При моем поступлении в Новоезерский монастырь, в июне 1832 года, уже 6 год был настоятелем игумен Аркадий, живший в казначейских келиях, потому что настоятельские занимал предместник его, находившийся на покое, архимандрит старец, Феофан 19 . Он поступил в Новоезерский монастырь из настоятелей одного из Новогородских монастырей, а до того времени был келейником митрополита Гавриила (Санкт-Петербургского и Новогородского 1763 г.) и милостынедателем, и владыка заметил, что пока он раздавал милостыню, у него никогда не было недостатка в деньгах, а когда на место отца Феофана поступил другой, то митрополичья казна стала оскудевать. В Новоезерские настоятели он был назначен еще в конце прошлого столетия, в 1793 году, из настоятелей, на место игумена Гедеона, смененного за слабое правление и посланного в Кириллов Белоезерский монастырь, где он и умер. Он не был заранее предуведомлен о приезде отца Феофана, и так как вел жизнь ни чем не лучше прочей братии и подолгу отлучался из монастыря, то и на этот раз его также там не случилось, вся братия была в разброде, так что новый настоятель нашел монастырь почти пустым, в совершенном упадке: строения валились, а поддержать их было нечем. О жизни братии лучше ничего не говорить: до того велика была их распущенность. Помолившись угоднику Божию, преподобному Кириллу, и все осмотрев, отец Феофан поехал обратно в Белоезерск, потому что, видя, в каком положении находился монастырь по нерадению игумена Гедеона, он убоялся остаться, отчаяваясь в возможности восстановить обитель. Когда Белоезерские боголюбивые граждане узнали, что отец Феофан возвратился в город и какая была тому причина, они собрались к нему и стали его убеждать, чтобы он не отказывался от Новоезерского монастыря, к которому они имели великое усердие, хотя, к сожалению, оно совершенно не приносило для обители никакой пользы по милости настоятеля. Они было порадовались, что туда назначили человека, о котором слышали как о подвижнике, отличавшемся строгостью своей жизни, и вот вдруг все их надежды рушились. Убеждаемый Белоезерскими гражданами, обещавшими отцу Феофану дать средства возобновить запустелый монастырь, он должен был сдаться и, видя всеобщее желание и готовность помогать ему, решился возвратиться в монастырь, сопровождаемый туда едва ли не всем городом. Более всех пожертвовал Г. Маньков: он дал деньгами 5 000 рублей и обещал отдать свой дом в городе под монастырское подворье; глядя на него, жертвовали и все другие, кто что мог: кто муку, кто рыбу, лес, известь, холст, даже деревянную посуду; из Белоезерска потянулся целый обоз.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В.Г. Добронравов Предисловие Память о строителе иеромонахе Клеоне сохраняется и чтится в Введенской пустыни до настоящего времени. Богомольцы, посещающие пустынную обитель, считают всегда своим долгом помолиться у его могилы, отслужить, по нем панихиду. У надгробного камня почившего строителя всегда теплится лампада, и нередко возжигаются благочестивыми чтителями свечи. Нам приходилось наблюдать, с каким живым любопытством богомольцы расспрашивают о жизни и деяниях старца Клеопа и с каким глубоким и благоговейным вниманием выслушивают сообщаемое им иногда довольно скудные сведенья. Посему издание возможно полного жизнеописания иеромонаха Клеопы является насущной потребностью для обители, которой управлял в течение нескольких лет, особенно в виду приближающегося двухсотлетия ее существования. Первоисточником сведений об иеромонахе, Клеопе служат „Записки о. Феофана, архимандрита Кирилло-Новоезерского монастыря», бывшего келейника Митрополита С.