не включили сюда многих других толкований, как то: изъяснение на некоторые места из книг Моисеевых, Севериана Гавальского Шестоднев, блаженного Феодорита толкование на Псалмы, Филона Карпафийского и других на Песнь Песней. Мы указали в своём перечне только на те толкования, которых описание вошло в состав издаваемой части. При описании и разборе вышеисчисленных переводов мы обращались к подлинному тексту толкований, по изданиям святых Отцов на Греческом или Латинском языках. Для определения неизданных на Греческом языке творений, прибегали к пособию Греческих рукописей Московской Синодальной библиотеки, или к другим учёным указаниям. При рассмотрении переводов обращали внимание на их достоинство в отношении близости к подлиннику, в древнейших же памятниках – в особенности на язык перевода. Но при этом не были опускаемы из вида и другие стороны предмета, имеющие значение для истории духовного просвещения, как то: отношение переводчиков к тексту Библейскому в Славянском переводе. При таком сличении открылась возможность, между прочим, усмотреть в толковании на послания Апостола Павла, дошедшем до нас в списке 1220 г., текст Апостольский в том виде, как он существовал до перевода толкования. При таком сличении в толковании Иоанна, экзарха Болгарского, разобрано, что взято им из толкований древних Отцов, и что, по соображению, может принадлежать собственной обработке Иоанна экзарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Иосиф III епископ, рукоположен †27.01.1615 Рафаил (Журавлев) епископ, рукоположен с 17.12.1618 по 1652 уволен; † 25.01.1653 Павел епископ, рукоположен с 17.10.1652 до 1654 сослан в заточение, в 1655 пропал без вести Александр епископ, рукоположен с 3.06.1655 по 5.12.1657 еп. Вятский и Великопермский Междуархиерейство десять лет. Мисэил епископ, рукоположен с 9.06.1667 по 14.09.1671 митр. Белгородский и Обоянский Иосиф IV архиепископ, рукоположен с 1672 до кон. 1675 – нач. 1676 лишен кафедры и сослан под надзор; с 1677 архиеп. Архангельский при Архангельском соборе в Москве Павел (Моравский) архиепископ, рукоположен со 2.04.1676 по 6.09.1681 архиеп. Суздальский и Юрьевский Никита (Тотемский) архиепископ, бывший еп. Звенигородский и Архангельский c 24.12.1681 Антоний (Одинович) архиепископ, рукоположен с 18.03.1705 †1.06.1716 Иоанникий митрополит, бывший митр. Ставропольский †25.03.1724 Варлаам (Леницкий) епископ, бывший еп. Суздальский и Юрьевский с 19.04.1724 по 7.09.1727 еп. Астраханский и Терский Игнатий (Смола) митрополит, бывший еп. Иркутский, викарий Тобольской епархии с 13.07.1727 по 2.12.1730 лишен сана и сослан простым монахом; †25.12.1741 Вениамин (Сахновский) епископ, рукоположен с 25.07.1731 по 18.05.1739 еп. Вятский и Великопермский Киприан (Скрипицын) епископ, бывший еп. Вятский и Великопермский с 18.05.1739 †16.06.1740 Савва (Шпаковский) епископ, бывший еп. Архангелогородский и Холмогорский с 30.06.1740 †29.07.1749 Гавриил (Кременецкий) епископ, рукоположен с 17.09.1749 по 8.10.1755 еп. Казанский и Свияжский Порфирий (Крайский) епископ, бывший еп. Суздальский и Юрьевский с 9.10.1755 по 29.10.1763 еп. Белгородский и Обоянский Феодосий (Михайловский- Прокофьев) епископ, рукоположен с 28.12.1763 †30.01.1787 Коломенская и Тульская С 1788 года Феофилакт (Горский) епископ, бывший еп. Переславль- Залесский и Дмитровский с 6.05.1788 †12.09.1788 Афанасий (Иванов) епископ, рукоположен с 12.11.1788 по 10.04.1799 еп. Воронежский и Черкасский Мефодий (Смирнов) епископ, бывший еп. Воронежский и Черкасский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010