-Петербургского Гавриила. О. Феофан (в мире Феодор Соколов) в 1774–75 г. поступил из Санаксарской пустыни послушником в Введенскую Островскую пустынь, когда строителем ее был иеромонах Клеопа, и оставался здесь до 1777 года. Таким образом, о. Феофан в течении двух слишком лет жил под руководством старца Клеопы и имел возможность хорошо познакомиться с ним. Свои воспоминания о Клеопе и характеристику его о. Феофан внес в свои „Записки, в которых он описывает свою жизнь 1 . Сведение о. Феофана, как современника Клеопы и свидетеля-очевидца, имеют, конечно, весьма важное значение, но это значение их ценно главным образом для характеристики нравственного настроения о. Клеопы, для характеристики его, как инока-подвижника. Что же касается фактических подробностей жизни о. Клеопы, то в сведениях о. Феофана есть значительные пробелы и неточности. Покойный профессор Московской Духовной Академии Н. И. Субботин в своей статье „Архимандрит Феофан, настоятель Кириллова-Новоезерского монастыря " 2 , излагая биографию Феофана, обработал и его сведение об иеромонахе Клеопе, но не привнес в них ничего нового.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Выступление игумена Дамаскина (Орловского) в передаче " Вечность и время " телеканала " Спас " 29 ноября 2016 года. Выступление игумена Дамаскина (Орловского) в передаче " Вечность и время " телеканала " Спас " 29 ноября 2016 года. Выступление игумена Дамаскина (Орловского) в передаче " Образ " на телеканале " Царьград " 12 декабря 2016 года. Священномученик Серафим (Чичагов). Выступление игумена Дамаскина (Орловского) в передаче " Образ " на телеканале " Царьград " 12 декабря 2016 года. Священномученик Серафим (Чичагов). Интервью игумена Дамаскина (Орловского) на телеканале Царьград. Прославлены и забыты? 2015 год. Интервью игумена Дамаскина (Орловского) на телеканале Царьград. Прославлены и забыты? 2015 год. Живое слово. Священномученик Павел Светозаров.  Живое слово. Священномученик Павел Светозаров. Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Живое слово. Священномученик Николай Брянцев.  Живое слово. Священномученик Николай Брянцев. Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Живое слово. Священномученик Феофан (Ильменский).  Живое слово. Священномученик Феофан (Ильменский). Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Живое слово. Священномученик Андроник (Никольский).  Живое слово. Священномученик Андроник (Никольский). Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Живое слово. Священномученик Иларион (Троицкий).  Живое слово. Священномученик Иларион (Троицкий). Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Живое слово. Священномученик Василий Соколов.  Живое слово. Священномученик Василий Соколов. Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Беседа А.Н. Крутова с игуменом Дамаскиным. В день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2002 года игумен Дамаскин, научный руководитель нашего фонда, дал интервью телевизионной программе «Русский дом». В программе обсуждались вопросы определения святости, подвига за веру, причины канонизации людей. «Тот, что в этих книгах идеал – это ведь те же наши люди, современники, это ведь не только священники, не только епископы, не только сугубо церковные люди. Это те же крестьяне, это те же врачи, это те же учителя, но разница в чём? – Что эти люди исполняли свои земные обязанности, но и верили в вечность», – подчеркнул в своем выступлении игумен Дамаскин.

http://fond.ru/video/kino

Архимандрит Феофан Новоезерский (1752–1832) Первые годы подвижничества старца Феофана (в миру Феодора Соколова) проходили в Саровской пустыни и Санаксарском монастыре. Здесь изучил он монашескую азбуку: терпение, строгость к себе, безусловное послушание. Вместе с другими он исполнял, после долгой церковной службы, разные послушания, в которых и настоятель принимал участие: рубил дрова, топил печи, готовил на кухне, пек хлебы, мел полы. Во время жизни в Санаксаре Феодор познакомился со святителем Тихоном Задонским , который приглашал его даже остаться в Задонске. В 1774 году преподобный Феодор Санаксарский , по наветам людей, гневавшихся на его нелицеприятие и заступничество за обижаемых крестьян, был сослан в Соловецкий монастырь. Большая часть учеников его тогда разошлась по другим обителям. В числе их и Феодор Соколов перешел, после трехлетней жизни в Санаксаре, во Введенскую Островскую (близ города Покрова, Владимирской губернии) пустынь и здесь находился под руководством настоятеля старца Клеопы, который был постриженник афонский и долго упражнялся там в высшем молитвенном делании с преподобным Паисием Величковским . Перейдя в Россию и, после некоторого времени, назначенный во Введенскую пустынь, старец Клеопа ввел в ней общежительный афонский устав, чинную службу. Сам он проводил жизнь в постоянной молитве и богомыслии, братией же управлял любовью кроткой и прощающей; заботился не столько об упражнении их в суровых постах и трудах, сколько о водворении смирения, незлобия, миролюбия. И здесь, у такого наставника, дополнено было иноческое воспитание Феодора и, уже привыкший в Санаксаре к суровому долгу иноческому, здесь научился он высшим добродетелям: чистоте помыслов, духу любви и смирения. Между тем рассказы старца Клеопы возбудили в молодом послушнике сильное желание наставиться у старца Паисия и видеть Афон. В 1777 году Феодор отправился в Молдавию вместе с молдавскими иноками, возвращавшимися в свой монастырь. Он надеялся побывать на Афоне, в Палестине и затем поселился у старца Паисия, но когда он пришел в Молдовлахию, в Тисманский монастырь, игумен Феодосий удержал его и немедленно постриг с именем Феофан. Тогда Феодору было двадцать пять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А. Ильин Скачать epub pdf Историк-архивист Алексей Никанорович Котович Средний сын крупчицкого священника – Алексей Котович стал известным историком, который исследовал историю духовной цензуры в Российской империи. Алексей Никанорович Котович родился 17 ноября (ст. ст.) 1879 года в селе Рогозно Кобринского уезда. Первоначальное образование он получил в Жировицком духовном училище, где обучался с 1890 по 1894 год, а потом учился в Литовской духовной семинарии с 1894 по 1900 год, где на курсе выше обучался его двоюродный брат Борис Котович. В 1900 году Алексей Котович окончил семинарии и, как лучший студент, был рекомендован семинарским правлением для поступления на казённый счёт в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1900 году Алексей Котович сдал вступительные экзамены и поступил в академию, которая была ведущим тогда духовным учебным заведением в стране, где преподавали замечательные педагоги, учёные и яркие личности. Ректором был епископ Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский, 1867–1944), в будущем – патриарх Московский и всея Руси. Инспектором академии являлся архимандрит Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров, 1873–1940) – духовник императора Николая и императрицы Александры Фёдоровны, сыгравший решающий роль в переезде старца Григория Распутина в Санкт-Петербург. В академии сформировалась замечательная Петербургская церковно-историческая школа: Иван Гаврилович Троицкий (1858–1929), Василий Васильевич Болотов (1854–1900), Александр Иванович Бриллиантов (1867–1933), Николай Константинович Никольский (1863–1936), Платон Николаевич Жукович (1857–1919), Иван Саввич Пальмов (1855–1920), Иван Иванович Соколов (1865–1939), Тимофей Васильевич Барсов (1836–1904) и др. «Их исследования прошлого Церкви были обращены к запросам настоящего. Можно назвать ещё целый ряд дисциплин и имён, с которыми на рубеже веков был связан научный прогресс Петербургской духовной школы. Это и догматическое богословие ( А.Л. Катанский ), и патрология ( Н.И. Сагарда ), и нравственное богословие ( А.А. Бронзов ), и церковная археология ( Н.В. Покровский ), и каноническое право ( В.Н. Бенешевич ). Можно также назвать и ряд областей, где учёними-тружениками Санкт-Петербургской духовной академии был сделан значительный вклад в церковную науку и богословскую мисль. Достаточно сказать о трудах Н.Н. Глубоковского о св. апостоле Павле или об экклезиологическом исследовании прот. Евгения Аквилонова . В это же время в Академии выдвигается замечательный круг учёных-славистов (Н. К. Никольский , И.Е. Евсеев , епископ Анастасий)» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Александра Боровик Редактор " Журнала Московской Патриархии " . Ровно полвека назад, 28 октября 1962 года, преставился ко Господу святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник. Большой знаток богослужения и церковного Устава, святитель Афанасий прожил трудную жизнь, более тридцати лет в разное время проведя в заключении. Александра Боровик 28 октября 2012 г. Открытие уникальной образовательной программы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоялось 18 октября в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, где были представлены первые стипендиаты проекта. Александра Боровик 18 октября 2012 г. 15:45 Улица Шоссейная, расположенная в районе " Южное Бутово " Параскево-Пятницкого благочиния Юго-Западного викариатства Москвы, теперь будет носить имя протоиерея Николая Сироткина, который служил здесь, в знаменском храме, до 1920 года. Такое решение принято 9 октября на заседании правительства города. Александра Боровик 10 октября 2012 г. 18:00 Фрагмент папируса IV века стал темой доклада профессора Гарварда Карен Кинг на международном конгрессе коптских исследований 18 сентября в Риме. “Иисус сказал им: Моя жена… ”, — такие слова можно разобрать на плохо сохранившейся реликвии, принадлежащей частному лицу. Александра Боровик 21 сентября 2012 г. 14:40 " Для того, чтобы понять роль отца Сергия и общины прихода на Маросейке в церковной жизни того времени, прежде всего нужно подвести итоги, а для этого — постараться собрать и систематизировать опыт этой общины. Именно такую задачу мы перед собой и ставили " , — поделились создатели нового 2-томника. Александра Боровик 17 сентября 2012 г. 09:00 В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры 5 сентября служили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Новгородский и Старорусский Лев, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, епископы Выборгский Назарий, Петергофский Маркелл и Лодейнопольский Мстислав. Александра Боровик 6 сентября 2012 г. 17:00 Защиты первых докторских диссертаций состоялись 4 сентября в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Успешными соискателями на ученую степень доктора богословия стали докторанты аспирантуры игумен Арсений (Соколов) и Владимир Катасонов.

http://e-vestnik.ru/persons/aleksandra_b...

Книга 2 → Содержание Предисловие 1) Епископ Феофан 2) Епископ Петр 3) Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев 4) Проф. А.Ф. Гусев 5) Ф. Ф. Гусев 6) Проф. П. П. Пономарев 7) Архимандрит (ныне архиепископ) Сергий (Страгородский) 8) Проф. И. В. Попов 9) Проф. А. С. Архангельский 10) Г. Георгий Левицкий 11) Проф. К. Д. Попов 12) Профессор М. М, Тареев 13) Проф. Алексей Попов 14) О. Иннокентий 15) Иеромонах Иоанн (Соколов) 16) Шалфеев 17) Проф. А. И. Гренков 18) Прот. Ключарев (впоследствии архиепископ 19) Архимандрит (ныне епископ) Тихон (Белавин) 20) Проф. прот. Т. И. Буткевич 21) Левитский С. Д 22) Иеромонах (ныне архимандрит) Феодор (Поздеевский) 23) С. Говоров 24) А. Иванов 25) Проф. В. Никольский 26) Adolf Harnack 27) Karl Holl 28) D: Otto Zöckler 29) Dr. Stephan Schiwietz, 30) Dr. Julius Mayer 3l) Философ В.С. Соловьев Заключение Addenda et corrigenda     Предисловие Вопрос об «аскетизме“ приобрел в последнее время глубокий научный интерес и серьезную важность, хотя, впрочем, такое значение он получил не столько сам по себе, сколько по тесной, неразрывной связи его с другими вопросами, выдвинутыми на очередь запросами живой современности. Живой интерес вопрос об «аскетизме“ получил, благодаря решительному повороту, заметно обозначившемуся в направлении науки, преимущественно биологии и психологии, а также отчасти в направлении философии и общественного сознания. «Материализм“, сменившийся «позитивизмом“, постепенно уступает место «идеализму“. Если прежнее направление мысли и жизни было неблагоприятно для уяснения вопроса об аскетизме, то, благодаря указанному перевороту, названный вопрос в значительной степени привлек к себе научное и общественное внимание. В самом деле, одно из популярнейших и авторитетнейших, господствовавших до последнего времени в науке о жизни направлений, считавшееся долгое время единственно объективным и точным, целиком сводило все понятие о жизни к приспособлению, а все значение, цель и ценность жизни – к наилучшему осуществлению такого приспособления. На первый план с полной определенностью выдвигалось значение именно внешнего фактора, окружающей среды, к которой все живущее, не исключая и человека,– чтобы не исчезнуть с лица земли, должно было всеми способами приспособляться, приноровляться, претерпевая изменения, сообразно влияниям и импульсам, получаемым именно совне и совершенно, ни в каком случае и смысле, независимым от внутренних импульсов живого существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XV. Старчество и аскетизм XVIII–XIX вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 4. Деятельность митрополита Гавриила Петрова, направленная на возрождение монашества Группа пустынножителей из рославльских лесов вышла из тех кругов монашества, которые не утратили своих духовных сил и своего стремления к истинно монашескому житию, несмотря на разрушительное влияние эпохи. Это стремление возникло внутри самого монашества. Поэтому при характеристике монашества оно заслуживает особой оценки. Если бы церковные власти удостоили это течение внимания и дали ему возможность сильнее влиять на монастырскую жизнь, то оно могло бы стать источником далеко идущей реформы. Но сейчас, рассматривая это явление в исторической перспективе, можно прийти и к такому выводу, что, может быть, это было и к лучшему, что Святейший Синод не взялся руководить этим аскетическим течением сверху, опираясь на свою административную мудрость,— таковой мудрости синодальные архиереи не проявили ни разу за 200 лет существования Синода! — и руководство принадлежало Божию Промыслу. Потому эти духовные силы свободно направлялись туда, где они могли обрести под собой плодородную почву и питать новое возрождение иночества. Но от лучших представителей церковной иерархии не были сокрыты ни нужды монастырей и монашества, ни обнаружившиеся в иноческой среде духовные течения. В этом отношении особой оценки заслуживает деятельность архиепископа Тверского Гавриила Петрова, впоследствии митрополита Новгородского и Петербургского. Несмотря на свое внешне блестящее положение, владыка Гавриил оставался тем человеком и иерархом, нравственный облик которого не могли исказить ни разрушительное влияние карьеры, ни дух эпохи . Его келейник, знаменитый и прославленный впоследствии старец Феофан Соколов, дал краткую, но впечатляющую характеристику Гавриила .

http://sedmitza.ru/lib/text/436684/

Краткое сказание о жизни блаженной памяти отца Феофана, Кирилло-Новоезерской Пустыни священно-архимандрита, с присовокуплением нравственно-духовных его поучений Источник Путие праведных подобне свету светятся: предходят и просвещают, дóндеже исправится день ( Притч. 4:18 ). Сотове медовнии словеса добрая, сладость же их исцеление души ( Притч. 16:24 ) Яждь меде, сыне, благ бо есть соте, да насладится гортань твои: сице уразумееши премудрость душею твоею ( Притч. 24:13, 14 ). Блаженный Феодорит, приступая к описанию жития некоторых Святых подвижников Божиих, говорит: «хорошо самому видеть труды мужей доблестных и подвижников добродетели, хорошо собственными глазами усмотреть полезное для себя в жизни их. Как скоро увидишь что-нибудь похвальное, – оно начинает казаться тебе достойным приобретения, становится вожделенным, побуждает из зрителя быть обладателем. Но немало также пользы, если самовидец таковых подвигов пересказывает об оных не видавшим.... И если бы всякий рассказ твердо сохранялся в памяти и постепенное забвение не застилало его какою-то мглою, а наконец и вовсе не истребило из мысли: то, конечно, лишний и напрасный был бы труд записывать рассказываемое, так как польза рассказа и без письма весьма легко распространялась бы и на последующие роды. Поскольку же от времени как тело приходит к старости и смерти, так и добрые дела постепенно забываются: то никто не вправе осуждать нас за намерение описать жизнь угодников Божиих.... Прилично ли будет нам не озаботиться, чтобы не были преданы забвению мужи, которые в мертвенном и многострадальном теле показали бесстрастие и соревновали бесплотным? Не навлечем ли на себя строгого наказания, если попустим, чтобы помрачилась память о сих достойных удивления подвигах? Сами сии подвижники, подражая высокому любомудрию прежде живших Отцов, не на меди и не письменами начертали память их, но, напечатлев на себе самих все их добродетели, соделались как бы одушевленными их изображениями. К сему замечанию блаженного Феодорита присовокупить необходимо, что еще более неизвинительно предавать забвению памяти о тех подвижниках, которые не только сами себя устроили в духовной жизни и научали других Закону Божию, по частному желанию вопрошающих или по частному какому-либо случаю встречающихся, но и принимали на себя обязанность устроить общества благочестивых, давали сим обществам уставы жизни подвижнической, руководствовали ими, заботились и бдели, о вверенных им душах, яко слово воздати хотяще ( Евр. 13:17 ); ибо дающие уставы другим, без сомнения, сами опытно дознали важность и необходимость оных в духовной жизни; и в них с особенною действенностью должна проявляться сила вседействующего Духа Благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

Статистика Феофан Новоезерский (Соколов), архим. (в миру Феодор) архимандрит Кириллова Новоезерского монастыря; по происхождению из дворян, родился 11 мая 1752 г. в гор. Троицке, Пензенской губернии; скончался 3 декабря 1832 года. Образование Ф. получил в доме родителей и уже на 14-м году жизни объявил свое намерение поступить в монастырь, но по желанию родителей должен был отправиться в Москву и поступить на службу в Вотчинную коллегию. В 1771 г., во время чумы, он потерял своих родителей и, пораженный грозными явлениями смерти, решился оставить службу и идти в монастырь. Первыми местами его пребывания были пустыни — Саровская (был в ней недолго), Санаксарская (пробыл три года) и Введенская Островская, Владимирской губ. (был два года); в них он усердно проходил все послушания и утверждался в благочестии. В 1777 г. он предпринял путешествие ко св. местам, но доехал только до молдавского монастыря Тисман, где был удержан и пострижен в монашество с именем Феофана. Притесняемая турками братия монастыря Тисман переселилась на время (1778—1780 гг.) в Молченскую Софрониеву пустынь, а монах Феофан удалился в Флорищеву пустынь, где был произведен в иеродиакона и через два года вернулся в Софрониеву пустынь. В то время стали требовать в Александро-Невскую лавру из разных монастырей лиц для занятия некоторых должностей. Из Софрониевой пустыни вместе с другими в 1782 г. был отправлен и Ф. В лавре он проходил должности канонарха, ключника, затем взят был в келейники к митрополиту Гавриилу и в 1785 г. рукоположен в иеромонаха крестовой церкви. Он был очень близок к митрополиту, пользовался его доверием и писал для него все " секретные бумаги " . Митрополит ценил в иером. Ф. духовную опытность и знание иноческой жизни, советовался с ним при выборе настоятелей монастырей Новгородской епархии и назначил его в общество ученых, исправлявших присланный из Молдавии перевод книги " Добротолюбие " . " Он не знает греческого языка, — говорил о Ф. митрополит, — но из опыта знает духовные истины, которых нельзя постигнуть одним только книжным учением, и потому правильнее ученых может понимать смысл наставлений, содержащихся в книге Добротолюбие " .

http://lib.cerkov.ru/authors/1098

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010